Научная статья на тему 'Дипломатия Клеменса Меттерниха в решении польско-саксонского вопроса на Венском конгрессе 1814-1815 годов'

Дипломатия Клеменса Меттерниха в решении польско-саксонского вопроса на Венском конгрессе 1814-1815 годов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2219
395
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЕМЕНС МЕТТЕРНИХ / АВСТРИЯ / ВЕНСКИЙ КОНГРЕСС / АЛЕКСАНДР I / САКСОНИЯ / ГЕРЦОГСТВО ВАРШАВСКОЕ / ДИПЛОМАТИЯ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / CLEMENS METTERNICH / AUSTRIA / THE VIENNA CONGRESS / ALEXANDER I / SAXONY / DUCHY OF WARSAW / DIPLOMACY / FOREIGN POLICY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Богоявленский Борислав Леонидович

Статья посвящена дипломатической деятельности министра иностранных дел Австрийской империи Клеменса Меттерниха в решении польско-саксонского вопроса, ставшего стержневым моментом для территориального урегулирования постнаполеоновской Европы на Венском конгрессе. Клеменсу Меттерниху удалось укрепить позиции Австрийской империи во внешней политике, заслужить репутацию защитника интересов Европы, противостоять планам Александра I, сумев добиться выгодного для Австрийской империи решения польско-саксонского вопроса. Выводы, сделанные в статье, позволяют по-новому взглянуть на К. Меттерниха как на гаранта европейского спокойствия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Clemens Metternichs diplomatic activity in solving the Polish-Saxony problem at the Vienna Congress of 1814-1815

The article deals with the diplomatic activity of Clemens Metternich, the Austrian Minister of Foreign Affairs, aimed at solving the Polish-Saxony problem. The latter became a key issue in settling territorial disputes in post-Napoleonic Europe at the Vienna Congress. Metternich succeeded in strengthening the foreign policy position of the Austrian Empire and thus gained a reputation of a protector of European interests. He also managed to oppose the plans of Alexander I and to achieve a settlement of the Polish-Saxony issue that was favourable for the Austrian Empire. These conclusions shed new light on Clemens Metternich as a guarantor of the European order.

Текст научной работы на тему «Дипломатия Клеменса Меттерниха в решении польско-саксонского вопроса на Венском конгрессе 1814-1815 годов»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

УДК 94

Б. Л. Богоявленский

ДИПЛОМАТИЯ КЛЕМЕНСА МЕТТЕРНИХА В РЕШЕНИИ ПОЛЬСКО-САКСОНСКОГО ВОПРОСА НА ВЕНСКОМ КОНГРЕССЕ 1814-1815 ГОДОВ

Венский конгресс 1814-1815 гг.—первый большой европейский конгресс, собравшийся после 1648 г., —был призван урегулировать территориальные разногласия между союзниками по антинаполеоновской коалиции. Стержневой проблемой конгресса стал так называемый польско-саксонский вопрос, касающийся территории саксонского королевства и герцогства Варшавского. Пруссия с XVIII в. безуспешно пыталась присоединить к себе Саксонию, и теперь, когда саксонский король Фридрих Август в ходе Лейпцигской битвы был пленен, казалось, этой идее суждено осуществиться.

Прусский канцлер Гарденберг требовал применить к Саксонии право завоевания. Правительство Саксонии протестовало, аргументируя неприемлемость такого шага тем, что Саксония лишь поставляла Наполеону войска, но сама не развязывала агрессивной войны. Королю Саксонии Фридриху Августу предлагались взамен Тоскана или владения на левом берегу Рейна, образованные из церковных курфюршеств. Александр I был не против присоединения к Пруссии большей части Саксонии до Эльстера. Остальная ее часть должна была, по его замыслу, отойти к Веймарскому и Кобургскому герцогствам [1, с. 89].

Англия к началу конгресса также была за присоединение Саксонии к Пруссии, в противовес усилению Франции и России. Позже лорд Каслри даже скажет, что не видит ничего предосудительного в смещении с трона саксонского короля, если это необходимо для реконструкции Европы [2, р. 80].

Талейран ратовал за легитимность и поддержание равновесия сил, что было бы нарушено в случае полного присоединения Саксонии к Пруссии.

