УДК: 330.5: 005.8
Старченко Г.В.
Черниговский Национальный Технологический Университет DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10632 ПРОАКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Starchenko G. V.
Chernihiv National University of Technology
PROACTIVE MANAGEMENT OF PROJECTS OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE
NATIONAL ECONOMY
Аннотация
В статье выявлено влияние проактивного управления проектами инновационного развития на эффективность управления инновационными процессами национальной экономики. Проактивное управление проектами инновационного развития позволяет совершенствовать процессы и механизмы инновационного типа развития экономических систем. Развитие и совершенствование инновационных процессов, является ключевым трендом глобализации и требует проведения исследований, связанных с формализацией знаний о проактивном управлении проектами.
Abstract
The article reveals the influence ofproactive management ofprojects of innovative development on the effectiveness of managing innovative processes of the national economy. Proactive management ofprojects of innovative development allows us to improve the processes and mechanisms of the innovative type of development of economic systems. The development and improvement of innovative processes is a key trend in globalization and requires research related to the formalization of knowledge about proactive project management.
Ключевые слова: инновация; инновационный процесс; инновационное развитие, проект, проактивное управление; проекты инновационного развития.
Key words: innovation; innovation process; innovative development, project, proactive management; projects of innovation development.
На современном этапе развития общество переходит от экономической ориентации к инновациям, от накопления материальных благ как основы личного благосостояния - к накоплению и владению информацией которая является основой социального прогресса.
Приоритетной целью государственной политики в области науки и технологий является переход к инновационному пути развития экономики Украины. Важнейшей задачей государственной политики в Украине становится формирование институциональных механизмов и инновационной модели экономики на всех уровнях - национальном, региональном, локальном. Инновационный тип экономического развития является фундаментом который определяет экономическую мощь страны и ее перспективы на мировом рынке [7].
Создание эффективных методологий управления проектами инновационного развития национальной экономики является важным фактором применения проектного подхода в практике. Существующие модели, методы и механизмы управления проектами инновационного развития, как правило, формировались на основании практики, слабо формализованы и не позволяют строить эффективные инновационные процессы управления ростом национальной экономики в конкурентном окружении.
Современная методология управления проектами изложена в трудах зарубежных и отечественных исследователей: И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Дж. Р. Тернер, В. Н. Бурков, С. Д. Бушуев , Н. С.
Бушуева, А. М. Возный, К. В. Кошкин, С. С. Рыжков, Х. Танака и др.
Проблемы инновационного развития экономики были исследованы в трудах таких ученых как: Я. А. Жалила, А. В. Редкин, Д. М. Толкачов , Л. А. Сиволап, и другие.
Несмотря на наличие многочисленных теоретических разработок, вопросы эффективного про-активного управления проектами инновационного развития, остаются исследованными фрагментарно и требуют дальнейшего научного обоснования.
Целью исследования является разработка новой концепции проактивного управления проектами инновационного развития национальной экономики. Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть экономическое содержание дефиниций «проактивное управление проектами» и «проекты инновационного развития», что предполагает согласованность между понятиями «проект» и «проактивное управление», «инновации» и «развитие»;
- показать важность применения проактивного подхода к управлению проектами инновационного развития.
Для повышения эффективности экономических процессов, процессов инновационного развития экономики, чтобы быть конкурентоспособными, экономические системы должны постоянно обновляться, используя инновации как главный драйвер развития.
<<ШУШетиМ~^©и©Мак>>#Ш43)),2©1]9 / БСОШМГСБ
Инновационное развитие национальной экономики - сложный и многогранный процесс на который влияют множество факторов, что наделяет его высокой степенью неопределенности. Инновационный путь развития национальной экономики является залогом ее конкурентоспособности и повышения благосостояния населения. Развитие национальной экономики и ее экономический рост невозможен без осуществления инновационных процессов.
Опыт передовых стран показывает, что их успех основывается на инновационной модели устойчивого развития, реализуемой на основе стратегических планов, целевых программ и проектов. В этих условиях актуальной становится задача эффективного формирования и использования нового механизма проектного управления инновационным развитием национальной экономики [4].
Для ответа на поставленные в статье задачи необходимо понимать экономическое содержание дефиниций «проактивное управление проектами» и «проекты инновационного развития», что предполагает согласованность между понятиями «проект» и «проактивное управление», «инновации» и «развитие».
Проект - это временное предприятие, направленное на создание уникального продукта, услуги или результата [1].
Подходы в управлении - это совокупность единых по содержанию принципов, стилей, методов, форм и средств управления, сложившиеся в практике, научных знаний, уровня развития экономической системы и исторических условий, используемых в науке управления с определенной идеологией и последствиями.
Результатом управленческой деятельности есть управленческое решение, которое может иметь реактивный и проактивный характер. Реактивный характер управленческого решения связан с необходимостью реагировать на критическую ситуацию или проблему, возникшую в процессе управления. Такие решения, как правило, принимаются в короткий срок и без учета стратегических целей и перспектив развития организации. Практика организационного развития показывает, что реактивный стиль выработки управленческих решений существенно уступает проактивному.
Частичка «про-» означает устремленность вперед. Составляющими проактивности является непрерывное изучение границ, которые постоянно меняются, и достижения своей цели, которая обусловлена ростом и развитием.
