Научная статья на тему 'Дискуссионный клуб в вузе как инструмент гражданско-патриотического воспитания молодежи'

Дискуссионный клуб в вузе как инструмент гражданско-патриотического воспитания молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
485
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ / ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАНИЕ / ДЕЛОВЫЕ ИГРЫ / STUDENTS / DISCUSSION CLUB / PATRIOTISM / TRAINING / BUSINESS GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шапкина Елена Владимировна

Автор рассматривает итоги деятельности университетского дискуссионного клуба «Pro et Contra» как инструмента гражданско-патриотического воспитания, раскрывая форматы и содержание основных проведенных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шапкина Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCUSSION CLUB IN HIGH SCHOOL AS AN INSTRUMENT OF CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH

The author examines the operation results of the university debating club “Pro et Contra” as an instrument of civil and patriotic education, revealing the formats and contents of the main undertaken activities.

Текст научной работы на тему «Дискуссионный клуб в вузе как инструмент гражданско-патриотического воспитания молодежи»

Материалы межрегионального молодежного научно-образовательного форума «Патриотизм, образование, студенчество» (г. Кемерово, 2 ноября 2016 г.)

УДК/UDC 378.18-053.87 Е. В. Шапкина

E. Shapkina

ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ В ВУЗЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

DISCUSSION CLUB IN HIGH SCHOOL AS AN INSTRUMENT OF CIVIL AND PATRIOTIC EDUCATION OF YOUTH

Автор рассматривает итоги деятельности университетского дискуссионного клуба «Pro et Contra» как инструмента гражданско-патриоти-ческого воспитания, раскрывая форматы и содержание основных проведенных мероприятий.

The author examines the operation results of the university debating club "Pro et Contra" as an instrument of civil and patriotic education, revealing the formats and contents of the main undertaken activities.

Ключевые слова: студенты, дискуссионный клуб, патриотизм, воспитание, деловые игры.

Keywords: students, discussion club, the youth, patriotism, training, business games, the electoral process.

Активность молодежи, формирование ее гражданской и жизненной позиций, высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству — залог национальной безопасности. Патриотизм является наиболее важной ценностью, востребованной во всех сферах жизни общества и государства, и выражается в готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотом можно считать социализированную личность, сопричастную с историей, культурой, достижениями и ценностями своего народа.

Гражданско-патриотическое воспитание — наиболее значимая сфера развития личности, потому что в ней формируются соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества [3].

Процесс гражданско-патриотического воспитания молодежи подразумевает формирование и развитие таких качеств личности, как честность, порядочность, гражданское мужество, смелость, убежденность и умение отстаивать свою точку зрения, терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или прини-

мать другую точку зрения, уважение представителей других конфессий, культур и т. д.

В силу небольшого жизненного опыта молодежь является легко внушаемой социальной группой и может быть подвержена деструктивным политическим технологиям, пропаганде антигосударственных идей. Учитывая эти обстоятельства, в современных условиях вуз не должен устраняться от воспитательной функции и становиться только поставщиком образовательных услуг

Инструментом гражданско-патриотиче-ского воспитания молодежи в вузе могут выступать различные дискуссионные клубы. Дискуссионный клуб «Pro et Contra» действует в КемГУ с марта 2014 года по настоящее время. За этот период реализовано свыше тридцати мероприятий различного масштаба и формата: круглые столы, экспертные дискуссии, дебаты, просмотр и обсуждение фильмов, исследовательская работа и т. д. Вся информация о деятельности клуба: отчеты о проведенных мероприятиях, фото, видео — размещены в группе «Pro et Contra. Дискуссионный клуб» в социальной сети «ВКонтакте» [1].

