ФИЛОСОФИЯ ДИЗАЙНА: АРТ-ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ
Ф. Фуртай
Дизайнеры и философия: причуды «артизации» философии?
16 ноября 2012 г. в рамках «Дней философии в Санкт-Петербурге - 2012» на факультете философии, культурологии и искусства ЛГУ имени А.С. Пушкина прошла конференция «Философия дизайна: арт-практика образования». В работе конференции приняли участие дизайнеры, художники, культурологи и философы. Это позволило успешно решать поставленные организаторами конференции задачи: осмыслить современные формотворческие процессы; предложить исследовательские стратегии, синтезирующие современные художественные, технико-технологические и идеологические тренды в области дизайна; активизировать креативное начало в образовательном процессе. Можно сказать, что подобные научные мероприятия до сих пор редки в нашей стране, и данная конференция, возможно, одна из первых, ставящая целью возобновить прерванную интеллектуальную традицию философского осмысления дизайна, идущую от идеологов ВХУТЕМАСА и БАУХАУСА.
Междисциплинарный характер темы конференции обусловил тематическое многообразие выступлений: художественно-культурный аспект звучал в выступлении Ф. Фуртай (ЛГУ им. А.С. Пушкина), феноменологический - в выступлении В. Гаврилова (СПбГУДТ), философские основания садово-паркового дизайна были прослежены в докладе Л. Эглит (ЛГУ им. А.С. Пушкина), методико-образовательные аспекты дизайна были раскрыты в докладе О. Вуль (Балтийский институт экологии, политики и права, СПб.).
В ряде докладов, прозвучавших на конференции, были затронуты темы, разработка которых представляется актуальной и продуктивной. Это и рассуждения об образно-ментальных связях архаико-
мифологических тенденций современной культуры и дизайна (Ф. Фуртай, А. Алёшкин, МГУ им. Н.П. Огарева, Саранск), и тема истории дизайн-образования в России, рассмотренной в контексте поликультурности (А. Ярмоленко, СПбГХПА им. А.Л. Штиглица), и анализ формальных и ментальных созвучий костюма и архитектуры (Е. Музалевская, СПбГУЭС; Б. Анушин, ЛГУ им. А.С. Пушкина), и исследование на примере детской дизайн-студии «ЯБLОКО+» семиотики образовательного процесса в сопряжении с детской психологией в конкретной педагогической практике (И. Клюшкин, ЛГУ им. А.С. Пушкина), и осмысление антропологических аспектов садовопаркового дизайна (Л. Эглит).
Живую реакцию участников конференции вызвал доклад И. Кребель (ОмГУ, Омск), которая продемонстрировала коллекцию редких немецких кукол, в том числе кукол начала 20-х гг. XX в. Интерес к докладу, его активное обсуждение позволили наметить дальнейшие исследовательские перспективы философии дизайна и предложить в качестве темы новой конференции тему игры - «Игра как отражение бессознательного в современном дизайне».
На конференции были представлены не только результаты теоретического осмысления особенностей дизайна XXI в., но и практические достижения петербургских дизайнеров. В частности, силами участников конференции - членов Союза дизайнеров и Союза художников - в Союзе дизайнеров за неделю до конференции была открыта (и работала во время конференции) выставка «Пушкин-дизайн», на которой арт-практики были представлены в конкретных предметных формах в работах молодых дизайнеров, выпускников ЛГУ имени А.С. Пушкина. Одной из таких работ стал арт-объект «Деконструкция Философского парохода», посвящённый 90-летию отплытия философского парохода из Санкт-Петербурга.
Завершил работу конференции перформанс «Строительство пирамиды дизайна», в котором участвовали все ее участники, выступавшие с докладами.
Безусловно, в силу объективных причин (к чести сказать, субъективные причины отсутствовали!) не всё на этой конференции было так, как задумывалось её организаторами. Но, наверное, главное всё же удалось: была создана дружелюбная, творческая атмосфера, побуждавшая ставить новые исследовательские задачи и обмениваться свежими творческими идеями. И хотя, на первый взгляд, в конференции нашел выражение модный сейчас тренд артизации философского знания, сами участники конференция получили возможность не только обсудить философско-культурологические проблемы дизайна, но и осмыслить трудности и специфику подготовки молодых специалистов творческих профессий.