■I'JMtlTililildMtl . и . -......
« »
■ «nil ■
■ и i ill a
■ Mini I
«да8:
СТАРТ ПРОДАЖ Д0М№6
т-wmm шиш шшмш
П0СМ0ТРЕ1
Проектная декларац Застройщик С
Информационное агентство INNOV.RU | Вторник, 28 марта 2017 г 14:37
INNOV
РОССИЙСКИЙ БИЗНЕС ON-LINE
Иннов: электронный научный журнал
Главная страница журнала
Экономические науки
Технические науки О журнале Редакция Общая лента Выпуски
Опубликовать статью. Авторам
Яндекс.Директ
Заработать на бирже может каждый!
Проверьте свои силы без вложений! Откройте демо-счетс с бонусом до 100000р.
Бесплатное обучение Брокерский счет +18,25%
Тариф брокера 0,0177% finam.ru Адрес и телефон
Контрактная система в РФ: новые возможности для российскш Contract system in the Russian Federation: new opportunities for Russian busin<
УДК 339.524
28.10.1512:20
О 139
Выходные сведения: Сироткина Н.Г., Павловская С.В. Контрактная система в РФ: новые
возможности для российского бизнеса//Иннов: электронный научный журнал, 2015. №4 (25). URL:
http://www.innov.ru/science/economy/kontraktnaya-sistema-v-rf-novye-voz/ Авторы:
Сироткина Н.Г., к.э.н., доцент кафедры государственного и муниципального управления Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Нижний Новгород. Российская Федерация. (603014, Нижний Новгород, Сормовское шоссе, 30) e-mail: [email protected]
Павловская С.В., к.и.н., доцент, зав. кафедрой государственного и муниципального управления. Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики". Нижний Новгород. Российская Федерация. (603014, Нижний Новгород, Сормовское шоссе, 30) e-mail: [email protected]
Authors:
Sirotkina N.G., Candidate of Economics, Associated Professor; Public Administration Department;
Faculty of Management;National Research University Higher School of Economics (603014 Russian Federation, Nizhny Novgorod, 30, Sormovskoe highwa), e-mail: [email protected]
Pavlovskaya S.V., Candidate of Historical Sciences, Associated Professor, Head of the Public Administration Department; Faculty of Management;National Research University Higher School of Economics (603014 Russian Federation, Nizhny Novgorod, 30, Sormovskoe highway), e-mail: [email protected]
Ключевые слова: Контрактная система, государственные и муниципальные закупки, преференции, малый бизнес, импортозамещение, коррупция
Keyword: ^ntract system, public procurement, preferences, small business, import substitution, сorruption
Аннотация: В статье решается задача систематизации возможностей и рисков, связанных с коммерческо бизнеса на рынке государственного и муниципального заказа.
Выявлено, что рынок государственного и муниципального заказа является одним из наиболее емких и перспек российского бизнеса, а реформирование контрактной системы способствует повышению привлекательностг
государственных и муниципальныхзакупок.
Особое внимание уделено реализации антикризисных мер и политики импортозамещения применительно к ис Результаты анализа могут быть использованы коммерческими организациями для разработки стратегии вы государственного и муниципального заказа в условиях экономической нестабильности.
Annotation: In article the problem of systematization of the opportunities and risks connected with commercial activi public procurement market is solved.
It is revealed that the public procurement market is one of the most capacious and perspective for the Russian business, contract system promotes increase of appeal of the sphere of the government and municipal procurements.
The special attention is paid to realization of anti-recessionary measures and policy of import substitution. Results of th by the commercial organizations for development of strategy of entry into the market of the public procurement in the c instability.
