Подготовка педагогов
УДК 378
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ: СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ*
Е.Б. Береговая, Н.В. Лебедева
Статья выполнена в рамках грантовой поддержки Комитета общественных связей г. Москвы проекта «ПРОФЛАБ - система межсекторного взаимодействия и обмена профессиональным опытом сотрудников учреждений социальной сферы». Договор № 59/с/17
Аннотация. В статье обосновывается актуальность профессионального развития специалистов социальной сферы в условиях динамичных социально-экономических преобразований российского общества. Раскрываются понятия профессионализма, профессиональной компетентности, профессионального развития специалиста социальной сферы. Представлены пути и механизмы профессионального развития в условиях дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы. Обозначены эффекты создания образовательного пространства (андрагогическая модель обучения, прогредиентный педагогический подход), способствующие профессиональному развитию специалистов социальной сферы, совершенствованию профессиональных компетенций, самообразованию и саморазвитию специалистов новой формации.
Ключевые слова: профессиональное развитие, специалист социальной сферы, профессиональная компетентность, дополнительное профессиональное образование
PROFESSIONAL DEVELOPMENT AND SUPPLEMENTARY PROFESSIONAL EDUCATION OF SPECIALISTS IN SOCIAL SPHERE: MODERN ASPECTS OF INTERACTION
E. Beregovaya, N. Lebedeva
Abstract. The article proves the urgency of specialists in the social sphere professional development in the conditions of Russian society dynamic social and economic transformations. The concepts of professionalism, professional competence, professional development of a specialist in the social sphere are revealed. The ways and mechanisms of professional development are presented in the conditions of supplementary professional education of social sphere specialists. The effects of the educational space creation (the andragogical model of education, the progredient pedagogical approach), which contribute to the professional development of specialists in the social sphere, the improvement of professional competencies, self-education and self-development of specialists of the new formation are described.
Keywords: professional development, social sphere specialist, professional competence, supplementary vocational education.
В настоящее время социальная сфера России быстро обновляется, кардинально меняя направления деятельности специалистов. Очевидно, что это требует подготовки и постоянного профессионального роста не только высококвалифицированных, но и мобильных, то есть - способных «работать на опережение» сотрудников.
Какими качествами должны обладать такие специалисты?
Прежде всего, быть профессионально компетентными, а это означает, что у них достаточно активно должна быть развита мотивация на профессиональное
совершенствование, на самостоятельное освоение необходимых для специалиста новой формации знаний и навыков.
Особо важно при этом, что реальная деятельность профессионалов в социальной
сфере имеет:
- во-первых, отчетливую гуманитарную направленность;
- во-вторых, ее объектом становятся часто принципиально различные категории населения;
- в-третьих, для специалистов социальной сферы необходимо умение включаться в проблемы социально уязвимых категорий, лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию -например, детей-сирот.
Проблематика выявления основ
эффективного взаимодействия таких
многокомпонентных процессов, как
профессиональное развитие и обучение в сфере дополнительного профессионального
образования, связана с требованиями современного российского законодательства к повышению уровня компетентности
специалистов, в том числе - специалистов
социальной сферы. Среди основных государственных документов назовем прежде всего:
- Федеральный Закон № 238 «О независимой оценке квалификации», который регулирует процедуру подтверждения соответствия квалификации работника положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, актуализирует вопросы профессионального развития специалистов социальной сферы;
- Указ Президента РФ В.В. Путина «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [8], в котором четко обозначена необходимость изменений в подготовке кадров для социальной сферы. При этом одной из стратегических составляющих этих изменений являются разработка и внедрение профессиональных стандартов в социальной сфере.
Данные стандарты имеют межведомственный характер, что позволяет решать проблемы контроля за качеством исполнения самых различных профессиональных функций, которые присущи деятельности сотрудников организаций социальной сферы.
Хотим отметить, что, в целом, проблематика профессионального развития - в том числе, сотрудников социальной сферы достаточно глубоко изучена в современных психолого-педагогических исследованиях.
Так, общетеоретические и методологические вопросы рассмотрены в трудах В.Г. Бочаровой, М.А. Галагузовой, П.Д. Павленка,
Е.И. Холостовой, М.В. Фирсова, Н.Б. Шмелевой. Учеными определены факторы, которые оказывают позитивное влияние на выбор профессии, на ход профессиональной самореализации, на стимулирование
профессионального мастерства.
Практические аспекты становления профессионала затронуты А.К. Марковой, которая трактует понятие «профессионализм» как совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения определенного труда [4, с.252]. Ю.М. Забродиным выделены положения по созданию системы профессиональных стандартов социальной сферы [2, с.119].
