Научная статья на тему 'Дознание как средство решения задач пограничной безопасности'

Дознание как средство решения задач пограничной безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
897
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сахно Д. А.

Несмотря на продолжающееся реформирование института дознания (в результате внесения изменений в ныне действующий уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации) все же остается ряд вопросов, которые не нашли своего законодательного отражения. В данной статье автором освещаются некоторые проблемные аспекты теории и практики организации дознания подразделениями органов дознания пограничных органов ФСБ России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Inquiry as a means of solving the problems of frontier security

In spite of the fact that the system of inquiry is being reformed (as the result of introducing changes in the present code of criminal procedure of the Russian Federation), there are a number of items which have not been reflected in the Russian legislature. The author of the article touches upon the problematic aspects of theory and practice of organizing inquiry by inquiry units of frontier bodies of the Russian Federal Security Service.

Текст научной работы на тему «Дознание как средство решения задач пограничной безопасности»

ПРЕДСТАВЛЯЮ К ЗАЩИТЕ

Дознание как средство решения задач пограничной безопасности

Д.А. Сахно

Несмотря на продолжающееся реформирование института дознания (в результате внесения изменений в ныне действующий уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации) все же остается ряд вопросов, которые не нашли своего законодательного отражения. В данной статье автором освещаются некоторые проблемные аспекты теории и практики организации дознания подразделениями органов дознания пограничных органов ФСБ России.

In spite of the fact that the system of inquiry is being reformed (as the result of introducing changes in the present code of criminal procedure of the Russian Federation), there are a number of items which ham not been reflected in the Russian legislature. The author of the article touches upon the problematic aspects of theory and practice of organizing inquiry by inquiry units of frontier bodies of the Russian Federal Security Service.

Со дня вступления Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) в законную силу прошло пять лет и уже можно подвести первые итоги практики и правоприменения. Институт дознания, в соответствии с УПК РФ, претерпел значительные изменения и эта реформа продолжается. Хорошая иллюстрация этому внесенные в УПК РФ изменения от 20 апреля и 5 июля 2007 года, существенно изменившие некоторые процедуры, сроки и процессуальный статус участников дознания. Предпринятые законодателем шаги позволяют прогнозировать изменения, связанные со структурой вновь созданного Следственного комитета при Генеральной прокуратуре, что неизбежно повлечет за собой изменения подследственности не только органов предварительного следствия, но и органов дознания, в том числе и пограничных органов федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - пограничные органы ФСБ РФ).

УПК РФ регламентирует деятельность органов дознания пограничных органов ФСБ РФ, вместе с тем, как представляется, не в полной мере. На наш взгляд, продолжает оставаться ряд вопросов, которые не

нашли законодательного отражения. Так, например, УПК РФ не четко дает понятия «дознание», «орган дознания», а просто называет их; существенно изменилась подследственность дел, отнесенных к органам дознания пограничных органов ФСБ России. Одним из слабых звеньев современной уголовно-процессуальной доктрины является внутренняя противоречивость следующих институтов: дознания и неот-

Сахно Денис Александрович - адъюнкт Отделения подготовки научно-педагогических кадров Хабаровского пограничного института ФСБ России, лейтенант (г. Хабаровск)

ложных следственных действий, а также их несогласованность во взаимодействии между собой и с оперативно-розыскной деятельностью.

Представляется, что первым шагом к устранению данных противоречий должно послужить установление роли и места указанных направлений деятельности органов дознания, определение их связей.

Все это ставит перед нами, исследователями, задачу изучения вопросов подследственности, эффективности ее распределения между создаваемыми в настоящее время органами дознания, а также формирование научнообоснованного прогноза пути, по которому должен двигаться законодатель. Все это обуславливает актуальность данной статьи.

