ПЕМОГИШИЕ ннуки
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР С ГРАЖДАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ
Д. В. Гуров
DIFFERENTIATED APPROACH IN PEDAGOGICAL COOPERATION OF LAW-ENFORCEMENT STRUCTURES WITH CIVIL SOCIETY
Gurov D. V.
The article is devoted to the problem of differentiated approach application in pedagogical cooperation of law-enforcement structures with the civil society. The data of the article can be used for development of concepts in the sphere of organization and realization of pedagogical cooperation of law-enforcement organs with the civil society.
Статья посвящена проблеме обеспечения дифференцированного подхода в педагогическом взаимодействии правоохранительных структур с гражданским обществом. Материалыi статьи могут быть использованыi при разработке концепций в области организации и осуществления педагогического взаимодействия правоохранительных структур с гражданским обществом.
Ключевые слова: гражданское общество, правоохранительные структурыI, педагогическое взаимодействие правоохранительных структур и гражданского общества, дифференцированный подход, неправительственные организации, консолидированная программа действий.
УДК 37.061
Целью педагогического взаимодействия правоохранительных структур и гражданского общества является не только воспитание уважения к нормам права и убежденности в необходимости их исполнения, формирование демократического правосознания, не только выработка навыков правомерного поведения, но и воспитание социально-правовой активности. Однако такая сложноструктурированная цель может быть полностью достигнута только при условии применения дифференцированного подхода в педагогическом взаимодействии правоохранительных структур с гражданским обществом. При этом последний является также одним из важнейших педагогических условий эффективного использования потенциала гражданского общества как субъекта педагогического взаимодействия с правоохранительными структурами.
В ходе применения дифференцированного подхода в педагогическом взаимодействии правоохранительных структур и гражданского общества необходимо учитывать следующие обстоятельства.
Во-первых, правоохранительные органы осуществляют взаимодействие с самыми различными гражданско-общественными организациями и институтами, имеющими различный правовой статус, выполняющими неоднородные задачи в присущих им специфических формах, отличающихся друг от друга по своему организационному построению. Это оказывает определяющее влияние
Ш Гуров Д. В.
Дифференцированный подход в педагогическом взаимодействии.
на характер и содержание их взаимодействия с правоохранительными органами.
Во-вторых, организация взаимодействия гражданского общества и правоохранительных структур осуществляется на разных уровнях и, что особенно важно, в различных условиях.
В-третьих, взаимодействие осуществляется по различным направлениям, среди которых наиболее важными являются два -охрана общественного порядка и профилактика правонарушений. Взаимодействие по каждому из направлений имеет свои задачи и свою специфику, его эффективность будет зависеть от различных показателей, что вызывает необходимость оценки его эффективности по каждому направлению в отдельности.
В ходе проведения нами опытно-экспериментальной работы по организации и осуществлению педагогического взаимодействия правоохранительных структур и гражданского общества дифференцированный подход нашел свое практическое воплощение в разработке ряда моделей и программ взаимодействия. В качестве примера можно привести системы формирования, осуществления и совершенствования принципов сотрудничества гражданских и государственных секторов общества соседних районов Республики Дагестан, Чеченской Республики, Республики Северная Осетия-Алания и Ставропольского края, реализующиеся в деятельности:
- негосударственных структур в Хасавюртовском районе Республики Дагестан;
- структурного подразделения Министерства по делам национальностей и связи с общественностью Республики Северная Осетия-Алания в Моздокском районе Северной Осетии;
- органов местного самоуправления в Курском районе Ставропольского края.
Данные системы формировались с учетом общих тенденций развития ситуации в Северо-Кавказском регионе, но имеют четкую специфику того региона, где они были сформированы. Примечательно, что все они сформированы в соседних с
Чеченской Республикой регионах, что позволяет просмотреть взаимосвязь их формирования и деятельности с динамикой развития событий в Чечне. Некоторые из них были сформированы региональными органами власти «сверху», некоторые были инициированы, апробированы и внедрены в ландшафт управленческого и административного инструментария органов управления «снизу» общественными организациями, некоторые были сформированы под воздействием встречных предложений «снизу» и «сверху».
