Научная статья на тему 'Дисграфия у учащихся с ринолалией'

Дисграфия у учащихся с ринолалией Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
729
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дисграфия у учащихся с ринолалией»

УЧЕНЫЕ - ПРАКТИКАМ

ДИСГРАФИЯ У УЧАЩИХСЯ С РИНОЛАЛИЕЙ

Репина З. А.

Формирование согласных фонем

Коррекция согласных предусматривает:

1) уточнение артикуляции относительно сохранных звуков, что позволяет организовать ориентацию ребёнка в звуковом составе слова;

2) коррекцию дефектных звуков;

3) дифференциацию конкретных смешиваемых звуков. Воспитание согласных фонем у детей с затруднениями в овладении процессом письма проводится в определенной последовательности.

1. Формирование артикуляторных умений. Коррекция дефектов артикуляции складывается из нескольких этапов: подготовка артикуляционного аппарата для правильного произнесения звука, формирование первичных произносительных умений и навыков и закрепление их в устной речи. Постановка звуков осуществляется на базе специальных подготовительных упражнений, которые подбираются в соответствии с артикуляцией корригируемого звука. Обязательными условиями обучения правильной артикуляции являются:

1) показ и рассказ о том, в каком положении находятся орга-

г. Екатеринбург

ны речи при произнесении изучаемого звука;

2) опора на различные анализаторы (зрительный, слуховой, кожный);

3) использование зеркала, благодаря которому ребенок может видеть положение своих органов речи и, сравнивая его с положением речевых органов логопеда, контролировать свое произношение.

2. Воспитание кинестетических представлений. Задача логопеда состоит в том, чтобы научить ребёнка наблюдать за положением органов речи, сосредоточивать внимание на основных моментах артикуляции, сравнивать, находить общее и особенное в работе органов речи при произнесении разных звуков, ощущать отдельные моменты артикуляции, управлять органами речи и контролировать их работу. Ребёнок нуждается в опоре на образец артикуляции, и этот образец ему даёт логопед. Формирование кинестетических (артикуляцион-

ных) представлений начинается с ознакомления учащихся с названиями органов артикуляции. Например, при коррекции дефектов звуков сиз внимание детей имеет смысл сосредоточить на следую-

щих органах: кончик языка, нижние зубы, верхние зубы, передняя часть спинки языка, боковые края языка. Затем следует упражнять детей в назывании и показывании органов речи на основе словесной инструкции и тактильного ощущения от прикосновения к ним посторонним предметом: логопед прикасается зондом, например, к кончику языка, нижним и верхним зубам, передней части спинки языка, а ученик называет их; логопед прикасается зондом к органам артикуляции ребёнка, а он отыскивает и показывает их на муляже, профиле артикуляций, рисунке. Когда дети научатся называть и показывать органы речи, можно знакомить их со способом и местом образования звука. Это очень важный момент, так как способ и место образования звука

- наиболее распространённые в русском языке дифференциальные признаки и соблюдение их является важным условием для развития фонематического слуха.

Упражнения на определение места и способа образования звука

1) определение части работающего и пассивного органа путём прикосновения к нему посторонним предметом;

2) воспроизведение смычки или щели на основе ощущений от прикосновения зондом к органам артикуляции (сомкнуть их, образовать щель);

3) воспроизведение смычки или щели на основе словесной инструкции (сомкнуть кончик языка с верхними зубами, образовать щель между кончиком языка и верхними зубами);

4) ощущение характера выдыхаемой струи воздуха при смыкании и сближении органов артикуляции;

5) ощущение вибрации голосовых складок при произнесении звонких и отсутствия вибрации при произнесении глухих согласных;

6) нахождение на муляжах, схемах артикуляции укладов, соответствующих понятиям «смычный», «щелевой» или «фрикативный»;

7) словесное описание того или иного положения органов артикуляции на основе возникших ощущений (произнести звук, например з, и определить органы, которые образовали щель; произнести звук и определить по характеру преграды, смычный звук или щелевой и какие органы артикуляции образовали смычку или щель; произнести звук и определить место образования преграды).

Навык кинестетического различения положения губ вырабатывается при произнесении гласных звуков и-а, у-о, и-у, а также согласных м-л. Умение кинестетически различать положение кончика языка (приподнят или опущен) формируется на звуках с-т, а-д, а-л, а-т; навыки

различения способа образования (смычка или щель) отрабатываются на звуках ш-т, ж-д. Умение кинестетически различать широкий и узкий язык формируется на звуках н-л (н — язык широкий, л — узкий).