Последнее десятилетие в России происходит интенсивное
реформирование системы
государственного и муниципального заказа. На современном этапе осуществляется поэтапное внедрение контрактной системы в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ). В Законе № 44-ФЗ декларируются принцип открытости и прозрачности информации, а также принцип обеспечения конкуренции. Принцип открытости и прозрачности
информации предполагает свободный и безвозмездный доступ к информации о
контрактной системе в сфере закупок. Реализация принципа обеспечения конкуренции направлена на создание участников закупок. Вышеуказанные тенденции в реформировании рынка государственного и муниципального з бизнесу новые коммерческие возможности. При этом постоянные изменения законодательства и "прави коммерческих организаций, работающих на рынках государственного и муниципального заказа, все больше Кроме того, в условиях экономической нестабильности, возрастает конкуренция и риски, связанные с учг процедурах. Сказанное актуализирует задачу систематизации возможностей и рисков, связанных с коммерч> бизнеса в сфере поставок для государственных и муниципальных нужд.
Рынок государственного заказа большинства развитых стран характеризуется значительными объемами и высо1 Доля государственного заказа в валовом внутреннем продукте стран Европейского Союза варьируется в ди процентов, аналогичный показатель в США составляет около 15 процентов. В России общий объем бюджетных на закупку товаров, работ, услуг, составляет 10 процентов валового внутреннего продукта страны. По итогам 201 снизился по сравнению с 2014 годом на 5 процентов [5]. Однако, после преодоления кризисных явлений ожидать его роста объемов государственного заказа. Увеличивая расходы на закупки, государство, кроме государственных нужд, создает дополнительный спрос на товары, работы и услуги, что способствует росту ва продукта. Получив оплату по государственным контрактам, коммерческие организации увеличивают свои рас: итоге способствует увеличению общего спроса и росту ВВП. Как отвечают И.Смотрицкая и С. Черных "госу выступают в качестве стимулирующего фактора для повышения макроэкономических показателей" [7]. I российские власти в дальнейшем будут активно стимулировать внутренний спрос через систему госзаказ сегодняшних тенденций, ключевыми отраслями, формирующими значительную часть государственного заказа, транспортная инфраструктура, здравоохранение и жилищно-коммунальное хозяйство.
Исследование, проведенное Российским союзом промышленников и предпринимателей в конце 2015 года, большинство российских предпринимателей считают одним из главных негативных последствий платежеспособного спроса [6]. В этой связи рынок государственного и муниципального заказа может стать хо| традиционным рынкам сбыта. Кроме отмеченной выше большой емкости, указанный рынок характеризуется значительных усилий и средств на продвижение товаров, работ, услуг.
С вступлением в силу Закона № 44-ФЗ значительно выросла степень открытости информации о государственн нуждах. Высокая степень открытости данных является отличительной особенностью российской системы муниципальных закупок. Сравнительный анализ российского законодательства и законодательства с экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) свидетельствует о том, что по сравнению с практикой закупо является лидером по раскрытию данных в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд прозрачность информации о государственных и муниципальных закупках обеспечиваются путем ее раз информационной системе. Информация и данные, содержащиеся в единой информационной системе, являю и предоставляются безвозмездно. Используя указанную систему, представители бизнеса могут получать инфор| заказах в разрезе способа определения поставщика (электронный аукцион, открытый конкурс, запрос котировс (работы, услуги), субъекта федерации, места поставки (выполнения работ, оказания услуг).
Отличительной чертой современной системы государственных и муниципальных закупок является широ электронных аукционов. Требование о закупке товаров, работ, услуг на электронных аукционах стало государственных и муниципальных заказчиков, начиная с 2011 г., до вступления в силу законодательства о кон соответствии с действующим законодательством электронный аукцион также является самой распространенной и имеет наибольшую долю среди способов осуществления закупки. По данным официального сайта едино системы в сфере закупок, на электронных аукционах размещается более половины бюджетных ср государственным и муниципальным заказчикам на осуществление закупок, за исключением закупок, сведения о государственную тайну. [8] (см.рисунок 1)
Рис 1. Распределение заказа по способам определения поставщика в 2015 г. [8]
Процедуры участия в электронных аукционах для государственных и муниципальных нужд практически н ограничивающих участие бизнеса. Если в зарубежной практике основным препятствием для участия в публичны процедура оценки квалификации претендента на заключение контракта, то законодательство о контрактной с требований к квалификации и опыту работы участников электронных аукционов. Безусловно, принимающие у> аукционах организации должны соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам закупки законодательством РФ (наличие лицензий, допусков саморегулируемых организаций и т.д.), не находиться в п или банкротства. Также, начиная с августа 2015 года, действуют нормы, исключающие возможность участия в муниципальных закупок офшорных фирм.
