И.Л. Галинская
ДОБРО И ЗЛО В РОМАНАХ ДЖОАН РОУЛИНГ О ГАРРИ ПОТЕРЕ (Обзор)
В России зарубежная «поттеромания» вызвала неоднозначные оценки: от восторженного восприятия и до «поттерофобии». Известный писатель и богослов диакон Андрей Кураев высказывает свою точку зрения в книге «"Гарри Поттер": Попытка не испугаться» (4) и в статье «"Гарри Поттер" в церкви: Между анафемой и улыбкой» (3).
И в народных, и в авторских сказках мало откровенно евангельского, пишет он. Если по «благочестивым» мотивам спрятать от детей Гарри Поттера, то по тем же основаниям придется спрятать от них «Илиаду» (языческие боги!), «Гамлета» (привидение!), «Вечера на хуторе близ Диканьки» (бесы!), «Сказку о золотой рыбке» (грех искать помощи у рыбки, а не у Творца!), «Щелкунчика» (деревянный идол в балете ожил!) и т.д. Не лучше ли сознательно разграничить «мир сказочной фантазии и мир церковной веры?» - спрашивает А. Кураев. И отвечает: «Волшебная сказка - это обычай. Наличие нечисти и волшебства в сказке - тоже обычай» (3, с. 370). Словом, пока сказка не подменяет собою веру, до той поры мир игры обычен.
Формула многих русских сказок, по мнению диакона Андрея Кураева, не «добро побеждает зло», а «хитрость побеждает зло». Причем используются и обман, и колдовство, и воровство. «Так что различению добра и зла Гарри Поттер учит лучше, в том числе и по той простой причине, что он адресован к детям того возраста, которые уже не читают народных сказок и потому не могут у них ничему научиться» (4, с. 17). Противопоставление «Гарри Поттер» -
плох, а русские сказки - хороши, выдает плохое знакомство с материалами русских сказок, считает А. Кураев.
Вот, например, одна из сказок про Иванушку-дурачка (в Афанасьевском собрании русских сказок). Посеяв горох в огороде, умные братья поставили Ивана-дурака караулить огород от воров. Понадобилось их старухе-матери в огород сходить, а Иван-дурак подкрался и треснул старуху по голове дубинкой так, что она навеки уснула. Отец и братья стали ругать дурака, а он взял тело убитой им старухи-матери, нарядил в праздничную одежду, посадил на повозку в самый задок и поехал в деревню. Навстречу ему барин ехал. Поскольку дурак не своротил с дороги, барин приказал кучеру: «Мни его, мошенника!». Повозки зацепились колесами и опрокинулись, а дурак со старухою вылетели далеко. Дурак закричал, что барин с кучером убили его матушку. Иван взял у барина триста рублей (а также деньги на отпевание матери) и вернулся к отцу и братьям.
«Торговать трупом ("мясом") собственной матери - это в каких же еще сказках такое встретишь!» - восклицает А. Кураев (3, с. 372). В.Я. Пропп, анализируя морфологию и корни русской сказки, пишет, что вредительство весьма важная функция в сказке, ибо именно вредительством и создается движение сказки. Это и похищение, и телесное повреждение, и подмена, и убийство, и каннибализм и проч., и проч. В сказках об Иване-дураке старшие братья отбирают у Ивана добычу, сбрасывают его в пропасть, в яму, в подземное царство, иногда в море, а то и убивают его (5, 6). Книга В.Я. Проппа «Морфология сказки» несколько раз издавалась в США и в Англии в разных переводах.
«Морфология сказки» (1928) представляет собой классическое исследование сюжетно-композиционной структуры волшебной сказки. По стопам Проппа пошли многие зарубежные исследователи фольклористики. Перевод книги В.Я. Проппа на английский язык имел огромный резонанс. Работа В.Я. Проппа, уже тогда тридцатилетней давности, пишет Е.М. Мелетинский, воспринималась как свежее слово и сразу стала использоваться в качестве образца для целей структурного анализа фольклорных, а затем и других повествовательных текстов, и оказала известное влияние на работы по структурной семантике (8, с. 139). Клод Леви-Стросс (7), А.Ж. Греймас, Клод Бреймон, Алан Дандис и другие исследователи фольклора пользовались методами В.Я. Проппа. Так что если Дж. К. Роулинг изучала во-
прос о структуре сказки, то она, вполне возможно, не прошла и мимо перевода книги «Морфология сказки» В.Я. Проппа (8).
