о России», дискуссия «Почему россияне едут воевать в Сирию?», дискуссия на тему «Итоги выборов — 2016 в Кузбассе», выездное мероприятие дискуссионного клуба — круглый стол в Сибирском государственном индустриальном университете на тему «Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде» и др.
Эффектом от работы дискуссионного клуба может стать снижение распространения деструктивных идей, взглядов и предрассудков в молодежной среде; увеличение уровня политической, социальной и исторической грамотности, уважения к различным национальностям, конфессиям, взглядам, построение межкультурного диалога; рост взаимной терпимости.
В развитии клуба планируются расширение круга участников, привлечение новых экс-
пертов из различных областей знаний и общественных сфер из разных городов и регионов, проведение выездных заседаний.
1. Pro et Contra [Электронный ресурс] : молодежный дискуссионный клуб КемГУ [Электронный ресурс]. — URL: https://vk.com/prcontra (дата обращения: 30.10.2016]
2. Дискуссионный клуб «Pro et Contra» [Электронный ресурс] / Студенческие объединения и общественные организации КемГУ. — URL: http://www.kemsu.ru/pages/ pro_et_contra (дата обращения: 30.10.2016]
3. Комплексная программа «Гражданско-патриотическое воспитание студентов ФГБОУ ВПО «Уральский государственный горный университет» на 201 5-2017 годы» [Электронный ресурс]. — Екатеринбург, 201 5. — URL: http://activities.ursmu.ru/upload/doc/2016/01/16/ grajdanskopatrioticheskoe_vospitanie.pdf (дата обращения: 24.10.2016]
4. Шапкина Е. В. Вовлечение молодежи в избирательный процесс и повышение электоральной активности посредством деловых политических игр // Политические институты и процессы. — 2016. — № 2. — C. 53-61.
УДК/UDC 316.61 М. С. Яницкий, А. В. Серый, А. А. Утюганов,
С. А. Пфетцер, М. С. Иванов
M. Yanitskiy, A. Seryy, A. Utyuganov, S. Pfettser, M. Ivanov
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ РАЗГРАНИЧЕНИЕ ЭТОЛОГИЧЕСКОГО И РЕСЕНТИМЕНТАЛЬНОГО ПАТРИОТИЗМА В КОНТЕКСТЕ ЗАДАЧ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
AXIOLOGICAL AND NOTIONAL DIFFERENTIATION OF ETHOLOGICAL AND RESENTIMENTAL PATRIOTISM IN THE CONTEXT OF TASKS OF PROFESSIONAL EDUCATION
В статье детально анализируются ценностные и смысловые основания феномена патриотизма. Разделяются и характеризуются подлинные и компенсаторные патриотические ценности, лежащие в основе формирования этологического либо ресентиментального патриотизма. Описываются особенности поведения молодежи в зависимости от характера патриотических представлений и ценностей. На примере профессии офицера обосновывается приоритет подлинных патриотических ценностей в системе профессионально важных качеств, аргументируется значимость их становления в процессе профессионального образования.
The article analyzes the axiological and notional bases of a phenomenon of patriotism. The
true and compensatory patriotic values which are the cornerstone of forming of ethological or resentimental patriotism are divided and characterized. Features of behavior of youth depending on nature of patriotic representations and values are described. On the example of a profession of the officer the priority of true patriotic values is proved in system of professionally important qualities, the importance of their formation in the course of professional education is reasoned.
Ключевые слова: патриотизм, ценностные ориентации, личностные смыслы, ресентимент, молодежь, профессиональное образование.
Keywords: patriotism, axiological orientations, personal meanings, resentiment, youth, professional education.
Патриотизм, являясь социально, культурно и исторически обусловленным понятием, в зависимости от анализируемого контекста может иметь различную трактовку и содержательное наполнение. Однако наиболее распространенным и устоявшимся подходом является понимание патриотизма как любви к своему Отечеству. В частности, А. Н. Малинкин полагает, что патриотизм — это любовь к Родине, такое изначально социальное чувство, которое характеризуется как чувство общности, единства, солидарности с родными и близкими, чувство сопричастности к их судьбе, поскольку «родина» как родные люди и «родина» как исторически определенное место и время рождения поначалу образуют единый и нераздельный феноменологический первичный мир современников и жизненный мир [5, с. 27].
