Научная статья на тему 'ШКОЛА КАК МЕСТО СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГОПОКОЛЕНИЯ В БОРЬБЕ С НАСИЛЬСТВЕННЫМ ЭКСТРЕМИЗМОМ'

ШКОЛА КАК МЕСТО СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГОПОКОЛЕНИЯ В БОРЬБЕ С НАСИЛЬСТВЕННЫМ ЭКСТРЕМИЗМОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
дифференцированное обучение / школьное образование / маскулинность / феминность / мужественность / женственность / гендер / насильственный экстремизм.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урусова Л. Х., Шигалугова М. Х.

В данной статье исследуется феномен школы как места социализации подрастающего поколения в борьбе с насильственным экстремизмом. Изучается проблема целостного комплекса факторов, влияющих на успешную социализацию подрастающего поколения и предотвращения пагубного действия насильственного экстремизма в школьной среде. Выявление учащихся из группы риска является деликатным делом для школ и их сотрудников. Существуют индикаторы и признаки индивидуальной уязвимости. Учащиеся, которые уязвимы из-за риска дискриминации или маргинализации, нуждаются во внимании и поддержке. Рекомендуются следующие методы: ориентировочный принцип и психосоциальная динамика. Меры предосторожности актуальны для профилактических мероприятий, а также для мероприятий по разъединению, реабилитации и реинтеграции. Насильственный экстремизм, несомненно, гендерное явление. Действительно, хотя все чаще сообщается, что женщины играют активную роль в насильственных экстремистских организациях и нападениях в качестве нападающих и сторонников, мужчины по-прежнему чаще становятся исполнителями насильственных экстремистских актов и, следовательно, целью кадровых кампаний. Учитывая преобладающую специфику опыта женщин и мужчин, все усилия по профилактике должны учитывать гендерный аспект при работе с учащимися, входящими в группу риска. Это может включать рассмотрение гендерных аспектов движущих сил насильственного экстремизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ШКОЛА КАК МЕСТО СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГОПОКОЛЕНИЯ В БОРЬБЕ С НАСИЛЬСТВЕННЫМ ЭКСТРЕМИЗМОМ»

УРУСОВАЛаураХабаловна,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, e-mail: [email protected]

ШИГАЛУГОВА Мариана Хасановна,

кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал)

Краснодарского университета МВД России, подполковник полиции, г. Нальчик, e-mail: [email protected]

ШКОЛА КАК МЕСТО СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРАСТАЮЩЕГОПОКОЛЕНИЯ В БОРЬБЕ С НАСИЛЬСТВЕННЫМ

ЭКСТРЕМИЗМОМ

Аннотация. В данной статье исследуется феномен школы как места социализации подрастающего поколения в борьбе с насильственным экстремизмом. Изучается проблема целостного комплекса факторов, влияющих на успешную социализацию подрастающего поколения и предотвращения пагубного действия насильственного экстремизма в школьной среде. Выявление учащихся из группы риска является деликатным делом для школ и их сотрудников. Существуют индикаторы и признаки индивидуальной уязвимости. Учащиеся, которые уязвимы из-за риска дискриминации или маргинализации, нуждаются во внимании и поддержке. Рекомендуются следующие методы: ориентировочный принцип и психосоциальная динамика. Меры предосторожности актуальны для профилактических мероприятий, а также для мероприятий по разъединению, реабилитации и реинтеграции. Насильственный экстремизм, несомненно, - гендерное явление. Действительно, хотя все чаще сообщается, что женщины играют активную роль в насильственных экстремистских организациях и нападениях в качестве нападающих и сторонников, мужчины по-прежнему чаще становятся исполнителями насильственных экстремистских актов и, следовательно, целью кадровых кампаний. Учитывая преобладающую специфику опыта женщин и мужчин, все усилия по профилактике должны учитывать гендерный аспект при работе с учащимися, входящими в группу риска. Это может включать рассмотрение гендерных аспектов движущих сил насильственного экстремизма.

Ключевые слова: дифференцированное обучение, школьное образование, маскулинность, феминность, мужественность, женственность, гендер, насильственный экстремизм.

