Внешняя торговля продовольственными товарами
Анализ структурных изменений
В. Г. Кайшев
Департамент пищевой, перерабатывающей промышленности и качества продукции Министерства сельского хозяйства Российской Федерации
Движение к рыночной экономике проявляется не только в развитии товарно-денежных отношений внутри страны, но и в приобщении к мировой хозяйственной системе, активизации международных экономических связей, включающих внешнюю торговлю, движение капиталов между странами, научно-техническое сотрудничество и другие формы совместной внешнеэкономической деятельности.
В настоящее время для многих стран внешняя торговля играет важнейшую роль в более полном обеспечении своих потребностей. Спрос на отдельные виды товаров в странах, которые не производят их в достаточном количестве, стимулирует развитие торговли такими товарами и, как следствие, подталкивает страны-производители к расширенному их воспроизводству. Это дает возможность странам — участникам международной торговли эффективнее и с меньшими издержками удовлетворять потребности внутреннего рынка. Поэтому многие государства заинтересованы в развитии данной сферы экономических отношений и сотрудничества на взаимовыгодной основе.
Огромные суммы ежегодно возрастающих денежных средств на импорт продовольствия ложатся тяжелым бременем на экономику страны. При положительных тенденциях развития пищевой индустрии страны темпы роста объёмов производства продуктов питания отечественного производства не успевают за увеличением спроса, импорт продовольственных товаров и сырья для их производства продолжает расти. Так, по данным Росстата и Федеральной таможенной службы России, в 2006 г. он составил 21 613,6 млн долл., что в 3 раза больше, чем в 2000 г. Это положительно повлияло на динамику оборота розничной торговли продовольственными товарами, но одновременно стало реальным фактором стратегического риска, который может оказать негативное воздействие не только на продовольственную, но и экономическую безопасность страны.
Либерализация экономики, в том числе внешнеэкономической деятельности, привела к тому, что импорт продовольственных товаров и сырья для их производства стал рассматриваться отечественными производителями как фактор конкуренции на внутреннем рынке.
Так, в 2007 г. чая натурального сортового фасованного выработано 132,7 тыс. т, что на 2,9 % превысило уровень 2006 г. Производство чая за последние 5 лет увеличилось в 3,4 раза.
Чай в нашей стране производится в основном из импортного сырья. Основные поставщики чая — Шри-Ланка, Индия, Китай, Вьетнам, Индонезия, Кения. В 2006 г. импорт чая составил 173,0 тыс. т, за 9 мес 2007 г. — 134,2 тыс. т, что на 7,1 % превышает уровень аналогичного периода 2006 г.
По импорту чая Россия находится на втором месте в мире и входит в первую пятерку по его душевому потреблению. Потребление чая за последние годы, как никогда, устойчиво, и, по данным большинства экспертов, в ближайшей перспективе будет наблюдаться его повсеместный рост.
Импорт зеленого кофе для производства кофепродуктов в последние годы растет. За 9 мес 2007 г. в Россию было ввезено 42,7 тыс. т зеленого кофе, что на 10,5 тыс. т, или на 33 % превысило уровень аналогичного периода прошлого года. Этому способствовала установленная постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 487 на постоянной основе нулевая ставка таможенной пошлины на кофе нежареный. Основные поставщики зеленого кофе являются Индия, Вьетнам, Бразилия, Индонезия, Кот-д'Ивуар, Уганда.
Импорт фруктов и ягод возрос с 3220 тыс. т в 2002 г. до 4948 тыс. т в 2006 г., или в 1,5 раза, в том числе яблок с 218 до 730 тыс. т, или в 3,3 раза.
Наибольшее увеличение ресурсов фруктов обеспечено за счет импорта яблок, объем которого в 2005 г. составил 730 тыс. т, или в 3,3 раза больше, чем в 2000 г. За этот период импорт цитрусовых плодов увеличен в 2 раза, бананов — в 1,7 раза. За 2006 г. импорт
3•2008
фруктов и ягод вырос на 20,6 %. В результате доля их импорта в фонде потребления составила 69,2 %.