Если в мире, созданном Джоан Роулинг, волшебство в школе злом не считается, то в русских сказках и авторы, и читатели, и персонажи прекрасно знают, что такое «нечистая сила», что за связь с нею надо расплачиваться душой и вечной гибелью. И тем не менее, играючи, идут на «контакт» и «договор» (3, с. 372). У Гарри Поттера нет ни «воли к власти», ни стремления получить богатство. «Волшебство он учит ради того, чтобы защитить жизни - свою, своих друзей и тысяч неизвестных ему людей» (3, с. 373).
Романы о Гарри Поттере посвящены не только различению добра и зла, а также и тому, что «самая большая власть - это любовь, что мужество и верность хороши. Что друзьям надо помогать. Что бояться зла нельзя, а очевидное могущество зла не есть повод к тому, чтобы перейти на его сторону. Что, если настанет время делать выбор между легким и правильным, надо выбирать правильное» (3, с. 379).
Андрей Кураев считает, что главная сюжетная коллизия всей «Поттерианы» - это необходимость выбора, необходимость постоянно бороться со злом. Гарри всегда помнит добро и отвечает добром за добро, от него никогда не исходит инициатива зла. «Критерии добра и зла в "Гарри Потере" ясны и вполне традиционны. Добро - это верность друзьям, забота о людях, любовь, жертвенность, семья как ценность» (3, с. 390). Да и весь сюжет цикла романов Джоан Роулинг о Гарри Поттере строится вокруг борьбы героя с явлениями зла. Эпопея Джоан Роулинг - вполне современная, полагает Андрей Кураев. «В ней нет "постмодернистских" игр, экспериментов с размыванием добра и зла. Общечеловеческие принципы нравственности в ней прописаны безупречно» (3, с. 405).
В своей книге «"Гарри Поттер": Попытка не испугаться» (4) диакон Андрей Кураев напоминает, что в византийской школе изучение языческих мифов пронизывало все школьное образование и только император Юлиан Отступник предложил начать борьбу за освобождение христианского воспитания от языческого наследия. Это было в IV в. В Средние века ребенка рассматривали как маленького взрослого, отчего основу всякой библиотеки составляли книги, написанные монахами и для монахов. Вот почему христианскую педагогику нельзя импортировать из Средневековья, а «пра-
вославную педагогику приходится разрабатывать сейчас - совмещая наработки светской педагогики и возрастной психологии ХХ века с этикой древнего Православия» (4, с. 32).
Авторы книги «"Гарри Поттер": Стоп. Попытка экспертизы» (М., 2003) И. Медведева и Т. Шишова полагают, что сказка Ро-улинг была написана «с целью воспевания демонических чар» (цит. по: 4, с. 44). Критики обвиняют Джоан Роулинг в сатанизме, причем это обвинение популярно и на православных интернет-форумах. Но стыдно быть православным, пишет диакон Андрей Кураев, «когда видишь, что от имени твоей веры твои единоверцы говорят глупости» (4, с. 83). Критическое отношение к «Гарри Пот-теру» - не глупость, но если каждую строчку сказки сопоставлять с православным катехизисом, то «пусть такой аналитик и сам не выходит за рамки христианского учения и христианской этики» (4, с. 83). А ведь критики книг Роулинг забывают христианские истины ради полемических нужд. Когда они видят оккультизм в таких персонажах сказки, как птица Феникс и единорог, предается забвению христианская традиция обращения к этим символам. Священ-номученик Климент Римский писал о Фениксе (который и в ортодоксальной христианской проповеди, и в апокрифах стал со временем символом Христа): «Он и посредством птицы открывает нам Свое великое обещание» (цит. по: 4, с. 84).
Словом, упоминание в книгах Джоан Роулинг единорога, Феникса, великана, человеко-пса не есть свидетельство оккультного подтекста этой сказки, заключает диакон Андрей Кураев: «Не стоит видеть в "Гарри Поттере" сознательную христианскую проповедь. Но демонизировать эту сказку тоже не стоит» (4, с. 88).