URUSOVA Laura Kh,

Candidate of Pedagogical Sciences, senior lecturer of the State, Civil and Law disciplines Department Candidate of pedagogical sciences of the North-Caucasian Institute for Advanced Studies (Branch) of the Krasnodar University of the MOI of Russia, Nalchik

SHIGALUGOVA Mariana Kh.,

Candidate of Pedagogical Sciences, senior lecture of the Department of Organization of Law Enforcement Activities of the North-Caucasian Institute for Advanced Studies (Branch) of the Krasnodar University of the MOI of Russia, Lieutenant colonel, Nalchik

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-8-218-223 NIION: 2018-0076-8/22-917 MOSURED: 77/27-023-2022-8-1115

SCHOOL AS A PLACE OF SOCIALIZATION OF THE GROWING GENERATION IN THE FIGHT AGAINST VIOLENT EXTREMISM

Annotation. This article explores the phenomenon of the school as a place of socialization of the younger generation in the fight against violent extremism. The problem of a holistic complex of factors affecting the successful socialization of the younger generation and the prevention of the harmful effects of violent extremism in the school environment is being studied. Identifying students at risk is a delicate matter for schools and their staff. There are indicators and signs of individual vulnerability. Students who are vulnerable due to the risk of discrimination or marginalization need attention and support.The following methods are recommended: the orienting principle and psychosocial dynamics. Precautionary measures are relevant for preventive measures as well as for disengagement, rehabilitation and reintegration activities. Violent extremism is clearly a gendered phenomenon. Indeed, while women are increasingly reported to play an active role in violent extremist organizations and attacks as attackers and supporters, men are still more likely to be perpetrators of violent extremist acts and thus the target of recruitment campaigns.Given the predominantly gender-specific experiences of women and men, all prevention efforts should be gender-responsive when working with at-risk students. This may include addressing the gender dimensions of the drivers of violent extremism.

Key words: differentiated learning, school education, masculinity, femininity, masculinity, femininity, gender, violent extremism.

Проблема социализации школьного образования всегда вызывает повышенный интерес у всех участников данного процесса. Для миллионов детей и подростков, получающих среднее образование, школа является одним из наиболее важных социальных условий вне их семей. Это место, где они учатся взаимодействовать со сверстниками и с другими членами общества. Для этих учащихся и тех, кто получает образование, особенно важно, чтобы в школах была безопасная и благоприятная среда обучения. Однако, бывают случаи, когда школа может выступить социальной средой с таким поведением её членов, где подростки выступают объектами агрессии и насилия. В силу чего, может сформироваться девиантность поведения либо психологическая деформация личности. Что прискорбно в отношении этих форм насилия в контексте обучения, помимо их разрушительного воздействия на жертв, так это общий дух, который распространяется по всему образовательному заведению или учреждению, когда насилие считается нормальным способом решения проблем, в т.ч. учащимися, которые не участвуют в этом. Чтобы искоренить это молчаливое, но разрушительное убеждение, школа должна принять четкую политику «нулевой терпимости к насилию». Хотя такая политика не может немедленно положить конец насилию, она эффективна, поскольку дает четкий ответный сигнал о том, что организация и все ее члены едины в приверженности недопустимости любых форм насилия [1].

Целью данного исследования является попытка изучения проблемы целостного комплекса факторов, влияющих на успешную социа-

лизацию подрастающего поколения и предотвращения пагубного действия насильственного экстремизма в школьной среде. Научная новизна данного исследования состоит в попытке исследования проблемы насилия в школе как возможность продемонстрировать, что школьный персонал привержен принципам ненасилия и уважения человеческого достоинства. Следовательно, когда имеет место насилие, дисциплинарные меры должны быть воспитательными, а не карательными. Учащимся необходимо понимать свое плохое поведение и последствия своих действий. В этих обстоятельствах также жизненно важно, чтобы учащиеся вели диалог, чтобы понимать причины и процессы эскалации конфликта, приведшие к применению насилия. Не менее важно, чтобы учащиеся участвовали в поиске справедливого решения. Другие эффективные стратегии включают использование хорошо структурированного и контролируемого посредничества сверстников для разрешения случаев насилия в средних школах. Так же может быть эффективным развитие навыков разрешения конфликтов у учащихся (всех возрастов), учителей, школьного персонала и родителей посредством включения образования в области мира и разрешения конфликтов в официальные учебные программы и целенаправленные информационно-пропагандистские программы.