Несмотря на различия форм, структур и принципов деятельности данных систем, их цели и задачи тождественны, т. к. направлены на консолидацию усилий и ресурсов государственных и негосударственных структур в сфере:
- достижения и сохранения стабильности;
- гармонизации межнациональных отношений;
- формирования механизмов гражданского контроля над деятельностью органов власти, местного самоуправления и правоохранительных структур;
- повышения качества защиты прав человека.
Именно поэтому совершенно различные принципы и методы развития сотрудничества гражданских и государственных структур в различных регионах Северного Кавказа на протяжении многих лет, в условиях динамично меняющейся ситуации и сохранения высокой степени напряженности, сопровождающейся резкими кризисными обострениями ситуации, остаются востребованными и эффективно работают.
В указанных районах СевероКавказского региона именно неправительственные организации выступили в роли катализатора установления, развития и совершенствования инструментария и механизмов сотрудничества государственных, правоохранительных, гражданских структур и общества в деле совместного участия в решении социально-значимых региональных проблем по снижению напряженности, предупреждению и урегулированию конфликт-
ных ситуаций и сохранению относительной стабильности.
По мере накопления опыта менялся и характер инициатив, они становились более сложными в содержательном плане, в них вовлекались все большее количество исполнителей, расширялись целевые группы, увеличивалась география их реализации и т. д. Анализируя процесс развития гражданских инициатив необходимо отметить этапы их развития:
Первый этап (1998-2000 г.) был направлен на восстановление и развитие добрососедских отношений между населением соседних районов Чеченской Республики и Республики Дагестан.
Данная цель достигалась путем решения задач по выстраиванию отношений между населением (молодежь, женщины, старейшины) соседних населенных пунктов Республики Дагестан и Чеченской Республики, снижению межэтнической напряженности между этногруппами Дагестана и между местным населением и беженцами из Чеченской Республики.
Второй этап (2000-2003 г.) был направлен на выстраивание межрайонного сотрудничества.
Данная цель достигалась путем подключения к процессу восстановления добрососедских отношений представителей органов местного самоуправления и различных профессиональных сообществ (милиционеров, журналистов, предпринимателей, учителей, библиотекарей, работников социальной сферы, сельхозпроизводителей и т. д.).
Третий этап (2003-2004 г.) был направлен на использование достигнутого межрайонного сотрудничества, как фактора достижения региональной стабильности.
Достижение данной цели было связано с решением задач по выработке системных механизмов сотрудничества между структурными подразделениями соседних районов (районных отделов внутренних дел, учреждений образования и культуры, больниц, средств массовой информации, министерств и ведомств, органов местного самоуправления, неправительственных организации и т. д.).
Четвертый этап (2004-2006 г.) был направлен на тиражирование выработанного опыта приграничного сотрудничества в иные субъекты юга РФ, граничащие с Чечней, и оказание конструктивного влияние на развитие ситуации в Чеченской Республике из соседних регионов.
Достижение данной цели
осуществлялось путем решения следующих задач:
- продолжение работы по развитию сотрудничества между различными профессиональными сообществами и структурными подразделениями соседних районов Республики Дагестан и Чеченской Республики;
- установление контактов с гражданскими структурами, органами местного управления и различными структурными подразделениями из Ногайского и Кизлярского районов Республики Дагестан, Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания, Курского района Ставропольского края, Надтеречного и Наурского районов Чеченской Республики;
- сбор информации и обобщение опыта и методологий по развитию межнационального и межсекторного взаимодействия, имеющегося в Республике Северная Осетия-Алания, Ставропольском крае, а также в иных районах Республики Дагестан и Чеченской Республики, в которые планировалось тиражировать выработанный опыт;формирование и реализация консолидированной программы действий гражданских структур, органов местного самоуправления, учреждений образований, средств массовой информации и иных подразделений вдоль административной границы Чеченской Республики с Республикой Дагестан, Ставропольским краем и Республикой Северная Осетия-Алания;
- системное информирование органов государственной власти Республики Дагестан, Чеченской Республики, Республики Северная Осетия-Алания и Ставрополья, а также федеральных структур
Ш Гуров Д. В.
