Известия ТСХА, выпуск 1, 2006 год
УДК 378.663:374
ДОВУЗОВСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ВАЖНОЕ ЗВЕНО СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РГАУ — МСХА имени К.А.ТИМИРЯЗЕВА
P.P. УСМАНОВ
Роль системы довузовской подготовки, обеспечивающей непрерывность образования в условиях модернизации высшего профессионального образования, весьма значительна. Так как качество подготовки специалистов начинается с заботы о должном уровне знаний и умений тех, кто завтра сядет на студенческую скамью, от их способности и готовности осваивать профессионально-образовательные программы высшего образования, необходимо уделять самое пристальное внимание уровню знаний выпускников школ. Особенно активизировалась эта работа в последнее время, когда вследствие кризисных явлений в нашем обществе отмечается существенное снижение качества среднего и сред-неспециального образования, что приводит к несоответствию требований высшей школы и уровню подготовки старшеклассников и выпускников техникумов и колледжей.
В условиях ожидаемого демографического спада (за последние годы в России численность школьников сокращается в среднем на 1 млн чел. в год) система довузовской подготовки приобретает еще большее значение. Довузовская подготовка представляет собой начальное звено многоуровневой системы высшего образования, самостоятельный вид подготовки, направленный на формирование активной, творческой, образованной личности, ориентированной на получение высшего профессионального образования. 176
Профориентационная работа и довузовская подготовка всегда находились в поле внимания деканатов и ректората РГАУ — МСХА имени К.А. Тимирязева, поэтому система довузовской подготовки стала одной из неотъемлемых частей деятельности нашего университета и проводится, прежде всего, через активно функционирующий центр довузовской подготовки (ЦДП), созданный как структурное подразделение вуза в 1994 г. ЦДП осуществляет координацию всех работ по привлечению абитуриентов, их профориентации, подготовке к вступительным экзаменам и приему студентов на 1-й курс.
Профориентационная работа, довузовская подготовка через подготовительные курсы, организация профильных учебных заведений составляют основные направления деятельности ЦДП и являются важнейшим этапом системы непрерывного профессионального образования.
В состав ЦДП входят: вечерние и заочные платные подготовительные курсы с продолжительностью обучения от 3 недель до 2 лет; открытая заочная школа; профильные школы, колледжи и техникумы; группа по профориентационной и рекламно-агитационной работе.
Профессионально-ориентацион-ная деятельность. Одной из главных задач центра является помощь молодежи в выборе будущей профессии. С этой целью при ЦДП создана постоянно действующая груп-
па по профориентационной работе, которая совместно с сотрудниками и аспирантами кафедр занимается агитацией и дополнительным привлечением абитуриентов в университет путем установления контактов и личной встречи с учащимися, участия в работе выставок, олимпиад, ярмарок учебных вакансий, центров занятости населения. Особое внимание в профориентационной деятельности ЦДП уделяется информационно-рекламной работе. Общая информация об университете, факультетах и специальностях размещается во всех справочниках для абитуриентов, в специализированных рекламных проектах, в средствах массовой информации. Тимиряевка является постоянным и активным участником ежегодных Международных информационных выставок «Образование и карьера».
Дважды в год в университете проводится день открытых дверей, где абитуриенты могут ознакомиться с условиями обучения в РГАУ — МСХА имени К.А.Тимирязева, факультетами, кафедрами, научными подразделениями и встретиться с ведущими учеными.
Очно-заочные подготовительные курсы различаются сроками, продолжительностью, формами и учебными планами занятий и осуществляют подготовку абитуриентов к поступлению на все формы обучения по дисциплинам, выносимым на вступительные испытания.
Работают следующие постоянно действующие курсы: очные — 2-го-дичные, 3-, 7-месячные, 3-, 8-не-дельные, заочные — со сроком обучения 1-2 года.
Формирование групп для обучения на курсах осуществляется за месяц до начала занятий, наполняемость групп — 20~25 чел. Ежегодно на разных видах подготовительных курсов обучается свыше 1200-1300
чел. На заочных курсах проходят подготовку слушатели из различных регионов России, а также из ближайшего зарубежья.
Обучение слушателей проводится по биологии, математике, химии, русскому языку и литературе по программам вступительных испытаний для поступающих в высшие учебные заведения с использованием учебно-методической литературы, подготовленной преподавателями курсов. Занятия на курсах проводят свыше 70 преподавателей, из них более 75% — это штатные работники академии, в т. ч. 8 профессоров, 25 доцентов, 12 старших преподавателей.
