Научная статья на тему 'Сравнительная оценка факторов риска при дорожно-транспортных происшествиях'

Сравнительная оценка факторов риска при дорожно-транспортных происшествиях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
311
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицина в Кузбассе
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / СТАТИСТИКА / ПРИЧИНЫ / ИСХОДЫ / MOTOR VEHICLE ACCIDENTS (MVA) / STATISTICS / REASONS / OUTCOMES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сашко Александр Алексеевич, Воробьев Анатолий Михайлович, Чернышев Андрей Кириллович, Ситко Леонид Александрович

Представлены данные анализа дорожно-транспортных происшествий (ДТП) по материалам Госавтоинспекции МВД России за период 2007-2010 гг. по наиболее промышленно-развитым регионам Западной Сибири. Изучены основные факторы риска, влияющие на течение и исход ДТП, а также определена взаимосвязь между тяжестью последствий ДТП с объемом медицинской помощи на догоспитальном этапе. В разработку включены показатели, отражающие количественную характеристику ДТП, а также исходы ДТП, в том числе данные о погибших и раненых. Все составляющие ДТП сопоставлены с причинами, повлекшими ДТП, и их влиянием на исход травмы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сашко Александр Алексеевич, Воробьев Анатолий Михайлович, Чернышев Андрей Кириллович, Ситко Леонид Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE EVALUATION OF RISK FACTORS BY MOTOR VEHICLE ACCIDENTS (MVA)

The current research gives analysis of motor vehicle accidents (MVA) according to data by Department of Motor Vehicles of the Russian Ministry of Internal Affairs over the period of 2007-2010 in the most industrial developed region of the Western Siberia. Authors scrutinized risky factors which influenced on the MVA's development and their outcomes, also the interrelation between severity of consequences after the MVA and the volume of medical aid at the prehospital stage was registered. The research involves performances which reflect quantity characteristic of MVA and also the MVA's termination including data about killed and wounded people. All MVA's components were compared with the reasons of the MVA and with their influence on injury's outcome.

Текст научной работы на тему «Сравнительная оценка факторов риска при дорожно-транспортных происшествиях»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

Сашко А.А., Воробьев А.М., Чернышев А.К., Ситко Л.А.

Кемеровская государственная медицинская академия,

г. Кемерово,

Омская государственная медицинская академия,

г. Омск

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФАКТОРОВ РИСКА ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ

Представлены данные анализа дорожно-транспортных происшествий (ДТП) по материалам Госавтоинспекции МВД России за период 2007-2010 гг. по наиболее промышленно-развитым регионам Западной Сибири. Изучены основные факторы риска, влияющие на течение и исход ДТП, а также определена взаимосвязь между тяжестью последствий ДТП с объемом медицинской помощи на догоспитальном этапе. В разработку включены показатели, отражающие количественную характеристику ДТП, а также исходы ДТП, в том числе данные о погибших и раненых. Все составляющие ДТП сопоставлены с причинами, повлекшими ДТП, и их влиянием на исход травмы.

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие; статистика; причины; исходы.

Sashko A.A., Vorobyov A.M., Chernyshev A.K., Sitko L.A.

Kemerovo State Medical Academy, Kemerovo,

Omsk State Medical Academy, Omsk

COMPARATIVE EVALUATION OF RISK FACTORS BY MOTOR VEHICLE ACCIDENTS (MVA)

The current research gives analysis of motor vehicle accidents (MVA) according to data by Department of Motor Vehicles of the Russian Ministry of Internal Affairs over the period of 2007-2010 in the most industrial developed region of the Western Siberia. Authors scrutinized risky factors which influenced on the MVA's development and their outcomes, also the interrelation between severity of consequences after the MVA and the volume of medical aid at the prehospital stage was registered. The research involves performances which reflect quantity characteristic of MVA and also the MVA's termination including data about killed and wounded people. All MVA's components were compared with the reasons of the MVA and with their influence on injury's outcome.

Key words: motor vehicle accidents (MVA); statistics; reasons; outcomes.

Травматизм во всем мире неуклонно растет, нанося обществу огромный социальный и материальный ущерб. Особое место принадлежит дорожно-транспортным травмам, которые относятся к наиболее тяжелым видам травматизма, занимают первое место среди причин смертности от механических повреждений и являются одной из основных причин выхода на инвалидность граждан трудоспособного возраста [1, 2].

