Научная статья на тему 'Становление высшей кооперативной школы Мордовии (1976-1990-е гг. )'

Становление высшей кооперативной школы Мордовии (1976-1990-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Интеграция образования
Scopus
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кевбрина О. Б.

В данной статье подробно анализируются этапы становления и динамика развития высшей кооперативной школы Республики Мордовия в 1976-1990-е гг., представленной Саранским филиалом Московского кооперативного института. Рассматриваются основные проблемы высшего кооперативного образования в данный период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher Co-operative Trade Education Formation in Mordovia (1976-1990-s)

In the article the stages of formation and development of higher co-operative trade education of the Mordovia Republic in 1976-1990-s are analyzed in detail. The basic contemporary problems of higher cooperative trade education are considered.

Текст научной работы на тему «Становление высшей кооперативной школы Мордовии (1976-1990-е гг. )»

СТАНОВЛЕНИЕ ВЫСШЕЙ КООПЕРАТИВНОЙ ШКОЛЫ МОРДОВИИ (1976—1990-е гг.)

О. Б. Кевбрина, зав. кафедрой отечественной истории и теории кооперативного движения Саранского кооперативного института,

доцент

В данной статье подробно анализируются этапы становления и динамика развития высшей кооперативной школы Республики Мордовия в 1976—1990-е гг., представленной Саранским филиалом Московского кооперативного института. Рассматриваются основные проблемы высшего кооперативного образования в данный период.

В конце 1960-х— первой половине 1970-х гг. в Мордовии остро встал вопрос о подготовке специалистов с высшим образованием для предприятий и организаций потребительской кооперации. Это было связано с тем, что в системе потребкооперации республики оставалось значительное число должностей, не замещенных специалистами с высшим образованием.

За практическую реализацию идеи открытия в Саранске филиала Московского кооперативного института энергично взялся председатель Мордовпотреб-союза — республиканской организации потребительской кооперации —Д. Т. Пив-кин. Он не только доказал необходимость для Мордовии этого вуза, но и принял самое активное участие в создании для него учебно-материальной базы. Вскоре на юго-западной окраине Саранска выросли учебный корпус и общежитие для будущих студентов высшего кооперативного учебного заведения.

Открытый в сентябре 1976 г. филиал в Саранске был призван осуществлять подготовку специалистов для 7 областей (Воронежской, Тамбовской, Пензенской, Орловской, Оренбургской, Липецкой, Курской) и 2 автономных республик (Башкирской и Мордовской). Его директором был назначен Петр Никитович Букин.

Первому директору пришлось проявить незаурядные организаторские способности для завершения строительства учебно-лабораторного корпуса и общежития, их оснащения учебным оборудованием и мебелью, обеспечения библиотеки книгами. Эта работа осложнялась отсутствием централизованного снабже-

ния. Столь значительные вложения в создание учебно-материальной базы вуза для одного Мордовпотребсоюза были тяжелы, была необходима материальная и финансовая помощь как со стороны республик и областей обслуживаемой филиалом зоны, так и со стороны Роспотреб-союза и Центросоюза СССР. И такая помощь была получена.

Преодолев немало препятствий, филиал в первые годы своего существования многое сделал для создания учеб-но-материальной базы. В учебном корпусе — четырехэтажном здании площадью 5 тыс. м2 — с первых же дней была начата реконструкция помещений под кабинеты и лаборатории. Уже к 23 апреля 1977 г. были оборудованы 2 лаборатории химии, 3 — продтоваров, 3 — промтоваров, 2 кабинета общественных наук, кабинеты физики, оргтехники, иностранного языка, электронно-вычислительной техники, математики, а также спортивный и актовый залы, столовая. На развитие материальной базы была израсходована 661 тыс. руб.1

В 1978—1979 гг. шло дооснащение кабинетов и лабораторий калькуляторами, киноаппаратами, видеомагнитофонами и т. д, С этой целью было освоено денежных средств соответственно 568 тыс. и 200 тыс. руб.2

Для обеспечения студентов жильем в январе 1978 г. было введено в эксплуатацию студенческое общежитие на 450 мест.

