Научная статья на тему 'Дополнительное образование педагогов в контексте его непрерывности'

Дополнительное образование педагогов в контексте его непрерывности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
502
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВИДЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МЕХАНИЗМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ADDITIONAL TEACHERS' TRAINING / TYPES OF ADDITIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT MECHANISMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шилова Ольга Николаевна

Проанализированы особенности и взаимосвязь видов дополнительного образования педагогов в современных социально-экономических условиях. Делается вывод о том, что новые модели профессионального развития учителей все больше опираются на механизмы, проходящие свою проверку в сфере неформального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шилова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Additional teachers' training in the context of its continuity

The paper analyzes additional teachers' training types, its features and relationship in today's socio-economic conditions. It is concluded that the new models of teachers' professional development are increasingly based on the mechanisms that are being checked in the field of non-formal education

Текст научной работы на тему «Дополнительное образование педагогов в контексте его непрерывности»

О. Н. Шилова

(Санкт-Петербург)

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГОВ В КОНТЕКСТЕ ЕГО НЕПРЕРЫВНОСТИ

Проанализированы особенности и взаимосвязь видов дополнительного образования педагогов в современных социально-экономических условиях. Делается вывод о том, что новые модели профессионального развития учителей все больше опираются на механизмы, проходящие свою проверку в сфере неформального образования.

В связи с масштабными изменениями, происходящими в обществе в целом и в системе образования в частности, меняются ориентиры профессионального образования. К числу одной из важных и масштабных систем, развитие которых требует научного анализа и практических решений, отвечающих современным условиям, относят дополнительное педагогическое образование.

Поиск новых контекстов дополнительного образования рассматривается сегодня как продуктивное направление развития научных исследований.

Основные противоречия выявляет сопоставление социокультурных вызовов системе дополнительного образования и реальных его результатов в практической профессиональной деятельности людей.

Под дополнительным педагогическим образованием в системе непрерывного образования понимается целенаправленный процесс обогащения и развития компетенций выпускника высшего или среднего профессионального учебного заведения в различных видах педагогической (и сопряженной с ней] деятельности, сориентированный на профессиональный рост и личностное развитие специалиста.

В современных условиях система дополнительного профессионального образования является основным связующим звеном между профессионально-образовательными интересами личности, общества и государства, а также между различными уровнями профессионального образования и отраслями экономики и социальной сферы, требованиями работодателей и запросами непосредственных потребителей образовательных услуг.

Совершенствование учительского корпуса, повышение квалификации учителей вы-

делено как одно из основных направлений развития образования в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». Отмечено, что программы должны гибко изменяться в зависимости от интересов педагогов, а значит - от образовательных потребностей детей.

Колоссальное ускорение темпов изменений и, как следствие, потребность в непрерывном образовании человека столкнулись с острой проблемой. Университеты, государственные учреждения повышения квалификации, как формальные институты образования с их обособленностью и консервативностью, оказались не готовы удовлетворить возникающие запросы.

В этой связи стала усиливаться роль других видов образования. Сейчас уже не вызывает дискуссий наличие и понимание формального, неформального и информального образования.

Под формальным образованием понимается существующая в обществе система образования (специальные учреждения и организации], которая подчиняется определенному официально предписанному образцу по объему получаемых знаний и обучению определенным навыкам и действиям - образовательному стандарту. Эти знания, навыки и действия должны соответствовать нормативному канону личности (гражданина], принятому в данном обществе, нормативным требованиям исполнения распространенных в обществе социальных ролей. Формальное образование завершается выдачей общепризнанного диплома или аттестата.

Неформальное образование определяется как любой вид организованной и систематической деятельности, которая может не совпадать с деятельностью школ, колледжей, университетов и других учреждений,

входящих в формальные системы образования. Неформальное образование может осуществляться в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером. Оно обычно не сопровождается выдачей документа.

Выделяют еще и информальное образование, под которым понимается индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь и не обязательно носящая целенаправленный характер.

