Научная статья на тему 'Кризис доверия к ОВД как фактор влияния на объективность оценки населением деятельности полиции'

Кризис доверия к ОВД как фактор влияния на объективность оценки населением деятельности полиции Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
508
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кризис доверия к ОВД как фактор влияния на объективность оценки населением деятельности полиции»

Э.Е.Абдрашитов,

кандидат исторических наук, доцент (КЮИ МВД России)

КРИЗИС ДОВЕРИЯ К ОВД КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ОБЪЕКТИВНОСТЬ ОЦЕНКИ НАСЕЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ

'ІШІ

В настоящее время влияние новых технологий информационного воздействия на общество в целом, на организованные группы и неорганизованные массы людей и на отдельного человека непрерывно растет. Эти технологии превращаются в мощный инструмент воздействия на сознание и манипулирования им.

Следует отметить, что вопрос об оценке эффективности любой деятельности всегда вызывает споры. Проблема заключается в том, что можно оценить работу полиции через формирование условной шкалы оценок. При этом оценка будет весьма ущербной при любой шкале исчисления. Например, некоторое время тому назад в практике милиции применялась палочная система оценки эффективности работы. Введение подобной системы имело ряд негативных последствий - наличие массы вымышленных дел, подгонка реального положения под необходимую статистику; умышленный отказ в регистрации и, как следствие, уменьшение негативной статистики по так называемым «висякам». Население, видя подобное, создало практику негативного восприятия милиции. Не изменилась ситуация и при введении балльнорейтинговой системы.

Ребрендинг, произведенный Президентом Российской Федерации, в отношении милиции должен иметь и, как нам видится, имеет одно важное последствие - изменение отношение населения к ОВД. Ныне профилактическая работа объявлена базовой, а угол восприятия деятельности полиции - является критерием успешности ее деятельности. То есть полицейские в некотором роде становятся заложниками общественного мнения.

Пока положительный потенциал реформы не растрачен. Однако весомый удар наносят случаи аморального и преступного поведения ряда сотрудников полиции, особенно после высказываний министра МВД России о том, что чистка в рядах полиции проведена качественно и все сомнительные личности остались вне стен этого учреждения.

Общественное мнение - это совокупность объективных и субъективных элементов, во многом основанная не на реальных показателях, а на ожиданиях, психологических конструктах: страх, восторг, неприятие и др. В этой связи кризис доверия, который имеет черты устойчивости у большинства граждан России, существенным образом влияет на точность и адекватность восприятия деятельности полиции населением. В такой ситуации все свершения будут оцениваться скептически и восприниматься как приписки, а негативные ситуации раздуваться. Огромную роль играют средства массовой информации, набрасывающиеся на «перчинку» и вкладывающие максимальные средства для удержания ее в фокусе внимания общественности.

Доверие - это эмоционально окрашенное, устойчивое отношение людей к социальным институтам, руководителям, выражающееся в поддержке их, в отождествлении личности, определенной социальной группы с ними, в рассмотрении их как своих представителей. Оно может возникать как результат практического подтверждения соответствия деятельности политических институтов интересам массы, так и вследствие манипуляции сознанием.

В социологии доверие определяют как элемент (или форму) веры, следуя обычному пониманию этого феномена (вера-доверие). Начиная с Г. Зиммеля и заканчивая Э. Гидденсом, социологи отмечали, что доверие - это уверенность в действиях других людей, основанная на чувстве, а не на рациональном понимании. Доверие проявляется в ситуациях, когда мы, несмотря на

неопределенный страх и риск, все же действуем. П. Штомпка приходит к общему определению: доверие есть ставка в отношении будущих непредвиденных действий других. Можно проявлять доверие и «ставить» на политика, политическую партию, компанию, фирму и т. д. Понятие «недоверие» представляет собой зеркальное отражение доверия. Это тоже ставка, но негативная.