В дискуссионном клубе происходит открытое обсуждение различных общественно-политических и социально-экономических проблем в масштабе города, региона и государства, актуальных проблем ближнего и дальнего зарубежья. Во избежание распространения экстремистских и деструктивных идей на дискуссиях присутствуют модератор и эксперты из числа профессорско-преподавательского состава, а также приглашенные специалисты по обсуждаемым проблемам. Заседания дискуссионного клуба носят открытый характер и приветствуется участие представителей разных вузов, общественных организаций, политических партий, конфессий, национальностей. В качестве экспертов в мероприятиях клуба регулярно принимают участие представители исламской и православной общины, а также представители силовых структур и ор-

ганов власти. Благодаря этому выстраивается эффективный межконфессиональный и межкультурный диалог

Деятельность дискуссионного клуба направлена на противодействие националистическим, деструктивным настроениям и проявлениям в молодежной среде, на противодействие религиозной нетерпимости, межэтнической напряженности путем совместного диалога и трансляции ценностей терпимости и взаимопонимания.

Целями дискуссионного клуба являются: продвижение и закрепление в молодежной среде терпимого отношения ко всем членам общества, осознания сложности и многомерности различных социальных и политических процессов; ликвидация напряженности вокруг острых социальных вопросов путем контролируемой артикуляции различных позиций с последующей выработкой возможных решений. Важной целью является привлечение как можно более широкого круга лиц различных взглядов, национальностей и конфессий к цивилизованному диалогу за одним столом.

Задачи дискуссионного клуба:

1)проведение мероприятий с определенной периодичностью (дебатов, дискуссий, мастер-классов, семинаров-презентаций исследовательских проектов, конференций, деловых игр), посвященных актуальным общественно-политическим и социально-экономическим проблемам;

2) создание по итогам мероприятий фото-, видеоотчетов, находящихся в свободном доступе в Интернете, работа в социальных сетях (БММ);

3) приглашение экспертов из различных областей: как теоретиков — представителей научных кадров и исследователей, так и практиков — работников органов власти, практикующих специалистов;

4) профориентационная работа: привлечение старшеклассников к работе клуба;

6) взаимодействие со СМИ, оповещение всех заинтересованных гостей о проводимых мероприятиях;

7) взаимодействие с молодежными, религиозными и научными организациями;

8) создание полиграфических материалов о деятельности клуба.

Дискуссионный клуб взаимодействует и проводит совместные мероприятия с отделом молодежной политики города Кемерова, Избирательной комиссией Кемеровской области, Избирательной комиссией города

Кемерова, дискуссионными клубами Кузбасского государственного технического университета и Кемеровского государственного медицинского университета и другими организациями.

В 2014 году у клуба появился собственный логотип (рис.). Рис. Логотип клуба

Для любого дискуссионного клуба

важно наличие собственной символики, позволяющей его идентифицировать среди других организаций подобного рода. Логотип изображен в виде «рубашки» игральной карты черного цвета с золотым диском в центре с надписью «Дискуссионный клуб Pro et Contra». Изображение в виде игральной карты символизирует дух игры, всегда присутствующий в дискуссии или дебатах, где каждая сторона ведет игру за отстаивание собственной позиции. Золотой диск на черном фоне символизирует торжество разума, к которому стремятся все участники клуба. Также золотой диск символизирует круглый стол, сам по себе являющийся символом принципа равенства при обсуждении вопросов во время дискуссии.

В рамках процесса институционализации был принят устав дискуссионного клуба Pro et Contra, состоящий из 6 частей, отражающих основные направления, принципы и механизмы функционирования клуба. Так, согласно статье 1.1, «молодежный дискуссионный клуб «Pro et Contra» является неформальной саморегулируемой общественной организацией, объединяющей на добровольной основе участников клуба и участников мероприятий». В статье 1.4 сказано, что клуб самостоятельно определяет направления деятельности; внутреннюю структуру и ресурсную базу; формы и методы работы; тематику и программу мероприятий, а также планы подготовки и проведения мероприятий. Клуб заинтересован в «возрождении традиций университетских дебатов, а также сохранении и приумножении интеллектуального потенциала студентов и сотрудников Кемеровского государственного университета, других участников, организаций» (ст. 2.1). Что касается деятельности, то она направлена на проведение открытых мероприятий в инте-

Материалы межрегионального молодежного научно-образовательного форума «Патриотизм, образование, студенчество» (г. Кемерово, 2 ноября 2016 г.)

