Научная статья на тему 'Доверие населения к органам МВД как элемент социально-психологического взаимодействия'

Доверие населения к органам МВД как элемент социально-психологического взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
167
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ДОВЕРИЕ / МОТИВ / НАСЕЛЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Доверие населения к органам МВД как элемент социально-психологического взаимодействия»

4. Дуранов М.Е. Исследовательский подход к профессиональной педагогической деятельности: учеб. пособ. / М.Е. Дуранов. - Челябинск, 1996.

5. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

6. Лидак Л.В., Гущина Е.В. Влияние развивающей образовательной среды вуза на динамику самореализации студента [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России. -2010. - № 3. - Режим доступа: http://www.ppip.su/arhiv_gl/2010_3/nomer/nom02.php

7. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Ожегов С.И. - М.: Русский язык, 1987. -750с.

8. Педагогика: учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина, - М.: Академия, 2002 - 576 с.

9. Рубцов В.В. Проектирование развивающей образовательной среды школы / В.В. Рубцов, Т.Г. Ивошина. — М.: Изд-во МГППУ, 2002. — С. 272.

В.В. Потапов

ДОВЕРИЕ НАСЕЛЕНИЯ К ОРГАНАМ МВД КАК ЭЛЕМЕНТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Ключевые слова: взаимодействие, доверие, мотив, население.

В России социально-психологическое напряжение достаточно высоко, уровень риска велик, вследствие чего доверие населения к органам МВД выступает важным элементом государственной политики. Доверие к органам МВД является результатом субъективно-объективного восприятия населением оценки их деятельности. Содержанием доверия является вера людей в способность органов МВД эффективно осуществлять возложенные на них функции. Основным мотивом доверия населения к органам МВД является положительное эмоциональное впечатление, характеризуемое убежденностью в высокой степени предсказуемости деятельности данного института государственной власти.

Доверие можно рассматривать как своего рода эмоциональный фон эффективного взаимодействия органов МВД и населения. Доверие к органам МВД представляет собой особое позитивное отношение индивидов и различных социальных групп, характеризуемое в эмоциональном и интеллектуальном аспекте убежденностью в высокой степени предсказуемости благоприятного поведения и действий с его стороны. Объективной предпосылкой оказания доверия населения органам МВД является удовлетворенность их деятельностью. Доверие к органам МВД изначально связано со степенью удовлетворенности их деятельностью, с наличием определенных профессиональных и моральных качеств у служащих МВД. Востребованность тех или иных качеств органов МВД определяется параметрами проблемной ситуации (социальной, экономической, политической), уровнем ожиданий различных социальных групп. Достижение благоприятного контекста взаимодействия органов внутренних дел и общественности во многом связано с уровнем позитивных отношений, одобрением, пониманием, доверием и поддержкой деятельности органов МВД. В основе объективных факторов роста доверия к органам МВД лежит улучшение состояния криминогенной обстановки, результативность право-

© Потапов В.В., 2013

охранительной деятельности, обеспечение закрепленных в Конституции Российской Федерации норм [1].

По данным серии исследований Левада - Центра, проводившихся в 2012 г., лишь 25 - 30 % россиян в той или иной форме доверяют полиции. Свыше 80 % отмечают беззаконие с ее стороны, свыше 70 % не считают себя защищенными от полицейского произвола, около 60 % говорят о разложении этой системы. Снижение уровня доверия к органам МВД формирует в обществе атмосферу страха, неуверенности в будущем, ощущение незащищенности. И наоборот, уважение и доверие к органам МВД является непременным условием эффективного государства, признаком социально-политического благополучия. Уровень доверия населения к органам МВД можно рассматривать как своеобразный барометр эффективности функционирования органов и институтов государства. Отсутствие доверия к полиции отрицательно сказывается на желании населения сотрудничать с ней, тем самым затрудняет охрану общественного порядка, предотвращение и раскрытие преступлений.

