УДК - 347
ББК - 67.404 Ярош Артур Валерьевич,
соискатель кафедры частно-правовых дисциплин Федерального государственного научно-исследовательского учреждения «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации»
12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право; семейное право;
международное частное право
ДОЛГОСРОЧНЫЙ КОНТРАКТ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Аннотация. В статье рассматриваются правовые аспекты заключения долгосрочных кон -трактов на поставку лекарственных препаратов для государственных (муниципальных) нужд.
Ключевые слова: долгосрочный контракт, лекарственные препараты, участники фармацевтического бизнеса, пилотный проект.
Yarosh Artur Valeryavich,
the applicant of the chair of private law disciplines of the Federal state research institution «Institute of legislation and comparative law under the Government of the Russian Federation»
A LONG-TERM CONTRACT AS A TOOL FOR IMPLEMENTING THE PILOT PROJECT IN HEALTHCARE
Annotation. The article deals with the legal aspects of long-term contracts for the supply of medicines for state (municipal) needs.
Key words: long-term contract, medicines, pharmaceutical business participants, pilot project.
В целях обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в период сильного влияния неблагоприятной внешнеэкономической и внешнеполитической конъюнктуры Российская Федерация принимает все возможные меры, в том числе разрабатывает различные стратегии и концепции, направленные на развитие отдельных секторов социально-экономической сферы.
Как известно, здравоохранение является одной из важнейших сфер, поскольку сбережение и укрепление здоровья нации - непременное условие успешного решения всего спектра задач, стоящих перед государством и обществом.
В свою очередь, одним из наиболее важных и острых вопросов в сфере здравоохранения яв-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018
ляется реализация права отдельной категории граждан на лекарственное обеспечение.
В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [17] функция по обеспечению отдельной категории граждан Российской Федерации лекарственными препаратами возложена на органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией за счет средств федерального и регионального бюджетов.
В силу нестабильной экономической ситуации, в стране возникает дефицит бюджета, что влияет на объемы выделения денежных средств
для закупки лекарственных препаратов, что направлено на реализацию права граждан на лекарственное обеспечение. В этих условиях принимаются меры к сглаживанию негативных факторов.
Приказом Минздрава России от 13 февраля 2013 г. № 66 утверждена Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года и план ее реализации [8], целью которой является определение приоритетных социально-экономических задач в сфере лекарственного обеспечения граждан и этапов их реализации [14].
В целях повышения эффективности управления ресурсами здравоохранения в период с 2015 по 2021 гг. предлагается реализовать пилотные проекты модернизации системы лекарственного обеспечения. Предполагается, что полученные результаты пилотных проектов позволят выбрать оптимальную модель системы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 января 2015 г. № 136-р [21] Министерство здравоохранения Российской Федерации является ключевым органом исполнительной власти, на который возложена функция координации пилотного проекта в 2015-2021 гг., направленного на модернизацию системы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан.
Министерство здравоохранения Российской Федерации в целях повышения доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных медицинских препаратов для удовлетворения потребностей населения и системы здравоохранения на основе формирования рациональной и сбалансированной с имеющимися ресурсами системы лекарственного обеспечения населения издало приказ от 19 февраля 2016 г. № 121 н «Об утверждении формы соглашения между Министерством здравоохранения Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о реализации пилотного проекта, направленного на модернизацию системы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, внедрение рациональных моделей ценообразования, в том числе, на основе референт-
ных цен на лекарственные препараты для медицинского применения, на территории субъекта Российской Федерации, а также формы отчета о ходе реализации указанного пилотного проекта, порядка и сроков его представления» [28].
Вышеуказанные правовые акты предусматривают конкретные меры, направленные на построение оптимальной системы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан в условиях нестабильной экономической ситуации в стране, а также повышения эффективности расходования бюджетных средств.
Они также закрепляют критерии, которым должны отвечать отдельные территории субъектов Российской Федерации для реализации пилотных проектов. Предусмотрены формы отчетной документации, которые содержат сведения о количестве граждан, участвующих в пилотном проекте; о количестве случаев обращения в медицинские организации; о количестве выписанных рецептов; о наименовании, количестве и стоимости отпущенных лекарственных препаратов; о количестве организаций, участвующих в реализации пилотного проекта; о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, в которые внесены изменения за отчетный период, и другие. Безусловно, вся эта информация будет являться важным продуктом пилотного проекта, направленного на формирование рационального и сбалансированного использования бюджетных средств в условиях оптимизированного финансирования.
