Демократия Древней Руси и основные формы ее проявления в современном мире
Горюнов Павел Васильевич,
доктор экономических наук, профессор, Государственный
университет управления
E-mail: valentinaymar@hotmail.com
Горюнова Валентина Ивановна,
кандидат технических наук, заместитель директора, ОАО «Научный центр прединвестиционных исследований» E-mail: valentinaymar@hotmail.com
В статье рассматриваются демократические формы построения власти в ранней российской государственности, а также ее исторические истоки с оценкой возможности использования ее опыта на новой технологической основе. Целью статьи является комплексный анализ разных форм демократии во взаимосвязи с личной (и коллективной) свободой и демократическими ценностями. В качестве метода исследования используется системный подход к решению задач комплексного анализа взаимоувязанных элементов системных образований. В статье описываются исторические корни государственного устройства и традиции ранней демократии. Анализируется опыт формирования и полномочия демократии на примере «вече Великого Новгорода и Древней Руси». Рассматриваются следующие понятия: демократический способ формирования власти, личная свобода и ее первичные ограничения, коллективные интересы и свобода, демократические ценности, как конкурентные особенности образа жизни. Формулируются понятия автократии и определяется сфера ее применения в демократическом обществе.
На основе проведенного анализа выделены основные демократические ценности: дан анализ форм демократического управления по способу принятия решения и по способу участия граждан в формировании выборной власти; показано, что электронная или облачная демократия в виде электронного вече может стать продолжателем традиций и ценностей древнерусской демократии.
Статья может оказаться полезной для широкого круга читателей, интересующихся вопросами демократического устройства власти и возможностями развития демократических традиций.
Ключевые слова: Древняя Русь; традиции демократии; вече; личные интересы; свобода; демократические ценности; автократия; консенсусная демократия; демократия большинства; прямая демократия; представительная демократия; монархическая демократия; вассальная демократия; электронная демократия.
1. Крупнейшее современное европейское государство
В настоящее время Российское государство самое большое в Европе по населению и территории. Из своей более чем тысячелетней истории Россия преобладающую часть времени, была одной из доминирующих держав в Европе или во всем мире [5,9].
Столица России - Москва является крупнейшим мегаполисом Европы [6]. Третье место по населению в континентальной Европе занимает второй город России - Санкт-Петербург. Масштабность российских городов и просторов России, а также ее огромная территория формируют особый менталитет свободолюбия, суверенности и ощущения собственного достоинства ее граждан.
2. Истоки российской государственности и демократии
Исторически Российское государство происходит от первого известного древнерусского государства со столицей в городе Ладога (основан в 753 году). Считается, что Ладога до 839 года являлась центром русского каганата, который существовал в виде раннего русского образования на северо-востоке Европы [1 ]. Приход в 862 году князя Рюрика в Ладогу, которая после этого стала столицей Древней Руси, позволил создать крупнейшую на то время в Европе многонациональную страну. Таким образом, Ладога является первым центром единения и государственного строительства исторической России.
Первые упоминания о демократических ценностях на территории России известны с почти полутора тысячелетней давности. При этом ценности демократии распространялись на всех граждан, а не на отдельные слои общества, как на феодалов в западной Европе или на рабовладельцев в Древнем Риме. Так, по сведениям византийского исследователя Прокопия Кесарийского: «Эти племена, славяне и анты, не управлялись одним человеком, но издревле жили в народоправстве и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считаются общим делом» [4].
Основой хозяйственной деятельности было общинное земледелие. В общинах люди выбирали старейшин. Суд над нарушителями осуществлялся на основе копного права. Копа являлась собранием общины для решения жизненных вопросов и представляло собой мирское самоуправление в виде прямой демократии и по-видимому, была разновидностью вече. Копное право объединяло
5 -о
сз
<
совокупность принятых народных правовых норм и обычаев. Оно базировалось на единогласном решении - достижении единого мнения всех собравшихся [3]. Община была традиционной формой социальной организации. Для родовой общины характерен коллективный труд и совместное потребление. Более позднее образование в виде соседской общины сочетало общественное и индивидуальное земледелие.