ресах участников клуба — тематических дискуссий, дебатов, круглых столов, конференций и т. д. (ст. 2.2). Устав размещен в разделе «Документы» в группе клуба в социальной сети «ВКонтакте».

Дискуссионный клуб «Pro et Contra» включен в список студенческих объединений и общественных организаций Кемеровского государственного университета [2].

Дискуссионный клуб является победителем городского конкурса молодежных социально значимых проектов «Кемеровское молодежное Вече — 2014» в направлении «Гражданско-патриотическое воспитание». Выбор такого направления был не случайным: для клуба важно, чтобы участники учились вести дискуссии, а для этого нужно уважать собеседника и уметь отстаивать свою позицию, что свойственно гражданину. Участник клуба — это гражданин, уважающий себя и своих коллег, отстаивающий свою позицию цивилизованно.

Участие в конкурсе в качестве молодежного общественного объединения было важно для клуба, во-первых, широким информационным освещением деятельности, что способствовало привлечению новых участников, во-вторых, возможностью получения гранто-вой поддержки развития.

Участие и победа в конкурсе способствовали повышению уровня узнаваемости клуба в городской гражданской среде.

Клуб активно взаимодействует с отделом молодежной политики города Кемерова, участвуя в круглых столах, координационных советах по делам молодежи, форумах. Так, весной 2016 года клуб принял участие в организации и проведении совместно с администрацией города Кемерова форума «Кемерово — территория согласия», направленного на укрепление межнациональной и межконфессиональной дружбы, совершенствование системы профилактики межнациональных конфликтов и проявлений экстремизма в молодежной среде. Всего в форуме приняли участие более 600 человек.

В рамках данного форума участники дискуссионного клуба приняли участие также в подготовке и проведении круглого стола на тему «Многообразие национальностей — наше преимущество!». В качестве участников были приглашены представители студенческого актива вузов и ПОО города Кемерова. Экспертами на круглом столе выступали представители администрации города Кемерова, силовых структур, молодежных патриотичес-

ких организаций, научного сообщества. По итогам работы круглого стола принят проект резолюции, который был разослан в органы исполнительной власти Кемеровской области и города Кемерова, органы студенческого самоуправления городских вузов и ПОО.

Важное направление деятельности дискуссионного клуба — организация и проведение деловых политических игр в рамках Дня молодого избирателя. Целью таких мероприятий является формирование активной гражданской позиции, повышение правовой культуры молодежи, освоение практики избирательного процесса.

В КемГУ дискуссионный клуб «Pro et Contra» участвовал в организации дней молодого избирателя в 2015 и 2016 годах при сотрудничестве с Избирательной комиссией Кемеровской области, Избирательной комиссией города Кемерова. Это крупные мероприятия с участием студентов многих факультетов КемГУ, освещенные в СМИ. Были разработаны и апробированы сценарии деловых политических игр, поэтому возможно проведение этих игр в дальнейшем: «Модель выборов в Государственную Думу 2016» и «Избирательная кампания главы города Щегловска» [4]. В ходе игры были сняты обучающие фильмы по технологии проведения выборов, размещенные на сайте Центральной избирательной комиссии РФ.

