Научная статья на тему 'ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ'

ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ЛИЧНОСТЬ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PERSONALITY-ORIENTED APPROACH / INDIVIDUAL PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS / PERSONALITY / HIGH EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урусова Лаура Хабаловна

В современной системе высшего образования одним из стратегических приоритетов является теоретическое осмысление и практическая реализация личностно-ориентированного обучения. В статье рассматривается проблема осуществления персонифицированного подхода в процессе высшего образования. Изложено авторское видение личностно-ориентированного подхода. Исследованы некоторые тезисы психологии и педагогики для построения концепции индивидуального подхода в системе высшего образования. Автор попытался разработать механизм реализации личностно-ориентированного подхода в преподавании иностранного языка в высшем образовательном учреждении. Проведенное исследование позволило утверждать, что в психолого-педагогической науке в настоящее время существует широкий спектр концептуальных подходов в решении обозначенной проблемы. Однако общим для всех является субъект образовательного процесса - личность обучающегося, с соблюдением необходимых условий для его обучения и развития. Реализация личностно-ориентированного обучения станет возможной, если данный процесс будет спроектирован как совместное обучение и познавательная деятельность обучающего и обучающегося, направленный на гармоничное и всестороннее развитие последнего.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PERSONALIZED APPROACH IN EDUCATION: PROBLEMS AND PROSPECTS

In the modern education system, one of the strategic priorities is the theoretical and methodological understanding and practical implementation of personality-oriented learning. The paper considers the problem of implementing a personified approach in the process of education and training. The author's vision of a personality-oriented approach is stated. Some theses of psychology and pedagogy are studied to build the concept of an individual approach in education and training. The author tried to develop a mechanism for the implementation of a personality-oriented approach in teaching a foreign language in a higher educational institution. The study made it possible to argue that in the psychological and pedagogical science there is currently a wide range of conceptual approaches to solving this problem. However, common feature is the emergence as a subject of the learner personality, creating the necessary conditions for his full learning and development. The initial assumption was confirmed by the study that the implementation of personality-oriented learning will be possible if this process is designed as a joint learning and cognitive activity of the learner and learner, aimed at the harmonious and comprehensive development of the learner.

Текст научной работы на тему «ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»

УДК 371

DOI: 10.17673/vsgtu-pps.2020.2.13

ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Л.Х. Урусова1

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России

Российская Федерация, 360016, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Мальбахова, 123 E-mail: lauraurusova@gmail. com

Аннотация

В современной системе высшего образования одним из стратегических приоритетов является теоретическое осмысление и практическая реализация личностно-ориентированного обучения. В статье рассматривается проблема осуществления персонифицированного подхода в процессе высшего образования. Изложено авторское видение личностно-ориентированного подхода. Исследованы некоторые тезисы психологии и педагогики для построения концепции индивидуального подхода в системе высшего образования. Автор попытался разработать механизм реализации личностно-ориентированного подхода в преподавании иностранного языка в высшем образовательном учреждении. Проведенное исследование позволило утверждать, что в психолого-педагогической науке в настоящее время существует широкий спектр концептуальных подходов в решении обозначенной проблемы. Однако общим для всех является субъект образовательного процесса - личность обучающегося, с соблюдением необходимых условий для его обучения и развития. Реализация личностно-ориентированного обучения станет возможной, если данный процесс будет спроектирован как совместное обучение и познавательная деятельность обучающего и обучающегося, направленный на гармоничное и всестороннее развитие последнего.

Ключевые слова: личностно-ориентированный подход, индивидуальные психологические характеристики, личность, высшее образование.

Введение

Нынешняя образовательная система выделяет персонифицированный подход в процессе образования в качестве приоритетного и перспективного направления. Теоретическое осмысление и практическая реализация личностно-ориентированного обучения содержит в себе стратегический потенциал современного высшего образования. Однако в современном высшем образовании происходят различные изменения и реформы. Современным обществом выдвигаются определенные требования к специалисту с высшим образованием. Специалист должен быть высококвалифицированной и творческой личностью с независимым и критическим способом мышления.