3. Расслоение общества и первичное ограничение свобод
Переход к земледелию и скотоводству приводит к праву собственности на животных, пахотные земли и на воду в дефицитных на нее регионах. Изначально они становятся объектами коллективной собственности, которыми надо управлять и содержать. Зарождается коллективная трудовая повинность и ранние налоги в виде компенсации за невозможность участия в коллективном труде. Из-за прав на коллективную собственность, недостаток рабочих рук или желания снизить нагрузку коллективного труда в общине и др. возникают конфликты и войны с соседями. Они приводят к захвату чужой коллективной собственности и работников для ее обслуживания. Появляется дань для побежденных и налоги на безопасность для победителей - защиту от захвата территорий и людей с привлечением дружин, специализирующихся в этом деле. Все это требует коллективных решений.
Покоренные территории и люди на них, лишались демократических прав и участия в принятии коллективных решений. Демократия становится привилегией только для победителей, которые распределяют между собой общественную собственность побежденных и становятся ранними феодалами. Возникла практика разных наказаний за одинаковые преступления людей из разных слоев общества.
Новые хозяева организовывали производство продовольствия с низкими затратами на компенсационную оплату труда, преимущественно в качестве еды и ночлега. Это расширяло возможности обмена продовольственных товаров на производимые продукты ремесленного производства, которым было легче существовать в условиях коллективного проживания. В результате образуются поселения и города, где необходимы правила коллективного проживания и безопасности. Совместная жизнь формирует общие интересы, ограничивает личные свободы и предопределяет необходимость формирования властных структур управления и принятия коллективных решений по жизнедеятельности городов и поселений.
4. Прямая демократия древнерусского вече
ЕЕ
2 С появлением первых русских городов, в них выс-
сч шей властью преимущественно была прямая де-
~ мократия вече. Прежде всего, это относилось к го-
зе родам в Новгородских землях. Среди них: Ладога,
Полоцк, Ростов, Смоленск, Суздаль и др. Новгород-чина включала Северо-запад и Север Древней Руси. Именно здесь наиболее широко распространилась демократия вече.
Управление самим Великим Новгородом - второй древнерусской столицей, как и многими другими русскими городами и землями осуществлялось демократическим вече, являвшимся народным собранием граждан. В таких городах жители избирали должностных лиц на своих сходах. Высшими, избранными вече лицами, в Новгороде XII-XV веков являлись Посадник, выбиравшийся из бояр и Тысяцкие, избравшиеся из других сословий.
Вече нанимало князя с его дружиной для охраны и военных походов. Оно определяло вопросы войны и мира, налоговую политику, правила общественной жизни и многое другое демократическим путем. Практика разных наказаний за одинаковые преступления могла приобретать более справедливые формы - чем больше власть, тем больше ответственность за одинаковые преступления, а не наоборот. Аналогично, нынешней, по существу мировой практике в налогообложении - чем больше доходы, тем выше налоги.
Князья изначально не являлись правителями, их приглашали, заниматься военным делом. Им и их дружинам запрещено было жить в городе (только предместья), вмешиваться в городские дела, собирать налоги и сборы, покупать городские земли, заключать сделки и пр. Это была европейская практика в то время. Даже сейчас, Ватикан приглашает швейцарских гвардейцев, и никто не рассматривает их наем для охраны, как приглашение командира гвардейцев править Ватиканом.
Возможно, историки Российской империи при описании исторических событий, непроизвольно переносили самодержавие их времени в более ранние времена. Отсюда, прочтение летописей о приглашении князей с дружинами для получения права охраны и правления военными делами трактовалось, как - для правления всем.
Хотя, позже полномочия князей сильно выросли, но их во многих случаях продолжали выбирать на вече [5,9]. Срок княжения не устанавливался, но мог быть прекращен решением вече практически в любой момент. Например, в период с 1095 по 1305 гг. в Новгороде князья менялись 58 раз, порой задерживаясь всего на несколько месяцев [4]. Фактически это возможность контроля избирателей над деятельностью выбранной власти и отзыва ее полномочий при разочаровании в ней.
5. Культурное наследие и продолжение демократических традиций
Демократия новгородского вече существовала более шестисот лет, дольше, чем вече в других русских городах и землях. Демократический Великий Новгород - самый богатый и привлекательный для захватчиков город Руси того времени и его земли, не имели никакого ордынского ига. Они не были покорены и оставались, по существу независимыми
от Золотой орды, которая завоевала пол Европы. Таким образом значительная часть России - Новгородская Русь не была под золотоордынским игом и оставалась культурным центром страны с его значительным влиянием на другие русские земли.
