DOI 10.23859/1994-0637-2017-2-77-23 УДК 37.013
Лебедева Наталья Васильевна
Кандидат психологических наук, доцент, Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы (Москва, Россия) E-mail: [email protected]
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РАМКАХ АНДРАГОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы диверсификации системы дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы с учетом андрагогического подхода. На примере института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы города Москвы представлено обеспечение диверсификации как расширение форм обучения, образовательных технологий, разработка новых дополнительных профессиональных программ, осуществление которых происходит в рамках андрагогического подхода
Ключевые слова. Диверсификация, дополнительное профессиональное образование, специалист социальной сферы, андра-гогика.
© Лебедева Н.В., 2017
Lebedevа Natalya Vasilyevna
PhD in Psychology, Associate Professor, Institute of further vocational education for social workers, Department of labor and social protection of the population of Moscow (Moscow, Russia) E-mail: [email protected]
DIVERSIFICATION OF FURTHER VOCATIONAL EDUCATION FOR SPECIALISTS OF SOCIAL SPHERE IN THE FRAMEWORK OF ADRAGOGICAL APPROACH
Abstract. The article concerns topical issues of diversification of the system of further vocational education for specialists of social sphere taking into account adragogical approach. Using the example of Institute of further vocational education for social workers of Moscow the author represented provision of diversification as the expansion of forms of education, educational technologies, development of new additional vocational programs, the implementation of which occurs within adragogical approach
Key words. Diversification, further vocational education, specialist of social sphere, andragogy.
Введение
Динамичные социально-экономические преобразования российского общества и экономики диктуют необходимость постоянного повышения профессионализма специалистов социальной сферы. Требования к профессиональной компетентности предполагают расширение системы знаний, умений и навыков, необходимых как для эффективной профессиональной деятельности, так и для жизнедеятельности в целом.
Введение в действие с 1 января 2017 г. ФЗ-№ 238 «О независимой оценке квалификации», а также реализация профессиональных стандартов в социальной сфере актуализируют развитие дополнительного профессионального образования, способ-
ного обеспечить переподготовку и повышение квалификации специалистов социальной сферы.
Однако, в настоящее время возникла объективная необходимость преобразования дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) специалистов социальной сферы, отвечающего запросам рынка труда, а также личности самого специалиста.
Цель данной работы состоит в том, чтобы выявить основные тенденции модернизации ДПО специалистов социальной сферы и необходимость диверсификации системы ДПО на основе андрагогического подхода как принципа инновационного структурирования системы ДПО, обеспечивающей возможность вариативности образовательных услуг и программ, типов, видов и форм.
Основная часть
Термин «диверсификация» применительно к образованию стал применяться в конце 60 - начале 70-х гг. прошлого века, когда возникла необходимость реформирования образовательных систем. Данным термином обозначались разнообразие, разностороннее развитие, расширение видов образовательных услуг.
Термин диверсификация в образовании «означает переход от многоуровневой структуры образования к многообразию уровней форм получения образования. Она призвана расширить возможность самореализации личности. В профессиональном образовании наметилось два основных пути диверсификации: многоступенчатая и многоуровневая подготовка кадров» [8, с. 153]. Результатом диверсификации образовательной системы является гуманистическая личность, подготовленная к профессиональной деятельности, имеющая сформированные познавательные запросы и духовные потребности, способная самостоятельно их удовлетворять; это достигается за счет развития социокультурных адаптивных возможностей человека на протяжении всей его жизни посредством приобретения и освоения знаний, умений и навыков, в том числе профессиональных, в системе формального, неформального образования и самообразования» [7, с. 14].
Ганичева А.Н. рассматривает диверсификацию современного образования как принцип инновационного структурирования системы образования, обеспечивающей возможность вариативности образовательных услуг и программ, типов, видов и форм образовательных организаций. Сегодня рынок образовательных услуг требует от ДПО многоуровневой и многоступенчатой профессиональной подготовки [2, с. 21].
Багин В.В. отмечает, что обеспечить диверсификацию системы ДПО могут такие средства, как создание открытой образовательной системы, организация новых видов образовательных услуг в сфере ДПО, расширение числа сфер деятельности на рынке образовательных услуг, глубокая трансформация образовательных технологий и образовательной структуры, кардинальное изменение имиджа образовательного учреждения ДПО и гибкая реакция на изменение спроса на рынке труда и рынке образовательных услуг [1, с. 66].
