158
ECONOMICS / «C@yL©qyiym-J©yrMaL»#9îl3),2©19
УДК: 330.341.1:330.5:005.8
Старченко Г. В.
Черниговский Национальный Технологический Университет DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10250
ДРАЙВЕРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ НА УРОВНЕ ПРОЕКТНО-
ОРИЕНТИРОВАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Starchenko G. V.
Chernihiv National University of Technology
DRIVERS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY AT THE LEVEL OF PROJECT-
ORIENTED ORGANIZATIONS
Аннотация.
В статье определены драйверы инновационного развития экономики, раскрыта сущность понятия «управление инновационным развитием». Показано влияние глобализации на современные экономические отношения. Представлена концептуальная модель управления инновационным развитием. Отмечена важность проектного управления как перспективного инструмента управления инновационным развитием национальной экономики на уровне проектно-ориентированных организаций. Выделены классы задач организационного управления инновационным развитием национальной экономики.
Abstract.
The article identifies the drivers of innovative development of the economy. The essence of the concept of "management of innovative development" is disclosed. The influence of globalization on modern economic relations is shown. The conceptual model of innovative development management is presented. The importance of project management as a promising tool for managing the innovative development of the national economy at the level ofproject-oriented organizations is noted. The classes of tasks of organizational management of innovative development of the national economy are highlighted.
Ключевые слова: инновация, развитие, инновационное развитие, процессы глобализации, драйвер, инновационная инфраструктура, национальная экономика, проектно-ориентированные организации.
Key words: innovation, development, innovation development, globalization processes, driver, innovation infrastructure, national economy, project-oriented organizations.
На современном этапе развития общество переходит от экономической ориентации к инновациям, от накопления материальных благ как основы личного благосостояния - к накоплению и владению информацией которая является основой прогресса. Владение информацией и интеллектуальным потенциалом, определяет место страны в современном экономическом пространстве. Приоритетными задачами становится инвестирование в человеческий капитал и формирование на этой основе интеллектуального капитала общества.
Признаком развития мировой экономики является глобализация, которая влияет на развитие современных экономических отношений. Процесс
глобализации базируется на объединении национальных экономик (NEi) в единую экономическую систему (CES) и охватывает процесс трансформации мировой экономики в открытую целостную систему информационно-технологических (IT), финансово-экономических (FE), общественно-политических (SP), социально культурных (SC) взаимосвязей и взаимозависимостей (рисунок 1). Этот процесс протекает параллельно с интенсификацией инвестиционно-инновационных потоков, развитием мирового рынка товаров и труда, формированием информационного общества.
<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#9(ВД)),2Ш9 / БСОКОМТСБ
159
ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
$
ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ Рисунок 1. Модель функционирования единой экономической системы
Источник: составлено автором
Инновационный путь развития национальной экономики является залогом ее конкурентоспособности и повышения благосостояния населения. Поэтому сегодня все больше предприятий и организаций выбирают инновационные сферы деятельности, а государство пытается поддержать и финансировать государственные инновационные проекты, которые улучшат состояние национальной экономики. Одним из важнейших факторов эффективного функционирования и развития экономики страны является проведение государством последовательной инновационной политики.
Важное место на инновационном пути развития национальной экономики должно занимать проектное управление, которое как новая организационная культура и технология позволяет перейти от отдельных проектов и программ через проектно-ориентированные предприятия и организации к проектно-ориентированной экономике. Универсальные возможности проектной деятельности, позволяют признать проектное управление перспективным инструментом не только для решения актуальных экономических проблем, но и инструментом управления инновационным развитием национальной экономики [5].
Приоритетной целью государственной политики в области науки и технологий является переход к инновационному пути развития государства. Важнейшей задачей государственной инновационной политики становится формирование институциональных механизмов и инфраструктуры инно-
вационной модели экономики в условиях глобализации на всех уровнях - национальном, региональном, локальном.
Инновационный тип экономического развития все больше становится тем фундаментом, который определяет экономическую мощь страны и ее перспективы на мировом рынке. В странах, принадлежащих к числу инновационных лидеров, наблюдаются высокая концентрация наиболее рентабельных видов бизнеса (с высоким содержанием добавленной стоимости в цене продукта), преимущественно высокотехнологичная структура национального производства, выведение за пределы страны промышленно-технологического цикла производства, которые являются эколого, ресурсоемкими и т.п., сосредоточение крупнейших финансовых потоков [6].
В настоящее время нет четкого определения нормативно-правовыми актами Украины всех элементов рыночной инновационной инфраструктуры, которые могут быть по назначению отнесены к группе объектов поддержки инновационной деятельности.
Инновационная инфраструктура - совокупность предприятий, организаций, учреждений, их объединений, ассоциаций любой формы собственности, предоставляющих услуги по обеспечению инновационной деятельности (финансовые, консалтинговые, маркетинговые, информационно-коммуникативные, юридические, образовательные и т.п.) [1].
В современном обществе происходит постепенное замещение традиционных индустриальных
160
Есодамгся / <<шцшетум-шугмак>>#9113)),2(
средств производства новыми, которые продуцируют прогрессивные знания и инновации, усиливают взаимосвязь «образование - наука - производство» и повышают значимость интеллектуального потенциала.
