Научная статья на тему 'Дополнительная военно-профессиональная подготовка в инженерном вузе'

Дополнительная военно-профессиональная подготовка в инженерном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Курамшин И., Чистоусов В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дополнительная военно-профессиональная подготовка в инженерном вузе»

ВОЕННАЯ КАФЕДРА

И. КУРАМШИН, профессор Казанский государственный технологический университет В. ЧИСТОУСОВ, доцент Казанский государственный архитектурно-строительный университет

В настоящее время одним из источников восполнения кадрового ресурса Вооруженных сил являются военные кафедры (факультеты военного обучения) гражданских вузов.

Однако программы подготовки офицеров запаса, введенные в действие в 2003 г., обеспечивают решение этой проблемы в полной мере лишь по тем военно-учетным специальностям (ВУС), которые совпадают по профилю с базовой специальностью вуза. Так, например, при подготовке по ВУС в Казанском государственном технологическом университете, Казанскомгосударствен-ном техническом университете взаимосвязи между основной (инженерной) и дополнительной (военно-профессиональной) образовательными программами выстроены до уровня учебных занятий. Повышение эффективности подготовки специалистов при совпадении профилей базовой и военноучетной специальностей подтверждается и исследованиями, описываемыми В. Добровольским и А. Овечкиным[1].

Несколько по-другому обстоит дело с подготовкой в гражданских вузах военных специалистов командного профиля, в особенности по тем ВУС, аналогов которым нет в основных образовательных программах (специальностям мотострелковых войск, артиллерии и др.). И хотя сама проблема организация подготовки командиров в гражданских вузах является достаточно дискуссионной, практика свидетельствует о востребованности таких специалистов [2, 3, 4]. Рассмотрим некоторые возникающие здесь проблемы.

Первое. Подготовка по однопрофильным ВУС ведется на базе различных вузов

Дополнительная военнопрофессиональная подготовка в инженерном вузе

(например, подготовка артиллеристов ведется на базе вузов архитектурно-строительного, технического, политехнического, сельскохозяйственного, естественно-научного профилей), а в программах военнопрофессиональной подготовки механизм взаимосвязи с основными образовательными программами не заложен. Это, по нашему мнению, приводит к определенному разбросу в качестве подготовки специалистов.

Второе. Оценка действующих программ военно-профессиональной подготовки с позиций теории содержания образования показывает, что их построение производилось без учета принципов педагогического проектирования, деятельностного подхода. Целевые, содержательные и процессуальные компоненты для каждой дисциплины разрабатывались отдельно. Именно этим объясняются:

• отсутствие целостности, системности в подготовке специалиста;

• неполное отражение в содержании подготовки элементов его профессиональной деятельности наряду с неоправданным дублированием отдельных элементов;

• несовпадение и несоответствие отдельных элементов квалификационной характеристики, требований к уровню профессиональной подготовленности выпускников, программ подготовки, выбранных форм, методов и средств обучения - целям подготовки.

Третье. Структура и логика действующих программ военно-профессиональной подготовки в вузе в целом аналогичны структуре и логике подготовки в военных учреждениях профессионального образования, содержание копирует программы

Военная кафедра

103

подготовки военных вузов по отдельным дисциплинам в предоставленном бюджете времени. Это, видимо, не совсем оправданно, так как неучтенными оказываются принципы построения дополнительных образовательных программ, каковой в гражданском вузе и является военно-профессиональная подготовка.

Четвертое. Программа военно-профессиональной подготовки представлена 15 (!) учебными дисциплинами, которые следует изучить за четыре семестра методом «военного дня» (занятия на военной кафедре проводятся один раз в неделю). На изучение отдельных дисциплин (!) программой отводится 4, 10, 12 аудиторных часов, из которых при обучении в вузе реализуется только часть (вторая часть - на учебном сборе в войсках). Возникают следующие вопросы.

■ Можно ли считать 2-3 занятия учебной дисциплиной?

■ Можно ли за это время качественно представить обучаемым все дидактические единицы, указанные в программе, когда их количество не меньше, чем в обычной программе для военного училища?