Учебно-методическая работа в ЦДП направлена на обеспечение методическими пособиями и учебными программами обучающихся по всем формам довузовской подготовки либо самостоятельно готовящихся к поступлению выпускников. Преподавателями ЦДП разработаны учебные и учебно-методические пособия для слушателей очно-заочных курсов, которые пользуются особым спросом у абитуриентов, поступающих как в наш вуз, так и в другие высшие учебные заведения. За эти годы издано свыше 35 учебно-методических и справочных материалов, в т. ч. такие крупные учебные пособия, как «Биология. Справочник для старшекласни-ков и поступающих в вузы» — авторы Т.Л. Богданова, Е.А. Солодова; «Химия. Пособие для абитуриентов» — авторы Г.Д. Клинский, Л.Л. Дмитревский, В.Д. Скопинцев; «Русский язык. Изложение с элементами сочинения» под ред. Г.П. Туюкиной.
Многообразие подготовительных курсов позволяет удовлетворить различные образовательные потребности каждого абитуриента.
В соответствии с действующим Положением о подготовительных
курсах существует промежуточный контроль успеваемости слушателей в виде контрольных работ, тестирования по изучаемым дисциплинам, аналогичных формату и порядку проведения вступительных испытаний в университет с установлением рейтинга каждого слушателя по их результатам.
Для абитуриента время обучения на подготовительных курсах — это переходный период от привычной школьной жизни к трудной, полной забот, колоссального объема знаний и обилия информации жизни студента РГАУ — МСХА имени К.А.Тимирязева. Процесс адаптации проходит постепенно, так как абитуриенты не только получают необходимые знания дАя подготовки к вступительным испытаниям в вуз, но и «учатся обучаться», привыкают сдавать тесты и экзамены, приобретают желание учиться и преуспеть в учебе. Предварительное знакомство абитуриентов с особенностями обучения в вузе и взаимодействие абитуриентов в процессе довузовской подготовки с университетской средой позволяют успешно скорректировать траекторию личностного и профессионального развития, целенаправленно выбрать профессию, создают благоприятные условия для успешной социальн_>й адаптации.
Наши наблюдения показывают, что студенты, прошедшие довузовскую подготовку, легче адаптируются в университетской среде (быстрее включаются в учебную деятельность, социально активны, имеют стабильные представления о будущей профессии, коммуникативны, легче усваивают любую информацию, умеют самостоятельно работать, обладают более высоким уровнем самосознания и т. д.).
Профильные учебные заведения. Важным условием успешной социальной адаптации старшеклассни-
ков является взаимодействие таких элементов системы непрерывного профессионального образования,
как школа и вуз. С целью начальной профориентации, осознанного выбора специальности и подготовки выпускников общеобразовательных школ для поступления в вуз ЦДП осуществляет тесное взаимодействие с учебными заведениями. Разные формы довузовской подготовки используются в 52 профильных учебных заведениях, из которых 18 находятся в Москве, 25 — в Московской обл., а остальные — в Тульской, Архангельской, Белгородской обл., Ставропольском крае и Мордовии.
Педагогический процесс в профильных учебных заведениях представляет собой сложную, многоплановую и целенаправленную совместную деятельность педагогов школ, а также преподавателей и научных сотрудников университета. Занятия при этом проводятся как по типовым, так и по авторским программам. Кроме основных базовых предметов учащиеся изучают следующие дисциплины: овощеводство, цветоводство и фитодизайн, основы агрономии, основы агрохимии, лекарственные растения, защита растений от болезней и вредителей, основы плодоводства, пчеловодство, основы животноводства, менеджмент, вычислительная техника и др.
Работа в профильных учебных заведениях проводится по следующим направлениям:
— отбор молодежи по склонностям к изучению дисциплин естественного цикла и комплектование профильных классов;
— обучение абитуриентов по индивидуальной программе с включением методических разработок РГАУ — МСХА имени К.А. Тимирязева;
— ознакомление учащихся с историей Тимирязевки, ее организационной структурой, особенностями обучения на факультетах, встречи с деканами и преподавателями;
— чтение преподавателями университета учащимся профильных классов проблемных лекций и проведение занятий по отдельным темам (фотосинтез, экологические проблемы человечества и др.);
— экскурсии в музеи: почвоведения, коневодства, зоологический, а также — в дендросад и ботанический сад, конно-спортивный манеж, птичник, лесную опытную дачу;
— ознакомление учащихся с новыми научными разработками, приборами и оборудованием на кафедрах экологии, биотехнологии, радиологии, микробиологии, экономической кибернетики и др.;
— привлечение учащихся профильных классов к проведению научно-исследовательской работы, участие в научных кружках и выступление с докладами на студенческой научной конференции (фермерская школа № 1906).
Проводимый регулярно ЦДП анализ успеваемости разных групп студентов показывает, что в большинстве случаев успеваемость студентов, окончивших подготовительные курсы и профильные учебные заведения, выше по сравнению со студентами, поступившими из других школ. Самые лучшие показатели на протяжении многих лет у студентов-выпускников профильных школ: № 10 (г. Егорьевск), № 1906
(Бутово), № 39 (г. Москва), № 1740 (г. Зеленоград) и Красногорской школы № 1.