Процедура электронного аукциона практически исключает сговор между заказчиком и аффилированным с ним что позволяет коммерческим организациям получать государственные и муниципальные заказы в честной к Преимуществом электронного аукциона как способа закупки также является возможность участия в торгах дист электронной торговой площадки. В России в сфере государственного и муниципального заказа функционируе конкурсной основе электронных торговых площадок: ОАО «Единая электронная торговая площадка» (гс^еКо Информационные технологии» (ets-micex.ru), ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестицион межрегиональным связям Республики Татарстан» (zakazrf.ru), ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная Систем; ast.ru), ООО «Индексное агентство РТС» (rts-tender.ru). Получение аккредитации на каждой из указанных плои закупок бесплатно, срок, в течение которого оператор электронной площадки обязан аккредитовать участника эл либо, по объективным причинам, отказать ему, не превышает пяти рабочих дней с даты подачи докум особенностью процедуры электронного аукциона является требование заключения контракта через инте площадки, с использованием электронной подписи заказчика и участника закупки.
Дополнительные возможности для ведения бизнеса на рынке государственного и муниципального заказа обес планированию закупок. Законом № 44-ФЗ предусмотрена обязанность заказчиков публиковать на сайте едино системы планы и планы-графики закупок. Открытость информации об объекте закупки, способе определени начала закупки, размере обеспечения заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта позвол бизнеса планировать коммерческую деятельность и рационально распределять финансовые ресурсы.
Закупки для государственных и муниципальных нужд выполняют целый ряд комплиментарных функций, связа широкого спектра социально-экономических задач, таких, как поддержка субъектов малого предпринима" ориентированных некоммерческих организаций и отечественных производителей. Предоставление преимуще является широко распространенным в мировой практике способом стимулирования предпринимательства бизнеса обеспечивает занятость, развитие конкуренции и повышение налоговых поступлений в бюджеты, что ос кризисные периоды. Действовавшее до 1 января 2014 года законодательство содержало нормы о поддержк предпринимательства, однако с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ возможности участия малого государственного и муниципального заказа существенно расширились. Так, согласно Закону № 44-ФЗ осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некомме (СОНКО) в размере не менее чем 15 процентов совокупного годового объема закупок. При этом начальная ( контракта не должна превышать 20 миллионов рублей. Такие закупки осуществляются путем проведения конкур которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства и СОНКО. Кроме того появился совершенно новый инструмент поддержки малого бизнеса. Заказчик получил право установит осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю) о привлечении к исполнению контр и соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства и СОНКО. Указанная норма дает возможно! некоммерческим организациям получать контракты по правилу "второй руки". В этом вопросе Россия повторяет з также есть практика выбора субподрядчиков из малого бизнеса.
Заметим, что законодательством предусмотрена единая норма для поддержки субъектов малого предпринимат ориентированных некоммерческих организаций. Единая система поддержки указанных категорий участник достаточно специфичной особенностью российского законодательства, но, как показывает практика, она не с проблем ни для малого предпринимательства, ни для некоммерческих организаций.
По данным мониторинга применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной сист товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за 2015 г., проведен экономического развития РФ, наиболее активно субъекты малого предпринимательства и социальн некоммерческие организации проявляют свое участие в электронных аукционах, что подтверждает тезис о привлекательности электронных аукционов для бизнеса [7].
Контрактная система характеризуется единым порядком предоставления преференций при осуществлении заку всех уровней бюджетной системы РФ, что отличает ее от зарубежной практики, где чаще практикуется разделен уровням бюджетной системы. Такой подход является реализацией принципа единства контрактной систем участия в процедурах закупок на федеральном, региональном и местном уровнях делают работу на рынке гос более комфортной для бизнеса, учитывая то, что ни малый бизнес, ни социально ориентированные некоммер как правило, не располагают большим штатом специалистов по продвижению продукции на рынок муниципального заказа.