Прекращение существования Советского Союза, образование новых независимых государств, а с ними и новых границ, изменили политическую расстановку сил в мире, что потребовало скорейшего нормативного закрепления вновь образовавшихся социально-экономических и политических условий. За период становления Российской государственности было принято значительное количество законодательных актов: Конституция Российской Федерации, Гражданский, Трудовой, Уголовный и другие кодексы, массив федеральных конституционных и федеральных законов Российской Федерации в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации и деятельности правоохранительных органов, ратифицирован ряд международных договоров и соглашений по вопросам делимитации и демаркации Государственной границы Российской Федерации (далее - Государственная граница). Однако все эти акты принимались зачастую бессистемно и без учета практики и реалий правоприменительной деятельности, что привело к обнищанию значительной части населения России, интенсивному росту преступности, дезорганизации системы функционирования правоохранительных органов и ряду других негативных последствий[1].

Таким образом, борьба с преступностью, решение задач пограничной безопасности и усиление системы правоохранительных органов превратились в приоритетные задачи государственной власти в современной России. В ходе исполнительно-административных реформ созданы министерства, федеральные служ-

бы, агентства и другие федеральные органы исполнительной власти, важнейшим направлением деятельности которых является борьба с преступностью, надежное обеспечение национальной и пограничной безопасности. Пограничные органы ФСБ России, наряду с прочими, относятся к правоохранительным структурам, основной задачей которых является защита и охрана Государственной границы [2].

С образованием Российской Федерации появились новые, не оборудованные в инженерном отношении границы, кроме того, переход на оперативно-войсковой метод охраны государственной границы РФ [3] и сложившаяся особая экономически-правовая ситуация, когда правоохранительным органам катастрофически не хватает финансирования и опыта правоприменения, не могли не сказаться на росте преступности по делам, подследственным пограничным органам ФСБ России. Все большее значение приобретает уголовно-процессуальная деятельность органов дознания пограничных органов ФСБ России, посредством которой, как известно, поддерживается должный режим законности и правопорядка на Государственной границе.

Вопросы производства дознания пограничными органами Российской Федерации рассматривались A.B. Антошиным, В.И. Земцовым, В.Н. Зажицким, В,В. Сидори-ным, A.B. Третецким, Г.Т. Таймановым, И.В. Шульгиным [4] и другими.

Существуют руководства и методические рекомендации, способствующие решению проблем дознания, но все же данную тему нельзя считать полностью исследованной, так как не все проблемные аспекты процессуальной деятельности органов дознания подвергались научному осмыслению, отдельные проблемы вообще не рассматривались в ходе научных изысканий, а часть изученных все еще продолжает носить дискуссионный характер.

Специфика организации процессуальной деятельности органов дознания пограничных органов ФСБ России имеет характерные черты, обусловленные особенностями федерального органа исполнительной власти, в котором они функционируют. Эта специфика особым образом влияет и на процесс правового регулирования пределов их процессуальной компетенции, что находит свое отражение в нормативных правовых актах ведомственного уровня, регламентирующих процессуаль-

ную деятельность органов дознания пограничных органов ФСБ России.

Согласно ч. 1 ст. 150 УПК РФ, предварительное расследование осуществляется в двух формах: в форме предварительного следствия либо в форме дознания.

Предварительное следствие всегда находилось в сфере внимания ученых, однако вопросы дознания, отнесенные к компетенции пограничных органов ФСБ РФ, на наш взгляд, изучены менее полно.

Проблемность дознания, составляющего частицу юридической теории, в разное время была объектом дискуссии. Наличие противоположных точек зрения по рассматриваемой проблеме - явление нормальное, позитивное и такое положение следует рассматривать как этап на пути к ее правильному решению.

Бели посмотреть на историю становления дознания, то можно увидеть, что еще до реформы 1864 года данный термин был призван для того, чтобы развести два вида следствия. Дознанием называлось предварительное следствие, выделялось еще и формальное следствие.

Со временем содержание термина дознание стало все больше расширяться. Однако связь дознания со следствием была налицо во все времена. Разработчики УПК, в свою очередь, предприняли попытку избавиться от чрезмерного расширения понятия «дознание». Несмотря на всю благость их начинания, эта попытка привела к тому, что часть процедур в новом УПК выпала за пределы дознания, речь идет о неотложных следственных действиях.