Увеличение численности слушателей подготовительных курсов, количества профильных учебных заведений за период функционирования центра довузовской подготовки (табл. 1) свидетельствуют как о высоком уровне подготовки, так и о достаточном престиже нашего вуза, которому доверяют абитуриенты и родители.
В условиях конкуренции за качественно подготовленных абитуриентов разрабатываются новые привлекательные для поступающих формы довузовской подготовки. Такой формой являются различные виды предметных и региональных олимпиад, научно-технические конкурсы. Так, в 2005 г. в региональной олимпиаде, которая проводилась на базе РГАУ — МСХА имени К.А. Тимирязева, а также в Туле и Липецке приняло участие более 2000 человек.
Эффективность профориентаци-онной работы, довузовской подготовки и новых форм работы приемной комиссии подтверждает неуклонно растущий конкурс среди поступающих в университет и числа студентов 1-го курса (рис. 1, табл. 2).
Еще одним направлением профо-риентационной работы является сотрудничество университета с региональными органами по целевому приему и целевой контрактной подготовке.
В 2000 г. по инициативе ЦДП в административные органы (мини-
Таблица 1
Показатели довузовской подготовки
Показатель Год
1994 1996 1998 2000 2002 2004
Количество профильных учебных заведений Количество групп подготовительных курсов Число слушателей подготовительных курсов 2 19 475 21 37 967 25 42 1070 36 53 1398 39 57 1453 52 52 1327
Рис. 1. Динамика плана приема и количества поданных заявлений за 1994-2005 гг. на очную форму обучения
Таблица 2
Итоги приема студентов на 1 -й курс очной формы обучения с 1994 по 2005 г.
Показатель Год
1994 1996 1998 2000 2002 2004 2005
Всего принято 482 837 1045 1296 1159 1009 1311 в т. ч.:
на платной основе 7 114 297 496 369 119 421
по целевому приему _ 21 112 187 158 60 107
стерства, департаменты, управления сельским хозяйством) практически всех регионов России были направлены письма о приеме студентов на 1-й курс по целевой контрактной подготовке.
За период 1994-2005 гг. ежегодно университет получал заявки на целевой прием из 20-25 регионов, прежде всего, из центральных регионов, в которых нет аграрных вузов (Московская, Тульская, Владимирская и Липецкая области). Так, в 2000 г. план приема на целевую контрактную подготовку соста-
вил 245 человек, от целевиков поступило 375 заявлений, после экзаменов было принято 187 человек.
География поступающих абитуриентов представлена практически всеми регионами России, а также некоторыми бывшими союзными республиками. Более того, интерес к Российскому государственному аграрному университету — МСХА имени К.А.Тимирязева, особенно в юбилейный год, заметно вырос. Так, если 5 лет тому назад основную часть среди поступающих в академию. составляли абитуриенты из
Москвы и Московской обл. (60-65%), то в 2005 г. наблюдается увеличение доли молодежи из других регионов, она составляет уже около 50% (рис. 2). При этом следует отметить устойчивый рост абитуриентов, поступающих из Краснодарского, Ставропольского краев, Липецкой, Тульской, Белгородской и Тамбовской обл., Калмыкии и Мордовии.
Для развития у учащихся творческих способностей и проявления интереса к научной деятельности, исследовательской работе, большего привлечения талантливой молодежи в академию, в 2005 г. была проведена научно-технической кон-
ференция «Открытый мир. Старт в науку». Направления научно-технической конференции: биология, химия, экология, математика, информатика, экономика. В научно-технической конференции приняло участие более 60 человек. После заочного тура было отобрано 42 работы и авторы конкурсных работ выступили со своими докладами на 5 секциях перед авторитетными жюри, возглавляемыми деканами факультетов. Победители научно-технической конференции (7 чел.) по решению ученого совета университета были рекомендованы к зачислению на первый курс без сдачи вступительных испытаний.
Рис. 2. Распределение абитуриентов по регионам в 2005 г., чел.
В последние годы, когда важным направлением развития системы профориентации молодежи становится интеграция среднего и высшего образования с производственной сферой: акционерными обществами, коммерческими фирмами, большое значение имеют системы школа — вуз — предприятие.
К основным задачам довузовской подготовки в условиях возрастающей конкуренции между вузами за своего абитуриента могут быть отнесены следующие:
— усиление роли организующего звена и преобразование центра в факультет довузовской подготовки;
— развитие прямых связей и тесного сотрудничества на договорной основе со среднеспециальными учебными заведениями;
— развитие различных форм сотрудничества с образовательными учреждениями и организациями;
— открытие заочной школы с дистанционным обучением;
— активизация профориентаци-онной работы в разных регионах через представительства, различные формы тестирования, проведение дней открытых дверей;
— организация различных олимпиад, научно-технических конференций.