В первые два года существования филиала обучение велось только заочно. В 1976 г. на 85 мест было подано 201 заявление (конкурс — 2,4 чел. на 1 место): © О. Б. Кевбрина, 2005

142 — на специальность «Экономика торговли», 59 — на «Бухгалтерский учет». На I курс было зачислено 127 чел,, соответственно 82 и 45. На следующий год прием был увеличен в три раза и введены новые специальности — «Товароведение и организация торговли промышленными товарами» и «Товароведение и организация торговли продовольственными товарами».

Успешная работа руководства филиала по созданию и укреплению учебноматериальной базы позволила вузу в

1978 г. начать подготовку кадров и через очную форму обучения. Необходимость в этом была обусловлена усилением роли потребительской кооперации в решении экономических, социальных проблем страны и целями более полного удовлетворения потребности кооперативных организаций в специалистах высшей квалификации. Доля должностей, замещенных специалистами с высшим образованием, в кооперативных организациях Нечерноземных областей РСФСР в то время колебалась от 21 до 45 %, в Мордовпотребсоюзе их было 24,5 %. В системе потребительской кооперации работали около 29 тыс. чел., среди которых только 4,6 тыс. имели высшее образование, тогда как согласно утвержденной типовой номенклатуре Центросоюза замещению специалистами высшей квалификации подлежали 14,5 тыс. работников3.

В 1978 г. на очное обучение был проведен прием по специальностям «Бухгалтерский учет» и «Товароведение и организация торговли промышленными товарами». На заочное отделение планировалось принять 250 чел., на очное — 100. Однако желающих получить образование в филиале всегда было значительно больше. На дневную форму обучения подали заявления 294 абитуриента. В 1979 г. на то же число мест претендовали 422, в 1980 — 335 чел. На заочную форму обучения в 1978 г. было подано 542 заявления, в 1979 г. на 300 мест — 436, в 1980 г.—499.

Для выявления наиболее подготовленных работников и направления их для получения образования в филиал МКИ при правлениях областных и республиканских организаций потребкооперации обслуживаемой зоны стали создаваться советы содействия студентам. В Саранске такой совет был организован постановлением правления Мордовпотребсо-юза от 22 августа 1977 г. Возглавил его заместитель председателя Мордовпо-требсоюза по кадрам Н. Д. Яськин.

Предметом особой заботы руководства филиала было формирование работоспособного профессорско-преподавательского коллектива. Этот вопрос стал актуальным с открытием дневной формы обучения. В 1977/78 учебном году в вузе работали только три штатных преподавателя: П, Н. Букин (политэкономия), В. К. Григорьев (история КПСС), П. М. Бочкарев (математика), двое из них имели ученую степень кандидата наук. 20 преподавателей трудились на условиях почасовой оплаты. Кадровый потенциал филиала формировался за счет специалистов из других вузов Мордовии: Мордовского госуниверситета им. Н. П. Огарева и Мордовского госпед-института им. М. Е. Евсевьева.

Помощь, поддержку и ценные советы руководство и преподаватели филиала постоянно получали от коллег из Московского кооперативного института.

С каждым годом увеличивалось число студентов филиала. К октябрю 1980 г. оно достигло почти 1,5 тыс. чел., 298 из них учились с отрывом и 1 200 — без отрыва от производства4. С расширением студенческого и преподавательского коллектива возникла необходимость создания структурных подразделений — факультетов, кафедр. Сначала они функционировали на общественных началах. Первыми деканами были В. К. Григорьев и П. М. Бочкарев.

Несмотря на трудности, коллектив преподавателей постепенно активизировал свою деятельность. Комиссия Московского кооперативного института, воз-

главляемая проректором по заочному обучению В. У. Шуганом, в декабре

1979 г. сделала вывод о том, что организация учебно-воспитательного процесса в филиале в основном отвечает требованиям высшей школы. Комиссия констатировала, что по состоянию на 20 декабря 1979 г. в вузе работают 26 штатных преподавателей, 11 из них, или 42,3 %, имеют ученую степень кандидата наук, а также отметила положительную работу ряда преподавателей5.

