Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ / СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ / БИОЛОГИЧЕСКАЯ ХИМИЯ / ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ / CASE TECHNOLOGY / SITUATIONAL TASKS / BIOLOGICAL CHEMISTRY / GIFTED CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новик Ирина Рафаиловна, Журавлева Наталья Анатольевна, Воронина Ирина Александровна

Статья посвящена проблеме использования кейс-технологии в преподавании предметных дисциплин в вузе на примере биологической химии и в практике работы с одаренными школьниками. На конкретном примере раскрываются особенности составления предметных кейсов. Приводятся данные анкетирования студентов бакалавриата.The article is devoted to the problem of using case technology in the teaching of subject disciplines at the university using the example of biological chemistry and in the practice of working with gifted students. A specific example reveals the features of compiling case studies. The survey data of undergraduate students is given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Новик Ирина Рафаиловна, Журавлева Наталья Анатольевна, Воронина Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

Педагогика

УДК 37.013

кандидат педагогических наук, доцент Новик Ирина Рафаиловна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); студентка магистратуры Журавлева Наталья Анатольевна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород); директор Воронина Ирина Александровна МБОУ «Школа №129» (г. Нижний Новгород)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙСОВ В ПРЕПОДАВАНИИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ХИМИИ В

ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. Статья посвящена проблеме использования кейс-технологии в преподавании предметных дисциплин в вузе на примере биологической химии и в практике работы с одаренными школьниками. На конкретном примере раскрываются особенности составления предметных кейсов. Приводятся данные анкетирования студентов бакалавриата.

Ключевые слова: кейс-технология, ситуационные задачи, биологическая химия, одаренные дети.

Annоtation. The article is devoted to the problem of using case technology in the teaching of subject disciplines at the university using the example of biological chemistry and in the practice of working with gifted students. A specific example reveals the features of compiling case studies. The survey data of undergraduate students is given.

Keywords: case technology, situational tasks, biological chemistry, gifted children.

Введение. В условиях постоянной модернизации образования современный учитель должен быть готов к разрешению возникающих педагогических проблем, без которых невозможно осуществление профессиональной деятельности. Необходимо использовать не только стандартные, но и интуитивные, и даже творческие (креативные) решения [5; 7, с. 5-7].

Применение активных и интерактивных форм и методов обучения, включающих не только самостоятельную деятельность обучающихся, но и проблемный диалог, особенно актуально для активизации познавательной деятельности студентов на занятиях. Среди инновационных методов обучения особого внимания заслуживает кейс-метод. В нем могут использоваться как характерные особенности изучаемого предмета, так и в его взаимосвязи с другими дисциплинами. В ходе пошагово организованной деятельности развиваются имеющиеся теоретические знания, экспериментальные умения и практические навыки и формируются общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции студентов. Ситуационная задача, лежащая в основе кейса, подразумевает решение проблемы, которая ставится преподавателем в соответствии с реальной учебной ситуацией в виде ряда вопросов. Построение проблемного диалога внутри группы и с учителем способствует активному поиску ответов. Кейсы помогают учить студентов анализу предоставленного материала и его оценке, разрешению возникающих проблем и принятию адекватных ситуации индивидуальных и групповых решений.

Изложение основного материала статьи. В современной действительности одним из наиболее эффективных методов обучения, отвечающих требованиям времени, становится метод кейсов, включающих рассмотрение разных ситуаций профессиональной деятельности, применение данного метода позволяет в конечном итоге подготовить конкурентоспособных специалистов. Ознакомление молодых педагогов с данным методом, относящимся к современным педагогическим технологиям, актуально для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях разного типа при работе с обучающимися разного возраста.