Исследования, проведенные в США, ЕС и России показали, что отношение к органам МВД коррелирует со значительным набором субъективных и объективных факторов, связанных с эмоционально-чувственным и рациональным уровнем общественного сознания. Полиция, воспринимаемая населением в качестве партнера и надежного защитника простых граждан в повседневной жизни, пользуется большим доверием, чем полиция, имеющая имидж карающей руки государства. В ряде исследований отмечается влияние исторического наследия, которое досталось современной полиции, исторической памяти. В странах, где органы МВД были частью репрессивного аппарата против граждан, доверие им сегодня значительно ниже, чем в странах со значительной демократической историей. Плохо сочетающиеся прежние и современные задачи обеспечения законности и охраны правопорядка сказываются на доверии. В то же время основной канал недоверия к органам МВД - это конкретная практика взаимодействия. Безразличие к своим обязанностям, некомпетентность, избыточное применение силы, неравного отношения к разным гражданам и т.п. - исходные причины недоверия.

Качество государственных институтов (открытость власти, ее способность поддерживать высококачественные общественные блага, подотчетность населению, торжество закона, масштаб коррупции и т.п.) оказывает прямое и косвенное влияние на отношение населения к полиции. Трудно представить себе некоррумпированную и эффективную полицию в коррумпированном и неэффективном государстве. Все болезни государства - неэффективность, забюрократизованность, коррупция, возможность произвола по отношению к рядовым гражданам, немедленно приписываются и органам МВД. Превращение органов МВД в послушный инструмент вертикали власти, непрозрачность и отчужденность от местного населения будут подрывать доверие и стимулировать негативное отношение. Органы МВД, воспринимаемые населением как имеющие схожие ценности партнеры, с большей вероятностью будет пользоваться доверием и получать положительные оценки деятельности.

Многочисленные исследования свидетельствуют, что уровень доверия населения к органам МВД находится в определенной зависимости от индивидуальных характеристик граждан, включающих как объективные (в т.ч. демографические), так и субъективные составляющие. Так, женщины, лица старшего возраста, имеющие семьи и детей, представители высокодоходных групп, а также более религиозные граждане обычно настроены в отношении органов МВД более позитивно, чем другие. Женщины относятся к органам МВД более положительно, чем мужчины. Вероятность положительной установ-

ки у женщин выше, чем у мужчин на 5 %. Положительная оценка деятельности органов МВД имеет тенденцию возрастать с увеличением возраста респондента. Ее вероятность в старшей группе на 9 %, в средней на 4 % выше чем в младшей. Повышает положительную установку наличие семьи, детей.

Определенное влияние на уровень доверия к органам МВД оказывает и тип населенного пункта. В сельской местности уровень доверия несколько выше, чем в городах. Большое влияние на уровень доверия к органам МВД оказывает положение гражданина на рынке труда. Безработные настроены более негативно, а неактивные - более позитивно, чем работающие. При этом вероятность негативной установки в первом случае ниже на 5 %, а позитивной во втором случае выше на 2 %. У «здоровых и богатых» уровень оценки доверия к органам МВД выше, чем у «бедных и больных». Так, «достаточный доход» повышает степень вероятности положительной установки на 6 %, а здоровье (отсутствие хронических заболеваний) - на 3 %. Консервативно (традиционно) настроенные граждане оценивают более положительно деятельность органов МВД и следовательно уровень доверия у них выше. Эффект данного явления может достигать 7 %.

Информированность (через СМИ или знакомых) о случаях нападения преступников, грабителей, хулиганов и т.п. увеличивает вероятность негативной оценки полиции на 7 %, а уровень доверия к ней снижается на 0,3 пункта. Если полицейский адекватно объясняет свои действия (действует «прозрачно» и находится в коммуникации с обществом), то, при прочих равных, вероятность положительной оценки возрастает на 73 %, а уровень доверия прибавляет 1,26 пункта. Рост правосознания на 1 пункт при 12-балльной шкале повышает вероятность положительной оценки на 2 % и уровень доверия на 0,11 пункта. Переход от самого низкого уровня правосознания к самому высокому может сопровождаться ростом оценки на 24 %, а уровня доверия на 1,4 пункта.

