ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
УДК 378.147, 355.233
ПОДГОТОВКА ОФИЦЕРОВ ДЛЯ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО КОНТРАКТУ В ННГУ
© 2008 г. Л.Ю. Ротков 1, А.В. Руг 2, А.Н. Абрамов 1, А.В. Симонов 1, С.К. Шляков 1
1 Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского 2 Г лавное управление кадров Министерства обороны РФ, Москва
Поступила в редакцию 27.05.2008
Анализируется ситуация в сфере подготовки офицерских кадров для Вооруженных сил РФ и опыт наиболее развитых стран в вопросах комплектования войск офицерами. На основе обобщения результатов серии экспериментов по подготовке кадровых офицеров из числа студентов в ННГУ даются некоторые рекомендации по организации работы учебных военных центров вузов. Формулируются проблемы и предлагаются пути их решения.
Ключевые слова: Вооруженные силы, контракт, вуз.
Сложный характер современной служебнобоевой деятельности, использование в ней новейших информационных технологий, образцов вооружения и военной техники предъявляют повышенные требования к уровню профессиональной подготовки военных специалистов, в первую очередь офицеров, а также к степени укомплектованности офицерских должностей личным составом. В настоящее время задача подготовки квалифицированных специалистов для комплектования первичных офицерских должностей Министерства обороны РФ возложена в основном на высшие военно-учебные заведения, выпускающие около 18 тыс. офицеров в год [1]. Однако сложившаяся в современных условиях практика комплектования армии офицерским составом и открытый рынок труда нашей страны позволяют значительной части выпускников военных вузов увольняться из рядов Вооруженных сил до достижения ими предельного возраста нахождения на военной службе и даже до окончания срока очередного контракта.
В связи с этим государство, неся большие затраты на подготовку офицеров в военных вузах, не имеет необходимого количества офицеров в войсках, и в первую очередь на первичных офицерских должностях.
Кроме того, уровень подготовки выпускников ряда военных вузов не удовлетворяет требованиям современной армии в силу ряда объективных и субъективных причин (устаревшая материаль-
но-техническая база, недостаток опытных кадров профессорско-преподавательского состава, низкие морально-психологические качества многих курсантов, некоторая обособленность системы военного образования от общей системы образования страны и т.п.).
Такое положение дел сохраняется уже более 10 лет, и Министерство обороны все это время было вынуждено поддерживать укомплектованность воинских частей офицерским составом за счет призыва офицеров запаса - выпускников военных кафедр гражданских вузов. Офицеры этой категории имеют более низкую общевоенную подготовку по сравнению с выпускниками военных вузов, но, в целом, способны выполнять служебные обязанностями за счет хорошего базового образования по гражданской специальности. Однако после окончания срока службы по призыву (24 месяца) только 10% офицеров этой категории оставались служить в Вооруженных силах по контракту, что явно недостаточно для полной ликвидации некомплекта офицеров в войсках [1].
С 1 января 2008 года, в связи с изменениями в законодательстве, призыв офицеров запаса на военную службу в мирное время отменен. Указанное событие делает крайне актуальной задачу поиска новых источников пополнения офицерского состава. В этих целях можно обратиться к опыту, накопленному в данной области другими странами.
Наибольший опыт использования различных источников и способов комплектования армии офицерами имеют Соединенные Штаты Америки. В этой стране система комплектования первичных офицерских должностей по различным специальностям для вооруженных сил структурно содержит три основные подсистемы: военные учебные заведения министерства обороны, курсы вневойсковой подготовки офицеров резерва - ROTC (Reserve Officers Training Corps) при гражданских вузах и прямой набор гражданских лиц с соответствующим образованием на офицерские должности.
В последнее десятилетие ежегодное пополнение офицерского корпуса ВС США за счет выпускников военных учебных заведений обеспечивается менее чем на 60%, а около 40% - за счет курсов ROTC при гражданских вузах. Прямой набор кадров на офицерские должности в ВС США из числа гражданских лиц весьма незначителен и осуществляется по специальным программам с ограниченным набором по некоторым редким специальностям.