Учащиеся, которые уязвимы из-за риска дискриминации или маргинализации, нуждаются во внимании и поддержке. Это могут быть дети из групп культурных меньшинств, которые переехали из других регионов или стран, которые не владеют языком, используемом в качестве средства обуче-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

ния в школе, или имеют физические или умственные характеристики, которые отличают их от большинства. Тщательно разработанные службы интеграции должны быть обеспечены для них. Простые занятия, такие как кружки, клубы, дискуссионные сообщества, занятия спортом и другие внеклассные мероприятия, могут воспитывать чувство того, что их ценят и признают сверстники и сообщество, что является ключевым фактором социальной интеграции [2].

Услуги, предоставляемые этим группам, должны быть направлены на обеспечение их интеграции в школьную среду, но эту интеграцию следует понимать как включение, основанное на уважении к разнообразию. Усилия по интеграции, предпринимаемые за счет отличительного фона учащихся, могут оказаться контрпродуктивными. Кроме того, требуется такт, чтобы не заклеймить тех, кто нуждается в интеграционных услугах. Как только они приобретут базовые навыки для интеграции, они должны прекратить обучение и быть ассимилированы в основной школьной жизни. Школы и учебная среда, в целом, должны оказывать поддержку не только учащимся с особыми потребностями, но и более широкому контингенту учащихся.

Выявление учащихся из группы риска - деликатное дело для школ и их сотрудников. Существующие индикаторы и признаки индивидуальной уязвимости горячо обсуждаются профессионалами в области образования, поскольку они зависят от многих переменных, в т.ч. связанных с контекстом. На самом деле, применение этих показателей может привести либо к неправильной отчетности, либо к завышению отчетности, с серьезными последствиями для учащихся, семей и школ. Предоставление недостоверных данных представляет собой вполне реальный риск, поскольку т.н. признаки могут также быть мимолетными проявлениями личного напряжения или признаками неудавшихся личных амбиций, которые не имеют ничего общего с процессами радикализации, ведущими к насилию. Если индикаторы применяются ненадлежащим образом или в спешке, могут возникнуть стигматизация или ложные обвинения. Это, в свою очередь, может подпитывать как дискриминацию со стороны правонарушителей, так и чувство несправедливости у жертв, и то и другое может использоваться для оправдания актов насильственного экстремизма [3].

Проблемы с применением индикаторов и знаков в отдельных случаях настолько велики, что некоторые эксперты утверждают, что школы должны сосредоточиться на педагогической профилактике и воздерживаться от попыток выявить потенциальных воинствующих экстремистов.

Однако, учитывая рост случаев насильственных экстремистских актов, есть ощущение, что работники образования и семьи, пострадавшие от этого явления, ищут помощи в том, как вести себя в сложных случаях. Перед лицом таких требований отказ от предоставления каких-либо рекомендаций не является вариантом.

В ответ на опасения и вопросы, которые могут быть подняты учителями, преподавателями и педагогическим персоналом в целом, о том, как применять индикаторы таким образом, чтобы не отвлекать от общей цели образования, и, не ущемляя права отдельных учащихся, можно рекомендовать следующие методы.

1. Принцип, лежащий в основе любого набора показателей, должен диктовать, что они являются ориентировочными, а не предписывающими, и должны быть разработаны таким образом, чтобы позволить профессионалам выявлять учащихся в группе риска. В первую очередь, предоставления им соответствующей поддержки на ранней стадии, которая защищает их от вербовки воинствующими экстремистскими группами и помогает им отказаться от насилия. Использование таких показателей должно быть предметом коллегиальных обзоров с участием преподавателей и соответствующей семьи, чтобы гарантировать наличие разнообразия взглядов на поведение учащегося до принятия решения.

