Научная статья на тему 'ДИЗАЙН КОД ГОРОДА КАК ОСНОВА УНИКАЛЬНОСТИ И УЗНАВАЕМОСТИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДОВ ЕВРОПЫ)'

ДИЗАЙН КОД ГОРОДА КАК ОСНОВА УНИКАЛЬНОСТИ И УЗНАВАЕМОСТИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДОВ ЕВРОПЫ) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
7
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дизайн-код / городская идентичность / цветовое проектирование / цветодидактика / семиотика / гармония / экологичность.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Шапорева Анна Васильевна, Смольянинова Екатерина Сергеевна, Раковец Неля Станиславовна, Мицих Диляра Тагировна, Попова Юлия Александровна

В условиях стремительного урбанистического развития и глобализации формирование уникального облика города становится важнейшей задачей для городскихх властей, архитекторов и дизайнеров. Дизайн код города — это комплекс принципов, стандартов и рекомендаций, который задаёт единый вектор развития городской среды, обеспечивая её эстетическую, функциональную и культурную целостность. Статья посвящена методологическим вопросам моделирования городской среды, основанным на выявлении уникальных черт и идентичности территорий. Незначительные изменения в дизайн-коде города, которые на первый взгляд могут быть неочевидны, способствуют формированию комфортной городской среды. В статье освещаются художественно-профессиональные аспекты, включая восприятие цветовой гармонии, влияние цветов на психофизиологическое состояние человека в качестве ключевого инструмента для создания сбалансированного и экологического окружения, а также изоляции и внешней гармонии. В качестве примера в статье представлен анализ дизай-кода таких европейских городов, как Амстердам и Лондон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Шапорева Анна Васильевна, Смольянинова Екатерина Сергеевна, Раковец Неля Станиславовна, Мицих Диляра Тагировна, Попова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИЗАЙН КОД ГОРОДА КАК ОСНОВА УНИКАЛЬНОСТИ И УЗНАВАЕМОСТИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДОВ ЕВРОПЫ)»

УДК 712.01

ДИЗАЙН - КОД ГОРОДА КАК ОСНОВА УНИКАЛЬНОСТИ И УЗНАВАЕМОСТИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДОВ ЕВРОПЫ)

ШАПОРЕВА АННА ВАСИЛЬЕВНА

Заведующая кафедрой «Строительство и дизайн», доцент, PhD, НАО «Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева»

СМОЛЬЯНИНОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

студентка кафедры «Строительство и дизайн», группа ДЗ-21 НАО «Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева»

РАКОВЕЦ НЕЛЯ СТАНИСЛАВОВНА

Старший преподаватель кафедры «Строительство и дизайн» НАО «Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева»

МИЦИХ ДИЛЯРА ТАГИРОВНА

Старший преподаватель кафедры «Строительство и дизайн» НАО «Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева»

ПОПОВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Старший преподаватель кафедры «Строительство и дизайн» НАО «Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева»

Аннотация. В условиях стремительного урбанистического развития и глобализации формирование уникального облика города становится важнейшей задачей для городскихх властей, архитекторов и дизайнеров. Дизайн код города — это комплекс принципов, стандартов и рекомендаций, который задаёт единый вектор развития городской среды, обеспечивая её эстетическую, функциональную и культурную целостность.

Статья посвящена методологическим вопросам моделирования городской среды, основанным на выявлении уникальных черт и идентичности территорий. Незначительные изменения в дизайн-коде города, которые на первый взгляд могут быть неочевидны, способствуют формированию комфортной городской среды. В статье освещаются художественно-профессиональные аспекты, включая восприятие цветовой гармонии, влияние цветов на психофизиологическое состояние человека в качестве ключевого инструмента для создания сбалансированного и экологического окружения, а также изоляции и внешней гармонии. В качестве примера в статье представлен анализ дизай-кода таких европейских городов, как Амстердам и Лондон.