По оценкам ВОЗ (2009 г.), в мире ежегодно происходит 20 млн. дорожно-транспортных происшествий (ДТП). В дорожных авариях погибают 1,2 млн. человек и около 50 млн. получают травмы. Согласно прогнозам, эти цифры увеличатся примерно на 65 % за последующие 20 лет.

В России в результате дорожно-транспортных происшествий ежегодно погибают более 30 тыс. и получают ранения различной тяжести около 200 тыс. человек с небольшими колебаниями по годам, в том числе около 1500 погибших и 22000 раненых детей [3].

Цель исследования — провести сравнительную оценку различных факторов риска при дорожно-транспортных происшествиях по наиболее промышленноразвитым регионам Западной Сибири.

Корреспонденцию адресовать:

САШКО Александр Алексеевич,

650023, Кемерово, ул. Ворошилова, 22а, ГОУ ВПО «КемГМА Росздрава».

Тел.: 8(3842)73-28-39.

E-mail: [email protected]

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

При анализе использованы статистические данные ДТП по материалам Госавтоинспекции МВД России за 2007-2010 гг. [4-7].

В разработку включены показатели, отражающие количественную характеристику ДТП, а также исходы ДТП, в том числе данные о погибших, раненых и пострадавших с тяжелыми последствиями. Все составляющие ДТП сопоставлены с причинами, повлекшими ДТП, и их влиянием на исход травмы.

Для оценки ДТП были использованы относительные показатели: аварийность — это количество ДТП на 10 тыс. единиц транспортных средств, количество пострадавших на 100 тыс. населения и тяжесть последствий, характеризующая количество погибших на 100 пострадавших.

Для статистического анализа материала использовался пакет прикладных программ $1аЙ8Йса 6.1 (лицензионное соглашение BXXR006B092218FAN11).

Проверка нормальности распределения количественных признаков с помощью критерия Шапиро-Уилка показала, что распределение признаков подчиняется закону нормального распределения.

Для описания количественных данных использовали среднее значение, стандартное отклонение М (о) и 95 % доверительный интервал [ДИ].

Для сравнения средних значений количественного нормально распределенного признака в четырех группах использовался параметрический однофакторный анализ вариаций. Равенство дисперсий оце-

22 T. 10 № 2 2011 MedicLn^ CÂÙuima

inKuzbass BKÇaèacœ

нивали с помощью критерия Левена. Для решения задачи попарного сравнения нескольких групп использовался метод апостериорного сравнения средних с использованием критерия Тьюки ДЭР для равного числа наблюдений.

Критическое значение уровня статистической значимости, при проверке нулевых гипотез принималось равным 0,05. В случае превышения достигнутого уровня значимости (р) статистического критерия этой величины принималась нулевая гипотеза об отсутствии различий средних в группах.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На первом этапе проведения анализа составлена общая сравнительная характеристика показателей ДТП по регионам Западной Сибири за период 20072010 гг. (табл.).

При анализе количественного показателя ДТП по регионам выявлено, что самый низкий его уровень наблюдается в Томской области, а самый высокий — в Омской области. Численный показатель пострадавших в ДТП имеет зависимое распределение от распространенности ДТП по регионам.

Оценивая тяжесть последствий от ДТП установлено, что, несмотря на более низкий уровень ДТП и численность пострадавших, в Томской области последствия для участников аварии был менее благоприятны. В Омской области наблюдается обратная тенденция: при высоком уровне дорожно-транспортных происшествий и количестве пострадавших уровень смертности был достоверно ниже, чем в других сравниваемых регионах.

В связи с вышеприведенными данными нельзя однозначно выявить наиболее или наименее благоприятный регион. Однако можно отметить, что по количеству ДТП и численности пострадавших наиболее благоприятным регионом является Томская область, а по исходам ДТП — Омская область.

Следующим этапом был проведена оценка динамики показателей ДТП в сравниваемых регионах.

Анализ материала указывает на некоторое противоречие, заключающееся в том, что, несмотря на имеющуюся тенденцию к снижению общего количества ДТП и пострадавших (рис. 1, 2), динамика

Таблица

Основные показатели ДТП за 2007-2010 гг.

последствий травмы (рис. 3) не меняется — количество пострадавших с тяжелыми проявлениями и последствиями травмы остается на высоких цифрах и составляет 6-12 % от общего числа пострадавших.

