Научная статья на тему 'ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ'

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
образование / формирование и развитие личности / образовательный потенциал / дифференцированный подход / дифференциация.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урусова Л. Х., Шигалугова М. Х.

В статье исследуется проблема реализации дифференцированного обучение в современное образовательное пространство. В контексте формирования современной личности феномены «развитие личности» и «образование» неразрывно связаны друг с другом. В данном исследовании рассматривается дифференцированное обучение как способ обеспечения разнообразия подходов к образовательному процессу подрастающего поколения. Современная молодежь разнится не только родным языком и социально-экономическим происхождением, она также различается по своему предыдущему школьному опыту, стилям обучения и их возможностям. Дифференцированное обучение – эффективный метод обучения, помогающий учителям в соответствии с учебными планами и требованиями образовательных стандартов, уделяя внимание потребностям в обучении каждого ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ»

УРУСОВА Лаура Хабаловна,

старший преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского Университета МВД России, кандидат педагогических наук, e-mail: [email protected] SPIN-код: 3747-0402

ШИГАЛУГОВА Мариана Хасановна,

старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского Университета МВД России, подполковник полиции, кандидат педагогических наук,

e-mail: [email protected]

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

Аннотация. В статье исследуется проблема реализации дифференцированного обучение в современное образовательное пространство. В контексте формирования современной личности феномены «развитие личности» и «образование» неразрывно связаны друг с другом. В данном исследовании рассматривается дифференцированное обучение как способ обеспечения разнообразия подходов к образовательному процессу подрастающего поколения. Современная молодежь разнится не только родным языком и социально-экономическим происхождением, она также различается по своему предыдущему школьному опыту, стилям обучения и их возможностям. Дифференцированное обучение - эффективный метод обучения, помогающий учителям в соответствии с учебными планами и требованиями образовательных стандартов, уделяя внимание потребностям в обучении каждого ребенка.

Ключевые слова: образование, формирование и развитие личности, образовательный потенциал, дифференцированный подход, дифференциация.

URUSOVA Laura Kh,

Senior lecturer of the State, Civil and Law disciplines Department of the North-Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the MOI of Russia, the Candidate of Pedagogical Sciences

SHIGALUGOVA Mariana Kh.,

Senior lecturer of the Law Enforcement Organization Department of the North-Caucasian Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the MOI of Russia, the Candidate of Pedagogical Sciences, Lieutenant colonel

DIFFERENTIATION OF TEACHING AND LEARNING: ADVANTAGES

AND DISADVANTAGES

Annotation. The paper explores the problem of implementing differentiated learning into a modern educational space. In the context of the formation of the modern personality, the phenomena "development of the personality" and "education" are inextricably linked with each other. This study considers differentiated learning as a way to ensure a variety of approaches to the educational pro-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-10-195-198 NIION: 2018-0076-10/22-1054 MOSURED: 77/27-023-2022-10-1252

cess of the younger generation. Modern youth differ not only in their native language and socio-economic background, they also differ in their previous school experience, learning styles and their capabilities. Differentiated learning is an effective method of learning that helps teachers according to curricula and educational standards requirements, paying attention to the learning needs of each child.

Key words: education, formation and development of personality, educational potential, differentiated approach, differentiation.

В современном мире проблема образовательных стандартов и места в нем дифференцированного обучения вызывает постоянные споры и разногласия. Сторонники и противники данного направления в обучении пытаются основательно обосновать идеологию занимаемой «оппозиции», в силу конфликтов интересов, а порой и полного отсутствия консолидирующих приоритетов. Конфронтация современных образовательных «лагерей» в поиске продуктивного, эффективного и развивающего индивидуально-личностные способности метода или подхода в обучении каждого ребенка вполне обоснована.

В контексте формирования современной личности феномены «развитие личности» и «образование» неразрывно связаны друг с другом. Для тех, кто учится в (начальных, средних, высших) учебных заведениях, развитие личности является одним из самых распространенных терминов. Частота его употребления подтверждает его важность. Развитие личности не означает обогащение кругозора человека. Развитие личности не сводится к получению высоких оценок. Развитие личности - это совокупность различных дефиниций, демонстрирующих уровень и степень формирования человека. Развитие личности - это знание того, кем личность является. Оно включает в себя все качества, сильные и слабые стороны личности.

