УДК 338.48-2-056.26
Ю.Ф ПЕДОСЮК
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗБАРЬЕРНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ДОСТУПНОГО ТУРИЗМА
Формирование безбарьерной среды для безопасного и комфортного пребывания туристов с ограниченными возможностями в дестинации и проживания местных жителей с ограничениями является приоритетной задачей стран, включенных в мировое туристское пространство. Главное условие безбарьерной среды - универсальный дизайн, распространяемый на всю инфраструктуру сообщества (дороги, транспорт, здания, средства размещения и др.). Доступный туризм предполагает создание условий для безбарьерных путешествий людей с инвалидностью, пожилых, людей большихраз-меров, семей с маленькими детьми.
Ключевые слова: безбарьерная среда, безбарьерный туризм, доступный туризм, доступность, универсальный дизайн, люди с ограниченными возможностями, дестинация.
Creation of barrier-free environment for safe and comfortable staying of disabled tourists in the destination and living of local residents with disabilities is a priority task of the countries involved in the global tourism space. The main condition of barrier-free environment is universal design covering the whole infrastructure of the community (roads, transport, buildings, accommodation facilities, etc.). Accessible tourism presupposes creation of conditions for barrier-free travel of disabled people, senior people, large-size people, families with little children. Key words: barrier-free environment, barrier-free tourism, accessible tourism, accessibility, universal design, disabled people, destination.
Инвалидность и старение населения являются в последнее время темами исследований в контексте изучения современного состояния и развития туризма. Эти характеристики населения оказывают прямое воздействие на спрос и предложение на туристском рынке. Анализ работ последних лет показывает, что безбарьерная среда и доступный туризм - это растущая область туристских исследований и туристской практики. Так же, как и другие сегменты туризма, данный сегмент носит междисциплинарный и многофакторный характер, испытывая в своем развитии влияние географического, демографического, политического,
© Педосюк Ю.Ф., 2014
экономического, социального, психологического, организационного плана, и такие науки, как менеджмент, психология, социальная психология, медицина, архитектура, инженерное дело, культурология постмодернизма, участвуют в исследовании и решении проблем доступного (или безбарьерного) туризма.
Проблема создания безбарьерной среды касается сегодня всех стран и регионов. Национальный институт старения (США) указывает, что в 2006 г. 500 млн чел. в мире были старше 65 лет, и, по прогнозам, к 2030 г. их число вырастет до 1 млрд чел., т.е. 1 из 8 человек на земном шаре будет старше 65 лет [4, с. 5]. Подобная ситуация сложилась во всех развитых западных стра-
нах мира, а в азиатских странах старение население происходит более высокими темпами.
ЮНВТО приводит близкую статистику: в 2009 г. число людей старше 60 лет составило более 730 млн человек, или 10% всего населения Земли, и возросло с 2000 г. более чем на 20%. К 2050 г. число людей старше 60 лет будет составлять 20% мирового населения, из которых одна пятая часть будет иметь возраст старше 80 лет [8].
По данным Всемирной организации здравоохранения (2011 г.), в мире насчитывается около 1 млрд инвалидов, имеющих физические или умственные ограничения. Это около 15% населения мира [8].
Имеется прямая зависимость между старением населения и уровнем инвалидности. Так, статистические данные по Австралии показывают, что в возрасте 65 лет человек в 14 раз вероятнее будет иметь инвалидность, нежели в возрасте 4 лет [4, с. 6].
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выпустила в 2007 г. программный документ под названием «Global Age-friendly Cities: A Global Guide» («Глобальные города для пожилых людей: глобальное руководство»). Этот документ содержит рекомендации для планировщиков городов всего мира с позиции создания безбарьерной среды для пожилых людей. Сегодня ВОЗ создала целую глобальную сеть городов и сообществ с благоприятными условиями для пожилых людей (GNAFCC) [6]. Отмечается, что все больше городов и сообществ во всем мире стремится к лучшему удовлетворению потребностей своих пожилых граждан. Глобальная сеть была создана в целях содействия обмену опытом и знаниями между городами и сооб-
ществами во всем мире. К Сети может присоединиться любой город и любое сообщество, приверженные идее создания безбарьерной среды для пожилых людей в самом разном культурном и социально-экономическом контексте.