Дифференцированный подход в педагогическом взаимодействии.
о развитии данного межрегионального и межрайонного сотрудничества;
Необходимо отметить, что реализация этапности была связана не только с качественным изменением целей, но также с постоянным вовлечением в миротворческие инициативы представителей различных этнических, профессиональных, территориальных и возрастных групп. При этом география реализации миротворческих инициатив постоянно расширялась:
- Первый этап (1998-2000 г.): Хасавюртовский, Новолакский районы Республики Дагестан; Гудермесский, Ножайюртовский районы Чеченской Республики;
- Второй этап (2000-2003 г.): Хасавюртовский, Новолакский, Казбеков-ский районы Республики Дагестан; Гудермесский, Ножайюртовский, Шелковской районы Чеченской Республики;Третий этап (2003-2004 г.): Хасавюртовский, Новолакский, Бабаюртовский районы Республики Дагестан; Гудермесский, Ножайюртовский, Шелковской районы Чеченской Республики;
- Четвертый этап (2004-2006 г.): Хасавюртовский, Новолакский, Бабаю-ртовский, Кизлярский, Ногайский районы Республики Дагестан; Гудермесский, Ножайюртовский, Шелковской, Наурский, Надтеречный районы Чеченской Республики; Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания; Курской район Ставропольского края.
Отдельно хотелось бы остановиться на системе педагогического взаимодействия правоохранительных структур с гражданским обществом, сложившейся в Курском районе Ставропольского края.
Курской район Ставропольского края и Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания находятся в уникальном территориальном расположении, т. к. граничат с целым рядом субъектов юга России:
- Курской район Ставропольского края граничит с Кабардино-Балкарской Республикой, Чеченской Республикой, Северной Осетией - Аланией и Республикой Дагестан;
- Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания граничит с Кабардино-Балкарской Республикой, Чеченской Республикой, Ставропольским краем и Республикой Ингушетия.
Ситуация в данном регионе существенным образом отличается от ситуации в восточной части реализации инициатив по межрайонному и межрегиональному сотрудничеству. Во многом это связано с тем, что данный регион находится в отдалении от важнейших транспортных артерий северокавказского региона. Количество населенных пунктов вдоль административной границы Чеченской Республики с Республикой Северная Осетия-Алания и Ставропольским краем существенно меньше, чем между Чеченской Республикой и Республикой Дагестан. Между Наурским районом Чеченской Республики и Курским районом Ставрополья находятся значительные малопригодные для жизнедеятельности человека территории (бурунная часть). Между Надтеречным районом Чеченской Республики и Моздокским районом Республики Северная Осетия-Алания проходит узкая полоса равнинной части, которая с севера ограничена административной границей со Ставропольским краем, а с юга - горной грядой и границей с Республикой Ингушетия. Миграционные потоки последних лет привели к тому, что фактически, по административным границам Ставропольского края и Республики Северная Осетия-Алания с Чеченской Республикой проходит раздел проживания последователей православия и мусульманства.
Подобное территориальное расположение в данных районах создает уникальную этническую, культурную и конфессиональную пестроту, которая отражает весь спектр межэтнических, межконфессиональных, внутриконфессиональных противоречий и проблем северокавказского региона.
Вместе с тем, говоря о формате межрегионального сотрудничества и взаимодействия, Курской район Ставропольского края и Моздокский район Республики Северная Осетия-Алания является некими центрами, в которых, по сравнению с соседними рай-
онами Чеченской Республики, в более качественном состоянии находятся:
- структуры местного самоуправления;
- кадровые и методологические ресурсы учреждений образования и культуры;
- негосударственные организации;
- механизмы взаимодействия государственных и негосударственных структур в решении социально значимых проблем и т. д.
В соответствии с этим основной целью организуемого и осуществляемого взаимодействия в Курском районе являлась: Укрепление человеческой безопасности, трансформация негативных стереотипов и развитие взаимодействия между молодежью целевых районов проекта и правоохранительными структурами.