Необходимо напомнить, что дознание по УПК РСФСР подразделялось на два вида: по делам, по которым предварительное следствие обязательно и по делам, по которым предварительное следствие не обязательно.

До сих пор наука ведет спор о сходстве и различии процедур дознания и предварительного следствия, а главное - о праве той и другой формы именоваться дознанием. Анализ литературы тех лет позволяет сделать вывод о том, что дознание по делам, по которым предварительное следствие обязательно и по которым оно не обязательно, рассматривалось всегда как явление сходное по процессуальному статусу получаемых в ходе их производства результатов.

Необходимо также затронуть вопрос полномочий пограничных органов ФСБ

России. Органы дознания и должностные лица, перечисленные в ст.ст. 40, 151 УПК РФ, обладают равными процессуальными полномочиями, установленными в законе. Вместе с тем, каждый из них действует в пределах собственной, установленной законом компетенции. Что же законодатель имел в виду разводя эти два понятия: «полномочия» и «компетенция»?

Так, например, пограничные органы ФСБ России осуществляют процессуальные полномочия в порядке п. 3 ч. 3 ст. 151 УПК РФ - по делам о нарушении и незаконном изменении Государственной границы; по преступлениям, совершенным в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации; по делам о контрабанде, обнаруженной в отсутствии таможенных органов. Из этого можно сделать вывод, что содержание термина «компетенция» гораздо шире, чем термина «полномочия», а, следовательно, имеет свое собственное содержание. В подтверждение этому приведем цитату А.Ю. Шумилова, который рассматривает полномочия как часть, элемент компетенции: «Компетенция органов дознания - это установленные законодателем пределы уголовно-процессуальной деятельности, характеризующиеся совокупностью процессуальных полномочий, подследственностью уголовного дела и юрисдикцией этих органов в сфере уголовного судопроизводства» [5].

В ст. 151 УПК РФ содержится исчерпывающий перечень должностных лиц органов, которые вправе производить дознание:

1) дознаватели органов внутренних дел Российской Федерации;

2) дознаватели пограничных органов федеральной службы безопасности России;

3) дознаватели органов службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации;

4) дознаватели таможенных органов Российской Федерации;

5) следователи прокуратуры;

6) дознаватели (следователи) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Все эти должностные лица наделены государством властными полномочиями по производству дознания.

Следовательно, орган дознания - это государственные органы (специально уполномоченные на производство дознания федеральные органы исполнительной вла-

сти) или должностные лица (руководители структурного подразделения федерального органа исполнительной власти), имеющие своей непосредственной задачей организацию производства дознания (в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений, а также обнаружения и закрепления следов).

Дознание также может осуществляться и посредством проведения следственных действий, но только по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно и лишь при условии, когда прибытие следователя и осуществление им самим следственных действий невозможно. При этом, целью деятельности органов дознания при названных обстоятельствах является обнаружение фактических данных (следов преступления) и придание им строго определенной законом процессуальной формы. Именно процессуальная форма делает следы преступления и сам факт их обнаружения судебными доказательствами. Несвоевременное обнаружение и закрепление доказательств приводит к их утере, порче, признанию судом недопустимыми.

Следовательно, главной целью дознания по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, является сбор первичных данных об обстоятельствах совершенного преступления, фиксация доказательств в протоколах следственных действий, а также создание для следователя возможности впоследствии (после получения материалов от дознавателя) полно и всесторонне провести предварительное следствие.

Можно сделать вывод, что осуществление органами дознания отдельных следственных действий по поручению следователя или содействие следователю при производстве отдельных следственных действий дознанием не является, ибо эти действия дознавателем осуществляются вне контекста дознания. Они представляют собой технический, пусть и квалифицированный, но всего лишь набор движений.

С этим утверждением можно и не согласиться, так как оно может вызвать нарекания в той части, что даже обычный допрос имеет целью выявить, установить какие-то сведения, касающиеся доказываемого обстоятельства, а значит, несет элементы дознания. И если встать на такую позицию, то тогда придется при определении дознания говорить о двух значениях дознания: в узком смысле и широком, что для процес-

суального законодательства практической ценности не представляет.

