4. Мухина, Т.Г. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса «школа-вуз» / Т.Г. Мухина, С.Н. Сорокоумова, П.А. Егорова, Д.Д. Яркова // Вестник Мининского университета, 2019. Т.7, №4. - С. 14.
5. Новик, И.Р. О результатах реализации программ дополнительного образования с использованием сетевого сотрудничества школ и педагогического вуза / И.Р. Новик, И.А. Воронина, Т.С. Прудникова, Н.В. Глазкова // Актуальные вопросы и инновации в химии, биологии, экологии, аграрных науках и естественнонаучном образовании: II Всероссийская научно-практическая конференция (15 мая 2019г.). -Н. Новгород: Мининский университет, 2019. С. 79-86
6. Новик, И.Р. Формирование у студентов педагогического вуза профессиональной компетентности во время работы с одаренными учащимися Нижегородской области / И.Р. Новик, А.Ю. Жадаев, И.А. Воронина, О.А. Савина, А.В. Сидорова // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12-5. С. 914-918.
7. Савельева, М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: Учебно-методическое пособие / М.Г. Савельева. - Ижевск, УдГУ, 2013. 94 с.
8. Шабанова, И.А. Учебные кейсы в преподавании дисциплины «Методика обучения химии» / И.А. Шабанова, С.В. Ковалева // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2015. 11 (164) С. 57-61
Педагогика
УДК 378.2
кандидат педагогических наук, доцент Новоселецкая Дарья Ильинична
Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко (г. Краснодар)
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Аннотация. В статье представлены проблемы, связанные с необходимость и злободневностью использования дистанционного освоения иностранного языка студентами в вузе; рассматриваются информационно-коммуникационные технологии (видеоконференции, блоги, конкордансы, RSS, чаты, электронно-образовательные программы, вики-технологии, боты - сервисы, программный продукт Moodle и др.); особе внимание уделено эффективной технологии вебинара.
Ключевые слова: дистанционное обучение, информационный ресурс, средства коммуникации, студенты, иностранный язык.
Annotation. The article presents the problems related to the necessity and urgency of using remote learning of a foreign language by students at a University; it considers information and communication technologies (video conferences, blogs, concordances, RSS, chats, electronic educational programs, wiki technologies, bot services, Moodle software, etc.); special attention is paid to effective webinar technology.
Keywords: distance learning, information resource, communication tools, students, foreign language.
Введение. Радикальные изменения, произошедшие на современном этапе в подготовке студентов в вузах, предъявляют новые требования к освоению иностранного языка дистанционно. Изменение формы обучения, тем не менее, не противоречит важнейшим качествам, которые присущи современному специалисту: способность гибко адаптироваться к меняющимся условиям, критически и творчески мыслить, работать над развитием своего интеллектуального и культурного уровня.
Современные условия дистанционного обучения, требуют поиска новых подходов к подготовке будущего специалиста, важнейшим качеством которого является владение иностранным языком. Информационный взрыв, наблюдающийся в последнее десятилетие, связанный с научно-технической революцией, предопределил необходимость подготовки специалистов готовых работать в условиях расширяющихся связей с мировым сообществом. Распространение и изучение иностранных языков является одним из важнейших условий конкурентоспособного специалиста, и, следовательно, обязательным компонентом профессиональной подготовки студентов в вузе.
Современная концепция изучения иностранного языка в неязыковом вузе предполагает создание профессионально-ориентированного обучения, что будет способствовать адаптации будущего специалиста к условиям профессиональной деятельности. Новые информационно-коммуникационные технологии ориентированы на расширение возможностей будущих специалистов, чему в немалой степени способствует дистанционное обучение [1; 3].
Современное высшее профессиональное образование обязано быть практико-направленным, гарантировать будущему специалисту успешную адаптацию к условиям профессиональной деятельности [2; 4]. В контексте вызовов времени, новые информационные технологии становятся направлением совершенствования образования в учебном процессе, основанном на технологии дистанционного обучения. Анализ практики организации учебной деятельности в вузах России свидетельствует, о недостаточном уровне использования дистанционных образовательных технологий в изучении иностранного языка.
Изложение основного материала статьи. Современный образовательный процесс в вузе ориентирован на новые технологии, которые позволяют сократить время аудиторных занятий без потери качества подготовки специалистов. Практика свидетельствует, в таких условиях возрастает роль дистанционного обучения, адекватных ему методики изучения иностранного языка с использованием информационно-образовательных ресурсов и способов передачи знаний студентам [7].
В вузе дистанционное обучение представляет вид интерактивного взаимодействия между преподавателем и студентами, основанного на использовании информационных ресурсов в контексте основных компонентов, присущих учебному процессу. Отмечается, что «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника». Подчеркивается, что основными дистанционными образовательными технологиями являются: «кейсовая (портфельная) технология, интернет-технология, телевизионно-спутниковая технология. Допускается сочетание технологий» [2].
