УДК 796.332+796.01:612
моделирование тренировочной программы по физической и функциональной подготовке юных футболистов на начальном этапе многолетней тренировки
Кандидат педагогических наук, доцент А. М. Тхазеплов,
кандидат педагогических наук, доцент А. Н. Коноплева,
кандидат педагогических наук, доцент Г. Н. Тхазеплова,
магистрант Б. Аль-Заиди Ходаир (Ресрублика Йемен),
Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик.
Контактная информация для переписки: 360004, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173;
e-mail: [email protected]
Современный уровень
развития футбола требует дифференцированного подхода к проблеме совершенствования специальной физической и функциональной подготовленности спортсменов. Необходимость в этом обусловлена тем, что в игровой практике часто наблюдается несоответствие физиологических и биохимических реакций на тренировочные воздействия педагогическим задачам развития тех или иных сторон функциональных возможностей организма юных футболистов.
Двигательная структура и функциональные способности футболистов, в том числе и технико-тактические, - понятия взаимосвязанные, поэтому организация учебно-тренировочного процесса должна стать основой не только обучения, но и моделирования разных уровней функционирования систем в большинстве игровых случаев, от которых зависит уровень игровой деятельности юных футболистов.
Подготовка спортивного резерва должна опираться на преемственную методику тренировки, которая будет обеспечивать эффективность роста спортивного мастерства и высокий уровень сторон подготовленности спортсменов [7]. Это обязывает тренеров-специалистов к разработке рациональных тренировочных программ, обеспечивающих формирование высокого уровня функциональных возможностей, основываясь на учете индивидуальных и типологических особенностей и дифференцированного подхода к организации трениро-
вочных нагрузок.
Рядом авторов [1, 6, 8] изучены некоторые характеристики функциональной подготовленности и физического развития юных футболистов различного возраста. Однако необходимо обобщить основы, на которых базируются экспериментальные данные, позволяющие моделировать ответные реакции систем организма, а также адаптационные процессы в ходе учебно-тренировочных занятий.
Цель исследования - теоретически и экспериментально обосновать блочно-модульную тренировочную программу физической и функциональной подготовки юных футболистов на начальных этапах тренировки.
Исследование проводилось в 2013-2014 учебном году на базе ДЮСШ (детско-юношеской спортивной школы) при ПФК (профессиональном футбольном клубе) «Спартак-Нальчик», и Кабардино-Балкарского государственного университета. В исследовании приняли участие юные футболисты 9-10 лет. Для достижения поставленной цели использовались педагогические, медико-биологические методы исследования: изучение и анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, математическая статистика. Экспериментальной проверке подвергалась программа учебно-тренировочных занятий футболом, основанная на разработке блочно-модульной и фрагментарной систем на этапах начальной подготовки.
Ключевые слова: футбольный резерв; функцио-
нальная подготовка; сенситивный период; «блоки-модули»; «фрагменты блоков»; функциональные возможности; физиологические механизмы; тренировочный процесс; физические качества; частота сердечных сокращений; жизненная емкость легких; физическая работоспособность.
В настоящее время обозначилась необходимость совершенствования основ подготовки футбольного резерва, продиктованная тенденциями развития современного спорта и потребностью практики в наиболее рациональных технологиях обеспечения должного уровня физической и функциональной подготовленности юных игроков уже на начальных этапах многолетнего тренировочного процесса. Некоторые вопросы в этой проблемной области до сих пор не разработаны в совершенстве, в частности требуется разнообразие планирования и организации тренировочного процесса с выраженным акцентом на развитие физиологических механизмов и свойств, функциональных возможностей организма [5, 9].
В современной системе подготовки спортивного резерва во многих странах меняется подход к программированию, организации и управлению тренировочным процессом [1, 4]. С одной стороны, накопленный спортивной наукой фактический материал позволяет построить тренировочный процесс в оптимальном варианте, с другой стороны, - сама форма тренировочной программы несколько видоизменяется. Появляется необходимость в дифференцированном, не шаблонном подходе к тренировочным занятиям с учетом условий их организации и индивидуальных возможностей юных футболистов.
В таких новых условиях решение всех важнейших задач от программирования, выбора средств и методов тренировки до использования полученной информации - обратной связи с коррекцией тренировочных программ и принятия управленческих решений, целиком и полностью возлагаются на тренера.
С целью реализации задач функциональной подготовки юных футболистов на этапе начальной подготовки нами был проведен педагогический эксперимент, предусматривающий разработку технологической схемы с рядом последовательных операций, осуществляемых в два этапа. На первом этапе определялась целевая установка на развитие функциональных возможностей и повышение уровня физической подготовленности; коррекцию тренировочной программы в соответствии с сенситивными периодами развития физических качеств. Формирование и повышение функциональных возможностей организма футболистов было организовано с учетом возраста и стажа занятий, типологических особенностей, без учета игрового амплуа с использованием дифференцированного подхода к тренировочной нагрузке [9].