Важно отметить, что за период с 2007 года по 2010 год наблюдается тенденция к снижению ДТП, связанная в основном с профилактическими мероприятиями законодательного характера. В частности, пункт 19.5 правил дорожного движения РФ «При движении в светлое время суток с целью обозначения движущегося транспортного средства ближний свет фар должен быть включен» [5].

При анализе причин ДТП (рис. 4) за период 20072010 гг. установлено, что основным фактором является нарушение правил дорожного движения водителями транспортных средств. Удельный вес этого фактора в структуре ДТП составляет от 74,9 % до 83 %. Это находит свое отражение в количестве погибших и раненых, особенно с тяжелыми последствиями.

Другой важной составляющей причин ДТП по вине водителей является алкогольное опьянение. Некоторое снижение этого показателя отмечается лишь с 2009 года. Это связано с проведением профилактических мероприятий, ужесточающих контроль над водителями, находящимися в состоянии алкогольного опьянения.

Кроме указанных выше причин, на сегодняшний день остается высоким удельный вес ДТП с пострадавшими из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог. Это происходит несмотря на то, что регионы принимают активное участие в Федеральной це-

Количество пострадавших за 4-х летний период М (s); 95% ДИ

Регион Кол-во ДТП Число пострадавших Тяжесть

на 10 тыс. ед. ТС на 100 тыс. нас. последствий, %

Кемеровская область (1) 46,8 [31,7-61,7] 160,9 [114,2-207,6] 10,8 [9,0-12,6]

Новосибирская область (2) 35,5 [23,1-47,6] 136,4 [95,4-177,4] 11,3 [10,7-11,9]

Омская область (3) 52,2 [32,4-72,1] 188,8 [133,3-244,3] 6,7 [5,8-7,7]

Томская область (4) 32,1 [21,5-42,6] 101,8 [77,0-126,6] 12,2 [10,8-13,6]

Достигнутый уровень Р1-2 = 0,352 Р1-2 = 0,597 Р1-2 = 0,836

статистической Р1-3 = 0,839 Р1-3 = 0,498 Р1-3 = 0,000

значимости (р) Р1-4 = 0,171 Р1-4 = 0,042 Р1-4 = 0,126

Р2-3 = 0,10 Р2-3 = 0,077 Р2-3 = 0,000

Р2-4 = 0,957 Р2-4 = 0,323 Р2-4 = 0,423

Р3-4 = 0,043 Р3-4 = 0,004 Р3-4 = 0,000

Сведения об авторах:

САШКО Александр Алексеевич, канд. мед. наук, доцент, зав. кафедрой мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф, ГОУ ВПО «КемГМА Росздрава», г. Кемерово, Россия. E-mail: [email protected]

ВОРОБЬЕВ Анатолий Михайлович, доктор мед. наук, профессор, кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения и медицины катастроф, ГОУ ВПО «КемГМА Росздрава», г. Кемерово, Россия. E-mail: [email protected]

ЧЕРНЫШЕВ Андрей Кириллович, доктор мед. наук, профессор, кафедра детских хирургических болезней, ГОУ ВПО «ОмГМА Росздрава», г. Омск, Россия. E-mail: [email protected]

СИТКО Леонид Александрович, доктор мед. наук, профессор, кафедра детских хирургических болезней, ГОУ ВПО «ОмГМА Росздра-ва», г. Омск, Россия. E-mail: [email protected]

ОМёшта Mediciinn<L=ss T. 10 № 2 2011

23

Рисунок 1

Динамика дорожно-транспортных происшествий за 2007-2010 гг.

2007 2008

— ■ Кемеровская область

—А— Омская область

2009

■ ■ ■ - ■ Новосибирская область — •— Томская область

2010

Рисунок 2

Динамика количества пострадавших в дорожно-транспортных происшествий на 100 тыс. человек за 2007-2010 гг.

217,2

250

200- 200,7 к.

150- 168,6 150;8 ■

100-

50-

0-

142,9

I- ■

106,6

2007

2008

■ ■ Кемеровская область — Омская область

2009

■ ■ ■ ■ ■ Новосибирская область — •— Томская область

2010

Рисунок 3

Динамика тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий 2007-2010 гг.

16

12-

11,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11,5 £;

11,4

7,4

13,4

11,7

::И:

11,2

и>8

.......юлТЇ ГГ”!