В антипоттеровских документах можно найти и прямую ложь, и откровенное насилие над смыслом текста, и предвзятое его перетолкование. Знакомясь с антипоттеровскими трудами монахинь, автор книги «"Гарри Поттер": Попытка не испугаться» диакон Андрей Кураев вспомнил о петровском указе, запрещавшем монахам держать в кельях бумагу и чернила: «Может, все же была толика целесообразности в этой петровской реформе?» (4, с. 102).
Книги про Гарри Поттера и волшебную школу могут стать рассадником антихристианских настроений, если Церковь объявит этим книгам войну, считает диакон Андрей Кураев. «Если миллионы детей во всем мире полюбили эту книжку - значит, есть в ней
добро и свет: ибо детям вряд ли может понравиться зло. Поэтому и реакция педагога должна быть выверенной, как движения глазного хирурга» (4, с. 119). И вот ради всех детей на свете диакон Андрей Кураев говорит своим церковным «друзьям»: «Подождите пугаться, подождите пугать, подождите осуждать и разоблачать, подождите верить слухам». Оттолкнуть детей от Церкви легко. Оттолкнуть - и остаться в горделивом сознании единственности своей чистоты. А если впустить детей в храм - будет и шум, будет и беспорядок, будет и мусор. Но зато будут и дети. Сказки про Гарри Поттера это обычные книжки, только появились они в необычно плохие времена. «Если бы такая книга появилась сто лет назад -она была бы просто доброй фантазией», - заключает диакон Андрей Кураев (4, с. 122).
Ольга Брилева в статье «В защиту Гарри Поттера» (1) пишет, что на «мальчика, который остался в живых», ополчились ультраправые христиане всех мастей. Ненавистники книг о Гарри Поттере есть во всех трех конфессиях, причем сильнее всех лютуют протестанты. Они то сжигают книги Дж.К. Роулинг публично, то объявляют свои школы и районы «зоной, свободной от Гарри Поттера». Так почему же они боятся Гарри Поттера, и надо ли «по его поводу с такой страшной силой бить в набат?» - вопрошает Ольга Брилева (1).
Обычно книги о Гарри Поттере обвиняют в трех грехах: 1) несоответствие уровня книги уровню развернувшейся вокруг нее рекламной шумихи; 2) отсутствие глубины и морали; 3) оккультизм, язычество и сатанизм. Ольга Брилева разбирает все эти обвинения. Рекламная шумиха выгодна книгопродавцам и продавцам всяких сувениров. Что касается морали, то волшебный мир Гарри Поттера вполне обычен, даже тривиален. Добро и зло у Джоан Ро-улинг рассматривается с точки зрения человеческих законов совести и добра. Гарри и его друзья руководствуются в жизни в первую очередь нравственностью. Ведь Гарри умеет выбирать правильное между простым и правильным.
На роль «учебника по оккультизму», считает Ольга Брилева, «Гарри Поттер» годится не более, чем «Понедельник начинается в субботу» братьев Стругацких. Только они пародируют в своем романе атмосферу советского НИИ 60-х годов, а Джоан Роулинг - английскую частную школу «с уклоном». Ведь магия в эпопее Роулинг есть не что иное, как условность. Что касается язычества, то Ольга
Брилева предлагает вспомнить апостольское определение: «Поклонение твари, а не Творцу», и все встанет на место. В книгах о Гарри Поттере нет «поклонения твари», а Бог там присутствует в виде фигуры умолчания. Основной критерий язычества - поклонение богам, а не Богу. Но этого ни у Джоан Роулинг, ни у Джона Р. Толкиена (с которым часто сравнивают писательницу) нет и в помине. Что касается обвинений в сатанизме, то безусловными сатанистами являются в эпопее черный маг лорд Вольдеморт и его сторонники, но отнюдь не Гарри Поттер и его друзья, убеждена Ольга Брилева.
Американский философ Том Моррис в статье «Отважный Гарри Поттер» пишет, что поскольку Гарри Поттер является сегодня одним из самых популярных персонажей в мире, «он учит нас тому, как творить добро и побеждать зло» (2, с. 23). Главная идея книг Дж.К. Роулинг о Гарри Поттере состоит в том, что чудеса можно творить с помощью добра, решимости, упорства, отваги, преданности, дружелюбия и других добродетелей, причем «как в жизни вымышленных персонажей, так и в нашей собственной» (2, с. 24).