Кейс-технологии предполагают активный разбор проблемных ситуаций, решение ситуационных задач для развития умений работать с информацией. В ряде случаев проблема представлена в неявном, завуалированном виде и имеет несколько решений. Конкретные ответы на вопросы не даются, их необходимо искать и находить самостоятельно, что дает возможность обучающимся, опираясь на собственный опыт, анализировать имеющуюся информацию, предлагать оригинальные варианты практического решения проблем и делать выводы, применять полученные знания в своей педагогической практике, предлагать собственный взгляд на проблему.

Кейс-метод развивает интерес студентов и учащихся к освоению предмета, способствует приобретению умений самостоятельно собирать, обрабатывать и анализировать информацию для решения разных ситуаций, с целью дальнейшего ее обсуждения в группе с демонстрацией собственного варианта решения вопроса или проблемы. При этом у учащихся и студентов развиваются следующие умения, переходящие со временем в навыки: аналитические, практические, творческие, коммуникативные, социальные, а также способность к самоанализу.

Обучение бакалавров по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование, профиль Биология и Химия [1, 2] предполагает изучение множества общих дисциплин, предметного блока, методических дисциплин. Чтобы перейти к анализу реальных педагогических жизненных ситуаций на методике обучения химии и предстоящей педагогической практике, а, возможно, в дальнейшем и на государственном итоговом экзамене, студентам бакалавриата важно ознакомиться с кейс-технологией на предметных дисциплинах, например, на биологической химии. В предлагаемых кейсах включен определенный комплекс знаний, используемых для решения какой-нибудь практической проблемы в ходе лабораторной работы, а также вопросы, помогающие решению данного кейса. Предлагаемые обучающимися вузов ответы могут быть самыми разными и ранжироваться преподавателем по степени полноты и грамотности, по оригинальности и прочим параметрам. В ходе совместной творческой работы над ситуационной задачей или проблемой студенты приобретают определенный набор знаний, используемый для самостоятельной постановки цели и задач исследования, анализа и синтеза получаемой информации, корректируемой при обсуждении в группе, для предложения и проверки гипотезы, при формулировке выводов и заключения, а также при осуществлении самоконтроля полученных результатов.

В качестве примера приведем кейс по биохимии, применяемый при изучении амфотерности свойств аминокислот и белков.

Буферные свойства раствора белка

1. Благодаря наличию аминогруппы (ЫН2-группы) и карбоксильной группы (-СООН), аминокислоты способны проявлять не только слабые кислотные, но и основные свойства, присоединяя или отдавая ион водорода. Отщепляясь от карбоксильной группы, протон может присоединиться к аминогруппе, и молекула аминокислоты примет дипольную форму (форму цвиттер-иона), заряжаясь с одной стороны отрицательно, а с другой - положительно, при этом в целом оставаясь нейтральной. Именно в такой форме аминокислота проявляет свои буферные свойства.

Кровь и ткани, если исключить воду, состоят преимущественно из белковых веществ. Молекулы белка имеют известное количество не связанных между собою карбоксильных и аминогрупп и поэтому являются амфотерными электролитами. В кислых растворах белки связывают водородные ионы, в щелочных растворах - гидроксильные ионы, проявляя буферные свойства, что важно для поддержания постоянства рН крови и тканей организма. Тем не менее, при физиологических значениях рН буферная емкость большинства белков довольно ограничена. Лишь растворы белков, в состав которых входит гистидин, сохраняют буферность свойств в подобных условиях. Так, гемоглобин, включающий до 8% гистидина, является мощным внутриклеточным буфером в эритроцитах, который поддерживает постоянное значение рН крови.

Подобно аминокислотам, белки могут нейтрализоваться как кислотами, так и основаниями, обладают буферными свойствами. Поэтому они содействуют поддержанию постоянного рН в жидкостях организма. Как уже отмечалось выше, в кислой среде белки растворяются в виде катионов, а в щелочной -в виде анионов. Это объясняет миграцию белка к катоду при электрофорезе в кислом растворе и к аноду в щелочном растворе. При изоэлектрической точке не происходит электрофореза, это свойство служит для установления изоэлектрической точки.