О значимости неформальных видов образования для понимания современного его состояния и проявляющихся в нём тенденций могут свидетельствовать следующие данные:

- по оценке ЮНЕСКО, 85% работающего населения приобрели необходимые для работы знания и умения за рамками формального обучения;

- в 2003 году почти 18% жителей ЕС в возрасте 25-64 лет участвовали в неформальном образовании;

- в странах Скандинавии (Дании, Швеции, Финляндии] отмечены наибольшие показатели по уровню вовлечённости в неформальное образование - почти 50% по данным на 2004 г. [1].

В настоящее время вовлеченность людей в неформальное образование возрастает. Появились структуры внутрикорпоративного обучения; образовательные программы, поддерживаемые корпорациями, некоммерческими организациями, научными и образовательными учреждениями.

Данные говорят о востребованности неформального образования. Возникают вопросы: почему быстро растет институт неформального образования, что человек ищет

и находит в неформальном образовании, чем оно привлекательно?

Развитие идей непрерывного образования явилось побудительным мотивом повышения внимания к роли неформальных и ин-формальных механизмов профессионального развития. Общепринятым стал формат непрерывного профессионального развития учителей, предложенный С. Сугру [2]. Он включает формальное, неформальное и информальное образование учителей.

Новые образовательные модели, открытые гибкие программы появляются прежде всего в рамках неформального образования.

Дж. Салливан отметил, что в нашем хаотичном мире единственно важной компетенцией является компетенция непрерывного обучения человека или организации, а проявляющего эту компетенцию он образно назвал «вечным учеником» [3].

Компетенция непрерывного обучения является фундаментом развития команд, которые называют «обучающейся организацией», их яркими примерами выступают такие концептуальные фирмы, как Google, Apple и другие, работающие в сфере высоких технологий.

Беспрецедентные изменения в настоящее время происходят в области информационных и коммуникационных технологий. Технологии приходят во все сферы жизнедеятельности человека и общества. Под их влиянием меняются характер и методы деятельности. Это не может не сказаться на образовании. Идет активный поиск инновационных подходов, методов образовательной деятельности. Причем поиск этот идет как на официальном научно-педагогическом поле, в большей степени затрагивающем формальное образование, так и на социальноэкономическом поле, где в большей мере развивается неформальное образование.

Таблица

Практика непрерывного профессионального развития

Формальное учение Неформальное Информальное

Курсы, преподавательский состав которых включает преподавателей университетов, экспертов и фасилитаторов, с последующим присуждением степени, диплома или выдачей сертификата. Акцент на процесс обучения, поиск, фокус на школу. Партнерство школа/университет. Сети по общим интересам, дисциплинам, инновациям. Сообщества практиков. Индивидуальное и частное. Включает: беседы в учительской, разовые лекции, общение в семье, с друзьями, чтение специализированных журналов, телевидение, видео. Незапланированные, случайные беседы, хобби.

Это связано с тем, что высокотехнологичные компании настолько быстро меняют характеристики своей продукции, что обычные люди не успевают воспользоваться новинками, так как появляются все новые и новые продукты. Таким образом, возникает разрыв между производством и потреблением продукции компаний, и они вынуждены искать различные возможности для ее сбыта. Одной из таких возможностей является демонстрация использования этой продукции в системе образования, в которой так или иначе задействована большая часть населения. Автор понимает, что сверхидеей деятельности корпораций, и в том числе в сфере образования, является получение прибыли (законов экономики никто не отменял], однако деятельность эта является социально ориентированной, нацеленной на подготовку человека, который в обыденной ситуации сможет этими новинками пользоваться, а в лучшей ситуации создавать новое, способствуя еще большим скоростям развития технического прогресса. При этом, как уже показала практика, сами по себе новые технологии не дают нового качества образования в рамках традиционных подходов. Следовательно, надо искать новые пути, выстраивать новые образовательные модели, опираясь на фундаментальные психологопедагогические научные основания, социальные тенденции и современные технологии.

Приведем примеры деятельности крупных корпораций по разработке образовательных программ и организации образовательной деятельности в сфере неформального образования в направлении профессионального развития учительского корпуса.

