ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 11. ПРАВО. 2016. № 3
ПРОБЛЕМЫ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Т. П. корчагина, младший научный сотрудник лаборатории социально-правовых исследований и сравнительного правоведения юридического факультета МГУ*
организация работы с абитуриентами в ведущих юридических вузах (факультетах) РОССии
В статье рассматриваются основные формы работы ведущих юридических вузов (факультетов) России с абитуриентами, их цели, специфика. Материал статьи позволяет абитуриентам выбрать оптимальную форму подготовки к поступлению на юридический факультет.
Ключевые слова: юридический факультет, абитуриенты, дистанционное образование, подготовительные курсы.
The article deals with the main forms of work of law schools (faculties) with applicants, describing their purpose and specificity. Using the article material, applicants will be able to choose the most suitable form of preparation for entrance examinations to a law school.
Keywords: faculty of law, applicants, distance education, training courses.
Профессия юриста входит в топ-10 профессий у современных московских выпускников, занимая седьмое место и уступая профессиям в других сферах: медицина, информационные технологии, экономика и финансы, точные и естественные науки, технические и инженерные специальности. К таким результатам пришли компания Brainly и портал Znanija.com в ходе проведения в мае 2016 г. совместного опроса, участие в котором приняли около 1600 школьников1.
Стабильная популярность юридического образования в России объясняется несколькими факторами, в частности тем, что оно относительно легко капитализируется. Помимо того, что работа в области права изначально сулит более высокую заработную плату по сравнению со многими другими специальностями2, диплом юриста также может
1 URL: http://mel.fm/2016/05/20/children_profession
2 По данным Росстата, в 2012 г. среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в среднем во всех сферах деятельности составляла около 30 тыс. руб., а в области права — более 65 тыс. руб., и эта отрасль занимала одну из первых позиций в списке.
использоваться как преимущество для занятия более высоких позиций и вне сферы юриспруденции (например, на госслужбе). Спрос на юридические дипломы в России, действительно, колоссальный. В 2012 г. примерно каждый десятый российский студент учился на юриста, т.е. среди сверстников каждого года рождения каждый пятнадцатый был юристом3.
Выбор юридической профессии сам по себе, как и поступление на юридический факультет и окончание последнего, никоим образом не дают гарантий успешного трудоустройства в последующем. Об этом свидетельствуют данные, представленные Минобрнауки России. В 2016 г. министерство провело второй мониторинг трудоустройства выпускников вузов, проанализировав данные по трудоустройству и средней заработной плате выпускников вузов 2014 г. по итогам их трудоустройства в 2015 г., предоставленные Пенсионным фондом Российской Федерации, Рособрнадзором и образовательными организациями. В ходе мониторинга были обработаны данные более чем 1 млн 172 тыс. выпускников. Средний процент трудоустройства выпускников, как и в прошлогоднем мониторинге, сохранился на уровне 75%. Средний размер заработной платы выпускников за первый год их работы составил 30 600 руб. в месяц.
Согласно результатам мониторинга, самый высокий процент трудоустройства (от 80 до 90%) у выпускников, окончивших инженерные и медицинские направления подготовки4. Хуже всего трудоустраиваются выпускники с юридическим и экономическим образованием: почти 40% юристов и около 20% тех, кто обучался по направлению экономика и управление, не находят себя на рынке труда в первый год после выпуска. Эти направления подготовки являются самыми многочисленными по количеству не трудоустроившихся выпускников5.
Член комиссии ОП РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Елена Шапкина предложила создать в министерстве образования и науки комиссию по снижению уровня безработицы среди выпускников вузов. По ее словам, почти каждый третий выпускник не может найти себе применение, а значит, возникает вопрос об эффективности расходования бюджетных средств6.
3 Аналитический обзор «Юридическое образование в России (анализ количественных данных)» (электронный ресурс): URL: http://pravo.ru/store/doc/doc/Analit_obzor_ IRL_29_09_2015.pdf
4 Что соответствует высокому уровню популярности этих направлений среди абитуриентов.
5 Минобрнауки РФ: официальный сайт: URL: http://xn-80abucjiibhv9a.xn — p1ai/ %D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/8441
6 РИА Новости: официальный сайт: URL: https://ria.ru/society/20160927/1477959695.
html
Некоторая часть выпускников-юристов выбирает работу не по специальности. Распространенность данной тенденции, по мнению ряда авторов, связана с тем, что многие абитуриенты по-прежнему часто воспринимают юридическое направление как наиболее простой способ получения легкодоступного высшего образования7.