2. Выполнение лабораторной работы.

Материалы, посуда, реактивы:

раствор яичного белка или желатина;

0,1н раствор соляной кислоты;

1 %-ныйраствор индикатора конго красного;

0.1. раствор гидроксида натрия;

раствор фенолфталеина;

пробирки;

пипетки на 1 и 2 мл;

дистиллированная вода

Ход работы:

1. КЗ мл дистиллированной воды добавляют каплю соляной кислоты. Каплю полученного раствора смешивают с 2-3 мл воды. Полученный очень разбавленный раствор кислоты при добавлении нескольких капель раствора индикатора конго все же окрашивается в ярко-синий цвет. Этот синий раствор понемногу приливают к 2 - 3 мл раствора белка и отмечают изменение окраски.

2. Таким же образом (повторным разбавлением) готовят очень разбавленный раствор гидроксида натрия, который при введении нескольких капель раствора фенолфталеина должен окрашиваться в ярко-розовый (но не малиновый) цвет. Помещают в чистую пробирку 2-3 мл исходного раствора белка, приливают к нему разбавленный щелочной раствор, отмечая изменение окраски и в этом случае.

Благодаря буферным свойствам белка окраска индикатора конго переходит от синей к красной (снижается кислотность), а розовая окраска фенолфталеина исчезает (снижается щелочность системы). В этих опытах особенно наглядно обнаруживается амфотерность белка, который в опыте 1 реагирует как основание, а в опыте 2 - как кислота.

3. Ответьте на вопросы:

1. Чем обусловлены буферные свойства белков?

2. Какую роль играют буферные свойства белков в организме?

3. За счёт чего рН крови поддерживается на постоянном уровне?

4. Что происходит с раствором белка при добавлении раствора кислоты? Как это увидеть?

5. Что происходит с раствором белка при добавлении разбавленного щелочного раствора? Как это увидеть?

Данный кейс можно использовать и учителям школ в работе с одаренными учащимися на занятиях химических и химико-биологических кружков при изучении свойств аминокислот и белков [3]. В течение нескольких лет для учащихся 10-11 класса МБОУ «Школа №129» г. Н. Новгорода организован кружок «Практикум по органической химии» на базе кафедры биологии, химии и биолого-химического образования (БХиБХО) НГПУ им. К. Минина. В организации работы с увлеченными химией школьниками принимают активное участие студенты старших курсов бакалавриата и магистранты [5, 6], что способствует закреплению их предметных знаний и развитию их профессиональных компетенций. Также кейс-технология активно используется студентами при проведении внеклассных мероприятий для школьников в рамках педагогической практики в образовательных учреждениях г. Нижнего Новгорода и области. Совместные мероприятия студентов и школьников способствуют развитию коммуникативных навыков обучающихся, формированию умений совместной продуктивной творческой работы, помогают научиться выполнять предлагаемые задания быстро и правильно, что способствует не только формированию предметных компетенций учащихся и профессиональных педагогических компетенций студентов, но и выработке положительных эмоций, сопутствующих успешной деятельности, а также повышению познавательного интереса всех обучающихся. Важно отметить, что в исследовании Т.Г. Мухиной, С.Н. Сорокоумовой, П.А. Егоровой, Д.Д. Ярковой приведены материалы, подтверждающие привлекательность не только престижа профессии для современной молодежи, но и важность соответствия выбора способностям личности [4]. Занятия студентов со школьниками помогают раскрытию природного потенциала последних и осознанности дальнейшего выбора пути профессионального развития.

После апробации нескольких специально подготовленных кейсов по биологической химии нами проведено небольшое анкетирование для выявления отношения студентов направления 44.03.05

Педагогическое образование, профиля Биология и Химия бакалавриата к использованию данного метода обучения. Студенты 3 курса отвечали на несколько вопросов, подобных примененным в исследовании И.А. Шабановой и С.В. Ковалевой [8]. В анкетировании в 2019г. приняло участие 29 бакалавров, обучающихся по указанному направлению и профилю подготовки. В ответе на первый вопрос «Какой используемая кейс-технология была для Вас?» 89,6 % анкетируемых отметили простоту и понятность технологии (см. диаграмму 1).

