Научная статья на тему 'Дополнительное образование как фактор развития воспитательной системы общеобразовательной школы'

Дополнительное образование как фактор развития воспитательной системы общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
493
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паладьев С. Л.

В статье представлена модель развития общеобразовательной школы на основе усиления потенциала дополнительного образования. Показаны функции дополнительного образования, специфика его организации в школе, описаны этапы и уровни развития процесса влияния дополнительного образования на воспитательную систему общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADDITIONAL EDUCATION AS FACTOR OF DEVELOPMENT OF UPBRINGINSYSTEM OF THE GENERAL SCHOOL

In article is presented model of the development of the general school on base of the reinforcement of the potential of the additional education. There are shown functions of the additional education, specifics to its organizations in school, described stages and levels of the development of the process of the influence of the additional education on upbringing system of the general school.

Текст научной работы на тему «Дополнительное образование как фактор развития воспитательной системы общеобразовательной школы»

С.Л. Паладьев

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

В статье представлена модель развития общеобразовательной школы на основе усиления потенциала дополнительного образования. Показаны функции дополнительного образования, специфика его организации в школе, описаны этапы и уровни развития процесса влияния дополнительного образования на воспитательную систему общеобразовательной школы.

S.L. Paladiev

ADDITIONAL EDUCATION AS FACTOR OF DEVELOPMENT OF UPBRINGING SYSTEM OF THE GENERAL SCHOOL In article is presented model of the development of the general school on base of the reinforcement of the potential of the additional education. There are shown functions of the additional education, specifics to its organizations in school, described stages and levels of the development of the process of the influence of the additional education on upbringing system of the general school.

Очевидно, что предназначение общеобразовательных учреждений состоит прежде всего в том, чтобы учащиеся смогли овладеть системой научных знаний, умений и навыков, которые позволят им в дальнейшем продолжить свое образование, овладеть профессией, самоопределиться в жизни.

Однако очевидно и другое: выполнить эти задачи общеобразовательная школа сможет лишь тогда, когда педагогический процесс будет представлять собой единство обучения, воспитания и развития. В этом целостном процессе особое место принадлежит сфере дополнительного образования детей. Во-первых, оно выступает как важнейшее условие более эффективной организации общего образования, во-вторых, как связующее звено между учебной и внеучебной деятельностью, способствующее созданию целостной воспитательной системы школы.

Реализация той и другой задачи связана со спецификой дополнительного образования и обусловливается свободным выбором ребенком видов и сфер деятельности сообразно своим интересам и потребностям, добровольностью его участия в этой деятельности, предоставлением ему возможностей для самовыражения, самоопределения, самовоспитания, проявления и развития своей индивидуальности.

Все это имеет ограничения в учебном процессе, где много обязательного, нормативного, зачастую неинтересного для ребен-

ка, когда он вынужден мириться с тем положением, которое занимает в классе, учебной группе. Таким образом, дополнительное образование в значительной степени выступает в качестве компенсаторного фактора, реализует психотерапевтическую функцию, что позволяет школьнику более уверенно чувствовать себя среди сверстников и педагогов.

Кроме того, дополнительное образование реализует стимулирующую функцию по отношению к общему образованию. Развивая творческие способности детей, оно мотивирует их на активное участие в познавательной деятельности и, предоставляя возможности для развития своей индивидуальности, придает им уверенность в учебном процессе.

Наконец, дополнительное образование, несущее в себе воспитательную доминанту, выступает в качестве интегрирующего фактора в создании воспитательной системы школы.

Организация дополнительного образования в школе требует учета определенной специфики. По нашему мнению, она заключается в следующем:

- приоритетной в общеобразовательной школе остается учебно-познавательная деятельность, поэтому прежде всего с ней будут интегрироваться другие виды деятельности, в том числе и те, через которые осуществляется дополнительное образование;

— в общеобразовательной школе много нормативного, обязательного для каждого ученика и педагога (Государственный стандарт, учебные программы и др.), что ограничивает возможности свободного выбора детьми вида деятельности, способа участия в ней (в отличие, скажем, от учреждения дополнительного образования);

— учебную и внеучебную деятельность в школе организуют преимущественно одни и те же педагоги, что, с одной стороны, создает благоприятные условия для создания целостного учебно-воспитательного процесса, с другой - осложняет организацию внеучебной работы, поскольку далеко не всегда эти работники являются профессионалами в различных сферах дополнительного образования;

— набор различных видов деятельности в

сфере дополнительного образования,

форм ее организации в общеобразовательной школе в связи с вышеобозначен-ными проблемами ограничен;

— возможности материально-технической базы для организации дополнительного образования в школе гораздо ниже (в сравнении с учреждениями дополнительного образования).

