--ГОСУДАРСТВЕННОЕ -
И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
УДК 336.71
В.В. Лукьянова, В.А. Зимин*
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КОНТРАКТ КАК ИНСТРУМЕНТ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ПРОМЫШЛЕННОСТЬ РОССИИ
В статье даны общие положения о специальном инвестиционном контракте, рассмотрена процедура его заключения, показано его значение для развития отраслей промышленности России.
Ключевые слова: контракт, инвестиции, закупки, промышленность, льготы, законы.
Промышленная политика является частью экономической политики государства. Современный этап ее развития, который и принято называть новым, многие экономисты ассоциируют с принятием Федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31 декабря 2014 г. № 488-ФЗ (далее — Закон 488-ФЗ). В Законе 488-ФЗ под «промышленной политикой понимается комплекс правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на развитие промышленного потенциала Российской Федерации, обеспечение производства конкурентоспособной промышленной продукции» [2].
Одним из экономических инструментов, способствующих развитию производства, повышению конкурентоспособности продукции, является увеличение совокупного спроса через конкурентные способы отбора поставщиков. Кроме того, сложная геополитическая обстановка в мире и негативное политическое и экономическое отношение к России со стороны многих развитых стран обусловило в новой промышленной политике проведение стратегии импортозамещения [9, с. 6].
Последние два года одним из важнейших направлений промышленной политики в Российской Федерации является (и, по всей видимости, в среднесрочной перспективе будет являться) реализация стратегии импортозамещения в ряде ключевых для страны отраслей промышленности.
Основополагающими документами стратегического планирования в области импортозамещения можно считать утвержденные Минпромторгом России отраслевые планы мероприятий по импортозамещению в 19 гражданских отраслях промышленности. В значительной мере эти планы базируются на разработанном ранее и прошедшем широкое обсуждение с представителями промышленного сектора Перечне приоритетных и критических видов продукции, услуг и программного обеспечения с точки зрения импортозамещения и национальной безопасности.
Безусловным преимуществом утвержденных отраслевых планов мероприятий по импортозамещению можно считать их обоснованность и предметность — планы составлены на основе внушительной аналитической базы, по результатам широкого обсуждения с представителями промышленного сектора, содержат конкретные ожидаемые результаты в виде конкретных продуктов (продуктовых групп) и (или) технологий. К недостаткам подготовленных документов можно отнести отсутствие в них указаний на механизмы отбора конкретных исполнителей мероприятий и конкретные механизмы государственной поддержки.
Последнее представляется особенно актуальным в свете того, что, по оценкам самого Минпромторга России, значительная часть мероприятий по импортозамещению не может быть реализована на существующей научно-технологической базе и предполагает проведение исследований и разработок. Интерес вызывает вопрос о том, могут ли механизмы контрактной системы внести вклад в реализацию политики импортозамещения.
Как известно, двумя основными и взаимодополняющими группами мер по реализации политики импортозамещения являются, с одной стороны, меры по развитию внутреннего производства, с другой — меры по ограничению импорта.
* © Лукьянова В.В., Зимин В.А., 2018
Лукьянова Валентина Васильевна ([email protected]), кафедра государственного и муниципального управления, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.
Зимин Вячеслав Александрович (па1аИ.26. [email protected]), кафедра государственного и муниципального управления, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.
В Российской Федерации, как и в большинстве других стран с высоким и средним подушевым доходом, государственный сектор является значимым потребителем товаров, работ и услуг, что дает государству дополнительные рычаги регулирования и стимулирования развития отраслей промышленности как в части введения ограничительных мер, так и в части стимулирования развития внутреннего производства.
В России можно выделить три основных сегмента общественных закупок.
Первый — это государственные и муниципальные закупки гражданской направленности. Заказчиками в этом сегменте выступают государственные и муниципальные органы, государственные и муниципальные казенные и бюджетные учреждения, государственные фонды, государственная корпорация «Росатом», государственная корпорация «Роскосмос».
Таким образом, мощным источником инвестиций в экономику, институтом, способствующим росту совокупного спроса на продукцию, в том числе и на инновационную, являются государственные закупки (табл. 1).