Практика показывает, что развитие дистанционного обучения изменяет способы и приемы освоения иностранного языка в вузе, улучшает информационное ресурсное обеспечение, способствует усвоению языковой культуры, является предпосылкой для самообразовательной деятельности студентов. Обучение студентов иностранному языку ориентировано на интенсификацию, использование современных технологий тайм-менеджмента, обеспечивающих формирование необходимой компетентности в минимально короткие сроки и в нужном объеме научных и практических знаний и навыков [4].
При организации дистанционного обучения следует учитывать принципы, которые имеют свою специфику, связанную с формой обучения [10]. Это:
- принцип направленности освоения иностранного языка на развитие личности, создание условий, ориентированных на профессиональное развитие студентов, активизацию их креативности и самостоятельности;
- принцип осмысленного использования новых информационных технологий, инновационных организационных форм и средств обучения, способствующих развитию интеллектуального и творческого потенциала студентов;
- принцип преемственности и непрерывности, способствующий ориентации на «образование через всю жизнь», направленный на формирование мировоззрения;
- принцип индивидуализации процесса приобретения знаний на основе самостоятельного и осмысленного выбора содержания образования, его темпа, учитывая нормативные требования государственного стандарта.
Современные информационные технологии, используемые в процессе дистанционного обучения иностранному языку, как правило, имеют профессионально-ориентированную направленность [11]. К таким технологиям следует отнести видеоконференции, блоги, конкордансы, RSS, чаты, электронно-образовательные программы, вики-технологии, боты - сервисы и др. [6; 9].
Особое значение для освоения иностранного языка имеет среда дистанционного обучения, предназначенная для создания качественных курсов. Программный продукт Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда) используется в ведущих образовательных учреждениях стран мира, так как по своим возможностям легко перемещается, редактируется и т.д.: любое изменение доступны пользователям данного продукта. Moodle был создан Мартином Дуджиамасом [12], замышлялся как программное обеспечение, в которое могли вноситься соответствующие дополнения (аддоны или плагины), способствующие эффективности обмена информацией через систему различных форумов и сообществ. Особые качества Moodle заключаются:
- в свободном использовании образовательных ресурсов с учетом конкретного образовательного проекта;
- в вариативности модульного обучения, учитывающего междисциплинарное взаимодействие;
- в активизации познавательных интересов студентов и возможности преподавателя использовать эффективные формы обучения;
- в обеспечении навыков межкультурной коммуникации на основе сети Интернет;
- в практике организации оценки и самооценки на основе разработанной школы, или вербального общения;
- в контроле со стороны преподавателя активности изучения иностранного языка, содержания учебной работы и пр.;
- в соотнесении приобретаемых знаний с действующими стандартами;
- в возможности обеспечить возможность работы студентов разного образовательного уровня.
Учитывая особенности Moodle, дистанционное обучение иностранному языку, создают возможность
использования методов, включающих различные современные технологии, способствующие развитию коммуникативных навыков у студентов. Использование организационных форм работы на основе Web 2.0, Wiki-проектах, Skype, способствуют приобретения опыта работы в социальных сетях, онлайн-сообществах. Нерешенной проблемой эффективного дистанционного обучения остается разрозненность имеющихся в арсенале преподавателя форм обучения, отсутствие единого информационного пространства. Имеющаяся разобщенность в дистанционном обучении создает трудности с контролем выполнения студентами заданий, оценки результатов работу. Единое образовательное поле системы moodle интенсифицирует процесс освоения иностранного языка, способствует использованию информативно насыщенного программного обеспечения с привлечением видеофайлов, wiki-проектов, баз данных, форумов и т.д.
Организационные и технические вопросы эффективного внедрения системы дистанционного обучения в вузе основаны на степени разработки учебно-методических материалов и, прежде всего, насколько хорошо проработан образовательный контент, представляющий собой комплекс материалов учебного, методического, справочного и иллюстративного характера, используемых в учебном процессе. При изучении иностранного языка в контексте дистанционного обучения электронную базу должен составлять обязательный оптимальный комплекс учебно-методических материалов, включающий: рабочую программу; рекомендации по организации самостоятельного изучения курса; учебное пособие с рекомендациями по подготовке к практическим, семинарским занятиям, написанию курсовых работ, использования базы данных электронной библиотеки; конспектов прослушанных лекций по курсу; контрольных тестов [5].
Изучение иностранного языка требует систематической, непрерывной подготовки с опорой на:
- on-line-доступ к обучающим материалам, включающим лекционный курс; рекомендации, разработанные преподавателем по оптимизации подготовки к занятиям, освоению выполнения контрольных тестов;
- возможности выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей студентов;
- on-line-общение и взаимодействие с преподавателями;
- объективность оценки самостоятельного приобретения знаний;
- целостного осмысления результатов освоения иностранного языка;
- подготовленный преподавателем комплекс учебно-методического материала, который является инструментом для создания модулей в электронном виде.