Ключевые слова: дизайн-код, городская идентичность, цветовое проектирование, цветодидактика, семиотика, гармония, экологичность.

Введение

Современный человек каждодневно испытывает на себе новые виды и «визуального шума». В городской среде: шум, хаотичные застройки, цветовые раздражители в виде рекламы, ярких вывесок, стилевое разнообразие формы различное по содержанию - все это влияет не только на здоровье человека, но и формирует его социокультурное поведение. Для нашего исследования особенный интерес представляет городская колористика, как знаковая система, способ визуальной коммуникации и средство гармонизации пространства для жизни человека.

Концепция «дизайн-код» в Казахстане появилась относительно недавно как реакция на усиливающуюся проблему чрезмерного визуального воздействия на городское пространство.

Рекламные элементы - от ярких вывесок и заметных баннеров до аудиорекламы и масштабных рекламных щитов - создают значительный визуальный шум, который нарушает упорядоченность облика города и затрудняет восприятие его уникальной, исторической идентичности. В этом контексте становится очевидной необходимость внедрения продуманного и сбалансированного дизайн-кода [1]. Рациональное регулирование визуальных компонентов окружающей среды способно не только повысить ее эстетическое качество, но и сохранить важные социальные и культурные ценности, что особенно актуально для современного Казахстана, стремящегося к созданию комфортных и гармоничных традиционных городских пространств [2].

Среди ведущих исследователей, их труды в значительной степени представляют собой развитие современных концепций урбанистики и градостроительства, следует выделить такие работы, как «Образ города» К. Линча [3], в котором исследуется восприятие городского пространства, «Жизнь среди зданий» Я. Гейла [4], анализ этого взаимодействия человека и архитектуры, и «Язык архитектуры постмодернизма» Ч. Дженкса [5], которая рассматривает развитие архитектурных стилей в девятом постмодернизме.

Среди отечественных ученых, занимающихся данной темой, можно отметить работы В.Т. Шимко [6], исследующего вопросы функциональности и эстетики городской среды, В.Л. Глазычева, анализирующая социальные аспекты урбанистики, Е.Л. Беляева [7], чьи работы касаются архитектурных и культурных мероприятий российских городов, и Е.Э. Павловской, [8] а также последующие вопросы формирования городской среды и охраны окружающей среды.

Материалы и методы исследования

Дизайн-код — это комплексный документ, содержащий правила и рекомендации по оформлению городской среды. Он включает в себя стандарты размещения и внешнего вида различных архитектурных элементов: фасадов зданий, вывесок, рекламных конструкций, освещения, небольших архитектурных форм и других объектов, которые влияют на визуальный облик города [9]. Основная цель дизайн-кода — создание эстетических, функциональных и содержательных пространств, которые учитывают исторические особенности, поддерживают местный бизнес, создают условия для пешеходов и способствуют развитию туризма. Такой документ помогает бороться с визуальным шумом, упорядочивает архитектурные решения и формирует условия.

Внедрение дизайн-кода решает ряд важных задач, направленных на улучшение городской среды и повышение качества жизни горожан [10]:

- сокращение избыточной рекламы;

- сохранение исторического наследия;

- поддержание визуального единства;

- решение городских проблем;

- установка современного оборудования;

- стимулирование здоровой конкуренции.

К основным принципам дизайн-кода относятся [11]:

1. Гармония,

2. Идентичность,

3. Экологичность,

4. Функциональность.

Процесс создания дизайн-кода включает в себя несколько этапов: анализ территории, сбор данных, разработка правил, внедрение и контроль. В целом, разработка дизайн-кода для создания комфортного, красивого и функционального городского пространства отвечает интересам жителей и соблюдает направленность на качество городской жизни. Как правило, власти города решают только один, два пункта, реализуя подобные проекты, но не задействуют весь комплекс, предполагаемый дизайн-кодом.

