Научная статья на тему 'Дискурс пространства в теории и философии культуры'

Дискурс пространства в теории и философии культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
173
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ПОВОРОТ / ГЛОБАЛЬНОЕ / ЛОКАЛЬНОЕ / CULTURE / SPATIAL TURN / GLOBAL / LOCAL

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Оводова Светлана Николаевна

В статье анализируются последствия пространственного поворота в социально-гуманитарных науках и его влияние на методологию теории и философии культуры. Выявляются четыре группы пространственных концептов, понятий и метафор, которые используются в актуальном культурологическом дискурсе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCOURSE OF SPACE IN THEORY AND PHILOSOPHY OF CULTURE

The article analyzes the consequences of the spatial turn in social and human sciences and its impact on the methodology of the theory and philosophy of culture. There are four groups of spatial concepts, concepts and metaphors that are used in the current cultural discourse.

Текст научной работы на тему «Дискурс пространства в теории и философии культуры»

УДК 130.2

DOI 10.25513/1812-3996.2018.23(3).156-158

ДИСКУРС ПРОСТРАНСТВА В ТЕОРИИ И ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ С. Н. Оводова

Омский государственный университета им. Ф. М. Достоевского, г. Омск, Россия

Информация о статье Аннотация. В статье анализируются последствия пространственного поворота в соци-

Дата поступления ально-гуманитарных науках и его влияние на методологию теории и философии куль-

01.06.2018 туры. Выявляются четыре группы пространственных концептов, понятий и метафор,

которые используются в актуальном культурологическом дискурсе.

Дата принятия в печать 28.06.2018

Дата онлайн-размещения 29.10.2018

Ключевые слова

Культура, пространственный поворот, глобальное, локальное

Финансирование

Исследование выполнено при поддержке гранта Президента РФ в рамках научного проекта МК-6373.2018.6

DISCOURSE OF SPACE IN THEORY AND PHILOSOPHY OF CULTURE S. N. Ovodova

Dostoevsky Omsk State University, Omsk, Russia

Article info Abstract. The article analyzes the consequences of the spatial turn in social and human sci-

Received ences and its impact on the methodology of the theory and philosophy of culture. There are

01.06.2018 four groups of spatial concepts, concepts and metaphors that are used in the current cul-

tural discourse.

Accepted 28.06.2018

Available online 29.10.2018

Keywords

Culture, spatial turn, global, local

Acknowledgements

The reported study was funded by Presidential RF grant according to the research project МК-6373-.2018.6

Теория культуры крайне подвижна и изменчива в связи с тем, что главный объект изучения, культура, не дан в ощущениях, а конструируется из

множества феноменов окружающей человека реальности. Пространственный поворот, произошедший в социально-гуманитарных науках во второй

ISSN 1812-3996-

половине ХХ в., актуализировал дискурс пространства в теории и философии культуры.

Пространственный дискурс предопределен характеристиками объективно существующего пространства, но также представляет собой символическую надстройку, которая модифицирует реально существующие объекты. Многие пространственные указатели и отдельные территории превращаются в концепты, посредством которых пытаются объяснить специфику отдельной культуры.

Трансформация методологии изучения культуры проявляется в том, что актуализировался пространственный контекст в осмыслении культурных процессов. До пространственного поворота в теории и философии культуры была актуализирована временная характеристика: «начинают связывать историю и время с представлениями о процессе, прогрессе, развитии, изменении, с динамикой, диалектикой, с движением. А пространство, в противовес этому, рассматривалось как что-то мертвое, фиксированное, как задний план, контейнер, сцена, физическая форма, окружение, экстра-социальное, формообразующее, всегда невидимое, несуществующее, всегда присутствующее, но не имеющее активной социальной величины» [1, с. 168]. При анализе культуры упоминалось географическое расположение культуры, однако доминантным оставалось все-таки время как ключевое измерение и характеристика культуры. Взгляд на культуру сквозь временную характеристику предполагает выявление динамики и уровня развития культуры. Пространственный поворот смещает акценты: начинает учитываться пространственная, территориальная специфика культуры. Культуры сопоставляются не по уровню развития (такое сопоставление в современной теории и философии культуры признается некорректным), а по принадлежности к региону и по наличию либо отсутствию символических ресурсов у территории. Для описания культурных процессов используются концепты, понятия и метафоры, имеющие основанием своего происхождения пространственный дискурс.

Всё многообразие пространственных образов, применяемых к культурам, можно условно разбить на четыре группы. Первая группа - пространственные указатели (право - лево, верх - низ, вертикаль -горизонталь). Несмотря на то, что пространственные указатели призваны лишь обозначать направление, в ходе использования они приобретают дополнительные коннотации. В истории культуры по отношению к пространственным указателям «верх -

Вестник Омского университета 2018. Т. 23, № 3. С. 156-158

низ» и «право - лево» выработались ценностные отношения, соответствующие бинарным оппозициям «хорошо - плохо», «добро - зло». В средневековом европейском театре пространство сцены являлось отражением мироздания, поэтому сценография, где добрые герои выходили справа, а злые слева, иллюстрирует выстраивание ценностного отношения к пространственным направлениям и использование их в качестве описательных конструкций как в культурных практиках, так и в теориях культуры.