Указанная американская система военнопрофессионального образования при гражданских вузах ROTC, являющаяся наряду с военными вузами основным источником комплектования войск офицерами, базируется на широкой сети учебных заведений, отличающихся друг от друга по ведомственной принадлежности, качеству предоставляемого образования и стоящим перед ними задачам. Вместе с тем все они входят в государственный сектор американской высшей школы и руководствуются государственными стандартами образования.
Вневойсковая подготовка офицеров на курсах ROTC осуществляется более чем в 600 гражданских высших учебных заведениях (почти 20% всех функционирующих в стране вузов). При этом офицеров для сухопутных войск готовят при 300 университетах и колледжах, ВВС - 200, ВМС - 65, морской пехоты - 60 [2].
В некоторых развитых странах Западной Европы, имеющих вооруженные силы большой численности, вневойсковая подготовка офицеров также является одним из основных источников комплектования их национальных вооруженных сил. Так, в Великобритании, Германии и Франции доля офицеров - выпускников системы вневойсковой подготовки в численности офицеров всей армии составляет около 30%.
Учитывая современные требования войск и положительный опыт наших европейских и заокеанских соседей, в целях совершенствования системы комплектования Вооруженных сил РФ офицерским составом, Правительство Россий-
ской Федерации в 2002 году приняло федеральную программу «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года», которая стала отправной точкой и правовой основой преобразований.
В ходе реализации данной программы решаются следующие основные задачи:
- оптимизация сети военно-учебных заведений;
- приведение уровня военно-профессиональной подготовки выпускников военно-учебных заведений в соответствие с требованиями боевой и повседневной деятельности войск;
- совершенствование инфраструктуры, материально-технического и информационно-методического обеспечения военноучебных заведений;
- совершенствование управления подготовкой военных кадров;
- организация подготовки офицеров для военной службы по контракту на базе гражданских высших учебных заведений [3].
В настоящей статье проводится анализ возможных путей решения именно последней задачи программы реформирования системы военного образования.
Для исследования возможностей использования потенциала гражданских вузов по организации подготовки офицеров-контрактников, разработки механизма и порядка такой подготовки в ряде вузов Российской Федерации, в том числе и в ННГУ, начиная с 2004 года в соответствии с государственными контрактами, заключенными с Министерством обороны РФ, проводится ряд научно-исследовательских работ и экспериментов (НИР «Студент-2004», эксперименты «Студент-2005», «Студент-2006», «Студент-2007»).
Следует отметить, что ННГУ - единственный в России вуз, который принимает участие во всех этих исследованиях, осуществляя с 2004 года по настоящее время обучение будущих офицеров по специальностям как гуманитарного (030501 «Юриспруденция»), так и естественно-научного профиля (010801 «Радиофизика и электроника», 230201 «Информационные системы и технологии», 090106 «Информационная безопасность телекоммуникационных систем»). Всего в 2004-2007 годах в ННГУ для обучения по программам подготовки офицеров для службы по контракту было принято около 180 граждан как нашего университета, так и других вузов г. Нижнего Новгорода.
До начала и в ходе экспериментов были проведены социологические исследования по выявлению отношения студентов к программе
подготовки офицеров и определению степени их психологической готовности к поступлению на военную службу по контракту. В исследованиях приняли участие 262 студента юридического факультета ННГУ (2004 г.) и 283 студента, обучающихся по специальности «Юриспруденция» в ННГУ и в других вузах г. Нижнего Новгорода (2005 г.).