Одним из основных отличий городской колористики современных городов от цветной коллекции городов прошлых эпох является использование так называемого материального цвета. Например, в архитектуре Древнего Рима причины различных сортов камня и мрамора использовались в качестве средства создания системы знаков. Редкие цвета деревьев и разноцветные камни служили своеобразными символами, отражающими финансовые возможности и высокое социальное положение римской аристократии. Как утверждал Г. Земпер в своих трудах: «Материал должен был говорить сам за себя. Кирпич должен быть кирпичом, дерево — деревом, железо — железом». Это бережное отношение к естественному цвету, как к части аварийного языка [12].

Рассмотрим дизайн - код европейских городов. Одним из самых ярких является дизайн -код Амстердама. Ниже рассмотрим его особенности.

1. Историческая честность. В Амстердаме, как и во многих других европейских городах, действуют строгие требования по сохранению исторического наследия. Многие районы города, включая центр его знаменитой сети ресторанов, охраняются ЮНЕСКО как объекты культурного наследия. Поэтому дизайн-код в сосредоточен на сохранении исторических обликов зданий и элементов городского ландшафта. Это включает в себя: использование традиционных материалов, таких как кирпич, для фасадов зданий; сохранение архитектурных элементов, характерных для золотого века Голландии, наприме декоративных фронтонов и окон с маленькими стеклами, крыш с характерными наклонами (рисунок 1).

Рисунок 1. -Здания Амстердама

2. Цветовая палитра. Архитектурная колористика Амстердама основана на теплых оттенках, таких как красный, коричневый, бежевый, с акцентами на более нейтральные и пастельные цвета, чтобы не перегружать визуальное восприятие города. В отдельных случаях можно использовать яркие цвета для акцентных элементов, таких как двери, окна, вывески и декор, которые добавляют динамики, но при этом не обеспечивается общий баланс. Важным аспектом является то, что в исторических зонах города соблюдается строгий контроль за выбором цвета, чтобы сохранить гармонию с независимыми архитектурными стилями.

3. Материалы и текстуры. В Амстердаме широко используются натуральные и экологически чистые материалы, такие как кирпич, камень и дерево. Эти материалы придают городу его характерный вид и помогают сохранить экологическую устойчивость. В частности, фасады зданий часто обрабатываются так, чтобы добиться максимальной естественной текстуры материала, что также способствовало бы гармонии в городской среде.

4. Наружная реклама и вывески. В Амстердаме также действуют ограничения на наружную рекламу и вывески. Здесь большое внимание уделяется тому, чтобы рекламные элементы не нарушали визуальную гармонию городской среды. Например, вывески должны быть выполнены в мягком стиле, соответствовать цветовой палитре и внешнему контексту.

Часто используются сдержанные, простые формы и шрифты, чтобы избежать визуального загрязнения [13].

5. Общественные пространства и благоустройство. Дизайн-код Амстердама активно работает над улучшением инфраструктуры. Это включает в себя устойчивое озеленение, качественное освещение, использование мебели, соответствующий стиль города, и создание зоны для отдыха, которые гарантируют гарантированные качества жизни. Вдоль оттенков, например, часто встречаются скамейки и зеленые зоны, которые органично вливаются в окружающую среду.

6. Инновации в дизайне. В последние годы Амстердам также активно внедряет современные тенденции в урбанистике и архитектуре, уделяя особое внимание и экологии. Город активно развивает интерактивные и инновационные решения, включая использование умных технологий в сфере энергетики и благоустройства, а также устойчивых материалов для нового строительства.

Архитектурная колористика Амстердама представляет собой сложную палитру, которая отражает богатую культурную и историческую традицию города, а также его уникальное расположение и климатические условия и представляет собой идеальный баланс между исторической целостностью и современными тенденциями, создавая комфортное и эстетичное приятное пространство для жителей и туристов. Дизайн-код Амстердама можно описать как интеграцию исторических идентичностей города с современными требованиями к устойчивому и комфортному развитию городской среды.

