ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ДИНАМИКА СРЕДНЕГО КООПЕРАТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
О. Б. Кевбрина, зав. кафедрой отечественной истории и теории кооперативного движения Саранского кооперативного института РУК, доцент
Автором на основании анализа архивных документов техникума, функционирующего в качестве звена среднего профессионального образования в составе Саранского кооперативного института Российского университета кооперации,-прослеживаются этапы развития этого учебного заведения в новых экономических условиях.
В середине 90-х гг. прошлого века стали очевидными внутренние проблемы и противоречия системы среднего профессионального образования (СГЮ), материально-техническая база многих учебных заведений перестала отвечать основным задачам развития экономики и потребностям рынка труда, практически прекратился приток кадрового потенциала из отраслей экономики и молодых преподавателей из системы целевой педагогической подготовки преподавателей для средних специальных учебных заведений. Слабое развитие информационной инфраструктуры, новых информационных технологий, отсутствие молодых специалистов не позволяло решать задачи повышения качества подготовки специалистов.
Новая эпоха требовала выработки принципиально нового подхода к подготовке кадров, в частности для системы потребительской кооперации. С 1957 г. кадры среднего звена для этой системы в Мордовии готовил Саранский кооперативный техникум.
К середине 90-х гг. XX в. большинство выпускников кооперативного техникума оставались невостребованными. Если в 1994 г. из 237 окончивших это учебное заведение направления на работу получили 118, т. е. 50 %, то из 105 чел. в 1995 — только 29, или 27,6 %. Прием на дневное отделение сократился с 300 чел. в 1988 г. до 85 в 1992. В связи с этим контингент студентов уменьшился более чем в 2 раза: в 1991 г. он составлял 1 240, а в 1995 — лишь 506 чел. Ко-
личество штатных преподавателей за то же время сократилось с 30 до 23 чел.1
В 1992 г. прекратилось бюджетное отраслевое финансирование техникума. Материально-техническая база перестала соответствовать предъявляемым к ней требованиям. Основные фонды (здания, сооружения) значительно обветшали, большая часть из них нуждалась в ремонте. Кабинеты и лаборатории из-за отсутствия средств не обеспечивались оборудованием и наглядными пособиями. К 1995 г. техникумом не было приобретено ни одного компьютера. Библиотечный фонд перестал пополняться новыми изданиями. Заработная плата преподавателям и сотрудникам выплачивалась нерегулярно. При отсутствии финансирования и невозможности создания необходимой материально-технической базы открытие новых перспективных специальностей было нереальным.
Так как в создавшихся условиях техникум мог прекратить свое существование, в 1995 г. постановлением правления Мордовпотребсоюза и ученого совета филиала Московского университета потребительской кооперации он был включен в структуру филиала в качестве средней ступени подготовки квалифицированных специалистов.
Для более качественного проведения занятий стала использоваться вся материально-техническая база вуза, который в 1996 г. был переименован в Саранский кооперативный институт Московского университета потребительской кооперации (библиотека, учебные кабинеты, ла-
© О. Б. Кевбрина, 2006
боратории). К ведению учебного процесса были привлечены высококвалифицированные преподаватели. Были оборудованы 2 компьютерных класса, приобретен копировальный аппарат, в кабинет торгово-технологического оборудования закуплены контрольно-кассовые аппараты типа «Самсунг». Пополнился книжный фонд библиотеки. Был произведен ремонт учебного корпуса, общежития и столовой. Общие затраты, направленные на укрепление материально-технической базы техникума, составили 820 млн руб. Возобновился прием студентов на базе 9 классов. Во всех школах Саранска, а также райцентрах Республики Мордовия была организована и проведена профориентационная работа. Заработная плата преподавателям и сотрудникам стала выплачиваться регулярно. В результате принятых мер начиная с 1997 г. увеличились прием и контингент обучающихся. Если в 1996 г. было принято 234 чел., то в 1997 — 350, что на 50 % больше. В 2000 г. прием составил 482 чел., а в 2004 — 710, что в 3 раза больше по сравнению с 1996 г.