100 80 60 40 20 0

ж

□ а-сложной

□ б-мало понятной

□ в-легкой

□ г-неприемлемой

Диаграмма 1. Ответ на первый вопрос «Какой используемая кейс-технология была для Вас?»

В ответе на второй вопрос «Понравилось ли Вам работать с кейсами?» всем студентам (100%) понравилось работать с кейсами.

В ответе на третий вопрос «Было ли содержание кейсов для Вас понятным и доступным?» 75,9 % анкетируемых ответили, что выданные кейсы доступны и понятны, а 24,1 % опрошенных поняли не все вопросы (см. диаграмму 2).

70 60 50 40 30 20 10 0

1

□ а-понятно

□ б-непонятно

□ в-не знаю

□ г-не все понятно

Диаграмма 2. Ответ на третий вопрос «Было ли содержание кейсов для Вас понятным и

доступным?»

Возможно, не полная понятность кейс-технологии и содержания конкретных кейсов связана с наличием в группе нескольких иностранных студентов, которые не в полной мере владеют русским языком. Оценивая результативность применения кейс-технологии, мы приходим к выводу, что студентам это метод достаточно понятен и интересен, они с удовольствием работают с предложенными кейсами на занятиях по биологической химии, что поможет им в успешном освоении данной технологии и самостоятельном применении ее элементов в дальнейшей профессиональной деятельности.

Выводы. Проведенное исследование позволяет подвести итог, что задания в виде кейсов интересны и понятны студентам, позволяют лучше усвоить материал предмета. Кейсы дают возможность преподавателю применять их непосредственно в процессе обучения и во время проверки его результатов. Данный метод может быть актуален как для подготовки к аттестационным мероприятиям, так и непосредственно для приема экзаменов или зачетов. Использование метода кейсов при подготовке внеурочных мероприятий, а также в кружковой деятельности позволяет повысить уровень метапредметных, предметных и личностных компетенций учащихся, развить нравственные и профессиональные качества у студентов.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (уровень бакалавриата), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2016 г., № 91.

2. Профессиональный стандарт 01.001 «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 г., № 544н.

3. Воронина, И.А. Об организации научно-образовательной экспериментальной площадки «Современные методы организации внеклассной работы в средней школе» / И.А. Воронина, И.Р. Новик // Материалы 62 Всероссийской научно-практической конференции химиков с международным участием «Актуальные проблемы химического и экологического образования». СПб.: РГПУ им. Герцена. 2015. С. 169-172.

4. Мухина, Т.Г. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера обучающейся молодежи в условиях интегративного комплекса «школа-вуз» / Т.Г. Мухина, С.Н. Сорокоумова, П.А. Егорова, Д.Д. Яркова // Вестник Мининского университета, 2019. Т.7, №4. - С. 14.

5. Новик, И.Р. О результатах реализации программ дополнительного образования с использованием сетевого сотрудничества школ и педагогического вуза / И.Р. Новик, И.А. Воронина, Т.С. Прудникова, Н.В. Глазкова // Актуальные вопросы и инновации в химии, биологии, экологии, аграрных науках и естественнонаучном образовании: II Всероссийская научно-практическая конференция (15 мая 2019г.). -Н. Новгород: Мининский университет, 2019. С. 79-86

6. Новик, И.Р. Формирование у студентов педагогического вуза профессиональной компетентности во время работы с одаренными учащимися Нижегородской области / И.Р. Новик, А.Ю. Жадаев, И.А. Воронина, О.А. Савина, А.В. Сидорова // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12-5. С. 914-918.