8) описание артикуляцион-

ной характеристики согласных: а) по участию голосовых складок (звонкий — глухой); б) по подъёму или опусканию нёбной занавески (носовой — неносовой); в) по способу образования преграды в полости рта (смычный, фрикативный, вибрант, аффриката); г) по месту образования преграды в полости рта (губно-губной, губнозубной, переднеязычный-зубной, переднеязычный-апьвеолярный, заднеязычный-задненёбный и

т. д.); д) по наличию или отсутствию дополнительного подъёма спинки языка к твёрдому нёбу (твёрдый — мягкий);

9) сравнение правильной и неправильной артикуляции. Артикуляционное движение определяется как усвоенное, когда оно выполняется безошибочно и не нуждается в зрительном контроле.

Постепенно детей следует подвести к выводу о том, что звуки отличаются по способу и месту образования, что у нескольких звуков одинаковый способ образования и разное место и наоборот. Полученные знания о продуцировании звуков речи вырабатывают способность наблюдать за работой речевого аппарата, оце-

нивать её не только зрительно и на слух, но и кинестетически, по ощущениям. Ощущение правильного положения органов артикуляции при продуцировании определенного звука помогает его дифференциации среди других звуков, близких по способу и месту образования.

3. Соотнесение артикуляционного образа звука с акустическим. Формирование артикуляции

- только одно из условий, необходимых для правильного произнесения звука: «Слушание звука и «видение» правильной артикуляции его - начало активного развития у детей собственных произносительных навыков». Ребёнок должен научиться осуществлять слуховой самоконтроль и оценивать качество звуков собственной речи, отличать нормированное произнесение от ненормированного. Обучение произношению требует максимального предъявления нормативной звучащей речи, чтобы ребёнок мог наблюдать, анализировать, сравнивать свою речь с образцом, что способствует, в свою очередь, установлению прочной связи между артикуляционными и акустическими свойствами звука. Сформировав артикуляцию, следует дать ребёнку возможность послушать звучание отрабатываемого звука при изолированном его произнесении, в словах, предложениях, текстах.

4. Формирование умений и навыков опознавания (узнавания)

и различения фонем. Чтобы работа над формированием артикуляции принесла успех, ребёнок должен уметь слышать звук, так как регулятором речи является слух. Детей надо научить слышать изучаемый звук изолированно, в составе слога, слова. При этом слова следует подбирать таким образом, чтобы корригируемый звук стоял в различных фонетических позициях. Обучение проходит в два этапа:

1 этап. Ребёнка учат опознавать изучаемый звук в чужой речи в такой последовательности:

1) вслушиваться в звучание текстов, обратив внимание на отдельные часто встречающиеся звуки. Тексты подбираются так, чтобы звук, который дети будут опознавать, находился в начале, середине, конце слова, чтобы они с самого начала знали, что один и тот же звук может находиться в разных частях слова;

2) опознавать изучаемый звук в ряду звуков, вначале отдаленных по артикуляционным и акустическим характеристикам от корригируемого, а затем и близких к нему. Например, логопед произносит ряд звуков, среди которых находится и отрабатываемый звук — с, л, м, с, к, с, а, с, и даёт ребёнку задание прослушать и поднять сигнальную карточку, когда он услышит изучаемый звук с (чтобы облегчить задачу, логопед голосом выделяет изучаемый звук);

3) опознавать изучаемый звук в составе предъявленных слогов, которые при этом не должны включать в себя оппозиционные звуки. Например, логопед произносит ряд слогов, среди которых находится и слог с отрабатываемым звуком — са, ла, ма, са, ка, са, са, и даёт ребёнку инструкцию прослушать и поднять сигнальную карточку, когда он услышит слог с заданным звуком с;

4) опознавать изучаемый звук в составе предъявленных слов. Например, логопед произносит ряд слов: сани, коса, колос, молоток — и даёт ребёнку инструкцию прослушать и поднять сигнальную карточку, когда он услышит слова с изучаемым звуком; логопед называет ряд слов: сани, сук, мак, коса, ком, книга, колос — и даёт инструкцию прослушать, запомнить и повторить только те слова, в которых имеется изучаемый звук;

5) опознавать изучаемый звук в составе предъявленных предложений и текстов. Например, логопед произносит предложение и даёт ребёнку инструкцию прослушать и поднять сигнальную карточку, когда он услышит слова с изучаемым звуком; логопед читает текст и просит ребёнка прослушать и поднять сигнальную карточку, когда он услышит предложение, содержащее слова с изучаемым звуком.