Первоочередной целью современного высшего образования является всесторонняя реализация способностей обучающихся. Индивидуальный подход в образовании является лучшим методом для удовлетворения потребностей и требований совре-

1 Урусова Лаура Хабаловна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры «Государственные и гражданско-правовые дисциплины».

менного общества. Этот подход направлен на личность обучающегося, его психологические особенности, опыт, потребности и интересы. Известный русский психолог П.Ю. Гальперин [3] утверждал, что задача педагога не в том, чтобы возложить все обязанности на плечи обучающегося, а в том, чтобы создать обстоятельства, при которых обучающийся не может не выполнять требуемые действия. Но, к сожалению, традиционные методы все чаще преобладают в образовании.

Эти методы основаны на администрировании и контроле, авторитетном типе отношений между педагогом и обучающимся, где система оценки является самоцелью, но не средством поощрения. В противовес этой жесткой и несколько догматической системе образования основан личностно-ориентированный подход. Такой подход в образовании предполагает, что на основе знаний психологических характеристик личности обучающегося педагог должен создать наиболее благоприятную среду, которая мотивировала бы его к обучению. Задача педагога состоит в мобилизации и развитии познавательных способностей обучающегося - восприятия, внимания, памяти, в формировании концепций, навыков суждения и решения проблем.

Хотя проблема личностно-ориентированного подхода в образовании была рассмотрена довольно многими авторами в педагогике, прослеживается некоторая двусмысленность в понимании. Например, некоторые авторы путают понятие так называемой дифференциации с личностно-ориентированным подходом или личностно-ориентированный подход с индивидуальным обучением. Целью данной статьи является исследование психологической модели личностно-ориентированного подхода в процессе высшего образования. В настоящем исследовании предпринята попытка: а) изложить авторское видение личностно-ориентированного подхода; б) изложить некоторые тезисы психологии и педагогики для построения концепции персонифицированного подхода в высшем образовании; с) поделиться некоторыми методами реализации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения в высшем образовательном учреждении.

1. Обзор литературы

Основные теоретические концепции индивидуализации и дифференциации в высшем образовании, основные формы их внедрения в практику преподавания освещались в работах отечественных и зарубежных исследователей.

Преимущества личностно-ориентированного подхода по сравнению с традиционным теоретически обоснованы в работе Е.В. Бондаревской [1]. А.А. Кирсанов [7, 8] доказывал, что личностно-ориентированный подход может быть успешно реализован только на основе дифференциации обучающихся в соответствии с уровнем их знаний, интересов и личностных характеристик. И.Ф. Исаев [5] исследовал проблему личных характеристик и навыков педагога. Автор подчеркивает важность права психологической самоорганизации учителя, его эмпатии и этики. По мнению И.Ф. Исаева, важным фактором успеха процесса обучения является заинтересованность обучающего в сотрудничестве с обучающимся для достижения определенной цели. И.С. Якиманская [18, 19] разделяет существующие модели персонифицированного подхода к образованию в зависимости от общества, предметной дифференциации и психологии.

В.М. Киселев и В.В. Янковская [9] занимались проблемами российского высшего образования при внедрении болонского процесса. Ими был изучен процесс интеграции российского и зарубежного высшего образования и определен ряд трудностей, возникающих в ходе личностно-ориентированной подготовки специалистов высшей квалификации.

Б.П. Яковлев [20] проводил исследования, связанные с индивидуальной готовностью к саморазвитию личности при определенных психолого-педагогических условиях взаимодействия обучающегося с преподавателем.

Н.М. Хвастунова [16] исследовала технологию знаково-контекстной стороны процесса реализации индивидуализированного подхода в высшем профессиональном образовании.

A.Ф. Латыпова и А.В. Дорофеев [10] проанализировали концепции понятий «личностная образовательная траектория» и «личностный образовательный маршрут» в процессе освоения учебной дисциплины как средства реализации личност-но-ориентированного подхода в системе высшего образования.