На втором этапе определялись задачи на данный период подготовки, формировались отдельные «блоки-модули» и «фрагменты блоков» на примере
аналогичных разработок авторов А. И. Шамардина и Ю. В. Верхошанского, т. е. в модулях размещались серии тренировочных дней (от 3-х до 6), а в блоках тренировочный процесс продолжительностью 24 недели, в процессе которого решались задачи , стоящие на определенном этапе и периоде [1, 3, 8].
Структурной базовой единицей тренировочного процесса нами был определен «фрагмент блоков» (тренировочный день), который формируется в соответствии с определенной задачей из упражнений самого различного направления. В качестве «фрагментов» нами рассматривались специальные занятия, задачей которых являлось исследование физических и функциональных кондиций, учитывая преимущественную направленность тренировочных нагрузок [2, 9].
Используя определенные «фрагменты», можно формировать модули тренировочных воздействий в соответствии с целевыми установками. В свою очередь из выбранных (определенных) модулей можно формировать блоки тренировочных воздействий, обеспечивающие решение задач, стоящих на этапе периода с учетом игровой специализации, однако в этих группах исследуемых игровое амплуа не предусматривалось.
Формирование отдельных «фрагментов» осуществлялось на основе использования методов и физических упражнений, наиболее часто применяемых в учебно-тренировочном процессе юных футболистов для повышения физической подготовленности. Все «фрагменты» состояли из упражнений, носящих комплексный характер воздействия. Вместе с тем в каждом определенном «фрагменте» был обозначен акцент на развитие какого-либо двигательного качества, подчеркнута его преимущественная направленность (табл. 1) [3, 9].
Вся процедура и технологический процесс организации тренировок на развитие функциональных возможностей юных футболистов распределялись по этапам в годичном цикле подготовки (учебно-тренировочный год). Основными задачами на начальном этапе в учебно-тренировочном году являются: повышение функциональных возможностей организма и комплексное развитие основных физических качеств -выносливости, силы, ловкости, гибкости, волевой сферы - с использованием специфических подвижных игр и отдельных блоков упражнений [7].
Далее на последующих этапах планомерно решались задачи: повышения функциональных возможностей организма с развитием общей выносливости; повышение функциональных скоростно-силовых возможностей; комплексное развитие основных физических качеств и свойств.
В педагогическом эксперименте выяснялась эффективность технологии построения учебно-тренировочной работы юных футболистов на основе блочно-модульного подхода [3]. После реализации задач по указанной схеме главными аспектами выступают повышение скоростно-силовых способностей и развитие быстроты во всех ее проявлениях.
Таблица 1
Содержание некоторых «фрагментов блоков» тренировочной программы юных футболистов
экспериментальной группы
Направленность «фрагмента» Тренировочные задания Объем нагрузки Оценка реакции на нагрузку
Развитие аэробной выносливости 1. Общеразвивающие упражнения и дыхательные упражнения 2. «Гладкий» бег 3. Беговые упражнения в максимальном темпе 4. Бег по бровке поля 5. Беговые упражнения в максимальном темпе 6. Бег по бровке поля 7. Упражнения с мячом на технику 8. Фитнес-аэробика 10-12 мин 300 м 4х30 м с интервалом отдыха 50-60 с 5 кругов (8-10 мин) 4х30 м с интервалом отдыха 50-60 с 5 кругов (8-10 мин) 16-20 мин 10 мин до 130 уд/мин 130-140 уд/мин 145-150 уд/мин 140-160 уд/мин 145-150 уд/мин 140-160 уд/мин 145-165 уд/мин 130-140 уд/мин
Развитие скоростно-силовых способностей 1. Общеразвивающие упражнения и дыхательные упражнения 2. Прыжковые упражнения из глубокого приседа 3. Бег околопредельной мощности 4. Напрыгивание на скамейку ^=25см) в быстром темпе 5. Подвижная игра «Передай мяч» (с численным преимуществом) 10-12 мин 3 серии х 7-8 раз 2 х 300 м 4 серии х 10 с 15 мин 130-140 уд/мин 160-170 уд/мин 160-170 уд/мин
Развитие скоростных качеств и быстроты 1. Общеразвивающие упражнения и дыхательные упражнения 2. Прыжковые упражнения (многоскоки) 3. Бег в максимальном темпе 4. Приседания на время в максимальном темпе 5. Рывки с места на 10 м с максимальной скоростью 6. Работа с мячом на технику 10-12 мин 3 серии х 10 с 4х30 м с интервалом отдыха 50-60 с 3 х 10 с 8-10 раз 13-15 мин 125-130 уд/мин 145-150 уд/мин 140-160 уд/мин 140-160 уд/мин 150-170 уд/мин