Исследования показали, что основными стимулами для массового участия студентов в экспериментальной программе подготовки военных юристов являются материальное положение и социальные гарантии офицеров в процессе будущей военной службы по контракту, а существующий социальный статус и материальное положение военнослужащих Российской армии на современном этапе не удовлетворяют запросам этой категории граждан. Проведенные в ходе исследований опросы студентов дали следующие результаты [4, 5]:
- до 90% респондентов считают профессию военного юриста необходимой для армии и востребованной обществом, а более 50% не исключают возможности своего поступления на военную службу при повышении социального статуса офицеров;
- около 75% опрошенных заявили, что служба в армии может способствовать повышению уровня их профессиональной квалификации, и до 58% - быстрому карьерному росту;
- до 75% студентов в качестве первоочередных стимулов для участия в программе подготовки офицеров и последующей службы выдвинули материальные блага, а на второе место поставили возможность карьерного роста (12% участников опроса);
- категорически не имели желания принимать участие в программе подготовки офицеров только 19% опрошенных в 2004 г. и 13% в 2005 г.
В целом, основные выводы, сделанные по результатам анализа социологических исследований до начала экспериментов, позволили проводить набор и обучение студентов по экспериментальным программам подготовки офицеров с уверенностью на положительный результат.
На экспериментальную программу подготовки офицеров в рамках НИР «Студент-2004» принимались юноши и девушки, обучавшиеся на 2-м и 3-м курсах юридического факультета ННГУ, минимально соответствующие требованиям военной службы. При этом девушки принимались с разрешения заказчика (Минобороны) в виде исключения, из-за недостаточного числа студентов-юношей. Всего на обучение по
экспериментальной программе «Студент-2004» было зачислено 27 студентов из 30 запланированных к финансированию Министерством обороны. Экспериментальная программа военной подготовки включала 600 часов аудиторных занятий в вузе, 171 учебный час войсковой стажировки в должности предназначения и реализовывалась как дополнительная образовательная программа за счет 450 учебных часов факультатива и дополнительного времени, сверх установленного государственным образовательным стандартом (ГОС) по специальности «Юриспруденция». Обучение студентов по этой программе осуществлялось параллельно и на базе основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО) в течение 2.5 лет (5 семестров), методом «военного дня», причем для выполнения учебного плана в день военной подготовки планировалось и проводилось 8 часов аудиторных занятий [6].
Несмотря на набор в отсутствие конкурса, напряженный учебный план, новизну задач и трудности организационного характера, в августе 2007 года 22 студента юридического факультета ННГУ завершили освоение программы военно-профессиональной подготовки, а 7 из них успешно закончили обучение в университете и приступили к исполнению служебных обязанностей в должностях помощников командиров воинских частей по правовой работе. Остальные выпускники должны поступить на военную службу по контракту после получения дипломов об окончании ННГУ в июле-августе 2008 года.
Однако первый опыт набора студентов показал, что для отбора достаточного числа кандидатов для обучения по программам подготовки офицеров для военной службы по контракту, имеющих устойчивую мотивацию к военному обучению и последующей военной службе, необходим охват большего числа студентов для создания конкурса и проведения качественного профессионального отбора. Численность студентов одного вуза, даже такого крупного, как ННГУ, для этой цели оказалась недостаточной.
Выходом из создавшегося положения мог стать межвузовский набор кандидатов для обучения по программам подготовки офицеров на базе факультета военного обучения (военной кафедры) одного из вузов, имеющих лучшие условия для такого обучения. По предложению Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского с Министерством обороны РФ был заключен Государственный контракт от 1 декабря 2005 года № 173/Ф/2874-1 по проведению эксперимента «Студент-2005», в
рамках которого был произведен набор для обучения по программам подготовки офицеров и последующей военной службы по контракту одного учебного взвода студентов - юношей только второго курса (28 из 30 запланированных к набору), обучающихся по специальности «Юриспруденция» в ННГУ и трех других вузах г. Нижнего Новгорода. Кроме студентов ННГУ к обучению на ФВО университета были привлечены студенты Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета (НГАСУ), Волго-Вятской государственной академии государственной службы (ВВАГС), Волжской государственной академии водного транспорта (ВГАВТ).
