ВОЕННАЯ КАФЕДРА
И. КУРАМШИН, профессор Казанский государственный технологический университет В. ЧИСТОУСОВ, доцент Казанский государственный архитектурно-строительный университет
В настоящее время одним из источников восполнения кадрового ресурса Вооруженных сил являются военные кафедры (факультеты военного обучения) гражданских вузов.
Однако программы подготовки офицеров запаса, введенные в действие в 2003 г., обеспечивают решение этой проблемы в полной мере лишь по тем военно-учетным специальностям (ВУС), которые совпадают по профилю с базовой специальностью вуза. Так, например, при подготовке по ВУС в Казанском государственном технологическом университете, Казанскомгосударствен-ном техническом университете взаимосвязи между основной (инженерной) и дополнительной (военно-профессиональной) образовательными программами выстроены до уровня учебных занятий. Повышение эффективности подготовки специалистов при совпадении профилей базовой и военноучетной специальностей подтверждается и исследованиями, описываемыми В. Добровольским и А. Овечкиным[1].
Несколько по-другому обстоит дело с подготовкой в гражданских вузах военных специалистов командного профиля, в особенности по тем ВУС, аналогов которым нет в основных образовательных программах (специальностям мотострелковых войск, артиллерии и др.). И хотя сама проблема организация подготовки командиров в гражданских вузах является достаточно дискуссионной, практика свидетельствует о востребованности таких специалистов [2, 3, 4]. Рассмотрим некоторые возникающие здесь проблемы.
Первое. Подготовка по однопрофильным ВУС ведется на базе различных вузов
Дополнительная военнопрофессиональная подготовка в инженерном вузе
(например, подготовка артиллеристов ведется на базе вузов архитектурно-строительного, технического, политехнического, сельскохозяйственного, естественно-научного профилей), а в программах военнопрофессиональной подготовки механизм взаимосвязи с основными образовательными программами не заложен. Это, по нашему мнению, приводит к определенному разбросу в качестве подготовки специалистов.
Второе. Оценка действующих программ военно-профессиональной подготовки с позиций теории содержания образования показывает, что их построение производилось без учета принципов педагогического проектирования, деятельностного подхода. Целевые, содержательные и процессуальные компоненты для каждой дисциплины разрабатывались отдельно. Именно этим объясняются:
• отсутствие целостности, системности в подготовке специалиста;
• неполное отражение в содержании подготовки элементов его профессиональной деятельности наряду с неоправданным дублированием отдельных элементов;
• несовпадение и несоответствие отдельных элементов квалификационной характеристики, требований к уровню профессиональной подготовленности выпускников, программ подготовки, выбранных форм, методов и средств обучения - целям подготовки.
Третье. Структура и логика действующих программ военно-профессиональной подготовки в вузе в целом аналогичны структуре и логике подготовки в военных учреждениях профессионального образования, содержание копирует программы
Военная кафедра
103
подготовки военных вузов по отдельным дисциплинам в предоставленном бюджете времени. Это, видимо, не совсем оправданно, так как неучтенными оказываются принципы построения дополнительных образовательных программ, каковой в гражданском вузе и является военно-профессиональная подготовка.
Четвертое. Программа военно-профессиональной подготовки представлена 15 (!) учебными дисциплинами, которые следует изучить за четыре семестра методом «военного дня» (занятия на военной кафедре проводятся один раз в неделю). На изучение отдельных дисциплин (!) программой отводится 4, 10, 12 аудиторных часов, из которых при обучении в вузе реализуется только часть (вторая часть - на учебном сборе в войсках). Возникают следующие вопросы.
■ Можно ли считать 2-3 занятия учебной дисциплиной?
■ Можно ли за это время качественно представить обучаемым все дидактические единицы, указанные в программе, когда их количество не меньше, чем в обычной программе для военного училища?
■ Как строить обучение, чтобы за эти 2-3 занятия, помимо изложения материала, обеспечить его усвоение студентами и произвести текущий контроль, как того требует программа, инструкции и приказы?
■ Как обеспечить закрепление и усвоение материала, если разрыв между теоретической и практической частью подчас составляет год, а по отдельным темам - два?
