65/2009
Вестник Ставропольского государственного университета
М
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ СТРУКТУР С ГРАЖДАНСКИМ ОБЩЕСТВОМ
Д. В. Гуров
EFFECTIVENESS OF PEDAGOGICAL COOPERATION OF LAW-ENFORCEMENT STRUCTURES AND CIVIL SOCIETY
Gurov D. V.
The article is devoted to the problem of creation and practical realization of the Consolidated Program of Cooperation Subjects' Action and Their Structural Elements in pedagogical cooperation of law-enforcement structures with the civil society. The main idea of the article is the revelation of organization-content basics of law-enforcement structures' cooperation with the civil society basing on the suggested program.
Key Words: pedagogical interaction of law enforcement structures and civil society, the Consolidated Program of Cooperation, local self-government institutions, mass media, institutions of home affairs.
Статья посвящена проблеме создания и практической реализации в педагогическом взаимодействии правоохранительных структур с гражданским общество в рамках Консолидированной программы действий субъектов взаимодействия и их структурных элементов. Основная идея статьи - раскрытие организационно-содержательных основ педагогического взаимодействия правоохранительных структур с гражданским обществом на основе предложенной программы.
Ключевые слова: педагогическое взаимодействие правоохранительных структур и гражданского общества, Консолидированная программа действий, органы местного самоуправления, средства массовой информации, органы внутреннихдел.
УДК 37.014
Одним из условий эффективного педагогического взаимодействия правоохранительных структур и гражданского общества является скоординированность усилий и действий субъектов взаимодействия. Координация деятельности различных систем педагогического взаимодействия правоохранительных структур с гражданским обществом, сложившихся в экспериментальных районах, осуществлялась в ходе опытноэкспериментальной работы на основе разработанной Консолидированной программы действий.
Консолидированная программа действий была составлена в июле 2005 г. в г. Ростове-на-Дону. В ее разработке и реализации принимали участие представители органов местного самоуправления, учреждений образования и культуры, средств массовой информации, общественных организаций 10-ти соседних районов четырех субъектов юга России (Курской район Ставрополья; Моздокский район Республики Северная Осетия - Алания; Надтеречный, Наурский, Шелковской, Гудермесский районы Чеченской Республики; Ногайский, Кизляр-ский, Бабаюртовский, Хасавюртовский районы Республики Дагестан).
При формировании Программы учитывались замечания, предложения и рекомендации представителей аппарата ЮФО, Госсовета, Министерства по делам национальностей, информации и внешних связей и Министерства внутренних дел Чеченской
Республики, которые приняли активное участие в рабочей встрече в г. Ростове-на-Дону.
Консолидированная программа действий являлась важнейшим элементом инициатив по развитию межрегионального и межрайонного сотрудничества. Данный элемент был построен таким образом, что представители правоохранительных органов осуществляли инициативы не собственными силами, а вовлекали в их реализацию местных экспертов и специалистов различных структур.
Представители различных профессиональных сообществ 10-ти соседних районов готовили предложения по формам проектных инициатив, обосновывали
актуальность проведения того или иного мероприятия, определяли и выстраивали формы и механизмы межрайонного
сотрудничества, определяли партнеров, целевые группы и бенефициариев данных инициатив, распределяли роли между собой, рассчитывали и обосновывали финансовые ресурсы, формировали графики реализации, определяли методологию и этапность
работы, подготавливали и реализовывали инициативы, готовили содержательные и финансовые отчеты об их проведении.
Все решения по формированию и утверждению итогового пакета инициатив Консолидированной программы действий принимались экспертами совместно в ходе рабочих встреч и совещаний, которые прошли в г. Кисловодске (февраль 2005 г.), в г. Ростове-на-Дону (июнь 2005 г.), в г. Махачкале (сентябрь 2005 г.), в молодежном центре «Барс» Республики Северная Осетия - Алания (февраль 2006 г.).