Однако, по нашему мнению, при формировании проектной модели, направленной на модернизацию системы лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, упущен такой важный вопрос, как закупка лекарственных средств для государственных и муниципальных нужд.
Как известно, одной из основных задач в сфере публичных закупок, осуществляемых в рамках Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [18] (далее - Закон № 44-ФЗ) или Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [16], является повышение качества закупаемых товаров в условиях оптимиза-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2018
ции финансирования. Следовательно, реализо-вывая мероприятия по закупкам, заказчик должен с максимальной эффективностью закупить тот или иной товар (результаты работ, услуги). Однако на практике нередки случаи, когда цена государственного контракта значительно превышает среднерыночные цены закупаемых товаров, работ или услуг. Президент России в своем Послании Федеральному Собранию от 25 мая 2009 г. отметил необходимость снижения бюджетных расходов за счет исключения практики необоснованного завышения цен, особенно когда подобное происходит в таких чувствительных сферах, как закупки для нужд обороны, закупки лекарств, строительство и реконструкция автомобильных дорог [4].
В Послании Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 г. Президент России дал поручение Генеральной прокуратуре, правоохранительным органам раскрывать информацию о контрактах, подрядах, которые государственные и муниципальные служащие планируют заключать с фирмами своих родственников, друзей и близких лиц, а также незамедлительно реагировать на выявленные факты злоупотреблений [11].
При этом, уделяя внимание социальным вопросам, Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г. подчеркнул, что информационные технологии позволят пресечь завышение цен при закупках медикаментов для больниц и поликлиник [12]. На указанные обстоятельства обращается внимание и в научной литературе. Как отмечает В.М. Корякин, «именно путем завышения цены государственного контракта, заказчик резервирует денежные средства на «откат», который ожидает получить от исполнителя контракта» [9].
По мнению В.Е. Белова, «необоснованное завышение цен, по которым заключаются государственные и муниципальные контракты, приводит к низкой эффективности расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов» [2].
Анализируя все вышесказанное, полагаем, следует говорить о том, что пилотный проект в сфере здравоохранения необходимо запускать параллельно с совершенствованием процесса государственных (муниципальных) закупок лекарственных препаратов. В противном случае
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018
не удастся достичь желаемых результатов. При этом необходимо учитывать, что закупки государством лекарственных препаратов обеспечивают лечение и сохранение в целом ряде случаев жизни пациентов, которые не в состоянии вследствие низкой платежеспособности приобретать дорогостоящие препараты [1, с. 1, 2]. По нашему мнению, первостепенную роль при решении рассматриваемых вопросов должен сыграть долгосрочный государственный (муниципальный) контракт (далее - долгосрочный контракт) на закупку лекарственных препаратов. В связи с этим нами будут рассмотрены некоторые аспекты правового регулирования долгосрочного контракта как базового элемента пилотного проекта в сфере здравоохранения.
По мнению ученых-цивилистов, расширяя практику применения среднесрочных и долгосрочных контрактов на закупку лекарственных препаратов для государственных (муниципальных) нужд с участием непосредственных производителей лекарственных препаратов, законодатель выстраивает будущий фундамент отечественного фармацевтического рынка [3]. Вопросы, связанные с введением в практику заключения долгосрочных контрактов на закупку лекарственных средств, волнуют и государство.
Об этом свидетельствует поручение председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева от 22 сентября 2012 г., в соответствии с которым Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономического развития Российской Федерации, Министерству промышленности и торговли Российской Федерации предписано проработать механизм формирования долгосрочного заказа на поставку инновационных лекарственных средств и медицинских изделий [26].
Следующим немаловажным государственным шагом можно считать принятие распоряжения Правительства Российской Федерации от 27 января 2015 г. № 98-р [20], которым утвержден план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 г
В соответствии с п. 15 данного плана Минэкономразвития России совместно с Минфином России и Минпромторгом России подготовили проект федерального закона «О внесении изме-
нений в Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», который был подписан Президентом Российской Федерации 3 июля 2016 г. [23]
Принятый Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 365-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает возможность применения мер стимулирования детальности в сфере промышленности путем предоставления заказчикам права закупать у производителя как у единственного поставщика товары, производство которых создается или модернизируется и (или) осваивается на территории Российской Федерации на условиях, установленных решением Правительства Российской Федерации [13].