Таким образом, чтобыподготовить специалиста, способного на определенном уровне выполнять соответствующие функциональные обязанности, проектирование структуры и содержания дополнительной военно-профессиональной подготовки в вузе целесообразно проводить иначе.
Охарактеризуем методологические основы, состав и структуру возможного варианта программы подготовки.
Военное обучение в вузе представляет собой педагогическую систему, функцио-
нирующую в рамках систем высшей школы, военного обучения, дополнительного профессионального образования, следовательно, содержание военно-профессиональной подготовки должно удовлетворять требованиям, предъявляемым к дополнительным образовательным программам.
Основными идеями в построении структуры и содержания военно-профессиональной подготовки специалиста в вузе являются следующие.
1. Определение элементов содержания подготовки специалиста в вузе осуществлено на основе анализа профессиональной деятельности специалиста, который выполнялся в ходе изучения нормативных документов, литературы, обмена опытом, выявления затруднений, испытываемых выпускниками в процессе службы.
2. Систематизация полученных данных позволила выделить инвариантную часть и обобщенные виды деятельности командира артиллерийского подразделения.
3. Реализация взаимосвязи основной и дополнительной образовательных программ осуществляется как организационными (распределением студентов различных факультетов вуза по соответствующим ВУС), так и дидактическими средствами.
Общим в полях профессиональной деятельности выпускников инженерно-строительного вуза (по направлению подготовки «Строительство») и военной кафедры (по артиллерийским военно-учетным специальностям) является наличие организационно-управленческой деятельности. Это позволило разработать интегрированный курс «Управление подразделениями», осуществляющий «стыковку» основной и дополнительной образовательных программ и служащий ориентировочной основой военного обучения в вузе. Таким образом, для студентов, обучающихся на военной кафедре, обеспечена сквозная многоуровневая подготовка специалиста двойной компетенции к организационно-управленческой деятельности (схема).
Первый уровень подготовки (1—2-й кур-
104
Высшее образование в России • № 6, 2006
Военная кафедра
105
сы вуза) характеризуется общей ориентировкой в выбранной базовой специальности, что обеспечивается освоением значительной части гуманитарных и социальноэкономических дисциплин, фундаментальной (общие математические и естественнонаучные дисциплины) и общепрофессиональной подготовкой. Данный уровень служит базой для последующего освоения основной и дополнительной образовательных программ.
Второй уровень (3-4-й курсы вуза) отличают уверенная ориентировка студента в вузовской системе обучения, профессиональная направленность в подготовке специалиста, формирование профессионально важных личностных качеств. На данном уровне осуществляется подготовка специалиста двойной компетенции - параллельное освоение основной и дополнительной образовательных программ. Наряду с другими дисциплинами военного обучения, системами воспитательной работы и патриотического воспитания, внедренными на военной кафедре, разработанный интегрированный курс «Управление подразделениями» обеспечивает целенаправленное формирование профессионально важных и личностных качеств специалиста.
Третий уровень (5-й курс вуза) — интеграция, обобщение, систематизация и практическое применение знаний, умений, навыков, полученных при освоении как основной, так и дополнительной образовательных программ.
Таким образом, разработана система межпредметных связей, определяемая общенаучной и общеинженерной основой военного обучения, а также смысловым сходством ряда профессиональных задач, выполняемых выпускниками (сбор, обработка, анализ и систематизация информации, организация работы коллектива исполнителей, осуществление технического контроля, эксплуатация технических систем).
Следует отметить наличие взаимного усиления основной и дополнительной образовательных программ, что объясняется
присутствием в них сквозных компонентов (гуманитарная, правовая, геодезическая, инженерная, технологическая подготовка, подготовка в сфере использования ПЭВМ и эксплуатации технических систем) и единой для обеих программ последовательностью изучения учебных дисциплин.
4. Применение системно-структурного подхода к построению структуры и содержания военно-профессиональной подготовки специалиста в вузе позволило представить ее рядом последовательных этапов: А - общей ориентировки в профессиональной деятельности; Б - системной ориентировки в профессиональной деятельности; В - рассмотрения вариантов поведения изучаемой системы (повседневная деятельность и боевое применение).