Если граждане считают действия полиции справедливыми (а это во многом отражает, как она действует), то вероятность положительной оценки возрастает на 37 %, а доверие на 1,86 пункта. Несколько слабее, но также очень значителен эффект «общих ценностей». Факт ценностной идентичности повышает вероятность положительной оценки на 21 % и добавляет 1 пункт к индексу доверия. Если справедливость, открытость и ценностная близость полицейских значительно улучшает их имидж, то факт деятельности под давлением со стороны политиков и чиновников (в угоду чьим-то частным интересам) - ухудшает. Такое давление воспринимается как нарушение принципов справедливости, приверженность которым люди высоко ценят. Удовлетворенность тем, как действуют политические институты, повышает вероятность одобрения деятельности полиции на 4-5 %, а уровень доверия на 0,33 пункта.

Проведенный анализ показывает, что уровень доверия зависит не только от объективных характеристик безопасности и взаимодействия с полицией, но и от широкого социально-политического и ценностного контекста, в котором это взаимодействие происходит. Без доверия и сотрудничества со стороны граждан полиция во многих случаях оказывается бессильной и беспомощной в решении поставленных перед ней задач. Одним из решающих факторов уровня доверия является качество государственных институтов [2]. В коррумпированной стране, в стране, где не уважается закон, где органы государственной власти забюрократизированы, уровень доверия населения к органам МВД не может быть высоким. В этой связи сравнения между странами показывают, что в государствах Европы по уровню доверия к органам МВД последние места занимают Украина, Россия и Болгария.

Исследование показывает, что если граждане воспринимают свою жизнь в негативных тонах, то это, безусловно, сказывается на оценке деятельности, уровне доверия

органов МВД. Органы МВД, воспринимаемые гражданами в качестве надежных, профессиональных представителей интересов народа, пользуются большим доверием и вызывают большее желание содействовать их деятельности и наоборот. Удовлетворенность тем, как действуют институты государственной власти, повышает вероятность положительной оценки уровня доверия к органам МВД на 4-5 %.

Таким образом, проведенное исследование показывает, что задача полного искоренения преступности недостижима, а попытки ее решения не только не дают позитивного результата, но и приводят к негативным последствиям в виде избыточного применения репрессивных мер. На наш взгляд, от такой постановки задачи следует отказаться в пользу более современных подходов, формулирующих в качестве основных задач правоохранительных органов минимизацию негативных последствий от преступности, а также создание и поддержание безопасной социально-психологической среды. Профилактика преступлений и правонарушений и поддержание безопасной социальной среды должны стать одним из основных приоритетов в работе полиции. Именно такой подход будет соответствовать росту доверия населения органам МВД в современных условиях.

Библиографический список

1. Заболотная Г.М. Феномен доверия и его социальные функции // Вестник РУДН. - 2003. - N°

4-5. - С. 79-85.

2. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. - М.: Институт психологии РАН, 2008.

- 587 с.

3. Селигмен А. Проблема доверия / Пер. с англ. - М.: Идея-Пресс, 2002. - 254 с.

Н.С. Слепухина

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ключевые слова: сущность развития познавательной деятельности, рефлексивная деятельность, актуализация ресурсов саморазвития, проблемно-деятельностное обучение.

Познавательная деятельность представляет собой одну из разновидностей человеческой деятельности, направленную на познание окружающего мира. На протяжении всей жизни этот вид деятельности присутствует у человека либо самостоятельно (ведущая в процессе обучения), либо в составе другой «базовой» деятельности (профессиональной, органично встраиваясь в нее). В условиях ускоряющегося общественного прогресса, быстрого устаревания знаний, усложнения профессионального труда, актуализирующих необходимость непрерывного образования и потребность в развитии человека, феномен познавательной деятельности приобретает особую значимость. Это, в свою очередь, обусловливает актуальность выявления механизма и создания условий для ее развития в качестве одной из первостепенных педагогических задач.

© Слепухина Н.С., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.