Всех членов Сети объединяет общее желание и решимость создать физическую и социальную городскую окружающую среду, способствующую здоровому и активному старению и хорошему качеству жизни для пожилых жителей. В рамках Сети ВОЗ обеспечивает глобальную платформу для обмена информацией и взаимной поддержки путем обмена опытом. Кроме того, ВОЗ способствует формированию знаний о том, как оценивать благоприятные условия для пожилых людей в том или ином городе или сообществе, как учитывать аспекты старения при городском планировании и как создавать благоприятную для пожилых людей городскую окружающую среду [6].
Еще один важный документ, способствующий развитию безбарьерной среды в городах мира, - это документ ООН «Цели развития тысячелетия» (Millennium Development Goals), принятый в 2009 г. «Цели развития тысячелетия» - это восемь международных целей развития, которые 193 государства-члена ООН и по меньшей мере 23 международные организации договорились достичь к 2015 г. [7]. В данном документе отмечается, что ни один город мира не может быть спланирован для устойчивого будущего развития, если не будет включать все элементы доступности. К таким элементам относят доступность образования, трудовой занятости, жилья и самостоятельной (независимой) жизни, окружающей среды, досуга и рекреации, технологий и коммуникации.
Инвалидность (или ограниченные возможности) - это социальный конструкт, который имеет разный статус в разных культурах и на разных этапах развития общества. Аналогичным образом феномен доступного туризма имеет социальную природу, но конкретные продукты и услуги зависят от индивидуальных потребностей путешественников.
Туристы с ограниченными возможностями имеют разнообразные туристские мотивации, стремление к разному туристскому и культурному опыту, а также разный уровень требований к их (туристов) поддержке во время путешествия со стороны туриндустрии. Другими словами, туристы данной категории не являются гомогенной группой, что важно учитывать в планировании развития доступного туризма и безбарьерной среды дестинации в целом. Концептологи туризма - менеджеры должны понимать, какие сегменты туристского рынка с точки зрения целей и ожиданий существуют в этом виде туризма.
Относительно поддержки развития доступного туризма Генеральная ассамблея Всемирной туристской организации (ЮНВТО) приняла Резолюцию «Создание возможностей для туризма людям с ограниченными возможностями в девяностые годы» (Creating Tourism Opportunities for Handicapped People in the Nineties) еще в 1991 г. На базе данной Резолюции был разработан документ «Туризм, доступный для всех», принятый ГА ЮНВТО в 2005 г. в Дакаре (Сенегал). В Декларации по упрощению туристских путешествий, принятой на XVIII сессии Генеральной ассамблеи в Астане, ЮНВТО призывает государства-члены сделать свои туристские объекты и учреждения до-
ступными для людей с ограниченными физическими возможностями [1]. На XX сессии ГА ЮНВТО в 2013 г. было принято обновление рекомендаций ГА ЮНВТО 2005 г. «Туризм, доступный для всех», учитывающее положения Конвенции о правах инвалидов ООН 2007 г. В этом же документе содержится определение «доступности», сделанное Генеральным секретарем ЮНВТО Талебом Рифаи: «Доступность - это центральный элемент любой ответственной и устойчивой туристской политики. Это и императив прав человека, и исключительная деловая возможность. Кроме того, мы должны ценить тот факт, что доступный туризм приносит блага не только инвалидам или лицам, имеющим особые потребности; он приносит блага всем нам» [8].
Доступность туризма означает универсальную возможность людей путешествовать и пользоваться услугами туриндустрии без каких-либо ограничений. Доступный (accessible) туризм также называют безбарьерным (barrier-free), подразумевающим наличие (или создание) безбарьерной среды как для туристов, так и для местных жителей территории, развивающейся как туристская дестинация. Сегодня закрепилось несколько названий данного вида туризма: «туризм лиц с ограниченными возможностями», «туризм лиц четвертого возраста», «универсальный туризм», «безбарьерный туризм» и «доступный туризм».
Несомненно, создание безбарьерной среды - залог устойчивого развития туристских дестинаций, а также условие безопасности территории для туристов и местных жителей.