Автор подчеркивает, что «в плане становления и дальнейшего развития системы ДПО диверсификация - это не только система, но и процесс и результат ее создания, реализованные в постоянно обновляющемся и расширяющемся спектре образовательных программ и образовательных структур, которые характеризуются непрерывностью, многоуровневостью, многопрофильностью, расширением поля образовательной и профессиональной деятельности. Диверсификация как процесс состоит в постоянном динамичном расширении спектра образовательных программ, реализуемых в системе ДПО на разных уровнях и в различных формах с использованием
современных технологий и ориентированных на развитие новых направлений, специальностей, отвечающих требованиям сегодняшнего дня, в гибком перестраивании образовательных структур в соответствии с запросами рынка образовательных услуг. Диверсификация как результат определяет модернизацию системы ДПО, ее организационную и структурную перестройку» [1, с. 69].
В свою очередь, все выше перечисленное необходимо осуществлять с учетом ан-драгогического подхода. Андрагогика, как наука об обучении взрослых, составляет фундамент, на котором строится учебно-образовательный процесс ДПО. Змеев С.И. - основоположник отечественной андрагогики выделяет основные положения, которыми руководствуется современная андрагогика:
- главенство самостоятельного обучения, когда именно самостоятельная деятельность обучающихся становится основным видом учебной деятельности;
- организация совместной работы, связанной с планированием, реализацией и оцениванием процесса обучения;
- опора на опыт обучающегося, который применяется как источник обучения;
- индивидуализация обучения: каждый обучающийся совместно с преподавателем, а в некоторых случаях и со своими коллегами создает индивидуальную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели обучения и учитывающую опыт, уровень подготовки, психофизиологические, когнитивные особенности каждого;
- системность обучения, предполагающая соблюдение соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов;
- контекстность обучения - в соответствии с этим принципом, обучение, с одной стороны, преследует конкретные, жизненно важные для обучающегося цели, ориентированные на выполнение им социальных ролей, а с другой стороны, строится с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и его пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов (усилий);
- актуализация результатов обучения, предполагающая безотлагательное применение на практике приобретенных знаний, умений, навыков, качеств;
- элективность обучения, означающее предоставление определенной свободы при выборе целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, времени, места обукчения и оценивания результатов;
- развитие образовательных потребностей - согласно этому принципу, оценивание результатов обучения осуществляется путем выявления реальной степени освоения учебного материала и определения того минимума, без освоения которого невозможно достижение поставленной цели, а процесс обучения строится в целях формирования новых образовательных потребностей, конкретизация которых осуществляется после достижения определенной цели [3, с. 43].
Любые направления диверсификации ДПО специалистов социальной сферы должны учитывать представленные положения андрагогики.
Опыт работы Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы (ИДПО ДТСЗН) показывает, что для осуществления модернизации ДПО необходим андрагогический подход. Прежде всего во главе угла учебно-образовательного процесса стоит слушатель ДПО. Поскольку для взрослого человека обучение становится одним из способов саморегуляции в профессии или в жизни в целом, он всегда хочет знать, для чего ему учить именно этот материал. Таким образом, в отличие от ребенка, его смысловые установки и мотивация обучения гораздо более осознанны и отличаются четкостью.
Потребность совершенствовать свой профессиональный уровень появляется у специалистов социальной сферы в процессе решения проблем, возникающих в их жизни, в общественной и трудовой деятельности. Слушатель ДПО оценивает полученные знания, сопоставляя их со своими практическими запросами. Личностной значимостью знаний определяется мотивированность познавательной деятельности взрослого, ее активность и целенаправленность.
В процессе обучения специалист социальной сферы как взрослый человек стремится занять активную позицию. С одной стороны, он всегда внутренне реагирует на предлагаемое содержание обучения (причем иногда довольно негативно, вплоть до полного отказа от предлагаемой информации). В отличие от ребенка слушатель ДПО обычно не склонен имитировать интерес и включенность в учебное занятие, если таковые отсутствуют. Напротив, зачастую он стремится публично выразить свое несогласие или протест преподавателю и аудитории. С другой стороны, выступая сегодня в роли потребителя образовательных услуг, слушатель заинтересован в качестве получаемого «товара» и занимает позицию требовательного и критически настроенного клиента.
Имея определенный опыт в образовании, специалист социальной сферы способен сам оценить и выбрать способ и формы обучения, поэтому преподавателю ДПО необходима ориентация на восприятие и самовосприятие слушателя в ситуации его обучения. Слушатель предпочитает такую организацию учебно-образовательного процесса, в которой другими людьми будет востребован его опыт и отношения. Не меньше, чем учебная информация, взрослому человеку бывают интересны преподаватели и коллеги по учебной группе в личностном и индивидуальном плане. Поэтому обучение в ДПО специалистов социальной сферы предполагает атмосферу партнерства, взаимопомощи и поддержки [4, с. 169].
В настоящее время в ИДПО происходит замена традиционного академического обучения новой учебно-образовательной системой, способной моделировать и воспроизводить в сфере образования практико-ориентированный подход. Это выражается в активном внедрении интерактивных форм обучения. Помимо традиционных лекций в ИДПО все большую часть обучения занимают семинары, практикумы, тренинги, деловые игры, квесты и мн. др.