Проведенный анализ нормативного правового акта позволяет сделать вывод о том, что он направлен на создание правого механизма заключения долгосрочных контрактов в рамках специального инвестиционного контракта. Таким образом, долгосрочный контракт в рамках данного правового акта может быть заключен на срок действия специального инвестиционного контракта. А как же быть с теми товарами, в отношении которых не планируется заключать специальные инвестиционные контракты? В этом случае необходимо исходить из того, что отсутствие действующего механизма заключения долгосрочных контрактов на законодательном уровне не способствует и в то же время не запрещает государственным (муниципальным) заказчикам осуществлять мероприятия по заключению долгосрочных контрактов. Развивая внутренний рынок отечественных товаров, Правительство Российской Федерации утверждает основные направления деятельности государства [10], одним из таких направлений является совершенствование механизмов заключения долгосрочных контрактов с условиями локализации производства поставляемых товаров на территории Российской Федерации.
Еще одним примером, свидетельствующим в пользу заключения долгосрочных контрактов в данной сфере, является выступление Заместите-
ля Председателя Правительства О.Ю. Голодец, в котором она заявила о планах по переходу на долгосрочные контракты с фармпроизводителя-ми, которые будут фиксировать цену на закупку лекарственных средств [27].
На фоне активных государственных шагов, направленных на внедрение в практику долгосрочных контрактов на закупку лекарственных препаратов для государственных (муниципальных) нужд, государственные (муниципальные) заказчики не спешат заключать такие контракты.
Возможно, это связано с тем, что при заключении долгосрочного контракта заказчик должен понимать, за счет каких источников финансирования ему придется выполнять обязательства по оплате товара в рамках данного контракта.
Поскольку в п. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации [15] (далее - Бюджетный кодекс) установлено право заказчика оплачивать государственный (муниципальный) контракт на основе предусмотренных лимитов бюджетных обязательств на соответствующий период, у заказчика возникает вероятность риска в случае не предоставления финансирования.
Анализ показывает, что законодательная база контрактной системы не содержит прямого запрета на заключение долгосрочных контрактов для государственных (муниципальных) нужд. В то же время усматриваются нестыковки с п. 3 ст. 72 Бюджетного кодекса, который устанавливает возможность заключения государственных (муниципальных) контрактов на срок свыше трех лет только в определенных случаях. Первый случай -когда Президентом Российской Федерации утверждена поставка в соответствии в государственной программой вооружения. Второй случай - когда сроки выполнения работ, оказания услуг превышают сроки действия лимитов бюджетных обязательств. Однако необходимо отметить, что государственные (муниципальные) контракты, заключаемые от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципальные контракты, заключаемые от имени муниципального образования, предметами которых является выполнение работ, оказание услуг, длительность производственного цикла выполнения, оказание которых превышает срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, могут заключаться в случаях, предусмотренных соответственно нормативными правовыми актами
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2018
Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации муниципального образования в пределах средств и на сроки, которые установлены указанными актами. Кроме того, это может осуществляться также в соответствии с иными решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования, принимаемыми в порядке, определяемом соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В пункте 3 ст. 72 Бюджетного кодекса особо оговаривается, что государственные контракты, предметом которых является поставка товаров на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств, предусматривающие встречные обязательства, не связанные с предметом их исполнения, могут заключаться в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд в пределах средств, предусмотренных на соответствующие цели федеральными и региональными государственными программами в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации либо высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. В качестве примеров нормативных правовых актов, регулирующих отношения по заключению долгосрочных контрактов, можно назвать следующие акты. На федеральном уровне - постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2013 г № 1071 «Об утверждении Правил принятия решений о заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд и концессионных соглашений, концедентом по которым выступает Российская Федерация, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств» [19]. На региональном уровне - постановление Правительства Ленинградской области от 20 апреля 2015 г № 115 «Об утверждении Правил принятия реше-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018
ний о заключении государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд Ленинградской области на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств» [25], постановление Правительства Москвы от 30 декабря 2008 г. № 1267-ПП «Об утверждении Правил принятия решений о заключении долгосрочных государственных контрактов на выполнение работ (оказание услуг) с длительным производственным циклом» [6]. На муниципальном уровне - постановление Администрации городского округа Химки Московской области от 5 ноября 2014 г № 1744 «Об утверждении Правил принятия решений о заключении долгосрочных контрактов на выполнение работ, оказание услуг с длительным производственным циклом, финансируемых за счет средств бюджета городского округа Химки Московской области» [24], постановление Администрации Одинцовского муниципального района Московской области от 25 июня 2014 г. № 1059 «Об утверждении Правил принятия решений о заключении долгосрочных контрактов на выполнение работ, оказание услуг с длительным производственным циклом, финансируемых за счет средств бюджета Одинцовского муниципального района Московской области» [22].