Изменение экономической политики, выразившееся в смене отраслевых приоритетов, расширении негосударственного сектора, поддержке малого предпринимательства, определило основные направления развития системы среднего профессионального образования. Наряду с традиционными профильными специальностями стали вводиться новые, обеспечивающие развитие рыночной инфраструктуры (маркетинговая, финансовая, правовая и т. д.).
В Саранском кооперативном техникуме открылись новые специальности: «Правоведение», «Право и организация социального обеспечения», «Автоматизированные системы обработки информации и управления». На смену «Организации коммерческой деятельности», «Организации кооперативной торговли непродовольственными товарами» с 1995 г. пришел «Менеджмент» — специальность, более востребованная рыночной экономикой.
В 1997/98 учебном году, когда возобновилась подготовка специалистов на базе 9 классов, в техникум было принято 90 чел. по 3 специальностям: «Правоведение», «Менеджмент», «Технология продукции общественного питания». Начиная с 1999 г. набор ведется уже по
5 специальностям: «Право и организация социального обеспечения», «Менеджмент», «Технология продукции общественного питания», «Экономика и бухгалтерский учет», «Автоматизированные системы обработки информации и управления». В 2004 г. прием составил 303 чел., что в 3 раза больше, чем в 1997.
Практически к 1999 г. был сформирован оптимальный набор специальностей, пользующихся спросом как на рынке труда, так и у молодежи. Положительную динамику показателя приема студентов можно проследить в разрезе каждой специальности. Так, по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» он менялся следующим образом: в
1995 г. — 97 чел., в 2000 — 131, в
2004 г. — 190 чел. Эта специальность оказалась самой востребованной и стабильной на протяжении многих лет работы техникума.
К началу 1990-х гг. были закрыты многие предприятия общественного питания системы потребительской кооперации, поэтому по специальности «Технология продукции общественного питания» набор был небольшой и велся только по заочной форме обучения. Стараниями руководства и коллектива техникума удалось не только сохранить эту специальность, но и начать набор на нее по очной форме обучения. Если в 1995 г. сюда было принято 36 чел., то в 2004 — 143, т. е. в 4 раза больше. Примерно так же изменился показатель приема на заочное отделение: с 16 до 69 чел. соответственно. Это было связано с тем, что к 2000 г. как в Саранске, так и по всей Мордовии начались активное восстановление и создание новых ресторанов, баров, кафе, а потому возникла острая потребность в специалистах такого профиля (поварах, кондитерах, технологах).
Увеличивается из года в год и набор на специальность «Менеджмент», которая открылась в 1995 г. в соответствии с новыми перспективными направлениями в рыночной экономике. Если в первый год прием составил всего 36 студентов, то в 2004 г. эту специальность выбрали уже 156 чел., что в 3 раза больше, чем в год открытия.
В 1995 г. была открыта и специальность «Правоведение», на которую сразу же подали заявление 55 чел. В 1997 г. изъявили желание получить эту специальность 159 чел. С 1998 г. динамика показателя пошла на спад, что объясняется снижением контрольных цифр приема. Такое решение было принято руководством института в связи с тем, что рынок труда в Мордовии был перенасыщен юристами, и не только среднего, но и высшего звена. Начиная с 1998 г. набор на специальность «Правоведение» на базе 9 классов по решению Министерства образования России был запрещен. Но поскольку желающих получить юридическое образование оставалось много, то в том же 1998 г. была открыта специальность «Право и организация социального обеспечения». В первый год прием на нее составил 34 чел., к 2004 г. он вырос до 54 чел.
Подготовка специалистов среднего звена по специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления» осуществляется с 1999 г. Вводя эту специальность, руководство Саранского кооперативного института понимало, что специалист, обладающий знаниями в области информационных технологий, будет отвечать запросам современного и перспективного рынка труда, станет конкурентоспособным. И если в первый год прием составил 24 чел. (из них 4 — на базе 9 классов), то в
2004 г. — уже 98 чел. (69).
