ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Каткова Т. В. Внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс обучения по индивидуальному графику студентов вуза физической культуры // Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). - ART 15387. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15387.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15387
УДК 378.147:004.9
Каткова Татьяна Викторовна,
кандидат педагогических наук, декан факультета индивидуальных образовательных технологий ФГБОУ ВПО «Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», г. Смоленск [email protected]
Внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс обучения по индивидуальному графику студентов вуза физической культуры
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы использования дистанционных образовательных технологий в вузе физической культуры для студентов, являющихся действующими спортсменами и имеющих индивидуальный график обучения. Рассматриваются особенности самостоятельной работы студентов в системе дистанционного обучения и активные методы её контроля.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, система дистанционного обучения, индивидуальный график обучения, вуз физической культуры. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Последние десятилетия ознаменованы дискуссиями, связанными с дистанционным обучением [1-2]. В работах российских и зарубежных авторов активно обсуждались вопросы теоретического осмысления многочисленных определений таких понятий, как «дистанционное обучение», «дистанционные образовательные технологии», «электронное обучение», проблемы отсутствия единой системы терминов, задачи, связанные с управлением качеством дистанционного образования и возможностями сети Интернет в образовательном процессе в целом.
После принятия нового закона об образовании, вступившего в силу с сентября 2013 г., вопрос об использовании ДОТ и электронного обучения стал еще более актуальным. В законе научно-педагогической общественности представлены определения вышеперечисленных понятий и продекларирована возможность использования образовательной организацией дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.
Одновременно с формированием теоретической базы вузы нашей страны включились в практическую реализацию внедрения дистанционных образовательных технологий в образовательный процесс. Если в начале тысячелетия таких вузов в нашей стране было чуть более двадцати, то уже через семь лет их количество выросло до ста.
На сегодняшний день большинство российских вузов, в том числе и спортивно-педагогических, имеют опыт дистанционного обучения. Внедрению в учебный процесс подготовки будущих работников сферы физической культуры и спорта дистанционных образовательных технологий предшествовало активное использование информационных компьютерных технологий в различных направлениях. Это учебная деятельность, создание мультимедийных обучающих систем по спортивно-педагогическим дисциплинам, спортивная тренировка, спортивные соревнования, оздоровительная физическая культура, работа судей, рекламная деятельность по освещению спортивных мероприятий, диагностика различных функций организма, мониторинг физического состояния населения.
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки «Физическая культура» (академический бакалавр)
1
о
Huem
научно-методический электронный >курнал
ISSN 2304-12QX
Каткова Т. В. Внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс обучения по индивидуальному графику студентов вуза физической культуры // Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). - ART 15387. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15387.htm. - ISSN 2304-120X.
указано, что при реализации программ бакалавриата организации «могут применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии» [3].
Более того, в вышеуказанном стандарте имеется социально значимое нововведение, а именно: «при обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах».
В вузах физической культуры имеется контингент студентов, заинтересованных в получении образования с использованием методов удаленного доступа. Это прежде всего спортсмены высокой квалификации, в том числе инвалиды, значительную часть времени проводящие на учебно-тренировочных сборах в различных регионах России и мира, регулярно участвующие в соревнованиях и вынужденные пропускать значительную часть аудиторных занятий.
Для того чтобы студенты имели возможность сочетать успешную учебу с ростом спортивного мастерства и выступлениями в большом спорте, в академии физической культуры им предоставляется индивидуальный график обучения. Индивидуальный график дает возможность студентам не только скорректировать свои занятия в вузе в соответствии с тренировочным и соревновательным циклами, но и при необходимости увеличить срок обучения на один год. Такая потребность возникает, например, у высококвалифицированных спортсменов при подготовке к чемпионату мира, к олимпиаде.
Для эффективной реализации обучения студентов - действующих спортсменов по индивидуальным графикам недостаточно использования традиционных методов.
Наличие, с одной стороны, нормативно-правовой базы для внедрения дистанционных образовательных технологий в учебный процесс вуза физической культуры, а с другой - контингента студентов, заинтересованных в получении образования с помощью ДОТ, определило перспективу разработки дистанционного обучения и продиктовало необходимость внесения изменений в организацию образовательного процесса.
В Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма принято «Положение об использовании ДОТ», согласно которому при освоении студентами основных образовательных программ высшего профессионального образования допускается частичное использование электронного обучения, дистанционных образовательных технологий на очной форме обучения для студентов академии, имеющих индивидуальный график.