Трудности с трудоустройством выпускников юридических вузов объясняются в первую очередь тем, что в настоящее время в России более 1000 высших учебных заведений (вузов и факультетов) занимаются подготовкой юристов (из них половина — негосударственные).
Компания Future Today в сотрудничестве с издательским домом Коммерсантъ провели в апреле 2015 г. исследование ожиданий работодателей от молодых специалистов в сфере юриспруденции и составили на его основе рейтинг наиболее востребованных у работодателей вузов, которые готовят молодых юристов. В ходе исследования были опрошены крупнейшие юридические фирмы в России, чтобы узнать, кого они принимают на работу, какие выпускники наиболее востребованы.
Согласно результатам проведенного исследования, пять вузов наиболее востребованы у работодателей. Лидером в подготовке юристов остается юридический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова: 26% стартовых вакансий в опрошенных ведущих юридических компаниях занято выпускниками МГУ. Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина и МГИМО заняли вторую и третью позиции рейтинга. К аналогичным результатам пришел и портал Право.ги: при составлении рейтинга популярности высшего юридического образования среди топ-менеджента аналитики Право. ru исследовали 67 крупнейших российских компаний в Москве и Московской области, вошедших в рейтинг «Право.ги-300». На тройку вузов-лидеров по количеству выпускников приходится 48% всех руководителей. С большим отрывом лидирует Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (96 выпускников), вторую и третью строчки разделили Московская государственная юридическая академия имени О. Е. Кутафина (63 выпускника) и Московский государственный институт (университет) международных отношений (53 выпускника)8.
Работодатели высоко ценят прежде всего знания иностранных языков вкупе с хорошей юридической базой. Высокая оценка работодателями выпускников указанных вузов отражается и на заработной плате: на самые высокие оклады могут претендовать работающие по специальности выпускники юридических факультетов МГУ, МГЮА
7 См.: Свистунов А. А., Щепанский И. С. Проблемные вопросы занятости юристов и ее структура: Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
8 Право.га: URL: http://pravo.ru/review/view/128300/?cl=N
и СПбГУ, — такие выводы сделал Исследовательский центр рекру-тингового портала Superjob.ru9.
На четвертом месте рейтинга, составленного компанией Future Today, самый успешный новый юридический факультет — юрфак НИУ ВШЭ. Замыкает пятерку лидеров лучший из немосковских вузов — юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ)10.
Интернет-портал Superjob представил рейтинг лучших вузов России 2016 г. по уровню зарплат молодых специалистов, занятых в юридической сфере. В 2016 г. рынок труда для тех, кто получил диплом в период с 2010 по 2015 г., складывается непросто: средние показатели зарплатных ожиданий выпускников некоторых вузов по сравнению с прошлым годом снизились. Первое место в рейтинге занимает юридический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, средний уровень доходов выпускников которого составлял в 2015/16 г. 95 000 руб.11
В условиях возросшей конкуренции среди юридических вузов особое значение приобретает работа с абитуриентами. Данная работа направлена прежде всего на подготовку выпускников общеобразовательных учреждений к поступлению в ВУЗ. Не менее важной остается и профориентационная составляющая, поскольку абсолютное большинство сегодняшних первокурсников юридических факультетов — вчерашние школьники, не имеющие четкого представления о специфике юридической профессии, часто выбирающие будущую профессию смутно представляя себе ее содержание.
В области сотрудничества со школами наиболее успешно поставлена работа в Высшей школе экономики. В составе ВШЭ создан лицей, который является подразделением университета, имеющего лицензию на реализацию программы среднего общего образования12.
