Секция «Экологияпромышленности»
населенных пунктов красноярского края» [3]. За загрязнение окружающей природы уже не раз наказывали провинившихся. В 2013 году суд по иску природоохранной прокуратуры взыскал с ОАО «РУСАЛ-Ачинск» 80 млн руб. за загрязнение опасными сточными водами земель сельхозназначения [4]. Специалисты Росприроднадзора считают, что штрафы смогут повлиять на экологическую ситуацию в Красноярском крае и наращивают темпы своей работы. Однако власти собирают не только взыскивать, но и договариваться с промышленными загрязнителями по-дружески. Вскоре, в действие может вступить «экологическая амнистия» - предприятия получат возможность избежать штрафов за загрязнение окружающей среды, однако для этого им понадобиться принять планы по модернизации и снижению выбросов до приемлемых показателей.
В итоге хочется сказать, что каждый человек должен думать своей головой о последствиях своих дей-
ствий. Компании, несущие большой урон природе должны уделять огромное внимание модернизации и улучшению оборудования, чтобы не портить всё вокруг себя. Иначе цена их стараниям «на благо человечеству» будет равна нулю, когда природа начнёт серьёзно отвечать человеку за его халатность.
Библиографические ссылки
1. Зарубин Г. П., Новиков Ю. В. Гигиена города // Природа и человек. 2011. № 6. С. 8.
2. Газета «Наш Красноярский край». № 6 (737) от 27 февр.
3. Сайт Прокуратуры Красноярского края. URL: http://www.krasproc.ru/news/krsk/10183 (дата обращения: 20.03.2014).
4. Зимина З. Экология: время действовать // Сибирский дом. 2012. № 1(96).
© Пак М. В., 2014
УДК 504.062.4
А. А. Парпуц, Р. В. Менчиков, Е. С. Панкеев Научные руководители - В. А. Миронова, М. В. Чижевская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ВЛИЯНИЕ ГМО НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ
В современных условиях качественно новым образом решается проблема влияния ГМО на экономику России, и предъявляются более высокие требования к пищевой промышленности. Это и объясняет повышение интереса к проблеме становления этой стороны экономики.
ГМО - сокращение от генетически модифицированные организмы. То есть, это продукты питания, а также живые организмы, созданные при помощи генной инженерии. Развитие ГМО-продуктов напрямую связано с возникновение генной инженерии в 60-70-х гг., основной задачей которой являлось конструирование in vitro (вне живого организма) новых функционально активных генетических структур (реком-бинантных ДНК) и создание организмов с новыми свойствами [1].
В 1983 - ученые, изучая почвенную бактерию, которая образует на стволах деревьев и кустарников наросты, обнаружили, что она переносит фрагмент собственной ДНК в ядро растительной клетки, где он встраивается в хромосому, после чего распознается как свой. С момента этого открытия и началась история генной инженерии растений [1].
Коммерческое использование ГМО начато совсем недавно. Оценить, как влияют ГМО на окружающую среду за столь короткий промежуток времени, очень сложно. Поведение новых генов в открытых экосистемах, их реакция на паразитов, болезни совершенно непредсказуемы.
Перечень экономических рисков, возникающих в связи с использованием ГМО в производстве продуктов питания и сельском хозяйстве для России, будет расти по мере ее интеграции в глобальное экономическое пространство.
Основной удар может быть нанесен по имиджу России как производителя натуральных продуктов. Известно, что в мире спрос на экологически чистую продукцию неуклонно растет. Россия имеет большой потенциал в этой области, но массовое выращивание ГМО навсегда исключит подобную перспективу. Поэтому на национальном уровне необходимо обеспечить выполнение ФЗ РФ «О защите прав потребителей» и ужесточить ответственность за его невыполнение.
о, 9%
Сравнение по странам на нормы содержания ГМО в продуктах
Масштабное расползание ГМО по России, безопасность которых сегодня оспаривается многими учеными практически всех стран мира, приводит к бес-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Технические науки
плодию, неудержимому всплеску заболеваний онкологией, увеличению генетических уродств, непредсказуемым аллергическим реакциям, повышению уровня смертности, как животных, так и людей, резкому ухудшению в состоянии окружающей среды.
