Научная статья на тему 'Региональный центр довузовской подготовки'

Региональный центр довузовской подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный центр довузовской подготовки»

292 с.; Рыскин Н.М, Трубецков Д.И. Нелинейные волны. - М.: Физматлит, 2000 - 272 с.; Трубецков Д.И, Мчедло-ва Е.С, Красичков Л.В. Введение в теорию самоорганизации открытых систем. - М.: Физматлит, 2002. - 200 с.

3. Трубецков Д.И. След вдохновений и трудов упорных. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2001. - 104 с.; Короновский А.А, Трубецков Д.И. Нелинейная динамика в действии. Как идеи нелинейной динамики проникают в экологию, экономику и социальные науки. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2002. - 330 с.; Короновский А.А, Храмов А.Е. Непрерывный вейвлет-анализ в приложениях

к задачам нелинейной динамики. - Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2002.

- 208 с. (аналогичная книга вышла в Физ-матлите в 2003 году); Трубецков Д.И. Введение в синергетику. Колебания и волны. - М.: Едиториал УРСС, 2003. - 224 с.; Трубецков Д.И. Введение в синергетику. Хаос и структуры. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 240 с.; Трубецков Д.И, Храмов А.Е. Лекции по СВЧ-электрони-ке для физиков. - М.: Физматлит, 2003.

- Т.1. - 496 с.; 2004. - И.2. - 648 с.

4. ВигнерЕ. Этюды о симметрии. - М., 1971.

5. Пригожин И. Кость еще не брошена. По-

слание будущим поколениям // Наука и жизнь. - 2002. - №11. - С. 7, 9.

М. ХУСАИНОВ, канд. хим. наук, директор ЦДО

Т. ХЛЕБНИКОВА, докт. хим. наук, зам. директора ЦДО А. ОВЧИННИКОВА, методист ЦДО Уфимский государственный нефтяной технический университет А. ТИМЕРБУЛАТОВА, канд. пед. наук Министерство образования РБ

Образовательный потенциал студентов, принятых на первый курс, определяется многими факторами: уровнем подготовки абитуриентов, степенью осознанности выбора специальности, знанием современного состояния избранной сферы деятельности и перспектив ее развития, наличием навыков самостоятельной работы и т.п.

Поэтому, чтобы обеспечить качественное комплектование студенческого контингента, необходимо самим вузам позаботиться о создании развитой системы довузовской подготовки и профессиональной ориентации молодежи.

Опыт показывает, что в большинстве регионов отсутствует систематический подход к проблеме профориентации выпускников общеобра-

Региональный центр

довузовской подготовки

зовательных учебных заведений и их подготовки к поступлению в вузы и ссузы в масштабе региона. Обычная форма профориентационной работы - ежегодные встречи выпускников районов с представителями вузов и ссузов, - на наш взгляд, полезны только для районной администрации и самих выступающих, являясь своеобразной «тусовкой», где можно познакомиться с нужными людьми, и при этом совершенно неэффективны для абитуриентов. За 2-3 часа перед выпускниками выступают 15-20 человек, наперебой расхваливающих свои учебные заведения. К концу встречи совершенно замороченные дети уже не в состоянии воспринимать информацию, а подробно расспросить уже через час будет неко-

го: посетив банкет, гости немедленно разъезжаются.

Известно, что главное в решении любой проблемы - систематический подход. Именно такой подход предлагают авторы.

Прежде всего, необходимо заполнить информационный вакуум. Ведь не секрет, что в небольших городах, не говоря уже о селах, абитуриенты и их родители зачастую не имеют никакой информации о столичных (имеются в виду не только Москва и Санкт-Петербург, но и столицы республик и областные города) учебных заведениях: о перечне специальностей, об особенностях приема, о возможностях последующего трудоустройства и т.д. А сами вузы и ссузы, почивая на лаврах высокого конкурса и пользуясь всеобщей тягой к образованию, не стремятся «идти в народ» и тратить энергию на профориентационную работу.

Однако не следует забывать, что высокий конкурс не вечен. В ближайшие 10-12 лет нас ожидает демографическая «яма», и в этих условиях останутся на плаву лишь те учебные заведения, которые не только обеспечивают высокий уровень образования по востребованным специальностям, но и способны донести до потенциального абитуриента сведения о себе.

Прежде всего необходимо наладить выпуск и распространение информационных материалов, сообщающих в доступной форме о вузе, его факультетах и специальностях.

В Уфимском государственном нефтяном техническом университете (УГНТУ) постоянно выпускаются информационные материалы (плакаты, газеты, буклеты), содержащие краткую историю университета, характеристику каждой специальности и сферы ее будущего применения, перечень изучаемых дисциплин, правила приема в вуз, а также брошюры, содержащие мето-

дические указания для абитуриентов по физике, математике, информатике с образцами экзаменационных билетов прошлых лет и анализом ошибок абитуриентов по дисциплинам, включенным в программу вступительных испытаний. Информационные материалы о вузе публикуются также в различных справочниках для поступающих. Высокой посещаемостью пользуется университетский сайт (www.ugntu.ru).

В УГНТУ широко используются все традиционные формы профориента-ционной работы: выступления преподавателей университета в школах и техникумах, участие преподавателей в родительских собраниях, дни открытых дверей, встречи с руководства вуза, факультетов и кафедр с абитуриентами и их родителями, экскурсии по кафедрам, региональные олимпиады по математике, физике, химии, проведение совместных мероприятий со старшеклассниками, участие в ежегодных ярмарках учебных мест.

Однако наибольший интерес представляют долговременные формы про-фориентационной работы, сочетающиеся с довузовской подготовкой абитуриентов, проводимые университетом по договорам о сотрудничестве с рядом учебных заведений.