Итогом большой, сложной и многоуровневой работы стало то, что все инициативы Программы были успешно осуществлены. Среди реализованных инициатив, которые прошли практически во всех районах осуществления проекта и в которых участвовали представители различных этнических, профессиональных и территориальных сообществ, были следующие:
- развитие системного взаимодействия районных отделов внутренних дел
Хасавюртовского и Гудермесского районов, а также налаживание сотрудничества между участковыми уполномоченными и молодежью населенных пунктов данных районов Республики Дагестан и Чеченской Республики (с. Нурадилово, Республика Дагестан, август 2005 г.; с. Герзель, Чеченская Республика, октябрь 2005 г.; с. Первомайское, Республика Дагестан, январь 2006г.; с. Ишхой-юрт, Чеченская Республика, февраль 2006);
- культурно-просветительское мероп-
риятие в Шелковском районе Чеченской Республики, приуроченное к 177-летию со дня рождения Л. Н. Толстого, которое включало в себя: научно-практическую
конференцию «Лев Толстой. Куначество как элемент гуманизма»; ярмарку национальных кухонь; выступления фольклорных коллективов; спортивные соревнования и т. д. (ст. Старогладовская, Шелковской район, Чеченская Республика, ноябрь 2005 г.);
- встреча и семинар с участием представителей районных средств массовой информации указанных районов (г. Кисловодск, октябрь 2005 г.; г. Махачкала, ноябрь 2005 г.);
- издание 4 номеров станичной газеты «Новое дело» (ст. Калиновская, Наурский район, Чеченская Республика, ноябрь-февраль 2006 г.);
- проведение семинара для
школьников «Методы народной
дипломатии». В семинаре приняли участие школьники пяти районов Ставрополья, Чечни, Северной Осетии и КабардиноБалкарской Республики (г. Моздок, Республика Северная Осетия - Алания, февраль 2006 г.);
- семинар «Практическое применение Федерального закона № 131 от 06.10.03 г.» для представителей 25 муниципальных образований Хасавюртовского района Республики Дагестан, Гудермесского, Наурского, Шелковского районов Чеченской Республики (г. Хасавюрт, Республика Дагестан, март 2006 г.);
- семинар для представителей органов
местного самоуправления трех районов Чеченской Республики «Формы
взаимодеиствия органов местного самоуправления, МВД и общественных организаций на примере работы Моздокского Дома Дружбы» (г. Моздок, Республика Северная Осетия - Алания, май 2006 г.);
- семинар для представителей органов
местного самоуправления трех районов Чеченской Республики «Деятельность этнического Совета Курского района Ставропольского края» (ст. Курская,
Ставропольский край, май 2006 г.);
- проведение Круглого стола «Влияние
современной семьи на формирование культуры межэтнических отношений» (ст. Курская, Ставропольский край, апрель -май 2006 г.).Опыт, выработанный в ходе осуществления проекта, был обобщен,
проанализирован и системно представлен (в том числе и автором статьи) в органы государственной власти РФ различных
уровней: структуры Администрации
президента РФ, в том числе ЮФО, Министерство регионального развития РФ, ряд комитетов Государственной думы РФ и профильных комиссий, специализирующихся на работе в Северо-Кавказском регионе, министерства и комитеты
Чеченской Республики, Республики Дагестан, Республики Северная Осетия -Алания, которые курируют межнациональные отношения, информацию и связь с общественностью, структурные подразделения органов внутренних дел и иные структуры. Практическим итогом реализации Консолидированной программы действий явилось установление и развитие сотрудничества между различными секторами общества 10-ти соседних районов четырех субъектов юга России. Данное сотрудничество в настоящее время является важным этапом формирования системных горизонтальных связей между различными секторами общества данных регионов, необходимых для решения социальнозначимых региональных проблем по стабилизации ситуации.