Колористика дизайн-кода Лондона соответствует широкому спектру практик, направленных на сохранение визуальной гармонии в городском пространстве и улучшение восприятия окружающей среды как для местных жителей, так и для туристов. В Лондоне, как и в других мировых мегаполисах, цветная палитра играет ключевую роль в создании уникальной атмосферы, а дизайн-код учитывает, как историческую, так и современную архитектуру (рисунок 2).

1. Исторический контекст и сдержанная палитра. В исторических регионах Лондона, таких как Сити или Вестминстер, цветовая гамма, как правило, сдержана и нейтральна. Это связано с сохранением архитектурных традиций и стремлением вписать новые здания в контекст старинных улиц и площадей. В таких регионах преобладают:

-Кирпичные оттенки (тёмно-красные, коричневые и терракотовые цвета), которые использовались для фасадов зданий и придавали им твёрдость и устойчивость.

-Пастельные оттенки и бежевые цвета, которые часто встречаются в декоративных элементах зданий и улиц. Эти цвета мягко гармонируют с материалами, такими как камень и кирпич.

- Тёмно-серые, чёрные и угольно-синие также распространены в архитектуре исторических зданий, особенно в лондонском Сити, где строгие цвета отражают солидность и престиж.

Рисунок 2.- Улица Лондона

2. Современная колористика. Современные районы Лондона, такие как Канари-Уорф, Лондонский мост и Шордич, используют более яркие и эксцентричные цветовые решения, чтобы противостоять динамичности и креативности города. В этих регионах можно наблюдать:

-Графитово-серые и белые фасады, которые доминируют в современных офисных и жилых зданиях, подчёркивая стиль минимализма и технологичности.

-Ближе к воде, в районе Кэмдена или на набережной Темзы , можно встретить яркие, насыщенные цвета, например, красный , оранжевый и желтый , которые создают визуальные акценты на новых зданиях и общественных пространствах.

-В некоторых регионах, таких как Шордич, используется яркое уличное искусство и граффити, которые привносят экспрессию цветов и креативность в урбанистическую среду.

3. Цветовая гармония с изображением окружения. Лондон активно использует природные элементы и озеленение, что также влияет на цветовую палитру города:

Зелёные цвета активно присутствуют в садах, парках и на крышах зданий, что позволяет «смягчить» городской пейзаж и создать комфортную атмосферу для горожан.

В проектах ландшафтного дизайна, например, в парке Королевы, используется разнообразие зелёных оттенков, что помогает интегрировать городской ландшафт с природой.

4. Рекламные и общественные места. В Лондоне главное место занимает регулирование цветовой палитры для рекламных конструкций и вывесок, особенно в исторических и туристических регионах:

Нейтральные цвета и сдержанные ходы используются в вывесках и рекламных материалах, чтобы не перегружать зрительное восприятие и не нарушать архитектурную целостность.

В регионах с высокой активностью, таких как Пикадилли и Ковент-Гарден, яркие и контрастные цвета для рекламы, такие как красный, синий и желтый (рисунок 3).

Рисунок 3.- Рекламные баннеры на улице Пикадилли

5. Принципы выбора и применения цветов. Лондонский дизайн-код ориентируется на несколько ключевых значений при выборе цветовой гаммы:

-Гармония и контекстность: важно, чтобы цвета зданий и фасадов сочетались с современной современностью и архитектурой, отражением стиля и исторического значения места.

-Экологичность: использование экологически чистых материалов и цветов, которые не нарушают природный баланс и гармонию в городской среде.

-Функциональность: выбор цвета, который соответствует стандартам городской жизни, например, использование более спокойных оттенков для офисных и жилых зданий и ярких цветов для общественных помещений, чтобы создать визуальные акценты.

Колористика Лондона представляет собой изысканное сочетание исторических традиций и современных тенденций, с акцентом на неразрывном взаимодействии с природной природой и технологическими инновациями. В разных регионах города цвета выполняют разные функции: от создания стабильности и уютной атмосферы в исторических зонах до динамичных и ярких решений в современных регионах.