Так, в русской речи характерным диалектическим явлением является «оканье» и «аканье» в виде безударного вокализма. «Оканье» - характерная особенность Северного диалекта, а «аканье» отличает Южное наречие [11]. Нельзя исключать, что именно на Северо-западе и Севере Руси с «оканьем» населения в произношении, был первоисточник письменного русского языка с «оканьем» в написании. Иначе трудно себе представить, чтобы в районах России с «аканьем» жителей в говоре, придумали написание слов, не соответствующее их произношению. При этом появление самого алфавита - Кириллицы на Руси возможно происходило другим путем. Письменность с момента своего появления резко расширила возможности и правила демократического управления.
В 1478 году Великий Новгород был присоединён к Москве, где к тому времени сформировался центр Российского государства. Однако, традиции вече нашли свое продолжение в разных формах -в Земских соборах в виде собраний представителей различных земель и сословий (обсуждение политических, экономических и административных вопросов 1549 г., избрание нового царя 1613 г.) [10], казацкой вольнице, общинах крестьян, а также собраниях и гильдиях других слоев общества. Поселения казаков были распространены почти по всей России.
Исходя из исторических традиций, возможно Российскому государству целесообразно возродить наиболее полезные элементы ранней русской демократии на новой технологической основе. Например, в виде электронного вече при проведении общероссийских референдумов, голосований и опросов, а также при осуществлении различных других демократических процедур, прежде всего, для уровня местного самоуправления.
6. Коллективная свобода и ценностные ограничения демократии
Демократия понятие коллективное и по сути, является не властью обезличенного народа, а формой участия его граждан в формировании власти. Это инструмент ступенчатого управления общими интересами сообщества, которые формируются за счет ограничения личных интересов, прав и свобод людей из такого сообщества. Для этого каждый из них передают часть своих прав и полномочий по собственным интересам, личной и коллективной свободе избранным представителям с возможностью контролировать управленческие процессы и использование переданных полномочий.
Индивидуальная (личная) абсолютная свобода - это авторитарная возможность принимать любые решения и действия в угоду собственным
интересам. Такая свобода возможна только на необитаемой территории и ограничена необходимостью сохранения среды обитания для продолжения жизнедеятельности, в современном понимании - экологическими ограничениями. Средством поддержания среды обитания является миграция и кочевой образ жизни, позволяющие такой среде восстановиться.
Демократия базируется на наличии общих интересов и коллективной свободе, являясь способом руководства обществом с участием и влиянием всех заинтересованных граждан. Коллективная свобода вводит ограничения на личную абсолютную свободу для обеспечения общих коллективных интересов. Распределение между людьми обязанностей, их специализация, обычаи, обряды, верования, вызывающие неравенство по образу деятельности и занятий, вырабатывают правила и ограничения коллективной жизни.
Ценности, характеризуют конкурентоспособные отличия и преимущества совокупного образа жизни, в том числе в виде, соответствующей законодательной и правовой среды и тем самым законодательно ограничивают свободу личности. Законность с независимостью судебных органов считается одной из ключевых ценностей демократии, также как распределение полномочий в многоуровневой системе демократического управления.
7. Распределение полномочий и право на жизнь
Распределение полномочий и независимость судебной системы должны гарантировать, в том числе невозможность единоличным решением одной ветви власти ликвидировать демократическое управление, нанести стране неприемлемый ущерб или ее даже разрушить по некомпетентности или злому умыслу (например, развал Советского Союза в 1991 г.), а также провести прочие недопустимые меры в ущерб населению государства. Личность лидера на любом уровне власти по своей природе авторитарна изначально или может становиться такой по мере приобретения властных полномочий. Жесткое распределение полномочий между ветвями власти, демократический контроль над ними и возможность судебного оспаривания превышения полномочий могут устранить угрозы неприемлемых последствий принятия единоличных ущербных решений.
Демократия, наряду с автократией и смешанной системой руководства и организации общественной жизни является инструментом принятия решений и одобрения действий по обеспечению коллективных интересов в ущерб личной свободе. В связи с этим, можно отметить, что в общественной жизни первичны интересы жизнеобеспечения, а вторична свобода и ее ограничения в виде конкурентоспособных ценностей и законных прав человека в обществе.
При этом, если в стране отсутствуют возможности удовлетворения интересов жизнеобеспечения, то для людей, как правило, вторична свобода
5 -о
сз
<
и ограничивающие ее ценности. Таким образом, в системе жизнедеятельности и народовластия первичны личные интересы. Вторична личная свобода и ее ограничения. Далее демократия коллективной свободы, дополнительно ограничивающая личную. Из этого следует, что демократия - это привилегия людей с гарантированным хотя бы минимальным уровнем жизни, а тем, у кого нет гарантий жизнеобеспечения, демократия практически не очень интересна.