Для реализации основных образовательных программ академия организует обучение с использованием системы дистанционного обучения (СДО). Участниками образовательного процесса при реализации обучения с использованием ДОТ являются: преподаватели кафедр, сотрудники деканата индивидуальных образовательных технологий, учебно-вспомогательный персонал, студенты.
Основными целями использования электронного обучения, ДОТ в академии являются:
- предоставление студентам - действующим спортсменам возможности освоения образовательных программ по месту проведения спортивно-тренировочного процесса;
- повышение эффективности самостоятельной работы студентов;
- повышение качества обучения.
При реализации образовательных программ вуз обеспечивает доступ обучающихся, педагогических работников к электронной информационно-образовательной среде.
В результате обзора и сравнения характеристик различных систем управления обучением была выбрана система Moodle (Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment). Система выделяется простотой и удобством использования. Она дает возможность создания индивидуальных курсов дистанционного обучения, состоящих
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Каткова Т. В. Внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс обучения по индивидуальному графику студентов вуза физической культуры // Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). - ART 15387. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15387.htm. - ISSN 2304-120X.
из последовательности обучающих и контролирующих модулей, позволяет создать виртуальную среду, объединяющую студентов и преподавателей.
Обучение студентов на факультете основывается на сочетании аудиторных занятий, дистанционных занятий и самостоятельной работы обучающихся с учебно-методическими материалами.
В качестве основных организационных форм дистанционной учебной работы используются следующие:
- лекция;
- практическое занятие;
- контрольная работа;
- консультация;
- самостоятельная работа студентов;
- тестирование.
При этом реализуются преимущественно офлайн- технологии. Система дистанционного обучения Moodle позволяет использовать и онлайн-технологии. Но собрать на одновременное виртуальное занятие студентов, находящихся на различных спортивных площадках, в разных странах с различными часовыми поясами, оказывается практически невозможно.
Существенная роль в дистанционном обучении отводится самостоятельной работе студентов, которая включает следующие организационные формы:
- работа с электронным учебником;
- просмотр видеолекций и презентаций;
- изучение печатных и электронных учебно-методических материалов.
Для того чтобы самостоятельная работа студентов была правильно организована, не привела к напрасной потере времени и слабому усвоению материала, обучающиеся имеют возможность получать консультации в течение учебного года как при непосредственном взаимодействии с преподавателями, так и в письменной форме, в режиме офлайн или онлайн с использованием средств телекоммуникаций и возможностей системы дистанционного обучения (СДО).
Результативность самостоятельной работы студентов во многом определяется наличием активных методов её контроля [4]. В процессе изучения дисциплин основной образовательной программы используются:
1) входной контроль знаний студентов в начале изучения каждой дисциплины, который осуществляется в основном очно в аудитории при проведении первой консультации;
2) самоконтроль (текущий и рубежный), осуществляемый студентами в процессе изучения дисциплин с помощью тестов, размещенных в среде дистанционного обучения;
3) промежуточный контроль по дисциплинам в форме зачета или экзамена, проводимого в аудитории как в традиционной форме, так и в форме электронного тестирования.
При правильной организации самостоятельной работы в СДО студент не только получает знания, навыки работы с научной и учебной литературой, но и формирует самостоятельность как черту характера будущего работника сферы физической культуры.
Сопровождение дистанционных форм обучения и учет успеваемости в СДО Moo-dle осуществляют преподаватели. Координирование работы в СДО осуществляют работники деканата факультета индивидуальных образовательных технологий.
Следует отметить, что учебная программа по направлению подготовки «Физическая культура» содержит значительные практические разделы по ряду дисциплин, для освоения которых могут быть использованы специальные электронные ресурсы. Это спортивные обучающие программы, учебные фильмы, содержащие информацию о
3
о
Huem
научно-методический электронный >курнал
ISSN 2304-12QX
Каткова Т. В. Внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс обучения по индивидуальному графику студентов вуза физической культуры // Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). - ART 15387. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15387.htm. - ISSN 2304-120X.
спортсменах, записи спортивных выступлений, программы для физкультурной диагностики. Но с учетом того обстоятельства, что, осваивая спортивно-педагогические дисциплины, студенты должны сами приобрести двигательные умения и навыки, овладеть методиками и технологиями тренировки в базовых видах спорта, в учебном процессе должно быть отведено место занятиям в аудиториях. Требуют проведения лабораторного практикума в аудитории также дисциплины биологического цикла, медицинского цикла.
Поэтому практические занятия по ряду дисциплин проводятся в традиционной форме в учебных аудиториях вуза, но с учетом индивидуального плана-графика для каждого студента-спортсмена.
