УДК 378.14 Шмакова Анна Павловна
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры информатики
Ульяновского государственного педагогического
университета им. И. Н. Ульянова
Беляева Елена Вадимовна
кандидат педагогических наук,
доцент кафедры информатики
Ульяновского государственного педагогического
университета им. И. Н. Ульянова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРОВ
Shmakova Anna Pavlovna
PhD in Education Science, Assistant Professor of the Computer Science Department, Ulyanovsk State Teachers’ Training University [email protected]
Belyaeva Elena Vadimovna
PhD in Education Science, Assistant Professor of the Computer Science Department, Ulyanovsk State Teachers’ Training University [email protected]
DISTANCE LEARNING AS A WAY OF ORGANIZATION OF BACHELORS’ INDEPENDENT WORK
Аннотация:
В статье изложены преимущества использования дистанционных образовательных технологий в учебном процессе вуза. В качестве примера рассматривается система управления обучением иМВ-МооШе, с помощью которой возможно построение изучения курса дисциплин таким образом, что самостоятельная работа является одним из приоритетных способов обучения бакалавров. Изложены возможности самоконтроля с использованием виртуальной обучающей среды. Актуальность использования дистанционного обучения обусловлена Федеральным законом об образовании в РФ.
Ключевые слова:
дистанционные образовательные технологии, дистанционное обучение, виртуальная обучающая среда, самостоятельная работа, самоконтроль.
Summary:
The article states the advantages of the distance learning technologies applied in the higher education system. The authors study the case of the virtual learning environment LMS-Moodle, which helps to create a course of disciplines in such a way that the students’ independent work becomes a priority mode of training. The paper considers the possibilities of selftesting with application of the virtual learning environment. The relevance of the distance learning introduction is reasoned by the Federal law “Concerning education in the Russian Federation”.
Keywords:
distance learning technologies, D-learning, virtual learning environment (VLE), independent work, selftesting.
В условиях модернизации образования, принятия Федерального закона об образовании в Российской Федерации, вступившего в силу с 1 сентября 2013 г., введения федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, особую актуальность приобретает самостоятельная работа бакалавров, поскольку на данный вид деятельности студентов очного обучения отводится примерно 50 % учебного времени, а студентов заочного обучения - значительно больше. Самостоятельная работа бакалавров возможна при использовании в обучении дистанционных образовательных технологий.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона об образовании в РФ «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» организация вправе применять дистанционные образовательные технологии при воплощении образовательных программ. «Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [1, ст. 16, п. 1].
Сегодня в образовательных учреждениях дистанционное обучение осуществляется с использованием различных программ (систем) управления обучением. Наиболее распространенной такой системой на сегодняшний день является система ЬМБ Моо^е - система управления курсами, известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Она представляет собой свободно-распространяемое веб-приложение, предоставляющее возмож-
ность создавать сайты для онлайн-обучения. Данная система достаточно «укрепила свои позиции» в образовании.
Дистанционное обучение может применяться не только как отдельная форма обучения, но и в процессе очной и заочной форм обучения. Для студентов очного отделения курс может быть составлен таким образом, чтобы часть заданий могла быть выполнена на занятии (при наличии интернет-подключения), другая часть задания выполняется студентами как поручение для самостоятельной работы, при этом все виды деятельности студентов и результат преподаватель может «наблюдать» в системе дистанционного обучения (далее - СДО) с любого компьютера (при наличии интернет-подключения).
Преимуществами дистанционного обучения являются:
- доступность, что позволяет обучаться в любом месте и в любое время, где есть компьютер с доступом в интернет;
- обратная связь, при которой обучающийся может лично проконсультироваться с преподавателем по интересующему его вопросу в любое время;
- определение собственного темпа обучения, поскольку обучаемый может по несколько раз возвращаться к отдельным учебным модулям или пропускать разделы;
- развитие мышления, так как по окончанию изучения конкретной темы, преподаватель имеет возможность давать самостоятельные задания, на которые обучающиеся должны сдать работу в срок;
- контроль качества обучения, поскольку система предоставляет большой выбор различного вида тестирования и соответствующую шкалу оценивания. Преподаватель имеет возможность проводить более частый контроль знаний, что способствует повышению степени усвоения учебного материала;
- удобство в использовании системы, так как интерфейс программы понятный, как для преподавателя, так и для обучаемого;
- возможность преподавателя совершенствовать курс, в связи с тем, что по мере работы студентов, преподаватель, следя за усвоением материала, может корректировать направленность, подстраиваясь под возможности и предпочтения студентов;
- экономика, поскольку организация экономит расходы на обучение одного сотрудника при использовании дистанционной формы обучения и т.д.