Нищета и бедность мало совместима с реальной демократией, а государственные дотации малоимущим, которые можно отменить за нелояльность к власти, могут оказаться антидемократическим инструментом давления на потенциального избирателя. Власть, допустившая или специально создавшая нищету и бедность для простоты управления сообществом, с сохранением социального неравенства не может считаться демократичной. Нищета и бедность - способ исключения части граждан из процесса свободного волеизъявления и использования их невзгод для покупки голосов за нищенские деньги.
Отсюда ценность демократического общества - право на жизнь для всего населения, с гарантированным минимально необходимым обеспечением пропитания, одежды, проживания, досуга и медицинского обслуживания, в том числе за счет средств, изымаемых от чрезмерных доходов из-за несправедливого неравенства граждан. Знаменитый лозунг простых жителей древнего Рима: «Хлеба и зрелищ» являлся по сути, требованием обеспечения права на жизнь в понимании того времени и тех климатических условий.
8. Свобода, равенство и братство
Главными ценностными лозунгами французской буржуазной революции конца XVIII века в приложении к социально-экономическим отношениям были: «Свобода, равенство, братство», которые были частично или полностью утеряны в период феодальных отношений во Франции. Свобода -ценность необходимая при переходе от феодальных к капиталистическим отношениям, где необходимы свободные трудовые ресурсы для капиталистических предприятий. Равенство - ценность, характеризующая кооперативные отношения с одинаковыми паями участников кооперативов и товариществ. Братство - ценность, необходимая для поддержки нетрудоспособных граждан: несовершеннолетних детей, престарелых людей и инвалидов. Все эти ценности были и до французской буржуазной революции, но не носили всеобщего характера. Они и сейчас являются базовыми для демократической власти в обществе.
В принципе капиталистическое неравенство — в доходах граждан не может без специальных 2 ограничений обеспечить равенство кандидатов £ во властные структуры на демократических выбо-° рах. Демократия возникла задолго до появления ав капиталистических отношений в обществе. Капи-
тализм не создавал демократию он лишь, приспособил ее для обеспечения власти капитала за счет неравенства в доходах.
При этом нарушается важнейшая ценность демократии - равенство кандидатов на выборах во властные структуры. Условия на выборах не равны у бедных кандидатов и богатых капиталистов или зависимых людей, получивших от них деньги на выборную компанию под обязательства будущей, не всегда справедливой поддержки. Обеспечение ценности равенства кандидатов в процедуре выборов во властные структуры возможно путем одинакового ограничения денежных и информационных ресурсов кандидатов без возможностей использования, личных и пожертвованных средств, превышающих установленные лимиты.
9. Свобода слова - важная ценность демократии
Монополистический капитал трудно совместим с основной ценностью демократии - свободой слова, обеспечивающей свободу обсуждения конкуренцию высказанных идей, оценку принимаемых решений и пр. Монополия на средства массовой информации, не позволяет даже Президенту США свободно, без отключения прямого эфира национального телевидения, выступать и высказывать свою точку зрения, перед избравшем его народом. Такая ситуация красноречиво говорит о возникших проблемах со свободой слова в этой стране.
Это дополняется созданием монопольной сети, так называемых неправительственных организаций, которые по существу, финансируют лояльность журналистов и популяризацию ими в СМИ чужих интересов, публикацию пропагандистских материалов и даже ложной информации. Кроме того, для ограничения свободы слова просто закрываются или преследуются СМИ с альтернативными точками зрения, отличными от взглядов монополий. Это проблема, как правило бедных, зависимых и неуверенных в себе стран, власти которых неспособны ее удержать в условиях демократических ценностей. Такие зависимые страны вынуждены пускать к себе, якобы гуманитарные структуры, проводящие чужие интересы через поддержку местных СМИ.
Важным дополнением к свободе слова являются свобода собраний, мирных демонстраций и шествий, как элементов выражения свободы мнений и донесения их до окружающих жителей и властей. Однако такие коллективные действия не должны нарушать законные права, проживающего в и округе населения и демократически принятые законы о регламентации проведения коллективных мероприятий.
