Key words: young female athletes, basketball, young basketball players, biological maturation, functionality, heart rate, hormonal cyclicality, crystallization, training session.
Maslova Elena Vladimirovna, candidate of Sciences in physical education and sport, associate professor, 0205@ukr.net, Ukraine, Kiev, National University of Physical Education and Sports
УДК 796.323.2; 796.015
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАЩИТНЫХ ДЕЙСТВИЙ У КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ БАСКЕТБОЛИСТОК
Л.Н. Минина
В рамках поиска дополнительного резерва для повышения эффективности индивидуальных защитных действий квалифицированных баскетболисток представлен экспериментальный материал, касающийся разработки и внедрения в учебно-тренировочный процесс подготовки комплекса упражнений, направленного на развитие игровой агрессивности.
Ключевые слова: квалифицированные баскетболистки, игровая агрессивность, индивидуальные защитные действия, комплекс упражнений.
В баскетболе наличие фаз нападения и защиты изначально предполагает борьбу, соперничество, противостояние, которое немыслимо без интеллектуального и физического напора и отпора. В условиях состязания активные наступательные эмоции направлены на противника, противодействие и сопротивление которого необходимо сломить, выдержать и побороть. Каждый участник становится живым объектом атакующих действий соперника. Вместе с тем, атакуя или защищаясь, он является субъектом активных действий, направленных на то, чтобы сломить противодействие соперника, где одним из средств может стать проявление агрессивного поведения и агрессивных действий. Проявление этого состояния наиболее ярко наблюдается в индивидуальных техникотактических защитных действиях баскетболистов [4].
В зарубежной школе баскетбола за последние десятилетия сложилось понимание игровой агрессивности, как необходимого проявления агрессии баскетболистов в нападении и защите. По мнению ведущих тренеров НБА - доброкачественная контролируемая сознанием и волей агрессивность позволяет побеждать даже в безвыходных ситуациях. Б. Найт как-то сказал: «Я могу простить игроку всё кроме отсутствия агрессии». Игра в защите в агрессивной манере, способна вымотать даже
очень хорошо подготовленных атлетов. Жесткие защитники умеют превозмочь физический дискомфорт и боль. Разумная жесткость игроков может вдохновить партнеров и зрителей [1, 2, 3].
Агрессивность, как проявление агрессии, понятие сложное и неоднозначное. Спортивные психологи отмечают, что для спортсменов высокого класса характерен повышенный уровень контролируемой сознанием и волей агрессивности [5, 6, 8]. Пока не достаточно изучены факторы, провоцирующие агрессию в различных видах спорта; влияние уровня агрессии и агрессивных действий спортсменов на эффективность их соревновательной деятельности; отсутствуют научные данные о взаимосвязи проявления агрессии в спорте в связи с уровнем квалификации спортсменами, уровнем его физической, техникотактической и психологической подготовки.
В отечественной школе баскетбола долго «избегали» признания агрессивности как психологического состояния необходимого для победы в условии регламентации действий игроков правилами игры. В настоящее время вопросы психологии агрессии и специфики её проявления всё чаще становиться объектом споров и рассуждений. При этом сложилось убеждение, что агрессию необходимо развивать и управлять её проявлением. Однако до настоящего момента в теории баскетбола не существует конкретных рекомендаций, позволяющих осуществлять процесс этого развития.
Таким образом, проблема нашего исследования заключается в разрешении противоречия между необходимостью совершенствования индивидуальных защитных действий в баскетболе и ограничением педагогического воздействия в учебно-тренировочном процессе лишь традиционными способами, которые не влияют на развитие игровой агрессивности. Это позволило нам предположить, что в теории и практике баскетбола имеется дополнительный резерв для совершенствования индивидуальных защитных действий.
Цель исследования заключается в конкретизации средств учебнотренировочного процесса, направленных на повышение эффективности индивидуальных защитных действий при подготовке квалифицированных баскетболисток.
Объект исследования - процесс подготовки квалифицированных баскетболисток.
Предмет исследования - взаимосвязь направленного развития игровой агрессивности и эффективности индивидуальных защитных действий у квалифицированных баскетболисток.
Гипотеза исследования - предполагалось, что эффективность индивидуальных технико-тактических защитных действий у
баскетболисток студенческой команды повысится, если в учебнотренировочный процесс будет внедрён комплекс средств, развивающих игровую агрессивность.
Для достижения поставленной цели и проверки гипотезы имелось в виду решение четырёх задач. Изучались недостатки существующей теории о совершенствовании защитных действий в баскетболе на основе развития игровой агрессивности. Определялась эффективность индивидуальных защитных действий квалифицированных баскетболисток и выявлялся уровень их агрессивности. Разрабатывался комплекс средств, развивающих игровую агрессивность.
Исследование проводилось в спортивных сезонах подготовки 2012-2013 гг. и 2013-2014 гг. В исследовании приняли участие 12 баскетболисток, входящих в состав команды НГУ им. П.Ф. Лесгафта. На сегодняшний день команда является сильнейшей среди вузов Санкт-Петербурга. Баскетболистки НГУ неоднократно выступали на
студенческих спартакиадах и становились призёрами. Были проведены: педагогические наблюдения, психологическое тестирование, спортивнопедагогическое тестирование и последовательный педагогический
эксперимент.