7. Савельева, М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения и оценки компетенций студентов: Учебно-методическое пособие / М.Г. Савельева. - Ижевск, УдГУ, 2013. 94 с.

8. Шабанова, И.А. Учебные кейсы в преподавании дисциплины «Методика обучения химии» / И.А. Шабанова, С.В. Ковалева // Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2015. 11 (164) С. 57-61

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Новоселецкая Дарья Ильинична

Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С.М. Штеменко (г. Краснодар)

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА ОСНОВЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье представлены проблемы, связанные с необходимость и злободневностью использования дистанционного освоения иностранного языка студентами в вузе; рассматриваются информационно-коммуникационные технологии (видеоконференции, блоги, конкордансы, RSS, чаты, электронно-образовательные программы, вики-технологии, боты - сервисы, программный продукт Moodle и др.); особе внимание уделено эффективной технологии вебинара.

Ключевые слова: дистанционное обучение, информационный ресурс, средства коммуникации, студенты, иностранный язык.

Annotation. The article presents the problems related to the necessity and urgency of using remote learning of a foreign language by students at a University; it considers information and communication technologies (video conferences, blogs, concordances, RSS, chats, electronic educational programs, wiki technologies, bot services, Moodle software, etc.); special attention is paid to effective webinar technology.

Keywords: distance learning, information resource, communication tools, students, foreign language.

Введение. Радикальные изменения, произошедшие на современном этапе в подготовке студентов в вузах, предъявляют новые требования к освоению иностранного языка дистанционно. Изменение формы обучения, тем не менее, не противоречит важнейшим качествам, которые присущи современному специалисту: способность гибко адаптироваться к меняющимся условиям, критически и творчески мыслить, работать над развитием своего интеллектуального и культурного уровня.

Современные условия дистанционного обучения, требуют поиска новых подходов к подготовке будущего специалиста, важнейшим качеством которого является владение иностранным языком. Информационный взрыв, наблюдающийся в последнее десятилетие, связанный с научно-технической революцией, предопределил необходимость подготовки специалистов готовых работать в условиях расширяющихся связей с мировым сообществом. Распространение и изучение иностранных языков является одним из важнейших условий конкурентоспособного специалиста, и, следовательно, обязательным компонентом профессиональной подготовки студентов в вузе.

Современная концепция изучения иностранного языка в неязыковом вузе предполагает создание профессионально-ориентированного обучения, что будет способствовать адаптации будущего специалиста к условиям профессиональной деятельности. Новые информационно-коммуникационные технологии ориентированы на расширение возможностей будущих специалистов, чему в немалой степени способствует дистанционное обучение [1; 3].

Современное высшее профессиональное образование обязано быть практико-направленным, гарантировать будущему специалисту успешную адаптацию к условиям профессиональной деятельности [2; 4]. В контексте вызовов времени, новые информационные технологии становятся направлением совершенствования образования в учебном процессе, основанном на технологии дистанционного обучения. Анализ практики организации учебной деятельности в вузах России свидетельствует, о недостаточном уровне использования дистанционных образовательных технологий в изучении иностранного языка.

Изложение основного материала статьи. Современный образовательный процесс в вузе ориентирован на новые технологии, которые позволяют сократить время аудиторных занятий без потери качества подготовки специалистов. Практика свидетельствует, в таких условиях возрастает роль дистанционного обучения, адекватных ему методики изучения иностранного языка с использованием информационно-образовательных ресурсов и способов передачи знаний студентам [7].

В вузе дистанционное обучение представляет вид интерактивного взаимодействия между преподавателем и студентами, основанного на использовании информационных ресурсов в контексте основных компонентов, присущих учебному процессу. Отмечается, что «под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника». Подчеркивается, что основными дистанционными образовательными технологиями являются: «кейсовая (портфельная) технология, интернет-технология, телевизионно-спутниковая технология. Допускается сочетание технологий» [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.