2. Для надлежащего использования таких показателей требуется хорошее понимание заинтересованными сторонами, включая членов сообщества, того, кто уязвим и подвержен риску. Это включает в себя точную оценку психосоциальной динамики, которая играет в этом контексте не последнюю роль. На основе этого общего понимания индивидууму, подвергающемуся риску, могут быть предоставлены помощь и поддержка, при этом сводя к минимуму риски причинения вреда или ущерба невиновным. Это включает в себя все усилия для решения социальных и личных проблем, с которыми сталкиваются люди. Вышеупомянутые меры предосторожности актуальны для профилактических мероприятий, а также для мероприятий по разъединению, реабилитации и реинтеграции [4].

Во избежание ошибок в процессах перенаправления и случаев злоупотребления властью, рекомендуется, чтобы механизмы и протоколы перенаправления были разработаны в консультации с учителями, ответственным школьным персоналом, учащимися и назначенными специалистами из органов юстиции, здравоохранения и сектора защиты детей, работающими в качестве контактных лиц в школах и за их пределами. Эти механизмы должны четко определять соответствующие роли и обязанности всех заинтересо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

ванных сторон, особенно в том, что касается процессов принятия решений. Они также должны указать применимые этические и правовые рамки и объяснить процедуру подачи жалоб о нарушениях в соответствующие органы.

Насильственный экстремизм, несомненно, -гендерное явление. Действительно, хотя все чаще сообщается, что женщины играют активную роль в насильственных экстремистских организациях и нападениях в качестве нападающих и сторонников, мужчины по-прежнему чаще становятся исполнителями насильственных экстремистских актов и, следовательно, целью кадровых кампаний. Учитывая преобладающую специфику опыта женщин и мужчин, все усилия по профилактике должны учитывать гендерный аспект при работе с учащимися, входящими в группу риска. Это может включать рассмотрение гендерных аспектов движущих сил насильственного экстремизма. Кроме того, поскольку женщины и девочки серьезно страдают от насилия со стороны экстремистов, потребности и права женщин должны поощряться посредством превентивных мер, а также их лидерства в таких инициативах. Это включает в себя обеспечение того, чтобы в школьном контексте женщинам, особенно молодым, была предоставлена возможность высказать свое мнение о школьном климате.

Предполагается, что при наделении полномочиями и правильной поддержкой молодые женщины могут играть смягчающую роль в отношении распространения насильственного экстремизма и радикализации, ведущих к насилию среди их сверстников. Не менее важны варианты разобщения, реабилитации и реинтеграции с учетом гендерной специфики для женщин и мужчин, которые могут помочь людям из группы риска излечиться от насилия (особенно гендерного), если они сами стали жертвами насильственного экстремизма, будучи членами таких групп.

Эффективная работа по предотвращению насильственного экстремизма редко возможна без взаимопонимания, сотрудничества и доверия между образовательными учреждениями и различными секторами общества, которые играют образовательную роль. Ниже приводится краткое описание участников, которые играют ключевую образовательную роль в профилактических мероприятиях. Приведенный ниже список не является исчерпывающим. Есть много других профессиональных категорий, которые можно добавить в этот перечень, например, артисты-исполнители, бизнес-сообщество, медицинское сообщество и т.п. [5].

Излишне говорить, что родители и ближайшие родственники являются наиболее важными агентами социализации для детей. Как правило,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

знание семьи и происхождения учащегося помогает учителям и школе понять его поведение в школьной среде. Что касается насильственного экстремизма, исследования показали, что семейные предшественники членов воинствующих экстремистских движений не дают общего основания для объяснения. Однако семья может сыграть важную роль в защите учащихся, находящихся в группе риска. Для этого необходимо развить у родителей понимание процессов радикализации, ведущих к насилию, и вооружить их навыками, позволяющими играть активную роль в формировании позитивного отношения к ненасилию. Действительно, матери и отцы могут оказывать особенно конструктивное влияние, если они знают, как общаться с детьми осмысленно, без морализаторства. Когда матерей информируют, поддерживают и расширяют возможности, они имеют все возможности для выявления потенциальных уяз-вимостей.

Отцы и другие члены семьи мужского пола несут значительную ответственность за ценность и демонстрацию ненасильственных моделей мужественности. При сотрудничестве с семьями школы должны избегать обобщений, которые стигматизировали домохозяйство или пытались установить упрощенные корреляции между типами домохозяйств (например, семейные пары, семья с одним родителем и т.д.) и насильственным экстремизмом.