Основная положительная черта характера героя книг Роулинг Гарри Поттера состоит в том, что он поступает отважно, а это значит - поступает правильно, несмотря на то, что зачастую это очень нелегко. Гарри совершает поступки на общее благо, а не только для себя лично. Том Моррис напоминает в своей статье «Отважный Гарри Поттер» о том, что великий Аристотель учил, что «отвага - это золотая середина между двумя крайними реакциями на страх: слишком вялой, которую называют трусостью, и слишком бурной, которую он нарекает безрассудством» (2, с. 29). Ведь отвага - это фундаментальная добродетель. Она является основой всех остальных добродетелей, это склонность человека к действиям во имя наивысших ценностей, даже перед лицом серьезной опасности (2, с. 32).
Тема дружбы как важнейшей ценности пронизывает все рассказы о Гарри Поттере. А ради спасения своих друзей герой эпопеи Роулинг готов совершить беспримерный подвиг, чтобы выйти победителем из любой сложнейшей ситуации. «Каждый способен на отвагу, каждый может взрастить в душе эту добродетель благодаря урокам удивительно отважного Гарри Поттера», - заключает Том Моррис (2, с. 42) 1.
1 Статья Тома Морриса (вместе со статьями целого ряда других американских философов) вошла в сборник Дэвида Бэггета и Шона Э.Клейна «Философия
Диана Мерц Сих в статье о морали и психологии самообмана приходит к выводу о том, что сторонники самообмана уверяют себя, будто таких людей, как Гарри Поттер, не существует в реальной жизни, будто восхищение этим юным героем не имеет основания. «Мы с радостью констатируем, - пишет Диана Мерц Сих, - что они неправы». Ведь философия учит нас тому, что «счастливая и нравственная жизнь невозможна без верности истине, какой бы она ни была» (2, с. 68).
Ассистент кафедры философии университета штата Нью-Мексико Гаральд Торсруд анализирует дружбу в эпопее о Гарри Пот-тере, причем пишет он не только о друзьях Гарри, но и о так называемой дружбе черного мага лорда Вольдеморта и его пособников.
Как отмечает Аристотель, в дружбе мы проявляем заботу о других, а не только о себе самих. Главное в дружбе - доставить удовольствие или принести пользу другому человеку, причем эти отношения должны быть двусторонними. Аристотель считал, что друг -это наше второе «Я». «Положительное значение дружбы также заключается в том, что она укрепляет моральный дух» (2, с. 83).
Профессор английского языка и театральных искусств в университете штата Техас, Эль-Пасо, Мими Р. Глэдстайн, проанализировав в своей статье «Фемининзм и равные возможности: Гермио-на и женщины Хогвартса» образы женских персонажей в книгах Роулинг о Гарри Поттере, показывает, что каждый женский персонаж у писательницы «получает оценку в зависимости от своих личностных качеств и каждому дан шанс проявить добро и зло» (2, с. 104). Словом, женские персонажи изображены Роулинг как на вершине героизма, так и на дне злодейства. Но писательница создает целую галерею различных по своему нравственному содержанию характеров, как мужских, так и женских.
Профессор философии религии при Теологическом семинаре в Уилморе, Кентукки, Джерри Л. Уоллс в статье «Небеса, ад и Гарри Поттер» рассматривает проблемы смысла жизни и самопожертвования, перекликаясь в своем исследовании со взглядами Жана-Поля Сартра, Иммануила Канта и Ульяма Джеймса. Корнем всякого зла Дж.Уоллс считает любовь к деньгам, а в ракурсе романов Джоан Роулинг о Гарри Поттере - это и любовь к бессмертию, как
Гарри Поттера» (2). В ходе русского перевода сборника было заказано и написано послесловие диакона Андрея Кураева (3).
у черного мага Вольдеморта. Стремление быть бессмертным, по мнению директора школы Хогвартс Албуса Дамблдора, есть форма алчности, подобная неумеренной любви к деньгам, которая «заставляет нас сосредоточиться на материальном в ущерб более высоким ценностям, а именно: моральным и духовным истинам, ведущим к вечному счастью» (2, с. 112). Любовь к деньгам есть зло, поскольку она препятствует любви к вечному.