Лицей был открыт в рамках проекта Правительства г. Москвы. Обучение в Лицее осуществляется в 10 и 11 классах по очной форме и образовательным программам среднего общего образования, соответствующим федеральному государственному образовательному стандарту. В лицее нет классов, лицеисты учатся в группах, которые формируются согласно их индивидуальным учебным планам. Образование осуществляется по 6 направлениям: социально-экономическому, гуманитарному, юридическому, математике и информатике, востоковедению, дизайну. Лицеисты юридического направления
9 Рекрутинговый портал Superjob.ru: URL: http://www.superjob.ru/research/ articles/1622/zarplatnyj-rejting-yuridicheskih-vuzov/
10 Издательский дом Коммерсантъ: URL: http://www.kommersant.ru/doc/2702492
11 Рекрутинговый портал Superjob.ru: URL: https://students.superjob.ru/reiting-vuzov/ juridicheskie/
12 Лицей НИУ ВШЭ: URL: https://school.hse.ru/
углубленно изучают историю, право, один из иностранных языков. Каждый ученик готовит и защищает собственный проект по праву. На базовом уровне изучаются: русский язык и литература, математика, теория познания, физическая культура и ОБЖ, по выбору — физика или биология. Лицеисты посещают факультативы по праву и гуманитарным дисциплинам, которые ведут преподаватели факультета права НИУ ВШЭ. Выпускники Лицея сдают ЕГЭ и получают аттестат государственного образца. Все выпускники Лицея могут поступать в НИУ ВШЭ на общих основаниях. В июне 2015 г. состоялся первый в истории лицея выпускной. Из 58 учеников 11 класса четверо получили на ЕГЭ максимальное количество баллов. Общий результат лицеистов также оказался высоким: средний балл ЕГЭ по математике базового уровня составил 4,9 из 5 баллов, профильного уровня — 79 (из 100 баллов), по русскому языку — 87, по английскому языку — 83, по обще-ствознанию — 79 баллов. Среди выпускников — 7 золотых медалистов. На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников лицеисты получили 4 диплома победителей и 14 дипломов призеров заключительного этапа. По количеству победителей Всероссийской олимпиады лицей занял 4 место среди 67 московских школ. В процессе учебы лицеисты знакомятся с особенностями исследовательской деятельности, академической средой и особенностями научной работы, приобретают навыки, необходимые не только для выполнения рядовых образовательных задач, например подготовки дипломной работы в университете, но и для планирования дальнейшей жизни после университета. Кроме того, лицеисты получают навыки проектной работы, которые помогают им реализовывать конкретные задачи образовательной и в дальнейшем — профессиональной деятельности.
Московский государственный юридический университет имени О.Е Кутафина (МГЮА) подписал соглашение о сотрудничестве со средней школой № 2091, на базе которой создан профильный юридический класс для подготовки к поступлению в университет. Набор в класс проходит по результатам ГИА (ОГЭ), в классе учатся 27 человек. Обучение по профильным предметам — экономика и право — проводят преподаватели МГЮА. Льгот при поступлении в МГЮА выпускники профильного класса не имеют.
Юридический факультет МГУ участвует в программах сотрудничества со школами: школой № 171, гимназией № 1520, гимназией № 1257, гимназией № 1529 имени А. С. Грибоедова и лицеем № 1535.
Главным направлением работы юридического факультета со школами-партнерами является проведение уроков права и открытых уроков. Так, в 2013 г. в гимназиях № 1529 и № 1520 и в школе № 171 под руководством преподавателей и аспирантов кафедры конституционного и муниципального права состоялись открытые уроки, посвященные
20-летию Конституции РФ. Учащиеся образовательных учреждений, участвующих в программе сотрудничества с факультетом, посетили VIII Фестиваль науки в МГУ, прошли тестирование в заочной форме с применением дистанционных образовательных технологий по предметам «обществознание» и «английский язык». Инициативной группой аспирантов кафедры конституционного и муниципального права по согласованию с заведующим кафедрой профессором С. А. Авакьяном был разработан и в 2014 г. проведен цикл тематических уроков для школьников школ-партнеров юридического факультета. В основе курса лежала идея повышения уровня правовой культуры школьников и привлечения их к исследовательской работе. Все уроки были разработаны в лекционно-интерактивной форме и сопровождались презентациями.
Юридический факультет МГУ в целях развития сотрудничества организует не только занятия в школах-партнерах, но и активно проводит экскурсии для учеников. Так, 12 декабря 2013 г. в День Конституции РФ учебно-воспитательный и культурный центр юридического факультета МГУ принимал в своих стенах учащихся 10 и 11 профильных классов московской школы № 171 и 8 класса гимназии № 1529. В 2014 г. учащиеся 9—11 классов гимназии № 1529 имени А. С. Грибоедова участвовали в экскурсионно-познавательной поездке по Европе. Эта образовательная программа была подготовлена юридическим факультетом МГУ при содействии МЦЛ (Женева). Программа включала посещение Международного комитета Красного Креста, ООН, МЦЛ — в Женеве; встречу с руководителем юридической службы Европейского суда по правам человека, посещение Европейского парламента в Страсбурге; посещение ЮНЕСКО и Сорбонны в Париже.