Н.В. Горбунова [4] изучала сущность личностно-ориентированного подхода в системе высшего профессионального образования и определила условия и специфику методов и технологий при осуществлении профессиональной подготовки будущих специалистов в высшей школе.

И.А. Юрловская [17] исследовала сущностные характеристики условий личностного развития студента и профессионального становления педагога в высшем образовательном пространстве.

Л.А. Туленковой [13] проанализированы педагогические учения Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И.С. Якиманской относительно личностно-ориентированного подхода для формирования личности, рассмотрены и систематизированы основополагающие принципы личностно-ориентированного подхода.

B. Уолтерс [14] занимался исследованием описательных примеров личностного подхода, ориентированного на преподавателя, и личностного подхода, ориентированного на ученика. М. Веймер [2] исследовал учебно-ориентированное обучение и выявил его ключевые факторы. Обучение, ориентированное на учителя, отводит учителю активную роль в учебном процессе, а обучающемуся - пассивную. С точки зрения целей обучения акцент обычно делается на привлечении студентов, чтобы помочь развить критическое мышление, навыки поиска, способность связать тему урока с реальными проблемами, придумав хорошие вопросы для изучения предмета, а также учиться на ошибках. Эти и другие характеристики обучения, ориентированного на учащихся, являются преимуществами этого подхода.

Д. Кембер [6] описал две стороны преподавания: ориентацию на преподавателя (его концепция преподавания и содержания обучения) и ориентацию на обучающегося (студента) и его развитие.

К.Р. Роджерс [12] определил важное предварительное условие для личностно-ориентированного обучения - присутствие в образовательном пространстве лидера или человека, который воспринимается как авторитетная фигура, способная правильно обучить и развить личность обучающегося.

Р.М. Харден и Дж. Кросби [15] описывают стратегии обучения, ориентированного на преподавателя, как сосредоточение внимания на учителе, передающим знания обучающемся. Также он описывают обучение, ориентированное на студента, и действия студента для достижения этой цели.

2. Материалы и методы

Некоторые психологические характеристики вовлечены в процесс познания. Личностный подход в образовании и обучении основан на знании этих психологических характеристик. Психологические процессы, связанные с познанием, изучаются когнитивной психологией. Основной метод обучения, используемый когнитивными психологами, - наблюдение. Для удобства изучения полученных данных были предложены различные модели. Одной из наиболее широко используемых является модель обработки информации, которая состоит из ряда этапов, каждый из которых включает в себя определенные уникальные психические операции. Некоторые когнитивные психологи описывают следующие когнитивные процессы: память, внимание, ощущение, восприятие, распознавание образов, воображение, язык, эмоции и т. д.

П.Ю. Гальперин разработал концепцию обучения по системному постепенному характеру интеллектуального функционирования. По мнению П.Ю. Гальперина [3], любая психическая деятельность считается предварительным мероприятием. Все процессы этой деятельности взаимосвязаны и взаимозависимы. Предварительные процессы делятся автором на три основных этапа: мотивация, основная схема деятельности и ее практическая реализация. В зависимости от подготовки человека к умственной деятельности могут быть сделаны определенные последовательные операции. Для хорошо обученных и подготовленных учеников некоторые операции могут быть опущены. Менее подготовленные или с более низкими способностями к обучению учащиеся должны делать больше шагов, чтобы получить те же знания или навыки, что и те, кто хорошо подготовлен.

Большое внимание в педагогике и психологии уделяется мотивации. Мотив является отправной точкой любого действия и определяющим результатом этого действия. Определенное (положительное или отрицательное) отношение к деятельности формируется до начала этой деятельности. Таким образом, успех любой деятельности зависит от отношения к этой активности и решимости достичь цели. А.Н. Леонтьев [11] определяет мотивацию обучения как сложный процесс с конечной целью -сформировать постоянный интерес к обучению. Обучаемый должен организовать эти побудительные мотивы так, чтобы каждый следующий приходящий стимул находился на более высоком уровне и ученики постепенно достигали его. По мнению А.Н. Леонтьева, решение проблем - это самый эффективный мотив для взрослого обучаемого.

