УДК 616-002.5:378.147+614.252:374.6
ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Мякишева Т.В., Рашкевич Е.Е., Фролова Ю.В., Василевская О.В.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28
Резюме. Цель работы - изучить возможности внедрения информационных технологий в обучение врачей-фтизиатров по программе повышения квалификации. Методика: сбор литературных данных, разработка программного содержания, анкетирование слушателей, анализ результатов. Результаты: в программу выездного цикла повышения квалификации по специальности «Фтизиатрия» (объем 144 часа) был внедрен раздел дистанционного обучения в объеме 24 часа, что составило 17% объема аудиторных часов. Организация интерактивного взаимодействия проводилась по электронной почте. Использовались видео учебно-информационные материалы и компьютерные системы тестового контроля качества обучения. Тестирование знаний по изучаемым разделам проводилось в дистанционном режиме. Сложности были связаны с отсутствием у ряда обучающихся доступа к сети Интернет - этим слушателям доступ к сети предоставлялся организацией-работодателем, в отдельных случаях обучающие материалы предоставлялись на электронном носителе. По итогам анкетирования обучающиеся дали в целом положительную оценку внедрению дистанционного обучения на циклах повышения квалификации. Дальнейшее применение дистанционных технологий требует более полной оснащенности районных учреждений практического здравоохранения персональными компьютерами и обеспечения доступа к сети Интернет для сотрудников.
Ключевые слова: информационные технологии, дистанционное обучение, дополнительное профессиональное образование.
POSSIBILITIES OF IMPLEMENTATION OF INFORMATION TECHNIQUIES IN FURTHER PROFESSIONAL EDUCATION
Myakisheva T., Rashkevich E., Frolova Yu., Vasilevskaya O.
Smolensk Sate Medical University,
28, Krupskaya St., Smolensk, Russia, 214019
Abstract. The aim of study is to explore the possibilities of information techniques in teaching TB specialists in short-cycle training. Methods: collection ofpublished data, preparation of guidelines, questioning of learners and analysis of the results. The section of distance learning (24 hours, 17%) was included in outgoing training in Phthisiatrics (144 hours). Interactivity was conducted by email. Video training, information materials and computer systems of test control were applied. Testing knowledge of the studied topics were made distantly. Difficulties were related to the absence of the majority of students access to the Internet - these students access to the network provided by the organization, the employer and in some cases training materials are available in electronic form. TB-specialists gave positive evaluation of the implementation of distance learning at the skills upgrading cycle. Further application of distance learning requires complete equipment of regional healthcare institutions with personal computers and Internet access for all specialists. Key words: information technique, distance learning, further professional education.
Актуальность
Данные изменения в экономической жизни России ставят новые, более сложные, задачи перед системой профессионального образования, требуют высокого уровня профессионализма от тех, кто обеспечивает процесс обучения [5]. Все шире за последние годы внедряются в учебный процесс педагогические программные средства вычислительной техники. Достижения науки, техническая революция создали возможности для поднятия уровня управления процессом учения на принципиально новую высоту [9]. Особое внимание к новым средствам обучения обусловлено их большей эффективностью по сравнению с другими средствами обучения. Однако необходимость применения дополнительных и дорогостоящих ресурсов ограничивает распространение информационных технологий в образовании. При этом понятие «информатизация образования» включает не только использование электронных технологий, но и, прежде всего, преобразование структуры процесса обучения в направлении широкого использования в нем дидактической техники, обладающей функцией обратной связи и заменяющей педагога, на ряде этапов учебного процесса. Это - важнейшая в настоящее время тенденция совершенствования данного процесса во всех типах учебных заведений.
Информатизация образования - процесс обеспечения сферы образования теорией и практикой разработки и использования современных, новых информационных технологий, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания [6]. К новым средствам обучения можно отнести:
- электронные учебники; учебно-методические комплексы по отдельным дисциплинам;
- компьютерные тренажеры;
- автоматизированные лабораторные практикумы;
компьютерные системы тестового контроля качества обучения [6]. Применение информационных и коммуникационных технологий позволяет по-
высить качество обучения за счет: а) индивидуализации обучения - индивидуальный темп и метод обучения, адаптация системы к исходному уровню знаний обучаемого, характеру и причинам ошибок, особенностям мышления обучаемого; и б) анализа предыстории обучения, ее учета при организации последующего обучения, при этом увеличивается объективность контроля знаний. В то же время данные технологии позволяют сократить время обучения за счет:
уменьшения времени на технические операции - выполнение вычислений, контроль правильности ответов, обращение за справкой, помощью или разъяснением;
- мгновенной реакции программной системы на допущенные ошибки;
- индивидуализации темпа обучения с учетов уровня знаний обучаемого;
- адаптации к типу мышления обучаемого.