Достигнутое сотрудничество закрепилось и получило существенное развитие в ходе реализации проекта «Межсекторное
взаимодействие и гражданский контроль как фактор повышения обеспечения прав человека в конфликтных регионах», который стал реализовываться с февраля 2006 г. Данный проект был разработан организациями «Международное ненасилие» (г. Москва), «Альтернатива насилию» (г. Хасавюрт) и Моздокским Домом дружбы (г. Моздок) и является продолжением многолетнего процесса по выстраиванию межсекторного и межрайонного сотрудничества между вышеперечисленными районами соседних регионов Северного Кавказа.
Интересная, на наш взгляд, система педагогического взаимодействия правоохранительных структур с гражданским обществом сложилась в ходе внедрения Программы в Моздокском районе Республики Северная Осетия - Алания.
Наибольшими конфликтогенными проблемами в Моздокском районе являются рост межэтнического противостояния в молодежной среде и межконфессиональные отношения. В различных населенных пунктах Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания этнические группы проживают как совместно, так и раздельно. Конфликты молодежи внутри населенных пунктов и между различными населенными пунктами на протяжении последних нескольких лет количественно увеличиваются, при этом наблюдается структурированность и организованность в действиях молодежных групп.
Наиболее сложная ситуация наблюдается в г. Моздоке, в с. Кизляре, с. Новоосе-тиновском, с. Виноградном, с. Новогеоргиевском. Особую озабоченность вызывает рост противостояния в учебных заведениях, в которых учится молодежь не только из Моздокского района, но также из соседних регионов (Чеченская Республика, Ставропольский край, Кабардино-Балкарская Республика и т. д.). Наиболее часто конфликты происходят между представителями:
— различных населенных пунктов (земляческий принцип);
— этнических групп (например, кумыки -осетины; русские - чеченцы и т. д.);
— конфессиональных сообществ (мусульмане - не мусульмане) и т. д.
Город Моздок, являясь единственным городом для Моздокского района, а также соседних районов Чеченской Республики, привлекает молодежь из Чеченской Республики и из иных населенных пунктов Моздокского района приезжать в город для проведения досуга.
Особую тревогу вызывает распространение в молодежной среде всего СевероКавказского региона такого негативного социального феномена, как наркомания и алкоголизм.
Данное положение обостряет и без того сложную ситуацию в соседних районах вдоль административной границы с Чеченской Республикой, укрепляя в сознании молодежи негативные этноконфессиональные стереотипы в отношении друг друга.
Система сотрудничества правоохранительных органов с гражданскими структурами в Моздокском районе Республики Северная Осетия - Алания имеет принципиальные отличия от опыта, выработанного общественными организациями в Хасавюртовском районе Республики Дагестан. Данная система включает в себя ряд форм и элементов, которые являются крайне эффективными и востребованными в современных условиях формирования и развития гражданского общества в Российской Федерации.
Большой интерес, на наш взгляд, представляет опыт сотрудничества Моздокского Дома дружбы, который является структурным подразделением Министерства по делам национальностей и связи с общественностью Республики Северная Осетия - Алания, с отделом внутренних дел Моздокского района.
Деятельность Дома дружбы, в соответствии с частью 1.2. Раздела 1 Положения Моздокского районного Дома дружбы, утвержденного 10.02.05 г., направлена на:
— координацию работы национальнокультурных обществ, других общественных формирований в вопросах предотвращения попыток решать с помощью силы спорные вопросы в межнациональных отношениях, про-
тиводействия любым формам пропаганды с целью разжигания национальной розни;
— осуществление деятельности по накоплению, обобщению и распространению опыта работы национально-культурных обществ и других общественных формирований в области развития терпимого отношения к религиозным и культурноязыковым различиям национальных диаспор, проживающих на территории района, создание условий для диалога между представителями этнических, религиозных, культурных групп населения;
— организацию деятельности по воз-
рождению национальных культур, обычаев, духовных традиций и языка в тесном сотрудничестве с национально-культурными обществами,
творческими объединениями, учебными заведениями, трудовыми коллективами, религиозными организациями, с другими заинтересованными объединениями и отдельными людьми;
— разработку новых методов и форм работы в области межэтнического и межконфессионального сотрудничества, укрепления и развития связи с соседними регионами;
— создание условий для воспитания общечеловеческих духовных ценностей у разных возрастных, социальных и национальных групп населения, оказание методической помощи для подготовки и проведения общественно-значимых мероприятий.