Некоторые ученые делят все виды мотивов на две большие группы: когнитивные и социальные. Познавательные мотивы можно разделить на следующие направления: широкий круг интересов, интерес к конкретному предмету и интерес к самообразованию. Социальные мотивы могут быть широкими, ограниченными и основанными на сотрудничестве. Преобладающий тип мотивации зависит от возраста, окружающей среды, образования и некоторых других педагогических и психологических факторов.

На наш взгляд, личностно-ориентированное образование должно строиться на таких принципах:

а) главная цель личностно-ориентированного обучения заключается в создании такой среды, в которой обучающийся приобретает определенные знания, умения и навыки, развивает способности, проявляет повышенную заинтересованность в обучении;

б) обучающийся является субъектом образовательного процесса;

в) личностно-ориентированный подход в образовании основан на знании познавательных процессов;

г) педагог должен знать индивидуальные психологические особенности каждого обучающегося;

д) педагог должен быть готов сотрудничать с определенной возрастной группой обучающихся и быть заинтересованным в достижении конечной цели обучения;

е) педагог должен мотивировать обучающихся и заинтересовать их в успешном обучении и образовании;

ж) приобретение знаний является средством развития самооценки человека, формирования успешной личности;

з) опыт каждого обучающегося должен быть принят во внимание.

На наш взгляд, для успешной реализации персонифицированного подхода в процессе образования необходимы следующие шаги:

а) подготовить материал для изучения с учетом опыта обучающегося, уровня его подготовки;

б) выяснить наиболее подходящие индивидуальные психологические характеристики обучающегося и его тип познавательной деятельности;

в) определить подходящие способы подачи материала для определенной группы обучающихся.

И.С. Якиманская [18] разработала принципы представления дидактических материалов с учетом личного опыта учащегося, предоставление выбора для ученика, стимулирования самооценки учащегося.

3. Результаты исследования

В качестве практической части изучаемой проблемы мы попытаемся исследовать вопрос реализации личностно-ориентированного обучения на примере некоторых методик преподавания иностранных языков в вузе. Нужно сказать, что работа с текстами по специальности является основополагающей в процессе изучения иностранных языков в вузе. Соответственно, обучающий должен уделять особое внимание различным формам работы, чтобы развить у обучающегося навыки работы с текстами по специальности. При чтении текстов некоторые обучающиеся могут легко отличить важную информацию, однако часто пропускают важные детали, необходимые для полного ее понимания. Подобные обучающиеся обладают аналитическим мышлением. Педагог должен помочь им обращать больше внимания на некоторые значимые детали, задавая определенные вопросы и ставя задачи, такие как «объяснить, почему...», «узнать, как ...» и т. п. Учащимся с так называемым синтетическим мышлением сложнее выделить суть важной информации и выяснить основную идею текста, но им легче понять много деталей, не выстроив их в логическую последовательность. Им целесообразно давать задания такого типа: «составить план», «найти ключевые слова», «обратить особое внимание на некоторые факты, даты, имена», «ответить на наводящие вопросы» и другие, помогая собирать данные в логическую последовательность.

Немаловажным фактором, влияющим на способ восприятия информации, является репрезентативность возможности. Всех обучающихся можно дифференциро-

вать в зависимости от их представительских возможностей: слуховых, визуальных и кинестетических. Интересную работу, на наш взгляд, можно провести с кинестети-ками, потому что это самая многочисленная группа учеников. Им легче воспринимать информацию, если она включает в себя звук, визуальную помощь и эмоции. Они обычно воспринимают информацию как единое целое, пропуская детали. В соответствии с данными психологов целесообразно строить работу с кинестетиками на основе различных ассоциации, движений и даже «рисования» текста либо информации. Эти обучающиеся составляют диалоги, решают проблемы и принимают участие в различных ролях более охотно.