Вышеуказанные правовые акты устанавливают право государственных (муниципальных) заказчиков заключать контракты, срок исполнения которых превышает срок действия утвержденных в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств.
Как известно, право на заключение таких контрактов у государственных (муниципальных) заказчиков возникает с момента принятия решения уполномоченными органами власти (Правительство Российской Федерации, Правительство Москвы, Правительство Ленинградской области и др.), которое выражается в издании распорядительного документа.
Примером может послужить распоряжение Правительства Москвы от 28 декабря 2017 г. № 763-РП «О заключении долгосрочных государственных контрактов на оказание услуг по транспортному обслуживанию населения на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском сообщении» [7]. Данный правовой акт предоставил право государственному заказчику (ГКУ «Организатор пере-
возок») осуществить в 2017-2018 гг. закупку для нужд города Москвы услуг по транспортному обслуживанию населения на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в городском сообщении с заключением долгосрочных контрактов на оказание услуг Предельный срок действия долгосрочного контракта установлен до 2023 г., что предполагает шестилетний срок оказания услуг
Таким образом, ничто не мешает заказчикам заключать долгосрочные контракты ни на федеральном, ни на региональном, ни на муниципальном уровнях. Остается в силе вопрос: почему государственные (муниципальные) заказчики не спешат заключать долгосрочные государственные контракты на закупку лекарственных средств?
Возможно, их пугает отсутствие правоприменительной практики применения долгосрочных контрактов при закупке лекарственных препаратов. Хотя желание представителей фармацевтического бизнеса участвовать в реализации долгосрочных контрактов присутствует [5]. Как отмечалось выше, желание государства осуществлять закупочную деятельность путем заключения долгосрочных контрактов на поставку лекарственных препаратов тоже имеется.
Следовательно, при модернизации системы лекарственного обеспечения в целом необходимо помнить и о вопросах, связанных с закупками лекарственных препаратов для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Предлагается применять в пилотных проектах, направленных на совершенствование системы лекарственного обеспечения, долгосрочные контракты на закупку лекарственных препаратов. Одним из этапов продвижения в этом направлении является формирование механизма заключения долгосрочных контрактов с условиями создания и развития российского производства соответствующей продукции, к которой может относиться и лекарственный препарат. По нашему мнению, применение долгосрочных контрактов на закупку лекарственных препаратов должно способствовать повышению уровня экономической стабильности в процессе развития отечественной фармацевтической промышленности, а также более эффективному использованию бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов.
Список литературы:
[1] Андреева Л.В. Об особенностях закупок лекарственных средств для обеспечения государственных нужд // Аукционный Вестник. 2015. № 239.
[2] Белов В.Е. О возрастании роли государственного регулирования отношений в сфере публичных закупок на современном этапе (правовые аспекты) // Право и бизнес: Сборник статей I ежегодной международной научно-практической конференции, приуроченной к 80-летию со дня рождения профессора В.С. Мартемьянова / М.Ю. Абрамкина, М.Г. Абрамова, А.А. Алпатов и др.; под ред. И.В. Ершовой. М.: Юрист. 2012. - 770 с.
[3] Белов В.Е. Среднесрочные и долгосрочные договоры в сфере обращения лекарственных средств // Актуальные проблемы медицинского права: материалы II Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 17-18 апреля 2015 г.). Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2015. - 168 с.