Дом дружбы объединяет и координирует деятельность 13-ти национальнокультурных объединений, среди которых: общественно-национальный союз «Русь»; немецкое национально-культурное общество «Возрождение»; Союз моздокских кабардинцев «Мэздэгу Адыгэ Хасэ»; осетинское общество «Ныхас»; региональная еврейская национально-культурная автономия Республики Северная Осетия - Алания; греческое общество «Аполлон»; районная ассоциация
моздокских корейцев им. Хон Гиль До; североосетинское отделение Союза армян России «Арарат»; азербайджанское национально-культурное общество «Бирлик»; республиканское отделение Республики Северная Осетия - Алания международного общества турок-месхетинцев «Ватан»; кумыкское национально-культурное общество «Намус»; чеченское национально-культурное общество «Маршо»; Моздокский особый казачий отдел Терского казачьего войска и др.
В соответствии с пунктом 3.1. раздела 3 Положения Моздокского районного Дома дружбы объединение и координация деятельности вышеперечисленных организаций осуществляется через Координационный Совет, Совет старейшин Дома дружбы. Координационный совет, в соответствии с Приложением к Положению о Моздокском районном Доме дружбы формируется из руководителей национально-культурных объединений, других общественных организаций и руководителей администраций районов и города.
Деятельность Совета направлена на сотрудничество и усиление общественных объединений и органов местного самоуправления в деле межнационального общения и стабилизации морально-психологического климата. Вступление в Координационный совет осуществляется добровольно по устному заявлению руководителя объединения при наличии свидетельства о регистрации общественного объединения в Министерстве юстиции Устава объединения/общества, списков руководящих органов и ревизионной комиссии.
Таким образом, представителям различных общественных объединений, в том числе национально-культурным, Моздокский Дом дружбы предлагает использовать свою базу как механизм взаимодействия с органами местного самоуправления, что подразумевает обозначение и отстаивание своих прав и интересов. Данный механизм также является эффективным механизмом получения обратной связи общества и органов власти.
Представители Моздокского Дома дружбы выстроили конструктивные отно-
шения с отделом внутренних дел Моздокского района. Данные отношения соответствуют установкам и требованиям, озвученным Министром внутренних дел РФ в обращении к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД России от 23.08.2005: «... повседневная деятельность органов внутренних дел является публичной, доступной для общественного контроля, понятной для граждан и необходимой для общества.».
Пункт V Приложения к Приказу МВД России от 14 декабря 1999 г. N 1038 «Инструкция о порядке применения положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Приказа МВД РФ от 16.11.2001 N 1010, с изм., внесенными решением Верховного суда РФ от 16.11.2000 N ГКПИ 00-1195) регламентирует порядок проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел. Для решения данных задач в работе аттестационной комиссии районного управления внутренних дел Моздокского района Республики Северная Осетия-Алания принимают участие представители Моздокского Центра «Дружба». Представители Моздокского Дома дружбы в качестве членов Аттестационной комиссии предлагаются начальником районного управления внутренних дел и утверждаются в МВД, с правом совещательного голоса.
Иная интересная форма сотрудничества гражданских и правоохранительных структур осуществляется в рамках подготовки и проведения совещания по итогам оперативно-служебной деятельности. Данное совещание районного управления внутренних дел Моздокского района проводится раз в полгода. В обобщении материала, который включается в доклад, и в его обсуждении участвуют руководители национальных организаций и Центра «Дружба». В рамках данного совещания гражданские структуры имеют возможность поднимать и обсуждать первоочередные проблемы.