Возрождение конкурентоспособной ценности -свободы слова возможно с помощью демонополизации СМИ, запрета на покупку лояльности журналистов и серьезного контроля над этим. Свобода слова на международном уровне с предоставлением всем странам мира эфира и СМИ в каждой
стране затруднительна по техническим ограничениям. Однако, выделение таких возможностей Великим державам Совета безопасности ООН, отражающих основной спектр политических взглядов в современном мире, вполне реально. Это взаимно снизит монополию на свободу слова во всем мире.
10. Демократический контроль над авторитарными структурами
Автократия - это управление и организация общества с расширением интересов и свободы отдельных личностей или слоев общества в ущерб остальным. Одной из главных ценностей демократического общества считается безопасность, которая обеспечивается государственными структурами, а в случае недостаточности защиты может дополнятся личными средствами, включая оружие. Опыт свободы владения оружием в ряде стран на постсоветском пространстве показывает надуманность многих суждений ограничения на владение оружием.
Следует отметить, что в отдельных случаях обеспечение безопасности граждан, требует в определенном законом порядке передачи части или даже всех полномочий демократической власти авторитарным структурам. Это обычно, необходимо в случаях военных действий, природных катастроф, эпидемий и пр. В таких случаях авторитарное обеспечение безопасности населения может временно превалировать над целесообразностью соблюдения демократических процедур.
Государственные структуры, обеспечивающие безопасность, наиболее эффективно управляются автократией в этой сфере. К организациям, обеспечивающим безопасность относятся: армия, полиция, спецслужбы, следственные органы, прокуратура и пр., которые более результативны при авторитарном подчинении и беспрекословном выполнении законных приказов высшего руководства. Однако, авторитарные структуры должны быть вписаны в демократическое управление с помощью реального контроля и руководства со стороны, вышестоящих демократических структур. Такое ограничение дополняется принятием законодательства, не позволяющего авторитарным структурам проводить антидемократические действия в ущерб правам населения.
Причем, это относится и к авторитарным партийным структурам, которые не могут быть избраны правящей партией в демократической стране. Это нарушает основную ценность демократии -примат демократических структур над авторитарными в стране. Приход к власти путем выборов авторитарной нацистской партии в довоенной Германии в 1933 г. привел к катастрофическим последствиям для всего мира. Этот исторический факт доказывает необходимость ценности - главенства демократических структур в иерархии власти. Только партии с демократическим устройством могут участвовать в демократических выборах и претендовать на власть.
Одним из способов разрушения в стране системы управления, включая демократию является введение демократических процедур в организации, требующие авторитарного управления. Например, в России после февральской революции 1917 года - необходимость командирам в армии согласовывать свои приказы с избранными советами солдатских депутатов привела практически к полной недееспособности армии.
Также как в Советском Союзе в конце 80-х годов XX века, введение выбранных советов трудовых коллективов на предприятиях в значительной мере парализовало деятельность их руководителей. Это в совокупности с разрешением не ограниченного перевода безналичных денег в наличные, нарушило товарно-денежный баланс в стране. Кроме того, все это дополнилось отменой без переходного периода государственной монополии внешней торговли, вызвавшей единовременный массовый вывоз из страны за бесценок товаров. В итоге был создан тотальный дефицит, возникли региональные продуктовые карточки и разруха без внешнего военного вмешательства.
11. Основные ценности и виды демократического управления
Ценности общежития из древне формировались человечеством в виде обычаев, нравов, верований и пр. Религиозные ценности общественной жизни, искренних верующих становились заповедями. При этом многие из них были настолько универсальны, что заимствовались прямо противоположными идеологическими структурами. Например, христианские заповеди, почти идентично были переписаны в кодекс строителей коммунизма в СССР и по сути реализованы в законодательстве страны. Это говорит об универсальности всеобщих законных прав человека и ценностей, которые не связаны с идеологией и вполне могут сочетаться с ценностями современной демократии.
Таким образом к неотъемлемым демократическим ценностям можно отнести: право на жизнь; обеспечение безопасности; личная и коллективная свобода; политическое и социальное равенство; братство относительно недееспособных граждан; свобода слова; иерархия главенства демократических структур; всеобщие законные права человека; распределение полномочий властей в многоуровневой демократии; соблюдение законности; разная ответственность за нарушения -чем больше власть, тем выше ответственность; возможность отзыва выбранных лиц.