Во вторую группу можно включить концепты, понятия и метафоры-характеристики пространства. В отличие от первой группы данные, используемые для описания культур и процессов в культуре посредством пространственных характеристик, концепты, понятия и метафоры являются оценочными суждениями. Примером здесь могут являться понятийные пары «ограниченное - безграничное», «возвышенное - приземленное». Бинарная оппозиция «возвышенное - приземленное» представляет собой модификацию оппозиции «верх - низ» с еще более усиленной акцентуацией оценочных смыслов.

В теории культуры применяются также топологические концепты, которые мы объединяем в третью группу. Территориальные наименования, такие как Запад, Восток, Север, Юг, Азия, Европа, Сибирь, Урал, Африка, используются в сочинениях теоретиков и философов культуры не только для обозначения географического местонахождения, но и для указания на специфические черты культуры, ассоциируемые с конкретным регионом. Некоторые топологические конструкты являются умозрительными. Например, указание на Запад, Восток, Север и Юг предполагает наличие точки зрения (позиции исследователя), исходя из которой какая-то территория признается Западом, а иная - Востоком. Осуществляемое в теории культуры разделение на западные и восточные культуры, выявление моделей поведения северян и южан, исследования, посвященные уральской и сибирской идентичности, основанием подхода имеют представление о предопределенности модели поведения и мышления географическими особенностями среды: ландшафтом, климатом и т. п.

Теоретическое осмысление пространственных концептов четвертой группы, выделяемой нами, актуализировалось во второй половине ХХ в., несмотря на то, что сами концепты существуют в культуре давно. Это связано с осуществлением одновременно двух поворотов в социально-гуманитарных науках: пространственным и постколониальным.

Вестник Омского университета 2018. Т. 23, № 3. С. 156-158

-ISSN 1812-3996

Концепты «центр - периферия», «колония - империя», «глобальное - локальное» сформировались на стыке дискурсов двух поворотов, что проявляется в осмыслении властной и подчиняющейся позиций в пространственно-территориальном измерении. Разделение культур на колониальные и имперские, столичные и периферийные, маргинальные, локальные происходит посредством соотнесения с центром. Образование указанных категорий сопряжено с признанием наличия пространственных доминант (столицы, метрополии и т. п.), которые задают тенденции развития территориям. Конструирование доминанты, с которой сопоставляются иные культуры, предполагает дифференциацию культур по основанию их соотнесения с центром, где сосредоточены символические, экономические и политические ресурсы. При сопоставлении с центром важным становится не региональное и уникальное, а столичное, имперское - свойства культуры, которые позволяют объединить множество разных территорий в единую империю.

На становление постколониального дискурса оказала влияние философия постмодерна, что проявляется в деконструкции идеи центра и доминанты и во внимании исследователей к маргинальным, периферийным практикам и культурам. Такой подход

приводит к отказу от выстраивания иерархий в теории и философии культуры; пространство начинает рассматриваться как транзитное, находящееся в становлении. Понятие ризомы наиболее точно иллюстрирует сетевое, не доминантное отношение к пространству и культурам, расположенным в нем. Номадизм становится естественной практикой для бытия в пространстве сетевой культуры, постоянное пересечение границ и отсутствие привязанности к конкретному пространству порождает глобальное.

В результате можно выделить два подхода к глобальному: во-первых, пространство глобальной культуры признается как пространство равнозначных культур; во-вторых, глобальное понимается как распространение культурных образцов американской (атлантической) культуры по отношению ко всему миру. Примером первого подхода является то, что в современных исторических исследованиях осуществляется актуализация «неевропейской» истории, деконструируется понятие «третьего мира». В глобальном мире уже нет периферий и маргиналь-ностей, все существуют в одном пространстве. Примером второго подхода являются классические работы основателей постиндустриализма, таких как Френсис Фукуяма и Дэниел Белл, и исследования по массовой культуре cultural studies.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

1. Макогон Т. И. «Пространственный поворот» и возможность новационных подходов в социально-философском дискурсе // Изв. Том. политехнич. ун-та. 2012. Т. 321, № 6. С. 167-172.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Оводова Светлана Николаевна - кандидат философских наук, доцент, Омский государственный университет путей сообщения, 644046, Россия, г. Омск, пр. Маркса, 35; e-mail: sn_ovodova@ rambler.ru.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Оводова С. Н. Дискурс пространства в теории и философии культуры // Вестн. Ом. ун-та. 2018. Т. 23, № 3. С. 156-158. DOI: 10.25513/1812-3996.2018. 23(3).156-158.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Ovodova Svetlana Nikolaevna - Candidate of Phylo-sophical Sciences, Docent, Dostoevsky Omsk State University, 55a, pr. Mira, Omsk, 644077, Russia; e-mail: sn_ovodova@rambler.ru.

FOR GTATIONS

Ovodova S. N. Discourse of space in theory and philosophy of culture. Vestnik Omskogo universiteta = Herald of Omsk University, 2018, vol. 23, no. 3, pp. 156-158. DOI: 10.25513/1812-3996.2018.23(3).156-158. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.