Отдельно необходимо выделить кейсы, которые используются во всех образовательных программах. Сегодня решение ситуационных задач из профессиональной деятельности специалистов социальной сферы позволяет в учебных аудиториях моделировать практические ситуации из области социальной работы. По своей целевой направленности кейсы, используемые в учебно-образовательном процессе ИЛПО, условно можно разделить на три содержательных типа:
1. Кейсы, иллюстрирующие проблему, концепцию или решение в целом. Как правило, подобные «иллюстративные» кейсы используются на учебных занятиях по всем дисциплинам учебного плана в качестве введения в обсуждаемую проблему.
2. Кейсы, обучающие анализу и оценке ситуации, выполняющие функцию овладения нормами социальной работы и правилами профессиональной деятельности. К этому типу относятся кейсы, направленные на овладение специалистами социальной сферы такими необходимыми практическими знаниями, как слушание, наблюдение, диагностика, прогнозирование и др. Для этой цели наиболее эффективными являются видеосюжеты, отражающие реальные ситуации с участием специалиста социальной сферы.
3. Кейсы, обучающие решению проблемы и принятию решений, выполняют функцию формирования у специалистов социальной сферы профессиональных умений и развития оперативного мышления специалиста.
Рассмотренные формы и типы кейсов обеспечивают возможность использования данного метода для достижения различных образовательных целей во всех формах обучения ИДПО. Для этого необходимо не только правильно создавать и постоянно обновлять банк специально подготовленных обучающих кейсов, но и правильно использовать эти материалы в учебном процессе.
Необходимо отметить, что оценка знаний в формате тестирования также активно использует решение ситуационных задач. Разработан тренажер ИДПО - система целенаправленной подготовки и тренировки слушателей при многократном выполнении как тестовых заданий на знание нормативно-правовых основ в области социальной сферы, так и необходимых знаний, умений и навыков для осуществления профессиональной деятельности. Главное отличие данного тренажера состоит в том, что более половины тестовых заданий - это кейсы, разработанные в соответствии с моделью профессиональных стандартов социальной сферы.
Введение профессиональных стандартов в социальной сфере ставят перед ДПО задачи разработки новых дополнительных профессиональных программ переподготовки и повышения квалификации с учетом формирования профессиональных компетенций, согласно данным стандартам.
Диверсификация ДПО специалистов социальной сферы предполагает постоянное расширение спектра образовательных программ. Так, в 2016-2017 уч. г. в ИДПО впервые реализуются дополнительные программы переподготовки с присвоением квалификации (объемом 680 часов) «Социальная работа и развитие организации системы социальной защиты населения», «Управление персоналом в организациях социальной сферы», «Социально-педагогическая и социально-психологическая деятельность с семьей и детьми в организациях социальной сферы». Разработаны с учетом профессиональных стандартов новые программы переподготовки: «Социальная реабилитация инвалидов», «Управление государственными закупками» (объемом 540 часов), курсы повышения квалификации: «Социальное сопровождение в деятельности учреждений социального обслуживания», «Профессиональное мастерство специалистов социальной сферы в области семьи и детства» и мн. др.
На постоянной основе разрабатываются и реализуются семинары-практикумы «Качество социальных услуг: пути и средства обеспечения», «Специалист социальной организации в условиях перемен. Готовность к изменениям», «Бенчмаркинг в организациях социального обслуживания», «Аутизм: диагностика и социально-педагогическое сопровождение» и др.
Проведение всех дополнительных профессиональных программ в ДПО специалистов социальной сферы осуществляется с учетом андрагогического подхода к обучению. Андрагогический подход в ДПО позволяет учитывать мотивационные потребности слушателей, так как мотивы образовательной деятельности у специалистов социальной сферы содержат практическую составляющую с получением конкретного опыта и непосредственным воплощением его в свою профессиональную деятельность в самой ближайшей перспективе.
Выводы
Исследования с целью выявления особенностей обучения специалистов социальной сферы в ДПО, проведенные на базе ИДПО, показывают, что:
- специалисты социальной сферы проходят обучение в системе ДПО с целью повышения своего профессионального уровня, а именно: совершенствования навыков профессиональной деятельности, приобретения и пополнения практических знаний в области социальной работы, знакомства с инновационными технологиями социального обслуживания населения;
- слушатели ИДПО, для которых вопросы социально-экономического характера являются актуальными, желают по окончании обучения получить некую стабильность в виде сохранения рабочего места, а также повышения заработной платы и возможности карьерного роста;
- обучение слушателей в ИДПО способствует профессионально-личностному развитию специалистов социальной сферы [5, с. 22].
