УДК 159.9:796.056.8
ДЕТЕРМИНИРОВАННОСТЬ УРОВНЕЙ АГРЕССИВНОСТИ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ЛИЧНОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ ИГРОВИКОВ 11 -12 ЛЕТ
Наталия Валерьевна Луткова, кандидат педагогических наук, доцент, Юрий Михайлович Макаров, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье представлены результаты исследования, направленного на установление зависимости уровней агрессивности от совокупности определенных личностных характеристик юных спортсменов. Для определения показателей характерологических особенностей игровиков 11-12 лет использовалась проективная методика "Крокодил". Стандартизация результатов осуществлялась на основе анализа данных, представленных в описательной форме. Сравнительный анализ результатов исследования позволил определить отличительные особенности каждого уровня агрессивности и идентифицировать основные доминанты, объясняющие предрасположенность юных спортсменов к той или иной степени уровневой агрессивности. Проведенный анализ качественных черт личности юных игроков свидетельствует о вполне конкретной зависимости состояния агрессивности от характерологии и определяет степень адекватности ситуационного поведения юных спортсменов. Выявленная динамика может свидетельствовать о наличии обратного эффекта иррадиации, когда уровень агрессивности индивида зависит от количества характерологических доминант. Выделение некоторых устойчивых характеристик черт личности, психофизиологических особенностей игроков, которые остаются неизменными вне зависимости от окружающей обстановки, позволяет глубже понять природу возникновения агрессивного поведения.
Ключевые слова: детерминированность уровней агрессивности, характерологические особенности личности, юные спортсмены игровики, многолетняя подготовка.
DETERMINATION OF LEVELS OF AGGRESSION BY CHARACTEROLOGICAL PECULIARITIES OF PERSONALITY OF YOUNG SPORTSMEN OF PLAYERS 11 -12
YEARS
Natalia Valerievna Lutkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Yuri Mikhailovich Makarov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg
Annotation
Results of the research directed to establishment of dependence of levels of aggression on certain personal characteristics of young athletes are presented in article. For definition of indicators of charactero-logical features of players of 11-12 years the projective technique "Crocodile" has been used. Standardization of results was carried out on the basis of the analysis of the data presented in the descriptive form. Comparative analysis of the results of the study allowed to determine the distinctive features of each level of aggressiveness and to identify the main dominants that explain the predisposition of young athletes to a varying degree of level aggressiveness. The analysis of the qualitative features of the personality of young players indicates a very specific state of aggression on the characterology and determines the degree of adequacy of situational behavior of young athletes. The revealed dynamics may indicate the presence of the reverse effect of irradiation, when the level of aggressiveness of the individual depends on the number of characterological dominants. The selection of some stable characteristics of personality traits, psycho-physiological characteristics of players that remain unchanged regardless of the environment, allows a deeper understanding of the nature of the occurrence of aggressive behavior.
Keywords: determination of levels of aggressiveness, characteristic features of the person, young sportsmen are players, long-term training.
ВВЕДЕНИЕ
Изучение личностных особенностей юных спортсменов определяется не только спецификой возрастного периода, но и должно быть связано с конкретными сторонами их
психофизической деятельности. В этой связи необходимо подчеркнуть, что в основу данной предпосылки легло фундаментальное положение о всестороннем развитии личности и закономерностях онтогенетического формирования характерологических особенностей индивида в ходе овладения избранными профессиональными навыками. В силу этого, проблема изучения свойств личности юных спортсменов игровиков, оказывающих влияние на агрессивность их поведения, оказывается в центре внимания специалистов по спортивной педагогике и психологии [1, 2, 4].
Выявление закономерностей формирования агрессивных установок имеет особое значение уже на начальных этапах подготовки, требующих соответствующего развития свойств личности детского организма. В большинстве проведенных исследований данные относительно роли личностных качеств носят ограниченный характер и не раскрывают всей сущности взаимосвязи черт характера и уровней агрессивности поведения юных спортсменов [3, 5, 6, 7].