С. В. Мещерякова, анализируя существующие подходы к пониманию патриотизма, соглашается с теми исследователями, которые полагают, что патриотизм в большинстве случаев начинается с естественной и бессознательной привязанности человека к отчему дому и родному краю. Автор полагает, что именно это чувство любви к родительскому дому, родным и близким является источником формирования у человека в более зрелом возрасте патриотических и других социальных чувств и взглядов [8]. Психологический подход объясняет патриотизм как устойчивое положительное отношение человека к месту своего рождения, к истории и культуре своей Родины, принятие ее, переживание ее успехов и неудач, активное и позитивное участие в сохранении и приумножении всего лучшего, что накоплено предшествующими поколениями. Обладая всеми свойствами психологического отношения, патриотизм рассматривается, как правило, с точки зрения традиционной для психологических явлений трехкомпонентной структуры, включающей когнитивный (знания), аффективный (эмоциональные оценки) и поведенческий (готовность к действию) компоненты. По нашему мнению, достаточно очевидным является также существование и ценностно-смысловых оснований патриотизма.
Однако изучение патриотизма в рамках ценностно-смысловой парадигмы в психологии и педагогике началось относительно недавно. С. В. Мещерякова в своем исследовании определяет патриотические ценности как убеждения и цели индивида или общества, отражающие в их сознании устойчивую положительную значимость государства, базирующуюся на любви
к Родине и духовной сопринадлежности к своему народу и государству, проявляющуюся в чувстве солидарности с гражданами своего государства и находящую свое проявление в различной деятельности [8]. Попытка определить само понятие патриотизма в рамках ценностного подхода представлена, в частности, работой В. В. Дулина, который понимает патриотизм как ценность: «Патриотизм — это одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам общества и государства, выражающих отношение личности к своему Отечеству и характеризующих высший уровень ее развития в процессе деятельности на благо Родины» [2]. Таким образом, патриотизм может рассматриваться как ценностное отношение к своей стране, которое имеет не столько эмоциональное, сколько смысловое происхождение и наполнение. А. Н. Малинкин в аналогичном контексте говорит о так называемом этологическом патриотизме, который, формируясь на основе ценностного отношения к своей стране, находит выражение в осознанной жизненной позиции, представляющей собой «не декларативное утверждение патриотических взглядов, а определенную структуру жизненного мира, способ организации жизнедеятельности, повседневного поведения». Именно такой патриотизм, по его словам, «детерминирует всю человеческую жизнь» [5, с. 35-36]. В данной работе мы также будем понимать под этологическим патриотизмом чувство любви к своей Родине, имеющее отчетливый ценностно-смысловой характер и проявляющееся в реальном поведении человека.
В контексте нашего исследования особое значение имеет рассмотрение особенностей ценностного отношения молодежи к своей стране, а также характера патриотических представлений молодежи. Значимость изучения патриотических представлений и ценностей молодежи определяется ее ролью в обеспечении преемственности и развития системы ценностей общества, связанной как с сохранением и воспроизводством системы ценностей старших поколений, так и с выработкой новых ценностных ориентиров.