-12,5 ■■■ 11,8 -♦10,9

-А 6,6

2007 2008

- ■ Кемеровская область

—А— Омская область

2009

■ ■ ■ ■ ■ Новосибирская область — •— Томская область

2010

Information about authors:

SASHKO Alexander Alexeevich, the candidate of medical sciences, docent, chairman of the mobilization training in healthcare and disaster medicine department, Kemerovo State Medical Academy, Kemerovo, Russia. E-mail: [email protected]

VOROBYOV Anatoliy Mihailovich, the doctor of medical sciences, professor of the mobilization training in healthcare and disaster medicine department, Kemerovo State Medical Academy, Kemerovo, Russia. E-mail: [email protected]

CHERNYSHEV Andrey Kirillovich, the doctor of medical sciences, professor, the children's surgical diseases department, Omsk State Medical Academy, Omsk, Russia. E-mail: [email protected]

SITKO Leonid Alexandrovich, the doctor of medical sciences, professor, the children's surgical diseases department, Omsk State Medical Academy, Omsk, Russia. E-mail: [email protected]

24 T. 10 № 2 2011 MedicLn^ OMSumta

inKuzbass вК^бага

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

Рисунок 4

Факторы риска дорожно-транспортных происшествий

левой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.». Эффект от улучшения качества дорог должен быть очевиден. Однако хорошие дороги в некоторых случаях могут стать фактором риска, обусловленного превышением скоростного режима и влекущего за собой ДТП с тяжелыми последствиями для пострадавших.

Следующий фактор риска связан с эксплуатацией технически неисправных транспортных средств. Следует отметить, что количество ДТП по этой причине, начиная с 2007 года, имеет тенденцию к снижению и составляет менее 1 % от общей доли факторов риска. Объясняется это тем, что техническое состояние транспортных средств из года в год улучшается за счет обновления автомобильного парка в целом.

Значительную часть от общего объема факторов риска ДТП составляет нарушение правил дорожного движения пешеходами.

ЛИТЕРАТУРА:

ВЫВОДЫ:

1. При анализе ДТП по регионам Западной Сибири за 2007-2010 гг. установлено, что по количеству ДТП и численности пострадавших наиболее благоприятным регионом является Томская область, а по тяжести исходов ДТП — Омская область.

2. Несмотря на имеющуюся тенденцию к снижению общего количества ДТП и пострадавших, динамика последствий травмы не меняется.

3. Основным фактором риска при дорожно-транспортных происшествиях является нарушение правил дорожного движения водителями транспортных средств. Ситуация, связанная с факторами риска и их динамикой, практически одинакова во всех анализируемых регионах.

4. Снижение количества ДТП может быть только в том случае, если при разработке эффективных мероприятий будут учтены все факторы риска.

1. Шубкин, В.Н. Снижение смертности при автоавариях путем совершенствования подготовки водителей навыкам первой медицинской помощи /В.Н. Шубкин, К.А. Виноградов, М.В. Шубкин //Труды юбилейной учредительной науч.-практ. конф. травмотологов-ор-топедов Красноярского края, посвящ. 40-летию каф. травматологии, ортопедии и ВПХ с курсом ПО КрасГМУ. - Красноярск, 2009. -С. 24-30.

2. Михайлова, Ю.В. Проблемы смертности от травм, отравлений и других последствий воздействия внешних причин /Ю.В. Михайлова, В.Г. Семенова, В.Н. Боровков //Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2002. - № 5. - С. 15-18.

3. Дежурный, Л.И. Оказание первой помощи при травмах и неотложных состояниях - важный фактор предотвращения преждевременной смертности в России /Л.И. Дежурный, А.М. Халмуратов,

Б.Ц. Ганжурова //Менеджер здравоохранения. - 2008. - № 2. -С. 41-44.

4. Статистика аварийности за 2007 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gibdd.ru/new/87 (дата обращения 12.10.2010).

5. Статистика аварийности за 2008 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gibdd.ru/new/235 (дата обращения 12.10.2010).

6. Статистика аварийности за 2009 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gibdd.ru/new/407 (дата обращения 12.10.2010).

7. Статистика аварийности за 2010 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gibdd.ru/new/580 (дата обращения 12.10.2010).

8. Правила дорожного движения Российской Федерации (редакция от 20.11.2010 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gibdd.ru/documents/ (дата обращения 22.11.2010 г.)

9. Громыко, Г.Л. Теория статистики /Г.Л. Громыко. - М., 2005. - 476 с.

Cfáfamr Medicine

в Кузбассе

T. 10 № 2 2011 25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.