Таблица 2
Динамика показателей физической подготовленности юных футболистов 9-10 лет (Х±а)
№ п/п Тесты Показатели контрольной группы п=24 Р< 0,05 Показатели экспериментальной группы п=27 Р< 0,05
исходные конечные !/р исходные конечные !/р
1 Бег 30 м, с 5,84±0,16 5,31±0,17 5,5/< 5,96±0,24 5,17±0,21 6,09/<
2 Челночный бег 5х10 м, с 16,9±1,84 15,7±1,16 1,98/> 16,1±0,54 14,4±0,48 5,98/<
3 6-минутный бег, м 1239±26,3 1262±29,2 2,15/> 1235±37,3 1350±41,4 7,67/<
4 Прыжок в длину с места, см 178,8±4,61 185,5±3,68 5,06/< 180,3±5,61 196,7±5,88 8,21/<
Таблица 3
Динамика показателей функциональной подготовленности юных футболистов 9-10 лет (Х±а)
№ п/п Тесты Показатели контрольной группы п=24 Р< 0,05 Показатели экспериментальной группы п=27 Р< 0,05
исходные конечные t/p исходные конечные t/p
1 ЖЕЛ, см 2168±65,21 2280±63,24 2,99/< 2140±86,4 2410±74,5 4,78/<
2 ЧСС в покое, уд/мин 79,8±2,6 74,7±2,8 4,03/< 78,6±3,2 71,2±2,9 3,71/<
3 Частота дыхания, кол. раз/мин 24,7±1,84 23,1±1,54 4,32/< 24,2±2,1 21,4±1,9 5,31/<
4 ЧСС после станд. нагрузки в конце 3-й мин уд/мин 95,9±2,7 91,7±2,7 3,44/< 96,4±3,4 84,3±2,8 8,84/<
В результате экспериментальной тренировки в течение учебно-тренировочного года у юных футболистов экспериментальной группы произошел существенный рост физической и функциональной подготовленности, а также физической работоспособности. Это выразилось в росте большинства изучаемых показателей (табл. 2, 3). Средние показатели двигательной подготовленности повысились у футболистов экспериментальной группы статистически достоверно (табл. 2). Так, величина показателя в модифицированном тесте Купера (6-минутный непрерывный бег), отражающем общую выносливость, увеличилась в среднем на 9,2%. Скоростные возможности (тест - бег на 30 м) повысились в среднем на 13,2% .
Показатель экономичности функционирования и уровня долговременной адаптации (ЧСС покоя) в группе снизился на 8,6% (табл. 3).
В результате экспериментальной тренировки весьма существенно возрос средний показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ) - на 11,2% (Р < 0,05). Таким образом, наши исследования показали, что учет возрастных, индивидуально-типологических особенностей, использование дифференцированного подхода к организации тренировочных нагрузок, позволяют оптимизировать процесс функциональной подготовки юных футболистов. Данное обстоятельство также можно связывать с систематическим использованием в тренировке юных футболистов дыхательных упражнений и фитнес-аэробики.
выводы:
1. Необходимым условием разработки тренировочных программ физической и функциональной подготовленности юных футболистов является учет их индивидуальных особенностей и уровня физического развития.
2. Организация тренировочного процесса по принципу блочно-модульной системы тренирующих воздействий для футболистов младшего возраста должна
состоять из разнообразных стандартизированных физических упражнений целевой направленности и дифференцированной нагрузки без учета игрового амплуа.
3. Реализация программы по физической и функциональной подготовке юных футболистов с использованием блочно-модульной технологии с юными футболистами позволит эффективно управлять развитием функциональной системы организма, комплексно развивать все необходимые физические качества.
Литература:
1. Верхошанский, Ю. В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.
2. Золотарев, А. П. Структура и содержание многолетней подготовки спортивного резерва в футболе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Александр Петрович Золотарев. -Краснодар, 1997. - 50 с.
3. Иссурин, В. Б. Блоковая периодизация спортивной тренировки : монография. - М.: Советский спорт, 2010. -288 с.
4. Мусралиев, К. И. Соотношение специфических и неспецифических средств подготовки при повышении выносливости юных футболистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Мусралиев К. И. - М., 1984. - 20 с.
5. Новокшенов, И. Н. Специальная физическая подготовка футболистов различных игровых амплуа на этапе спортивного совершенствования: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Новокшенов И. Н. - Волгоград, 2000. - 24 с.