В первые годы филиал испытывал трудности с организацией научно-исследовательской работы преподавателей и студентов. Такое положение было обусловлено главным образом тем, что многие преподаватели прежде не были связаны с деятельностью потребительской кооперации, поэтому они продолжали свои исследования по индивидуальному плану. В то время важно было определить общую для филиала научно-исследовательскую тему. К концу 1980 г. она была сформулирована следующим образом: «Модель организации торговли и общественного питания в сельском административном районе». В разработке основных направлений научных исследований непосредственное участие принял проректор по науке Московского кооперативного института профессор Л. Ф. Столмов6.

Объектом изучения стали организации и предприятия потребительской кооперации Ромодановского района Мордовии, главной целью — выработка и реализация рекомендаций по структуре управления сельской кооперативной торговлей. Общее руководство темой осуществлял П. Н. Букин.

Большое внимание дирекция филиала уделяла вопросам воспитания студенчества: идейного, этического, эстетического, физического, трудового. Только в течение 1979/80 учебного года состоялось несколько встреч студентов с ветеранами и передовиками труда: отличником торговли потребительской кооперации МАССР, старшим продавцом

Ичалковского райпо Н. П. Беляковой, работницей комбината «Сура», депутатом Верховного Совета РСФСР М. И. Те-рехиной, известным краеведом Мордовии, профессором Мордовского университета И. Д. Ворониным. Встречались студенты и с мордовскими писателями И. Д. Пиняевым, И. А. Калинкиным, председателем Союза композиторов Мордовии Г. Г. Вдовиным.

В филиале были организованы кружки художественной самодеятельности: хоровой, драматический и хореографический. На факультете общественных профессий работали секции молодого лектора, общественных контролеров, ре-ферентов-переводчиков, спортсменов-инструкторов. Летом 1979 г. студенты дневного отделения в составе четырех стройотрядов трудились в совхозе им. Я. Свердлова, на строительстве Ка-дошкинской межрайонной оптовой базы, на Саранском комбинате ЖБК. Ими был выполнен объем работ на 65 тыс. руб.7

Увеличение численности преподавательского состава и контингента студентов привело к решению вопроса об открытии в филиале заочного факультета и трех кафедр: общественных наук, общеобразовательных и специальных дисциплин. Первым деканом заочного факультета стал Д. М. Захаркин, заведующими кафедрами — соответственно Б. Ф. Кевбрин, П. М. Бочкарев, А. А. Васильева.

На 1 сентября 1980 г. в филиале работали 31 штатный преподаватель, 4 доцента, 17 старших преподавателей, 10 ассистентов.

Острый недостаток ощущался в преподавателях по специальным дисциплинам: непродовольственным товарам, рынковедению, технологии торговых процессов, финансам и кредиту СССР, статистике и др. Помощь в чтении лекций, проведении практических занятий по этим дисциплинам оказывали преподаватели Московского кооперативного института.

С 1981 г. начинается новый этап в развитии вуза. Вновь созданные кафед-

ры поставили своей основной задачей совершенствование содержания всей системы обучения и воспитания. Каждая из них концентрировала усилия в определенном направлении: если кафедра общественных наук была инициатором внедрения проблемно-методологическо-го преподавания, то кафедра общеобразовательных дисциплин особое внимание уделяла организации и контролю самостоятельной работы студентов, кафедра спецдисциплин — составлению учебных задач, деловых игр, имитирующих реальные производственные ситуации. И все они придавали большое значение преемственности в преподавании, установлению междисциплинарных связей, более полному использованию мировоззренческих, воспитательных возможностей общественных, естественных и технических наук. Систематичнее, педагогически целесообразнее использовались технические наглядные средства обучения. Сотрудники кафедр стали чаще обращаться к изучению и обобщению опыта преподавания, чтобы лучшее стало достоянием всех.