В содержание процесса подготовки женской баскетбольной команды НГУ имени П.Ф. Лесгафта был включен разработанный нами комплекс упражнений, направленный на развитие игровой агрессивности для повышения эффективности индивидуальных технико-тактических
действий в защите.
Для решения третьей задачи исследования был разработан комплекс упражнений, направленный на развитие игровой агрессивности игроков, а именно на осознанное проявление «доброкачественной» агрессивности. Упражнения разрабатывались с учётом подготовленности баскетболисток, и опыта тренера команды [7].
Поскольку индивидуальные действия баскетболистов в защите бывают двух видов: против нападающего без мяча и против нападающего, владеющего мячом, разработанный нами комплекс упражнений состоит из двух частей или блоков:
Блок 1. Упражнения для развития игровой агрессивности в
индивидуальных защитных действиях против игрока с мячом;
Блок 2. Упражнения для развития игровой агрессивности в
индивидуальных защитных действиях против игрока без мяча.
Условия выполнения упражнений, предусматривали развитие «доброкачественной» игровой агрессивности.
Перед проведением упражнений тренер давал баскетболисткам установку на проявление агрессивности при выполнении защитных
действий во время спортивного противоборства и сопровождал
выполнение упражнений психологическими установками на работу в защите.
Упражнения выполнялись в следующей последовательности: с нарушением правил «фола», затем с постепенным ограничением
количества нарушений, переводя нападающего и защитника в равные условия, добиваясь соблюдения правил игры.
Выполнению упражнений на одном учебно-тренировочном занятии в среднем отводилось 20 минут. Всего, в процессе эксперимента, было проведено 45 учебно-тренировочных занятий.
Для определения эффективности индивидуальных защитных
действий у баскетболисток студенческой команды НГУ до и после
педагогического эксперимента были проведены педагогические
наблюдения. После проведения педагогического эксперимента эффективность индивидуальных защитных действий повысилась.
Полученные показатели имеют статистически достоверные различия с
данными, полученными в начале исследования.
Для определения показателей агрессивности игроков было проведено психологическое тестирование по методике Басса-Дарки. После проведения педагогического эксперимента, из трёх проявлений
агрессивности, значимо повысились только показатели косвенной агрессии, а показатели физической и вербальной агрессии не имеют статистически достоверных различий.
Между показателями эффективности индивидуальных защитных действий баскетболисток НГУ им. П.Ф. Лесгафта и проявлением их агрессивности выявлена положительная, достоверная корреляция.
В ходе исследования было проведено спортивно-педагогического тестирование по определению показателей физической подготовленности до и после педагогического эксперимента. Полученные данные не имеют достоверных различий, хотя, отдельные показатели и имеют тенденцию к повышению. Таким образом, доказано что, разработанный нами комплекс упражнений решает, прежде всего, проблему развития игровой агрессивности и повышает эффективность индивидуальных защитных действий в баскетболе.
Проведенное нами исследование показало, что систематическое включение в учебно-тренировочный процесс упражнений для повышения игровой агрессивности индивидуальных защитных действий в баскетболе повышает их эффективность в соревновательном процессе.
Результаты проведенных исследований позволяют дополнить содержание существующей теории и методики баскетбола знаниями о необходимости внесения коррективов в содержание подготовки баскетболисток студенческих команд, касающихся средств развития игровой агрессивности при выполнении индивидуальных защитных действий.
В прикладном смысле значение работы определяется внедрением в учебно-тренировочный процесс подготовки студенческих баскетбольных команд комплекса упражнений, направленного на развитие игровой агрессивности при выполнении индивидуальных технико-тактических защитных действий.
Список литературы
1. Виссел Х. Баскетбол: шаги к успеху. М.: АСТ: Астрель, 2009.
256 с.
2. Вуден Д. Пирамида успеха тренера. М., 2009. 168 с.
3. Вуттен М. Как добиться успеха в подготовке баскетболистов. М.: ТВТ Дивизион, 2008. 400 с.
4. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастера: 1000 баскетбольных упражнений. М.: Гранд-фаир, 1997. 224 с.
5. Закаморный С.О., Смоленцева В.Н. Методика формирования у будущих тренеров компетентности в профилактике и коррекции агрессии спортсменов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 10 (80). С. 105-108.
6. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2009. 352 с.
7. Луткова Н.В. Повышение эффективности выполнения нападающего удара волейболисток 15-17 лет на основе совершенствования ритма разбега // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 12. С. 37-41.
8. Малинаускас Р.К. Особенности формирования психологических навыков в студенческой команде по баскетболу // Теория и практика физ. культуры. 2001. №5. С. 23-25.
Минина Любовь Николаевна, канд. пед. наук, проф., nataliya_lutkova@mail.ru, Россия, Санкт-Петербург, Национальный Государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта
IMPROVING THE EFFICIENCY OF INDIVIDUAL PROTECTION ACTION SKILLED
BASKETBALL PLAYERS
L.N. Minina
In the framework of the search for additional reserves to increase the efficiency of individual protective actions of skilled players experimental material relating to the development and introduction into the training process of preparing a set of exercises aimed at developing 's aggression.
Key words: skilled basketball players, play aggressive, individual protective actions, a set of exercises.
Minina Liubov Nikolaevna, candidate of pedagogical Sciences, professor, nataliya_lutkova@,mail.ru, Russia, St. Petersburg, The Lesgaft National State University of Physical Culture, Sport and Health