Выполняя предложенную программу, ребёнок постоянно

опирается на слуховое восприятие и оральный образ звука, произносимого логопедом. На втором этапе обучения, когда опоры снимаются, он руководствуется уже не непосредственным слуховым восприятием звука и его артикуляцией, а представлениями о нём.

2 этап. Ребёнка учат опознавать изучаемый звук в собственной речи через систему следующих заданий:

1) отобрать изображения предметов, в названии которых имеется изучаемый звук;

2) отобрать изображения предметов, в названии которых изучаемый звук находится в первом, втором или третьем слоге;

3) отобрать к заданной схеме изображения предметов, в названии которых имеется изучаемый звук.

Примечание. Изображения предметов, в названии которых встречаются фонетически сходные звуки, исключаются.

5. Соотнесение фонемы с соответствующей буквой. По мере первоначального закрепления звука и узнавания его в различных фонетических позициях устанавливается связь звука с соответствующей буквой. В этом случае буква соотносится не с изолированно произнесенным звуком, а с фонемой, которая обобщает различные варианты данного звука, определяемые положением его в слове. Таким образом, исключается механическая

связь буквы и звука. Кроме того, буква является своеобразной зрительной опорой, которая стимулирует правильное произношение и восприятие звука. Для лучшего усвоения изучаемый звук соотносится с определённым образом буквы (сравнение буквы з с очертаниями змеи, буквы ж с очертаниями жука, б — белки, д — дятла и т.д.) и одновременно анализируются основные моменты артикуляции, обращается внимание на оральный образ звука.

Так логопед постепенно формирует готовность ребёнка к фонетическому анализу. Когда ребёнок научится самостоятельно опознавать изучаемый звук в чужой и собственной речи, а также соотносить звук с соответствующей буквой, можно переходить к формированию умения выделять звуки из состава слога, слова, определять их последовательность и количество.

6. Включение звука в фонематический анализ. Чтобы направить внимание ребёнка на звуковую сторону речи, научить его выделять звуки, необходимо вначале организовать его ориентировку в звуковом составе слова на тех звуках, которые он правильно произносит, а затем на материале неправильно произносимых звуков, опираясь при этом на умения, сложившиеся в процессе работы над правильно произносимыми звуками. В момент осуществления звукового анализа-синтеза

логопеду следует исключить собственное проговаривание, перенести опору на слуховое восприятие ребёнком речевого материала. Существуют различные способы выделения фонем.

1. Интонационное выделение фонем. Логопед произносит слово несколько раз, выделяя при этом каждый звук слова длительностью: с-с-с-сыр, сы-ы-ы-и-р, сыр-р-р-р. Некоторые исследователи используют прием интонационного выделения всех звуков сразу: с-ы-р. Интонационное выделение фонем помогает ребёнку как бы увидеть, обнаружить, рассмотреть те звуки, из которых состоит данное слово, расчленить его на звуки, а также установить их последовательное расположение в слове. По мере усвоения ребёнком правильной артикуляционной позиции следует включать в работу его собственное проговаривание. Л. Е. Журова предлагает формировать фонемный анализ поэтапно:

1) фонемы выделяет логопед (с-с-с-сыр и т.д.), а учащиеся только повторяют;

2) учащиеся выделяют фонемы после позвукового проговари-вания логопедом;

3) учащиеся проговаривают слова за логопедом и выделяют фонемы самостоятельно;

4) учащиеся выделяют фонемы после самостоятельного про-говаривания;

5) учащиеся называют фонемы сразу после произнесения слова.

2. Метод фишек. Для усвоения учащимися звукового анализа слова кроме вербальной (словесной) помощи логопеда используется и материализация действия выделения звуков. Учащийся получает карточку, на которой нарисован предмет и дана схема звукового состава слова - названия этого предмета. Схема состоит из клеток соответственно числу звуков, составляющих.