Проактивное управление базируется на таких системных подходах, как проектный, сценарный, системный, процессный и компетентностный. При рассмотрении той или иной программы или проекта привлекаются инструменты и методы, способные выполнять анализ и синтез сложных систем [5].
Проактивный подход должен быть направлен на то, чтобы не допустить расчленения процесса инновационного развития на отдельные, единичные проекты. Жизненный цикл процессов инновационного развития (последовательное и поэтапное преобразование идеи в удовлетворяемую инновационную потребность: материальный объект,
услугу, технологию и т.д.) стремится к бесконечности. Это усложняет поиск универсальных правил управления таким процессом.
Проактивное управление проектами предусматривает использование разветвленного аппарата прогнозирования на всех этапах его реализации, что позволяет избежать или уменьшить негативные последствия тех или иных кризисных явлений. На первых стадиях реализации проекта должны быть четко сформулированы цель и конкретизированы поставленные задачи, проведено эффективное и разветвленное прогнозирование факторов влияния, оценены возможные последствия, спланированы соответствующие действия, направленные на уменьшение вероятности наступления этих факторов или их последствий [3].
С точки зрения проектного управления инновация это - конечный результат проекта, используемый в практической деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта / процесса, который реализуется на рынке [6].
Развитие - необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов.
Инновационное развитие - процесс структурного совершенствования национальной экономики достигается в основном за счет практического использования новых знаний для роста объемов общественного производства, повышения качества общественного продукта, укрепление национальной конкурентоспособности и ускорения социального прогресса в обществе [2].
Особенность инновации состоит в том, что она является результатом конкретной целенаправленной управленческой деятельности в рамках отдельного самостоятельного проекта.
Исходя из выше сказанного, проектами инновационного развития национальной экономики будем называть проекты, результатом которых будет структурное совершенствование национальной экономики, достигнутое за счет практического использования новых знаний и инноваций, что приведет к росту объемов общественного производства, повышения качества общественного продукта, укрепление национальной конкурентоспособности и ускорения социального прогресса в обществе.
Проактивное управление проектами инновационного развития должно формироваться на основе системы моделей, методов и механизмов создания видения проектов инновационного развития, в рамках модели жизненного цикла инновационного процесса, синхронизированной с жизненными циклами инновационных продуктов, выводимых на рынок, и развитием набора механизмов и инструментов, обеспечивающих быстрый стабильный рост экономики в процессе реализации инновационной стратегии.
Проактивность должна определять суть управления проектами инновационного развития. Про-ектно-ориентированное управление позволяет существенно повысить эффективность управления инновационным процессами национальной экономики. Проектно-ориентированное управление проектами инновационного развития является одним
из основных звеньев системы управления инновациями в экономике, но не заменяет ее.
Потенциалом повышения эффективности реализации программ и проектов инновационного развития могла бы стать программа управления проектами инновационного развития, которая предполагала бы разноаспектную и отредактированную (к условиям меняющейся среды) методологию проак-тивного управления проектами; единое понимание ответственности и полномочий участников проектной деятельности; позволяла бы сформировать единую картину проектов, сквозную отчетность по ним и т.д. Профессиональное применение инструментов, методов и технологий проактивного управления программами и проектами инновационного развития позволит субъектам инновационных процессов национальной экономики обеспечить эффективность проектной деятельности в национальных масштабах, уменьшить расходы и выполнить проекты в срок.
Список использованной литературы
1. A Guide to the Project Management Body of Knowledge (PMBOK® Guide). - Newtown Square, PA: Project Management Institute, 2017. — 762 р.
2. Перспективи шновацшного розвитку Украши: зб. наук. ст. Сер. "Безпека економiчних
трансформацш". Вип. 21. / за ред. Жалша, Я. А. -К.: Альтерпрес, 2002. - 82 с.
3. 1тченко Д. М. Анатз пiдходiв до проактив-ного управлшня в контексп !х застосування при ре-алiзацil проекпв i програм АПК // Вкник НТУ «ХП1». - 2015. № 2. С. 141-148.
4. Редшн О. В., Толкачов Д. М. Свп^ стандарта управлшня шновацшним розвитком еко-номiки Укра!ни // Економша i органiзацiя управлшня. - 2014. №. 1-2. С. 218-225.
5. Старченко Г. В. Проактивне управлшня проектами в публiчнiй сферi // Публiчне адмiнiстрування: науковi дослiдження та розвиток. - 2017. № 2 (4). С. 84-91.
6. Старченко Г. В. Проектний шдхщ та його вплив на шновацшний розвиток нацюнально! еко-номши в умовах глобалiзацiйних викликiв // Мiжнародний науковий журнал «1нтернаука». серiя: «Економiчнi науки». - 2019. № 5 (25). С. 9099.
7. Старченко Г. В., Ткаленко Н. В., Мовчан О. П. Оргашзацшний розвиток шновацшно! шфра-структури в умовах глобалiзацil // Сощально-еко-номiчний розвиток регiонiв в контекстi мiжнарод-но! штеграцп. Том 1. - Херсон: Херсонський нацю-нальний техшчний унiверситет. - 2015. 17(6). С. 135-142.