[4] Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 25 мая 2009 г. «О бюджетной политике в 20102012 годах» // Парламентская газета. 2009. № 28.
[5] В рамках IV Петербургского юридического форума состоялся круглый стол «Фармацевтическая промышленность: долгосрочные государственные контракты - за или против» // URL. http://www.pharmindex.ru/new15821.html (дата обращения 23.06.2014).
[6] Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2009. № 3.
[7] Вестник Мэра и Правительства Москвы. 2018. № 1. Том 2.
[8] Здравоохранение. 2013. № 4 (извлечения).
[9] Корякин В.М. Криминологическая характеристика «отката» как формы проявления кор -рупции в сфере публичных закупок // Публичные закупки: проблемы правоприменения: Материалы Третьей Всероссийской научно-практической конференции (9 июня 2015 г., МГУ имени М.В. Ломоносова). М.: Юстицинформ, 2015. - 250 с.
[10] Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (новая редакция)» (утв. Правительством РФ 14.05.2015) // URL: http://government. ru (дата обращения 15.05.2015).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2018
[11] Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 3 декабря 2015 г. «Послание Президента Российской Федерации» // Парламентская газета. 2015. № 44.
[12] Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г. «Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию» // Парламентская газета. 2016. № 45.
[13] Пояснительная записка к проекту федерального закона № 821579-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // URL: http://sozd.parlament.gov. ru/bill/821579-6 (дата обращения 13.01.2018).
[14] Проект Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста до 2025 года // URL: http://regulation.gov.ru (дата обращения 08.06.2015).
[15] СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
[16] СЗ РФ. 2011. № 30 (ч. 1). Ст. 4571.
[17] СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.
[18] СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.
[19] СЗ РФ. 2013. № 48. Ст. 6274.
[20] СЗ РФ. 2015. № 5. Ст. 866.
[21] СЗ РФ. 2015. № 6. Ст. 1001.
[22] СПС «КонсультантПлюс».
[23] Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 365-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. № 27 (часть II). Ст. 4298.
[24] Химкинские новости. 2014. № 67.
[25] URL. http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 27.04.2015).
[26] URL: http://vademec.ru/magazines/ article1270.html (дата обращения 10.07.2013).
[27] URL: http://www.pharmvestnik.ru/ publs/lenta/v-rossii/oljga-golodets-praviteljstvo-gotovo-perejti-na-dolgosrochnye-kontrakty-s-farmproizvoditeljami.html#.VnhrcPmLTIU (дата обращения 10.11.2015).
[28] URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 31.05.2016).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРВО № 4 • 2018
Spisok literatury:
[1] Andreeva L.V. Ob osobennostyax zakupok lekarstvenny'x sredstv dlya obespecheniya gosudarstvenny'x nuzhd // Aukcionny'j Vestnik. 2015. № 239.
[2] Belov V.E. O vozrastanii roli gosudarstvennogo regulirovaniya otnoshenij v sfere publichny'x zakupok na sovremennom e'tape (pravovy'e aspekty') // Pravo i biznes: Sbornik statej I ezhegodnoj mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, priurochennoj k 80-letiyu so dnya rozhdeniya professora V.S. Martem'yanova / M.Yu. Abramkina, M.G. Abramova, A.A. Alpatov i dr.; pod red. I V. Ershovoj. M.: Yurist. 2012. - 770 s.
[3] Belov V.E. Srednesrochny'e i dolgosrochny'e dogovory' v sfere obrashheniya lekarstvenny'x sredstv // Aktual'ny'e problemy' medicinskogo prava: materialy' II Vserossij skoj nauchno-prakticheskoj konferencii (Moskva, 1718 aprelya 2015 g.). Izdatel'skij centr Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA). 2015. - 168 s.
[4] Byudzhetnoe poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniyu ot 25 maya 2009 g. «O byudzhetnoj politike v 2010-2012 godax» // Parlamentskaya gazeta. 2009. № 28.
[5] V ramkax IV Peterburgskogo yuridicheskogo foruma sostoyalsya krugly'j stol «Farmacevticheskaya promy' shlennost': dolgosrochny'e gosudarstvenny'e kontrakty' -za ili protiv» // URL. http://www.pharmindex.ru/ new15821.html (data obrashheniya 23.06.2014).