По данным социологических исследований, современная российская молодежь в своем большинстве демонстрирует склонность к патриотизму и «любви к Родине» [9]. В то же время образ современной России в глазах молодежи является неоднозначным и зависит от ряда социально-демографических и социально-экономических характеристик. Так, по данным исследования М. В. Крымча-
ниновой, для самого младшего поколения россиян в большей степени свойственна гордость за свою нацию и желание вернуть России достойное положение в мире, а для более старших респондентов характерен акцент на значимости внутренних проблем, «неконструктивных моделей поведения» и направленность на их решение, на более здоровый образ жизни и т. д. [4, с. 187]. Согласно аналогичным результатам серии исследований, проведенных исследовательским центром «Лаборатория Крыштановской», чем моложе респонденты, тем более распространено в их среде представление о России как о великой державе, с мнением которой считается весь мир; с возрастом же идеалистическое представление о России становится более скептическим. Согласно авторам, студенты относятся к своей Родине с большей гордостью, чем работающая молодежь, которая в большей степени акцентирует внимание на нарастании серьезных внутренних проблем в экономической и духовной жизни. При этом наиболее позитивный образ России свойственен молодежи Сибирского федерального округа, в котором патриотические настроения выражены сильнее всего [7]. Очевидно, что социально-демографическая и социально-экономическая неоднородность российской молодежи проявляется и в различии ценностных ориентаций, определяющем противоречивость ее отношения к современной России, часто приобретающего иррациональный характер.
Обусловленная влиянием социально-экономического кризиса деформация системы ценностей молодого поколения и связанная с ней иррационализация массового сознания молодежи многими авторами объясняется феноменом ресентимента. Понятие ресен-тимента, впервые использованное в работах Ф. Ницше, означает возникающее в результате фрустрации потребностей чувство собственной социальной неполноценности, трансформирующееся в зависть и озлобленность по отношению к более успешному сопернику и определяющее формирование особой, «иллюзорной» системы ценностей, основанной на отрицании ценностей «врага». Так, в представлении М. Шелера ресентимент — это «источник изменения ценностей и основанного на них мировоззрения. Воздействуя на ядро личности и стимулируя формирование более низких ценностей, он вызывает своеобразную ценностную иллюзию и автоматически следующее за ней изменение картины мира,
которая в большей или меньшей степени отклоняется от картины мира, основанной на позитивно-нравственных ценностях» [10, с. 51]. По словам А. Н. Малинкина, «ненависть к самому себе, вызванная немощью, бессилием заполучить некое благо, ложно олицетворяющее высшую ценность, заходит так далеко, что эмоциональное напряжение между влечением к благу и бессилием или невозможностью его достичь становится просто невыносимым. Ре-сентимент оказывается тем иллюзорно-спасительным средством, которое снимает это напряжение: ненависть превращается в свою противоположность — в особого рода «любовь» к объектам, олицетворяющим низшую (часто зеркально-перевернутую) ценность» [6, с. 116].
А. Н. Малинкин, описывающий в другой своей работе несколько форм отношения к своей стране, отличающихся от этологического патриотизма, полагает, что ресентимент приводит к наиболее нежелательной форме патриотического сознания — патриотическому нигилизму. При этом патриотический нигилизм понимается им как отрицание позитивной ценности Родины как таковой, то есть отрицание особого и незаменимого места Родины в системе человеческих ценностей [5]. На наш взгляд, ресентимент может лежать в основе не только подобного патриотического нигилизма, но и других видов компенсаторного, невротического в своей основе патриотического сознания.
По существу, ресентимент является неосознаваемым психологическим защитным механизмом, сублимирующим чувство неполноценности в представление о некоей особости субъекта, которая якобы выгодно отличает его в моральном плане. Примером феномена ре-сентимента может служить распространенное в массовом сознании противопоставление собственной «духовности» и чужой «материалистичности», подразумевающее определенное моральное превосходство над экономически более успешными общностями и тем самым позволяющее оправдать и как бы компенсировать отставание от последних в материальном плане. Таким образом, ресентимент является особым защитным механизмом формирования системы ценностей, в основном соответствующих «низшим», дефицитарным ценностям А. Маслоу.
Результаты проведенных нами ранее исследований демонстрируют достаточно четкую зависимость системы отношений молодежи от доминирования таких «защитных ценностей», порожденных ресентиментом [11; 16].