Важным направлением сотрудничества юридического факультета МГУ со школами является летняя практика для учащихся школ-партнеров. Так, в 2013 г. на базе юридического факультета МГУ впервые была организована и проведена летняя практика для учащихся 10 класса школы № 171. Во время практики ученики побывали в музее юридического факультета, Главном здании МГУ, на кафедре коммерческого права и основ правоведения состоялся практикум. Во время летней практики в 2014 г. учащиеся посетили Государственную Думу и Совет Федерации, познакомились с принципами организации деятельности Федерального Собрания РФ, его структурой, статусом и полномочиями. В ходе летней практики, проходившей в 2015 г., школьники побывали в Криминалистическом центре и других учебно-криминалистических лабораториях факультета, прослушали лекцию доцента кафедры истории государства и права Г. М. Давидян по предмету «Введение в специальность».
Преподаватели юридического факультета МГУ участвуют и в организации научно-исследовательской работы школьников. В 2014 г. в
московской гимназии № 1529 прошла VII гуманитарная конференция научно-исследовательских работ учащихся города Москвы «Грибое-довские чтения». Юридический факультет МГУ представляли доцент кафедры конституционного и муниципального права И. П. Кененова и руководитель подготовительных курсов Н. Н. Немешаева. В работе юридической секции конференции приняли участие школьники 8—11 классов.
Наиболее известной и в то же время традиционной и эффективной формой работы вузов с абитуриентами на сегодняшний день являются подготовительные курсы. На юридическом факультете МГУ работает три направления подготовительных курсов: очные учебные курсы; краткосрочные весенние курсы; дистанционные курсы. Занятия проводятся преподавателями МГУ по программам вступительных испытаний с учетом специфики факультета.
Подготовительные курсы, проводимые на юридическом факультете СПбГУ, не направлены на подготовку к ЕГЭ, а ориентированы на формирование у слушателей углубленных знаний по основам права. Для учащихся 10 класса курс подготовки рассчитан на четыре семестра: в первом семестре слушатели изучают основы юриспруденции; во втором и третьем — основы психологии, логики, философии, с ними проводится профориентационная работа; четвертый семестр предполагает изучение основ отдельных отраслей права.
МГИМО реализует широкий спектр программ профильной довузовской подготовки по следующим направлениям: одногодичная программа по дневной форме обучения; двухгодичная программа на вечерних подготовительных курсах; ускоренная одногодичная программа на вечерних подготовительных курсах; подготовка по русскому языку и литературе, истории, обществознанию в формате ЕГЭ — модульные программы: стандартная (128 ч.) и ускоренная (50 ч.). Для закончивших школу и обучающихся по индивидуальной программе работает дневное отделение факультета довузовской подготовки. Данное отделение рассматривается как нулевой курс, 97—98% выпускников которого поступают на выбранные факультеты в МГИМО. Слушатели занимаются по 3—4 пары ежедневно и за время обучения сдают две сессии в формах, максимально приближенных к ЕГЭ. Также МГИМО проводит летнюю языковую школу продолжительностью в две недели, в течение которых проходит 50 академических часов (по три пары в день) занятий. Набирается несколько групп учащихся, окончивших 8 класс, в каждой группе 8—10 человек.
МГЮА предлагает подготовительные курсы — 2-годичные в очно-заочном формате и занятия в группах. Также есть 8-, 4- и 2-месячные курсы. Также проводятся курсы по программе «Подготовка к Кута-финской олимпиаде школьников по праву».
В Высшей школе экономике для абитуриентов разработана программа «11 класс», направленная на интенсивную подготовку по предметам вступительных испытаний в формате ЕГЭ и вузовской олимпиады. Период обучения составляет 4 модуля (32 учеб. недели). Для учеников 10 классов разработана программа «10—11 класс», рассчитанная на два года обучения. По программе изучаются профильные предметы социально-экономического и социально-гуманитарного профилей для подготовки к вузовской Олимпиаде.
Дополнительно предусмотрены подготовительные курсы, ориентированные в первую очередь на школьников Подмосковья, — программы «10 класс в режиме выходного дня» и «11 класс в режиме выходного дня». Занятия проходят по субботам и воскресеньям.