Начиная с 2014 году в сфере государственных и муниципальных закупок стали широко применяться мер поддержку импортозамещения. В рамках мероприятий по поддержке импортозамещения в 2015 году было : государственных и муниципальных контрактов на общую сумму более 1043 млрд. руб. Реализация политики I сфере государственных и муниципальных закупок осуществляется по трем основным направлениям:
■ Запрет на поставку товаров иностранного происхождения. Одним из нормативных актов, за1 указанных выше товаров, является Постановление Правительство РФ от 14.07.2014 г. N 656 «Об установлен! отдельных товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств для целей осуществления заку государственных и муниципальных нужд». На сегодняшний день введены запреты на закупку 97 видов иностран всех товаров в рамках государственного оборонного заказа.
■ Ограничение допуска товаров иностранного происхождения. Например, Постановление 5.02.2015 г. № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происход! государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» огран поставок некоторых видов медицинских изделий. Механизм ограничения следующий: заказчик отклоняет иностранных товаров, если на процедуру определения поставщика подано не менее двух заявок, удовлетво условиям: заявки содержат предложения о поставке медицинских изделий из России, Армении, Белорус (государства - члены Евразийского экономического союза) и не содержат предложений о поставке медицин производителя. Всего ограничения введены на закупку 47 видов иностранных товаров.
■ Предоставление преференций (особых условий участия в процедурах закупок для ог участников). Так, Приказом Министерства экономического развития РФ от 25 марта 2014 г. N 155 «Об услов происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспече и муниципальных нужд» предоставляются преференции в отношении цены контракта в размере пятнадцати про из государств - членов Евразийского экономического союза, поставляющим широкий спектр товаров, включа компьютеры и коммуникационное оборудование, медицинские инструменты и лекарственные средства.
Участнику закупки, поставляющему отечественную продукцию, для получения преимуществ или более вы условий достаточно декларации о стране происхождения товара либо, в некоторых случаях, предоставлени который можно получить в Торгово-промышленной палате Российской Федерации.
Таким образом, рынок государственного заказа дает возможность бизнесу расширить рынок сбыта в платежеспособного спроса, воспользоваться возможностью участия в конкурентной и прозрачной процедуре эл получить преимущества, связанные преференциями в рамках политики импортозамещения. Нормы з предоставлению квоты субъектам малого предпринимательства позволят даже относительно небольш значительного опыта бизнесу, найти свою нишу на рынке государственного и муниципального заказа. Пр учитывать, что это деятельность требует профессионализма и учета рисков, специфичных именно для этого сегм
Систематизируя риски, связанные с коммерческой деятельностью на рынке государственного и муницип выделили четыре типа рисков:
■ коммерческие;
■ коррупционные;
■ экономические;
■ политические.
К типу коммерческих рисков целесообразно отнести риск занесения участника закупки в реестр недобросовес реестр недобросовестных поставщиков включается информация об организациях, уклонившихся от заключ поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключен, а в последствии расторгнут контракт по решен одностороннего решения заказчика. Срок, на который недобросовестный поставщик вносится в реестр, с» течение этого периода организация теряет возможность работы на рынке государственного и муниципального за
К коммерческим рискам можно также отнести риск невыполнения контрактных условий, например финансирования. Государственные и муниципальные контракты, за редким исключением, не предусматри Оплата по контрактам, в силу особенностей бюджетного процесса, может осуществляться через два-три месяц обязательств по контракту. Необходимость привлекать на этот период финансовые ресурсы, как собственные, т негативно сказаться на финансовых показателях организации. С целью смягчения условий работы на рынке
муниципального заказа, в 2015 году были приняты изменения в Закон № 44-ФЗ, обязывающие заказчиков I обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы не более чем в течен подписания заказчиком документа о приемке. Отметим, однако, что эта норма распространяется только на кон по результатам закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерчески
К категории коммерческих рисков следует также отнести риск потери обеспечения заявки и обеспечения испог участии в конкурентных процедурах. Обеспечение заявки может быть удержано в случаях уклонения или отказ заключить контракт, непредоставления обеспечения исполнения контракта, а также в случае, есл1 квартала на одной электронной площадке в отношении вторых частей трех заявок на участие в эле аукционной комиссией приняты решения об их отклонении. Обеспечение контракта удерживается заказ поставщик не исполняет свои обязательства по контракту и заказчик инициировал его расторжение. Кром< участнике, с которым расторгается контракт, вносятся в реестр недобросовестных поставщиков. К сож финансовых потерь участников закупки не всегда является намеренное нарушение требований законодатег условий. Потеря обеспечения может быть результатом плохого менеджмента, а также неправильной т законодательства и документации о закупке.