■ Как строить обучение, чтобы за эти 2-3 занятия, помимо изложения материала, обеспечить его усвоение студентами и произвести текущий контроль, как того требует программа, инструкции и приказы?

■ Как обеспечить закрепление и усвоение материала, если разрыв между теоретической и практической частью подчас составляет год, а по отдельным темам - два?

Таким образом, чтобыподготовить специалиста, способного на определенном уровне выполнять соответствующие функциональные обязанности, проектирование структуры и содержания дополнительной военно-профессиональной подготовки в вузе целесообразно проводить иначе.

Охарактеризуем методологические основы, состав и структуру возможного варианта программы подготовки.

Военное обучение в вузе представляет собой педагогическую систему, функцио-

нирующую в рамках систем высшей школы, военного обучения, дополнительного профессионального образования, следовательно, содержание военно-профессиональной подготовки должно удовлетворять требованиям, предъявляемым к дополнительным образовательным программам.

Основными идеями в построении структуры и содержания военно-профессиональной подготовки специалиста в вузе являются следующие.

1. Определение элементов содержания подготовки специалиста в вузе осуществлено на основе анализа профессиональной деятельности специалиста, который выполнялся в ходе изучения нормативных документов, литературы, обмена опытом, выявления затруднений, испытываемых выпускниками в процессе службы.

2. Систематизация полученных данных позволила выделить инвариантную часть и обобщенные виды деятельности командира артиллерийского подразделения.

3. Реализация взаимосвязи основной и дополнительной образовательных программ осуществляется как организационными (распределением студентов различных факультетов вуза по соответствующим ВУС), так и дидактическими средствами.

Общим в полях профессиональной деятельности выпускников инженерно-строительного вуза (по направлению подготовки «Строительство») и военной кафедры (по артиллерийским военно-учетным специальностям) является наличие организационно-управленческой деятельности. Это позволило разработать интегрированный курс «Управление подразделениями», осуществляющий «стыковку» основной и дополнительной образовательных программ и служащий ориентировочной основой военного обучения в вузе. Таким образом, для студентов, обучающихся на военной кафедре, обеспечена сквозная многоуровневая подготовка специалиста двойной компетенции к организационно-управленческой деятельности (схема).

Первый уровень подготовки (1—2-й кур-

104

Высшее образование в России • № 6, 2006

Военная кафедра

105

сы вуза) характеризуется общей ориентировкой в выбранной базовой специальности, что обеспечивается освоением значительной части гуманитарных и социальноэкономических дисциплин, фундаментальной (общие математические и естественнонаучные дисциплины) и общепрофессиональной подготовкой. Данный уровень служит базой для последующего освоения основной и дополнительной образовательных программ.

Второй уровень (3-4-й курсы вуза) отличают уверенная ориентировка студента в вузовской системе обучения, профессиональная направленность в подготовке специалиста, формирование профессионально важных личностных качеств. На данном уровне осуществляется подготовка специалиста двойной компетенции - параллельное освоение основной и дополнительной образовательных программ. Наряду с другими дисциплинами военного обучения, системами воспитательной работы и патриотического воспитания, внедренными на военной кафедре, разработанный интегрированный курс «Управление подразделениями» обеспечивает целенаправленное формирование профессионально важных и личностных качеств специалиста.

Третий уровень (5-й курс вуза) — интеграция, обобщение, систематизация и практическое применение знаний, умений, навыков, полученных при освоении как основной, так и дополнительной образовательных программ.

Таким образом, разработана система межпредметных связей, определяемая общенаучной и общеинженерной основой военного обучения, а также смысловым сходством ряда профессиональных задач, выполняемых выпускниками (сбор, обработка, анализ и систематизация информации, организация работы коллектива исполнителей, осуществление технического контроля, эксплуатация технических систем).

Следует отметить наличие взаимного усиления основной и дополнительной образовательных программ, что объясняется

присутствием в них сквозных компонентов (гуманитарная, правовая, геодезическая, инженерная, технологическая подготовка, подготовка в сфере использования ПЭВМ и эксплуатации технических систем) и единой для обеих программ последовательностью изучения учебных дисциплин.