Таблица 1
Объем рынка государственных закупок 2014—2017 гг. [14]
2014 2015 2016 2017
Сумма заключенных контрактов (млн руб.) 5 488 994 5 477 670,8 5 403 272 6 312 431,1
Как показывают данные, представленные в таблице 1, объем инвестиций в экономику через заключение государственных и муниципальных контрактов не только не снижается, а растет.
Таким образом, государство, являясь крупным заказчиком, через государственные закупки играет важную роль в формировании новой промышленной политики
Второй сегмент — это государственный оборонный заказ. Заказчиками в этом сегменте выступают федеральные органы исполнительной власти, государственная корпорация «Росатом» и государственная корпорация «Роскосмос» (в части товаров, работ, услуг для обеспечения обороны, безопасности, военно-технического сотрудничества).
Третий сегмент — это регулируемые закупки отдельных видов юридических лиц. Заказчиками в этом сегменте выступают государственные корпорации и компании, субъекты естественных монополий, государственные и муниципальные унитарные предприятия, автономные учреждения, хозяйственные общества с более чем 50 %-ным участием в их капитале Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Следовательно, с точки зрения масштабов общественные закупки — это мощный финансовый рычаг в руках государства, который может и должен быть задействован в реализации политики импортозаме-щения. При этом, как показывает опыт многих стран, функционал современной контрактной системы не ограничивается лишь контрактами на разработку и поставку товаров (работ, услуг), а включает и другие виды контрактов, в том числе основанных на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП), ориентированных на развитие национальной промышленности и повышение ее технологического уровня, привлечение инвестиций в промышленный сектор.
Экономическая сущность механизма государственных закупок выражается аккумулированием средств и их перераспределением для того, чтобы обеспечить полномочия государственной власти и удовлетворение потребностей общества. В данном случае налоги и сборы, поступающие от деятельности хозяйственных субъектов, формирующие в том числе и фонд финансирования государственных закупок, возвращаются хозяйствующим субъектам (населению) в виде платы за исполнение государственного заказа на те или иные товары (работы, услуги) [10, с. 1014].
Вместе с тем население получает те социальные (материальные) блага, которые предоставляет государство в достаточном для потребления количестве.
Таким образом, роль государственных закупок в экономических системах состоит в следующем [11, с. 5]:
— в финансировании потребностей населения в различных товарах и услугах (государство — посредник между потребителем и производителем этих товаров);
— в удовлетворении общественных потребностей и осуществлении государственных функций, не преследующем материальной выгоды;
— в деятельности государства как контрагента частного сектора, надежного рынка сбыта для организаций, которые представляют разнообразные секторы экономики.
Нормативно-правовой основой закупок выступают Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ. Система нормативных правовых актов о закупках публично-правовых образований является многоуровневой. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» является основным специальным законодательным актом, регулирующим отношения в сфере закупок, нормы иных законов должны ему соответствовать (ч. 1 ст. 2) [3].
Помимо федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на нормативное правовое регулирование, которым является Минэкономразвития России, иные федеральные органы исполнительной власти также наделены правом нормативного правового регулирования. Так, они разрабатывают и утверждают типовые контракты, типовые условия контрактов в определенной сфере деятельности (ч. 11 ст. 34).
Важным достижением Закона 44-ФЗ следует считать включение в него принципов контрактной системы открытости; прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок; обеспечения конкуренции; профессионализма заказчиков; стимулирования инноваций; единства контрактной системы в сфере закупок; ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6). Содержание каждого из принципов раскрывается в ст. 7—12 Закона № 44-ФЗ. Сформулированные в названном Законе принципы в целом соответствуют принципам Типового закона ЮНСИТРАЛ о публичных закупках 2011 г., отражающего многолетний опыт закупочной деятельности многих государств.
По сравнению с ранее действовавшими правилами в Законе № 44-ФЗ расширены круг объектов закупок и, соответственно, предметов заключаемых государственных и муниципальных контрактов, которые, помимо поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, дополнены приобретением недвижимости и арендой имущества (п. 3 ч. 1 ст. 1). При этом достаточно отчетливо проявляется тенденция к усложнению объектов закупки, предметов заключаемых контрактов (контракт «жизненного цикла» (ч. 16 ст. 34), закупка инновационной, высокотехнологичной продукции и др.), заключению долгосрочных контрактов.