Существование Бога, пишет Дж. Уоллс, оказывает огромное влияние на мораль. Именно это говорил Иммануил Кант, провозгласивший существенность Бога для морали. Невозможно соблюсти собственные высшие интересы, совершая зло. Добиваясь кратковременной выгоды неправедными поступками, мы выступаем против высшей реальности. «Поступать аморально - значит, выступать против любви и отпасть от Бога, само имя которого есть любовь» (2, с. 128). Аморализм - это ад, это жизнь в проклятии, подобная той, которую ведет в романе Роулинг злодей Вольдеморт, «бросаясь в объятия зла» (2, с. 128).
Профессора философии в Хогтон-колледже Бен Липскомб и Крис Стюарт проводят в своей статье «Магия, наука и техника технологии» параллель между использованием магии в мире Гарри Поттера и использованием техники в нашем собственном мире. Ведь «неразборчивое использование магии в мире Гарри создает проблемы, аналогичные проблемам, создаваемым злоупотреблением наук в нашем мире» (2, с. 136).
Книги Джоан Роулинг ставят вопросы о добре и зле, о дружбе и утрате, о выборе личности. «Эти книги, что не характерно для современной художественной литературы, учат читателя, как ему жить» (2, с. 137). Парадигмы зла в эпопее о Гарри Поттере - это и Вольдеморт со своими приспешниками, и Пожиратели смерти (Death Eaters), и профессор Долорес Амбридж, и убийца крестного отца Гарри Сириуса Блэка - Белатриса Лестрейндж, и убивший Дамблдора в шестом романе серии профессор Северус Снейп. Для романов Роулинг характерно постоянное фундаментальное различение доброй и злой магии, а не только различие между добром и злом, между неправедными поступками и добродетелью. Этика Роулинг «предполагает важность ограничения себя не только в "дурном применении", но и в использовании определенного рода возможностей, направленных против дру-
гих, основанных на позиции по отношению к миру, которую эти возможности побуждают» (2, с. 151).
В статье приват-доцента Шона Э. Клейна (одного из составителей обозреваемого сборника «Философия Гарри Поттера») «Зеркало Эйналеж: Почему следует внять предостережениям Дамблдо-ра» рассказывается о странном, таинственном и жутком явлении -Зеркале Желания.
В первом романе Джоан Роулинг «Гарри Поттер и Философский камень» юный герой случайно обнаруживает Зеркало Эйналеж в заброшенном кабинете школы чародейства и волшебства Хогвартс. Зеркало Эйналеж - The Mirror of Erised - при чтении задом наперед оказывается Зеркалом Желания (The Mirror of Desire), а надпись на нем - «Erised stra ehru oyt ube cafru oyt on wohsi» - при таком же чтении означает «I show not your face but your heart's desire» («Я показываю не твое лицо, а твое заветное желание»).
Гарри Поттер смотрит в Зеркало Желания и видит своих родителей, которых убил Вольдеморт, когда Гарри был еще младенцем. Директор школы Хогвартс Албус Дамблдор объясняет мальчику, что Зеркало Желания «отражает лишь самое наше заветное, самое сокровенное желание - ни больше, ни меньше <...> Зеркало не прибавляет нам знания, не открывает истину» (2, с. 154). Далее Дамблдор предупреждает Гарри о том, что, углубляясь в мечту, человек забывает о жизни и может спутать изображение в зеркале с реальностью.
Согласно Бертрану Расселу, различие между видимостью и реальностью «приводит к наибольшим проблемам в философии» (цит. по: 2, с. 155). Видимость может помешать нам обрести знание. Но утверждение должно быть истинным, чтобы оно являлось знанием. Истинное утверждение соответствует или совпадает с внешней реальностью (теория соответствия истины). Многие добавляли, что истинное утверждение должно быть согласованным с остальными нашими убеждениями. Эта когерентность (т.е. согласованное протекание во времени нескольких процессов), по мнению некоторых философов, именно способна показать, что утверждение истинно. Однако утверждение может согласовываться с остальными нашими убеждениями и тем не менее быть ложным. В романах о Гарри Пот-тере юный герой считает, что Сириус Блэк предал его родителей, и это вполне согласуется с другими его убеждениями, но вскоре «он обнаруживает, что это утверждение ложно» (2, с. 156).