В научно-методической литературе к числу основных особенностей, которые технологии дистанционного образования внесли в заочное обучение, относят:
- интерактивное взаимодействие между преподавателем и обучаемым в диалоговом режиме;
- быструю доставку учебных материалов в электронном виде;
- оперативный доступ к базам знаний, размещенным в сети Интернет;
- тестирование знаний в дистанционном режиме.
Для организации интерактивного взаимодействия, осуществляемого любым участником образовательного процесса, как в режиме реального времени, так и путем разновременной коммуникации, используются различные информационно-технические средства: телефон, факс, электронная почта, программные средства взаимодействия, компьютерная видеокон-ференцсвязь и т.п. Использование тех или иных технологий планируется преподавателем в процессе разработки учебного курса. В курсе может использоваться как одна конкретная технология, так и сочетание нескольких технологий. При этом, как
отмечается в научно-методической литературе [2, 3, 4, 6, 7], преподаватель должен руководствоваться следующим принципом: если дидактическая задача может быть реализована за счет применения более простых технологий, то предпочтение должно быть отдано именно им. Учебный курс в системе дистанционного образования для обучающегося включает два обязательных компонента:
индивидуальную работу, предполагающую использование различных форм учебных материалов и учебно-технологических средств; диалог с преподавателем и другими учащимися.
Слушатели должны владеть основами методики и техники самостоятельной работы, самостоятельного приобретения и пополнения знаний. Кроме того, для эффективного обучения они должны обладать навыками работы онлайн.
В образовательном процессе профессионального обучения используются следующие средства обучения:
- книги (в бумажной и электронной форме);
- сетевые учебные материалы; компьютерные обучающие системы в обычном и мультимедийном вариантах; аудио- и видео учебно-информационные материалы;
- электронные библиотеки с удаленным доступом и т.д.
В условиях дистанционного обучения повышается вероятность фальсификации обучения, а также возникают проблемы контроля образовательного процесса на расстоянии. Поэтому требуются специальные технические средства, приемы и методики, позволяющие решить эти проблемы. В настоящее время вопрос решается бессистемно, на эмпирическом уровне.
Профессорско-преподавательский состав кафедры фтизиопульмонологии работает над внедрением технологии дистанционного обучения в условиях малого числа сотрудников, отсутствия у большинства обучаемых доступа к сети Интернет и навыков работы онлайн. Необходимость сочетания традиционной методики препо-
давания с инновационными методами обучения на выездных циклах повышения квалификации была обусловлена следующими обстоятельствами:
увеличение объема учебного материала в связи с появлением новых клинических рекомендаций и методик лечения и диагностики туберкулеза при неизменном количестве часов, выделенных для проведения программы повышения квалификации;
сложности финансирования командировочных расходов преподавателей и вспомогательного состава; прохождение цикла повышения квалификации частью слушателей без отрыва от производства.
Материал и методы
Проведение выездного цикла осуществлялось в г. Брянске для 59 врачей-фтизиатров по программе повышения квалификации по специальности «Фтизиатрия». Продолжительность обучения в соответствии с дополнительной профессиональной образовательной программой составила 144 часа. Объем программы, отведенный на дистанционное обучение, составил 24 часа (17%). Изучаемые темы относились к модулю «Специальные дисциплины» и были посвящены вопросам медико-социальной помощи больным туберкулезом, особенностям диагностики и лечения пациентов при сочетании туберкулеза и рака легких, туберкулезному менингиту и отдельным вопросам профилактики туберкулеза у детей. Организация интерактивного взаимодействия проводилась по электронной почте. Возможность участия слушателей в дистанционном обучении обсуждалась заблаговременно с руководителями учреждений и самими слушателями. Непосредственную рассылку учебных материалов, дистанционные консультации по изучаемым разделам и итоговый контроль по темам проводил ассистент-куратор цикла под руководством заведующего кафедрой. Подготовка учебных материалов осуществлялась всем профессорско-преподавательским составом кафедры с привлечением совместителей из числа сотрудников практического здраво-
охранения. Использовались видео учебно-информационные материалы и компьютерные системы тестового контроля качества обучения. Тестирование знаний по изучаемым разделам проводилось в дистанционном режиме, по заранее подготовленным вопросам, составленным в форме тестов различного уровня.