Логопед произносит слово, последовательно выделяя интонацией фонему за фонемой. Учащийся фиксирует каждую фонему, помещая фишку, в очередную клетку. Получается пространственная модель слова, которая теперь представляет собой дискретный ряд фишек, и каждая из них обозначает звук, стоящий на определённом месте.

Психологическая сущность метода фишек заключается в том, го создаваемая таким способом пространственная модель слова отображает, во-первых, отделённые друг от друга фонемы независимо от их конкретного звучания, во-вторых, ряд этих фонем, их количество и последовательность. Графическая схема и фишки являются средством фиксации каждой выделенной фонемы и контроля за правильностью полученного результата. Так, если ребёнок заполнил не все клетки, значит, он выделил не все фонемы.

По мере закрепления навыка анализировать звуковой состав

слова, с помощью схемы следует переходить к выделению звуков путём громкого, несколько утрированного их произнесения, которое должно происходить в уме, без произнесения вслух. Так формируется умение обследовать звуковой состав слова: слышать в нём отдельные звуки, выделять их и определять последовательность и количество.

После того как учащиеся овладеют процессом звукового обследования, вводятся упражнения с фишками разного цвета (красные для обозначения гласных звуков, синие — твёрдых согласных, зелёные - мягких согласных) для составления и анализа слогов типа ГС (гласный и согласный), СГ и СГС.

На следующей стадии фонемного анализа в зависимости от цели занятия выделяется изучаемый звук и рассматриваются его артикуляционные и акустические свойства или звук соотносится с соответствующей буквой и включается в разнообразные упражнения по звуковому анализу и синтезу.

3. Звуковая линейка. Этот способ используется для того, чтобы сосредоточить внимание ребёнка на каком-то отдельном звуке, помочь «увидеть» этот звук, определить его место в слове.

Логопед произносит слово, длительно проговаривая каждый звук, фиксируя его благодаря звуковой линейке, подвижная часть

которой открывает «окошки» (донышки «окошек» по цвету контрастны всей линейке) по мере произнесения звуков. Выделяемый голосом звук, например р в слове шар, можно «остановить» и увидеть, что он следует после звука а.

При анализе звукового рисунка сначала подбирают такие слова, в которых изучаемый звук находится в позиции, наиболее благоприятной для его выделения и наблюдения. Для согласных такой позицией является начало слова перед согласным, например брат, бритва, брови, или конец слова, например огурец, кирпич. Затем речевой материал следует подобрать таким образом, чтобы изучаемый звук находился в различных позициях и по-разному сочетался с другими звуками, например: рыба, город, ветер, рвать, брать, врач, метро, Петр. Это позволит ребёнку лучше уловить, «увидеть» общее в звучании всех вариантов одного и того же звука в различных словах.

Особое внимание следует уделить формированию представлений детей о слоге, развитию умения выделять звуки, входящие в состав слога. Первоначально фонематический анализ рекомендуется развивать на материале закрытых слогов, так как закрытые слоги ак менее сливаются в произношении, чем открытые ка, поэтому они легче расчленяются на составляющие их звуки. Затем

фонематический анализ осуществляется на материале открытых слогов, в последствии - закрытых и открытых, состоящих из одинаковых звуков ак, ка, и наконец на материале слов и предложений.

Алгоритм фонематического анализа предложения

• Определение количества и последовательности слов в предложении, называние слов по порядку и вразбивку.

• Выделение и называние слов с изучаемым звуком, указание их места в предложении.

• Деление слов на слоги, выделение и называние ударного слога и слогов с изучаемым звуком.

• Анализ состава слогов с отрабатываемым звуком, определение количества и последовательности звуков в слоге.

• Выделение изучаемого звука из состава слога.

• Соотнесение выделенного звука с артикуляцией и соответствующей буквой.

• Называние звука.

По следам устного анализа составляется графическая схема предложения, например:

| собака лает.

Данное предложение можно записать схематично, чтобы узнать, сколько в нём слов. В этом случае каждое отдельное слово обозначается чертой:

| собака лает.

В схеме две черты, значит, в предложении два слова. Из пред-

ложения выделяется слово с изучаемым звуком, определяется количество и последовательность слогов, ударный слог, слог с корригируемым звуком и вычерчивается схема. Затем выделяется изучаемый звук и соотносится с печатной буквой; схема в целом приобретает следующий вид:

| собака лает

На данном этапе учащиеся многократно упражняются в составлении схем отдельных слов.