В России такой эксперимент является уникальным, осуществляется впервые и только в ННГУ. Обучение этих студентов ведется по той же экспериментальной программе военной подготовки, которая реализуется в рамках НИР «Студент-2004», но в течение 3.5 лет (7 семестров). Уменьшение напряженности учебного плана позволило снизить до 6 часов объем аудиторных занятий в день военной подготовки, большее число практических занятий проводить в воинских частях, увеличить время самостоятельной работы студентов, а войсковую стажировку совместить с преддипломной практикой, предусмотренной ООП ВПО, не нарушая требований ГОС. Однако, вопреки ожиданиям, межвузовский набор также проводился в условиях отсутствия конкурса, и успеваемость обучающихся на базовых факультетах и на ФВО невысокая.
По состоянию на второй семестр 2007/2008 учебного года в рамках этой программы обучается 27 студентов, которые оканчивают вузы в основном в 2009 г. и в соответствии с договорными обязательствами должны поступить на военную службу по контракту на офицерские должности юридической службы в ВС РФ.
Анализ промежуточных результатов первых двух экспериментов выявил существенные недостатки реализуемых форм подготовки офицеров.
Во-первых, среди студентов, обучающихся в высших учебных заведениях, нет достаточного числа граждан мужского пола, желающих освоить программу военной подготовки и после окончания вуза поступить на военную службу по контракту на должности, замещаемые офицерами.
Во-вторых, объем учебного времени на дисциплины военно-профессиональной подготовки (особенно общевойсковые) не в полной мере обеспечивает выполнение квалификационных требований к выпускнику по военно-учетной специальности (ВУС).
В-третьих, факультативная форма не дает возможности увеличить объем учебного времени на дисциплины военной подготовки до требуемого и затрудняет согласование многих учебных мероприятий программы военной подготовки с рабочим учебным планом прохождения ООП ВПО.
Возможным выходом из данной ситуации, позволяющим разрешить вышеперечисленные проблемы, мог стать набор студентов сразу же на первый курс вуза для обучения по специальности ВПО с одновременным обучением по программе подготовки офицеров. Механизм реализации этого варианта был разработан в ходе второго этапа НИР «Студент-2004» и внедрен, начиная с 2006 года, более чем в 30 вузах России.
Анализ нормативных правовых актов в области образования Российской Федерации, а также структуры и содержания квалификационных требований к выпускнику - военному юристу показывает, что любая программа военнопрофессиональной подготовки может реализовываться в вузе как составная часть ООП ВПО по соответствующей специальности за счет часов вариативного компонента ГОС [7]. При этом для обеспечения требуемого уровня подготовки военного юриста как офицера объем времени для изучения дисциплин военно-профессиональной подготовки должен составлять не менее 750 часов аудиторных занятий в вузе и не менее 250 часов войсковой стажировки.
Расчеты, проведенные для программ подготовки офицеров по естественно-научным специальностям, позволили определить, что их объем не должен быть менее 1000 часов аудиторных занятий в вузе и 170 часов войсковой стажировки.
На основе этого в 2006-2007 гг. коллективом ФВО ННГУ совместно со специалистами юридического и радиофизического факультетов ННГУ, Главного управления кадров МО РФ и заказчиков ВУС были разработаны варианты ООП ВПО, частью которых являются программы военно-профессиональной подготовки офицеров по специальностям 030501 «Юриспруденция», 010801 «Радиофизика и электроника», 230201 «Информационные системы и технологии», 090106 «Информационная безопасность телекоммуникационных систем».
В перечисленных программах военно-профессиональная подготовка студентов реализуется не только за счет времени факультатива, но и за счет национально-регионального (вузовского) компонента и дисциплин по выбору студента различных циклов дисциплин ГОС ВПО: общих гуманитарных и социально-экономических (ГСЭ); математических и естественно-
научных (ЕН); общепрофессиональных (ОПД); специальных (ДС).