Для людей с ограниченными возможностями доступный туризм - это не только возможность рекреации и
проведения досуга, но и средство реабилитации. Исследователи объясняют это тем, что, во-первых, это двигательная активность, и посредством туризма осуществляется поддержание физической формы и здоровья; во-вторых, туризм создает среду для полноценного общения, устраняет чувство потери достоинства, неполноценности, интегрирует пожилых людей и инвалидов в общество; в-третьих, туризм помогает восстановить психические ресурсы человека, так как благоприятный климат и красивая природа способствуют положительному психоэмоциональному настрою [2, с. 85]. Главным условием создания безбарьерной среды является универсальный дизайн, т.е. дизайн продуктов и среды, которые могут быть использованы людьми в наивысшей степени без необходимости адаптации и специального дизайна. Цель универсального дизайна - облегчить жизнь каждому за счет создания продуктов, коммуникаций и среды, используемой большим количеством людей всех возрастов, размеров и способностей.
Семь принципов универсального дизайна включают: 1) справедливость использования; 2) гибкость использования; 3) простоту и интуитивность использования; 4) заметность, различимость и воспринимаемость информации; 5) терпимость к ошибкам; 6) небольшое физическое усилие; 7) размер и пространство для доступа и использования (Центр универсального дизайна, 2009) [4, с. 8-9]. Перечисленные принципы показывают, что главным в дизайне должна быть доступность. Очевидно, что туристским дестина-циям следует принять их как основу для достижения большей социальной устойчивости. Этот подход не только ставит туриндустрии дестинаций в бо-
лее адекватную, эффективную и действенную позицию, но и гармонизирует туриндустрию с Целями тысячелетия ООН.
Принцип доступности распространяется на следующие компоненты и аспекты туризма:
• здания и сооружения, особенно средства транспорта и транспортной инфраструктуры (аэропорты, вокзалы), размещения (гостиницы) и достопримечательности (музеи, галереи, театры), которые должны соответствовать принципу универсального дизайна с тем, чтобы быть доступными для людей независимо от возраста, физического состояния и возможностей (наличие пандусов, широких дверных проемов, лифтов и подъемников, нажимных (а не поворотных) дверных ручек, понятных и четко видимых указателей и пиктограмм);
• дестинации, которые должны быть доступны с точки зрения территориальной, временной и финансовой доступности, при этом, как отмечают эксперты, совершенствование инфраструктуры (например, строительство дорог) не во всех случаях может быть полезным, так как может превратить дестинацию с проживанием (ночевкой) в экскурсионную дестина-цию (без необходимости размещения на ночлег), что неизбежно приведет к потере бизнеса местными средствами размещения и в целом к изменению образа дестинации;
• сами путешествия с точки зрения того, что право путешествовать должно стать универсальным правом человека независимо от физических или социальных условий и возможностей (социальный туризм, туризм третьего возраста, туризм четвертого возраста) [3, с. 24].
Создание безбарьерной среды касается прежде всего больших городов-мегаполисов. Мегаполисы как туристские дестинации более продуктивны, развиваясь как центры массового потребления, развлечений и досуга. Они располагают большими и разнообразными ресурсами для развития самых разных видов туризма: городскими пейзажами и ландшафтами, городским дизайном, национальной культурой, архитектурой, скульптурой, искусством, музыкой, театрами, событиями, особой атмосферой и духом и т.п. Менеджмент мегаполисов, их планирование и развитие отличаются от управления небольшими городами, в том числе с точки зрения доступного туризма. Большие города стали привлекательны широкому рынку потребителей: благодаря развитию транспортной инфраструктуры до них легко добраться, они предлагают широкие возможности, отвечающие разным вкусам, интересам и потребностям гостей.
Как указывают отечественные эксперты, в Российской Федерации сегодня проживают 13 млн инвалидов. Примерно половина людей с ограниченными возможностями - это молодые люди в возрасте до 40 лет. Они занимают активную жизненную позицию, осваивают новые профессии [2, с. 85]. Таким образом, эти молодые люди могли бы получить дополнительные условия для полноценной жизни и отдыха, путешествий и туризма, если бы в России была создана безбарьерная среда и по-
лучило поддержку развитие доступного туризма. Следует признать, что работа в этом направлении ведется. Создание безбарьерной среды входит в планы развития Москвы. А Сочи стал первым в России городом безбарьерной среды.