Так, у ориентирующихся на эти ценности в системе представлений преобладают идеи равенства, справедливости, протекционизма. Для них характерно мнение о несправедливости ситуации, когда меньшинство управляет большинством; ностальгически позитивное восприятие власти советского периода как более справедливой; гипертрофированное представление о степени влияния мафии, организованных преступных групп и спецслужб; уверенность в определяющем влиянии главы государства на ситуацию в стране. Система их представлений в значительной степени соответствует характеристике авторитарной личности Т. Адорно, для которой свойственны иррационализм, «проекция собственных «порочных» склонностей», а также примитивный когнитивный аппарат (жестко поляризованные конструкты, стереотипы, мифы, фобии) [Цит. по: 1, с. 297-298]. В основе формирования подобных черт, по существу выступающих психологическим защитным механизмом, по мнению Т. Адорно, находится «комплекс социальной неполноценности», психологическое, материальное и социальное неблагополучие.
Соответственно, системы ценностей, лежащие в основе отношения к своей стране и выражения патриотизма, могут иметь различное происхождение. Можно условно выделить два противоположных по своему происхождению вида патриотических ценностей: подлинные, связанные с любовью к своей Родине, и компенсаторные, порожденные ненавистью к общностям, выбранным в качестве ее актуальных «врагов». В данном случае речь идет не столько о противопоставляемых А. Н. Малинкиным истинном и ложном патриотизме, сколько о нормальных и невротических психологических механизмах, лежащих в основе формирования этологического либо ресентиментального патриотизма.
Ресентиментальный патриотизм нельзя, строго говоря, назвать ложным, как и нельзя назвать ложным, например, творческое вдохновение, порожденное сублимацией. Любовь к Родине в этом случае может быть вполне реальной как в проявлениях, так и в переживаниях, хотя и основана она на искаженных представлениях и эгоистических мотивах. Это своеобразная форма «любви вопреки», невротическая любовь и неистинная, поскольку в ее основе лежат другие мотивы. Но и ложной ее назвать нельзя — житейская практика переполнена примерами, когда ради такой «неистинной» любви люди идут на самые решитель-
ные поступки. В психоанализе невротическая любовь противопоставляется истинной любви, на которую способны лишь немногие психически зрелые люди, достигшие генитальной стадии психосексуального развития. Большинство людей не достигает этой стадии развития, поэтому не способны на истинную любовь, а значит и на истинный патриотизм. Их любовь внутренне противоречива, мотивирована ненавистью и завистью, в результате чего редуцирована до нарциссических, садистических и мазохистских переживаний. Ресентиментальный патриотизм с позиций психоанализа и есть садомазохистская редукция любви к Родине, основанная на невротической амбивалентности исходных мотивов любви и ненависти.
Итак, если истинный, этологический патриотизм обусловлен глубоким осознанием и внутренним принятием ценностей «своих», то невротический, ресентиментальный патриотизм основывается на некритическом и иррациональном отрицании ценностей «других». Таким образом, между этологическим патриотизмом и патриотизмом ресентиментальным имеются отчетливые ценностные и смысловые различия. Очевидно, что особенности формирования патриотических ценностей должны проявляться как в системе представлений молодежи, так и реальном поведении молодого поколения.
В качестве условного показателя «действительной», «реализованной» патриотичности молодых людей можно рассматривать желание жить и работать в своей стране. Как показывают результаты проведенного нами ранее исследования, уровень «реализованной» патриотичности обнаруживает отчетливую зависимость от ценностной направленности [15].
Большинство молодежи Кемеровской области выражает желание жить и работать в России. В то же время почти треть молодых людей (31,2 %) сегодня предпочли бы жить в другой стране. Полученные нами результаты практически совпадают с данными «Лаборатории Крыштановской», согласно которым о желании покинуть Россию навсегда в начале 2013 года заявляли 32,7 % молодых специалистов [7]. Отметим, что еще несколькими годами ранее в исследовании А. А. Зеленина этот показатель составлял только 23,7%, то есть такое намерение тогда выразили менее четверти опрошенных [3]. Согласно авторам доклада «Ментальность российской молодежи», сегодня не обнаруживается никакого осуждения потенциальных эмигрантов даже патриотически настроенными респондентами, а наибольшее
стремление к эмиграции за пределы России сегодня высказывают жители самого «патриотичного» Сибирского федерального округа [7].