Новейший способ распознавания истины в философии -прагматический. Его разработали Чарлз Пирс, Уильям Джеймс и др. Здесь во главу угла ставится пригодность утверждения. «Истина, по этой теории, привязана к наблюдаемым результатам, которые мы получаем, применяя наши убеждения» (2, с. 157). Как и когерентный, прагматический подход указывает на то, что истинные убеждения должны быть полезны и иметь видимые результаты. Однако существует опасность спутать видимость с реальностью. В таком случае простая видимость не будет истинной и не будет знанием. «Поэтому Дамблдор предупреждает Гарри, что Зеркало не дает ни знаний, ни истины» (2, с. 158).
Начиная с Платона, философы стремились отличать видимость от реальности. Рене Декарт подвергал сомнению любое из своих утверждений и мнений. Да и чувства, по Декарту, дают только видимость, а не реальность. Основа знания, согласно Декарту, -это знание собственного существования («cogito ergo sum»). Декарт считал, что нашел основу знания, свободную от роковой ошибки.
Роберт Нозик уже в наше время предлагает «представить машину, создающую виртуальную реальность, - Машину Опыта, которая позволяет нам испытывать любой опыт на наш выбор» (2, с. 161-162). Машина Опыта позволила бы нам испытать реалистичные, правдоподобные и абсолютно убедительные переживания, она могла бы симулировать любой вид опыта и создавать реалистичные и убедительные опыты других людей, а также иллюзию нашего взаимодействия с ними.
Если бы мы подключились к Машине Опыта, то наш опыт был бы не настоящим. Роберт Нозик пишет: «Мы хотим делать определенные вещи, а не просто переживать опыт их делания» (цит. по: 2, с. 164-165). Словом, Машина Опыта могла бы предложить нам только видимость, а не понимание реальности, она отсекает нас от возможности что-либо делать. Зеркало Желания в книге Джоан Роулинг поступает именно так же: Рон Уизли, друг Гарри Поттера, увидел в Зеркале себя, выигрывающего Кубок по квидди-чу, но он вовсе не хотел это видеть, он хотел это сделать.
«Если мы будем пренебрегать жизненным становлением, тратя жизнь на мечты перед Зеркалом или в Машине Опыта, мы никогда не сможем быть такими, какими хотим быть», - заключает Шон Э. Клейн (2, с. 168). Ведь Зеркало Желания и Машина Опыта, равно
как и сны, могли бы обеспечить нам приятные переживания, но не обеспечат нам связь с реальностью. Вот почему Дамблдор предостерегает Гарри «от чрезмерного увлечения мечтами и картинками в Зеркале» (2, с. 171). Не надо жить мечтами - это предупреждение, которое философия дает всем нам. «Мы должны искать знание и истину, а не витать среди своих желаний и мечтаний, забывая о жизни и возможности их реального воплощения» (2, с. 171).
Преподаватель этики и философии в Мэригров-колледже в Детройте (Мичиган, США) Стив У. Паттерсон в двух статьях, помещенных в сборнике «Философия Гарри Поттера», трактует темы социальной справедливости, дискриминации и добродетели. Тема дискриминации в эпопее о Гарри Поттере постоянно звучит в описаниях поступков отрицательных героев. Дискриминация есть нечто характерное для злых людей (Вольдеморт, Долорес Амбридж, Люциус Малфой и др.).
В ответ на моральную дискриминацию домовых эльфов Гер-миона Грейнджер создает Общество содействия благоденствию эльфов. Как явствует из текста Роулинг, рабство домовых эльфов -зло, но созданное Гермионой общество отнюдь не способствует ликвидации этого зла. Да и Рон Уизли утверждает в романе, что домовые эльфы на самом деле хотят жить в рабстве. На вопрос о том, что важнее - социальная справедливость или безопасность, Стив У. Паттерсон отвечает следующим образом: «В конечном итоге социальная справедливость - основа безопасности» (2, с. 186). А безразличие и пренебрежение зачастую приносят больше вреда, чем открытая неприязнь. Эта сентенция принадлежит в романе Роулинг директору школы Хогвартс Албусу Дамблдору.