Для представителя Австрии Меттерниха вопрос обстоял сложнее, в нем переплетались два аспекта — правовой и военный. С военной точки зрения Саксония была для Австрии буферным государством, защищавшим ее от внезапного нападения Пруссии с Севера, и иметь с Пруссией общую северную границу для австрийского генералитета было просто недопустимо. В правовом отношении свою категоричную позицию высказал уже Франц I. Поскольку саксонский король — представитель одной из древнейших династий, его свержение недопустимо. В разговоре с царем австрийский император заявил, что при желании король Саксонии может отказаться от части своего государства, но не от всего государства вместе с подданными. Если он отрекается от престола, то его владения переходят его законным наследникам, но никто не имеет права на их раз© Б. Л. Богоявленский, 2010

грабление. Такова должна быть точка зрения каждого монарха [3, S. 189]. Император Франц был прав: с национальной точки зрения свержение саксонского короля не могло быть оправдано, так как остальные князья Рейнского союза были помилованы. Саксонский король имел лишь одно несчастье — попасть после Лейпцигской битвы в плен к пруссакам; иначе он, наверное, отпал бы после этой битвы от Наполеона так же, как и вюртембергский король, который был если не таким верным, то, во всяком случае, более злостным вассалом Наполеона, чем саксонский король [4, с. 392].

Что касается Великого Герцогства Варшавского, то желание Александра I присоединить его к России, по всей видимости, сформировалось еще в начале 1813 г. Однако, чтобы не вызывать лишних разногласий среди союзников, пока Наполеон еще не повержен, царь не пожелал раскрывать свои замыслы.

Документом, проясняющим территориальные планы Александра I и заложившим основу для разногласий, стал подписанный в феврале 1813 г., в городе Калиш союзный Русско-Прусский договор о совместных действиях против Наполеона. Помимо военных статей, документ включал в себя ряд секретных статей — приложений. В них предусматривалось восстановление Пруссии в границах 1806 г., за исключением земель, отошедших к герцогству Варшавскому, и увеличение ее территории за счет экономически развитых земель Северогерманских государств. Кроме того, ей был гарантирован соединительный коридор между старой Пруссией и Силезией. Однако в июне 1813 г. между Россией, Австрией и Пруссией было заключено Рейхенбахское соглашение, по которому предполагалась ликвидация Герцогства Варшавского с последующим разделом его провинций между тремя странами, что и создало правовое основание для претензий Австрии и Пруссии на земли бывшего герцогства.

Окончательно о своем решении присоединить все Герцогство Варшавское Александр I объявил при подписании Парижского договора 1814 г., поскольку каждое из государств должно было сообщить о своих минимальных территориальных требованиях. Присоединение герцогства Варшавского царь обосновывал тем, что оно было завоевано Россией и только ею еще до заключения союза с другими державами, а значит, принадлежит России по праву завоевания [1, с. 107].

В стане союзников данное известие усиленно обсуждалось и вызвало бурю негодования. Столь серьезное территориальное приобретение нарушает равновесие сил в Европе, и теперь Россия может занять место наполеоновской Франции. Союзники были скорее согласны на независимость Польши, чем на присоединение ее к России. Талейран от имени Франции настаивал на восстановлении Польши, доказывая, что разделение ее послужило бы прелюдией всеевропейского переворота. Лорд Каслри, говоря о Польше, настаивал на необходимости загладить величайшее политическое преступление, когда-либо омрачавшее собой летопись цивилизованного мира, и требовал, чтобы участники конгресса приняли такую систему государственного устройства Польши, которая оказала бы им честь в глазах мира [5, с. 245].

Меттерних изложил свое видение польского вопроса на собрании представителей великих держав, которое Нессельроде провел в преддверии официального открытия конгресса, для того чтобы начать обмен мнениями по территориальным вопросам.