В программе развития среднего профессионального образования потребительской кооперации РФ на 2000—
2005 гг. перед учебными заведениями системы потребительской кооперации была
поставлена задача расширения взаимодействия среднего профессионального образования с общим и начальным профессиональным в целях удовлетворения потребностей личности в непрерывном образовании. Решая поставленную задачу, руководство Саранского кооперативного института во главе с ректором профессором Б. Ф. Кевбриным в мае 2000 г. приняло решение обратиться к министру образования Республики Мордовия В. В. Кадакину с просьбой разрешить открыть при школах районных центров РМ профильные классы, провести набор на I курс СПО института из числа выпускников школ района, имеющих начальное общее образование. По окончании I курса студенты должны были переехать в Саранск и продолжить обучение в учебных корпусах института. Это предложение было поддержано.
Первый договор между институтом и школой, а ею стала средняя школа № 3 г. Ковылкино, был заключен 5 марта 2003 г. В том же году был проведен набор и по результатам собеседования принято 11 чел. 6 марта 2003 г. датируется договор с Атяшевской средней школой № 1, куда было принято 15 чел. В 2004 г. был подписан договор об открытии профильного класса в с. Починки ГХочинков-ского района Нижегородской области. Прием в этот класс составил 10 чел.
Открытие профильных классов в перспективе позволит институту осуществлять стабильный набор на уровень как среднего, так и высшего профессионального образования, поскольку порядка 60—70 % выпускников СПО продолжают обучение по вузовским программам.
Из года в год в СПО института увеличивается число обучающихся. Если в 1995 г. оно составляло 506 чел,, в 2000 — 946, то в 2004 г. — уже 1 587 чел., что в 3 раза больше, чем в 1995 г. Причем если по заочной форме обучения зафиксирован незначительный рост, то по очной — почти в 5 раз. Такое увеличение связано прежде всего с укреплением материально-технической базы, повышением каче-
ства подготовки специалистов, гарантированной возможностью найти работу по окончании учебного заведения, возобновлением обучения на базе 9 классов, открытием специальностей, отвечающих веяниям времени, с перспективой продолжения обучения по программам высшего профессионального образования по сокращенным срокам, с укреплением кадрового потенциала.
За период с 1995 по 2004 г. диплом
об образовании получили 2 785 выпускников. Причем если в первые 5 лет ежегодный выпуск составлял 210—260 чел., то в дальнейшем этот показатель приблизился к 400 чел. За 10 лет существования техникума в составе Саранского кооперативного института было подготовлено бухгалтеров — 1 061, менеджеров — 531, правоведов — 793, технологов — 285.
С ростом контингента обучающихся увеличивалось и количество преподавателей. В 1998/99 учебном году работали уже 55 преподавателей, в том числе 36 штатных, в 2001/02 — 63, из них 42 штатных, к 2004/05 учебному году их количество достигло 88, из которых — 58 штатных.
В соответствии с принятой в 2000 г. Программой развития среднего профессионального образования потребительской кооперации Российской Федерации на 2000—2005 гг. была разработана программа развития СПО Саранского кооперативного института. Среди основных направлений развития были перечислены следующие:
— обеспечение сохранения потенциала и дальнейшего развития образовательных, культурных и иных функций СПО института;
— совершенствование СПО института в направлении многопрофильное™, многоуровневости и многофункциональности, расширение доступа граждан Республики Мордовия к кооперативному среднему профессиональному образованию;
— совершенствование содержания СПО и его качественное обновление с
учетом перехода на опережающее образование, обеспечивающее развитие личностно-профессионального потенциала специалистов и их мобильности;
— совершенствование воспитательного процесса, создание условий для гармоничного развития личности и реализации ее творческой активности;
— формирование механизма прогнозирования, мониторинга и регулирования подготовки специалистов среднего звена в соответствии с потребностями рынка труда и населения Республики Мордовия, расширение объемов подготовки специалистов для потребительской кооперации Мордовии;
— участие совместно с институтом в научно-исследовательской работе, направленной на развитие потребительской кооперации Мордовии и других регионов РФ;
— развитие интеграционных процессов между НПО, СПО и ВПО института;
— установление тесных связей с кооперативными организациями и предприятиями при проведении профориентационной работы, организации производственного обучения студентов, трудоустройства выпускников, оказания дополнительных образовательных услуг и др.
