Научная статья на тему '«Монструозность в культуре: от демонологии к неомифу»: седьмая конференция из научно-исследовательского проекта «Метафизика белых ночей»'

«Монструозность в культуре: от демонологии к неомифу»: седьмая конференция из научно-исследовательского проекта «Метафизика белых ночей» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
241
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТАФИЗИКА БЕЛЫХ НОЧЕЙ / ИСКУССТВО / ФИЛОСОФИЯ / АРХЕТИП / ХРОНОТОП / МОНСТРУОЗНОСТЬ / ЗООМОРФИЗМ / СОН / ИЗНАНКА РЕАЛЬНОСТИ / METAPHYSICS OF THE WHITE NIGHTS / ART / PHILOSOPHY / ARCHETYPE / CHRONOTOPE / MONSTROSITY / ZOOMORPHISM / DREAM / WRONG SIDE OF REALITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Франциска Фуртай

В обзоре прослеживается работа научно-исследовательского проекта «Метафизика белых ночей» Северо-Западного центра культурологических и религиоведческих исследований. Проект изначально мыслился в парадигме постнеклассического философствования, предполагая содержать в себе не только теоретическую философскую интенцию, но и часть практическую, творческую. С 2010 г. в рамках этого проекта были проведены семь всероссийских конференций. Отдельное внимание уделяется последней конференции (2016) из этого проекта, которая была посвящена явлению монструозности в культуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The review describes the progress of the research project «The Metaphysics of the White nights» (North-Western Center for Cultural and Religious Studies). The project was originally conceived in the post-non-classical paradigm of philosophizing and expected to contain not only a theoretical philosophical part, but also a practical and creative ones. Since 2010, seven national conferences have been held. Special attention is paid to the latest conference (2016) devoted to the phenomenon of monstrosity in culture.

Текст научной работы на тему ««Монструозность в культуре: от демонологии к неомифу»: седьмая конференция из научно-исследовательского проекта «Метафизика белых ночей»»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 130.2 : 235.2

Франциска Фуртай

«Монструозность в культуре: от демонологии к неомифу»:

седьмая конференция из научно-исследовательского проекта «Метафизика белых ночей»

В обзоре прослеживается работа научно-исследовательского проекта «Метафизика белых ночей» Северо-Западного центра культурологических и религиоведческих исследований. Проект изначально мыслился в парадигме постнеклассического философствования, предполагая содержать в себе не только теоретическую философскую интенцию, но и часть практическую, творческую. С 2010 г. в рамках этого проекта были проведены семь всероссийских конференций. Отдельное внимание уделяется последней конференции (2016) из этого проекта, которая была посвящена явлению монструозности в культуре.

The review describes the progress of the research project «The Metaphysics of the White nights» (North-Western Center for Cultural and Religious Studies). The project was originally conceived in the post-non-classical paradigm of philosophizing and expected to contain not only a theoretical philosophical part, but also a practical and creative ones. Since 2010, seven national conferences have been held. Special attention is paid to the latest conference (2016) devoted to the phenomenon of monstrosity in culture.

Ключевые слова: метафизика белых ночей, искусство, философия, архетип, хронотоп, монструозность, зооморфизм, сон, изнанка реальности.

Key words: metaphysics of the white nights, art, philosophy, archetype, chrono-tope, monstrosity, zoomorphism, dream, wrong side of reality.

17 июня 2016 г. состоялась VII всероссийская конференция в рамках научно-исследовательского проекта «Метафизика белых ночей» Северо-Западного центра культурологических и религиоведческих исследований. Тема конференции «Монструозность в культуре: от демонологии к неомифу» соответствовала основному замыслу про-

© Франциска Фуртай

екта как пост/неклассического философствования, предполагающего сочетание теоретической философской интенции с практической творческой деятельностью.

Идея этого проекта родилась в 2010 г. Возможно, под обаянием «Весёлой науки» Ф. Ницше инициаторам проекта хотелось серьёзные научные встречи сделать радостными и креативными. На наш взгляд, этого можно было достигнуть, учитывая специфику факультета философии, культурологии и искусства, сочетая теоретическую часть конференций с выставками, перформансом, художественными акциями. Внутренним концептуальным стержнем проекта явилось понимание того, что типологически современную цивилизацию можно отнести к «ночной культуре» [6, с. 212-218], в которой ночное время суток является периодом интенсивных проявлений ряда современных субкультур, художественных явлений, массовых развлечений, что, несомненно, требует философской рефлексии. Поэтому родилась идея все конференции этого проекта посвящать Ночи - от её физических характеристик до философского осмысления и художественных образов. Специфический момент к «портрету» проекта был подсказан Ириной Николаевной Мочаловой, предложившей завершать конференции ночными прогулками на теплоходе по Неве, любуясь «физическими характеристиками» белых ночей.