Приведенные результаты отчетливо свидетельствуют о том, что патриотические ценности, представленные в массовом сознании современной российской молодежи, часто имеют не подлинный, а назывной, декларативный характер. Одной из причин этого может являться широкое распространение у современной молодежи ресентиментальных ценностей, оказывающихся недостаточно эффективными в плане формирования конкретных социальных установок.
В связи с отмечаемой многими авторами тенденцией ценностной дезориентации в молодежной среде можно констатировать дальнейшую актуализацию проблемы формирования подлинных патриотических ценностей молодежи, определяющую необходимость разработки и реализации новых подходов к практике обучения и патриотического воспитания. Сказанное говорит о необходимости создания условий повышения уровня ценностного развития молодежи посредством специально организованной системы педагогической и воспитательной работы, что закономерно определяет повышение значимости таких субъектов формирования системы ценностей молодежи, как учреждения системы образования.
Принятие подлинных патриотических ценностей имеет особое значение для будущих специалистов, у которых патриотизм входит в систему профессионально важных качеств. В частности, патриотизм принято рассматривать в ряду профессионально важных качеств офицера, целенаправленно формируемых в процессе военно-профессионального образования [12]. В этой связи Н. П. Скрипкин и В. А. Беловолов, рассматривающие патриотизм в качестве одной из основных ценностей воинской деятельности, понимают его как социально-педагогический феномен, то есть в контексте их формирования в социальной и образовательной среде военного вуза [13].
Мы также полагаем, что осознанная и внутренне принятая система патриотических ценностей является важным компонентом в структуре профессионально важных качеств офицера, обеспечивая смысловое соответствие его жизненных целей и целей военно-профессиональной деятельности, определяя мотива-ционную готовность к ее реализации и итоговую эффективность. Ранее нами была доказана эффективность модели профессиональной
подготовки будущих офицеров в части граждан-ско-патриотического воспитания, направленной на формирование высокой и согласованной значимости как патриотических, так и гражданских ценностей, осознанного патриотизма и гражданственности. Условием эффективности предлагаемой модели, основанной на принципах компетентностного подхода, выступает содержательная направленность общекультурных, общепрофессиональных и военно-профессиональных компетенций на формирование конкретных гражданско-патриотических ценностей, выступающее самостоятельной задачей образовательного процесса [14].
Таким образом, по результатам проведенного нами теоретического анализа, в настоящее время нарастает определенное противоречие между относительно высоким уровнем патриотизма, декларируемого современной российской молодежью, и недостаточным уровнем осознанности и внутреннего принятия ею подлинных патриотических ценностей. Решение данной проблемы становится возможным при изучении психологических аспектов патриотизма, раскрытии их ценностно-смысловых оснований, через которые можно понять его истинное содержание и механизмы формирования. Изучение проблем патриотизма в категориях ценностей и смыслов может быть весьма продуктивным в контексте задач общего и профессионального образования, прежде всего применительно к специальностям, для которых этологический патриотизм является стержневым профессионально важным качеством. Акцент на смысловых основаниях и интерна-лизации патриотических ценностей позволяет осуществлять более эффективное развитие соответствующих компетенций в ходе учебного процесса. Современная психолого-педагогическая практика обладает достаточным набором апробированных технологий, обеспечивающих оптимальные условия для ценностного развития молодежи и роста значимости подлинных патриотических ценностей в системе профессионального образования. Соответствующие технологии могут быть использованы в системе высшего образования при решении задач по созданию условий для формирования подлинного, этологического патриотизма молодежи.
1. Дилигенский Г. Г. Социально-политическая психология. — М. : Новая школа, 1996. — 351 с.
2. Дулин В. В. Педагогическое управление процессом подготовки офицеров запаса на военных кафедрах : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. — Ставрополь, 2004. — 21 с.
3. Зеленин А. А. Государственная молодежная политика РФ: концептуальные основы, стратегические приоритеты, эффективность региональных моделей. — Saarbrücken : Lambert Academic Publishing, 2012. — 596 с.