Обсуждение и заключение

Для дальнейшего теоретического и практического исследования выделенной проблемы личностно-ориентированного подхода в высшем образовании необходимо выяснить, какие методы и задачи интересны и важны для группы обучающихся с учетом их индивидуальной психологической характеристики, опыта, уровня подготовки и обучения. В перспективе дальнейшего изучения хотелось бы представить методы и результаты исследования в создании дидактических материалов для обучающихся.

Таким образом, наше исследование позволяет утверждать, что в психолого-педагогической науке в настоящее время существует широкий спектр концептуальных подходов к решению обозначенной проблемы. Однако общим для всех является появление в качестве субъекта образовательного пространства личности обучающегося, создающего необходимые условия для всестороннего обучения и развития. Реализация личностно-ориентированного подхода станет возможной, если данный процесс будет спроектирован как совместная и познавательная деятельность педагога и обучающегося и направлен на гармоничное и всестороннее развитие обучающегося.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. - 1995. - № 4. - С. 17-29.

2. Веймер М. Учебно-ориентированное обучение: пять ключевых изменений в практике. -Нью-Йорк: John Wiley & Sons, 2013.

3. Гальперин П.Я. Введение в психологию: Учебное пособие для вузов. - М.: Университет, 1999. - 332 с.

4. Горбунова Н.В. Личностно-ориентированный подход как стратегия и тактика формирования личности будущего специалиста в системе высшего профессионального образования // Педагогический вестник. - 2018. - № 2. - С. 24-26.

5. Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. - М.: Академия, 2012. - 208 с.

6. Кембер Д. Переосмысление исследования университетских академических концепций преподавания // Обучение и инструкция. - 1997. - № 7 (3). - С. 255-275.

7. Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. -Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1982. - 224 с.

8. Кирсанов А.А. Психологические основы индивидуализации учебной деятельности школьников: Сб. статей / науч. ред. А.А. Кирсанов. Сер. Ученые записки. Вып. 198. -Казань: Казан. гос. пед. ин-т., 1980. - 105 с.

9. Киселев В.М., Янковская В.В. Трудности российской высшей школы при внедрении бо-лонского процесса // Экономика знаний: теория и практика. - 2017. - № 2. - С. 62-72.

10. Латыпова А.Ф., Дорофеев А.В. Личностно-ориентированный подход в высшем профессиональном образовании: современные средства реализации // Актуальные проблемы математического образования в школе и вузе: Сб. науч. трудов / науч. ред. А.В. Дорофеев. - Стерлитамак, 2014. - С. 100-106.

11. Леонтьев Д.А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. - СПб.: Питер, 2010. - 291 с.

12. Роджерс К.Р. Политика образования. Свобода учиться для 80-х // Огайо: Charles E. Merrill, 1983. - С. 184.

13. Туленкова Л.А. Личностно-ориентированный подход в формировании личностных универсальных учебных действий // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2019. - № 5-1. - С. 15-19.

14. Уолтерс В. Учитель-ориентированное обучение против ученик-ориентированного обучения: описательный пример // Лондон: ASCD, 2011. - С. 174.

15. Харден Р.М., Кросби Дж. Руководство AMEE № 20: Хороший преподаватель - больше чем лектор. 12 ролей преподавателя / пер. с англ. под ред. проф. И.Г. Никитина // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2012. - № 4 (10). - С. 27-51.

16. Хвастунова ЯМ.Контекстный подход как возможность реализации личностно-ориентированной парадигмы высшего профессионального образования // Вестник Восточно-Сибирской государственной академии образования. - 2012. - № 16. - С. 11-14.

17. Юрловская И.А. Индивидуализация как один из способов повышения эффективности процесса обучения // Теория и практика обучения и воспитания: Вып. II. Сб. науч. трудов / под ред. докт. пед. наук, проф. Б.А. Тахохова. - Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2003. -С. 118-126.

18. Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. - М.: Сентябрь, 2002. - 96 с.

19. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М.: Сентябрь, 2009. - С. 93-150.

20. Яковлев Б.П. Формирование личностной готовности учащихся в структуре и содержании личностно-ориентированного подхода в системе высшего образования // Вестник Тюменского государственного университета. - 2006. - № 1. - С. 233-239.

Поступила в редакцию 18.03.2020 В окончательном варианте 26.04.2020

UDC 371

A PERSONALIZED APPROACH IN EDUCATION: PROBLEMS AND PROSPECTS L.Kh. Urusova1

North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

123, Malbakhova st., Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, 360016, Russian Federation E-mail: lauraurusova@gmail. com

Abstract

In the modern education system, one of the strategic priorities is the theoretical and methodological understanding and practical implementation of personality-oriented learning. The pa-

1 Laura Kh. Urusova, Cand. Ped. Sci., Senior Lecturer of State and Civil Law Disciplines Department.

per considers the problem of implementing a personified approach in the process of education and training. The author's vision of a personality-oriented approach is stated. Some theses ofpsychology and pedagogy are studied to build the concept of an individual approach in education and training. The author tried to develop a mechanism for the implementation of a personality-oriented approach in teaching a foreign language in a higher educational institution. The study made it possible to argue that in the psychological and pedagogical science there is currently a wide range of conceptual approaches to solving this problem. However, common feature is the emergence as a subject of the learner personality, creating the necessary conditions for his full learning and development. The initial assumption was confirmed by the study that the implementation of personality-oriented learning will be possible if this process is designed as a joint learning and cognitive activity of the learner and learner, aimed at the harmonious and comprehensive development of the learner.

Keywords: personality-oriented approach; individual psychological characteristics, personality, high education.

REFERENCES

1. Bondarevskaya E.V. Tsennostnyye osnovaniya lichnostno-oriyentirovannogo vospitaniya [Valuable foundations of personality-oriented education]. Pedagogika. 1995. No. 4. Pp. 17-29.

2. Weimer M. Uchebno-oriyentirovannoye obucheniye: pyat' klyuchevykh izmeneniy v praktike [Training-oriented learning: five key changes in practice]. New York: John Wiley & Sons Publ., 2013.

3. Halperin P.Ya. Vvedeniye v psikhologiyu: Uchebnoye posobiye dlya vuzov [Introduction to Psychology: A Textbook for High Schools]. Moscow: University Publ., 1999. - 332 p.

4. Gorbunova N. V. Lichnostno-oriyentirovannyy podkhod kak strategiya i taktika formirovaniya lichnosti budushchego spetsialista v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya [Personally-oriented approach as a strategy and tactics of forming the personality of a future specialist in the system of higher professional education]. Pedagogicheskiy vestnik. 2018. No. 2. Pp. 24-26.

5. Isaev I.F. Professional'no-pedagogicheskaya kul'turaprepodavatelya [Professional and pedagogical culture of the teacher]. Moscow: Academy Publ., 2012. 208 p.

6. Kember D. Pereosmysleniye issledovaniya universitetskikh akademicheskikh kontseptsiy prepodavaniya [Rethinking the study of university academic teaching concepts]. Obucheniye i instruktsiya. 1997. No. 7 (3). Pp. 255-275.

7. Kirsanov A.A. Individualizatsiya uchebnoy deyatel'nosti kakpedagogicheskaya problema [Individualization of educational activity as a pedagogical problem]. Kazan: Kazan University Publ., 1982. - 224 p.

8. Kirsanov A.A. Psikhologicheskiye osnovy individualizatsii uchebnoy deyatel'nosti Shkolnikov: Sb. statey [Psychological foundations of individualization of educational activities of students: Sat. Articles]. Ser. Uchenyye zapiski. Vol. 198. Kazan: Kazan. gos. ped. in-t Publ., 1980. - 105 p.