Кафедра общественных наук, лидируя по основным показателям соцсоревнований (остепененность профессорско-преподавательского состава, повышение квалификации, перевыполнение учебной нагрузки, издание печатной продукции, чтение лекций по линии общества «Знание» и т. д.), ежегодно занимала первые места. В 1985 г. по решению общего собрания вуза коллектив кафедры был занесен в Книгу почета.

Филиал успешно выполнял план выпуска специалистов как по очной, так и по заочной формам подготовки. Уже первый выпуск, состоявшийся в 1981 г., дал экономике республики 94 высококвалифицированных специалистов. В 1985 г. дипломы об окончании института получили 239 чел., обучавшихся с отрывом от производства, и 98 — без отрыва. А всего в 1981—1985 гг. вузом было выпущено 1 375 специалистов, в том числе 387 (28,1 %) —по очной форме подготов-

ки8. Выпускники энергично вливались в трудовые коллективы, лучшие из них выдвигались на наиболее ответственные участки работы (например, М. Ф. Щан-кин был избран председателем правления Мордовпотребсоюза), им присваивались почетные звания.

Качество обучения во многом определяется степенью обеспеченности студентов необходимой учебной и учебнометодической литературой. Понимая важность этой проблемы, преподаватели вуза в первой половине 80-х гг. обратились к написанию и изданию методических разработок, учебных пособий. Некоторые работали над научными книгами. Например, Б. Ф. Кевбрин опубликовал монографию «Взаимосвязь развития, причинности и времени» (Саранск, 1981).

По-прежнему предметом особой заботы руководства являлись подбор и расстановка кадров, прежде всего педагогических. На 1982/83 учебный год было утверждено 52 штатные единицы, фактически замещено 45, в том числе 8 доцентов, 21 старший преподаватель,

16 ассистентов. Среди них 19 чел. (42 %) имели ученую степень кандидата наук. Четвертая часть всей годовой нагрузки в этом учебном году была выполнена 65 преподавателями-почасовиками. Помощь в проведении учебных занятий по специальным дисциплинам оказывали преподаватели головного вуза9.

Руководство филиала стимулировало работу преподавателей над кандидатскими и докторскими диссертациями, оказывало им в этом помощь. За 1980— 1985 гг. кандидатские диссертации защитили 6 чел. Начал работу над докторской диссертацией заведующий кафедрой общественных наук Б. Ф. Кевбрин.

Несмотря на значительные положительные изменения, кадровая проблема все еще оставалась острой. Анализируя ее, комплексная комиссия Московского кооперативного института в марте 1983 г. отметила, что штат преподавателей Саранского филиала недоукомплек-

тован на 10 ед., а качественный состав преподавателей специальных дисциплин не отвечает вузовским требованиям. Для преодоления этой кадровой проблемы ректорат головного вуза принял экстренные меры: в Саранск были направлены 6 выпускников педагогического факультета. На должность доцента были приняты кандидаты наук О. Н. Ридин и

Н. С. Егорашева.

Кафедра спецдисциплин включала в себя все экономические, товароведческие и технологические дисциплины. Такая многопрофилыюсть отрицательно сказывалась на качестве преподавания, поэтому в апреле 1983 г. на базе одной были образованы две кафедры: товароведения и технологии торговых процессов, экономических дисциплин. Последняя в 1985 г. была разделена на кафедру бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности и кафедру экономики торговли.

В августе 1985 г. по решению Центросоюза СССР был открыт учетно-эко-номический факультет с очной формой обучения. Первым его деканом был избран А. А. Ягодкин.

Зона, обслуживаемая филиалом, в 1980-е гг. включала в себя 9 регионов: Пензенскую, Пермскую, Ульяновскую области, Башкирскую, Удмуртскую, Марийскую, Мордовскую, Татарскую и Чувашскую АССР. С 1982 г. кооперативные организации этих регионов стали направлять в Саранск студентов с отрывом от производства по целевому набору. Число таких студентов постоянно увеличивалось и в 1985 г. превысило половину от общего набора. Целевики в большинстве случаев уступали другим студентам по уровню общеобразовательной подготовки, вместе с тем они лучше знали потребительскую кооперацию, характер своей будущей работы в этой системе.