За время работы клуба были проведены различные мероприятия, например открытая дискуссия «Проявление неонацизма на Украине», дебаты «Российская питейная культура: мифы и реальность», экспертная дискуссия «Дипломированный гуманитарий: статус и миссия в регионе», круглый стол «Цинизм как современный образ жизни», участие в координационном совете администрации города Кемерова «Проблемы противодействия экстремизму», обсуждение фильма проекта «Общее дело. Тайна природы женщины. Возрождение России», дискуссия «Принципы сетевой электоральной этики», медиасеминар «Манипуляция сознанием в СМИ», круглый стол «Фальсификация истории», круглый стол «Проблема оценки и противодействия экс-тремисткой деятельности», дискуссия «Идеология потребления», дискуссия «Европейский миграционный кризис сентября 2015: причины и пути решения», круглый стол на тему «Духовность в современном обществе: кризис или ренессанс?», дискуссия «Противодействие русофобии. Обсуждение мифов

о России», дискуссия «Почему россияне едут воевать в Сирию?», дискуссия на тему «Итоги выборов — 2016 в Кузбассе», выездное мероприятие дискуссионного клуба — круглый стол в Сибирском государственном индустриальном университете на тему «Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде» и др.

Эффектом от работы дискуссионного клуба может стать снижение распространения деструктивных идей, взглядов и предрассудков в молодежной среде; увеличение уровня политической, социальной и исторической грамотности, уважения к различным национальностям, конфессиям, взглядам, построение межкультурного диалога; рост взаимной терпимости.

В развитии клуба планируются расширение круга участников, привлечение новых экс-

пертов из различных областей знаний и общественных сфер из разных городов и регионов, проведение выездных заседаний.

1. Pro et Contra [Электронный ресурс] : молодежный дискуссионный клуб КемГУ [Электронный ресурс]. — URL: https://vk.com/prcontra (дата обращения: 30.10.2016]

2. Дискуссионный клуб «Pro et Contra» [Электронный ресурс] / Студенческие объединения и общественные организации КемГУ. — URL: http://www.kemsu.ru/pages/ pro_et_contra (дата обращения: 30.10.2016]

3. Комплексная программа «Гражданско-патриотическое воспитание студентов ФГБОУ ВПО «Уральский государственный горный университет» на 201 5-2017 годы» [Электронный ресурс]. — Екатеринбург, 201 5. — URL: http://activities.ursmu.ru/upload/doc/2016/01/16/ grajdanskopatrioticheskoe_vospitanie.pdf (дата обращения: 24.10.2016]

4. Шапкина Е. В. Вовлечение молодежи в избирательный процесс и повышение электоральной активности посредством деловых политических игр // Политические институты и процессы. — 2016. — № 2. — C. 53-61.

УДК/UDC 316.61 М. С. Яницкий, А. В. Серый, А. А. Утюганов,

С. А. Пфетцер, М. С. Иванов

M. Yanitskiy, A. Seryy, A. Utyuganov, S. Pfettser, M. Ivanov

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ РАЗГРАНИЧЕНИЕ ЭТОЛОГИЧЕСКОГО И РЕСЕНТИМЕНТАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

AXIOLOGICAL AND NOTIONAL DIFFERENTIATION OF ETHOLOGICAL AND RESENTIMENTAL PATRIOTISM IN THE CONTEXT OF TASKS OF PROFESSIONAL EDUCATION

В статье детально анализируются ценностные и смысловые основания феномена патриотизма. Разделяются и характеризуются подлинные и компенсаторные патриотические ценности, лежащие в основе формирования этологического либо ресентиментального патриотизма. Описываются особенности поведения молодежи в зависимости от характера патриотических представлений и ценностей. На примере профессии офицера обосновывается приоритет подлинных патриотических ценностей в системе профессионально важных качеств, аргументируется значимость их становления в процессе профессионального образования.

The article analyzes the axiological and notional bases of a phenomenon of patriotism. The

true and compensatory patriotic values which are the cornerstone of forming of ethological or resentimental patriotism are divided and characterized. Features of behavior of youth depending on nature of patriotic representations and values are described. On the example of a profession of the officer the priority of true patriotic values is proved in system of professionally important qualities, the importance of their formation in the course of professional education is reasoned.

Ключевые слова: патриотизм, ценностные ориентации, личностные смыслы, ресентимент, молодежь, профессиональное образование.

Keywords: patriotism, axiological orientations, personal meanings, resentiment, youth, professional education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.