Для школьников, окончивших 8 класс, разработана программа подготовки к сдаче государственной итоговой аттестации — «9 класс». Также есть специальная программа для младших школьников, начиная с 5 класса. Программа «Клуб Эрудит» позволяет получать углубленные знания с помощью игровых технологий, разработана для детей и их родителей. В «Клубе Эрудит» слушатели совершенствуются не только в рамках школьных предметов: они развивают навыки устной и письменной речи, учатся грамотно и четко формулировать свои мысли, а также работать в команде над поставленными задачами. Опытные преподаватели помогают по-новому подойти к освоению школьной программы и раскрыть творческий потенциал каждого слушателя. В игровой форме школьники учатся применять полученные знания на практике. В ходе многоуровневой интеллектуальной игры «Лабиринт» участники проходят командные испытания, отвечая на вопросы из разных областей знания. В рамках дискуссионного клуба «Мудрая ворона» школьники учатся мастерству убеждения и совершенствуют навыки коммуникации. Проводятся занятия по таким предметам, как финансовая грамота, семейное право, основы экономики, азбука права; для родителей — семейная/возрастная психология.
Важнейшим средством привлечения талантливых абитуриентов являются олимпиады школьников по праву. Целями и задачами Всероссийской олимпиады школьников по праву названы: выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности, популяризация правовых знаний, стимулирование интереса учащихся к изучению права, формирование правосознания у учащихся, создание условий для интеллектуального развития, поддержки одаренных детей, в том числе содействие учащимся в профессиональной ориентации и продолжении образования, проведение анализа уровня подготовленности учащихся по праву13.
13 Требования к проведению заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву в 2015/16 уч. г. (утв. на заседании Центральной предметно-мето-
В 2014/15 уч. г. ВШЭ являлась организатором заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию и регионального этапа олимпиады школьников по праву. Помимо этого, в ВШЭ проводятся также ряд внутренних олимпиад: Олимпиада «Высшая проба» для школьников 9—11 классов, «Конкурс юных» для школьников 9—11 классов, конкурс «Высший пилотаж».
Олимпиада «Высшая проба» по праву для школьников 9—11 классов является олимпиадой первого уровня в Перечне олимпиад школьников на 2015/16 уч. г. и проходит в два этапа — заочный этап в режиме онлайн и очный, заключительный этап с выполнением письменных заданий.
«Конкурс юных» проводится в формате индивидуального выполнения участниками заданий. Первый отборочный этап проводится в заочной форме. Участники очного этапа выполняют разные творческие задания. Победители и призеры конкурса получают право принять участие в заключительном этапе Межрегиональной олимпиады школьников «Высшая проба» по профилям, соответствующим направлению конкурса.
Конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» — это проверка знаний и приобретение опыта проектной и исследовательской деятельности, возможность обсудить результаты исследования или проекта с профессорами университета. Конкурс проводится в формате выполнения и защиты участниками исследовательских и проектных работ по разным направлениям (от гуманитарных до технических) в два этапа. Школьники, ставшие дипломантами конкурса исследовательских и проектных работ, могут рассчитывать на получение баллов за индивидуальные достижения в соответствии с порядком, определяемом правилами приема ВШЭ.
В МГЮА проходит Кутафинская Олимпиада школьников по праву. СПбГУ проводит Юридическую викторину и Олимпиаду школьников СПбГУ по праву. МГИМО традиционно проводит телевизионную гуманитарную олимпиаду школьников «Умницы и умники» совместно с ОАО «Первый канал», а также Олимпиаду МГИМО МИД России для школьников по комплексу предметов «гуманитарные и социальные науки» в партнерстве с изданием Правительства РФ — «Российская газета». Юридический факультет МГУ проводит олимпиаду школьников «Ломоносов» по праву, которая является олимпиадой первого уровня в Перечне олимпиад школьников на 2015/16 уч. г.
В 2015 г. юридический факультет МГУ открыл при факультете Школу права — новый образовательный проект, ориентированный на учащихся 8—10 классов общеобразовательных школ, интересующихся
дической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по праву, протокол № 1 от «3» февраля 2016 г.).
правом и обществознанием, в целях повышения уровня правосознания и юридической грамотности учащихся, предоставления им углубленных теоретических и практических правовых знаний, создания условий и возможностей для успешной профориентации учащихся.
Занятия проводят опытные преподаватели, аспиранты и студенты старших курсов юридического факультета МГУ в соответствии с утвержденными учебными программами школы права, разработанными с учетом возрастных особенностей учащихся. В школе права старшеклассникам предоставляется возможность изучить основы гражданского, конституционного, уголовного, административного и иных отраслей права России, закрепить полученные знания посредством практических занятий, занимающих существенную часть учебного времени. Практические занятия включают в себя деловые игры, разборы практических ситуаций, мастер-классы, всестороннее знакомство с российской юриспруденцией, историей юридического факультета МГУ. Прием в школу права осуществляется по результатам собеседования. Преподавательская, научная и организационная деятельность является безвозмездной и осуществляется на добровольных инициативных началах. Важно отметить, что Школа права не осуществляет подготовку учащихся к поступлению на юридический факультет МГУ и в иные учебные заведения, не является аналогом подготовительных курсов. Школа права дает своим ученикам возможность почувствовать атмосферу одного из первых факультетов старейшего университета страны, соприкоснуться с тем, что называют «наукой о добром и справедливом», и ощутить себя настоящими юристами, помогает осознанно выбрать будущую профессию, снижая вероятность последующих разочарований. Этот образовательный проект приобщает школьников к духу и традициям Московского университета и создает платформу для общения представителей разных поколений.