В интересах дознания решить и такой проблемный вопрос: является ли оперативно-розыскная деятельность дознанием? В этом вопросе нет однозначной позиции. Существовавшие ранее Судебные уставы от 20 ноября 1864 года [б] в статье 254 в понятие «дознание» включали и оперативно-розыскную деятельность: «При производстве дознания полиция все нужные ей сведения собирает посредством розысков, словесных расспросов и негласным наблюдением». Эту позицию сегодня категорически не приемлют многие современные процессуалисты [7].

П. А. Лупинская считает, что«оперативно-розыскная деятельность, имея важное значение для успешного осуществления уголовно-процессуальной деятельности, в понятие дознания как процессуальной деятельности не входит» [8]. С ней согласен Б.А. Галкин, полагающий, что «осуществление органом дознания оперативно-розыскных мер не охватывается понятием дознание, как правило, предшествует ему, представляет собой чисто административную деятельность и поэтому не регламентируется уголовно-процессуальным законом» [9].

Так все же, можно или нельзя включать в понятие «дознание» отдельный его вид -оперативно-розыскную деятельность? В соответствии с УПК РФ Закон запрещает следователю осуществлять свою деятельность способами иными, чем установленные действующим УПК РФ. На органы же дознания в качестве обязанности, согласно ст. 40, ч. 4 ст. 157 УПК РФ, возлагается принятие необходимых оперативно-розыскных мер. И следователь, и орган дознания осуществляют свою познавательную деятельность посредством одних и тех же операций: наблюдение, расспрос, измерение, сравнение, моделирование и т. д. Именно поэтому в способах осуществления оперативно-розыскной деятельности нетрудно обнаружить сходство со следственными действиями: опрос граждан - допрос свидетелей, сбор образцов для сравнительного исследования - получение образцов для сравнительного исследования, исследование предметов и документов - осмотр предметов и документов, отождествление личности - предъявление личности для опознания, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств - осмотр помеще-

ний, местности, оперативный эксперимент - следственный эксперимент, контроль и запись телефонных переговоров и др. [10].

Однако доказательственное значение следственных действий и результатов оперативно-розыскных мероприятий принципиально различно: результаты последних, в принципе, не могут подменять собой доказательств. Согласно ст. 11 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», информация, полученная в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, может быть использована в процессе доказывания в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства, т. е. только после преобразования их в форму одного из предусмотренных уголовно-процессуальным законом доказательств. Оперативно-розыскная деятельность, осуществляемая в стадии предварительного расследования, прежде всего, ориентирует следствие в правильном направлении, сужая зону поиска, и может осуществляться наряду с расследованием, но не параллельно ему.

Таким образом, можно сделать важный для правильного понимания и разрешения поднятых проблем вывод: необходимо уточнить и законодательно закрепить понятия, разграничить виды дознания и раскрыть перечень неотложных следственных действий.

Пограничные органы ФСБ России, согласно ст. 3 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», занимаются защитой и охраной Государственной границы [11]: «Защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер.

Защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы

личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, где установлен пограничный режим, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями.

Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами и пограничными войсками, входящими в состав федеральной службы безопасности, в пределах приграничной территории. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу».

Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации [12].

Указом Президента Российской Федерации от 11 марта 2003 г. № 308 «О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации» пограничные органы и пограничные войска введены в состав ФСБ России. В соответствии с Федеральным законом «О федеральной службе безопасности Российской Федерации»] 13], деятельность органов ФСБ России осуществляется по следующим основным направлениям:

контрразведывательная деятельность;

борьба с преступностью и террори-

стической деятельностью;

разведывательная деятельность; пограничная деятельность: обеспечение информационной безопасности;

иные направления деятельности органов федеральной службы безопасности.

Основными направлениями пограничной деятельности являются:

1) защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации [14];

2) защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадром-ных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации [15].