«Инициативы 1Мв1® в образовании» [4]. Целевыми группами этих инициатив являются школьники, учителя, студенты, преподаватели вузов. Кратко опишем лишь те инициативы, которые направлены на то, чтобы с помощью учителей учащиеся могли стать успешными в условиях быстроразви-вающейся экономики знаний XXI века.

1. Программа «1^е1® Обучение для будущего» - всемирная благотворительная образовательная программа профессионального развития учителей. Её реализация призвана помочь учителям наиболее полно освоить новейшие информационные и педагогические технологии, расширить их использование в повседневной работе с учащимися и

при подготовке учебных материалов к урокам, и в проектной работе, и в самостоятельных исследованиях школьников. Ведущей идеей программы является эффективное комплексное использование информационных и образовательных технологий в классе с целью развития у учащихся ключевых компетенций, основанных на ценностях, знаниях и умениях, необходимых человеку в XXI веке.

2. Программа «Учимся с Intel®» нацелена на выравнивание при поддержке педагогов стартовых возможностей детей, ограниченных в доступе к информационным технологиям, и развитие у них навыков, необходимых для успешной жизни в условиях наукоемкой экономики XXI века. Участие в программе развивает как у детей, так и у учителей технологическую грамотность, учит делать выбор и принимать решения, формирует навыки совместной работы в команде. Комплексность подхода является наиболее интересной характеристикой программы, в которую включается не только обучение работе с компьютером, но также развитие навыков, необходимых для успешной жизнедеятельности в обществе, выбора профессии, умения работать с другими людьми. Все задания и проекты, которые учащиеся выполняют в рамках программы, ориентированы на нужды и проблемы местного сообщества

- школы, микрорайона, поселка, города - и направлены на активное вовлечение детей в жизнь своего сообщества, поиск путей его развития и совершенствования.

3. Сетевые проекты «Летописи.Ру» и «Образовательная галактика Intel®» являются средой деятельности сетевых сообществ учителей России и СНГ - единомышленников, которые объединяются в сети для реализации сетевых проектов со своими учащимися на основе применения интерактивных сетевых технологий Веб 2.0, обмена опытом, обсуждения возникающих проблем, поиска социальных партнеров.

Инициатива Microsoft «Партнерство в образовании» [5]. Главная цель этой инициативы - предоставление образовательному сообществу (школьным учителям, ученикам, методистам, руководителям школ] дополнительных возможностей и ресурсов для эффективного изучения и встраивания технологий в процесс обучения.

1. Проект Microsoft «Академия учителей» реализуется для системы общего среднего и

начального профессионального образования на базе региональных учебных центров и институтов повышения квалификации работников образования, которые помогают внедрять инновационные методики в школы своих регионов. Обучение проводится по авторизованным курсам Microsoft. Полученные в результате обучения знания, умения и навыки позволяют слушателям сдать экзамен на международный сертификат ИТ-профес-сионала или пользователя.

2. Портал «Сеть творческих учителей» создан для педагогов, которые интересуются возможностями улучшения качества обучения с помощью применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ]. На портале представлены разнообразные материалы и ресурсы, касающиеся использования ИКТ в учебном процессе: библиотека учебных проектов с применением ИКТ, библиотека методик проведения уроков с использованием разнообразных электронных ресурсов, руководства и полезные советы по использованию программного обеспечения в учебном процессе. На портале также можно пообщаться со своими коллегами, поработать в сообществах учителей-предметников.

3. Курсы Microsoft «Партнерство в образовании» представляют собой разноуровневые курсы для учителей, из которых можно составить индивидуальный он-лайн образовательный маршрут.

Кроме Intel и Microsoft примерно в таком же ключе разрабатывает свои программы компания Hewlett Packard.

Объединяет эти инициативы то, что в них в полной мере реализованы характеристики модели неформального образования, которая по своей сути является моделью профессионального развития. По отношению к традиционным моделям это принципиально иной подход, поскольку главным субъектом обучения (подготовки, тренингов] является тьютор/преподаватель или тренер, а субъектом профессионального развития является сам «развивающийся» - педагог-слушатель курсов. Роль повышения квалификации, таким образом, меняется кардинально. Его основной задачей становится создание условий для саморазвития.

