УДК 61(071.1):378.147+614.252:374.6
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Матусков М.А.
Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, д. 28
Резюме. Повышение роли дополнительного профессионального образования в практической медицине приводит к необходимости широкого использования современных информационных технологий. Уровень подготовки врачей практического здравоохранения позволяет использовать электронные образовательные технологии.
Ключевые слова: дистанционное образование, дополнительное профессиональное образование, информационные технологии, образовательные технологии, электронное обучение.
APPLICATION OF DISTANCE TECHNIQUES IN FURTHER EDUCATION SYSTEM
Matuskov M.A.
Smolensk State Medical University,
28, Krupskaya St., Smolensk, Russia, 214019
Abstract. Enhancing the role of further education in medicine leads to the needfor extensive implementation of modern information technologies. The level of training of doctors allows to apply electronic educational techniques.
Key words: distance education, continuing professional education, information technology, educational technology, e-learning.
Актуальность
Современная история подготовки профессиональных кадров для системы здравоохранения предполагала два этапа обучения. Первый этап - базовое медицинское обучение студентов в образовательных организациях. Второй этап позволял использовать необходимость обновления и совершенствования уровня подготовки медицинских работников в течение всего периода профессиональной деятельности.
С начала сентября 2013 г. в Российской Федерации начал действовать вновь принятый закон «Об образовании ...» [3]. В соответствии с ним получил право на жизнь новый термин - «дополнительное профессиональное образование» (ДПО).
Статья 82. Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования ФЗ от 29.12.2012 № 273 в части п. 2. предполагает следующее: «Реализация профессио-
нальных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования обеспечивает непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации» [3].
Одним из способов обеспечения непрерывного совершенствования и постоянного повышения профессионального уровня является широкое применение технологий дистанционного образования с использованием современных 1Т средств. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации образовательным организациям, работающим, в том числе, и в системе ДПО, даются достаточно большие права по выбору оптимального варианта.
Пункт 14. Приказа Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профес-
сиональным программам» определяет: «При реализации дополнительных профессиональных программ организацией, может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на ... использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.» [1].
Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий ФЗ от 29.12.2012 № 273 в части п. 1. предполагает следующее: «... Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-
телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.» [3].
Порядок реализации образовательными организациями дистанционных образовательных технологий определен Приказом Минобрнауки России «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» в соответствии с 5. «При реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий: . организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение
объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий ...» [2].
Целью данного исследования явилось изучение готовности работников практического здравоохранения к получению дополнительного профессионального образования с использованием дистанционных технологий. Информация о готовности потенциальных потребителей образовательных услуг к использованию при обучении современных 1Т-технологий, на наш взгляд, необходима для планирования дальнейшего развития Смоленского государственного медицинского университета.
Материалы и методы
Готовность работников практического здравоохранения к получению дополнительного профессионального образования с использованием дистанционных технологий изучали методом анкетирования. Для этого была разработан оригинальный опросник (рис. 1). В качестве респондентов выступали врачи практического здравоохранения нескольких субъектов Российской Федерации (Смоленская, Брянская и Орловская обл.). В течение 2013 - 2015 годов было проведено анкетирование около 1000 врачей во время их обучения на факультете дополнительного профессионального образования Смоленского государственного медицинского университета.
АНКЕТА
с целью оценки готовности врачей практического здравоохранения к реализации новой концепции непрерывного дистанционного обучения просим Вас ответить на вопросы анкеты Если Вы согласны с высказыванием, то в квадрате поставьте «+»
1. Оцените свой уровень подготовки к работе на компьютере в сети Интернет:
- работаю свободно и самостоятельно | |
- при работе требуется помощь | |
- не владею навыками | |
2. Оцените наличие свободного и постоянного доступа к работе в сети Интернет:
- на рабочем месте | |
- дома | |
- доступа не имею | |
3. С какими целями Вы используете доступ в сеть Интернет (при наличии такового):
- для общения с друзьями и/или родственниками
- для профессионального общения с коллегами
- для получения необходимой профессиональной информации
- не использую
4. Оцените наличие времени для получения дистанционного образования:
- на рабочем месте | |
- в домашних условиях | |
- времени для получения непрерывного дистанционного образования не имею
5. Оцените свою готовность к получению дополнительного профессионального образования:
- готов к получению ДПО в непрерывной инновационной форме
- готов к получению ДПО в традиционной форме
6. С какой целью Вы получаете дополнительное профессиональное образование:
- основная цель - получение официального документа о дополнительном образовании
- основная цель - удовлетворение потребности в получении новых знаний и навыков
7. Отметьте любым знаком, к какой возрастной группе Вы относите себя:
до 30 лет | |
от 30 до 50 лет | |
старше 50 лет | |
8. Вы живете и/или работаете: _
- в областном центре | |
- в районном центре | |
Рис. 1 Форма анкеты.
0.0 10.0 20.0 30.0 40.0 50.0 60.0
Доля. %
Рис. 2 Возрастной состав респондентов.
Возрастной состав респондентов охватывал все работоспособные возрастные группы (рис. 2). Наибольшее количество (около 90%) опрошенных составляли возрастную группу от 30 лет и старше. Возрастная группа старше 50 лет составила больше 40%.
По месту жительства и/или работы опрашиваемые распределились неравномерно. Наибольшая часть респондентов проживали и/или работали в областных центрах (около 70%) (рис. 3).