Согласно «Никомаховой этике» Аристотеля, человека называют добрым, если он отвечает трем требованиям: 1) знает, что такое добро в этическом смысле; 2) совершает добрые дела, зная, что они добры в этическом смысле; 3) «его добрые в этическом смысле поступки совершаются в силу его твердой решимости действовать подобным образом» (2, с. 199). В «Поттериане» Гарри всегда делает то, что он должен делать, чтобы защитить себя и своих друзей. «Романы о Гарри Поттере не являются в строгом смысле морализаторскими сочинениями (морализирующие опусы редко бывают столь увлекательными), но они дают урок этики. С этим бы согласился сам Аристотель», - заключает Стивен У. Паттерсон (2, с. 211).
Философы из Миннесоты, супруги Кэтрин и Дэвид Дивел, исследуют многообразие проявлений зла в статье «Извращенное рассуждение. Основа зла». Книги о Гарри Поттере драматически рисуют картину борьбы добра и зла, давая ясное представление о зле, причем в особенности о его моральном аспекте. Кэтрин и Дэвид Дивел находят, что в книгах Роулинг излагаются три главных принципа зла: 1) зло есть уродство, паразитирующее на чем-то добром; 2) зло маскируется, будучи по природе слабым, и прибегает к обману; 3) «моральное зло может существовать только как результат свободного выбора» (2, с. 212).
В книгах о Поттере говорится, что зло само по себе является нехваткой добра. Носителями зла в романах Роулинг являются призраки, дементоры и Вольдеморт. Призраки «питаются» страхом живых существ, дементоры - это душевные вампиры, они разрушают духовное и физическое благополучие своих жертв, Вольдеморт страшен тем, что он человек, и тем, что показывает, что зло может быть добровольным выбором.
«Один из самых пугающих аспектов взгляда Роулинг на природу зла - это то, что люди могут выбирать его и выбирают» (2, с. 228). Причем, они не выбирают зло как зло, они преследуют свои цели, и им зачастую приходится выбирать между ложью и правдой. Наш выбор, пишут Кэтрин и Дэвид Дивел, определяет то, что мы есть здесь и сейчас. Мы - то, что мы выбираем. Если мы выбираем зло, то его источником мы и являемся. Здесь Роулинг следует за постулатами Августина и Фомы Аквинского: моральное зло проистекает из свободы выбора. Выбрать зло проще и легче, чем выбрать добро (2, с. 233).
Дженнифер Харт Уид, ассистент кафедры философии в Тин-дейл-колледже (Торонто, Канада) пишет о разрушительных следствиях зла. Портрет зла, изображенный в лице Вольдеморта, считает исследовательница, соответствует представлению о зле, данному философом Боэцием (ок. 480-524) в его знаменитой книге «Утешение философией», которую он написал в тюрьме, где ожидал казни. «Боэций говорит, что зло паразитирует на добре, - определение, почерпнутое им из Августина» (2, с. 240). По Боэцию, счастье не может быть достигнуто злыми поступками, оно достигается только добрыми делами.
Черный лорд Вольдеморт стремится к власти над миром, он не желает делать различие между невинными людьми и своими врагами. Вольдеморт не только отказывается различать добро и зло, но он просто не способен на это. Образ Вольдеморта дает яркое представление о паразитической природе зла, как его сформулировал Августин. Вольдеморт «игнорирует всякую возможность изменить поведение, становясь все более жестоким и мстительным» (2, с. 250). Как показывают Боэций и Августин, «неправедные действия причиняют зло и жертве, и тому, кто совершает зло» (2, с. 251).
Один из составителей сборника «Философия Гарри Поттера», ассистент кафедры философии в Кингз-колледже, Пенсильвания, Дэвид Бэггет напоминает, что потрясающий успех эпопеи Джоан Роулинг (в особенности среди детей) имел то оздоровляющее действие, что она привлекла огромное число молодых людей к чтению. Недоброжелатели эпопеи больше всего взволнованы тем, что история Гарри Поттера столь популярна среди детей, что может подвигнуть их к занятию оккультизмом. Но Дэвид Бэггет напоминает, что эти книги всего лишь беллетристика и не надо ее смешивать с реальной жизнью.