9. Kiselev V.M., Yankovskaya V.V. Trudnosti rossiyskoy vysshey shkoly pri vnedrenii bolonskogo protsessa [Difficulties of Russian higher education in the implementation of the Bologna process]. Ekonomika znaniy: teoriya ipraktika. 2017. No. 2. Pp. 62-72.

10. Latypova A.F., Dorofeev A. V. Lichnostno-oriyentirovannyy podkhod v vysshem professional'nom obrazovanii: sovremennyye sredstva realizatsii [Personality-oriented approach in higher professional education: modern means of implementation]. Aktual'nyye problemy matematicheskogo obrazovaniya v shkole i vuze: Sb. nauch. trudov. Sterlitamak, 2014. Pp. 100-106.

11. Leontiev DA. Vnutrenniy mir lichnosti [The inner world of personality]. Psikhologiya lichnosti v trudakh otechestvennykhpsikhologov: khrestomatiya. - St. Petersburg: Peter Publ., 2010. - 291 p.

12. Rogers K.R. Politika obrazovaniya. Svoboda uchit'sya dlya 80-kh [Education policy. Freedom to study for the 80s]. Ohio: Charles E. Merrill Publ., 1983. 184 p.

13. Tulenkova L.A. Lichnostno-oriyentirovannyy podkhod v formirovanii lichnostnykh univer-sal'nykh uchebnykh deystviy [The personality-oriented approach in the formation of personal universal educational actions]. Nauchnoye obozreniye. Pedagogicheskiye nauki. 2019. No. 51. Pp. 15-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Walters V. Uchitel'-oriyentirovannoye obucheniye protiv uchenik-oriyentirovannogo obucheniya: opisatel'nyy primer [Teacher-Oriented Learning versus Student-Oriented Learning: A Descriptive Example]. London: ASCD Publ., 2011. 174 p.

15. Harden R.M., Crosby J. Rukovodstvo AMEE № 20: Khoroshiy prepodavatel' - bol'she chem lektor. 12 roley prepodavatelya [AMEE Handbook No. 20: A good teacher is more than a lecturer, twelve roles of a teacher]. Meditsinskoye obrazovaniye i professional'noye razvitiye. 2012. No. 4 (10). Pp. 27-51.

16. Khvastunova N.M. Kontekstnyy podkhod kak vozmozhnost' realizatsii lichnostno-oriyentirovannoy paradigmy vysshego professional'nogo obrazovaniya [Contextual approach as an opportunity to implement a personality-oriented paradigm of higher professional education]. Vestnik Vostochno-Sibirskoy gosudarstvennoy akademii obrazovaniya. 2012. No. 16. Pp. 11-14.

17. Yurlovskaya I.A. Individualizatsiya kak odin iz sposobov povysheniya effektivnosti protsessa obucheniya [Individualization as one of the ways to increase the effectiveness of the learning process]. Teoriya ipraktika obucheniya i vospitaniya: Vyp. II. Sb. nauch. trudov. Vladikavkaz: SOGU Publ., 2003. Pp. 118-126.

18. Yakimanskaya I.S. Lichnostno oriyentirovannoye obucheniye v sovremennoy shkole [Personally Oriented Learning in a Modern School]. Moscow: September Publ., 2002. 96 p.

19. Yakimanskaya I.S. Tekhnologiya lichnostno-oriyentirovannogo obrazovaniya [Technology of personality-oriented education]. Moscow: September Publ., 2009. Pp. 93-150.

20. Yakovlev B.P. Formirovaniye lichnostnoy gotovnosti uchashchikhsya v strukture i soderzhanii lichnostno-oriyentirovannogo podkhoda v sisteme vysshego obrazovaniya [The formation of students' personal readiness in the structure and content of a personality-oriented approach in the system of higher education]. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo universiteta. 2006. No. 1. Pp. 233-239.

Original article submitted 18.03.2020 Revision submitted 26.04.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.