Таким образом, дистанционное обучение является способом организации самостоятельной работы студентов, при которой последний может не только осваивать материал, но и осуществлять самоконтроль, используя имеющиеся в СДО ресурсы и курсы.
Несомненно, самостоятельная работа студентов может нести положительный результат только при наличии серьезной мотивации. В процессе дистанционного обучения «центр тяжести» переносится на студента, который вырабатывает умение самостоятельно выбирать необходимую информацию, приобщается к этике дистанционного общения, с навыками экономии времени, овладевает искусством объективной и целей оценки собственного потенциала, своих деловых и личностных качеств.
Наряду с несомненными плюсами дистанционного обучения существуют и очевидные минусы:
- отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитании, исключаются. Основная нагрузка ложиться на письменную речь, что делает невозможным использование интонации, ритма, тембра голоса. Переписка предполагает особый стиль письменной речи, который отличается от устного более длинными и сложными предложениями, иной лексикой. Восприятие внутреннего состояния обучающегося, его отношения к деятельности, степени мотивации затруднено, так как письменная речь может не соответствовать эмоциональному состоянию;
- необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося;
- как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий;
- обучающие программы и курсы могут быть недостаточно хорошо разработаны из-за того, что квалифицированных специалистов, способных создавать подобные учебные пособия, на сегодняшний день не так много [2].
Но в данном случае мы говорим о дистанционном обучении как одном из способов организации самостоятельной работы бакалавров наряду с аудиторными занятиями, поэтому многие проблемы решаются автоматически.
В связи с тем, что именно дистанционное обучение призвано уменьшить аудиторную нагрузку и увеличить долю самостоятельной работы студента, для эффективности самостоятель-
ной работы необходимо разрабатывать электронные учебные пособия, обучающие программы и курсы. Только грамотный преподаватель, имея огромный методический опыт преподавания той или иной дисциплины, высокий уровень профессионального мышления может составить полноценный курс изучения дисциплины в системе дистанционного обучения [3].
Так, например, курс по самостоятельному изучению дисциплины может быть составлен в следующей последовательности:
- получение структурированного теоретического учебного материала;
- выполнение определенной последовательности практических заданий с примерами решения задач;
- выполнение индивидуального задания для закрепления навыков, приобретенных на предыдущем этапе;
- контроль (самоконтроль) обучения. Система Моо^е предоставляет большой выбор элементов для обеспечения контроля за качеством обучения, консультирования с преподавателями и обсуждения вопросов по теме курса. При создании курса используются такие активные элементы, как анкета, база данных, глоссарий, Wiki, задания, лекция, опрос, форум, тест, чат [4];
- консультирование (неограниченное) с преподавателем. Если студент допускает некоторые недочеты при выполнении контрольного задания, то преподаватель может дать ему рекомендации по их устранению.
Для эффективности самостоятельной работы бакалавров необходимо выполнение ряда условий: обеспечение правильного сочетания объемов аудиторной и самостоятельной работы; методически правильную организацию работы; обеспечение студента необходимыми методическими материалами; контроль за организацией и ходом самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение.
Несомненно, для успешного проведения дистанционного обучения в вузе необходимо соответствующее техническое, программное, информационное, учебно-методическое, организационное и финансовое обеспечение.
Студент и преподаватель составляют основу процесса дистанционного обучения, несмотря на то, что самостоятельной работе отводится значительная роль. Совместные и хорошо организованные действия студента и преподавателя на уровне познавательной деятельности позволяют создать качественную форму дистанционного обучения в процессе самостоятельного изучения учебного курса.
Ссылки:
1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации. URL: httpV/минобрнауки.рф (дата обращения:
11.11.2013).
2. Юткина Ю. Дистанционное образование: плюсы и минусы. URL: http://www.distance-learning.ru/db/el/
0DD78502474DC002C3256F5C002C1C68/doc.html (дата обращения: 11.11.2013).
3. Никитина Н.Н., Беляева Е.В. Профессиональное мышление педагога как мировоззренческая категория // Известия
Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». 2012. № 1 (65). С. 23-26.
4. Беляева Е.В., Москалева Э.Ф. Проектирование новых технологий обучения на основе программных педагогиче-
ских средств // Высшее образование сегодня. 2011. № 11. С. 43-46.