4. Применение системно-структурного подхода к построению структуры и содержания военно-профессиональной подготовки специалиста в вузе позволило представить ее рядом последовательных этапов: А - общей ориентировки в профессиональной деятельности; Б - системной ориентировки в профессиональной деятельности; В - рассмотрения вариантов поведения изучаемой системы (повседневная деятельность и боевое применение).

Роль ориентировочной основы выполняет интегрированный курс «Управление подразделениями», представляющий собой совокупность фундаментального инвариантного знания и обобщенных видов деятельности в рассматриваемой сфере, что обеспечивает специалисту решение большого числа частных задач при сокращении объема учебного материала.

5. Распределение элементов содержания по учебным дисциплинам осуществлялось с использованием интеграции и блочно-модульного построения.

Применение интеграции дисциплин военного обучения, обладающих сходством объекта, предмета, целей преподавания и понятийно-терминологического аппарата, позволило:

• значительно сократить (с 15 до 5) количество учебных дисциплин;

• исключить дублирование отдельных разделов и элементов содержания подготовки;

• системно, в едином ключе представлять учебный материал;

• обеспечить тематическую завершенность отдельных фрагментов программы;

• формировать у студентов целостные интегративные знания, умения, навыки, профессионально важные качества.

106

Высшее образование в России • № 6, 2006

Блочно-модульное построение учебной программы обеспечило:

■ системно-структурное представление материала и уплотнение его в необходимых пределах;

■ предъявление студентам больших массивов информации за короткое время;

■ активизацию самостоятельной работы.

Результатом проведенной работы стала учебная программа, представленная набором традиционных и интегрированных учебных дисциплин, построенных из учебных модулей [5]. Обеспечение взаимосвязи между дисциплинами (учебными модулями) военного обучения определяется логикой представления учебного материала.

Внедрение в программу военно-профессиональной подготовки интегрированного курса «Управление подразделениями», на наш взгляд, позволит разрешить и проблему организации учебного сбора в войсках. В содержание программы учебного сбора следует включать как учебные занятия, так и элементы стажировки выпускников в выполнении обязанностей по первичной офицерской должности. Ранее это не представлялось возможным, так как, в отличие от курсантов военных вузов, обладающих к моменту стажировки мотивацией, определенными умениями и навыками, сформированным профессиональным сознанием, студенты не имели возможности выполнения такой деятельности. Рекомендуемый к внедрению курс обеспечит подготовку студентов как к учебному сбору, так и к непосредственной профессиональной деятельности, поскольку будет содержать элементы системной ориентировки.

Учебно-методическое обеспечение военно-профессиональной подготовки следует, по нашему мнению, представить системой учебных пособий, разработанных по каждой дисциплине (учебному модулю) военно-профессиональной подготовки, а также

информационной базой, включающей нормативные документы, стандартные учебники и пособия по учебным дисциплинам, компьютерные базы данных, ряд обучающих и контролирующих программ. В структуре учебных пособий и программного обеспечения целесообразно предусмотреть четкое описание целей дисциплины (модуля) и ожидаемых результатов, разделы, иллюстрирующие взаимосвязь рассматриваемой дисциплины (модуля) с дисциплинами основной образовательной программы, другими дисциплинами (модулями) военного обучения.

Разработанный вариант структуры и содержания дополнительной военно-профессиональной подготовки специалиста, интегрированной с основной (инженерной) образовательной программой вуза, позволяет повысить качество подготовки специалистов и может быть реализован при организации подготовки военных специалистов в учебных центрах, для которых в ближайшее время потребуется новое поколение учебных программ.

Литература

1. Добровольский В., Овечкин А. Вопросы

формирования государственной военнообразовательной политики // Высшее образование в России. — 2005. — №2.

2. Бугаков И., Царьков А. Военный вуз или

военная кафедра? (Что думают курсанты и студенты) // Высшее образование в России. — 2004. — №8.

3. Мулява О. Выпускник военной кафедры:

процесс адаптации // Высшее образование в России. — 2003. — №6.

4. Карпекин В. Студенты и военная служба // Высшее образование в России. — 2003.

— №3.

5. Чистоусов В.А., Курамшин И.Я., Иванов В.Г. Структура и содержание дополнительной военно-профессиональной подготовки специалиста в инженерном вузе.

— Казань, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.