[6] Vestnik Me'ra i Pravitel'stva Moskvy'. 2009. № 3.
[7] Vestnik Me'ra i Pravitel'stva Moskvy'. 2018. № 1. Tom 2.
[8] Zdravooxranenie. 2013. № 4 (izvlecheniya).
[9] Koryakin V.M. Kriminologicheskaya xarakteristika «otkata» kak formy' proyavleniya korrupcii v sfere publichny'x zakupok // Publichny'e zakupki: problemy' pravoprimeneniya: Materialy' Tret'ej Vserossij skoj nauchno-prakticheskoj konferencii (9 iyunya 2015 g., MGU imeni M.V. Lomonosova). M.: Yusticinform, 2015. - 250 s.
[10] Osnovny'e napravleniya deyatel'nosti Pravitel'stva Rossijskoj Federacii na period do 2018 goda (novaya redakciya)» (utv. Pravitel'stvom RF 14.05.2015) // URL: http://government.ru (data obrashheniya 15.05.2015).
[11] Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federal'nomu Sobraniyu ot 3 dekabrya 2015 g.
«Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii» // Parlamentskaya gazeta. 2015. № 44.
[12] Poslanie Prezidenta RF Federal nomu Sobraniyu ot 1 dekabrya 2016 g. «Poslanie Prezidenta Rossijskoj Federacii Federalnomu Sobraniyu» // Parlamentskaya gazeta. 2016. № 45.
[13] PoyasniteFnaya zapiska k proektu federalnogo zakona № 821579-6 «O vnesenii izmenenij v Federalny'j zakon «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvenny'x i municipaFny'x nuzhd» // URL: http://sozd.parlament.gov.ru/ bill/821579-6 (data obrashheniya 13.01.2018).
[14] Proekt Strategii dejstvij v interesax grazhdan pozhilogo vozrasta do 2025 goda // URL: http://regulation.gov.ru (data obrashheniya 08.06.2015).
[15] SZ RF. 1998. № 31. St. 3823.
[16] SZ RF. 2011. № 30 (ch. 1). St. 4571.
[17] SZ RF. 2011. № 48. St. 6724.
[18] SZ RF. 2013. № 14. St. 1652.
[19] SZ RF. 2013. № 48. St. 6274.
[20] SZ RF. 2015. № 5. St. 866.
[21] SZ RF. 2015. № 6. St. 1001.
[22] SPS «KonsuTtantPlyus».
[23] FederaFny'j zakon ot 3 iyulya 2016 g. № 365-FZ «O vnesenii izmenenij v Federalny'j zakon «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvenny'x i municipaFny'x nuzhd» i otdeFny' e zakonodateFny' e akty Rossijskoj Federacii» // SZ RF. 2016. № 27 (chast II). St. 4298.
[24] Ximkinskie novosti. 2014. № 67.
[25] URL. http://www.pravo.gov.ru (data obrashheniya 27.04.2015).
[26] URL: http://vademec.ru/magazines/ article1270.html (data obrashheniya 10.07.2013).
[27] URL: http://www.pharmvestnik.ru/ publs/lenta/v-rossii/oljga-golodets-praviteljstvo-gotovo-perejti-na-dolgosrochnye-kontrakty-s-farmproizvoditelj ami .html#. VnhrcPmLTIU (data obrashheniya 10.11.2015).
[28] URL: http://www.pravo.gov.ru (data obrashheniya 31.05.2016).
Объединенная электронная редакция
ЮРКОМПАНИ
www.publish.law-books.ru
Научно-издательская группа «ЮРКОМПАНИ»
осуществляет оперативную полиграфию и издание рукописей (монографий, учебников, учебных пособий, учебно-методических изданий и др.). Редакционно-издательский цикл включает несколько стадий: Sрецензирование рукописи; ■Sредактирование рукописи; Sпервая корректура рукописи;
у/ форматирование и подготовка рукописи к верстке; Jверстка рукописи;
S вторая корректура рукописи и снятие вопросов,
возникших в процессе верстки текста, Sсогласование с автором сверстанного текста руко
писи в формате pdf (по желанию автора), S согласование с автором макета обложки рукописи
(по желанию автора), у/печать согласованного с автором тиража книги.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2018