Доверие пронизывает весь спектр горизонтальных и вертикальных связей, установившихся в обществе, делает его, с одной стороны, всеобщим явлением, а с другой стороны, позволяет разрабатывать дифференцированные стратегии и технологии социального управления. Наличие высокого уровня «вертикального доверия», под которым понимают доверие к институтам государства, очень важно. Стагнация «вертикального доверия» по отношению к институтам власти приводит к активным проявлениям недоверия.

Очевидно, что доверие может быть как завоевано, так и потеряно. Поэтому, чтобы избежать постоянной угрозы беспорядков и хаоса, властям как минимум требуется стабильная гарантия признания и реализации принимаемых ими решений. Одним из факторов распространения атмосферы недоверия является отсутствие полноценного диалога, взаимодействия между полицией и широкими слоями общественности.

Как показал социологический опрос ВЦИОМ, по мнению россиян, в деятельности современных российских элит преобладает высокий уровень коррупции (63,2%), клановость (60,5%), безразличное отношение к жизни граждан (55,3%), некомпетентность (26,3%), эгоизм (23,7%), отсутствие гибкости (15,8%). Обращает на себя внимание и тот факт, что возросла доля опрошенных, которые не доверяют ни одному из ныне действующих политических лидеров. По данным опроса, это 17% респондентов. Представляется совершенно очевидным, что данное недоверие связано, прежде всего, с крушением иллюзий и надежд на быстрые перемены.

Приведенные данные говорят о том, что политические институты слабы и в недостаточной мере выполняют функцию обеспечения транзакций по линиям «элита-элита» и «элита-общество», актуальность «игры без правил» сохраняется. Соответственно, чтобы преодолеть кризис доверия, необходимо нанести удар по этим болевым точкам или прибегнуть к активному социальному конструированию.

Если говорить о перспективах будущего для страны и граждан России, то стоит отметить, что большинство респондентов (50,0%) особых перемен не ждут и спокойно смотрят в будущее. 42,1% - с чувством надежды и оптимизма. 7,9% - с тревогой и неуверенностью. Это является свидетельством накопления у россиян большой усталости и падения доверия к институтам власти. Негативизма добавляет и общее негативное восприятие таких понятий, как «политика», «чиновник».

Таким образом, доверие, являясь обязательным элементом легитимности, выступает как необходимый фактор функционирования политической системы, обеспечивающий ее стабильность и эффективность управления. В обществе рутинных социальных ролей готовность доверять представляет собой непременное условие социальной жизни. В реальной жизни невозможно следовать нравственной заповеди абсолютного доверия; на практике базовое доверие к миру проявляет себя как тенденция, противостоящая разумной доле недоверия.

Таким образом, перед нами вырисовывается контур новой проблемы, суть которой заключается в том, что важно сформировать определенный имидж полицейского и полицейской службы, с тем чтобы нивелировать негативные тенденции, связанные с противоправным поведением отдельных лиц. Другими словами, не важно, что делается, важно, как это подается и как это воспринимается населением и воспроизводится в общественном мнении.

В условиях модернизационных преобразований, происходящих в условиях современной России, возникает необходимость теоретического и практического осмысления подходов к пониманию имиджа полицейского.

Каждое учреждение стремится показать себя с лучшей стороны, ведь от этого зависит ее существование. Цель инновационных процессов в полиции и отдельные мероприятия не всегда понятны населению, представителям гражданского общества и правозащитникам, а их ожидания, сформированные на основе общего представления о необходимом должном поведении сотрудника полиции, не всегда соотносятся с тем, что они наблюдают в реальности.

Исследуемая нами проблема имеет несколько аспектов, которые нашли свое отражение в научной социологической литературе. Проблемы формирования имиджа полиции нашли свое отражение в работах как зарубежных, так и отечественных ученых. Это, прежде всего, работы Д. Доти, Э. Бернайз, У. Липпмана. В своих работах они подчеркивали, что имидж - это искусственная имитация или преподнесение внешней формы какого-либо объекта или лица. В отечественной социологии имиджем школы занимались Т.Н. Пискунова, Н.А. Кадочникова, Е.Б. Карпова, Г.Г. Почепчов, В.Г. Зазыкин, Е.А. Петрова.