Импорт овощей и продовольственных бахчевых культур за 2004-2006 гг. стабилизировался и в среднем за год составил 2260 тыс. т.
Внутренний рынок овощей характеризуется достаточно высокой насыщенностью в условиях значительной дифференциации отдельных групп населения по платежному спросу и сравнительно низким уровнем их потребления.
Структура производства овощей по категориям хозяйств практически не изменилась. Основная доля (80 %) в производстве овощей принадлежит хозяйствам населения, а в их реализации — сельхозпредприятиям (65 % от общего объема реализации овощей). На конъюнктуру рынка большое влияние оказывает импорт овощной продукции.
Импорт пива солодового, вина виноградного, вермута к 2000 г. увеличился в 3 раза, а водки — в 12 раз. В ближайшей перспективе импорт вина виноградного, по всей вероятности, будет расти. При разрешении Роспотребнадзора на российский рынок возвращается этот вид продукции из Молдовы.
За последние годы резко сократились объемы импорта хлебных злаков с 4677 тыс. т в 2000 г. до 1449 тыс. т в 2005 г., или в 3,2 раза, в том числе пшеницы — в 4,6, ячменя — в 2,5, кукурузы — в 3,5 раза.
В структуре импорта продовольственных товаров и сырья для их производства в 2005 г. удельный вес алкогольных и безалкогольных напитков в стоимостном выражении составлял 8,8 %.
Доля стран СНГ в общем объеме импорта продовольственных товаров и сырья для их производства в денежном выражении в 2006 г. составила 16,4 %.
Зависимость от импорта отдельных сегментов агропродовольственного рынка усиливает его нестабильность, обусловливает формирование цен под воздействием конъюнктуры мирового рынка, реальную возможность роста розничных цен на внутреннем российском рынке. Экономический рост и повышение конкурентоспособности продуктового комплекса страны должны находить свое выражение в уровне ценовых соотношений между отечественными и импортными продовольственными товарами, при которых отечественные должны иметь, как минимум, равнозначную или более низкую стоимость. В противном случае отечественные производители будут терять этот важнейший сегмент рынка.
В 2006 г. экспорт продовольственных товаров и сырья для их производства увеличился по сравнению с уров-
нем 2005 г. на 1 млрд долл. и составил 5,52 млрд долл. США.
Экспорт зерна при существенном на него росте мировых цен весьма прибыльный и является едва ли не единственной возможностью для сельхозтоваропроизводителей-хлеборобов решить свои проблемы. Однако российское зерно вывозят в дальнее зарубежье преимущественно по демпинговым ценам, так как закупается главным образом не государствами-импортерами, а посредническими компаниями транснационального агробизнеса.
Экспорт вод минеральных за последние шесть лет увеличился в 2,6 раза.
Запасы минеральных вод (лечебных, лечебно-столовых) в Российской Федерации практически не ограничены, а их уникальность предоставляет возможность для более интенсивного развития прямых связей с зарубежными странами по их поставкам на экспорт.
В страны СНГ экспортируется пива солодового — 92,8 %, алкогольных и безалкогольных напитков — 76,7 %, в том числе продуктов, содержащих какао, — 86,3 %, чая — 95,6, вод минеральных — почти 100 %, сигарет — 95 % . Таким образом, структура экспорта продукции пищевой промышленности за последнее время не претерпела существенных изменений. Конкурентоспособность большинства российских продовольственных товаров (за исключением хлебных злаков, пива солодового, минеральных вод и т.д.) на мировых рынках ограничена. В настоящее время товарная номенклатура экспортируемых продовольственных товаров невелика, и многие из них чаще всего идут по традиционным каналам, в основном в страны СНГ.
Одновременно вышеприведенные данные свидетельствуют о наличии отраслей, чья продукция может успешно конкурировать с импортной как на внутреннем рынке, так и на внешнем.
В товарной структуре экспорта наибольший удельный вес в стоимостном выражении занимали хлебные злаки — 30,3 %, алкогольные и безалкогольные напитки — 5,7 %. Далее следует продукция пивоваренной, чайной и табачной отраслей.