Опыт учебно-образовательной деятельности ИДПО свидетельствует о том, что андрагогический подход в обучении специалистов социальной сферы позволяет организовывать и реализовывать образовательный процесс с наибольшей результативностью.
ДПО отрасли труда и социальной защиты населения сегодня является двигателем, способным постоянно активизировать профессионально-личностное развитие специалистов социальной сферы [6, с. 7].
Таким образом, с учетом проведенного анализа можно утверждать, что сегодня диверсификация ДПО специалистов социальной сферы крайне актуальна и необходима, а все многообразие новых видов, типов, форм, вариативность дополнительных профессиональных программ, образовательных технологий должны осуществляться в рамках андрагогического подхода, позволяющего результативно выстраивать ДПО с учетом специфики взрослой аудитории, а именно: специалистов социальной сферы.
Литература
1. Багин В.В. Диверсификация как механизм реализации стратегий развития системы дополнительного профессионального образования // Интеграция образования. 2006. № 2. С. 6672.
2. Ганичева А.Н. Диверсификация образовательных услуг и рынок образовательных услуг столицы: результаты мониторинга // Современные тенденции в дополнительном образовании взрослых: Материалы II Международной научно-практической конференции. Минск, 27-28 ноября 2014. С. 20-26.
3. Змеев С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. М.: Пер СЭ, 2007. 272 с.
4. Лебедева Н.В. Андрагогический подход к образовательным технологиям в системе переподготовки и повышения квалификации // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. № 4. Т. 1. С. 168-171.
5. Лебедева Н.В. Дополнительное профессиональное образование специалистов социальной сферы: андрагогические основы обучения // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 12. С. 20-22.
6. Лебедева Н.В. Роль дополнительного образования в профессионально-личностном развитии специалистов по социальной работе. Уфа: Инфинити, 2015. 225 с.
7. Мангер Т.Э. Диверсификация системы непрерывного образования в социо-культурной сфере: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2008.
8. Общая и профессиональная педагогика. Брянск: Брян. гос. ун-т, 2003. Кн. 1. 174 с.
References
1. Bagin V. Diversifikatsiia kak mekhanizm realizatsii strategii razvitiia sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniia [Diversification as a mechanism of realization of strategy of development of system of additional professional education]. Integratsiia obrazovaniia [Integration of education], 2006, no. 2, pp. 66-72.
2. Ganicheva A.N. Diversifikatsiia obrazovatel'nykh uslug i rynok obrazovatel'nykh uslug stolit-sy: rezul'taty monitoringa [Diversification of educational services and the educational services market of the capital: the results of the monitoring]. Sovremennye tendentsii v dopolnitel'nom obrazova-
nii vzroslykh: Materialy II Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Current trends in further education of adults: proceedings of the II international scientific-practical conference]. Minsk, November 27-28, 2014, pp. 20-26.
3. Kites S.I. Andragogika: osnovy teorii, istorii i tekhnologii obucheniia vzroslykh [Andragogy: fundamentals of theory, history and technology of adult learning]. Moscow: Per SE, 2007, 272 p.
4. Lebedeva N.In. Andragogicheskii podkhod k obrazovatel'nym tekhnologiiam v sisteme pere-podgotovki i povysheniia kvalifikatsii [Adragogical approach to educational technologies in the system of retraining and improvement of qualification]. Vestnik Cherepovetskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Cherepovets state University], 2013, no. 4, Vol. 1, pp. 168-171.
5. Lebedeva N.In. Dopolnitel'noe professional'noe obrazovanie spetsialistov sotsial'noi sfery: an-dragogicheskie osnovy obucheniia [Additional professional education of specialists of social sphere: adragogical foundations of teaching]. Professional'noe obrazovanie. Stolitsa [Professional education. Capital], 2016, no. 12, pp. 20-22.
6. Lebedeva N.In. Rol' dopolnitel'nogo obrazovaniia v professional'no-lichnostnom razvitii spetsialistov po sotsial'noi rabote [The role of additional education in vocational and personal development experts in social work]. Ufa: infiniti, 2015, 225 p.
7. Munger T.E. Diversifikatsiia sistemy nepreryvnogo obrazovaniia v sotsio-kul'turnoi sfere: av-toref. dis. ... d-raped. nauk [Diversification of the system of continuous education in socio-cultural sphere: author's abstract. Dr. dis.]. Moscow, 2008.
8. Obshchaia i professional'naia pedagogika [General and vocational pedagogy]. Bryansk: Bryansk State University, 2003. V. 1, 174 p.
Лебедева Н.В. Диверсификация дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы в рамках андрагогического подхода // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №2(77). С. 156-162.
For citation: Lebedevа N.V. Diversification of further vocational education for specialists of social sphere in the framework of adragogical approach. Bulletin of the Cherepovets State University, 2017, no. 2 (77), pp. 156-162.