Таким образом, среди особенностей программ неформального образования выделим следующие:

- направленность на самостоятельность и самореализацию;

- концентрация на профессиональных целях, проблемах и задачах;

- нацеленность на практическое применение новых знаний;

- учет профессионального и личного опыта;

- учет конкурирующих интересов (социальных, временных, финансовых);

- направленность на преодоление стереотипов и предпочтений относительно стилей и методов обучения;

- использование разнообразных способов деятельности;

- нацеленность на умение работать с информацией, высокий самоконтроль;

- создание комфортной безопасной атмосферы;

- направленность на преодоление страха неудачи, сложности в установлении и поддержании межличностных отношений;

организация информационно-образовательной среды для обсуждения задач, путей, проблем и рефлексии результатов образовательной деятельности на разных ее этапах, а также для совместной работы в сети;

создание сообщества практики.

Между формальным и неформальным видами дополнительного педагогического образования имеются существенные различия, однако в современных условиях они не являются антагонистическими [6]. Их (виды образования) можно рассматривать как последовательные этапы одного и того же процесса - непрерывного профессионального развития педагогических работников.

Совокупность общепризнанных программ ПК, методик и учебных пособий, присущих формальному образованию, является отражением определенных требований к подготовке педагога, сформулированных обществом (государством). Принятая система требований в формальном образовании призвана противостоять вольному обращению с методами и технологиями обучения.

Однако система устоявшихся требований, как любая устойчивая система, статична по своей природе и поэтому не может развиваться в соответствии с динамично меняющейся социокультурной ситуацией. В итоге система формального образования неизбежно отстает от появляющихся тенденций. Постоянно ускоряющиеся процессы развития науки и накопления знаний при применении традиционных методик формального образования заставляют увеличивать учебную

нагрузку, сроки, периодичность обучения, что в конце концов вступает в противоречие с имеющимися возможностями. Для преодоления таких противоречий необходимо выйти за пределы установившихся требований формального образования, что обычно выражается в появлении новых подходов, нестандартных моделей, методов и технологий обучения.

Создание таких нестандартных моделей, методов и технологий обучения является новацией, и отношение к ним жестких сторонников формального образования, как и к любой творческой новации, характеризуется определенной холодностью и даже неприятием.

Новые технологии обучения как результат творческого подхода ее создателей, проходя апробацию и «оттачиваясь» в системе

неформального образования, постепенно находят все более широкое применение и в конце концов принимаются и системой формального образования. В дальнейшем новая технология может быть включена в систему подготовки, а значит, становится атрибутом формального образования.

Сегодня мы, например, относим к сфере неформального образования деятельность сетевых сообществ педагогов. Но уже видно, что становление сообществ профессионалов-учителей, совместно решающих общие проблемы и развивающих свои компетенции, становится одним из наиболее перспективных путей их непрерывного профессионального развития. Новые модели профессионального развития учителей все больше опираются на механизмы, проходящие свою проверку в сфере неформального образования.

Литература

1. Вершловский С. Г. Непрерывное образование как фактор социализации // Общество «Знание» России : офиц. сайт. - URL: http://www.znanie.org/jornal/n1_01/nepreriv_obraz.html/

2. Фрумина Е. Л. Непрерывное образование для педагогов: модели и особенности [Электронный ресурс]. - URL: http://www.is-ras.ru/files/File/Publication/Monografii/obraz/4_3_Nepreryvnoe_obra-zovanie.pdf/

3. Салливан Дж. Непрерывное обучение как единственно важная компетенция. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hrm.ru/nepreryvnoe-obuchenie-kak-edinstvenno-vazhnaja-kompetencija/

4. Инициативы ІМєі® в образовании [Электронный ресурс]. -URL: www.intel.com/cd/corporate/education/emea/rus/ 377338.htm/

5. Партнерство в образовании [Электронный ресурс]. - URL: http://www.microsoft.com/Rus/Education/PiL/default.mspx/

6. Сокол В. М. Образование как система стандартов [Электронный ресурс]. - URL: http://civilg8.ru/priority/education/4535.php/

---------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.