Преподаватели филиала много внимания уделяли совершенствованию учебного процесса. Усилия кафедр, методических советов направлялись на то, чтобы учебный материал концентриро-

вался на узловых проблемах, определяющих профессиональный облик специалиста, его убеждения, чтобы четко определилась роль каждой преподаваемой дисциплины в формировании личности специалиста. Так, преподаватели кафедры общеобразовательных дисциплин разработали мероприятия по работе с первокурсниками, подготовили необходимые вопросы для самостоятельного изучения материала, составили для них индивидуальные задания, ввели новые формы рабочих тетрадей по математике, стали практиковать реферирование отдельных тем по географии и математике, наметили меры по улучшению организации внеаудиторного чтения по иностранному языку. Активным методам обучения, самостоятельной работе студентов большое внимание уделяли кафедры экономических дисциплин, товароведения и технологии торговых процессов10.

Все более актуальной задачей становилось укрепление связи филиала с предприятиями и организациями потребительской кооперации. С 1983 г. студенты стали писать дипломные работы на материале этих предприятий или по их заказам.

Изменения произошли в структуре факультета общественных профессий. В целях совершенствования воспитательной работы в 1984 г. в нем открылось отделение методистов — организаторов культмассовой работы, а также 3-годичная школа молодых продавцов.

Более разнообразной стала деятельность студенческих строительных отрядов. Число бойцов ССО достигло 160 чел.; 4 отряда являлись непосредственно строительными, 3 — торговыми. Жителям Саранска стали известны бойцы торговых отрядов «Кооператор», «Коробейники», «Юность». Наряду с производственной программой участники трудового семестра имели обширный план культурно-воспитательной работы. В отрядах студенты получали практические умения, навыки профессионального общения,

приобретали опыт публичных выступлений, участия в дискуссиях, пробовали свои силы как самодеятельные артисты. Так, в 1983 г. бойцами строительного отряда «Меркурий» в Чамзинском районе была выполнена работа на сумму 192 тыс. руб., дано 15 концертов, прочитано 20 лекций, отреставрирован памятник погибшим воинам в с. Апраксино. Отряд занял 1-е место в конкурсе полит -плаката, 2-е — в конкурсах политической песни и отрядных газет. Три торговых отряда выполнили план товарооборота на сумму 300 тыс. руб.11

Воспитательной работе помогали и встречи студентов с ветеранами потребительской кооперации, передовиками производства: председателем Мордов-потребсоюза 1950-х гг. А. И. Астафьевым, Героем Социалистического Труда В. С. Оськиным и др.

В связи с приближением 40-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне профессорско-преподавательский состав стал больше внимания уделять военно-патриотическому воспитанию студенчества. В 1984/85 учебном году в вузе прошла читательская конференция «Отечественная война в творчестве писателей народов Поволжья и Урала»; было организовано обсуждение книги

A. Адамовича «Хатынская повесть»; состоялись встречи с Героем Советского Союза летчиком А. С. Полежаевым, известным журналистом Мордовии, бывшим военным разведчиком И. В. Юровским, мордовскими писателями, в прошлом фронтовиками, И. М. Девиным и П. К. Любаевым.

Студентов и сотрудников филиала познакомили со своим творчеством заслуженный деятель искусств, лауреат Государственной премии МАССР, народный художник МАССР и РСФСР

B. Д. Илюхин, заслуженный художник МАССР В. Н. Козлов. С большим успехом прошел концерт заслуженной артистки РСФСР и народной артистки МАССР М. Н. Антоновой.

Дальнейшее развитие получила художественная самодеятельность студен-

тов и сотрудников филиала. Были приобретены костюмы, музыкальные инструменты. В 1983 г. на городском фестивале «Красная гвоздика» ВИА «Ариел» завоевал диплом лауреата. Участники художественной самодеятельности заняли 1-е место среди коллективов работников госторговли и потребительской кооперации.