Государственный контракт определяется Законом № 44-ФЗ как договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, государственным заказчиком для обеспечения государственных нужд (п. 8 ст. 3). В п. 3 ст. 1 Закона № 44-ФЗ заключаемый контракт от имени публично-правового образования именуется гражданско-правовым договором, что позволяет подтвердить высказываемое ранее в литературе мнение о гражданско-правовой природе государственного контракта.
Основными новеллами Закона № 44-ФЗ является распространение его действия на стадию планирования заказчиком закупок, установление обязанностей заказчиков составлять планы закупок и планы-графики. Требования к их содержанию определены ст. 17 и 21 соответственно.
Все существенные вопросы, связанные с подготовкой и проведением закупок, отражаются в Единой информационной системе. Она содержит информацию о планах закупок, планах-графиках, информацию об их реализации, реестры контрактов, каталоги товаров, работ и услуг, нормативно-правовые акты и др. (ст. 4). Введение ее в действие позволяет обеспечить реализацию принципа единства контрактной системы.
С 1 сентября 2016 г. Закон 44-ФЗ дополнен нормами, предусматривающими специальные меры стимулирования для лиц, создающих, модернизирующих и (или) осваивающих новое производство на территории РФ. В частности, ч. 1 ст. 93 Закона 44-ФЗ дополнена двумя новыми основаниями закупки товаров у единственного поставщика:
— осуществление закупки товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом (далее — СПИК);
— осуществление закупки товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с государственным контрактом, заключенным согласно ст. 111.4 Закона 44-ФЗ.
Интересно отметить, что в Законе 44-ФЗ появилась целая глава об особенностях закупок в десяти разных сферах, в том числе отдельно оговариваются закупка энергоресурсов и связи, гособоронзаказ, заказ проектно-изыскательских работ и архитектурных объектов, банковские услуги и так далее. Некоторые вопросы контрактных отношений вообще не стали включать в законодательство о контрактной системе.
Так, специальный инвестиционный контракт поместили в Закон «О промышленной политике».
Правовые отношения в инвестиционной сфере появляются в результате обоюдного желания сотрудничества между собственником и инвестором. Такие отношения регулируют соответствующие документы.
Инвестиционный контракт — это правовой документ, регулирующий начало инвестиционных отношений, условия их осуществления, порядок их изменения и прекращения.
Все инвестиционные контракты составляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также в соответствии Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».
В случае когда собственник бизнеса провел успешные переговоры с инвестором, договорился обо всех условиях осуществления совместной инвестиционной деятельности и обеим сторонам необходимо закрепить их договоренности юридически, тогда и составляется инвестиционный контракт [5].
Согласно российскому законодательству, совместной инвестиционной деятельностью признается деятельность, в результате которой происходит количественное изменение таких показателей, как основные средства предприятия, ее нематериальные активы и долгосрочные финансовые вложения.
Исходя из этого, следует вывод, что в результате заключения инвестиционного контракта происходит изменение внеоборотных средств организации. Именно поэтому данное понятие относится больше к экономической среде, нежели к гражданско-правовой.
Известно, что любой договор должен содержать стороны и условия их отношений. Так, при заключении таких договоров, как правило, участвуют две стороны, а именно — инвестор и собственник бизнеса (заказчик).
Наиболее важным моментом здесь выступает тот факт, что роль и обязанности сторон должны быть описаны как можно подробнее и конкретнее. Это предотвратит возможные споры и снизит риски проекта. По условиям контракта инвестор передает денежные средства в распоряжение заказчика. Факт передачи должен быть зафиксирован документально и по действующему законодательству. Заказчик принимает средства и обязуется использовать их лишь по тем направлениям и в том размере, которые прописаны в инвестиционном контракте. Заказчик несет за это полную ответственность.
Процесс реализации проекта и результаты, в которых заинтересованы обе стороны, должны быть также максимально подробно прописаны. Для удобства часто эта часть прописывается поэтапно.