Ежеквартально в Моздокском районе проходит совещание «Встреча руководителей органов правопорядка с общественными организациями Моздокского района и Республики Северная Осетия - Алания», кото-
рое также позволяет обсуждать формы и эффективность данного сотрудничества, осуществлять постоянный процесс его совершенствования.
При формировании батальона быстрого реагирования руководители районного управления внутренних дел обращаются в национально-культурные и общественные организации с просьбой содействовать в формировании данной структуры. При этом роль национально-культурных и общественных организаций заключается в том, что, с одной стороны, представители этногрупп и иных сообществ получают возможность продвигать своих представителей в значимые структуры, с другой стороны, рекомендуя своих представителей в структуры правопорядка, они тем самым становятся гарантами вхождения в данную структуру наиболее достойных представителей своих этнических групп. Данная форма сотрудничества гражданских структур и МВД является неофициальной и осуществляется на принципах «дипломатии без галстуков».
Совещание участковых инспекторов происходит с участием представителей Дома дружбы, данные совещания проводятся 1 раз в неделю. Инспекция по делам несовершеннолетних МВД обращается в национальнокультурные объединения через Моздокский Дом дружбы, когда ни семья, ни школа не может оказать должного влияния. Инспекция рассматривает данное сотрудничество как механизм общественного участия в решении проблем детей. Комиссия по делам несовершеннолетних при администрации Моздокского района активно сотрудничает с Домом дружбы и через данное сотрудничество вовлекает национальные и общественные организации в решение вопросов по воспитанию и попечительству несовершеннолетних. Данное сотрудничество также является конструктивным механизмом предупреждения и профилактики правонарушений, наркомании и т. д.
Представители национально-культурных объединений участвуют в проведении контроля за общественным порядком в местах досуга молодежи (дискотеки, клубы и т. д.), что является общественной помощью
сотрудникам МВД. Кроме этого, совместно с представителями правоохранительных обществ национально-культурные объединения проводят регулярные посещения учебных заведений (колледжи, техникумы и т. д.), где проводят лекции и беседы с молодежью, направленные на разъяснение по вопросам культуры поведения, межэтнических взаимоотношениям и т. д.
Важным механизмом сотрудничества гражданских и правоохранительных структур является создание Общественного совета при МВД Республики Северная Осетия -Алания. Данная инициатива была выдвинута снизу и нашла понимание в руководстве МВД Республики. Инициативная группа вышла с предложением, которое было поддержано министром МВД Республики Северная Осетия-Алания, и на основании которого было подготовлено распоряжение министра о создании Совета.
Целью деятельности Общественного совета является обеспечение связи между органами правопорядка и обществом. Задачами Совета является:
— формирование позитивного общественного мнения о милиции;
— отслеживание и мониторинг деятельности МВД;
— фиксирование мнения населения и доведение его до руководства МВД.
В ходе деятельности Общественного совета в г. Моздоке каждый четверг осуществляется прием населения общественной приемной Министра МВД Республики Северная Осетия - Алания. В общественной приемной работает пять экспертов:
— представитель Моздокского Дома дружбы;
— председатель Комитета по правам человека Моздокского района;
— юрист;
— начальник Отдела по делам национальностей Моздокского района;
— представитель средств массовой информации.
С момента формирования Общественного совета общественной приемной было проведено три приема населения. В ходе
подготовки начала работы общественной приемной была проведена широкая кампания в средствах массовой информации о начале работы данной комиссии, ее целях и задачах, и т. д. В первый день приема населения обращений не было. Через неделю, в очередной плановый день приема, в общественную приемную были анонимные звонки. Полученная информация фиксировалась и проверялась. В осуществление третьего приема было получено три заявления. Два обращения после вмешательства экспертов общественной приемной были решены на месте, обратившиеся были удовлетворены. Одно заявление, которое в настоящее время находится в стадии решения, отправили в аппарат МВД Республики Северная Осетия - Алания. Члены общественной прием -ной отслеживают ход его рассмотрения.