Дистанционного обучение основано на обратной связи, что предусматривает обмен сообщениями: преподаватель должен быть информирован о возникающих трудностях, своевременно и эффективно решать имеющиеся проблемы, проводить индивидуальную консультацию, необходимую студенту. Такой уровень
персонификации предоставления консультаций студентам в условиях дистанционного обучения позволяет существенно повышает профессиональную направленность изучения иностранного языка, мотивировать на приобретение навыков работы в сети Интернет. Необходимость точности формулировок и логичности письменной и устной речи повышает ответственность студентов.
В контексте дистанционного обучения иностранному языку эффективными стали интернет-семинары, так называемые «вебинары», представляющие своеобразный тренинг, проводимый в Интернет: в режиме реального времени студенты слышат преподавателя, воспринимают «живую» речь на иностранном языке, соотносят свои возможности понимания и говорения [8]. Вебинар, как технология дистанционного обучения, позволяет продемонстрировать презентацию PowerPoint, аудио и видеозаписи, установливать двухстороннюю связь, задавать вопросы преподавателю.
Выводы. Информационные технологии в дистанционном обучении иностранному языку студентов неязыковых вузов в значительной степени «уплотняют» время, позволяют максимально экономно планировать свою деятельность, указывают на имеющиеся возможности самообразовательной деятельности. Отметим, что независимо от инновационных форм обучения, основную роль в учебном процессе играет профессионализм преподавателя, его стремление к эффективности получаемого результата. Для проявления оригинальных и креативных качеств преподавателя, дистанционное образование обеспечивает определенную его свободу, позволяет учитывать особенностями и возможности учебного заведения, уровень языковой подготовки студентов.
В ходе проведенного исследования целесообразности и эффективности использования информационных технологий при изучении иностранного языка в условиях дистанционного образования, отметим следующее:
- при организации дистанционного обучения необходимо сочетание традиционных и инновационных методов, ориентированных на профессиональные запросы студентов;
- необходимо учитывать исходный уровень языковой подготовки студентов на начало использования дистанционного обучения с ориентацией на новые информационные технологии;
- эффективность обучения иностранному языку при дистанционном обучении зависит от делового сотрудничества преподавателя и студентов;
- необходим постоянный мониторинг динамики освоения учебного материала на основе оценки и самооценки.
При осуществлении дистанционного обучения в процессе освоения иностранного языка, преподаватели должны учитывать, что информационные технологии обеспечивают: размещение основного объёма изучаемого материала студентами в определенный период времени; интерактивное взаимодействие студентов и преподавателей; активизацию самостоятельной работы; самоанализ результата, полученных в процессе дистанционного обучения.
Система дистанционного обучения активно развивается в самых различных областях образования. На современном этапе обучения студентов иностранному языку в вузе, следует учитывать, что электронное обучение, использование сети Интернет, не может представлять угрозы для традиционной модели обучения. Преподаватели-новаторы, привлекающие различные формы дистанционного обучения, активно меняют сформированный за последние годы формальный стиль обучения и авторитарный стиль общения со студентами. Использование информационных технологий дистанционного обучения в вузах не является самоцелью: это продуктивное средство решения актуальных проблем подготовки конкурентоспособного специалиста.
Литература:
1. Гоман П.М. Дистанционное обучение иностранному языку: проблемы и перспективы // Социальные отношения. - 2019. - № 1 (28). - С. 6-13.
2. Зайченко Т.П. Основы дистанционного обучения: Теоретико-практический базис: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. - 167 с.
3. Кайль Ю.А. Дистанционное обучение иностранному языку в неязыковом вузе // Современные научные исследования и разработки. - 2018. - Т. 1. № 11 (28). - С. 320-322.
4. Полат Е.С, Моисеева М.В., Петров А.Е. Педагогические технологии дистанционного обучения / Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 262 с.
5. Преподавание в сети Интернет / Под ред. В.И. Солдаткина. - 2-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 47 с.
6. Раицкая Л.К. Интернет-ресурсы в преподавании английского языка в высшей школе: классификация, критерии оценки, методика использования: Монография / Л.К. Раицкая; МГИМО(У) МИД России, каф. англ. яз. № 5. - М.: МГИМО-Университет, 2007. - 190 с.
7. Сигаркина Л.Н. Педагогические пути совершенствования дистанционного обучения студентов в современных вузах // Диссер. канд. пед. наук. - М., 2007. - 179 с.
8. Скрипкина А.В., Бойко К.Ю. Организация и самоорганизация учебного времени студентов как ресурс современного высшего образования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 8. - С. 257-259.
9. Туравец Н.Р., Щеголихин Е.Н. Информационно-образовательные технологии и профессиональная самореализация курсантов в мультимедийной образовательной среде // Культурная жизнь Юга России. -2013. - № 1 (48). - С. 37-40.
10. Хуторской А.В. Научно-практические предпосылки дистанционной педагогики // Открытое образование. - 2001. - №2. - С. 30-35.
11. Эльконин, Б.Д. Понятие компетентности с позиции развивающего обучения [Текст] / Б.Д. Эльконин // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. - Самара, 2001 - С. 43-49.
12. Dougiamas, M.A. Journey into Constructivism [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dougiamas.com/ writing/constructivism.html (дата обращения: 01.03.20).