Основным законом, которым в своей повседневной деятельности руководствуются пограничные органы и пограничные войска ФСБ России, является Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О Государственной границе Российской Федерации» (с последующими изм. и доп.). Согласно ч. 1 ст. 30 этого нормативного правового акта, «пограничные органы и пограничные войска охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу. В этих целях они:

- обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы на местности;

- осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;

- проводят войсковую, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-

розыскную, режимно-пропускную и военно-техническую деятельность;

- осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним;

- ведут дознание по делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их ведению;

- осуществляют профилактику правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию пограничных органов и пограничных войск;

- участвуют в деятельности пограничных представителей Российской Федерации;

- проводят, при необходимости, пограничные поиски и операции» [16].

Необходимо уточнить перечень полномочий органов дознания пограничных органов ФСБ России при производстве дознания, по делам, отнесенным к их компетенции. Для этого необходимо выбрать из всех федеральных законодательных актов те, в которых содержатся полномочия вышеуказанных органов. К ним относятся: ч. 2 ст. 30 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» (раскрывает права пограничных органов и пограничных войск ФСБ России в пределах приграничной территории); ч. 2 ст. 7 Федерального закона Российской Федерации «О борьбе с терроризмом» (определяет полномочия пограничных органов и пограничных войск ФСБ России в сфере обеспечения безопасности); ст.ст. 12, 13 Федерального закона Российской Федерации «О федеральной службе безопасности» (раскрывают права и обязанности органов ФСБ России); ст.ст. 13, 14, 15 Федерального закона Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» (раскрывают права и обязанности органов, осуществляющих оперативную деятельность); полномочия, указанные в Концепции национальной безопасности Российской Федерации, в Положении «О Федеральной службе безопасности» и в других ведомственных нормативных правовых актах [17].

Далее необходимо исследовать полномочия пограничных органов ФСБ России, закрепленные в вышеуказанных нормативных правовых актах, дабы избежать их дублирования. Некоторые из них требуют уточнения. Например, ч. 2 ст. 30 Закона

Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона Российской Федерации «О Федеральной службе безопасности» содержат следующие дублирующие положения: использовать в служебных целях средства связи, принадлежащие государственным предприятиям, учреждениям и организациям, а в неотложных случаях - негосударственным предприятиям, учреждениям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам Российской Федерации; использовать в случаях, не терпящих отлагательства, транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям, независимо от форм собственности, общественным объединениям или гражданам, для предотвращения преступлений, преследования и задержания лиц, совершивших преступления или подозреваемых в их совершении, доставления граждан, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для проезда к месту происшествия с возмещением расходов либо причиненного ущерба владельцам транспортных средств и т. д.

Таким образом, дознание имеет важное значение в борьбе с преступностью, целью его, как и предварительного следствия, является решение задач уголовного судопроизводства. Возрастание преступности способствовало и активизации дознания: существенно расширена компетенция данных органов.

Следует отметить, что в Кодексе не закреплены права дознавателя и нет правил о согласовании действий и решений дознавателя с начальником органа дознания. Следовательно, законодателю в ст. 41 УПК РФ для скорейшего разрешения практических проблем необходимо закрепить права дознавателя по аналогии с правами следователя, указанными в ст. 37 УПК РФ. Это позволит в короткие сроки наиболее полно и всесторонне производить дознание органами дознания пограничных органов ФСБ России. Также необходимо изъять из части ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О Государственной границе Российской Федерации» ряд установлений, регламентирующих производство дознания, как дублирующих положения ст. 13 Федерального закона «О Федеральной службе безопасности». Закрепить в ст. 13.1 («Права пограничных органов федеральной службы безопасности») Федерального закона «О Федеральной