Австрийский министр привел очень интересный контраргумент, который аннулировал монопольное право России на герцогство Варшавское. «Я не могу, — сказал он, согласиться с мнением, что герцогство Варшавское было завоевано без содействия союзных держав и что, следовательно, эту страну можно исключить из числа тех, участь которых должна быть решена с общего согласия. Австрия была фактической союзницей России, когда войска последней вступили в герцогство. Поэтому князь Шварценберг

поспешил заключить перемирие, передать Варшаву и эвакуировать все герцогство, за исключением значительной территории с тремя предмостными укреплениями, оставленной ему по конвенции» [1, с. 107]. Действительно, 30 января 1813 г. было заключено Зейченское перемирие между российскими и австрийскими войсками, а 8 февраля, в день взятия войсками генерала Милорадовича Варшавы, Австрия объявила о своем нейтралитете, тем самым и обретя этот статус «фактической союзницы России» [1, с. 107]. Также Меттерних высказал поддержку принципу, по которому Россия должна получить вознаграждение за понесенные ею жертвы. Следуя этому принципу, Австрия не возражала против присоединения к России герцогства Варшавского, но считала, что, к сожалению, это будет чрезмерно нарушать соотношение сил между великими державами в Европе, уже сильно поколебавшееся присоединением к России Финляндии и Бессарабии. Упомянул Меттерних и о военной опасности, которая может грозить Австрии: если Россия получит Краков, то ее армия окажется всего в десяти переходах от Вены, а сохранение в ее руках Замостья означает, что русские войска в три перехода могут дойти до Лемберга, и тогда Австрии уже не удержать восточную Галицию, поскольку размещенная там армия будет отрезана, как только русские войска двинуться от Кракова за Вислу.

Делая вывод из вышесказанного, Меттерних, конечно, заверил Нессельроде, что австрийский император сейчас не будет воевать из за этих территорий с Россией, но он не может ручаться, что последствия подобного решения вопроса о герцогстве Варшавском не приведут к войне через несколько лет [1, с. 107].

Однако Александр I был очень категоричен в вопросе о судьбе герцогства Варшавского и не собирался уступать.

Для противостояния планам Александра I относительно Польши Меттерних решил привлечь прусского канцлера Гарденберга, охваченного идеей присоединения Саксонии к Пруссии. Как уже упоминалось, позиция Австрия о недопустимости изгнания саксонского короля с его законного престола была главной преградой для осуществления данной идеи. Основой для сближения послужило устное обещание Меттерниха, данное им Гарденбергу еще в начале 1814 г.: признать право Пруссии на Саксонию, требуя взамен не поддерживать польские планы царя. Активную поддержку дипломатическому сближению двух министров оказал лорд Каслри, следовавший традиционной английской политике, болезненно рассматривающей любое усиление России, как на востоке, так и в Европе. Единственное условие, выдвинутое Каслри в обмен на содействие, заключалось в том, чтобы Пруссия решительно выступала против аннексии кем-либо герцогства Варшавского и не рассматривала Саксонию как компенсацию за польские земли [2, р. 126].

Начиная совместно с Гарденбергом дипломатическую борьбу против царя, Меттер-них явно вел двойную игру и почти блефовал. В действительности он не мог с уверенностью гарантировать Пруссии поддержку по вопросу Саксонии, что понятно уже исходя из своеобразия принятия внешнеполитических решений при австрийском дворе. Как известно, император Франц во внешнюю политику не вмешивался, полностью доверяя ее Меттерниху, и только иногда высказывался по ключевым вопросам. Однако если император настаивал, что случалось крайне редко, на принятии какого-то определенного внешнеполитического решения (в данном случае — о неприкосновенности саксонского короля), то вероятность того, что Меттерних его переубедит, была крайне мала. После многодневных консультаций с императором Меттерних, в довольно витиевато составленной ноте от 22 октября, сообщил Гарденбергу, что австрийский двор выражает глубокое сожаление относительно намерения Пруссии присоединить Саксонию. Кро-

ме того, возможно, как вариант выхода из затруднительного положения, Гарденбергу было рекомендовано сохранить хотя бы ядро саксонского королевства [6, с. 81].

Несмотря на продолжение переговоров, Меттерниху стало понятно, что Саксония является непреодолимой преградой для возможного сближения Австрии и Пруссии. Мысль о том, что Талейран на самом деле не «хромая утка», а всего лишь ждет своего часа, подсказала Меттерниху состав новой антирусской коалиции — Австрия, Англия и Франция. Австрийский министр уже давно обещал Талейрану, что он не допустит чрезмерного усиления России и защитит Саксонию [7, p. 93].

Теперь, в подтверждение этому, он показал Талейрану свое письмо к Гарденбергу, в котором обещал помочь Пруссии присоединить Саксонию, если Пруссия выступит против польских планов Александра I, и сказал, что отныне не будет вести переговоров с прусским правительством и будет защищать Саксонию от любых посягательств [7, Р. 93].