Общий объем экспорта продовольственных товаров и сырья для их производства в 2006 г. в стоимостном выражении составил 5,52 млрд долл. США против 4,54 млрд долл. США в 2005 г. — рост составил 21,6 %.
Зависимость страны от импорта отдельных видов продовольствия уже сегодня оказывает негативное воздействие на экономику соответствующих отраслей пищевой промышленности, находит свое проявление в удорожании импорта социально значимых про-
довольственных товаров, что влечет рост цен на внутреннем рынке. Вызывает определенную обеспокоенность и обеспечение ритмичности поставок товаров странами-экспортерами, которые могут периодически вводить экспортные эмбарго, повышать таможенные налоги, принимать окончательные решения о продаже в зависимости от состояния собственного внутреннего рынка.
Регулирующее воздействие государства на внешнеэкономические связи осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства.
Внешнеэкономическая деятельность в сфере АПК за последние 2 года характеризовалась усилением таможенно-тарифного регулирования агропродо-вольственного рынка. Был принят ряд постановлений Правительства Российской Федерации по изменению, утверждению таможенных пошлин на отдельные виды продовольственных товаров и сырья для их производства.
В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» Правительство Российской Федерации в исключительных случаях может устанавливать временные ограничения или запреты экспорта товаров для предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке Российской Федерации продовольственных или иных товаров, которые являются существенно важными для внутреннего рынка Российской Федерации.
Установлен перечень таких существенно важных для внутреннего рынка России товаров. К ним, в частности, отнесены пшеница, рожь, ячмень, кукуруза, мука пшеничная, пшенично-ржаная и ржаная, молоко, сливки и т.п.
Анализ структурных изменений в сфере внешней торговли продовольственными товарами и сырьем для их производства за период рыночных реформ позволил выявить характерные тенденции и сделать определенные выводы.
Значительная доля импорта социально значимых продуктов питания в их ресурсах по Российской Федерации говорит о том, что на цены внутреннего продовольственного рынка оказывала и будет оказывать влияние мировая конъюнктура.
В целях стабилизации цен на социально значимые продукты питания целесообразно в исключительных случаях более оперативно использовать временные ограничения или запрет на экспорт рыбы, молока и молочных продуктов (масло, сыр), хлебных зла-
ков, масла подсолнечного, изделий и консервов из мяса, сахара белого. Такая возможность предусмотрена Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» для «...предотвращения либо уменьшения критического недостатка на внутреннем рынке существенно важных товаров». Однако наиболее надежный способ защиты населения страны от роста цен на продовольственные товары, их зависимости от мировой конъюнктуры, от возможного дефицита на отдельные виды продукции — более интенсивное наращивание объемов их отечественного производства.
Намерения Правительства России по сокращению импорта продовольственных товаров и сырья для их производства, увеличению объемов производства импортозамещающей продукции нашли свое отражение в утвержденной «Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг.».
Госпрограмма разработана в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства», принятым в конце 2006 г., и построена на принципе софинансирования из федерального и региональных бюджетов. В течение пяти лет будет выделено на село 560 млрд руб. — в 3 раза больше, чем за предшествующие пять лет. Практически такую же сумму выделят на аграрный сектор и субъекты Федерации. Большинство из них уже подготовили региональные программы развития сельского хозяйства.
Программа нацелена на создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий, улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства, обеспечение ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства и пищевой промышленности, повышение финансовой устойчивости. По прогнозам Минсель-хоза России, в результате реализации Госпрограммы темпы роста в сельском хозяйстве возрастут до 4 % в год, в животноводстве — до 5 %.
В результате принимаемых мер по воплощению в жизнь выработанных государством стратегии и тактики будут созданы необходимые условия для доминирования отечественных производителей на внутреннем рынке, обеспечения населения страны качественными, по приемлемым ценам и в достаточном количестве продовольственными товарами, увеличения объемов поставок на внешний рынок отдельных видов продукции собственного производства. &
3 • 2008
5