Выделим драйверы и элементы развития инновационной инфраструктуры, важное место среди которых должны занимать проектно-ориентиро-ванные организации [6]:
- эффективные государственные институты, которые обеспечивают высокое качество жизни;
- высококачественное образование;
- эффективная фундаментальная наука;
- эффективный научно-технический венчурный бизнес;
- высококачественный человеческий капитал;
- производство знаний и высоких технологий;
- информационное общество или общество знаний;
- трансфер идей, изобретений и открытий от фундаментальной науки к инновационным производствам и далее - к потребителям;
- проектно-ориентированные организации.
Проектное управление - это управление важными видами деятельности в организации, которые
требуют постоянного руководства в условиях строгих ограничений по затратам, срокам и качеству работ с использованием методов проектного менеджмента.
Проектно-ориентированная организация - это организация, которая включает наряду с широким использованием методов проектного управления, организацию ведения бизнеса на основе инновационных разработок. Отличительным признаком таких предприятий является более интенсивное использование знаний как источника конкурентных преимуществ [4].
Управление инновационным развитием - экономическая категория, которая связана с инновационными изменениями и адаптацией процессов управления экономическими системами с требованиями внешней и внутренней среды. Инновационное развитие охватывает производственную сферу, сферу услуг и инновационную инфраструктуру национальной экономики [3].
Реализация основных функций управления экономической системой осуществляется с помощью методов управления. Последовательность внедрения в действие этих методов составляет механизм управления национальной экономикой (рисунок 2).
Рисунок 2. Концептуальная модель управления инновационным развитием национальной экономики
Источник: составлено автором средств и методов управления инновационными из-
Механизм управления инновационным разви- менениями, сочетающих прямую и обратную связь тием национальной экономики - совокупность и определяющих возможность целенаправленного
<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#9(ВД)),2Ш9 / ECONOMICS
движения, функционирования и развития управляемой экономической системы.
Механизмы управления инновационной инфраструктурой включают следующие классы задач инновационного развития национальной экономики:
- институциональные основы инноваций и государственное управление инновационной деятельностью;
- управление взаимодействием с внешней средой и, в первую, очередь, механизмы финансирования инновационного развития предприятий;
- управление взаимодействием с поставщиками и потребителями (в том числе - институциональное управление как управление ограничениями и нормами деятельности фирмы и ее контрагентов);
- управление и развитие системы проектно-ориентированной организации.
- управление и развитие персонала проектно-ориентированной организации.
Положение, которое наблюдается в инновационной сфере Украины, свидетельствует о существовании существенных системных препятствий формированию инновационной модели развития национальной экономики, которые консервируют разрыв между развитием производства, с одной стороны, и динамикой процессов в научно-технической сфере, с другой, препятствуют концентрации централизованного и децентрализованного финансирования на задачах инновационного развития национальной экономики.
Государство должно взять на себя ответственность за состояние инновационной сферы страны, осуществить анализ ошибок, которые были допущены в предыдущие годы, изучить успешный опыт других стран. Необходимо разработать и внедрить государственный механизм активизации процессов
161
инновационного развития национальной экономики на уровне проектно-ориентированных предприятий [2].
Список использованной литературы
1. Закон Украши «Про шновацшну дiяльнiсть» ввд 04.07.2002 № 40-IV // Вщомосл Верховно! Ради Украши (ВВР). ; Оф. вид. ввд 2002 р., N№ 36, ст. 266, станом на 05.12.2012. - [Електронний ресурс]. - Режим доступу : http ://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/40 -15.
2. Жалшо Я. А. Арх1ереев С. I., Базилюк Я. Б. та ш Проблеми та прюритети формування шно-вацшно! моделi розвитку економiки Украши [Елек-тронний ресурс] - Режим доступу : http://www.niss. gov.ua.
3. Князевич А. О., Крайчук О. В. Мехашзми управлiння iнновацiйним розвитком : моногр. -Рiвне : Видавець О. Зень, 2011. - 136 с.
4. Павлова С. I. Проектно-орieнтованi ор-гашзаци як розвиток методiв управлiння шдприем-ством // Вкник ЖДТУ Серiя: Економiчнi науки. 2016. № 4 (78) - С. 170-1176.
5. Старченко Г. В. Проектно-орieнтованi шдприемства нацюнально! економiки як драйвери розвитку шновацшно! шфраструктури. // Управ-лiння проектами: проектний шдхвд в сучасному менеджмента Матерiали IX М1жнародно! науково-практично! конференцп фахiвцiв, магiстрантiв, аспiрантiв та науковщв. Одеса: ОДАБА, 11-12 жо-втня 2018 р. C. 58-61.
6. Старченко Г. В., Ткаленко Н. В., Мовчан О. П. Оргашзацшний розвиток шновацшно! шфра-структури в умовах глобалiзацi! // Сощально-еко-номiчний розвиток регiонiв в контекст мiжнарод-но! штеграцп. Том 1. - Херсон: Херсонський нацю-нальний технiчний унiверситет, 2015. - №17(6). - С. 135-142.