От этого сближения выигрывала и Франция, которая не хотела ни присоединения герцогства Варшавского к России, ни присоединения Саксонии к Пруссии.

Коалицию против Александра I скрепил секретный договор о совместных действиях по спорным вопросам и о военной взаимопомощи, подписанный 3 января 1815 г. между Австрией, Англией и Францией. Оговаривалось, что в случае войны каждая из стран выставит армию в 150 тысяч человек для защиты участников договора. Для Англии, правда оговаривалась возможность замены войска денежной субсидией [2, p. 198].

Подписывая этот договор, Меттерних по сути ничем ни рисковал — его попытки убедить Александра I изменить свое решение по территориальным вопросам закончились серьезной ссорой с царем. Вероятность силового разрешения вопроса почти равнялась нулю. Доказывает это и то, что уже летом 1814 г. царь мог бы отдать приказ главнокомандующему русским экспедиционным корпусом в Саксонии князю Репнину передать управление в руки Пруссии, чем бесповоротно привлек бы ее на свою сторону. Тем не менее он не пошел на этот шаг ни до, ни во время конгресса, складывавшегося явно не в его пользу. Это свидетельствовало о том, что Александр I был твердо намерен решать споры путем переговоров, а не новой войны.

Расчет Меттерниха оправдался, Александр I оказался перед выбором: или идти на уступки, или выдвигать войска против бывших союзников. Царь принял новые предложения австрийской стороны по польскому вопросу и согласился уступить. Австрия получила территории бывшего герцогства, потерянные еще в 1809 г., а также области в районе Кракова и Вислы, необходимые для военной защиты страны. Пруссия также получила незначительные территории бывшего герцогства. Однако если Пруссии эти территории Александр I был готов уступить еще в октябре, то уступки Австрии, которой, по словам царя, он не даст в Польше и деревни, — всецело заслуга Мет-терниха.

В общих чертах решив польский вопрос, Меттерних, на основе предложенной императором Францем идеи сохранить хотя бы ядро саксонского королевства, убедил Гар-денберга, что это единственно возможный выход из этой ситуации. На помощь ему пришел лорд Каслри, заставивший Голландию и Ганновер передать некоторую часть своих территорий Пруссии в качестве компенсации за недостающую часть Саксонии [2, p. 198]. В начале февраля 1815 г. стороны пришли к согласию и по саксонскому вопросу. Заслуживает внимания также и то обстоятельство, что по настоянию императора Франца были соблюдены необходимые формальности в отношении саксонского короля. Понимая, что в сложившейся ситуации потеря только части королевства для него, видимо, лучший выход, Фридрих Август собственноручно подписал документ о

передаче Пруссии требуемых земель, вследствие чего Пруссия стала обладательницей почти половины Саксонии с населением около 850 тысяч человек.

Таким образом, дипломатия двойной игры, грамотный выбор союзников и умение лавировать принесли австрийскому министру удачу. Несмотря на то, что работа конгресса продолжалась еще несколько месяцев, достижение согласия в польско-саксонском вопросе по сценарию Меттерниха принесло Австрии немалые выгоды. Они были упрочены австрийском министром иностранных дел успехами в решении территориальных споров в Италии и Германии.

Литература

1. Внешняя политика России XIX и начала XX века: документы Российского министерства иностранных дел. Серия I. Т. 8. М., 1972. 780 с.

2. Webster C. K. Britisch Diplomacy 1813-1815. London: G. Bell and sons, 1921. 409 p.

3. Srbik H. R. von. Metternich. Der Staatsmann und der Mensch. Miinchen, 1925. 786 S.

4. Меринг Ф. История войн и военного искусства. М.: АСТ; СПб.: Полигон, 2000. 528 c.

5. Мемуары графини Потоцкой. СПб.: Прометей, 1914. 352 c.

6. Зак Л. А. Монархи против народов. М.: Международные отношения, 1966. 376 c.

7. Talleyrand C. M. de. Correspondance Inedite du Prince de Talleyrand et du Roi Louis XVIII, pendant le Congress de Vienne. Paris, 1881. 528 p.

Статья поступила в редакцию 18 марта 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.