От насильственного экстремизма, в первую очередь, страдает подрастающее поколение. Они часто становятся жертвами и исполнителями насильственных экстремистских действий. Это делает их одинаково важными партнерами в борьбе с насильственным экстремизмом. Рассматривать их как участников решений, а не как проблему, необходимо, чтобы использовать их потенциал и стать преобразующей силой, особенно в школьном контексте. Если с ними обращаться как с равными и ответственными партнерами с четкими правами и обязанностями, они могут внести существенный вклад в разработку и реализацию соответствующих программ и политики. Их потенциал создавать нарративы, основанные на ценностях культурного разнообразия и взаимопонимания, которые противоречат пустым обещаниям и пропаганде воинствующих экстремистских групп через средства массовой информации и ИКТ, следует использовать в полной мере.

Религиозные сообщества и нерелигиозные мировоззренческие организации играют не менее важную роль. Открытый диалог между членами религиозных сообществ, нерелигиозными мировоззренческими организациями и другими представителями общества имеет решающее значение для создания климата доверия и взаимного

уважения в обществе и подает пример мирного диалога. Внутриобщественный диалог не менее важен для понимания и оценки разнообразия мнений и опыта внутри сообществ. Для достижения этой цели может потребоваться предварительное обучение религиозных лидеров и преподавателей тому, как способствовать такому диалогу и поддерживать учащихся из группы риска, которые ищут психологическую и социальную поддержку. Поскольку молодые люди из группы риска могут обращаться к религиозным лидерам за советом, эти тренинги также должны информировать лидеров о существующих процессах направления к специалистам и соответствующих службах поддержки. Лидерам также может потребоваться разъяснение их прав и обязанностей по отношению к молодежи в соответствии с действующим законодательством.

Сотрудничество между школой и полицией может быть полезно для усилий по предотвращению, если совместные действия регулируются в соответствии с национальными стратегиями в области образования, и, если соответствующие роли и обязанности каждого партнера четко определены и поняты полицией, педагогическим персоналом, учащимися и семьи. Недоверие между учащимися и правоохранительными органами отрицательно повлияет на общение между школами и полицией. Это может оказаться проблематичным, особенно если требуется срочное вмешательство полиции.

Укрепление доверия между школами и полицией имеет решающее значение для обеспечения успешных результатов профилактических мероприятий. Его можно воспитать с помощью различных занятий. Сотрудники полиции могут дать совет или дать рекомендации по вопросам насильственного экстремизма и мерам предупреждения преступности в целом. Они также могут выступать в качестве преподавателей по общим вопросам безопасности. Молодых людей также можно приглашать на тренинги для сотрудников полиции, где они могут высказать свою точку зрения по определенным чувствительным вопросам, таким как «поиск и остановка», которые, как правило, непропорционально затрагивают молодых людей. Такие разовые вмешательства позволяют студентам и сотрудникам полиции мирно взаимодействовать и вести диалог, а также разрушать взаимные предположения, страх и возможное недоверие.

Практически каждая агрессивная и ненасильственная экстремистская группа имеет свой собственный веб-сайт и, во многих случаях, поддерживает несколько сайтов на разных языках с различными сообщениями, адаптированными для конкретной аудитории. И учащиеся, и молодые

люди за пределами школьной среды остаются уязвимыми для своей пропаганды и ненависти. Однако чаще всего школы игнорируют этот вопрос. Связи между насильственным экстремизмом и средствами массовой информации слишком часто рассматриваются как вопрос, которым должны заниматься интернет-провайдеры и другие заинтересованные стороны СМИ. Это должно измениться. Необходимы более активные меры для защиты студентов и молодежи в целом от проявлений насильственного экстремизма, распространяемых через средства массовой информации, особенно цифровые. Это включает повышение осведомленности в школьной среде о средствах массовой информации или цифровом гражданстве или о том, как конструктивно использовать Интернет и другие цифровые средства массовой информации, в т.ч. о том, как распознавать их вредные и негативные сообщения, а также как создавать новые платформы и сети для диалога и взаимопонимания понимание. Концепция медиаграмотности или цифрового гражданства может быть интегрирована в учебную программу и служить общей платформой для мобилизации всех преподавателей для развития соответствующих навыков. Вовлечение гражданского общества, а также онлайн-сообществ и интернет-посредников (например, поисковые системы, Интернет 3. Области действий провайдеры услуг, социальные сети в Интернете и т.д.), чтобы сделать цифровой источник информации более безопасным. Блогеры и другие участники социальных сетей также могут быть мобилизованы для работы со студентами в целях внедрения цифрового воспитания гражданственности.