Упражнения на составление схем отдельных слов:

1) составить схему слова, показать черту, обозначающую слово, слоги, назвать слоги; показать и назвать первый слог, второй; выделить и назвать слог с изучаемым звуком, положить соответствующую букву;

2) соотнести графические карточки с соответствующими схемами. Учащимся даются карточки с написанными словами, например: шар, Шура, шапка. На доске вычерчены схемы.

Требуется положить графическую карточку под соответствующую схему и доказать правильность выполнения задания;

3) соотнести изображение предмета с предложенной схемой. Данное упражнение сложнее предыдущего, так как ребёнку необходимо удержать в памяти все звуки и произвести их анализ:

4) придумай слова по заданной схеме. Следовательно, на первоначальных этапах обучения

в центре внимания должно быть отдельное слово, так как оно в фонетическом отношении выразительнее, чем контекст. Сосредоточивая внимание на слове, ученик выделяет в нём какой-либо звук, служащий предметом освоения, учится определять его сильные и слабые позиции, овладевает приёмами проверки звука, находящегося в слабой позиции, звуками в сильной позиции, учится опознавать орфограммы. Это, в свою очередь, развивает орфографическую чувствительность, подготавливает школьников к сознательному усвоению правил правописания.

После устного анализа наряду с составлением графических схем целесообразно широко использовать и разрезную азбуку, так как она является одним из средств компенсации недостаточно чёткого произношения и выступает в качестве зрительного подкрепления связи между артикуляционными и акустическими характеристиками звука.

Упражнения с использованием разрезной азбуки:

1) прослушать слово, проанализировать его, составить из букв разрезной азбуки, прочитать вслух, затем повторить по памяти и записать в тетрадь;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2)составить из букв разрезной азбуки слово, предложенное логопедом, а затем из букв данного слова составить новые слова (картина-карта, нитка, рана);

3) из букв одного слова составить другое путем: замены букв (коса - роса - роза), добавления букв (Оля - Коля, вол -волк рот-крот), перестановки букв (кукла -кулак, липа - пила, рога - гора);

4) вставить в слова-паронимы пропущенные буквы, обратите внимание на то, что с изменением одного звука изменяется смысл всего слова (Мишка- миска, роза - роса, бочка - почка);

5) вставить в данные слова пропущенные буквы (ко...ка, ны,..ка, кры...;

6) добавить к одному и тому же слогу различное количество букв для получения слова (папар

- парк);

7) составить от записанного на доске слова цепочку слов таим образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова (рак - кот - Том - мох);

8) составить от записанного на доске слова цепочку односложных, двухсложных, трёхсложных слов, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова (кот - топор, рама, арбуз, Зина).

Таким образом, закрепление произношения в сочетании с развитием фонетического анализа развивает мыслительные способности детей, направляет их внимание на звуковую сторону речи, учит наблюдать, сравнивать, сопоставлять языковые явления, т.е. формирует

обобщённые фонематические представления, которые, в свою очередь, становятся стимулом для совершенствования артикуляции. Этому способствует и формирование у детей качественной оценки своей речи и речи окружающих. На логопедических занятиях, а также вне уроков учащимся можно поручить проанализировать речь товарища: правильно ли произносится каждый звук в лове? Как работает язык, губы, челюсти? Как используется сила и высота голоса для передачи содержания? Правильно ли падает логическое ударение? Выдерживается ли темп и плавность речи? Чувствуется ли назальный оттенок речи? Вслушиваясь в звучание речи, сравнивая своё произношение и произношение товарищей, дети учатся улавливать ошибки артикуляции и соответственно их корригировать. В результате улучшается самоконтроль при осуществлении артикуляционных движений.

Когда ребёнок овладеет правильным произношением звука во фразе и анализом предложения, можно проводить диктанты с предварительным устным и графическим анализом. При разборе предложений учащиеся самостоятельно находят слова с изучаемым звуком, произносят их, указывают, какую букву будут писать, и только после этого приступают к записи предложения, дует использовать также зрительно-предупредительные, выборочные и контрольные диктанты. Диктанты подбираются в соответствии с программными требованиями.

После того как ребёнок научится произносить каждый из смешиваемых звуков, узнавать их в речи окружающих, соотносить звук с соответствующей буквой, можно приступать к последнему этапу работы над звуком - его дифференциации.

© З. А. Репина, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.