Проведение исследования, направленного на установление зависимости уровней агрессивности от совокупности определенных личностных характеристик юных спортсменов, представляется актуальным направлением в области научно-исследовательской работы в теории и методике спортивных игр.
Исходя из выше сказанного, целью настоящего исследования является детерминация уровней агрессивности в зависимости от характерологических особенностей юных спортсменов игровиков 11-12 лет.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для решения поставленной цели использовался теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы по проблеме исследования, психологическое тестирование, количественный и качественный анализ результатов.
Исследование проводилось на базе СДЮСШОР Кировского района г. Санкт-Петербурга в период с 01.09.2013 г. по 31.05.2015 года, во время учебно-тренировочного процесса юных игровиков. В исследовании на первом этапе приняло участие 60 испытуемых, которые были подвергнуты тестированию с использованием проективной методики «Крокодил».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Агрессивность является достаточно устойчивым свойством, отражающим предрасположенность личности к последовательному агрессивному поведению. Рассматривая ее сквозь призму совокупности стабильных качеств, появляется возможность обосновать качественно - количественную доминанту характерологических особенностей уровней агрессивности юных игровиков 11-12 лет.
На первом этапе, после установления принадлежности испытуемых к определенным уровням агрессивности, всем участникам эксперимента предлагалось пройти психологическое тестирование по проективной методике "Крокодил", результаты которого представлены в таблице 1. Агрессивное состояние спортсменов игровиков зачастую определяется ситуативностью специфики деятельности, когда внешние факторы могут оказывать существенное влияние на их дальнейшее поведение.
Выделение же некоторых устойчивых характеристик черт личности, психофизиологических особенностей игроков, которые остаются неизменными вне зависимости от окружающей обстановки, позволит глубже понять природу возникновения агрессивного поведения.
Полученные данные свидетельствует о том, что каждый уровень агрессивности имеет свои отличительные особенности. Сравнительный анализ результатов исследования позволил идентифицировать основные доминанты, объясняющие предрасположенность юных спортсменов к той или иной степени уровневой агрессивности.
Таблица 1 - Показатели характерологических особенностей игровиков 11-12 лет
Уровень агрессивности
Повышенный Высокий Средний Низкий
Че Демонстративность Злопамятность Злопамятность Злопамятность
рт Возбудимость Вербальная А Вербальная А Вербальная А
ы Злопамятность Латентная А Латентная А Латентная А
ха Вербальная А* Опасается взрослых Бескомпромиссное поведен. Депрессивное состояние
ра ЭИСЛ** Тревога, страх Низкая самооценка Низкая самооценка
кт ИРСЛ*** ЭИСЛ Опасается взрослых Высокая самооценка
ер ИРСЛ Тревога, страх Опасается взрослых
а Неуверенность, Тревога, страх
стремление отгородиться Неуверенность,
ЭИСЛ стремление отгородиться
ИРСЛ ЭИСЛ
ИРСЛ
*А - агрессия;
**ЭИСЛ - эмоционально-интуитивная сфера личности;
*** ИРСЛ - интеллектуально-рациональная сфера личности.
Теперь, когда установлено, что уровни агрессивности юных спортсменок отличаются качеством и количеством отражающих особенностей, целесообразно обратить внимание на каждую составляющую этих двух доминант. При рассмотрении доминант нужно исходить из аналитического понимания агрессивности на отдельных ее уровнях и что, не менее важно, учитывать их сочетание. Из общей выборки исследуемых показателей видно, какого рода свойства выступают в качестве основных признаков агрессивности на каждом из обозначенных уровней.