Закономерно поэтому, что первая конференция 2010 г. так и была названа: «Архетип ночи в мировой культуре». Открывалась конференция нестандартно, а именно модным дефиле молодых дизайнеров (что стало впоследствии фирменным стилем этих конференций), выпускников и учащихся ЛГУ имени А. С. Пушкина, чьи коллекции были объединены образом Царицы Ночи; звучала видеопоэтическая композиция «О, эта Ночь!»; состоялась тематическая фотовыставка [5, с. 219-224]. Конференция вызвала интерес известных философов Петербурга: В. Савчука, А. Грякалова, И. Евлампиева.

Конференция 2011 г. была посвящена ведущему искусству современного художественного процесса - кинематографу. «Герменевтика кино: сумерки смысла» - эта тема объединила выступления российских учёных В. Куренного, Л. Бугаевой, А. Фоменко, М. Уварова, И. Евлампиева. Кроме модного показа, названного «Чёрно-белое кино», состоялась премьера музыкального клипа «Между» (режиссёр Е. Савельева). Традиционно работа конференции сопровождалась художественными выставками фото и инсталляций [4, с. 222-228].

Большой всероссийский отклик вызвала третья конференция проекта, на которой организаторы попытались поднять тему зооморфиз-

ма в культуре - «Зооморфизм в культуре: метаморфозы ночного Петербурга» 2012 г. В конференции принимали участие докладчики из Москвы и Петербурга, Омска и Екатеринбурга, Калининграда и Калуги [2, с. 214-215]. Кроме ставшей традиционной презентации дизайнерских работ, открылась большая выставка живописных и фоторабот петербургских и мурманских художников (Ю. Зенин, В. Дрикель, И. Клюшкин, Л. Эглит и др.).

Как известно, 2012 г. переживался как весьма напряжённое в ментальном плане время («календарь майя»). Кто в шутку, а кто и достаточно серьёзно ждали конца света, мировых катаклизмов. Такие настроения в обществе не могли не подсказать тему конференции 14 июня 2013 г., в которой речь шла об «Апокалипсисе как явлении культуры» [1, с. 235-243; 3, с. 262-264]. Формат конференции был заявлен как всероссийский с международным участием. Участники из Петербурга, Перми, Омска, Самары, а также из Алма-Аты (Казахстан) рассуждали об апокалиптичности современной антропологии, о проблемах эволюционного трансгуманизма (А. Нестеров), о специфике выражения апофатического в искусстве (Ф. Фуртай), о садах как форме размышления о космическом (Е. Коляда), об апокалипсисе как форме религиозного откровения (Р. Дёмин), об апокалиптике средневековой Италии (М. Самарина), об образах апокалипсиса в искусстве (Н. Михайлова, Л. Кузнецова, Е. Савельева). Открытие конференции было отмечено показом трейлера документального фильма «Квадратное солнце», посвящённого 100-летней годовщине спектакля русских футуристов М. Матюшина, А. Кручёных, К. Малевича «Победа над солнцем» (автор идеи Ф.Фуртай, режиссёр Е. Савельева, оператор А. Николаев). Во время работы конференции состоялся также модный перформанс «Я за демонами следом...», работали выставки живописных и графических работ.

Тема конференция 2014 г. была навеяна универсальной тенденцией современной культуры, а именно серийностью, когда то, что хоть в какой-то мере имело успех, должно быть повторено! Так родился «Апокалипсис: дубль 2. Эсхатологический нарратив в культуре». На конференции традиционно состоялось модное дефиле, презентация арт-объекта, представляющего реконструкцию камеры-обскура XVII в., выставки коллажей, инсталляций, живописных работ петербургских художников. В конференции приняли участие не только представители российских городов, но и гость из Делийского университета (профессор Рухи Тиагу).

Конференция «Универсум Ночи: Сон как изнанка реальности»

2015 г. была посвящена теме, актуальной не только в современном гуманитарном знании, но и являющейся фактором формирования культурных реалий. Образ сна как иной, подчас скрытой и закодированной реальности активно используется в современной философии и художественной культуре. Эта конференция открыла второе пятилетие научно-исследовательского проекта «Метафизика белых ночей», поэтому её работа началась не только модным перформансом «Сны и сновидения» (руководитель М. Асалханова), но и приветственным видео «Все уснут...а мы останемся» (Е. Савельева, Ф. Фуртай). Меж-дисциплинарность темы обусловила тематическое многообразие выступлений докладчиков из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Великого Новгорода. Онтологический и антропосоциокультурный аспекты сна прозвучали в выступлении Ф. Фуртай, историко-философский - в докладах И. Мочаловой и А. Марчука, педагогический - в выступлении Р. Дёмина, аспекты сна как художественной метафоры в российском кино были продемонстрированы в докладе Е. Савельевой, а на примере скульптуры - в докладе А. Сечина. На конференции был высказан ряд интересных интенций, которые могли бы в дальнейшем привести к новым исследованиям или задать темы для последующих конференций: это образ сна в контексте творчества Данте (М. Самарина), сон как основа нарратива в компьютерных играх (С. Зотов), образная схожесть сновидений и памяти (М. Муратов). Традиционно конференция включала культурную программу.