Полиция - это открытая, взаимодействующая со многими социальными институтами социальная система, о которой все чаще говорят как о сфере услуг в области безопасности, употребляя такие понятия, как конкурентоспособность, сегмент рынка, реклама и т.д. Маркетинговый аспект службы в полиции является одним из направлений оптимизации методической работы полиции.

Таким образом, имидж полиции - не точное и однозначное отражение достоинств и характеристик ее, а спроектированный специалистами образ, в основе которого лежат и реальные, объективные черты и, кроме того, черты, привнесенные для формирования соответствующего образа.

По результатам проведенного социологических исследований было выявлено, что подавляющая часть населения выделила семь компонентов «идеального полицейского».

1. Внешняя атрибутика;

2. Финансовое благополучие;

3. Личность (имидж) руководителя и его команды;

4. Имидж персонала;

5. Качество деятельности, образ продукции или услуг;

6. Дизайн помещений;

7. Деловые коммуникации организации.

Население уверено, что имидж полиции должен состоять из 7 компонентов, важными же являются высокий профессионализм личного состава, комфортная психологическая атмосфера в полицейских учреждениях, высокое качество оказанных услуг.

Полиция, как и каждый сотрудник в отдельности, существует не в вакууме, а в конкретной среде, которая является внешней средой. Влияние на имидж полиции оказывают: конкуренты, потребители, общественные организации и средства массовой информации, законы и иные государственные органы - это элементы прямого воздействия. Косвенное воздействие на нее оказывает состояние экономики, уровень развития науки и технический прогресс, различные политические факторы, социально-культурные факторы и традиции, ситуация в мире в целом. Эти элементы накладывают свой отпечаток на имидж, но полиция не имеет возможности серьезно повлиять на них. Она обязана их учитывать при работе над своим имиджем.

Помимо внешних факторов, влияющих на полицию, существует еще группа факторов, имеющих приоритетное значение, - это внутренняя среда в полиции, элементами которой являются: цели, задачи, кадры, технология, организационная структура. Именно эти элементы являются наиболее важными и имеют приоритетное значение для имиджа полиции, истинного лица, а не маски. Имидж полиции должен адекватно отражать удовлетворение насущных потребностей граждан и иных лиц.

Таким образом, имидж полиции не существует как нечто абстрактное, он тесно связан с тем, что происходит как внутри нее, так и за ее пределами. Было бы правильно сказать, что имидж не принадлежит самой полиции, а существует в виде мнения или оценки в глазах каждого из людей, которые с ней связаны тем или иным образом.

Имидж полиции - это специально конструируемый образ для потенциальных участников процесса правоприменения и всех участников целостного правоохранительного процесса, который должен соответствовать их ожиданиями и потребностям. В имидже изначально, по сути, задается: схематичность и неполнота, а также положительная направленность

эмоционального оценивания. Положительная оценка, присущая имиджу, крайне важна, так как является залогом устойчивости предприятия в кризисных ситуациях и гарантией успеха.

Имидж играет роль и имеет место при опосредованном общении больших групп людей, когда основным источником информации о полиции в целом, конкретном полицейском учреждении или сотруднике полиции являются средства массовой коммуникации.

Эффективный имидж организации повышает удовлетворенность работников, способствует привлечению квалифицированных кадров, повышает эффективность труда работников, повышает уровень дисциплины труда работников. Имидж полиции всегда направлен на стимулирование положительных эмоций и их проецирование, на те услуги, которые оказывает полиция.

В связи с вышеизложенным полагаем, что преодоление кризиса доверия населения за счет трансформации имиджа полиции и отдельных сотрудников, может решить проблему низкого уровня общественного мнения о деятельности полиции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.