Роль ориентировочной основы выполняет интегрированный курс «Управление подразделениями», представляющий собой совокупность фундаментального инвариантного знания и обобщенных видов деятельности в рассматриваемой сфере, что обеспечивает специалисту решение большого числа частных задач при сокращении объема учебного материала.
5. Распределение элементов содержания по учебным дисциплинам осуществлялось с использованием интеграции и блочно-модульного построения.
Применение интеграции дисциплин военного обучения, обладающих сходством объекта, предмета, целей преподавания и понятийно-терминологического аппарата, позволило:
• значительно сократить (с 15 до 5) количество учебных дисциплин;
• исключить дублирование отдельных разделов и элементов содержания подготовки;
• системно, в едином ключе представлять учебный материал;
• обеспечить тематическую завершенность отдельных фрагментов программы;
• формировать у студентов целостные интегративные знания, умения, навыки, профессионально важные качества.
106
Высшее образование в России • № 6, 2006
Блочно-модульное построение учебной программы обеспечило:
■ системно-структурное представление материала и уплотнение его в необходимых пределах;
■ предъявление студентам больших массивов информации за короткое время;
■ активизацию самостоятельной работы.
Результатом проведенной работы стала учебная программа, представленная набором традиционных и интегрированных учебных дисциплин, построенных из учебных модулей [5]. Обеспечение взаимосвязи между дисциплинами (учебными модулями) военного обучения определяется логикой представления учебного материала.
Внедрение в программу военно-профессиональной подготовки интегрированного курса «Управление подразделениями», на наш взгляд, позволит разрешить и проблему организации учебного сбора в войсках. В содержание программы учебного сбора следует включать как учебные занятия, так и элементы стажировки выпускников в выполнении обязанностей по первичной офицерской должности. Ранее это не представлялось возможным, так как, в отличие от курсантов военных вузов, обладающих к моменту стажировки мотивацией, определенными умениями и навыками, сформированным профессиональным сознанием, студенты не имели возможности выполнения такой деятельности. Рекомендуемый к внедрению курс обеспечит подготовку студентов как к учебному сбору, так и к непосредственной профессиональной деятельности, поскольку будет содержать элементы системной ориентировки.
Учебно-методическое обеспечение военно-профессиональной подготовки следует, по нашему мнению, представить системой учебных пособий, разработанных по каждой дисциплине (учебному модулю) военно-профессиональной подготовки, а также
информационной базой, включающей нормативные документы, стандартные учебники и пособия по учебным дисциплинам, компьютерные базы данных, ряд обучающих и контролирующих программ. В структуре учебных пособий и программного обеспечения целесообразно предусмотреть четкое описание целей дисциплины (модуля) и ожидаемых результатов, разделы, иллюстрирующие взаимосвязь рассматриваемой дисциплины (модуля) с дисциплинами основной образовательной программы, другими дисциплинами (модулями) военного обучения.
Разработанный вариант структуры и содержания дополнительной военно-профессиональной подготовки специалиста, интегрированной с основной (инженерной) образовательной программой вуза, позволяет повысить качество подготовки специалистов и может быть реализован при организации подготовки военных специалистов в учебных центрах, для которых в ближайшее время потребуется новое поколение учебных программ.
Литература
1. Добровольский В., Овечкин А. Вопросы
формирования государственной военнообразовательной политики // Высшее образование в России. — 2005. — №2.
2. Бугаков И., Царьков А. Военный вуз или
военная кафедра? (Что думают курсанты и студенты) // Высшее образование в России. — 2004. — №8.
3. Мулява О. Выпускник военной кафедры:
процесс адаптации // Высшее образование в России. — 2003. — №6.
4. Карпекин В. Студенты и военная служба // Высшее образование в России. — 2003.
— №3.
5. Чистоусов В.А., Курамшин И.Я., Иванов В.Г. Структура и содержание дополнительной военно-профессиональной подготовки специалиста в инженерном вузе.
— Казань, 2005.