Необходимо отметить, что в целом, развитие сотрудничества и взаимодействия государственных и негосударственных структур в Ставропольском крае имеет принципиальные отличия, от моделей, которые сформировались в Республике Дагестан и Республике Северная Осетия-Алания. Основной его отличительной особенностью является то, что он базируется на проработанной законодательной базе, постановлениях Губернатора Ставропольского края и краевых программах. Данные нормативно-правовые документы во многом направлены на вовлечение в процесс решения ключевых социально-политических и правовых проблем краевых и местных неправительственных организаций.
Говоря о работе в сфере развития сотрудничества государственных и негосударственных секторов общества, гармонизации межнациональных отношений, развития гражданского контроля, защиты прав человека в Курском районе Ставропольского края необходимо отметить, что в районе сформированы и действуют ряд структур, которые вовлекают различных субъектов общественно-правовых процессов в определение и решение районных проблем.
К данным структурам относятся Совет по экономической и общественной безопасности и Этнический Совет Курского района. Деятельность каждой структуры регламен-
тирует соответствующее Положение. Данные структуры формируют и утверждают план работы, при этом данные документы учитывают Комплексный План развития Курского района. С 2006 г. в районе все чаще осуществляется практика проведения совместных заседаний данных двух Советов.
Предлагаем более подробно рассмотреть принципы деятельности Этнического Совета Курского района, который был создан Постановлением главы Курского района Ставропольского края №147 от 15.03.95 г. Создание Этнического Совета во многом связано с негативным воздействием на развитие ситуации в районе со стороны соседней Чечни. Похищения людей, угоны техники, скота, ухудшение криминогенной обстановки могли привести к дестабилизации ситуации в районе. В качестве эффективного системного механизма предупреждения ухудшения развития ситуации, являлось формирование Этнического Совета.
Необходимо отметить, что в 1997 г. Этнический Совет содействовал проведению встречи руководителей Курского района Ставропольского края и Наурского района Чеченской Республики. Данная встреча закончилась подписанием Соглашения о дружбе и сотрудничеству между районами.
Этнический Совет действует согласно плану работы. Заседания проводятся один раз в квартал, при необходимости заседания могут проводиться чаще. Практикуются выездные, а также совместные заседания с районным Советом по общественной и экономической безопасности. Повестки заседаний определяются планом работы и, в некоторых случаях дорабатываются с учетом развития ситуации в крае, районе или соседних регионах.
Этнический Совет работает в тесном контакте с отделом образования, культуры, физкультуры и спорта районной администрации, отделом внутренних дел, прокуратурой, военкоматом, общественными объединениями, религиозными организациями и иными структурами.
На заседаниях Этнического Совета рассматриваются все социально-значимые
Ш Гуров Д. В.
Дифференцированный подход в педагогическом взаимодействии.
вопросы района, среди которых, вопросы, связанные с:
- использованием элементов этно-педагогики в образовательных учреждениях района;
- криминогенной ситуацией;
- формами и принципами сотрудничества органов местного самоуправления с национально-культурными объединениями и этническими группами;
- противодействием терроризму и религиозному экстремизму;
- социально-экономическим развитием района;
- взаимодействием с представителями религиозных организаций различных конфессий;
- военно-патриотическим и интернациональным воспитанием молодежи;
- организацией и проведением культурных, спортивных и иных массовых мероприятий на уровне отдельных населенных пунктов или района в целом и т. д.
Во время трагических событий в г. Буденновске, г. Беслане, г. Кизляре, г. Пятигорске и других населенных пунктах РФ при участии членов Этнического Совета в районе проводились различные акции, направленные на оказание моральной и материальной помощи пострадавшим от террористических актов. Кроме этого, в дни трагедий в различных регионах РФ, Этнический Совет Курского района осуществлял большую работу по сохранению стабильности, недопущению перерастания негодования населения в неправомерные действия, направленные против тех или иных этнических или религиозных сообществ.