Выделим основные направления заключения инвестиционных контрактов:
— покупка либо продажа основных средств;
— покупка либо продажа нематериальных активов;
— контракты, связанные со строительством, ремонтом либо модернизацией недвижимости производственного назначения;
— учредительные договоры (только в случае инвестиций основных средств) [12, с. 332—335].
Необходимо разделять инвестиционные и текущие отношения для каждой из сторон. Так, например, в случае если заказчик (инвестор) заключил контракт с застройщиком, то для него контракт будет носить инвестиционный характер, а для застройщика — текущий, другими словами, он будет выполнять обычный для него вид деятельности.
В настоящее время имеет место новая инициатива, новый инструмент, введенный Правительством Российской Федерации для стимулирования развития, создания и модернизации промышленного производства на территории нашей страны. Речь идет оспециальном инвестиционном контракте.
В рамках поддержки российских производителей начиная с 1 января 2015 г. установлен запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения / легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, к участию в закупках для государственных и муниципальных нужд [7; 8].
В зависимости от ситуации для получения возможности участвовать в госзакупках необходимо было:
— либо подтверждение Минпромторга о производстве промышленной продукции на территории РФ (акт экспертизы);
— либо подтверждение Минпромторга об отнесении промышленной продукции к промышленной продукции, не имеющей аналогов, произведенных в РФ / подтверждение отсутствия производства такой продукции на территории РФ;
— либо подтверждение государства — члена ЕЭС как страны происхождения товара (сертификат о происхождении). Одним из способов получения подтверждения Минпромторга о производстве промышленной продукции на территории РФ было заключение СПИКа на создание/модернизацию/освоение производства такой продукции в РФ.
СПИК как инструмент поддержки развития промышленности в РФ предусмотрен Законом № 488-ФЗ, правила заключения определены Постановлением Правительства № 708 от 16 июля 2015 г.
СПИК — это соглашение между инвестором и Российской Федерацией (или ее субъектом), в котором фиксируются:
— обязательства инвестора создать/модернизировать производство промышленной продукции / внедрить наилучшие доступные технологии в предусмотренный срок;
— обязательства РФ или ее субъекта гарантировать стабильность налоговых и регуляторных условий и предоставить меры стимулирования и поддержки.
Срок действия СПИКа равен сроку выхода проекта на операционную прибыль плюс 5 лет, но не более 10 лет. Минимальный объем инвестиций для заключения СПИКа с РФ — 750 млн руб. Для получения ряда льгот и мер стимулирования минимальный объем инвестиций может быть выше [6].
Интересно отметить, что только за год действия новых правил было подано более 10 заявок на заключение СПИКа, но контракты не заключались вплоть до последнего ПМЭФ-2016. В июне-июле 2016 г. были подписаны первые СПИКи (например, CLAAS, «Мазда Соллерс»). В это же время были приняты новые правила, делающие СПИК более привлекательным инструментом [13].
В частности:
— начиная с 1 июля 2016 г. в рамках госзакупки для допуска продукции машиностроения иностранного производителя достаточно предоставить копию подписанного СПИКа;
— начиная с 1 сентября 2016 г. госзаказчик сможет приобрести товары, произведенные на базе СПИКа, не проводя конкурентную процедуру закупки при условии, что поставщик будет включен в реестр единственных поставщиков;
— внесены изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие льготы для налогоплательщиков — участников СПИКов [1].
Заключение данного контракта должно подстегнуть рост промышленного производства в стране путем предоставления инвесторам всевозможных льгот, преференций, гарантий на надежное и стабильное ведение бизнеса при условии выполнения с их стороны заранее оговоренных обязательств.