Например, в программе ВПО по специальности «Юриспруденция» дисциплины военнопрофессиональной подготовки офицеров реализуются за счет часов, отводимых в ГОС ВПО на изучение: дисциплин по выбору студента в цикле ГСЭ, куда включена дисциплина «Военная история» (52 часа); дисциплин специализации, за счет которых проводятся военноспециальные дисциплины «Военная администрация» (150 часов), «Правовая работа в ВС РФ» (60 часов), а также наиболее важная и значимая из тактических и тактико-специальных дисциплин - «Общая тактика» (130 часов); дисциплин факультатива (450 часов), в рамках которого изучаются другие тактические и тактикоспециальные дисциплины «Радиационная, химическая, биологическая защита» (26 часов), «Медицинское обеспечение» (12 часов), «Военно-техническая подготовка» (46 часов), а также все общевойсковые дисциплины (226 часов) [8].
Аналогичный подход реализован и в ООП ВПО по специальности «Радиофизика и электроника», где дисциплины военно-профессиональной подготовки также вошли в дисциплины вариативного компонента ГОС: в дисциплины по выбору студента цикла ГСЭ (156 часов); в дисциплины специализации (502 часа); в факультатив (358 часов) [9].
Квалификационные требования, сборники учебных программ военно-профессиональной подготовки, рабочие учебные планы по всем необходимым специальностям были утверждены (согласованы) ректором ННГУ, заказчиками, осуществляющими руководство обучением по соответствующей военно-учетной специальности, и реализуются в учебном процессе, начиная с 2006/2007 учебного года.
Основные параметры разработанных ООП ВПО, частью которых являются программы военно-профессиональной подготовки офицеров, приведены в таблице.
Эти образовательные программы обеспечивают выполнение требований ГОС по специальности ВПО и позволяют реализовывать квалификационные требования к выпускнику по соответствующей ей ВУС.
Опираясь на опыт подготовки офицеров запаса и проведенные исследования, можно рекомендовать организацию обучения студентов в учебном военном центре (УВЦ) методом «военного дня», дополнительно планируя занятия по дисциплинам ВПП, при необходимости, и в другие дни недели в общем расписании занятий базового факультета.
Полученные в ходе НИР и экспериментов результаты и сделанные на их основе выводы уже нашли отражение в поправках к статьям федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и трех постановлениях Правительства РФ, устанавливающих механизм работы УВЦ начиная с 2008 года. Среди них основным руководящим документом по организации работы УВЦ является Положение об учебных военных центрах при федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, утвержденное Постановлением Правительства РФ 6.03.2008 г. № 152, которое определяет задачи УВЦ и порядок его функционирования. Однако многие положения этого документа являются «рамочными» и требуют детализации в нормативных правовых актах Министерства обороны РФ и Министерства образования РФ. Наиболее существенными из них являются следующие.
Во-первых, необходимо конкретизировать задачи военных комиссариатов по ведению профессионально-ориентационной работы среди молодежи и агитации к поступлению в вузы, имеющие УВЦ и расположенные в других регионах России. Это предложение сформулировано на основе опыта нескольких наборов, проведенных ННГУ на экспериментальные программы, показавшего, что в регионе по месту расположения вуза недостаточно граждан, мотивированных к военной службе и одновременно способных освоить ООП ВПО (особенно по сложным естественно-научным специальностям), а рекламные возможности вузов за пределами своего субъекта РФ весьма ограничены.
Во-вторых, в УВЦ принимаются студенты, зачисленные в вуз на целевые места в пределах контрольных цифр приема на специальности, пользующиеся высоким спросом в регионе, что приводит к дефициту кадров. Министерству образования РФ постановлением Правительства предписано учитывать предложения Министерства обороны РФ при формировании государственных заданий по приему обучающихся вузам, имеющим УВЦ, но конкретные указания (цифры) по выделению дополнительных бюджетных мест для этих целей отсутствуют.