Работа районного Совета по экономической и общественной безопасности и Этнического Совета осуществляется в тесном сотрудничестве с отделом внутренних дел, согласно плану по предупреждению конфликтов на межнациональной розни. Формы работы используются самые разные: встречи, беседы, выступления в СМИ, совместные с представителями казачества рейды и дежурства в местах скопления молодежи. Сотрудники отдела внутренних дел на постоянной основе выступают перед молоде-
жью в школах, профессиональных училищах и иных учебных заведениях.
Основной задачей Этнического Совета является устранение напряженности в межэтнических отношениях и причин ее возникновения. При решении данной задачи усилия Совета направлены на обеспечение условий для свободного, равноправного развития этносов и казачества района, на утверждение их гражданского достоинства, на развитие этнической культуры. Основными направлениями деятельности Совета являются:
- обеспечение равных условий для этнических культур, с использованием традиционного трудового опыта и духовных ценностей;
- утверждение приоритета прав и свобод человека и гражданина независимо от этнической принадлежности;
- достижение и укрепление межэтнического согласия и доверия, выявление противоречий в сфере межэтнического взаимодействия и своевременное принятие мер по их разрешению;
- обеспечение широкого участия всех этносов и казачества района в процессе социально-культурного возрождения.
Возглавляет Совет Глава администрации Курского района Ставропольского края. В состав Этнического Совета входят 47 экспертов, среди которых:
1) главы сельских советов;
2) представители общественных объединений;
3) представители религиозных организаций;
4) лидеры национальных диаспор и казачества;
5) руководители отделов администрации;
6) представители силовых структур района.
Членами Этнического Совета являются представители следующих этнических групп: турки-месхетинцы; армяне; грузины; кабардинцы; русские; осетины; карачаевцы; чеченцы. Членами Этнического Совета являются представители ряда национально-культурных организаций, Курского отдель-
ного пограничного особого северокавказского округа Терского казачьего войска, организации «Комитета солдатских матерей», КПРФ и иных политических, общественных и религиозных организаций.
При Совете созданы две комиссии: комиссия по делам старейшин и комиссия по делам национальностей.
Система взаимодействия районного Этнического Совета с государственными и негосударственными структурами Курского района Ставропольского края в ходе реализации педагогического взаимодействия правоохранительных структур с гражданским
обществом может быть представлена схематически следующим образом (схема 1).
Таким образом, в Курском районе для обеспечения правовой и этнополитической стабильности объединены ресурсы органов управления, общественных организаций, работников учреждений образования, культуры, спорта и правопорядка. Политика межнациональных отношений отражает все многообразие интересов народов, проживающих на территории Курского района Ставропольского края, она предусматривает механизмы согласования всех возникающих проблем.
Схема 1
Взаимодействие районного Этнического Совета с государственными и негосударственными структурами Курского района
Ставропольского края
Силовые структуры Администрация Курского района СМИ
i к i к т
J к
Комиссия по делам национальностей Этнический Совет Курского района Комиссия по делам старейшин
Общественные объединения Совет конфессиональных лидеров Лидеры этнических групп Сельские администрации Учреждения образования и культуры
Как видно из схемы, учреждения неправительственные организации активнейшим образом вовлекаются в решение сложнейших проблем в Ставропольском крае. В данном взаимодействии с органами государственной власти общественные объединения являются равноправными партнерами, вы-
ступают с различными инициативами и инициируют обсуждение социально-значимых проблем, что позволяет разрешать противоречия и конфликты между различными субъектами общества посредством взаимодействия и сотрудничества. В Ставропольском крае данное сотрудничество да-
Ш Гуров Д. В.
Дифференцированный подход в педагогическом взаимодействии.
ет положительные результаты, несмотря на то, что в этноконфессиональном аспекте Ставропольский край традиционно считается сложным регионом.
Об авторе
Гуров Данил Валерьевич, Ставропольский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики
управления образованием. Сфера научных интересов - взаимодействие правоохранительных структур с гражданским обществом, проблемы создания и функционирования институтов гражданского общества, проблемы толерантности и поликультурности. [email protected]