В данной статье рассматривается дифференцированное обучение как способ обеспечения разнообразия подходов к образовательному процессу подрастающего поколения. Современная молодежь разнится не только родным языком и социально-экономическим происхождением, она также различается по своему предыдущему школьному опыту, стилям обучения и их возможностям. Чтобы помочь каждому ученику быть лучшим и развить его индивидуально-личностные способности, необходимо обратить внимание на то, что мы можем сделать, чтобы поддержать его обучение [2].

Дифференцированное обучение заключается в использовании методов и способов обучения, максимально корректирующих и развивающих индивидуально-личностные возможности каждого ребенка. В данном исследовании рассматриваются некоторые аспекты дифференциро-

ванного обучения, его преимущества и недостатки.

Адаптировать методы к потребностям в обучении отдельных учащихся возможно только лишь при высоком уровне педагогического мастерства учителя. Чтобы стать «отличной» системой, дифференцированное обучение должно иметь возможности адаптироваться к различным стилям обучения учеников [1].

Дифференцированное обучение - эффективный метод обучения, помогающий учителям в соответствии с учебными планами и требованиями образовательных стандартов, уделяя внимание потребностям в обучении каждого ребенка.

Термины «дифференциация» или «дифференцированное обучение» чаще всего используются как синонимы. В нашем исследовании чаще используется термин «дифференцированное обучение», но иногда будет использоваться «дифференциация», для простоты понимания. Что такое дифференцированное обучение? В чем же его специфика?

Дифференциация может выглядеть по-разному в разных классах, потому что учителя используют многочисленные стратегии и инструменты для дифференцированного обучения. Независимо от конкретных сочетаний методов, однако эффективно дифференцированные классы разделяют несколько ключевых характеристик. Учащиеся одного возраста различаются по их готовности учиться, их стилям обучения, их интересам, их опыту и происхождению.

• Эти различия достаточно существенны, чтобы гарантировать, что учеников учат разным вещам с разной скоростью и с разным подходом.

• Учащиеся лучше всего усваивают информацию, когда их курирует взрослый, но где они могут работать без посторонней помощи.

• Учащиеся лучше усваивают информацию, когда связь между содержанием учебной программы и личными интересами совпадает.

• Учащиеся лучше всего усваивают материал, когда обучение естественное.

• Лучше всего ученики учатся, когда они чувствуют уважение со стороны членов школьного сообщества.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

• Основная задача школы состоит в том, чтобы максимизировать потенциал каждого ученика.

Учитель заблаговременно планирует дифференциацию для решения различных потребностей в обучении — в отличие от корректировки плана урока, когда ему становится ясно, что это не работает для некоторых учеников. Дифференцированная инструкция больше качественная, чем количественная.

Перечислим ряд принципов, на которых строится дифференцированное обучение и они являются признаками эффективного дифференцированного обучения.

• Учитель признает, что никто не может знать всё и таким образом разрабатывает инструкцию вокруг предметов первой необходимости.

• Учитель понимает, что, несмотря на то, что все ученики имеют одинаковые основные потребности, необходимо учесть важные личностные особенности и различия в их обучении.

• Необходимо вести учет результатов прогресса и умственного роста ребенка в виде оценок либо баллов.

• Преподаватель подстраивает содержание, процесс преподавания/обучения и целевой продукт в соответствии с потребностями различных групп учащихся, где это уместно. Дифференциальное обучение включает в

себя корректировку качества задания, чтобы оно соответствовало потребности ученика, не меняя объема работы [3].

Поскольку удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся лежит в основе дифференцированного обучения, учителя ищут любую возможность, чтобы познакомиться со своими учениками лучше — через беседы, обсуждения в классе, наблюдение или формальное оценивание.

Затем учителя разрабатывают и модифицируют учебный опыт на основе результатов оценок. Успеваемость каждого ученика в отдельности. Дифференцированная инструкция обеспечивает несколько подходов содержания, обработки и способов влияния на эффективность обучения.

В основе дифференцированного обучения лежит модификация четырех элементов: контента (что учащиеся изучают), процесса (как учащиеся понимают информацию и идеи), продукта (как они показывают то, что выучено) и воздействия учебной среды (климат или тон в класс). Эта модификация демонстрирует готовность учащихся учиться.

В центре дифференцированной инструкции находится ученик.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

Учитель в первую очередь координирует время, пространство и деятельность, а не предоставляет информацию. Темп варьируется в зависимости от потребности. Цель состоит в том, чтобы помочь учащимся стать самостоятельными учениками и проявить ответственность за свое обучение.