При рассмотрении вопроса о влиянии дополнительного образования на развитие воспитательной системы общеобразовательной школы следует сходить из следующих позиций:

— как мы уже отмечали, специфика общеобразовательной школы состоит в том, что основным, системообразующим видом деятельности в ней является деятельность познавательная, организуемая, прежде всего, через учебный процесс, а дополнительное образование выполняет функции стимулирующего и компенсаторного факторов;

— воспитательную систему школы и дополнительное образование в ней следует рассматривать как взаимодетерминирующие явления: с одной стороны, структуры дополнительного образования оказывают влияние на развитие воспитательной системы школы, с другой - развитость дополнительного образования в значительной степени определяется характером и

уровнем развитости воспитательной системы;

— дополнительное образование оказывает влияние на школу и ее воспитательную систему в процессе развития, поэтому при организации рассматриваемого процесса важно выделить этапы, которые, в свою очередь, будут определять уровни развитости этого явления;

— при определении этапов надо «отследить» их границы, поэтому необходимо обозначить те новообразования, которыми будет характеризоваться условное «окончание» каждого этапа;

— в основе характеристики этапов должна быть какая-то особенность; ею, по нашему мнению, может быть характер преобладающих интеграционных процессов в учреждении;

— в связи с тем, что механизмом интеграции является взаимодействие явлений, субъектов и тому подобное, именно оно должно стать исходным пунктом в описании этапов и уровней влияния дополнительного образования на развитие школы.

Исходя из вышесказанного, можно выделить три этапа в развитии процесса влияния дополнительного образования на воспитательную систему общеобразовательной школы:

— этап становления структур дополнительного образования в системе работы школы;

— этап, в процессе которого преобладают явления внутренней интеграции (взаимодействие дополнительного образования и структур школы);

— этап, во время которого существенными становятся явления внешней интеграции, выхода дополнительного образования на внешкольную среду.

Первый этап - это, по сути, этап становления системы дополнительного образования в школе. Определяется его содержание, а также структура. Решаются проблемы нормативно-правового и кадрового обеспечения дополнительного образования. Каждое объединение «приобретает свое лицо» на фоне складывающейся системы дополнительного образования. Устанавливаются связи между объединениями; могут возникать интегративные структуры (например, клубные центры), в которые объединяются кружки и клубы од-

ного профиля. Устанавливаются также связи объдинений по интересам с другими структурами школы.

Однако существенного влияния этих объединений на школу пока не наблюдается. Они преимущественно ведут автономный образ жизни, школа также не проявляет интереса к использованию потенциала объединений для своего развития. В определенный момент заметным становится следующее противоречие: в объединениях сложилась собственная система деятельности, в то же время ощущается недостаток возможностей для проявления себя, апробации своих сил; теперь нужен выход на внешнюю среду. Такой средой для объедений по интересам становится прежде всего школа, в которой они созданы, и ее структуры. Новообразованием становится специально организованное взаимодействие структур дополнительного образования со школой и элементами ее воспитательной системы.

Второй этап - этап внутренней интеграции, когда взаимодействие клубных объединений со школой становится целенаправленным. Образовательное учреждение само проявляет интерес к структурам дополнительного образования и начинает использовать его в интересах собственного развития. Координируются планы; программы дополнительного образования соотносятся с программами по учебным дисциплинам. Определяются «точки соприкосновения», разрабатываются так называемые интегрированные программы.

Интеграция проявляется и в организационных формах. Они чаще начинают носить комплексный характер. В подготовку общешкольных дел включаются клубные объединения. Дополнительное образование вносит свой колорит, своеобразную эмоциональную окраску в жизнь школы. С одной стороны, такое взаимодействие создает условия для самоопределения каждого объединения в школе, предоставляет возможности для самореализации и самовыражения его участников, с другой - способствует развитию воспитательной системы данного образовательного учреждения.

На этом этапе создаются условия для совершенствования основной формы учебной работы - урока. На его содержание, способы организации деятельности оказывает влияние

возрастающий авторитет такого компонента воспитательной системы, как дополнительное образование. На уроках начинают использоваться формы и методы творческой работы, присущие прежде всего дополнительному образованию. Учащиеся, занимающиеся в объединениях по интересам, стимулируют своих одноклассников и педагогов к творчеству, поиску нестандартных способов организации деятельности.

Дополнительное образование становится органичным компонентом воспитательной системы школы, а клубная деятельность -системообразующей наравне с познавательной.