Основные преимущества СПИКа:
— для допуска к госзакупкам товаров машиностроения достаточно приложить заверенную руководителем организации-инвестора копию контракта (т. е. фактические вложение средств / выполнение условий контракта и т. п. не проверяются). В остальных случаях наличие СПИКа упрощает получение подтверждения Минпромторга о производстве товаров на территории РФ;
— начиная с 1 сентября 2016 г. заказчик по Закону № 44-ФЗ сможет приобрести товары, произведенные на базе СПИКа, не проводя конкурентную процедуру закупки, при условии включения поставщика в реестр единственных поставщиков;
— возможность предусмотреть в СПИКе полный перечень предоставляемых российским законодательством льгот и видов поддержки (субсидии на финансирование создания промышленной инфраструктуры, гранты и займы фонда развития промышленности, региональные льготы);
— потенциальные льготы по налогу на прибыль (снижение до 0 % федеральной части ставки налога на прибыль и др.);
— заключение контракта позволяет получить гарантию стабильности регуляторных условий (аналогичную гарантию можно получить в рамках государственно-частного партнерства, что является более сложным процессом) на срок действия контракта;
— срок действия СПИКа больше срока действия подтверждения Минпромторга (10 лет против 3 лет);
— допуск к госзакупкам в рамках Закона № 44-ФЗ и приоритет по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, применительно к закупкам в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» [4].
Далее охарактеризуем, какие преимущества несет заключение специальных инвестиционных контрактов для государства и для инвестора.
Преимущества государства:
— общий рост промышленного производства / сопутствующей промышленной инфраструктуры;
— развитие и модернизация стратегических отраслей промышленности;
— создание инновационных производств / производство высокотехнологичных товаров;
— локализация промышленного производства на территории страны;
— внедрение и освоение новых технологий.
Преференции и льготы получают инвесторы.
Для того чтобы инвестор мог заключить специальный инвестиционный контракт с государством или его региональным субъектом, ему необходимо иметь:
— описание результатов и выгод, которые способен дать предлагаемый к реализации инвестиционный проект;
— обязательства, которые инвестор может на себя взять;
— льготы, которые инвестор желает получить из числа установленных законодательством;
— документарное подтверждение соответствия предлагаемого инвестиционного проекта тем критериям, которые установлены в федеральном законе и постановлении Правительства РФ.
Сейчас по стране заключено 18 СПИКов: девять — на федеральном уровне и девять — на региональном, и предназначены они для стимулирования локализации производства, которое интересно РФ, регионам, муниципалитетам, для развития технологий, увеличения поступлений в бюджет.
Так, среди заключенных СПИКов можно назвать следующие:
— Концерн «ДМГ МОРИ АГ»: Ульяновская область. Строительство Ульяновского станкостроительного завода;
— АО «ГМСЛивгидромаш»: Орловская область. Локализация производства насосов для нефтепереработки;
— ООО «Томские технологии машиностроения»: Томская область. Освоение серийного выпуска отечественных антипомпажных и регулирующих клапанов, электроприводов и электроприборов;
— ООО «ЕвроХим-УКК»: Пермский край. Создание промышленного производства: Усольский калийный комбинат;
— АО «Мерседес-Бенц РУС»: Московская область. Создание и освоение промышленного производства колесных транспортных средств;
— АО «Транснефть — Сибирь»: Тюменская область. Создание производства оборудования для эксплуатации объектов магистральных нефтепроводов;
ООО «АстраЗенекаИндастриз»: Калужская область. Модернизация и освоение производства лекарственных препаратов, не имеющих аналогов, произведенных в РФ и др.
Таким образом, СПИК — это и инструмент привлечения инвестиций в промышленность России, и направление государственного управления инвестициями. Через СПИК государство управляет вне-
шними и внутренними инвестициями; способствует экономическому росту экономики страны. Механизм специального инвестиционного контракта — одна из значимых «новелл» государственной поддержки, предусмотренной Федеральным законом «О промышленной политике в Российской Федерации», рассматривается Правительством РФ как ключевой механизм привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику. Экономический эффект от СПИКа заключается в создании добавочного продукта, новых рабочих мест на территории страны, налоговых поступлений в бюджет от новых инвесторов.
Такой механизм дает возможности как иностранным, так и российским инвесторам локализировать свои производства, закрепляя за ними обязательства по повышению технологического уровня в стране, взамен на предоставление долгосрочных гарантий и преференций на федеральном и региональном уровнях.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 23.05.2016 № 144-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // Российская газета. 2016. 25 мая.
2. Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О промышленной политике в Российской Федерации» // Российская газета. 2015. 21 янв.
3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. 2013. 12 апр.
4. Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Российская газета. 2011. 22 июля.
5. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ (ред. от 26.07.2017) «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // Российская газета. 1999. 4 марта.