Рис. 3 Место жительства и/или работы.
Результаты исследования
В проведенном исследовании было изучено мнение респондентов об их способности использовать компьютер для получения и обмена информацией в сети Интернет. Более 50% опрошенных считали, что свободно пользуются компьютером и только около 5% сообщили, что не обладают такими возможностями (рис. 4).
По наличию возможности пользоваться компьютером и наличию свободного дос-
тупа к сети Интернет опрошенные распределились неравномерно. Большинство сообщили, что обеспечены свободным и постоянным доступом к сети Интернет в домашних условиях (более 85%) (рис. 5). Около 30% сообщили, что располагают такой возможностью на рабочем месте, и только 7,1% не имели такой возможностью ни на рабочем месте, ни в домашних условиях.
Рис. 4 Уровень подготовки к работе на компьютере в сети Интернет.
раоочем месте дома доступа не имею
Рис. 5 Обеспеченность свободным и постоянным доступом к сети Интернет.
не использую
для получения необходимой профессиональной информации
для профессионального общения с коллегами
для общения с друзьями и/или родственниками
5,9
84.0
1 33 1
| 67.5
0.0 20.0 40.0 Рис. 6 Цель пользования компьютером в сети Интернет.
60,0
80.0
В соответствии с результатами исследования практические врачи используют Интернет, как правило, с несколькими целями. Более 90% респондентов получают из этого источника необходимую профессиональную информацию, общаются с коллегами по профессии, друзьями и родственниками (рис. 6).
Респондентам предлагалась возможность определиться с выбором предпочитаемой формы получения в дальнейшем дополнительного профессионального образования. В качестве возможных вариантов предлагалось повышение квалификации в традиционной форме (дискретно -не реже одного раза в пять лет) и непрерывно с использованием технологии дистанционного обучения на протяжении всего пятилетнего периода. Около 5% опро-
шенных не смогли определиться с выбором и были готовы получать дополнительное профессиональное образование с использованием обеих технологий. Остальные респонденты разделились достаточно равномерно, но большая часть все-таки предпочла традиционную дискретную форму (рис. 7).
По предпочитаемому времени и месту ДПО с использованием технологий дистанционного образования около 60% опрошенных сообщили, что готовы использовать свой досуг для повышения квалификации в домашних условиях, менее 25% готовы обучаться на рабочем месте и 21,3% сообщили, что времени для получения непрерывного дистанционного образования не имеют (рис. 8).
Рис. 7 Предпочитаемая респондентами форма ДПО.
60.0
40,0
ч к
20.0
23.7 21.3
0.0
на рабочем месте в домашних условиях времени для получения
непрерывного дистанционного образования не имею
Рис. 8 Предпочитаемое время и место ДПО при использовании технологий дистанционного образования.
Рис. 9 Мнение респондентов о цели обучения.
Фактор мотивации к получению дополнительного профессионального образования, по нашему мнению, имеет большое значение для формирования результата
образовательного процесса и тем более с использованием дистанционных образовательных технологий. В соответствии с п. 6 анкеты (рис. 1) предлагалось указать цель
получения дополнительного профессионального образования. Более 20% опрошенных сообщили, что при обучении преследуют обе цели одновременно, но преимущество за врачами, основной целью которых является удовлетворение потребности в получении новых знаний и навыков для дальнейшей профессиональной деятельности - 73,4% (рис. 9).
Обсуждение результатов
При обсуждении результатов проведенного исследования, на наш взгляд, удалось получить необходимую информацию для планирования дальнейшей образовательной деятельности СГМУ по программам ДПО.
Потенциальные обучающиеся способны использовать современные 1Т средства в целях дополнительного профессионального образования (рис. 4, 5). В настоящее время уже более 80% врачей используют эти средства для получения необходимой профессиональной информации (рис. 6).
Высокий уровень мотивации врачей к удовлетворению потребности в получении новых профессиональных знаний и навыков (рис. 9) коррелирует с готовностью использовать время досуга для дополнительного профессионального образования (рис. 8).
Учитывая многообразие предусматриваемых нормативными актами форм реализации образовательного процесса, го-
Литература
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» [Текст] Путь доступа: http://rg.ru/2013/08/28/minobr-dok.html (04.03.2016).
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2014 № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» [Текст] Путь доступа: https://www.consultant.rU/document/cons_doc_LAW_161601/#dst100011 (04.03.2016).
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Текст] Путь доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (04.03.2016).
товность 44,4% респондентов проходить ДПО с использованием инновационных 1Т средств следует рассматривать как высокую и учитывать в выборе образовательных технологий.
Вызывает обеспокоенность выявленное у 21,3% респондентов отсутствие времени для получения непрерывного дистанционного образования. Такое явление, на наш взгляд, объясняется высокой интенсивностью трудовой деятельностью врача и отсутствием дополнительной мотивации к проведению ДПО в свободное от работы время.
Выводы
1. Врачи по совокупности изученных показателей готовы к использованию 1Т средств для получения дополнительного профессионального образования.
2. При планировании использования образовательных технологий в области дополнительного профессионального образования необходимо предусмотреть использование дистанционной формы на базе 1Т средств.
3. С целью сохранения достаточного уровня профессиональной подготовки практикующих врачей руководителям учреждений здравоохранения необходимо создать условия для получения дополнительного профессионального образования в рабочее время.