Дифференцированное обучение представляет собой смесь классных (коллективных), групповых и индивидуальных методов обучения.

Учитель использует различные учебные стратегии, чтобы помочь развитию потребностям учащихся. Учащиеся могут работать в различных группах.

Преподавание постоянно развивается благодаря сотрудничеству между учеником и учителем, который включает в себя настройку класса и индивидуальной цели. Учителя следят за тем, насколько обучение подходит ученику, и делают корректировки, где это необходимо.

Большинство учителей интуитивно понимают необходимость дифференциации. Сбор доказательств также указывает на то, что последовательное и качественное использование модели дифференциации увеличивает мотивацию, удовлетворенность и достижения учащихся. Тем не менее, есть некоторое неправильное понимание того, что такое дифференциация, а что нет.

Основной принцип дифференцированного обучения, который к каждому ученику нужно относиться с уважением и поддерживать способами, которые лучше всего помогают им развиваться, вероятно, что-то, что все педагоги могут принять. Вероятно, это правда, что мы все хотели бы сделать мы делаем все возможное, чтобы это произошло. Однако даже при всем желании вряд ли любой из нас может гарантировать, что все будет правильно каждый раз. Каждый педагог старается повысить свой уровень мастерства.

Основная область разногласий, по-видимому, можно ли это сделать в разнородных классах с широким диапазоном способностей учащихся, потребностей и интересов. Как мы видели, некоторые утверждали, что что это было бы слишком требовательно к учителям и что это также означало бы, что некоторые из самых ярких студенты будут задержаны, в то время как некоторые из более слабые ученики могли почувствовать, что они остались позади, если дифференцированное обучение не проводилось тщательно.

Таким образом, важно помнить, что дифференцированное обучение диктует свои требования и критерии отбора для современного образовательного пространства. Необходимым на наш взгляд является исследование потенциала интерактивных средств обучения как способа формирования знаниевого образа и определения эффек-

тивности [4]. В эпоху модернизации образования конкуренция в сфере педагогического отбора выявляет и констатирует недостаток соответствующего уровня профессиональной подготовки современных учителей, которая отвечала бы требованиям современных инновационных процессов общества. Подрастающее поколение - самый ценный человеческий ресурс, который нуждается в грамотном управлении, развитии и образовании. Лишь при комплексном взаимодействии всех участников педагогического процесса совместно со всеми социальными институтами общества успешная реализация целей модернизации образования в контексте глобализации возможна.

Список литературы:

[1] Базарный, В. Ф. Негативные последствия бесполого образования /В.Ф. Базарный // Дитя человеческое. Психофизиология развития и регресса. — М., 2009. - С. 212-226.

[2] Ильин, Е. П. Дифференциальная психология мужчины и женщины / Е. П. Ильин. СПб., 2002. - 174с.

[3] Урусова, Л.Х. Гендерный подход в образовании: за и против/Л.Х. Урусова/ /Вестник Владимирского государственного университета им.

Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. 2020. №41(60). С. 30-39.

[4] Машекуашева М.Х. Применение инновационных средств обучения как важнейшая гарантия качества обучения. Заметки ученого. 2022. № 7. С. 315-317.

Spisok literatury:

[1] Bazamyj, V. Р №да^пуе posledstviya bespologo obrazovaniya /УР Bazamyj // Ditya chelovecheskoe. Psihofiziologiya razvitiya i regressa. — М., 2009. - S. 212-226.

[2] И'т, Е. Р. Differencial'naya psihologiya muzhchiny i zhenshchiny / Е. Р. И'т. SPb., 2002. -174s.

[3] Urusova, L.H. Gendemyj podhod V оЬга-zovanii: za i ргаА^.Н. Urusova/ /Vestnik Vladimir-skogo gosudarstvennogo universiteta im. Aleksandra Grigor'evicha i Nikolaya Grigor'evicha Stoletovyh. Seriya: Pedagogicheskie i psihologicheskie nauki. 2020. №41(60). S. 30-39.

[4] Mashekuasheva М.Н. Primenenie innova-cionnyh sredstv оЬи^етуа kak vazhnejshaya дагап-tiya kachestva obucheniya. Zametki uchenogo. 2022. № 7. S. 315-317.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.