Научная статья на тему 'Дистанционные формы работы в высшей школе: реализация новых подходов в послевузовском и дополнительном профессиональном образовании'

Дистанционные формы работы в высшей школе: реализация новых подходов в послевузовском и дополнительном профессиональном образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / АНКЕТИРОВАНИЕ / DISTANCE LEARNING / DISTANCE EDUCATION / ELECTRONIC EDUCATION TECHNIQUES / STUDENTS / QUESTIONING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крикова А. В., Кисилёва А. Н., Лосенкова С. О.

В статье описан опыт работы выпускающих кафедр фармацевтического факультета в рамках внедрения дистанционного образования, в частности применения электронных образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крикова А. В., Кисилёва А. Н., Лосенкова С. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTANT FORMS OF WORK AT HIGHER SCHOOL: REALIZATION OF NEW APPROACHES IN POSTGRADUATE AND FURTHER PROFESSIONAL EDUCATION

The article represents experience of the degree-granted departments of the Pharmaceutical Faculty in introduction of distance education, particularly with implementation of electronic education techniques.

Текст научной работы на тему «Дистанционные формы работы в высшей школе: реализация новых подходов в послевузовском и дополнительном профессиональном образовании»

УДК 615:378.147+614.252:374.6

ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ: РЕАЛИЗАЦИЯ НОВЫХ ПОДХОДОВ В ПОСЛЕВУЗОВСКОМ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Крикова А.В., Кисилёва А.Н., Лосенкова С.О.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Резюме. В статье описан опыт работы выпускающих кафедр фармацевтического факультета в рамках внедрения дистанционного образования, в частности применения электронных образовательных технологий.

Ключевые слова: дистанционное обучение, дистанционное образование, электронные образовательные технологии, обучающиеся, анкетирование.

DISTANT FORMS OF WORK AT HIGHER SCHOOL: REALIZATION OF NEW APPROACHES IN POSTGRADUATE AND FURTHER PROFESSIONAL EDUCATION

Krikova A.V., Kisilyova A.N., Losenkova S.O.

Smolensk State Medical University,

28, Krupskaya St., Smolensk, Russia, 214019

Abstract. The article represents experience of the degree-granted departments of the Pharmaceutical Faculty in introduction of distance education, particularly with implementation of electronic education techniques.

Keywords: distance learning, distance education, electronic education techniques, students, questioning.

Введение

Дистанционные образовательные технологии в настоящее время становятся всё более популярными, востребованными и находят широкое применение не только в учебном процессе фармацевтического факультета, но и при проведении курсов повышения квалификации провизоров. Гибкость, дальнодействие, экономичность -всё это преимущества дистанционной формы образования, в котором большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и обучающихся [3].

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» - это от-

правной документ, утверждающий порядок использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ).

Настоящий приказ устанавливает правила применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных образовательных программ и/или дополнительных образовательных программ. Приказ содержит информацию о том, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в предусмотренных Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» формах получения образования и формах обучения или при их сочетании, при проведении учебных занятий, практик, текущего контроля успеваемости, промежу-

точной, итоговой и (или) государственной итоговой аттестации обучающихся.

На выпускающих кафедрах фармацевтического факультета университета с 20152016 учебного года внедряются электронные образовательные технологии для провизоров-интернов и слушателей факультета дополнительного профессионального образования по специальностям «Управление и экономика фармации», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия», «Фармацевтическая технология».

Целью работы явилось выявление удовлетворенности конечных потребителей образовательных услуг организацией дистанционной формы обучения с применением электронных образовательных технологий.

Методика

В исследовании (октябрь-ноябрь 2015 года) применен метод анкетирования. В эксперименте участвовали 22 респондента. Анкета содержала вопросы, формально разбитые на блоки. Первый блок содержал вопросы, касающиеся тематики аудиторного лекционного курса и практических занятий. Второй блок представлял вопросы, позволяющие выявить уровень удовлетворенности конечных потребителей образовательных услуг при самостоятельной их работе с размещенной на Интернет-сайте учебно-методической документацией, а также степенью доступности ее для работы. Третий блок содержал вопросы, касающиеся непрерывного дополнительного профессионального образования, а именно понимания и востребованности провизорами и фармацевтами образования «в течение всей жизни».

Результаты исследований

При помощи метода анкетирования с наименьшими затратами получен высокий уровень массовости исследования, составивший 100%. Данный метод имеет особенность, которая заключается в анонимности, т.е. персональные данные респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы. Как правило, анкетирование проводится в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то во-

просам и охватить большое число людей за короткий срок.

После обработки анкет установлено, что, обучающиеся на курсах повышения квалификации по специальностям «Управление и экономика фармации», «Фармацевтическая химия и фармакогнозия» и «Фармацевтическая технология» акцентировали внимание на темах, которые понравились более всего: «Нормативно-правовая база аптек» (90,9%), лекционный курс по фармакогнозии (86,4%), «Технология и ассортимент инновационных лекарственных форм» (81,8%), «Фармацевтический маркетинг» (81,8%), «Гомеопатия» (72,7%).

В 100% случаев слушатели пользовались учебно-методическими пособиями, созданными сотрудниками выпускающих кафедр, при этом трудностей при изучении тем в процессе самостоятельной подготовки к занятиям у них не возникало, 22,7% обучающихся периодически посещали библиотеку СГМУ. Практически всем слушателям (95,5%) понравилась доступность, удобство и простата работы на сайте университета. Не всем респондентам (31,8%) был понятен термин «обучение в течение всей жизни», при этом более тесного сотрудничества с высшим учебным заведением, в частности с преподавателями фармацевтического факультета СГМУ, желали 63,6% слушателей.

Обсуждение результатов

В процессе работы отмечаются положительные черты дистанционного обучения: обучающиеся без отрыва от основной профессиональной деятельности работают в удобное для себя время, в удобном темпе; модульность образовательного процесса; дистанционно организованные собеседования, практические занятия, лекции, выполнение контрольных и выпускных квалификационных работ, компьютерные тестирующие системы [1].

При данной форме обучения потребитель образовательных услуг может самостоятельно учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения того или иного модуля дисциплины и получения необходимых знаний по выбранным темам. Миссия преподавателя, использую-

щего электронные образовательные технологии, заключается в разработке новых подходов к обучению, создании учебно-методических материалов с целью организации и проведения полноценного учебного процесса [2].

Заключение

Таким образом, электронные образовательные технологии, как способ обучения и приобретения информации на расстоянии, необходимо рассматривать в качестве критерия реформирования системы после-

вузовского и дополнительного профессионального образования. На сегодняшний день, при всем многообразии противоречий, становится очевидным, что система дистанционного образования приобретает актуальность и содействует решению таких социальных задач, как повышение качества образования, реализация потребностей населения в образовательных услугах, повышение социальной и профессиональной мобильности населения, развитие единого образовательного пространства.

Литература

1. Галяев, В.С., Гасанова, З.А. О классификации моделей дистанционного обучения [Текст] // Высшее образование в России. - 2012. - № 4. - С. 103-108.

2. Набиуллина, С.Г., Федорова, Е.Ф. Проблемы современного дистанционного обучения в высшей школе [Текст] // Вестник башкирского университета. - 2010. - Т. 5. № 1. -С. 208-212.

3. Пьянников, М.М. К вопросу о понятиях «дистанционное обучение» и «дистанционное образование» [Текст] // Гуманитарный вектор. - 2010. - № 1(21). - С. 41-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.