6. Постановление Правительства РФ от 16.07.2015 № 708 (ред. от 27.12.2016) «О специальных инвестиционных контрактах для отдельных отраслей промышленности» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 30. Ст. 4587.
7. Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 № 791 (ред. от 26.10.2017) «Об установлении запрета на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров в целях осуществления закупок для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 34. Ст. 4660.
8. Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 (ред. от 21.12.2017) «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 29. Ст. 4157.
9. Белокрылова О.С. Институциональная модернизация стратегии экономического развития в условиях принуждения к импортозамещению // Вопросы регулирования. 2014. Т. 5. № 3. С. 6—13.
10. Гладилина И.П. Управленческая компетентность в структуре профессионализма заказчика // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. С. 1013—1016.
11. Гуцелюк Е.Ф. Влияние контрактной системы закупок на развитие отечественного товаропроизводителя // Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. 2016. Т. 1. № 1. С. 4—8.
12. Лукьянова В.В., Зимин В.А., Лисянский А.Б. Управление государственными и муниципальными закупками: учебно-методическое пособие. Самара: ООО «Научно-технический центр», 2016. 440 с.
13. Информационный бюллетень. Специальные инвестиционные контракты [Электронный ресурс]. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-Legal-Alert-14-July-2016-Rus/SFILE/EY-Legal-Alert-14-July-2016-Rus.pdf (дата обращения: 12.05.2018).
14. Информация по закупкам [Электронный ресурс]. URL: www.zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html. (дата обращения: 12.05.2018).
References
1. Federal'nyi zakon ot 23.05.2016 N 144-FZ «О vnesenii izmenenii v chasti pervuiu i vtoruiu Nalogovogo kodeksa Rossiiskoi Federatsii» [Federal Law dated May 23, 2016 No. 144-FZ "On Amendments to Part One and Two of the Tax Code of the Russian Federation"]. Rossiiskaia gazeta, 25.05.2016 [in Russian].
2. Federal'nyi zakon ot 31.12.2014 N 488-FZ (red. ot 31.12.2017) «Оpromyshlennoipolitike vRossiiskoi Federatsii» [Federal Law dated December 31, 2014 № 488-FZ (last updated on December 31, 2017) "On Industrial Policy in the Russian Federation"]. Rossiiskaia gazeta, 12.01.2015 [in Russian].
3. Federal'nyi zakon ot 05.04.2013 N 44-FZ (red. ot 31.12.2017) «О kontraktnoi sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlia obespecheniia gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd» [Federal Law dated 05.04.2013 № 44-FZ (last updated on 31.12.2017) "On the contractual system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs"]. Rossiiskaia gazeta, 12.04.2013 [in Russian].
4. Federal'nyi zakon ot 18.07.2011 N 223-FZ (red. ot 31.12.2017) «О zakupkakh tovarov, rabot, uslug otdel'nymi vidami iuridicheskikh lits» [Federal Law dated July 18, 2011 No. 223-FZ (last updated on December 31, 2017) "On the procurement of goods, works, services by certain types of legal entities"]. Rossiiskaia gazeta, 22.07.2011 [in Russian].
5. Federal'nyi zakon ot 25.02.1999 N 39-FZ (red. ot 26.07.2017) «Ob investitsionnoi deiatel'nosti v Rossiiskoi Federatsii, osushchestvliaemoi v forme kapital'nykh vlozhenii» [Federal Law dated 25.02.1999 № 39-FZ (last updated on 27.07.2017) "On investment activities in the Russian Federation, carried out in the form of capital investments"]. Rossiiskaia gazeta, 04.03.1999 [in Russian].
6. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 16.07.2015 N 708 (red. ot 27.12.2016) «O spetsial'nykh investitsionnykh kontraktakh dlia otdel'nykh otrasleipromyshlennosti» [Resolution of the Government of the Russian Federation dated July 16, 2015 № 708 (last updated on December 27, 2016) "On special investment contracts for individual industries"]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected Legislation of the Russian Federation], 27.07.2015, no. 30, Article 4587 [in Russian].