Еще один важный аспект организации военной подготовки состоит в том, что вузы, при которых организуются УВЦ для подготовки офицеров-контрактников, будут продолжать подготовку офицеров запаса на военных кафедрах (факультетах военного обучения). Однако в соответствии с ФЗ 1998 г. № 53-ФЗ
( 1 § Р 11
і 1 § Общий бюджет учебного времени
& й Й рз Часов аудиторных занятий
1 1 1 1 1гД|
§ § в Часов аут^итс^^ занятий
ё а з Дисциплины специализации II!
и а а а і!|і||||і
ы & & Ы Факультатив
ІІ9 І|3 і|а Учебная и воспитательная работа на стажировке (время проведения)
І <9 £ Количество экзаменов (зачетов)
і 1 |1 §! |1 Дата начала об^ч^^р| по програм-
і|і іЩіЦі Порядок организации обучения
'с](> п іюпюсіду -цу 1гА(\ у у ‘эомшо,/ 'СИ 11'
91
лтиис
«О воинской обязанности и военной службе» (в редакции ФЗ от 3.07.2006 г. № 96-ФЗ) УВЦ и военная кафедра являются самостоятельными структурами вуза, каждая из которых решает свои задачи: УВЦ организует подготовку офицеров для службы по контракту, а военная кафедра готовит офицеров запаса [10].
Проведенные исследования и практика учебной работы показывают, что разделение УВЦ и военной кафедры, осуществляющих обучение по одним и тем же ВУС и сходным по структуре программам ВПП (отличаются в основном перечнем и объемом часов дисциплин), снизит качество подготовки обеих категорий офицеров, так как:
- малая численность ППС (особенно военной кафедры) затруднит реализацию требований программ по дисциплинам ВПП, а при их изменении (в среднем, один раз в 5 лет) не даст возможности своевременно подготовить учебно-методические комплексы дисциплин и, следовательно, обеспечить требуемое качество проведения занятий;
- специфика дисциплин ВПП при недостаточной численности ППС не позволит обеспечить своевременную замену преподавателя (при длительной болезни, увольнении одного и несвоевременном назначении другого). Повышение квалификации преподавателей в учебных заведениях Министерства обороны РФ будет затруднено по той же причине;
- отсутствие оперативного централизованного управления при использовании двумя обособленными подразделениями одних и тех же объектов учебно-материальной базы (УМБ) неизбежно приведет к возникновению конфликтов.
Наверняка, на момент разработки, разделение УВЦ и военной кафедры отражало требования времени, так как тогда еще окончательно не сформировалось всесторонне обоснованное представление о месте размещения и ведомственной принадлежности УВЦ. Прорабатывались варианты, предполагающие, что они могут быть подразделениями военных училищ, их филиалами или отдельными структурами Министерства обороны, но расположенными в гражданских вузах. Позднее предпочтение было отдано модели, в которой УВЦ входит в состав вуза на правах структурного подразделения.
Наши исследования прогнозируют, что наибольшая эффективность учебного процесса подготовки обеих категорий офицеров достигается при организации их совместной подготовки в УВЦ с правами факультета. При этом в составе
УВЦ формируются кафедры и циклы по направлениям (родственным ВУС) подготовки офицеров-контрактников и офицеров запаса с численностью ППС, зависящей от общего количества обучающихся. Каждая кафедра (цикл) имеет в своем составе преподавателей-военно-служащих (их численность устанавливается Министерством обороны в зависимости от численности госзаказа по офицерам-контрактни-кам) и преподавателей - офицеров запаса (их число зависит от количества студентов, обучающихся по программам подготовки офицеров запаса, и устанавливается ректором), что не противоречит действующим нормативно-правовым актам. Совместная подготовка в одном подразделении офицеров для военной службы по контракту и офицеров запаса позволит:
- обеспечить централизованное управление учебным процессом и общей УМБ;
- иметь в составе УВЦ кафедры (циклы) с численностью ППС, позволяющей динамично решать все задачи по организации учебного процесса, где ведется учебная и воспитательная работа с будущими офицерами;
- планировать и осуществлять более рациональное и эффективное использование аудиторий и технических средств обучения;
- иметь единое методическое, научное и кадровое обеспечение различных программ подготовки;
- реализовать специализацию преподавателей на одной дисциплине (группе родственных дисциплин);
- достигнуть взаимозаменяемости преподавателей как внутри кафедры, так и в масштабах УВЦ и организовать своевременное повышение их квалификации;
- обеспечить перспективу трудоустройства для военнослужащих - преподавателей УВЦ после увольнения в запас в том же подразделении на должности, замещаемые офицерами запаса. Это повысит социальную защищенность преподавателей и усилит их мотивацию к участию в методической и научной работе, соисканию ученых степеней и званий.