В социально-психологических и
педагогических исследованиях интегрируются принципы социального, деятельностного и личностного подходов, тем самым профессионализм специалиста рассматривается как элемент более сложных систем и анализируется с учетом тех закономерностей, условий и факторов, которые обеспечивают
высший уровень в области профессиональной деятельности.
Многолетнее глубокое изучение учеными проблемы профессионального развития личности специалиста нашло свое отражение в отечественных и зарубежных концепциях разных авторов. Л.М. Митина рассматривает модели адаптивного поведения и профессионального развития личности, подчеркивая отсутствие связи между возрастом человека и его профессиональным развитием [5, с.89].
Е.И. Холостова подчеркивает, что «процесс профессионального развития специалиста социальной сферы представляется как постепенное приобретение профессионально-значимых характеристик, овладение
профессиональными знаниями и умениями, ролевыми функциями» [6, с.837]. Ученый считает, что профессиональное развитие предстает как органическое единство внешнего и внутреннего мира индивида, объективных и субъективных факторов, а непрерывное образование выступает как средство, условие взаимодействия, основание для достижения высокого профессионализма личности и деятельности [6, с.838].
Таким образом, в науке созданы теоретические основы профессионального развития специалистов социальной сферы, при этом остается много проблемных зон в плоскости практического применения выявленных учеными положений и факторов.
В настоящее время существует много путей и современных форм организации этого процесса:
- обучение по дополнительным профессиональным программам переподготовки и повышения квалификации;
- изучение и трансляция передового зарубежного и отечественного опыта в области социальной работы;
- проведение и активное участие в конференциях, круглых столах, мастер-классах, тренингах;
- постоянное самообразование и саморазвитие специалистов.
Значительным потенциалом в этом контексте обладает система дополнительного
профессионального образования, обучение в которой проходят специалисты социальной сферы различных категорий.
Это, например, социальные работники, психологи, специалисты по работе с семьей, воспитатели, дефектологи и др.
Приведем пример ГАУ Институт дополнительного профессионального
образования работников социальной сферы города Москвы, в котором за период 2016-2017
уч.года прошли обучение более 12 000 специалистов социальной сферы, включая представителей из самых различных регионов Российской Федерации.
Сотрудниками Института разработано множество разнотематических образовательных программ на основе требований существующих сейчас профессиональных стандартов. Целью данных программ является формирование и совершенствование профессиональных
компетенций специалистов социальной сферы.
Так, в процессе обучения специалистов по программе «Социально-воспитательная
деятельность в организациях социального обслуживания» происходит формирование и совершенствование профессиональных
компетенций, обеспечивающих выполнение такого нового вида профессиональной деятельности, как «предоставление социально-педагогических услуг» по профилю «Специалист в области воспитания».
Значимым и перспективным направлением работы Института с целью повышения профессионального уровня специалистов-практиков является проведение на его площадках учреждений тренингов, мастер-классов, обучающих семинаров и других современных форм обучения.
Темы данных занятий многообразны. Например, для воспитателей, работающих в Центрах содействия семейному воспитанию, актуальны семинары, связанные с проблемами замещающих семей, психологическими особенностями детей и подростков, проживающих в учреждениях социальной защиты населения, а также современные практики арт-терапии, тренинги по вопросам профессионального самоопределения подростков и др. В последнее время все чаще поступают запросы на обучение в области семейной психологии, конфликтологии, на проведение семинаров по профилактике профессионального выгорания специалистов социальной сферы, а также на рассмотрение вопросов, связанных с личностным развитием специалистов.
Организация обучения специалистов социальной сферы в Институте осуществляется в рамках андрагогического подхода. Современные профессионально-образовательные парадигмы системы ДПО специалистов социальной сферы в России базируются на идеях личностно-ориентированного образовательного процесса, основу которых составляет андрагогическая модель обучения взрослых [3, с.210].
Андрагогика как наука об образовании взрослых дает много ответов на вопросы: «Как обучать специалистов социальной сферы? В чем
особенность мотивационной сферы взрослого обучающегося? Какие образовательные технологии эффективны для данной категории?».
Именно ответы на эти вопросы и актуализируют модернизацию дополнительного профессионального образования специалистов социальной сферы, предоставляющего возможность для активного профессионального развития современных специалистов.
Ведущими характеристиками,
определяющими профессиональное развитие в системе дополнительного профессионального образования, являются условия, созданные для самореализации слушателей, характер взаимодействия субъектов учебно-
образовательного процесса, а также возможности, представленные для совершенствования профессиональной компетентности слушателей. Одним из таких условий, является педагогическая поддержка.