В ноябре 2015 г. в рамках проекта «школа права для школьников г. Москвы» прошли занятия по праву для школьников 8—11классов г. Москвы. В работе школы принимали участие школьники из других российских регионов и учителя соответствующих общеобразовательных предметов. Мероприятие проводилось юридическим факультетом МГУ при поддержке Департамента образования г. Москвы. Всего состоялось 10 занятий по основным направлениям (отраслям) юридической науки (теории государства и права, истории государства и права, гражданскому, уголовному и трудовому праву).
В ВШЭ ежегодно проходит летняя правовая школа — профильный лагерь для школьников, поступающих в 9—11 классы из России, СНГ и других стран ближнего и дальнего зарубежья. 60 человек в течение недели посещают лекции, мастер-классы и тренинги. Обучение в летней школе бесплатное.
В течение учебного года в ВШЭ проходят занятия Открытой правовой школы — это бесплатная юридическая школа для учеников 7—11 классов в целях передачи юридический знаний и опыта, которые школьники смогут использовать в ходе дальнейшего обучения как в качестве студентов вузов, так и в повседневной жизни. В рамках занятий оказывается содействие школьникам в подготовке к вступительным экзаменам в вузы и участию в профильных олимпиадах, профессиональной ориентации и формированию интереса к юридической профессии. Занятия ведут студенты, аспиранты и выпускники факультета права ВШЭ.
Все большую популярность в последнее время набирает дистанционное образование. В ВШЭ организована интернет-школа, где обучение ведется по двум направлениям: углубленная подготовка по профильным предметам, входящим в перечень олимпиад для школьников, и углубленная подготовка к сдаче ЕГЭ. Видео лекции читают ведущие преподаватели ВШЭ, после каждого занятия предусмотрен онлайн контроль усвоения материала и онлайн промежуточный контроль. Проходят вебинары — лекции, семинары, разбор заданий; организован форум с лучшими преподавателями ВШЭ — кураторами каждой предметной группы — с возможностью получить ответы на интересующие вопросы. По итогам обучения выдаются электронные сертификаты.
На юридическом факультете МГУ организованы дистанционные подготовительные курсы по двум предметам — право (обществозна-ние) и история Отечества. Дистанционная форма обучения позволяет получить качественные образовательные услуги, находясь далеко за пределами Москвы. В направлении дистанционного образования реализуется проект на базе платформы «Открытое образование» — курс «Всемирная юридическая история», который читает профессор В. А. Томсинов. Он предназначен для старшеклассников и студентов, начинающих изучать всемирную историю и юриспруденцию, а также для всех интересующихся проблемами мировой истории. Он показывает эволюцию государственности и правовой культуры в человеческом обществе с эпохи Древности и до настоящего времени 14. Интерес слушателей к данному курсу оказался беспрецедентным, на него записалось свыше 1000 человек.
Юридические вузы (факультеты) ведут активную работу по подготовке абитуриентов к поступлению, отбору талантливой молодежи (главным образом посредством олимпиад). Многообразие форм работы дает возможность выпускнику выбрать именно тот вариант, который подходит в конкретной ситуации. Умело сочетая различные формы
14 Открытое образование (электронный ресурс): иЯЬ: https://openedu.ru/course/ msu/LAWHIS/
подготовки к поступлению, абитуриент имеет высокие шансы поступить в выбранный вуз.
Список литературы
1. Аналитический обзор «Юридическое образование в России (анализ количественных данных)» (электронный ресурс): URL: http://pravo.ru/store/doc/ doc/Analit_obzor_IRL_29_09_2015.pdf
2. Свистунов А.А., Щепанский И. С. Проблемные вопросы занятости юристов и ее структура: Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Требования к проведению заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву в 2015/16 уч. г. (утв. на заседании Центральной предметно-методической комиссии Всероссийской олимпиады школьников по праву, протокол № 1 от «3» февраля 2016 г.).