Американский философ Ричард Абанес в работе «Гарри Пот-тер и Библия» утверждает, что в эпопее Роулинг «границы добра и зла размыты» (цит. по: 2, с. 256) и люди законопослушные в этих книгах, как правило, заурядны. Различие кажущегося и реального, обманчивость реального в книгах о Гарри Потере, конечно, в какой-то мере смещают грань между добром и злом, полагает Дэвид Бэггет (2, с. 258). Но Ричард Абанес приходит к выводу, что в этих книгах все персонажи мотивированы эгоистическими интересами (2, с. 260). А ведь Аристотель верил, что правда находится между двумя крайностями - добром и злом.
Гарет Б. Мэттьюз, профессор философии университета штата Массачусетс, в своей статье сравнивает книги о Поттере с двумя другими популярными опусами - «Волшебником из страны Оз» Фрэнка Баума и «Хрониками Нарнии» К.С. Льюиса. «Истории о стране Оз переносят нас в другое место, в иную реальность таким образом, что мы вынуждены по-новому посмотреть на наш реальный мир» (2, с. 279). В стране по имени Нарния представлена другая реальность как альтернативная версия того, что К.С. Льюис «считал великой космической битвой между добром и злом» (2, с. 281).
В книгах о Поттере присутствует очень острое переживание зла, персонифицированного в образе Вольдеморта, а вся жизнь Гарри - это «настоящая смелая битва света и добра, против тьмы и несправедливости» (2, с. 283). И хотя книги Джоан Роулинг не являются религиозной аллегорией, они драматически описывают борьбу добра со злом, что является центром религиозного миросозерцания в нашей жизни. Гарет Б. Мэттьюз считает, что «мы можем наслаждаться книгами о Поттере, и наслаждаться, думая о магии, колдовстве и алхимии, о которых в них рассказывается, нимало не заботясь о будущем науки» (2, с. 290).
Ассистент кафедры философии в Элизабеттаун-колледже и адъюнкт университета штата Мэриленд Майкл Силберстайн в статье «Пространство, время и магия» утверждает, что перемещения во времени, которые Джоан Роулинг описывает в своих книгах, вполне логически допустимы и физически возможны, хотя «неясно, чем эти перемещения можно объяснить, кроме указания на то, что они осуществляются чудесным образом» (2, с. 312). Путешествия во времени не противоречат законам логики и физики, считает Майкл Силберстайн. «Их возможность допускается в связи с законом о "причинном замкнутом круге". Ведь "круговая причинность" не только занимательна, но и не противоречит законам логики и физики» (2, с. 312).
Ассистент кафедры философии университета Индианы (Ин-дианаполис, США) Джейсон Т. Эберл разбирает тему персональной идентичности и самотождественности в романах о Гарри Поттере, а директор Центра этики и глава философского факультета в Кингз-колледже (Пенсильвания, США) Грегори Бэшем знакомит читателя сборника «Философия Гарри Поттера» с метафизикой свободы, судьбы и предвидения.
Романы Джоан Кетлин Роулинг «написаны не как философские трактаты, но это не лишает их философской значимости. Они представляют собой не только увлекательные и хорошо рассказанные истории, они еще дают и богатую пищу для эмоций, воображения и интеллекта», - говорится в предисловии к сборнику (2, с. 14).
Закончим наш обзор о добре и зле в романах Роулинг словами Эдмунда Бёрка (1729-1797): «У зла есть один-единственный шанс восторжествовать - он состоит в бездействии защитников добра» (цит. по: 2, с. 259).
Список литературы
1. Брилева О. В защиту Гарри Поттера. - Режим доступа: http://www.cirota.ru/forum/.
2. Бэггет Д., Клейн Ш.Э. Философия Гарри Поттера: Если бы Аристотель учился в Хогвартсе. - СПб., 2005. - 431 с. - (Сер. «Новая Эврика»).
3. Диакон Андрей Кураев. «Гарри Поттер» в церкви: Между анафемой и улыбкой // Там же. - С. 367-431.
4. Кураев А.В. «Гарри Поттер»: Попытка не испугаться. - М., 2004. - 207 с.
5. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - Л., 1946. - 340 с.
6. Пропп В.Я. Морфология сказки. - М., 1969. - 168 с.
7. Lévi-Strauss C. The structural study of myth // Myth: A simposium. - Bloomington, 1958. - P. 50-66.
8. Propp V. Morthology of the folktale. - Austin; London, 1968. - 158 p.