Современный исследователь О.В. Стукалова подчеркивает, что педагогическая поддержка в современном образовательном процессе является основой выработки диалоговой позиции всех субъектов образовательного процесса, что предполагает соблюдение таких принципов, как: опора на потенциальные возможности личности; ориентация на способность обучающегося самостоятельно преодолевать возникающие в его развитии препятствия; сотрудничество в подготовке творческой работы; рефлексивно-аналитический подход к процессу и реализации [7, с. 112].
Кроме того, для эффективного профессионального развития специалистов социальной сферы в условиях дополнительного профессионального образования актуален и прогредиентный педагогический подход (лат. progredюn - идти вперед), разработанный директором БФ «Образ жизни», к.п.н. Е.Б. Береговой, представляющий собой особую систему продуктивной работы преподавателя и обучающегося, в которой эффективно интегрированы современные достижения педагогики и психологии. Данная система способствует развитию творческих проявлений личности преподавателя и обучающегося, активизирует социально-адаптивные компоненты педагогики, включая этнокультурный
идентификационный механизм. Кроме того, прогредиентный подход способствует взаимодействию специалистов различного профиля в учреждениях социальной сферы [1, с.46].
Такой подход стал основой для разработки и реализации масштабного проекта
профессионального совершенствования
сотрудников организаций социальной защиты «ПРОФЛАБ», который в настоящее время реализуется в центрах содействия семейному воспитанию г. Москвы. Особенно важно отметить, что освоение знаний и навыков в рамках данного курса позволяет образовательной среде организаций социальной сферы модернизировать свою работу в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ № 481 от 24. 05. 2014 г. «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей». Курс также направлен на преодоление формализации и недостаточной
практикоориентированности обычных курсов повышения квалификации сотрудников социальной сферы. Программа курса охватывает не только методические вопросы, но и развитие практических навыков по уходу за «особым ребенком», организационные направления, аспекты командообразования. Все это помогает
наладить конструктивную работу в учреждении, раскрыть для сотрудников и их собственные способности, и способности их коллег.
Заключая краткий обзор аспектов взаимодействия профессионального развития и дополнительного профессионального
образования, подчеркиваем, что в этом процессе нет ни временных, ни пространственных ограничений. Оно находится в постоянном движении, приобретая характер непрерывного образования. Именно такое взаимодействие способно обеспечить движение вперед, запустить механизмы внутренней активности,
самосовершенствования, саморазвития
специалиста социальной сферы. Ведь современный сотрудник социальной сферы должен обладать немалым арсеналом профессиональных умений, навыков, глубокими и прочными знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педагогики, права, чтобы выступать достойным реализатором гуманистических целей социальной работы.
Литература:
1. Береговая Е.Б. Особенности работы преподавателя искусства в условиях учреждений культурно-образовательного и социального типа // Автореферат.. ,к.пед.н., М.: ИХО РАО, 2006.
2. Забродин Ю.М. Профессиональные стандарты работников социальной сферы, имеющие межведомственный характер - их роль в повышении качества профессионального труда / Психологическая наука и образование. - 2013. - Т. 21. - № 1. - С. 119-129.
3. Лебедева Н.В. Андрагогическая модель обучения специалистов социальной сферы в системе дополнительного профессионального образования: монография. - М.: Белый ветер, 2017.
4. Маркова А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М.: Междунар. гуманитар. фонд «Знание», 1996.
5. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования. -М.; СПб.: Нестор-История, 2014.
6. Социальная работа: от идеи до практики. Хрестоматия по трудам д.и.н., проф. Е.И. Холостовой / сост. и науч. ред. Е.Г. Студенова; под общ. ред. Е.И. Холостовой, И.В. Мкртумовой. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2016.
7. Стукалова О.В. Современные концепции гуманитарного знания в высшем профессиональном образовании. - М.: Эльф ИПР, 2010.
8. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.referent.ru1/198121
Сведения об авторах:
Береговая Елена Борисовна (г. Москва, Россия), кандидат педагогических наук, директор БФ содействия социокультурным инициативам и попечительству «Образ жизни», член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, e-mail: [email protected]
Лебедева Наталья Васильевна (г. Москва, Россия), кандидат психологических наук, доцент, заместитель директора ГАУ Институт дополнительного профессионального образования Департамента социальной защиты населения и труда города Москвы.
Data about the authors:
E. Beregovaya (Moscow, Russia), candidate of pedagogical sciences, Director of the Fund for the Promotion of Socio-Cultural Initiatives and Guardianship "Way of life", member of the Council of the Government of the Russian Federation on Social Trusteeship, e-mail: [email protected]
N. Lebedeva (Moscow, Russia), candidate of of Psychologyical sciences, associate professor, Deputy Director of the Institute of Supplementary Professional Education of the Department of Social Protection of the Population and Labor of Moscow.