Спортсмены с повышенным уровнем агрессивности отличаются устойчивой тенденцией к «реактивной» возбудимости, эмоциональной чувствительности, центральной особенностью которых является импульсивность поведения. Манера общения и поведения таких игроков обусловливается не столько рационализмом или логикой своих поступков, сколько неконтролируемыми действиями. Игроки повышенного уровня агрессивности испытывают постоянную потребность обратить на себя внимание, произвести впечатление на окружающих, длительное время могут находиться в состоянии фрустрации, что выражается в конечном итоге в демонстративных поведенческих актах. На данном уровне главенствующая роль принадлежит вербальной агрессии, которая направлена в большей степени на причинение психологического вреда с применением коммуникативного способа взаимодействия, направленного на отрицательное словесное воздействие, включающее деструктивное общение, связанное с «языком вражды». При этом факт причинения вреда становится реальным и заведомо очевидным для обеих конфликтующих сторон. Спортсмены данного типа не пытаются скрывать свои агрессивные намерения, это очевидно для всех, и у окружающих всегда есть право выбора: предпринять какие-либо превентивные меры или избежать нарастающей ситуативной напряженности.
Присутствие на высоком уровне чувства страха, боязни является тем фактором, который с одной стороны сдерживает проявление явной, открытой агрессивности, а с другой, переводит ее в иную плоскость - латентную. Игроки с такой ярко выраженной доминантой более терпимы, и демонстрация агрессивности поведения у них проявляется несколько реже. Так как тревога или страх перед неминуемым судейским наказанием, в процессе спортивного поединка, являются источником сдерживания их агрессивного поведения. Поэтому у квалифицированных спортсменов игровиков с приобретением опыта выступления в крупных международных соревнованиях обостряется чувство опасности за конечный результат. В отличие от игроков с повышенным уровнем агрессивности эти спортсмены проявляют меньшую агрессию, переживая за возможное наказание или коллективное неодобрение своего чрезмерно безрассудного поведения.
Другие два уровня (средний и низкий) в значительной степени отличаются от двух предыдущих. Основное их отличие заключается в отсутствии ярко выраженных
доминирующих признаков. В характерологических чертах личности юных спортсменов обсуждаемого уровня преобладают противоречивость и сомнения, связанные с, казалось бы, совершенно несовместимыми в одном человеке, особенностями. На этих уровнях в личности могут одновременно сосуществовать такие свойства как бескомпромиссное поведение и неуверенность в своих силах, низкая и высокая самооценка. Игроки, наделенные подобными особенностями, как правило, склонны к «послушанию», плохо переносят одиночество, в большинстве своем в соревновательной деятельности предстают индивидами ведомыми, нежели ведущими. В следствие чего проявление агрессивных действий у таких спортсменов просматривается крайне редко, в основном сводясь к словесной «перепалке» или мимической жестикуляции.
Таким образом, проведенный анализ качественных черт личности юных игроков свидетельствует о вполне конкретной зависимости состояния агрессивности от характерологии, что в дальнейшем и определяет степень адекватности их ситуационного поведения.
Изучение количественного состава данных агрессивности в зависимости от ее уровня показывает значительные расхождения (рисунок 1). В уровне повышенной агрессивности спортсменов игровиков выделяются пять особенностей характера, высокой -семь, средней - одиннадцать и низкой - тринадцать.
й 5
Повышенный Высокий Средний Низкий
Рисунок 1 - Показатели количественного состава характерологических особенностей в зависимости от уровня
агрессивности
Таким образом, проявление агрессивности обуславливается характерологическими чертами, а уровни агрессивности их различными сочетаниями. При этом, следует отметить, что количественное сочетание этих черт тем выше, чем ниже уровень агрессивности. На рисунке 1 наглядно показано насколько существенно отличается кумулятивный состав доминирующих признаков повышенного уровня агрессивности и низкого. Выявленная динамика может свидетельствовать о наличии обратного эффекта иррадиации, когда уровень агрессивности индивида зависит от количества характерологических доминант. У детей с повышенной агрессивностью отмечается генерализация черт характера, активизирующих в основном вербальные проявления. По мере снижения уровня агрессивности возрастает совокупность доминантных свойств, причем многократно, что и является главной причиной эффекта тормозящего действия в совершении разного рода негативных поступков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование по выявлению доминантных признаков отдельных уровней агрессивности игровиков 11-12 лет позволяет сделать заключение о необходимости создания специальных педагогических условий, направленных на развитие наиболее значимых характерологических особенностей личности, с целью воспитания у юных спортсменов умения осознанно регулировать свои поведенческие реакции в рамках требований избранного вида игры.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бызова, В.М. Отношение спортсменов к проявлению агрессии в спорте / В.М. Бызова // Ананьевские чтения - 2000 : Тезисы научно-практической конференции «Ананьевские чтения -2000» / Под ред. А. А. Крылова. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 2000. - С. 14-15.