6. Соболев, Д. В. Педагогические и физиологические аспекты отбора и тренировки футболистов: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Соболев Д. В. - СПб., 1998. - 19 с.
7. Фискалов, В. Д. Спорт и система подготовки спортсменов. - М.: Советский спорт, 2010 . - 197 с.
8. Шамардин, А. И., Новокщенов, И. Н., Шамардин, А. А., Сорокин, О. О., Лукин, Ю. К., Солопов, И. Н. Функциональная подготовка футболистов различной игровой специализации в разные периоды тренировочного цикла: монография. - Саратов: Научная книга, 2006. -157 с.
9. Шамардин, А. А. Целевая функциональная подготовка юных футболистов: монография. - Волгоград, 2009. -264 с.
modeling of training programs on the physical and functional training of young football players at the initial stage of long-term training
A. Thazeplov, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,
A. Konopleva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, G. Thazeplova, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,
B. Al-Zaidi Hodair, Master's degree student (Iraq Republic) Kabardino-Balkaria State University, Nalchik.
Contact information for correspondence: 360004, Nalchik, Chernyshevsky Str., 173
The modern level of development of football requires a differentiated approach to the problem of improving the special physical and functional training of athletes. The need for this is due to the fact that in practice of the game there is often a mismatch of physiological and biochemical responses on training influence to pedagogical tasks of development of different functional capacities of the body of young football players.
The motor structure and functional capacities of football players, including the technical and tactical - concepts interrelated, so the organization of the training process should be the basis not only of learning, but also of the modeling of different levels of system performance, in most game cases, that determine the level of play activities of young footballers.
The training of sports reserve should be based on the successive method of training that will ensure the efficiency of growth of sportsmanship and high level of athletes training. It means that coaches should develop rational training programs, ensuring the formation of a high level of functionality, based on the account of individual and typological features and differentiated approach to the organization of training loads.
Several authors [1, 5, 6] studied some characteristics of functional training and physical development of young football players of different ages. However, it is necessary to summarize the foundations on which the experimental data are based allowing to model the responses of the body's systems, as well as adaptation processes during training sessions.
The aim of research is to justify both theoretically and experimentally the block-modular training program of physical and functional training of young football players in the early stages of training.
The study was conducted in the 2013/2014 academic year, on the basis of Children and Youth Sports School at professional football club "Spartak - Nalchik", and Kabardino-Balkaria State University named after Berbekov H.M., Nalchik. The study involved young players of 9-10 years old. To achieve this purpose the educational, medi-
cal and biological research methods were used: the study and the analysis of the scientific and methodological literature, pedagogical experiment, testing, mathematical statistics. The program of training sessions in football, based on the development of modular and fragmented systems at the stage of initial training was subjected to experimental testing.
Keywords: young football players, functional training, sensitive period, "block-modules", "fragments" functionality, physiological mechanisms, training process, physical qualities, heart rate, vital capacity, physical performance.
REFERENCES:
1. Verkhoshansky U. V. Programmirovanie i organizatsija tre-nirovochnogo protsessa. [Programming and organization of training]. Moscow, Fizkul'tura i Sport, 1985, 186 p.
2. Zolotarev A. P. The structure and content of the long-term training of sports reserve in football. Extended abstract of Doctor's thesis. Krasnodar, 1997, 50 p. (in Russian).
3. Issurin V. B. Blokovaja periodizatsija sportivnoj trenirovki [Block periodization of sports training]. Moscow, Soviet sport, 2010, 288 p.
4. Musraliev K. I. The Parity of specific and nonspecific means of preparation at increase of endurance of young football players. Doctor's thesis. Moscow, 1984, 20 p. (in Russian).
5. Novokshenov I. N. Special physical training players of different roles on the stage playing sports perfection. Extended abstract of candidate's thesis. Volgograd, 2000, 24 p. (in Russian).
6. Sobolev D. V. Pedagogical and physiological aspects of selection and training of female football players. Extended abstract of candidate's thesis. St.Petersberg, 1998, 19 p. (in Russian).
7. Fiscalov V. D. Sport isistemapodgotovkisportsmenov [Sport and system of training athletes]. Moscow, Soviet sport, 2010, 197 p.
8. Samardin A. I., Novokshenov I. N., Shamardin A. A., Sorokin O. O., Lukin U. K., Solopov I. N. Funktsional'naja podgotovka futbolistov razlichnoj igrovoj spetsializatsii v raznyje periody trenirovochnogo tsikla [Functional preparation of football players of different playing specialization in various terms of training cycle]. Saratov, Nauchnaya kniga, 2006, 157 p.
9. Shamardin A. A. Tselevaja funktsional'naja podgotovka jun-yh futbolistov [Target functional training of youngplayers.]. Volgogad, 2009, 264 p.