Данная программа к 2005 г. в основном была реализована. Потенциал учебного заведения заметно повысился. Улучшилась материально-техническая база. Дополнительно были оборудованы и оснащены компьютерами 2 лаборатории ЭВМ. Продолжилось развитие интеграционных процессов СПО, НПО и ВПО института. Контингент обучающихся за 5 лет увеличился на 16,6 %.
В настоящее время образовательная деятельность в СПО института ведется по 6 специальностям: «Экономика, бухгалтерский учет и контроль», «Менеджмент», «Правоведение», «Право и организация социального обеспечения», «Технология продукции общественного питания», «Автоматизированные системы обработки информации и управления», по 2 формам: очной и заочной. Количество студентов достигло максимума за всю
историю существования этого учебного заведения — 1 587 чел., из них обучаются по очной форме — 1 326, по заочной— 261 чел. Подготовка специалистов ведется по учебным планам и программам, составленным в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов.
В связи с проводимой в стране реформой высшего образования, направленной на совершенствование организационно-правовых форм высшего и послевузовского профессионального образования, создание крупных научно-образовательных структур, позволяющих достичь максимальной интеграции науки и инновационной деятельности, обеспечивающих адаптацию высшего учебного заведения к изменившимся социально-экономическим условиям, потребностям общества и достижениям научно-технического прогресса, учитывая необ-
ходимость организации высшего учебного заведения на всероссийском уровне для подготовки специалистов для различных форм кооперации и в рамках процесса реструктуризации образовательной деятельности потребительской кооперации постановлением Центросоюза РФ № 1-С от 11.01.06 Саранский кооперативный институт вошел в состав автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования Центросоюза Российской Федерации «Российский университет кооперации» (РУК).
СПО как одна из ступеней РУКа является хорошим источником пополнения квалифицированными кадрами со средним профессиональным образованием предприятий, организаций и учреждений Республики Мордовия и других областей, и в первую очередь предприятий системы потребительской кооперации.
Поступила 18.04.06.
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖЕНСКОГО ГИМНАЗИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДАХ МОРДОВСКОГО КРАЯ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX в.
Е. В. Полутина, зав. отделом редкой книги Национальной библиотеки РМ им. А. С. Пушкина
Статья посвящена истории формирования сети женских прогимназий и гимназий в городах, расположенных на территории современной Мордовии. На основе анализа архивных и печатных источников конца XIX — начала XX в. автором прослеживается ход преобразования женских прогимназий в полноценные средние учебные заведения.
Существовавшая в России в конце XIX — начале XX в. система среднего образования отличалась многообразием типов учебных заведений. Наиболее распространенными среди них, безусловно, были мужские и женские гимназии и прогимназии. Последние относились к категории неполных средних школ, так как их учебный курс включал в себя первые 3—6 классов гимназий.
Зарождение гимназического образования на территории современной Мордовии относится к середине 1870-х гг., когда в Саранске и Краснослободске
©Б. В. Полутина, 2006
были открыты соответственно женская и мужская прогимназии. Приоритет в этом отношении принадлежит Саранску, где трехклассная женская прогимназия действовала с 1875 г. Инициатива и заслуга в открытии данного учебного заведения всецело принадлежали священнику Саранской Троицкой церкви Алексею Илларионовичу Масловскому, который яснее городских и земских чиновников осознавал необходимость в «более прочном образовании для девиц горожан». Священник неоднократно выезжал в Пензу, где встречался по этому вопро-