службе безопасности» следующие отсутствующие в настоящее время установления: «Пограничные органы Федеральной службы безопасности имеют право: осуществлять задержание и личный обыск подозреваемых, доставлять их в расположение служебных подразделений или иные места, определенные законодательством Российской Федерации для выяснения обстоятельств преступления; временно ограничивать или запрещать движение лиц и транспортных средств в пограничной зоне при проведении действий по уголовным делам; входить в любое время суток в жилые и иные помещения граждан, на территории и в помещения предприятий, учреждений, организаций, кроме имеющих дипломатический иммунитет, и осматривать их при преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления; запрашивать и получать безвозмездно от государственных органов, предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений информацию, необходимую для исполнения служебных обязанностей; вносить в государственные органы, предприятия, учреждения, организации, общественные объединения представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений; останавливать, осматривать и задерживать российские и иностранные суда, доставлять их в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения; снимать с судна и задерживать лиц, совершивших преступления и подлежащих уголовной ответственности, передавать этих лиц органам следствия».

Институт дознания, бесспорно, имеет большое значение для отечественного уголовного процесса, а развитие органов дознания пограничных органов ФСБ России, несомненно, должно обеспечить решение задач пограничной безопасности.

Литература и источники:

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. Ni 270 «О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999 - 2000 годы* // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - Ne 12.- Ст. 1484 ; Шульгин, И. В. Теоретико-правовые аспекты предварительного расследования (по материалам органов дознания Пограничной службы Российской Федерации) : дис. ... канд. юрид. наук / И.

В. Шульгин. - М. : МВИ ФПС России, 2003.

- С. 3 ; Криминология : учебник / под ред.

B. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. - М., 2000.

- С. 108.

2. Ст. 3 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. Ne 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» /У Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 17.-Ст. 594.

3. П. Зч. 3 ст. 151 УПК РФ : введен в действие Федеральным законом от 18 декабря 2001 г. Ns 174-ФЗ / / Собрание законодательства Российской Федерации. ~ 2001. -Ne 52 (Часть 1). - Ст. 4921.

4. Антошин, В. А. Дознание по делам о незаконном пересечении Государственной границы / В. А. Антошин. - M., 1994 ; Земцов, В. И. Уголовно-процессуальные аспекты проведения дознания в органах и войсках ФПС России / В. И. Земцов, А. В. Третецкий, В. В. Сидорин и др. - М., 1999 ; Тайманов, Г. Т. Дознание по делам о нарушениях Государственной границы СССР / Г. Т. Тайманов, В. Н. Зажицкий. - М., 1985 ; Шульгин И. В. Теоретико-правовые аспекты предварительного расследования (по материалам органов дознания) : duc. ... канд. юрид. наук / И. В. Шульгин. - М. : МВИ ФПС России, 2003.

5. Новый закон о милиции : учебно-практ. пособие / под ред. А. Ю. Шумилова. -M1999.-С. 47.

6. Судебные уставы от 20 ноября 1864 года. - СПб. : Типография Ретгера и Шней-дера, 1975.

7. Белозеров, Ю. Н. Дознание в органах милиции и его проблемы / Ю. Н. Белозеров, В. Е. Чугунов, А. А. Чувилев ; под ред.

C. В. Мурашева. - М., 1972; Чувилев, А. А. Соотношение оперативно-розыскного и уголовно-процессуального права // Право. -1997.-Ш1.-С. 27.

8. Аупинская, П. А. Уголовный процесс / П. А. Аупинская. - М. : Юристъ, 1995. - С. 236.

9. Галкин, Б. А. Советский процессуальный закон / Б. А. Галкин. - М. : Госюриз-

дат, 1974. - С. 209.

10. Ст. 6 Федерального закона от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 33. - Ст. 3349.

11. Ст. 3 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. -№17.- Ст. 594.

12. Ст.1 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» /У Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 17.-Ст. 594.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ Ю Федеральной службе безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - N° 15. - Ст. 1269.

14. Ст. 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 10-ФЗ Ю Федеральной службе безопасности».

15. Ст. 11.1 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ *0 Федеральной службе безопасности».

16. Ст. 30 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1993. - № 17. - Ст. 594.

17. Приказ ФПС РФ от 4 декабря 2002 г. № 760 *0 полномочиях органов Пограничной службы Российской Федерации при проведении дознания в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации, водных животных и растений» / / Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2003. - № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.