Результаты
Все слушатели получили информацию по изучаемым темам. Сложности были связаны с отсутствием у ряда обучающихся доступа к сети Интернет - этим слушателям доступ к сети предоставлялся организацией-работодателем. В отдельных случаях учебные материалы размещались на электронном носителе, а итоговое тестирование проводилось в аудиторное время. По итогам тестирования все слушатели получили положительные оценки «хорошо» и «отлично» по изучаемым темам. Доля ошибочных ответов аудитории из числа всех заданных вопросов составила 12%.
По завершении программы повышения квалификации проводилось анкетирование всех слушателей (59 человек). По итогам анкетирования обучающиеся дали в целом положительную оценку внедрению дистанционного обучения в программу повышения квалификации. «За» продолжение применения дистанционных технологий на выездных циклах высказались 54 (91,6% обучающихся), «против» - 1 (1,7%), затруднились с ответом - 4 (6,7%). 12 слушателей (20%) высказали пожелание увеличить количество изучаемых тем, 9 (8,5%) - наоборот, посчитали целесообразным сократить этот раздел.
С точки зрения обучаемого применение педагогических программных средств вычислительной техники повышает интерес к обучению, увеличивает мотивацию за счет новизны и сочетания более разнообразных и наглядных методов обучения в совокупности с традиционными.
Педагогу информационные технологии предоставляют новые возможности реализовать свой опыт преподавания, обеспечить оперативность внесения корректив в учебно-методические материалы, произвести обработку статистических данных для принятия тех или иных педагогических решений. При этом появляется возможность более гибкого управления познавательной деятельностью обучаемого. Кроме того, компьютер позволяет постоянно осуществлять различные формы самоконтроля, что повышает мотивацию познавательной деятельности и творческий характер обучения. Дистанционное обучение является формой получения образования, при которой в образовательном процессе используются традиционные и специфические методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях. Основу образовательного процесса составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого [1, 5, 8, 10], который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем и другими обучающимися по телефону, факсу, электронной и обычной почте, а также очно.
Заключение
Внедрение дистанционного обучения в программы повышения квалификации является не только веянием времени, но и объективно обусловленной необходимостью. Врачи практического здравоохранения, большей частью, согласны осваивать новую технологию обучения, но существует ряд объективных трудностей. Дальнейшее применение дистанционных технологий требует более полной оснащенности районных учреждений практического здравоохранения персональными компьютерами и обеспечения доступа к сети Интернет для сотрудников.
Литература
1. Ахметов, Б.С. Особенности построения информационной образовательной среды в вузе [Текст] // Материалы XIII Международной конференции «Применение новых технологий в образовании». Троицк: ФНТО «Байтик», 2002. - С. 15-16.
2. Горбатова, М.К., Назипова, М.А. Методики преподавания в высшей школе [Текст] / Учебное пособие. Н. Новгород: ННГУ, 2012. - 52 с.
3. Двуличанская, Н.Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций [Текст] / Электронное научно-техническое издание «Наука и образование». - 2011. - № 4.
4. Мухина, Т.Г. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе [Текст]: учебное пособие. - Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. - 97 с.
5. Никитина, Н.Н., Железнякова, О.М., Петухов, М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности [Текст]. - М.: Мастерство, 2002. - 288 с.
6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2000. - 224 с.
7. Образцов, П.И. Информационно-технологическое обеспечение учебного процесса в вузе [Текст] / П.И. Образцов // Высшее образование в России. - 2001. - № 6. - С. 46-50.
8. Педагогика и психология высшей школы [Текст] / под. ред. М.В. Булановой-Топорковой: Учебное пособие. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.
9. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний [Текст]. - М., 1999. - 344 с.
10. Чупрова, Л.В. Проблема совершенствования образовательного процесса в вузе [Текст] // Материалы междунар. заоч. науч. конф. «Педагогика: традиции и инновации». - Т. II. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 100-102.