Демократическое управление имеет много разновидностей исходя из исторических, национальных и религиозных свобод и традиций разных народов. Наиболее распространенные из них по способу принятия решения - консенсусная демократия и демократия большинства, а по способу участия граждан в формировании выборной власти: прямая демократия; представительная демократия; монархическая демократия; вассальная демократия.
5 -о
сз
<
12. Демократическое управление по способу принятия решения
Наиболее распространенной до XVIII века в Европе была прямая демократия, где граждане принимали свои согласованные, устраивающие всех, решения с помощью единогласия консенсусной демократии или на основе демократии большинства с подчинением меньшинства [7].
Консенсусная демократия базируется на единогласном согласованном решении всех участников голосования. Это самый справедливый способ принятия решений в ранней общинной демократии и актуальный сейчас на высшем международном уровне. Так, в Совете безопасности ООН принцип единогласия консенсусной демократии реализуется правом «вето» Великих держав, от которых требуется единогласная поддержка решений Совета. Единогласие консенсусной демократии работает во многих международных экономических и других организациях, а также при заключении международных договоров.
Демократия большинства использует процедуры подчинения меньшинства решениям принятым большинством. При этом меньшинство обязано выполнять решение большинства, но свобода слова позволяет критиковать принятые решения и добиваться их отмены легальными методами. Кроме того, должны гарантироваться права меньшинства от авторитарного произвола большинства, несовместимого с демократическими ценностями, в том числе относительно расовых, национальных, религиозных, языковых и других меньшинств. Ответственность за угнетение меньшинств в обществе должны нести вышестоящие демократические органы на соответствующем уровне: местном, региональном, государственном или международном.
13. Демократическое управление по способу формирования власти
Среди видов демократического управления по способу формирования власти можно выделить наиболее распространенные, описанные ниже.
Прямая демократия - это непосредственное участие заинтересованных граждан в формировании власти путем прямых выборов руководителей и голосовании при решении общегосударственных вопросов. Например, прямых выборов Президента, руководителей различных обществ и кооперативов, а также при прямом участии в голосовании на референдумах. Прямая демократия на высшем государственном уровне наиболее часто применима в выборном процессе при президентской форме государственного устройства с принятием решений по процедурам демократии большинства. — Из пяти Великих держав Совета безопасности 52 ООН, в трех (РФ, США, Франция) президентская е^ форма государственного управления, а в двух ~ из них (РФ и США) федеральное устройство. Пря-зе мая демократия наиболее полно отражает мне-
ние избирателей, непосредственно голосующих за конкретные решения либо за руководителя общества или страны.
Представительная демократия реализуется путем делегирования части собственных прав и интересов выбранным руководителям, депутатам или делегатам в многоуровневой демократии, которые обязаны принимать свои решения с учетом интересов избирателей и нести ответственность перед ними за свои деяния. Представительная демократия чаще применяется при парламентской форме государственного устройства, в которой избиратели выбирают депутатов парламента или голосуют за отдельные партии и их партийные списки депутатов. Затем парламентское большинство формирует правительство и выбирает его руководителя. К сожалению, на каждом уровне голосования представительной демократии несколько искажается позиция конкретного избирателя, размываясь в предвыборных программах партий и последующих компромиссах при формировании правительств. Затрудняется контроль и ответственность перед избирателями из-за наличия нескольких уровней выборного процесса.
Монархическая демократия - это государственное устройство власти, в котором часть представительских, обычно президентских функций, оставлена за главой монархии и передается по праву наследования без участия граждан. Это как правило, реализуется вместе с парламентской формой государственного управления, поскольку часть президентских полномочий передана монарху. В связи с этим монархической демократии свойственны все недостатки и затруднения представительской демократии плюс исключение из демократического процесса части президентских функций делегируемых в семью монарха.
Вассальная демократия предполагает передачу части своих полномочий на надгосударствен-ный уровень или их утрату в результате военного поражения и оккупации победителями, часто с необходимостью согласовывать кандидатуры высших руководителей с органами победителей или надгосударственными структурами. Этими же органами и структурами осуществляется действенный контроль над деятельностью властных органов вассальной демократии. Остаточные властные функции такой демократии могут реализо-вываться с помощью отдельных демократических процедур. Естественно, что страны с вассальной демократии врятли, могут считаться демократическими, поскольку избирателям остается очень ограниченная сфера деятельности для демократического управления.
Прямая консенсусная демократия с принятием единогласных, приемлемых для всех решений, является по сути единственной формой демократии, которая в определенной степени, может соответствовать термину - народовластие. Другие виды демократии не отражают общее мнение, участвующих в принятии решений граждан.