7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 11.08.2014 N 791 (red. ot 26.10.2017) «Ob ustanovlenii zapreta na dopusk tovarov legkoi promyshlennosti, proiskhodiashchikh iz inostrannykh gosudarstv, i (ili) uslug po prokatu takikh tovarov v tseliakh osushchestvleniia zakupok dlia obespecheniia federal'nykh nuzhd, nuzhd sub»ektov Rossiiskoi Federatsii i munitsipal'nykh nuzhd» [Decree of the Government of the Russian Federation dated 11.08.2014 No. 791 (last updated on 26.10.2017) "On imposing a ban on the admission of light industry goods originating from foreign countries and (or) rental services for such goods for the purpose of procurement to meet federal needs, needs of the constituent entities of the Russian Federation and municipal needs"]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected Legislation of the Russian Federation], 25.08.2014, no. 34, Article 4660 [in Russian].
8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14.07.2014 N 656 (red. ot 21.12.2017) «Ob ustanovlenii zapreta na dopusk otdel'nykh vidov tovarov mashinostroeniia, proiskhodiashchikh iz inostrannykh gosudarstv, dlia tselei osushchestvleniia zakupok dlia obespecheniia gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd» [Decree of the Government of the Russian Federation dated July 14, 2014 No. 656 (last updated on December 21, 2017) "On imposing a ban on the admission of certain types of engineering products originating from foreign countries for the purpose of procurement to meet state and municipal needs"]. Sobranie zakonodatel'stva RF [Collected Legislation of the Russian Federation], 21.07.2014, no. 29, Article 4157 [in Russian].
9. Belokrylova O.S. Institutsional'naia modernizatsiia strategii ekonomicheskogo razvitiia v usloviiakh prinuzhdeniia k importozameshcheniiu [Institutional modernization of the strategy of economic development under conditions of coercion to import substitution]. Voprosy regulirovaniia [Journal of Economic Regulation], 2014, Vol. 5, no. 3, pp. 6—13 [in Russian].
10. Gladilina I.P. Upravlencheskaia kompetentnost' v strukture professionalizma zakazchika [Managerial competence in the structure of the customer's professionalism]. Fundamental'nye issledovaniia [Fundamental Research], 2015, no. 2, pp. 1013—1016 [in Russian].
11. Gutselyuk E.F. Vliianie kontraktnoi sistemy zakupok na razvitie otechestvennogo tovaroproizvoditelia [Impact of the contractual procurement system on the development of domestic producers]. Intellektual'nye resursy — regional'nomu razvitiiu [Intellectual Resources — to the Regional Development], 2016, Vol. 1, no. 1, pp. 4—8 [in Russian].
12. Lukyanova V.V., Zimin V.A., Lisyansky A.B. Upravleniegosudarstvennymiimunitsipal'nymizakupkami: uchebno-metodicheskoe posobie [Management of state and municipal procurement: teaching aid]. Samara: OOO «Nauchno-tekhnicheskii tsentr», 2016, 440 p. [in Russian].
13. Informatsionnyi biulleten'. Spetsial'nye investitsionnye kontrakty [Elektronnyi resurs] [News bulletin. Special investment contracts [Electronic resource]]. Available at: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/EY-Legal-Alert-14-July-2016-Rus/$FILE/EY-Legal-Alert-14-July-2016-Rus.pdf. (accessed 12.09.2018) [in Russian].
14. Informatsiia po zakupkam. [Elektronnyi resurs] [Information on purchase [Electronic resource]]. Available at: www.zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html. (accessed 12.09.2018) [in Russian].
V.V. Lukyanova, V.A. Zimin*
SPECIAL INVESTMENT CONTRACT AS AN INSTRUMENT OF ATTRACTION OF INVESTMENTS INTO THE INDUSTRY OF RUSSIA
In the article general provisions on the special investment contract are given, procedure of the conclusion of SPIC is considered, its values for the development of industries of Russia are shown.
Key words: contract, investments, purchases, industry, privileges, laws.
Статья поступила в редакцию S|VII|2018. The article received 5|VII|2018.
* Lukyanova Valentina Vasilyevna ([email protected]), Department of State and Municipal Management, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, 443086, Russian Federation.
Zimin Vyacheslav Aleksandrovich ([email protected]), Department of State and Municipal Management, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, 443086, Russian Federation.