Переходя к коррупционным рискам, необходимо отметить, что, по мнению исследователей, сферой, наиб коррупции во всех странах, является именно закупочная деятельность государства [2]. Коррупционные риски стадиях закупочного цикла. Спектр проявления коррупционных рисков в сфере государственного и муницип; широк: формирование заказчиком документации о закупке под конкретного поставщика (исполнителя, подрядч! неоправданного преимущества какому-либо участнику закупки, манипуляция критериями оценки (при заку запросе предложений). Распространенным видом коррупционных действий является включение в документации неадекватного технического задания.
Под экономическим риском понимаются риски изменения макроэкономических показателей (курса национал инфляции). Особенно чувствительны к этому виду риска долгосрочные контракты. Отметим, что, в соответс" Закона № 44-ФЗ, цена контракта должна быть твердой и корректировка цены контракта из-за изменения показателей не допускается. С целью нивелирования экономического риска в 2015 года Правительством антикризисные меры в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, позднее они были про Комплекс антикризисных мер включает:
■ предоставление заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) отсрочки уплаты неустоек и списания начисленных сумм неустоек в установленных Правительством РФ случаях;
■ изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта и (или) цены контракта в слу Правительством РФ;
■ право заказчика не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в документа случаев, например, при проведении конкурентных закупок у субъектов малого предпринимательства и социаль некоммерческих организаций.
Изменение уровня конкуренции также целесообразно отнести к категории экономических рисков. Учит экономическую ситуацию и снижение платежеспособного спроса в коммерческом секторе экономики, м конкуренции среди участников закупок рынке государственного и муниципального заказа. Так, за 2015 год н наблюдался рост среднего количества участников государственных и муниципальных закупок с 2,5 до 3-х процедуру. Наиболее заметен рост конкуренции на рынке строительных работ, в сфере поставок фармацевт медицинского оборудования [7].
Геополитическая турбулентность последних двух лет серьезно влияет на состояние рынка государственно! заказа, порождая политические риски. К числу нормативных актов, изменивших привычные схемы ведения биз Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2015 года № 1457 "О перечне отдельных видов работ (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Ту также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящими Турецкой Республики запрещено".
Существенно меняет конфигурацию рынка российского государственного заказа договор об Евразийском э (ЕАЭС), подписанный 29 мая 2014 г. в г. Астане. Договор предполагает свободное перемещение товаров, услуг, силы в границах государств - членов Евразийского экономического союза. Таким образом, в рамках ЕАЭС соз государственных закупок, доступ к которому на равных условиях получат коммерческие организации госуда Безусловно, меры по расширению рынка государственного заказа находится в русле государственной экон позволяющей повысить качество закупаемых товаров, работ, услуг, а также увеличить экономию бюджет отечественному бизнесу следует ожидать увеличения конкуренции со стороны предпринимателей из ЕАЭС игроков.
В таблице 1 систематизированы риски, связанные с коммерческой деятельностью на рынке государственно заказа
Классификация рисков коммерческой деятельности на рынке государственного и муниципального заказа
Тип риска Характеристика риска
Коммерческий ■ риск занесения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков;
■ риск невыполнения контрактных условий; ■ риск потери обеспечения заявки и обеспечения исполнения контракта.
Коррупционный ■ формирование заказчиком документации о закупке под конкретного поставщика (исполнит ■ предоставление неоправданного преимущества какому-либо участнику закупки; ■ манипуляция критериями оценки; ■ неясное, неадекватное техническое задание.