И последнее, но не менее важное, учителя играют центральную роль в предотвращении насильственного экстремизма - не как агенты слежки, а как преподаватели. В прямом контакте с молодыми людьми они могут быть образцами для подражания, агентами перемен и посредниками, поддерживать диалог и моделировать взаимное уважение. Они также могут быть первыми, кто выявляет признаки радикализации, ведущей к насилию, и смягчает их, исследуя спорные вопросы. Наконец, учителя могут служить мостом между школой, семьей и более широким сообществом, чтобы гарантировать, что все заинтересованные стороны работают над достижением общей цели по поддержке и помощи учащимся из группы риска. Чтобы учителя могли играть конструктивную роль посредников мира, с ними необходимо консультироваться, мотивировать и снабжать соответствующими средствами преподавания и обучения.

В зависимости от возможностей каждой страны (институциональных, финансовых и чело-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

веческих), ее политической приверженности усилиям по предотвращению и ее уязвимости перед насильственным экстремизмом могут быть реализованы различные виды профилактических мероприятий.

Список литературы:

[1] Баранников А.В. Современная школа в новых условиях распределённого образования. -М.: УЦ, Перспектива, 2019. - 412 с.

[2] Мишин Ю.Д., Постников П.М., Прохоров В.Т. Модернизация: мифическая и действительная // Модернизация отечественного высшего образования: расчёты и просчёты: материалы Междунар. научно-метод. конф. 3 февраля, 5 марта 2015 г. СГУПС, НТИ (филиал) МГ. - Новосибирск. Изд-во СГУПСа, 2015. - С. 4.

[3] Урусова Л.Х. О концепции современной системы национального образования// А1тат^ег (Вестник высшей школы). - 2019. - № 10. - С. 16-18.

[4] Урусова Л.Х. Подготовка современных преподавателей и оценка их деятельности на основе компетентностного подхода // Вестник Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. Серия: Педагогические и психологические науки. - 2021. - № 46 (65). - С. 98-108.

[5] Харсеева Н.В., Копенкина Ю.В. Система российского образования: проблемы и перспективы: монография. - Краснодар: КСЭИ, 2017. -84 с.

Spisok literatury:

[1] Barannikov A.V. Sovremennaya shkola v novyh usloviyah raspredelyonnogo obrazovaniya. -M.: UC, Perspektiva, 2019. - 412 s.

[2] Mishin Yu. D., Postnikov P.M., Prohorov V.T. Modernizaciya: mificheskaya i dejstvitel'naya // Mod-ernizaciya otechestvennogo vysshego obrazovaniya: raschyoty i proschyoty: materialy Mezhdunar. nauch-no-metod. konf. 3 fevralya, 5 marta 2015 g. SGUPS, NTI (filial) MG. - Novosibirsk. Izd-vo SGUPSa, 2015. - S. 4.

[3] Urusova L.H. O koncepcii sovremennoj sis-temy nacional'nogo obrazovaniya // Almamater (Vest-nik vysshej shkoly). - 2019. - № 10. - S. 16-18.

[4] Urusova L.H. Podgotovka sovremennyh prepodavatelej i ocenka ih deyatel'nosti na osnove kompetentnostnogo podhoda // Vestnik Vladimir-skogo gosudarstvennogo universiteta im. A.G. i N.G. Stoletovyh. Seriya: Pedagogicheskie i psihologich-eskie nauki. - 2021. - № 46 (65). - S. 98-108.

[5] Harseeva N.V., Kopenkina Yu.V. Sistema rossijskogo obrazovaniya: problemy i perspektivy: monografiya. - Krasnodar: KSEI, 2017. - 84 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.