14. Представительная демократия
в межгосударственных отношениях
Равноправие депутатов в представительной демократии характеризуется относительно одинаковым числом избирателей, проголосовавших за них, вследствие примерного равенства населения в избирательных округах. Такого равенства населения нет у разных стран при голосовании в ООН и других международных объединениях. Их численность населения различается, иногда почти в 1000 раз. Например, как у каждой из трех стран Прибалтики и Индии, которая помимо огромной численности населения (вторая на планете) [12], является третьей экономикой в мире (ВВП по ППС) и ядерной державой, имея один голос при голосовании, против суммарно трех у крошечных стран Прибалтики. В принципе, это пережитки феодальной демократии, где равенство при голосовании феодалов - суверенов определялось по сословию и рождению, а не по числу людей в феодальных поместьях и их объединениях.
Для устранения такой несправедливости можно использовать полезный опыт ЕС, где отошли по ряду решаемых вопросов от голосования одна страна - один голос к процедуре частично, учитывающей численность населения стран. Такой или похожий опыт можно использовать и при голосовании в ООН. Когда помимо числа стран, может учитываться суммарная численность населения этих стран, а по отдельным важным вопросам результат голосования возможно определять по числу суммарного населения стран, проголосовавших за резолюцию. Такой подход, исходя из опыта ЕС может оказаться более справедливым способом выражения мнения населения планеты.
15. Электронное вече в виде продолжения древнерусской демократии
Новые перспективы информационно-коммуникационных технологий в современном мире позволяют реализовывать властные функции с помощью электронной демократии или облачной демократии. Это даст возможность использовать такую демократию в качестве средства для коллективных, мыслительных (краудсортинг) и административных процессов в виде информирования заинтересованных структур и лиц, принятия коллективных решений путем электронного голосования, контроля исполнения решений на всех уровнях от местного самоуправления, регионального и государственного управления, до международного [8].
Электронное вече может стать продолжателем традиций и ценностей древнерусской демократии на новой технологической базе и должно иметь площадки для обсуждения и реализации ценности свободы слова. Это помимо организации электронного голосования, в том числе не только по выбору, но и при необходимости по отзыву выбранных лиц. При этом обсуждение не может быть анонимным и участники голосования должны
участвовать в нем под своими именами, как на реальном собрании - вече. Доступ к процессу голосования должен быть индивидуальным примерно, также как при проведении удаленных банковских операций.
Опыт последних выборов Президента США в ноябре 2020 года показал не только достоинства электронного голосования, но в связи с возможностями манипуляций и подтасовок, породил у части избирателей сомнения в результатах голосования. Такая ситуация должна быть гарантировано исключена в программном обеспечении электронного вече.
Литература
1. Кирпичников А.Н. Старая Ладога древняя столица России. (Электронный ресурс) М., 2019. voopik.ru/doc/region/leningradskoe_otdeleni-e/02pdf (дата обращения 25.09.20).
2. Столицы России (Электронный ресурс) М., ш-wikipedia.org/wiki/Столицы России (дата обращения 27.09.20).
3. Копное право. (Электронный ресурс) М., ruwiki-pedia.org/wiki/ Копное_право. (дата обращения 17.11.20).
4. Вече - древняя и средневековая форма выборов и прямой демократии на Руси / Купрач А. (Электронный ресурс) М., rcoit.ru/lib/histjry/an-cient_russia/16551/ (дата обращения 17.11.20).
5. Предложение по названию и твердой валюте Союзного государства России и Беларуси в современных и перспективных условиях/ Горюнов П.В., Горюнов В.П./ Экономика и предпринимательство. Макроэкономика - 2020. -№ 10, с. 277-285.
6. Города Европы с населением более 500 тысяч человек. (Электронный ресурс) М., ш^й-pedia.org/wiki Города_Европы_с_населением_ более_ 500_тысяч_человек (дата обращения 25.10.20).
7. Демократия. (Электронный ресурс) М., ш^й-pedia.org/wiki Демократия (дата обращения 05.12.20).
8. Электронная демократия. (Электронный ресурс) М., 2017. ru.wikipedia.org/wiki Электрон-ная_демократия (дата обращения 07.12.20).
9. Величие и твердая валюта Союзного государства - гарантия безопасности и высокого уровня жизни населения/ П.В. Горюнов, В.П. Горюнов - Москва: ГУУ, 2020. - 59, [1] с. - Текст: непосредственный.