Результаты

Дизайн код города — это стратегический инструмент, который обеспечивает гармоничное развитие городской среды, делая её уникальной, функциональной и узнаваемой. Он помогает объединить прошлое и будущее, традиции и инновации, эстетику и практичность, создавая город, в котором приятно жить, работать и отдыхать. Именно через применение единых стандартов и принципов формируется облик города, который остаётся в памяти как образец гармоничного и современного урбанизма.

Таким образом, моделирование урбанистического пространства с помощью дизайн-кода цвета основано на трех ключевых принципах: гармоничности, территориальности и экологичности.

Принцип гармоничности предполагает, что принятие колористических решений дизайн-кода должно основываться на глубоких знаниях теории цвета, а также учитывать основные физические свойства цвета и психологию восприятия. Правильное сочетание цветов создает визуальное единство, которое способствует комфортному восприятию окружающей среды и воплощается в существующую городскую среду.

Принцип территориальности требует тщательного подхода к выбору цветовых сочетаний, основанных на культурно-этнических особенностях местного населения. Изучение и учет культурной идентичности территории имеют важное значение, так как многие города, особенно в период индустриализации (XX век), утратили свою уникальность и необходимо были восстановлены. Природные особенности и объекты культурного наследия должны стать основой для создания нового пространства городской среды, учитывающего индивидуальность каждого города.

Принцип экологичности заключается в использовании для строительства местных натуральных материалов, которые можно утилизировать экологически чистыми методами или использовать повторно. Эти соглашения не только сохраняют природный баланс, но и возвращают материальные цвета в палитру архитекторов и дизайнеров. Важно также использовать элементы озеленения и особенности природного ландшафта в качестве основы для цветовых решений при проектировании, которые помогут создать устойчивую и экологически чистую городскую среду.

ЛИТЕРАТУРА

1. Shaporeva Anna, Smolyaninova Ekaterina. City design code: color aspect // ELS. 2024. №31 декабрь 8.С 3-10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/city-design-code-color-aspect (дата обращения: 11.02.2025). DOI 10.24412/2709-1201-2024-318-3-10

2. Шапорева А. Смольянинова Е. Дизайн код города - колористический аспект. ATU Design Science. Том 1. №1. 2024.-С. 30-38.

3. Линч К. «Образ города» К. https://www.glazychev.ru/books/translations/Lynch/Lynch_Image_of_the_city/Lynch_Image_o f_the_city_1.htm

4. Гейл Я. «Жизнь среди зданий» https://knigogid.ru/books/269414-zhizn-sredi-zdaniy?ysclid=m6zssz35i1314391863

5. Дженкс Ч. «Язык архитектуры постмодернизма» https://tehne.com/library/dzhenks-ch-yazyk-arhitektury-postmodernizma-m-1985

6. Шокорова Л.В. Дизайн-проектирование: стилизация: учебное пособие для СПО. Москва: Издательство Юрайт, 2017. 74 с.

7. Лола Г.Н. Дизайн-код: методология семиотического дискурсивного моделирования. СПб: Береста, 2019. 264 с.

8. Романова Д.Н. «Дизайн-код» существующего государственного благоустойства // Традиции и инновации в строительстве и архитектуре. Градостроительство: Сборник статей под редакцией М.В. Шувалова. 2018. C. 264-266.

9. Романенко И.И. Комфортная городская среда и ее влияние на социально-экономическое развитие региона // Инженерный вестник Дона: электронный журнал. 2018. №. 3 (50). С. 48-55.

10. Стариков А.А. Качество жизни граждан и комфортная городская среда // Академический вестник Уралниипроект РААСН. 2017. №3. С.46-49.

11. Грибер Ю.А. Градостроительная живопись: монография. М.: Издательство Юрайт, 2019. 133 с.

12. Кузвесова Н.Л. История дизайна: от викторианского стиля до ар-деко: учебное пособие для академического бакалавриата. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 202 с.

13. Буймистору Т.А. Колористика: цвет -ключ к красоте и гармонии. Москва: Ниола-Пресс, 2010. 236 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.