В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г.» на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение старшеклассников. При этом подчеркивается, что «весьма перспективными могут стать ... формы организации профильного обучения, фактически выводящие реализацию соответствующих образовательных стандартов и программ за стены отдельной школы».

Именно такой формой организации профильного обучения, параллельно

выполняющей важнейшую профориен-тационную функцию, в Республике Башкортостан может стать «Республиканский центр довузовской подготовки» (РЦДП), в создании которого заинтересованы практически все вузы и ссузы республики. РЦДП должен быть независимой организацией, не связанной с конкретным вузом и подведомственной Министерству образования республики (что не исключает использования в работе центра сложившихся в отдельных вузах структур довузовской подготовки, например Центра довузовского образования (ЦДО) УГНТУ).

Рассмотрим предлагаемую модель Центра. В его состав должны входить, по нашему мнению, система кабинетов профориентации в городах и районах республики и нефтегазодобывающих регионов, разветвленная сеть подготовительных курсов в Башкортостане и за его пределами, республиканский физико-математический лицей.

В УГНТУ, где традиционно большое внимание уделяется организации довузовской подготовки абитуриентов, уже сделаны серьезные шаги в этом направлении. В структуре ЦДО ежегодно проходят обучение 2-3 тысячи человек. Цены за обучение - одни из самых низких в республике, тем не менее Центр приносит университету ежегодно до 5 млн. руб.

Сотрудники Центра много ездят по республике и по стране и, общаясь с абитуриентами, преподавателями, руководителями городских и сельских администраций, давно видят необходимость создания РЦДП, основными целями и задачами которого должны стать:

1. Профориентационная работа в районах республики и за ее пределами.

В каждом районе должен действовать пункт, в котором профориентаци-онная работа будет поставлена на систематическую основу и куда в любое

время сможет прийти любой абитуриент и получить всю интересующую его информацию о вузах и ссузах республики.

2. Непосредственная подготовка школьников к поступлению в вузы.

В условиях эксперимента по единому государственному экзамену (ЕГЭ) возрастает уровень требований к подготовке по всем предметам выпускных испытаний, которые являются и вступительными. С другой стороны, снижается специфичность подготовки, исчезает ориентация на тот или иной конкретный вуз и открываются широкие возможности для интеграции самых различных учебных заведений. Подготовка в РЦДП позволит учащимся, желающим продолжить обучение в вузах республики, быть более конкурентоспособными и подготовленными к экзамену, что предоставит им больше возможностей в выборе вуза.

При этом будет решаться и ряд дополнительных задач.

1. Повышение уровня подготовки школьных преподавателей, проведение семинаров, конференций, чтение лекций преподавателями вузов непосредственно на местах. Не секрет, что уровень подготовки педагогов в районах зачастую невысок, и у школьных учителей нередко возникают трудности, решить которые могут помочь преподаватели вузов. Деятельность РЦДП необходимо организовывать совместно со средними школами и управлениями образованием соответствующих районов. Сотрудничество позволит произвести довузовскую подготовку учащихся старших классов по усиленной программе и приведет к благоприятному изменению имиджа сельских школ, повышению уровня профессиональной подготовки учителей, количества поступающих и качества их подготовки.

2. Социальная поддержка педагогов. Возможность дополнительного зара-

ботка не в коммерции и прочих областях, а в своей профессиональной области.

3. Создание в регионах за пределами РБ, особенно в Западной Сибири, Челябинской, Оренбургской областях, в Татарстане, на базе отделений ЦДП «Центров культуры Башкортостана» -своеобразных «землячеств», объединяющих многочисленных выходцев из Башкирии и привлекающих их детей на учебу в родную республику.

Придание Центру республиканского статуса поможет решить ряд вопросов, которые УГНТУ в одиночку не может решить. Так, не всегда устанавливаются контакты с администрациями регионов, не хватает полномочий.

Зачастую в сельскохозяйственных районах интерес к нашему университету невысок, там нужны врачи, агрономы, учителя, а не нефтяники. Подготовительные курсы УГНТУ, действующие в этих районах, призваны решать достаточно узкий круг задач - готовить к поступлению в нефтяной университет, однако за неимением других структур они посещаются с целью поступления совсем в другие вузы.

Независимость РЦДП позволит решать многие стратегические вопросы, контролировать процесс подготовки специалистов с высшим и среднеспеци-альным образованием в масштабе республики. Например, при соответствующей финансовой поддержке правительства в экономически отстающих районах возможно бесплатное обуче-

ние. Как бы ни была невелика плата за обучение на курсах, многим сельским семьям и она не под силу.

Кстати, довольно удачной моделью Центра может служить отделение ЦДО УГНТУ, функционирующее в поселке В. Киги и успешно решающее обучающие и профориентационные задачи для абитуриентов пяти отдаленных районов северного Башкортостана.

Центр мог бы с успехом выполнять интеграционные функции по координации совместной работы столичных вузов с местными техникумами, колледжами, лицеями. Весьма перспективной является идея создания на базе вузов интегрированных образовательных структур, включающих в себя образовательные учреждения разного уровня. В настоящее время в УГНТУ ведется работа по интеграции с Ноябрьским колледжем профессиональных и информационных технологий в области подготовки специалистов по программному обеспечению и автоматизации производственных процессов.

Деятельность Центра позволит ликвидировать дублирование содержания образовательных программ, обеспечить обучение на основе согласованных учебных планов, добиться единства требований в оценке качества знаний на всех этапах обучения, повысить уровень профессиональной ориентации школьников, обеспечить непрерывный переход учащихся с одного уровня обучения на другой в рамках единой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.