10. Первый Земский собор. (Электронный ресурс) М., histrf.ru/lenta-vremeni/event/view/piervyi-zemskiy-sobor (дата обращения 07.02.21).
11. Русская диалектология/ Под ред. Касатки- р на Л.Л. - М., 2005 г. ИИ
12. 10 самых больших стран мира по населению Е 2020,2019 список I Самые населенные стра- К ны мира. (Электронный ресурс) М., statdata.ru/ » 10-samih-bolshih-stran-mira-po-naseleniu (дата у обращения 25.01.21). А
DEMOCRACY OF THE ANCIENT RUSSIA AND THE MAIN FORMS OF ITS MANIFESTATION IN THE MODERN WORLD
Goryunov P.V., Goryunova V.I.
State University of Management, JSC Scientific Center for Pre-Investment Research
The article discusses the democratic forms of building power in early Russian statehood, as well as its historical origins with an assessment of the possibility of using its experience on a new technological basis. The purpose of the article is a comprehensive analysis of various forms of democracy in conjunction with personal (and collective) freedom and democratic values. As a research method, a systematic approach to solving problems of integrated analysis of interconnected elements of system formations is used. The article describes the historical roots of the state device and the tradition of early democracy. The experience of the formation and powers of democracy is analyzed by the example of "Veche of Veliky Novgorod and Ancient Russia." The following concepts are considered: a democratic way to form power, personal freedom and its primary restrictions, collective interests and freedom, democratic values, as competitive way of lifestyle. The concepts of autocracy are formulated and the scope of its application in a democratic society is determined.
Based on the analysis, the main democratic values are allocated: an analysis of the forms of democratic management for a decision makeup and in the method of participation of citizens in the formation of electoral authorities; it is shown that electronic or cloud democracy in the form of an electronic evening can become a successor of the traditions and values of the ancient Russian democracy. The article may be useful for a wide range of readers interested in the democratic device and the possibilities of developing democratic traditions.
Keywords: ancient rus; traditions of democracy; veche; personal interests; Liberty; Democratic values; autocracy; consensus democracy; Most democracy; direct democracy; Representative democracy; Monarchic democracy; Vassal democracy; Electronic democracy.
References
1. Bricks A.N. Old Ladoga The ancient capital of Russia. (Electronic resource) M., 2019. voopik.ru/doc/region/leningradskoe_ otdelenie /02pdf (reference date 09/25/20).
2. Capital of Russia (electronic resource) M., ruwikipedia.org/wiki/ Stolites of Russia (reference date 09/27/20).
3. Copular right. (Electronic resource) M., ruwikipedia.org/wiki/ Copular_night. (Reference date 17.11.20).
4. Vese - an ancient and medieval form of elections and direct democracy in Russia / Kupurakh A. (electronic resource) M., rcoit. ru/lib/histjry/ancient_russia/16551/ (date of handling 17.11.20).
5. Offer on the title and solid currency of the Union State of Russia and Belarus in modern and promising conditions / Goryunov P.V., Goryunov V.P. / Economics and Entrepreneurship. Macroeconomics - 2020. - № 10, p. 277-285.
6. Cities of Europe with a population of more than 500 thousand people. (Electronic resource) M., ru.wikipedia.org/wiki Cities_ EVROPY_S_S_SE_More_ 500_Teysh_chelovka (date of handling 25.10.20).
7. Democracy. (Electronic resource) M., ru.wikipedia.org/wiki democracy (reference date 05.12.20).
8. Electronic democracy. (Electronic resource) M., 2017. Ru.wiki-pedia.org/wiki Electronic_Temocracy (Date of handling
07.12.20).
9. The greatness and firm currency of the Union State - security guarantee and high standard of living of the population / P.V. Goryunov, V.P. Goryunov - Moscow: GUU, 2020. - 59, [1] c. - Text: immediate.
10. First Zemsky Cathedral. (Electronic resource) M., histrf.ru/ lenta-vremeni/event/view/piervyi-zemskiy-sobor (reference date
07.02.21).
11. Russian dialectology / Ed. Kasatkina L.L. - M., 2005
12. The 10 largest countries in the world in the population 2020, 2019 List I The most populated countries of the world. (Electronic resource) M., Statdata.ru/ 10-SAMIH-B0LSHIH-STRAN-MIRA-PO-Naseleniu (reference date 01/25/21).