4. Крымчанинова М. В. Образы России, США, Китая в сознании россиян // Образы государств, наций и лидеров / под ред. Е. Б. Шестопал. — М. : Аспект Пресс, 2008. — С. 174-189.
5. Малинкин А. Н. Понятие патриотизма: эссе по социологии знания // Социологический журнал. — 1999. — № 1/2. — С. 27-59.
6. Малинкин А. Н. Учение Макса Шелера о ресентимен-те и его значение для социологии // Социологический журнал. — 1997. — № 4. — С. 116-150.
7. Ментальность российской молодежи: политические ориентиры и кумиры // Гефтер : интернет-журнал. — 2013. — 18 апреля. — URL: http://gefter.ru/ archive/8369.
8. Мещерякова С. В. Патриотизм как ценностно-смысловое образование в структуре личности российского предпринимателя : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13. — Тамбов, 2008. — 192 с.
9. Молодежь в России. 2010. Обзор литературы. Доклад ООН / под ред. Я. Охана. — М. : ФСГС, 2011. — 96 с.
10. Пак Чер-унг. Ресентимент, оценка, знание и социальное действие в учении Макса Шелера // Социологический журнал. — 1997. — № 4. — С. 51-116.
11. Пфетцер С. А., Зеленин А. А., Яницкий М. С. Политическое участие и политические ценности молодежи рос-
сийской провинции. — Новосибирск : Изд-во СО РАН, 2014. -143 с.
12. Ромашин В. Н. Педагогическая система развития профессионально важных качеств офицера у курсантов старших курсов военного вуза : дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. — Омск, 2010. — 217 с.
13. Скрипкин Н. П., Беловолов В. А. Ценности военной службы как социально-педагогический феномен // Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России : сб. науч. ст. VII Междунар. науч.-практ. конф. — Новосибирск, 2016. — С. 190-193.
14. Утюганов А. А. Формирование гражданско-патриоти-ческих ценностей и их смысловых детерминант у курсантов военного вуза. — Новосибирск : Новосибирский военный ин-т внутренних войск им. генерала армии И. К. Яковлева, 2015. — 136 с.
1 5. Яницкий М. С. Отношение к своей стране и патриотическая направленность молодежи в контексте ее ценностной дифференциации // Психология отношений в постнеклассической парадигме : сб. ст. участников I Междунар. науч.-практ. конф. — Белово : Изд-во филиала КузГТУ в г. Белово ; Велико-Тырново : Изд-во ун-та «Св. Кирилла и Св. Мефодия», 2014. — С. 72-77.
16. Яницкий М. С. Политические представления и политическое поведение при доминировании ценностей, обусловленных ресентиментом // Наука и образование : сб. ст. XI регион. науч. конф. — Белово : БИФ КемГУ, 2013. — С. 7-10.
УДК/UDC 37.035.6-053.6
Т. А. Яркова T. Yarkova
ПРОБЛЕМЫ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
THE PROBLEMS OF PATRIOTIC EDUCATION OF MODERN YOUTH
В статье обосновываются роль и значение патриотизма в современных условиях, рассматриваются цели и предполагаемые результаты патриотического воспитания молодежи, выделяются формы патриотического воспитания студенческой молодежи.
The article explains the important role and significance of patriotism in modern conditions. The author analyzes the purposes and anticipated results of patriotic education of youth and distinguishes forms of realization of patriotic education of students.
Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, направления патриотического воспитания молодежи.
Keywords: patriotism, patriotic education, youth, directions of patriotic education of youth.
Идеи патриотизма и патриотического воспитания в истории России всегда одни из ключевых позиций. Исторические факты свидетельствуют о том, что роль и особое место патриотизм приобретает в периоды важных поворотов в истории страны, когда объективные тенденции преобразования общества сопровождаются повышением физических и духовных сил граждан, что характерно прежде всего во время военных и социальных конфликтов, революционных потрясений и стихийных бедствий. Проявление патриотизма в данное время отмечается высокими благородными порывами, особой жертвенностью во благо народа и своей Родины. Патриотическое воспитание рассматривается как фактор консолидации всего общества, являясь источником и сред-