Италия - одна из стран-лидеров по созданию безбарьерной среды. Миланский аэропорт одним из первых создал инфраструктуру для пассажиров с ограниченными возможностями. Улицы, музеи, магазины, транспорт, университеты отвечают требованиям универсальной доступности. Миланский университет Бикокка, в котором обучаются 30 тыс. студентов, сам является моделью безбарьерной среды.
Зарубежные исследователи подчеркивают, что доступный туризм - это форма туризма, которая включает процессы сотрудничества между заинтересованными лицами, обеспечивающие людям выполнение требований доступности, включая мобильность и визуальные, слуховые, когнитивные измерения доступности, для того чтобы функционировать независимо, а также равноправно и с достоинством за счет получения универсально спроектированных турпродуктов, услуг и среды. Этот подход касается всей жизни человека и включает людей с постоянной или временной инвалидностью, пожилых людей, людей больших размеров, семьи с маленькими детьми и тех, кто прибыл из более безопасных и более социально устойчивых регионов [5, с. 10-11].
ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Бавельский А.Д., Зорин И.В., Сесёл- 2. Бавельский АД, Зорина Г.И., Ру-
кин А.И. Доступная среда как фактор чин А.А. Безбарьерный туризм в Москве:
развития и безопасности безбарьерно- учебно-метод. пособие. М.: Логос, 2011.
го туризма. URL: http://lexandbusiness.ru/ 3. Мошняга Е.В. Основные тенденции раз-
view-article.php?id=480 (дата обращения: вития туризма в современном мире// Вест-
14.04.2014). ник РМАТ. 2013. № 3 (9). С. 22-33.
4. Buhalis D, Darcy S. (Eds.) Accessible Tourism: Concepts and Issues. Bristol: Channel View Publications, 2010.305p.
5. Buhalis D, Darcy S. (Eds.) Best Practice in Accessible Tourism. Bristol: Channel View Publications, 2012.347p.
6. URL: http://www.who.int/ageing/proj-ects/age_friendly_cities_network/ru/ (дата
обращения: 14.04.2014).
7. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/^-ли_развития_тысячелетия (дата обращения: 14.04.2014).
8. URL: http://dtxtq4w60xqpw.cloudfront. net/sites/all/files/pdf/a20_10_activities_ wcte_election_members_new_wcte_part_ii_ ru.pdf (дата обращения: 14.04.2014).
УДК 338.4-6:615.8
В.А. СИКОРСКАЯ
РАЗВИТИЕ ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В развитии лечебно-оздоровительного туризма во всем мире отмечены тенденции роста и диверсификации. Выделились сегменты лечебного, клинического, медицинского, оздоровительного, термального, спа-, wellness-туризма и др. Отвечая на растущий диверсифицированный спрос, меняются дестинации лечебно-оздоровительного и курортного туризма, расширяя и переориентируя свои услуги на новые сегменты потребителей. Ключевые слова: лечебно-оздоровительный туризм, медицинский туризм, спа-, wellness-туризм, диверсификация, курортная дестинация.
In the development of global health tourism trends of growth and diversification are registered. Such segments of health tourism have been sorted out: healing, clinical, medical, recuperation, thermal, spa-tourism, well-tourism and others. Responding to the growing diversified demand, destinations of health and resort tourism are changing, expanding and retargeting their services at new segments of consumers.
Key words: health tourism, medical tourism, spa-tourism, wellness-tourism, diversification, resort destination.
В условиях стремительного развития мирового туризма происходит не только существенный рост туристских потоков, но и заметное расширение количества туристских дестинаций, видов туризма, профилей туристов, что отражает продолжающуюся сегментацию туристского рынка. В этих процессах проявляется растущая диверсификация туристского спроса и отве-
© Сикорская В.А., 2014
чающая ему диверсификация туристского предложения. Одни дестинации становятся многопрофильными, другие переориентируют свой продукт на новые целевые рынки, третьи возрождают утраченные бренды. Данные процессы в полной мере охватывают и курортные дестинации всего мира.
В современном глобальном туристском пространстве курортные дести-нации отличаются огромным разнообразием и спецификой своего исто-