В то же время в определенный момент начинает ощущаться дефицит новизны, связанный прежде всего с нехваткой сферы приложения своих возможностей в творческой деятельности, и тогда начинается поиск дополнительных «сфер влияния». Ими становятся элементы внешкольной среды, с которыми, конечно же, взаимодействие клубных объединений осуществлялось, но несистематически и нецеленаправленно.

Третий этап характеризуется интенсивным и упорядоченным взаимодействием структур дополнительного образования с внешкольной средой. Это этап «внешней интеграции». Школьные объединения по интересам активно взаимодействуют с подобными объединениями в других школах, учреждениях дополнительного образования, культуры, спорта и т. п. Новые структуры становятся средой этих объединений, а в связи с тем, что школьные объединения - это органичные элементы воспитательной системы, то это взаимодействие оказывает влияние на развитие самого образовательного учреждения.

Все эти процессы ведут к созданию единого воспитательного пространства школы, в котором дополнительное образование, в немалой степени выступившее стимулирующим фактором, становится его органичным, равноправным компонентом.

Процесс влияния дополнительного образования на развитие воспитательной системы общеобразовательной школы можно рассматривать на разных уровнях. Вслед за Е.Б. Евладовой, Л.Г. Логиновой, Н.Н. Михайловой, охарактеризовавшими уровни организации дополнительного образования в общеобразовательном учреждении (См.: Евладова

Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: учеб. пособие для студ. учреждений средн. проф. образования. — М., 2002. — С. 283), мы выделяем четыре таких уровня.

Первый уровень характеризуется случайным набором в школе клубных объединений, которые создаются исходя преимущественно из кадровых и материальных возможностей. Эти объединения почти не связаны между собой, связи с общешкольной жизнью тоже ситуативны и обрывочны.

Второй уровень более организованный. Сходные по профилю клубы, кружки, студии могут быть объединены в клубные центры, работающие по единой программе. Однако центры эти существуют в школе изолированно, связи с общешкольной работой также фрагментарны.

Третий уровень характеризуется тем, что в школе, по сути, создано подразделение дополнительного образования, и разнообразные клубные объединения работают на основе единой образовательной программы, предполагающей координацию их деятельности с учебным процессом.

Четвертый уровень предполагает глубокую интеграцию основного и дополнительного образования. Определение содержания их деятельности и способов ее организации строится на основе единых концептуальных идей, обеспечивающих развитие учреждения в целом. В данном случае уровень развития воспитательной системы школы - высокий.

Сегодня можно говорить о различных типах общеобразовательных учреждений (типах их воспитательных систем), в которых интеграция основного и дополнительного образования организована на высоком (третьем или четвертом) уровне. Коротко охарактеризуем некоторые из них — те, опыт которых нам хорошо известен.

Учебно-воспитательный комплекс

(УВК). Можно выделить несколько видов УВК, но всех их характеризует то, что в них «под одной крышей» существуют учреждения основного и дополнительного образования. Концепцией таких образовательных учреждений изначально предполагается интеграция основного и дополнительного образования.

Более десяти лет такой УВК существует в г. Йошкар-Ола (Республика Марий Эл). Этот экспериментальный УВК «Школа № 18» (генеральный директор — заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук Г.Е. Пейсахович) включает в себя 6 структурных подразделений, обладающих достаточной автономией и в то же время связанных между собой единой концепцией и общей деятельностью. Это начальная школа, средняя школа, музыкальная школа, спортивная школа, центр допрофессиональной подготовки, медицинский центр.

Школа-клуб. В воспитательной системе школы-клуба две составляющие («школа-академия» и собственно «школа-клуб») тесно связаны между собой, представляя целостное единство. Основное и дополнительное образование связаны не столько формально, сколько сущностно. Для ребенка предстает единый образ школы, где учебная и внеучеб-ная деятельность предоставляет ему равные возможности для самоопределения, развития своей индивидуальности.

Такой тип воспитательной системы создан в средней школе № 11 г. Кирово-Чепецк Кировской области (с 2001 г. - гимназия № 2), директор - заслуженный учитель РФ В.В. Жуйкова.

Школа коммунарского типа. В основе деятельности такой школы лежит концепция коллективного творческого воспитания И.П. Иванова. Методика организации коллективной творческой деятельности активно используется как во внеучебной деятельности, так и в учебном процессе. Большой акцент в использовании методики делается на организацию дел познавательного характера. В значительной степени интегрирующим фактором выступают отношения сотрудничества, которые складываются между педагогами и детьми, между учащимися разных возрастов в процессе участия их в коллективных творческих делах.

Хорошо известной в стране школой, воспитательная система которой в значительной степени строится на идеях коллективного творческого воспитания, является средняя школа-лаборатория № 825 г. Москвы (директор - народный учитель СССР, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор В.А. Караковский).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.