В вузе не допускается проведение в дистанционной форме:
- промежуточной аттестации (зачетов, экзаменов);
- учебной практики;
- производственной практики;
- преддипломной практики;
- итоговой государственной аттестации.
Опыт использования дистанционных образовательных технологий в Смоленской государственной академии физической культуры, спорта и туризма дает основания утверждать, что для обеспечения эффективности образовательного процесса с использованием ДОТ необходимо учитывать следующие обстоятельства:
1. Повышение мотивации использования ДОТ всех участников образовательного процесса - администрации, преподавателей, студентов.
2. Совершенствование образовательного электронного контента, создаваемого непосредственно для среды дистанционного обучения. Так как учебные материалы, размещаемые в системе дистанционного обучения, осваиваются студентами преимущественно самостоятельно, то требования к их качеству значительно повышаются. Например, для изучения спортивно-педагогических дисциплин требуется обеспечить высокий уровень наглядности, иначе могут быть утрачены ценные наработки спортивно-педагогической науки. Повышение наглядности электронных учебных и методических материалов может быть достигнуто путем создания учебных видеофрагментов, презентаций, большого количества графического материала, что требует от профессорско-преподавательского коллектива значительных усилий.
3. Создание специального контента для обучения студентов с нарушениями зрения. Среди контингента факультета индивидуальных образовательных технологий имеются студенты - спортсмены высокой квалификации, являющиеся инвалидами по зрению. Этих студентов отличает большая ответственность, целеустремленность, высокая мотивация на достижение успеха как в спорте, так и в учебе. Но воспользоваться имеющимися учебными материалами в печатной и в электронной форме они не могут. На сегодняшний день проблема обучения таких студентов на факультете решается с помощью индивидуальных кураторов-консультантов. А разработка специальных учебных материалов для слабовидящих остается актуальной задачей.
4. Усовершенствование практических занятий, проведение которых должно сочетать как использование виртуальных лабораторных сред, так и занятия в аудиториях.
5. Повышение требований к разработке тестов. Система дистанционного обучения имеет целый арсенал средств проверки качества знаний, но ориентирует преимущественно на использование тестирования, что соответствует требованиям Болонской декларации - переходу на кредитно-модульную систему оценки качества знаний. Используемая на факультете индивидуальных образовательных технологий система дистанционного обучения Moodle имеет широкие возможности для создания и
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Каткова Т. В. Внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс обучения по индивидуальному графику студентов вуза физической культуры // Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). - ART 15387. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15387.htm. - ISSN 2304-120X.
использования тестирующих программ как для оценки знаний, так и в обучающих целях, что позволяет в полной мере реализовать принцип интерактивности. Но стать мощным инструментом в учебном процессе могут только грамотно составленные тесты, соблюдающие современные требования.
6. Регулярное обучение преподавателей, направленное, с одной стороны, на разработку образовательного контента для среды дистанционного обучения (тестов, лекций, учебников, презентаций, видеокурсов и др.), на ознакомление с функционалом СДО, инструментами, методами работы в СДО, а с другой стороны, на изучение основ методического сопровождения студентов. Перед современными преподавателями вуза физической культуры ставится сложная задача подбора правильного сочетания методик очного и дистанционного обучения таким образом, чтобы студенты хорошо понимали смысл поставленных перед ними задач. Большое значение имеет индивидуальный подход к каждому обучаемому в отдельности, учитывающий жизненный опыт, возраст, личностные характеристики, цель обучения, спортивную квалификацию, социальное положение, наличие среднего общего или среднего профессионального образования, компьютерную грамотность.
Современные стандарты образования ориентированы на компетентностный подход. Актуальной задачей преподавателей становится привязка учебных программ к индивидуальным особенностям студентов - действующих спортсменов. Построение маршрута освоения содержания учебного контента в соответствии с индивидуальным графиком каждого студента должно быть нацелено на формирование уровня компетентности каждого обучающегося. А дистанционная образовательная среда позволяет обеспечить требуемую оперативность коммуникативной деятельности, практически воплотить заданную индивидуальную траекторию обучения.
Индивидуализация обучения всегда являлась непременным свойством образовательного процесса России. Но современная организация обучения с использованием дистанционных образовательных технологий заметно поменяла само понимание индивидуализации. Традиционно одно из проявлений индивидуальности - реализация человеком своих природных склонностей при свободном выборе. Студент - действующий спортсмен высокой квалификации уже выбрал свой путь. Учет профессиональной ориентации является ведущим компонентом в индивидуализации его обучения, в самостоятельном выполнении учебных задач, в применении добытых знаний в дальнейшей профессиональной деятельности и формировании требуемых компетенций.