2. Ильин, Е.П. Психология агрессивного поведения / Е.П. Ильин. - СПб. : Питер, 2014. -
368 с.
3. Краев, Ю.В. Влияние особенностей вида спорта на проявления агрессии и агрессивности у спортсменов : дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Краев Юрий Валериевич. - СПб., 1999. - 141 с.
4. Макаров, Ю.М. Дефиниция понятия «игровая агрессия» в соревновательной деятельности спортсменов игроков / Ю.М. Макаров, Н.В. Луткова // VIII Международный Конгресс «СПОРТ, ЧЕЛОВЕК, ЗДОРОВЬЕ» 12-14 октября 2017 г., Санкт-Петербург, Россия: Материалы Конгресса. / Под ред. В. А. Таймазова. - СПб., Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2017. - 516 с. - С. 196-198.
5. Петров, С.И. Агрессивное поведение спортсмена как способ реагирования на конфликтную ситуацию / С.И. Петров // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 245-248.
6. Татаржицкий, С.Е. Повышение эффективности соревновательной деятельности баскетболистов на основе коррекции агрессивных действий : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Татаржицкий Сергей Евгеньевич. - Хабаровск, 2003. - 24 c.
7. Тяглова, Е. В. Особенности агрессивного поведения подростков в спортивной деятельности / Е.В. Тяглова, О.А. Ещеркина, И. А. Карагичева // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - 2013. - № 2. - С. 81-84.
REFERENCES
1. Byzova, V. M. (2002), "Attitude of sportsmen to aggression manifestation in sport", Scientific-practical conference "Ananevskie readings - 2000", St. Petersburg state University, St. Petersburg, pp. 1415.
2. Ilyin, E. P. (2014), Psychology of aggressive behavior, Peter, St. Petersburg.
3. Kraev, Yu. V. (1999), Influence of features of sport on manifestations of aggression and aggression at athletes, dissertation, St. Petersburg.
4. Makarov, Yu. M. and Lutkova, N. V. (2017), "Definition of the concept of "play aggression" in competitive activity of athletes players", VIIIInternational Congress "SPORT, HUMAN, HEALTH", October 12-14, 2017, St. Petersburg, pp. 196-198.
5. Petrov, S. I. (2015), "Aggressive behavior of an athlete as a way to respond to a conflict situation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 123, No. 5, pp. 245-248.
6. Tatarici, C. E. (2003), Increase of efficiency of competitive activity of basketball players on the basis of correction of aggressive actions, dissertation, Khabarovsk.
7. Tyaglova, E.V., Yersherkina, O.A. and Karagicheva, I.A. (2013), "Features of aggressive behavior of teenagers in sports activity", Physical education and sports training, No. 2, pp.81-84.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.05.2018
УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА СПОРТСМЕНОВ С
НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Мария Дмитриевна Тузлукова, инструктор-методист ЛФК, Врачебно-физкультурный диспансер Красногвардейского района, г. Санкт-Петербург
Аннотация
В статье приведены результаты психологического тестирования 58 спортсменов сборных команд Российской федерации, тренирующихся в лыжных видах спорта: 23 слепых паралимпийца, 16 - паралимпийцы с патологией опорно-двигательного аппарата, и- 19 спортсменов группы контроля. Исследование показало, что слепые спортсмены имели самые высокие показатели психического истощения и депрессии, сочетающиеся с достоверно высокой мотивацией в сравнении