Выращивание ГМ-продуктов в России официально запрещено, а вот ввозить их можно сколько угодно. Сельское хозяйство России переживает трудное время. На II Всероссийском аграрном совещании в 2003 г. было констатировано, что 75 % сельского населения находится за чертой бедности, убыточны более 70 % хозяйств, ежегодно снижаются площади посевов под зерновыми культурами, биологическая полноценность и безопасность зерна и про-дуктов его переработки. По заявлению академика А. Каштанова продолжается деиндустриализация сельскохозяйственного производства. На закупку импортного продовольствия Россия ежегодно тратит в 10 раз больше, чем на все свое сельское хозяйство.
На таком фоне в стране развёртывается активная пропаганда широкого внедрения в отечественное растениеводство трансгенных культур: картофеля, сои, кукурузы, рапса. Причем лоббирующие этот процесс ученые и чиновники не дают никаких гарантий их безопасности для агроландшафтов, посевов культур традиционной селекции, продуктов урожая для человека и сельскохозяйственных животных.
Одна из основных проблем широкого возделывания ГМ-культур - их возможность стать инвазийны-ми, постепенно вытесняющими традиционные сорта. Большое значение в управлении этим процессом будут играть постоянно пополняемые базы данных о фитоструктуре агроценозов. В России существуют всего 3 базы данных по всем группам организмов.
Конвенция о биологическом разнообразии, подписанная Россией в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, декларирует, что чужеродные инвазийные виды считаются одной из самых серьезных экологических угроз.
На наш взгляд, основные направления независимых исследований ГМ-культур должны включать следующие направления:
1) разработка государственной системы фитоса-нитарного мониторинга посевов ГМ-культур, их хранящегося урожая и используемых для пищевых и кормовых целей продуктов переработки, мониторингом должны охватываться импортируемые ГМ-продукты и ГМ-культуры;
2) допустимые соотношения в посевах одной культуры сортов ГМ-культур и обычных;
3) создание государственной общедоступной системы идентификации ГМ-культур и контроля за их использованием;
4) установление мер ответственности производителей и переработчиков ГМ-культур за нанесение вреда агроценозам и потребителям;
5) определение степени влияния признаков трансгенной устойчивости к гербицидам и вредителям на изменение состава белка семян и их жизнеспособности в условиях культивирования и самосева.
Библиографическая ссылка
1. Красовский О. А. Генетически модифицированная пища: возможности и риски // Человек. 2002. № 5. С. 158-164.
© Парпуц А. А., Менчиков Р. В., Панкеев Е. С., 2014
УДК 303.023, 303.1
А. В. Пучков, Н. И. Шумков Научный руководитель - Е. Н. Вельская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ: СТАТИСТИКА, ПРИЧИНЫ, МЕРЫ ПО СОКРАЩЕНИЮ
Проводится анализ статистики ДТП за период 2010-2013 гг. в России и по Красноярскому краю. Выявляются наиболее распространённые причины возникновения ДТП. Рассматриваются оперативно профилактические мероприятия, проводимые ГИБДД по снижению аварийности. Предлагаются мероприятия по сокращению количества ДТП.
Проблема аварийности на автомобильных дорогах России за последние годы стала настолько острой, что приобрела статус национальной, так как за последние годы именно на дорогах погибает множество людей, в особенности молодое поколение, что способствует демографической убыли населения.
Из приведенной диаграммы ДТП (рис. 1) по числу погибших в России очевидно, что пик аварийности пришелся на 2012 год, когда на российских дорогах произошло 204 тысячи ДТП. Число раненых в ДТП составило 258,3 тысяч человек [1]. В Красноярском
крае наибольшее количество ДТП - 5186 приходится на 2013 год. АППГ (Аналогичный период предыдущего года) +1 %, погибло 612-1,3 %, ранено 6580 + 1,9 % [2].
По данным Госавтоинспекции, наиболее распространенной причиной аварий по-прежнему остается нарушение водителями правил дорожного движения -доля таких ДТП превышает 87 % от общего числа. Количество аварий по вине пьяных водителей достигло отметки в 13,5 тысячи происшествий. Заметно увеличилась доля ДТП, произошедших из-за плохого