В заключение хотелось бы отметить, что реализация новых условий требует частичного пересмотра упомянутых положений ФЗ 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и закрепления интегрированных задач УВЦ в соответствующем постановлении Правительства РФ.
Список литературы
1. Панков Н. Каких офицеров ждут в войсках // Армейский сборник. 2007. № 7. С. 2-6.
2. Стрелецкий А. Система подготовки офицерских кадров в США // Зарубежное военное обозрение. 2006. № 12. С. 16-21.
3. Постановление Правительства Российской Федерации «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года» от 27 мая 2002 г. № 352 (в редакции от 6.12.2007 г.).
4. Подготовка офицеров (вне численности Вооруженных сил Российской Федерации) из числа студентов Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», обучающихся по специальности «Юриспруденция», с последующим обязательным поступлением их на военную службу по контракту: Отчет о НИР «Студент-2004» (промежуточ.) / ННГУ; Рук. А.Н. Абрамов. № ГР 0120.0503138; Инв. № 619. Н. Новгород, 2005. 130 с.
5. Подготовка офицеров (вне численности Вооруженных сил Российской Федерации) из числа студентов Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», обучающихся по специальности «Юриспруденция», с последующим обязательным поступлением их на военную службу по контракту: Отчет об эксперименте «Студент-2005» (промежуточ.) / ННГУ; Рук. А.Н. Абрамов. № ГР 01.2.006 11936; Инв. № 1266. Н. Новгород, 2006. 88 с.
6. Подготовка офицеров (вне численности Вооруженных сил Российской Федерации) из числа студентов Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», обучающихся по специальности «Юриспруденция», с последующим обязательным поступлением их на военную службу по контракту: Отчет о НИР «Студент-2004» (заключительный) / ННГУ; Рук. А.Н. Абрамов. № ГР 0120.0503138. Н. Новгород, 2007. 205 с.
7. Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» от 12.08.1994 г. № 940.
8. Сборник учебных программ по дисциплинам военно-профессиональной подготовки офицеров Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского по специальности 030501 «Юриспруденция», по военно-учетной специальности 850300 «Юрисконсультская работа». Н. Новгород: ННГУ, 2006. 61 с.
9. Сборник учебных программ по дисциплинам военно-профессиональной подготовки офицеров Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского по специальности 010801 «Радиофизика и электроника», по военно-учетной специальности 441000 «Эксплуатация и ремонт радиотехнических средств наведения зенитных ракетных комплексов ПВО». Н. Новгород: ННГУ, 2006. 61 с.
10. Федеральный закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. № 53-ФЗ (в редакции ФЗ от 3.07.2006 г.).
PREPARING OFFICERS FOR CONTRACT MILITARY SERVICE AT UNN L. Yu Rotkov, A. V. Rug, A.N. Abramov, A V. Simonov, S.K. Shlyakov
The situation with the training of officers for the Armed Forces of the Russian Federation and the experience of some developed countries in manning the forces with officers are analysed. Based on the results of a series of experiments with the training of regular officers from among UNN students, some recommendations are given regarding the organisation of military training centers at universities. A number of problems in this area are raised and some ways for solving them are proposed.