Ширилось спортивное, физкультурное движение. Спортивный клуб филиала объединял около 400 чел. Стало традицией проводить массовые спортивные мероприятия среди студентов и преподавателей: спартакиады, дни бодрости и здоровья. Сборные команды студентов вуза ежегодно участвовали в районных, городских и республиканских соревнованиях по различным видам спорта, нередко занимая призовые места.

Комиссии, осуществлявшие проверки, отмечали высокое качество наглядной агитации, регулярный выход, содержательность стенной газеты «Кооператор».

В 1981—1985 гг. не прекращалась работа по укреплению учебно-материальной базы. Так, библиотечный фонд вуза в эти годы увеличился почти в два раза, превысив показатель 90 тыс. экз. Открылись новые кабинеты, лаборатории и аудитории: спецподготовки, физико-химических методов исследования, экономики торговли, экономической географии, истории и теории потребительской кооперации, статистики, технических средств обучения12. На приобретение учебного оборудования Мордовпотреб-союз выделил 1 млн руб. На эти средства были закуплены проекционная аппаратура, кодоскопы, кинопроекторы, телевизоры, видеомагнитофоны.

С июля 1985 по сентябрь 1990 г. директором Саранского филиала был Александр Яковлевич Дурнайкин.

К 1985 г. необходимая материальная база была создана, научно-педагогический коллектив сформирован. Главной стратегической задачей вуза стала интеграция образования, производства и науки. Новый директор поставил вопрос об улучшении подготовки специалистов

в прямую зависимость от развития научных исследований преподавателей и студентов и укрепления связи филиала с организациями и предприятиями потребительской кооперации областей и республик обслуживаемой зоны.

Укреплению связи учебного процесса с производством способствовало открытие в Мордовпотребсоюзе филиалов трех кафедр: экономики торговли, бухгалтерского учета, товароведения и организации торговых процессов. Учебные занятия на выпускающих кафедрах стали проводиться не только в аудиториях, но и на предприятиях Мордовпотребсо-юза, Минторга, на базах, в торговых центрах, универмагах.

На кафедре товароведения и организации торговых процессов были разработаны и проводились мероприятия по реализации основных направлений интеграции образования, науки и производства. Результатом такой деятельности явилось то, что все дипломные и курсовые работы студенты стали писать по заявкам предприятий потребительской кооперации под руководством ведущих специалистов этой системы.

Во второй половине 80-х гг. продолжалась работа по качественному улучшению состава научно-педагогических кадров. Несколько преподавателей стали кандидатами наук, получили звание доцента. В 1989 г. в Московском государственном университете состоялась защита докторской диссертации Б. Ф. Кевбрина. Вышли в свет монографии Б. Ф. Кевбрина «Развитие и диалектико-материалистический детерминизм» (Саранск, 1988), И. И. Тищенкова,

В. В. Извекова «Женское дзюдо» (Саранск, 1988).

В период 1986—1990 гг. в филиале наблюдалось количественное равновесие между приемом и выпуском студентов. Численность обучающихся превышала

1,5 тыс. Государственный план приема абитуриентов был стабилен и составлял 400 чел., в том числе 100 чел. — на очную, 300 — на заочную форму обучения,

хотя желающих стать студентами кооперативного вуза было почти в два раза больше. Так, в 1986 г. на очную форму обучения подали заявления 202 чел., на заочную— 50113. Ежегодно дипломы высшей квалификации получали более 350 чел. За указанные годы филиал подготовил около 1 800 специалистов, в том числе 438 (24,3 %.) — по дневной форме обучения.

По-прежнему много внимания преподавателями филиала уделялось воспитательной работе. Функционировали кружки художественной самодеятельности: хоровой, хореографический, музыкальный, музыкально-драматический, участниками которых были почти 70 % студентов. Каждое лето на место дислокации выезжали 160—170 бойцов студенческих отрядов (торговых, строительных, сельскохозяйственных). Нередко они занимали призовые места в смотрах художественной самодеятельности, соревнованиях трудовых отрядов Мордовии.