Таким образом, в Моздокском районе сформировались устойчивые, системные и эффективные формы и механизмы сотрудничества гражданских структур и органов правопорядка. Объединяя собственные усилия и ресурсы, различные секторы общества консолидированно выявляют и решают социально-значимые проблемы региона, постоянно совершенствуя механизмы взаимодействия и сотрудничества.
Подводя некоторые итоги реализации Консолидированной программы действий в педагогическом взаимодействии правоохранительных структур с гражданским обществом, можно отметить, что ее использование оказало конструктивное влияние на принципы взаимоотношений ключевых субъектов правозащиты.
1. Органы местного самоуправления и государственной власти (4 субъекта РФ, 10 районов):
— развивались прямые горизонтальные отношения между структурами и органами управления из соседних регионов;
— вырабатывался опыт обозначения и решения проблем совместными консолидированными усилиями;
— расширялись знания, набор методов, инструментов и технологий в областях управления этнополитичес-
кими процессами и защиты прав человека;
— в значительной степени развивалось
доверие к неправительственным структурам, что содействовало вовлечению последних как полноправных субъектов в решение социально-значимых проблем
регионального и межрегионального формата;
— формировалось понимание необходимости развития гражданского контроля над деятельностью органов управления местного и республиканского уровня как ключевого фактора достижения и сохранения региональной стабильности;
2. Неправительственные организации:
— в среде национально-культурных объединений появились мотивация и установки на трансформацию противостояния и противодействия с государственными структурами, с иными национальными объединениями;
— формировалось осознание собственной роли и ответственности в формировании, способствующее выработке и осуществлению Альтернативных моделей решения социально-значимых проблем региона;
— появились примеры неполитизи-рованного и неконфронтационного опыта достижения своих целей и защиты своих интересов;
— позиционирование членов общества и социальных институтов как реальных субъектов этнополити-ческих процессов и структур повышения степени защиты прав человека;
3. МВД (сотрудники блокпостов, участковые, руководство районных отделов внутренних дел):
— сотрудники федеральных структур получили знания об этнокультурных особенностях и культуре народов, проживающих в регионе;
— руководители блокпостов, районных отделов внутренних дел и участковые, развивая сотрудничество с органами местного самоуправления и неправительственными структурами, получили новые знания и механизмы в области достижения общественной безопасности и защиты прав человека;
— осуществлен анализ своей роли в деле защиты прав человека и используемых методов данного процесса;
— более активно использовались
ресурсы неправительственных
организаций в деле достижения региональной стабильности и защиты прав человека;
4. Средства массовой информации (районные и республиканские газеты, телевидение):
— развивались горизонтальные связи между журналистским сообществом из регионов осуществления проекта;
— сформировались новые знания о методах решении проблем в области защиты прав человека и роли в данном процессе ключевых субъектов (органы местного самоуправления,
правоохранительные структуры, ре-
гиональная власть, неправительственный сектор, средства массовой информации);
— журналисты вовлекались в качестве более активных акторов в процесс формирования единого информации-онного пространства по освещению развития системного сотрудничества субъектов правозащитного процесса из различных регионов в решении проблем по стабилизации ситуации и защиты прав человека;
— было оказано содействие развитию большей степени самостоятельности средств массовой информации от зависимости местных администраций.
Об авторе
Гуров Данил Валерьевич, Ставропольский государственный университет, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики управления образованием. Сфера научных интересов - взаимодействие правоохранительных структур с гражданским обществом, проблемы создания и функционирования институтов гражданского общества, проблемы толерантности и поликультурности. mem2005@vandex.ru