В то же время в Федеральном государственном образовательном стандарте третьего поколения заложены компетенции, которые невозможно сформировать средствами дистанционного обучения, например способность «логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь» (ОК-4). Осваивая значительную часть учебного материала самостоятельно, студент может его понять и выучить. Но процесс обучения не будет завершенным без совершенствования собственной мыслительной деятельности, изложения своих мыслей в устной или письменной форме.
Поэтому активная позиция в образовательном процессе с использованием ДОТ остается за преподавателем, самостоятельно определяющим, как именно должно сочетаться обучение каждого студента по индивидуальному графику в среде удаленного доступа с традиционными формами занятий в аудитории. Именно преподаватель, а не СДО осуществляет текущую и промежуточную аттестацию студента, несет ответственность за качество полученного студентом образования.
Применение дистанционных технологий обучения в образовательном процессе с учетом вышеизложенных обстоятельств будет способствовать продуктивному подходу к обучению в соответствии с современными требованиями, продиктованными
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Каткова Т. В. Внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс обучения по индивидуальному графику студентов вуза физической культуры // Концепт. - 2015. - № 11 (ноябрь). - ART 15387. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15387.htm. - ISSN 2304-120X.
условиями модернизации образования в области физической культуры и спорта. В долгосрочной перспективе - это подготовка сотен выпускников, способных творчески решать задачи, адаптироваться в коллективе, обладающих требуемыми компетенциями в современном обществе, и, следовательно, - повышение физкультурной образованности населения нашей страны.
Ссылки на источники
1. Каткова Т. В. Использование дистанционных образовательных технологий в вузе физической культуры // Сборник материалов 65-й науч.-практ. конф. по итогам 2014 года. - Смоленск: СГАФКСТ, 2015. - С. 113-115.
2. Каткова Т. В. Разработка и реализация электронного учебно-методического комплекса в образовательном процессе подготовки специалистов в вузах физической культуры: дис... канд. пед. наук: 13.00.04. - Смоленск, 2007. - 178 с.
3. Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 N 935 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура (уровень бакалавриата)» (зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 № 33796). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168373/
4. Строева И. В., Каткова Т. В. Организация самостоятельной работы студентов заочной формы обучения на основе дистанционных технологий // Пути оптимизации самостоятельной работы студентов в условиях модернизации профессионального образования: сб. материалов II межрегион. науч.-практ. конф. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2010. - С. 135-140.
Tatiana Katkova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Dean of the Individual Educational Technologies Department, Smolensk State Academy of Physical Education, Sport and Outdoor Recreation», Smolensk [email protected]
The introduction of distance learning technologies in the learning process on an individual schedule of university students of physical culture
Abstract. The paper discusses the use of distance learning technologies in the University of Physical Culture for students, who are active sportsmen and having an individual training schedule. The author discusses the features of independent work of students in distance learning and active methods of control.
Key words: distance learning technology, distance learning, individual training schedule, university of physical culture. References
1. Katkova, T. V. (2015). “Ispol'zovanie distancionnyh obrazovatel'nyh tehnologij v vuze fizicheskoj kul'tury”, Sbornik materialov 65-j nauch.-prakt. konf. po itogam 2014 goda, SGAFKST, Smolensk, pp. 113-115 (in Russian).
2. Katkova, T. V. (2007). Razrabotka irealizacija jelektronnogo uchebno-metodicheskogo kompleksa vobra-zovatel'nom processe podgotovki specialistov v vuzah fizicheskoj kul'tury: dis... kand. ped. nauk: 13.00.04, Smolensk, 178 p. (in Russian).
3. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 07.08.2014 № 935 “Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obra-zovatel'nogo standarta vysshego obrazovanija po napravleniju podgotovki 49.03.01 Fizicheskaja kul'tura (uroven' bakalavriata)” (zaregistrirovano v Minjuste Rossii 25.08.2014 № 33796). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168373/ (in Russian).
4. Stroeva, I. V. & Katkova, T. V. (2010). “Organizacija samostojatel'noj raboty studentov zaochnoj formy obuchenija na osnove distancionnyh tehnologij”, Puti optimizacii samostojatel'noj raboty studentov v uslovijah modernizaciiprofessional'nogo obrazovanija: sb. materialov II mezhregion. nauch.-prakt. konf., Izd-vo SibGUFK, Omsk, pp. 135-140 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 16.09.15 Получена положительная рецензия 20.09.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 20.09.15 Опубликована 28.11.15
Accepted for publication Published
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Каткова Т. В., 2015
6