За 1986—1990 гг. все кабинеты и лаборатории вуза были оснащены соответствующими машинами и оборудованием (включая всевозможные приборы и устройства, технические средства обучения, вычислительную технику, а также товарные образцы, бланочную документацию, учебную, учебно-методичес-кую литературу и т. д.). Оборудованы три кинокласса с автоматизированным управлением киноаппаратурой, что создавало удобства использования любых средств ТСО, стимулировало их применение. Кроме того, можно было проводить занятия с применением ТСО в 7 специально оборудованных аудиториях.

Важным направлением повышения эффективности преподавания и укрепления материально-технической базы в этот период стало внедрение в учебный процесс вычислительной техники. В филиале был открыт кабинет вычислительной техники, оснащенный ЭКВМ Робо-трон-1711, программируемыми микрокалькуляторами и калькуляторами.

Во второй половине 1980-х гг. в учебном корпусе функционировали 4 лекционных зала на 100 посадочных мест каждый, 33 кабинета и лаборатории. Ежедневная загруженность учебного корпуса составляла 650—700 чел. Занятия шли в одну смену, что способствовало осуществлению планомерной индивидуальной и самостоятельной работы студентов в присутствии преподавателя, а также проведению массово-политической и идейно-воспитательной работы со студентами во внеучебное время.

Книжный фонд библиотеки в то время составлял более 100 тыс. экз. В основном это была учебная литература, но вместе с тем библиотека располагала достаточным количеством научной, методической литературы.

С 15 по 25 февраля 1989 г. проводилась комплексная проверка деятельности Саранского филиала. Она показала, что после предыдущей комплексной проверки (в марте 1986 г.) в филиале произошли качественные изменения в педагогическом составе и материально-технической базе. Отмечалось, что на пяти кафедрах вуза работают 57 штатных преподавателей (18 доцентов, 22 старших,

17 ассистентов), 57,9 % имеют ученую степень кандидата наук, однако остаются вакантными 12 штатных единиц. В филиале сложился костяк преподавателей, владеющих педагогическим мастерством, умело применяющих активные методы обучения. Наряду с этим имеются нерешенные проблемы и серьезные упущения. Одно из них заключается в

том, что перестройка учебно-методичес-кой и воспитательной работы осуществляется медленно и некомплексно.

К началу 90-х гг. филиал располагал большими потенциальными возможностями для улучшения качества подготовки кадров, роста квалификации профессорско-преподавательского состава, реализации которых мешали объективные трудности, возникшие в связи с экономической и политической перестройкой общества. В этой ситуации коллектив вуза связывал свои надежды с обновлением руководства. В сентябре 1990 г. директором филиала на альтернативной основе был избран доктор философских наук Б. Ф. Кевбрин. Была открыта новая страница истории Саранского филиала Московского кооперативного института.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 ЦЯНИ РМ, ф. 6143, on. 1, д. 1, л. 38, 39.

3 Там же, д. 2, л. 56.

3 См.: Абрамова H. Н. Динамика и структура подготовки кадров СКИ / H. Н. Абрамова // Вестн, Мордов. ун-та, 2000. № 1/2. С, 148—151.

4 См.: Кевбрин Б. Ф. Саранскому кооперативному институту 20 лет : (хроник.-информ. очерк) і Б. Ф. Кевбрин, П. И. Кульков. Саранск, 1996. С. 24.

5 ОДНИ РМ, ф. 6143, on. 1, д. 3, л. 58.

? Там же, л. 65, 66.

7 Там же, Л. 69.

! Там же, л. 7—15.

? Архив СКИ, отчет 1982—1983 гг., д. 6.

10 См.: Кульков П. И. Для народного хозяйства / П. И. Кульков // Сов. Мордовия. 1985. 16 нояб.

6 ЦДНИ РМ, ф. 6143, он. 1, д. 11, л. 150—

158.

12 Там же, л. 11.

13 ЦГА РМ, ф. р.-662, оп. 38, д. 2927, л. 1

Поступила 19.09.05.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.