Наверное, не надо объяснять, почему в нашем «ночном проекте» «Метафизика белых ночей» появилась тема монструозности. В снах иногда к нам приходят ночные кошмары, в человеческом воображении во тьме обитают причудливые невероятные существа, всё таинственное и зловещее окутано мглой - от дьявола в христианской традиции до вавилонской мифологической Тиамат. В разных культурных традициях монстр как персонификант монструозного изначально связан с мраком, тьмой, ночью. Невозможно не видеть, что объекты с характеристиками монстров сопровождают человека на протяжении всей его культурной истории. Гидры, мантихоры, циклопы, наги, вампиры, черти, вервольфы, никсы, драконы, гарпии, рак-шасы, тифоны, левиафан, гекатонхейры и прочие, и прочие. Но если есть конкретные персонификации, нашедшие своё воплощение в мифах, литературе, изобразительном искусстве, оказавшие влияние на миросозерцание древних и присутствующие в современной массовой культуре, то логично предположить, что есть некая ноуменальная

сущность, аналогичная семи эстетическим категориям - концепт монструозного, который постоянно феноменализируется в культурной реальности.

Попыткой философствования на тему этого «ускользающего концепта» и стала VII конференция «Монструозность в культуре: от демонологии к неомифу». Конференция была посвящена теме, не только актуальной в современном интеллектуальном пространстве, но действующей как фактор формирования современных художественных и социальных ментальностей. Поэтому тема монструозного была структурирована по различным аспектам: философское осмысление, социальные проявления и образы монструозного в искусстве.

На конференции отсутствовало традиционное дефиле - так как речь шла о монстрах, организаторы решили не переходить тонкую грань безобразного, нелепого и уродливого, которая может появиться, когда речь идёт о дизайне одежды. Напротив, молодым дизайнерам была предоставлена творческая свобода, чтобы они заглянули внутрь себя и визуализировали свои страхи, ночные кошмары, детские ужасы. Так родилась совокупность дизайнерских работ, объединённых девизом: «... из миража, из ничего, из сумасбродства моего».

В рамках культурной программы конференции были представлены: выставка графических листов «Сон разума рождает.» - автор М. Асалханова (канд. искусствоведения, доцент ЛГУ им. А. С. Пушкина, художник-технолог, член Союза театральных деятелей РФ, член Союза художников России); живописный проект «ШАПИТО-13» (Мурманск, Сочи, Санкт-Петербург, Москва) - фрагмент экспозиции - автор И. Клюшкин (художник, доцент ЛГУ им. А. С. Пушкина, член Союза дизайнеров России, член Союза художников России); выставки живописных работ и фотографии - авторы Л. Эглит (канд. с.-х. наук, доцент ЛГУ имени А. С. Пушкина, ландшафтный дизайнер, член Союза дизайнеров России), Б. Анушин (художник, доцент ЛГУ им. А. С. Пушкина, член Союза театральных деятелей, член Союза художников России).

Научно-исследовательский проект «Метафизика белых ночей» продолжает свою работу и как всегда в июне (2017 г.) состоится очередная VIII конференция: «"Что жизнь? Комедия страстей!" Метаморфозы театрального хронотопа в культуре», которая в фокус философского осмысления ставит процесс исторической эволюции культурного хронотопа на примере такого специфического социокультурного явления, как театральное пространство.

Список литературы

1. Демидова О. Р. В предчувствии Апокалипсиса: «умирание искусства» (философско-антропологический аспект) // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2013. - Т. 2. - № 3. - С. 235-243.

2. Мочалова И. Н., Фуртай Ф. Зооморфизм в культуре: метаморфозы ночного Петербурга // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2012. - Т. 2. -№ 4. - С. 214-215.

3. Фуртай Ф. Апокалипсис как явление культуры (обзор всероссийской научно-практической конференции) // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2013. - Т. 2. - № 3. - С. 262-264.

4. Фуртай Ф. Кино XXI века: сумеречная зона // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2011. - Т. 2. - № 3. - С. 222-228.

5. Фуртай Ф. «Ночь» и «День» как архетипы большого художественного стиля. // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2010. - Т. 2. - № 3. -С.219-224.

6. Щербаков В. П. Архетип современности: «сумерки просвещения» или «конец долгой ночи» // Вестн. Ленингр. гос. ун-та им. А. С. Пушкина. - 2010. -Т. 2. - № 3. - С. 212-218.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.