Научная статья на тему 'Герменевтика кино: сумерки смысла (научно-практическая конференция: обзор)'

Герменевтика кино: сумерки смысла (научно-практическая конференция: обзор) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
466
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Герменевтика кино: сумерки смысла (научно-практическая конференция: обзор)»

ФИЛОСОФИЯ КИНО

Герменевтика кино: сумерки смысла (научно-практическая конференция: обзор)

17 июня в период петербургских белых ночей в ЛГУ им. А.С. Пушкина на факультете философии, культурологии и искусства состоялась научно-практическая конференция: «Герменевтика

кино: сумерки смысла». Эта

конференция стала своеобразным подведением итогов работы Северо-западного регионального центра культурологических и религиоведческих исследований по реализации научноисследовательского проекта «Метафизика белых ночей» в 2010/2011 учебном году.

Из всех видов искусств - кино самое молодое. За сто лет своего существования оно проделало путь от фиксатора повседневности до «фабрики грёз» и «великого обманщика». Никогда в мировой

художественной истории ведущее искусство эпохи не было столь сво-

бодно от физических характеристик действительности. Но именно кино сегодня является главным транслятором ментальностей, образов, смыслов. Трансформация смыслов, симуляция реальностей, антроповиртуализация - таковы социокультурные характеристики «ночного века» -века кино. Именно эта герменевтическая составляющая киноискусства явилась лейтмотивом июньской конференции.

Работа конференции шла по следующим направлениям:

• конструирование смысла в кино: семантические коды;

• технологии в кино как фактор креативности;

• креолизованный текст: поэтика гиперреальности.

С докладами на конференции выступили: Фоменко А.Н. (СПГУТД) -«О разнице дискурсивных установок в отношении искусства и кино», Фуртай Ф.В. (ЛГУ им. А.С. Пушкина) - «Кино XXI века: сумеречная зона», Бугаева Л.Д. (СПбГУ) - «Ночное путешествие: семантика городского пространства», Уваров М.С. (СПбГУ) - «Оптика Петербурга в

кинематографическом измерении», Шатова Е.Н. (ЛГУ им. А.С. Пушкина) - «Немецкий экспрессионизм: мистика реальности - реальность мистики», Евлампиев И.И. (СПбГУ) - «Фильм А. Жулавски «Третья часть ночи» и его возможное влияние на творчество А. Тарковского».

Работу круглого стола «Симуляция смысла и смысл симуляции: кино как образ гиперреальности» открывал В. Куренной (НИУ ВШЭ, Москва) с выступлением о конструировании смысла и семантических кодах в современном кино. Проблемы креолизованного текста в кино и новой поэтики кинообраза поднимались в выступлениях других участников круглого стола. В его работе принимали участие Божков Б. (Из-во «Эй-дос»), Бугаева Л. (СПбГУ), Ватолина Ю. (СПбИУиП), Венкова А. (СПб. Отделение РИК), Дёмин Р. (РХГА), Дёмин М. (НИУ ВШЭ), Евлампиев И. (СПбГУ), Ковалевская М. (РГПУ им. А.И. Герцена), Конева А. (РГПУ им. А.И. Герцена), Кребель И. (ОГУ им. Ф.М. Достоевского, Омск), Кузнецова Л. (СПбГУ), Куренной В. (НИУ ВШЭ), Кушнарёва Л. (ЛГУ им. А.С. Пушкина), Мочалова И. (ЛГУ им. А.С. Пушкина), Смирнов И.Б. (ЛГУ им. А.С. Пушкина), Уваров М. (СПбГУ), Фоменко А. (СПГУТД), Фуртай Ф. (ЛГУ им. А.С. Пушкина), Харитонова М. (ЛГУ им. А.С. Пушкина), Шатова Е. (ЛГУ им. А.С. Пушкина), Щербаков В. (СПбТЭИ), Эглит Л. (ЛГУ им. А.С. Пушкина) и др.

В рамках конференции были организованы выставки коллажей и инсталляций «Мечты об Африке» (фантазии на темы фильма Лени Рифеншталь «Мечты об Африке»), «Старый Голливуд», «Киногрёза» (кураторы: М.В. Асалханова, Ф.В. Фуртай). Была показана кинокомпозиция «In between» (авторы: Фуртай Ф., Савельева Е.). Прошла презентация дизайнерских работ «Чёрно-белое кино» (руководитель проекта М.В. Асалханова).

Редакция журнала начинает публикацию материалов конференции и приглашает читателей принять участие в обсуждении затронутых проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.