Экономический ■ Колебания курса национальной валюты; ■ Рост уровня инфляции; ■ Повышение стоимости кредитных ресурсов; ■ Усиление конкуренции.
Политический ■ Риск введения новых экономических санкций; ■ Выход на рынок конкурентов - организаций из государств - членов ЕАЭС.
Несмотря на обозначенные риски, рынок государственного и муниципального заказа остается одним и; перспективных для российского бизнеса, особенно субъектов малого предпринимательства. Прозрач возможность планирования коммерческой деятельности на основе данных единой информационной систе малому бизнесу и социально-ориентированным некоммерческим организациям, реализация политики импорт возможности, которые помогут бизнесу выжить в непростых экономических условиях. При этом деят государственного и муниципального заказа требует от бизнеса продуманной стратегии, хорошего знания закон закупок и учета всего спектра рисков, связанных с работой в условиях контрактной системы.
Библиографический список
1. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, ус государственных и муниципальных нужд» Собрание законодательства Российской Федерации от 2013 г., № 14, с
2. Кабашов, С.Ю. Урегулирование конфликта интересов и противодействие коррупции на гражданской и му практ.: Уч.пос. [Текст] / С.Ю.Кабашов - М.: ИНФРА-М, 2011 - 192 с.
3. Сироткина, Н.Г. Система государственных и муниципальных закупок в РФ: анализ механизмов повышен открытости [Текст] / Н. Г. Сироткина // Проблемы теории и практики управления. 2015. № 3. С. 13-20
4. Сироткина, Н.Г. Механизмы реализации политики преференциальной поддержки и национального режима государственных и муниципальных нужд [Текст] / Н. Г. Сироткина // Вестник Российской таможенной академии. 2
5. Смотрицкая, И.И. Черных С.И. Государственные закупки и формирование основ инновационной экон Смотрицкая, С.И. Черных // Вопросы экономики, № 6, Июнь 2010, C. 108-117
6. http://www.rspp.ru официальный сайт Российского союза промышленников и предпринимателей
7. http://economy.gov.ru/ Официальный сайт департамента развития контрактной системы Министерства эконом
8. www.zakupki.gov.ru Официальный сайт Единой информационной системы
References
1. Federal'nyj zakon ot 05.04.2013 № 44-FZ «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslu gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd» Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii ot 2013 g., № 14, st.1652
2. Kabashov, S.Ju. Uregulirovanie konflikta interesov i protivodejstvie korrupcii na grazhdanskoj i munic. sluzhbe: 1 [Tekst] / S.Ju.Kabashov - M.: INFRA-M, 2011 - 192 pp.
3. Sirotkina, N.G. Sistema gosudarstvennyh i municipal'nyh zakupok v RF: analiz mehanizmov povyshenija informacio N. G. Sirotkina // Problemy teorii i praktiki upravlenija. 2015. № 3. P. 13-20
4. Sirotkina, N.G. Mehanizmy realizacii politiki preferencial'noj podderzhki i nacional'nogo rezhima v sfere zakupok i municipal'nyh nuzhd [Tekst] / N. G. Sirotkina // Vestnik Rossijskoj tamozhennoj akademii. 2015. № 4. S. 118-124
5. Smotrickaja, I.I. Chernyh S.I. Gosudarstvennye zakupki i formirovanie osnov innovacionnoj jekonomiki [Tekst] Chernyh // Voprosy jekonomiki, № 6, Ijun' 2010, P. 108-117
6. http://www.rspp.ru oficial'nyj sajt Rossijskogo sojuza promyshlennikov i predprinimatelej
7. http://economy.gov.ru/ Oficial'nyj sajt departamenta razvitija kontraktnoj sistemy Ministerstva jekonomicheskogo raz>
8. www.zakupki.gov.ru Oficial'nyj sajt Edinoj informacionnoj sistemy
0 I Яндекс.Видже-rlNNOV
архив: 2013 2012 2011 1999-2011 новости ИТ гость портала 2013 тема недели 2013 поздравления