АКМЕОЛОГИЯ КАК ИННОВАЦИОННОЕ УЧЕБНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
УДК 159.9; 378
ДИДАКТИКА И ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»
Гагарин Александр Валерьевич, доктор педагогических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации; e-mail: gagarin-av@ranepa.ru.
\
АННОТАЦИЯ
Ключевая миссия учебной дисциплины «Планирование теоретического и эмпирического исследования» в подготовке магистра психологии. Дидактические и практические аспекты реализации дисциплины (целесодержательные, компетентностные, учебно-содержательные, структурно-организационные, образовательно-технологические, учебно-информационные, образовательно-рефлексивные, информационно-методические). Ключевые слова: теоретическое и эмпирическое исследование, психологическое исследование, планирование и организация, магистр психологии, профессиональная подготовка, дидактика и опыт реализации.
Учебная дисциплина «Планирование теоретического и эмпирического исследования» — важная и неотъемлемая часть теоретико-методологической и прикладной профессиональной подготовки магистра психологии. Её содержание априори предполагает интегративный характер, поскольку её ключевая миссия в том, чтобы подготовить практика, обладающего как теоретической базой — в плане осмысления, так и прикладной — в плане организации конкретного психологического исследования в структуре той или иной сферы психолого-практической деятельности.
Оригинальность замысла, а также методическая новизна предлагаемого курса обусловлена тем, что дисциплина в соответствии с учебным планом читается на начальном, актуализирующем этапе обучения в магистратуре (в первом семестре первого курса). И в это время большинство студентов магистратуры не имеет чёткого представления о специфике магистерской подготовки, в целом о миссии её в личностно-профессиональном развитии человека, в частности, как о важном этапе систематизации уже имеющейся теоретико-прикладной подготовки и опыта профессиональной деятельности, как о реальной возможности для осмысления/переосмысления дальнейшего собственного профессионального и личностного пути.
В связи с этим системообразующая дидактическая идея указанной «адаптации» связана с организацией в рамках преподавания дисциплины, начиная с первого занятия, системной работы с «идеальной» (формально-логической) схемой научного исследования (рис. 1).
При этом осмысление формальной логики построения и осуществления теоретического и эмпирического исследования происходит посредством совместного взаимодей-
Объект
Проблема Предмет Цель
Тема
Рис. 1. «Идеальная» (формально-логическая) схема научного исследования
ствия в системе «преподаватель — студент», которое нацелено на реальное планирование студентом конкретного магистерского исследования (на основе интеграции имеющегося личного профессионального опыта и полученной новой учебно-профессиональной информации в течение семестра), включающего выявление проблемы в изучении психологического/психического явления, формулировку соответствующей темы, определение методологических характеристик исследования с их письменной фиксацией в формате процедурно-методологической схемы (табл. 1).
В 2012-2015 гг. мы разработали и апробировали оригинальную версию преподавания рассматриваемой дисциплины студентам, обучающимся по программам магистерской подготовки «Психология управления» и «Клиническая психология». Предлагаемый вариант есть «дидактическая адаптация» данной дисциплины к специфике образовательного процесса на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Наш опыт свидетельствует, что такая «дидактическая адаптация» не только повышает заинтересованность студентов в изучении дисциплины, но и способствует образовательной рефлексии собственных целей, задач и результатов, ожидаемых по окончании магистерской подготовки. А указанные схемы (рис. 1, табл. 1) есть дидактическая опора для разработки каждым студентом стратегии индивидуальной учебно-исследовательской деятельности в ходе дальнейшего обучения в магистратуре.
Согласно учебному плану и рабочей программе, цель дисциплины — сформировать у студентов знания, умения и навыки, позволяющие методологически корректно планировать и проводить валидное научное исследование, строить обзоры научной литературы, формулировать исследовательские гипотезы и задачи исследования, выбирать методические приёмы, осуществлять сбор и обработку данных, формировать непротиворечивую интерпретацию полученных результатов и обоснованные выводы, подготавливать отчёты о проделанной работе.
В структуре действующего ФГОС ВПО дисциплина «Планирование теоретического и эмпирического исследования» относится к базовой части общенаучного цикла дисциплин программы магистерской подготовки. Это может свидетельствовать, прежде
Таблица 1
Процедурно-методологическая схема научного исследования
Тема
Проблема
Объект
Предмет
Цель
Гипотезы Гипотеза 1 Гипотеза 2 Гипотеза 3
Задачи Задача 1 Задача 2 Задача 3
Положения новизны Положение новизны 1 Положение новизны 2 Положение новизны 3
Методы Методы 1 Методы 2 Методы 3
База Теоретическая база Теоретическая/ Эмпирическая база Эмпирическая база
Защищаемые положения Защищаемое положение 1 Защищаемое положение 2 Защищаемое положение 3
Параграфы Параграф 1 Параграф 2 Параграф 3
Выводы Вывод 1 Вывод 2 Вывод 3
Общее заключение с научно-практическими рекомендациями
всего, о том, что формируемая в процессе освоения этой дисциплины профессионально-психологическая культура и компетентность магистра психологии должны войти органичной и неотъемлемой составной частью в структуру его профессиональной деятельности.
В основу курса положены современные общие представления об эксперименте как об одном из основных методов многих наук, учтены последние достижения в области теории и практики психологического исследования. При этом теоретико-прикладная направленность изучения этой дисциплины предполагает соответствующую ориентацию студентов в общей и социальной психологии, психологии развития и акмеологии, в психодиагностике, математических методах и других отраслях психологической науки. Содержание дисциплины логически связано с содержанием дисциплин «Методологические основы психологии» и «Избранные проблемы общей психологии» и служит основой для эффективной научно-исследовательской работы студента и подготовки им выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации).
В этой связи практическая реализация дисциплины должна быть принципиально, содержательно, технологически и методически направлена на освоение студентами личностно-профессиональных (общекультурных, собственно-профессиональных и социально-личностных компетенций).
Под компетенцией понимается «способность и готовность человека самостоятельно применять в том или ином контексте различные элементы знаний и умений» (определение OECD в рамках общеевропейского процесса формирования «Европейской системы квалификаций»).
Освоение общекультурных компетенций личности (ОК-4, ОК-5, ОК-7, ОК-9, ОК-11) предполагает развитие способностей и готовности к свободному применению русского и иностранного языков как средства делового общения; к использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом; к выбору адекватного математического обеспечения научно-
исследовательской работы; адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей; к оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы.
Освоение профессиональных компетенций предполагает в научно-исследовательской деятельности: способность и готовность к планированию и проведению прикладного исследования в определённой области применения психологии (ПК-7); в проектно-инновационной деятельности: способность и готовность к формулировке обоснованных психологических рекомендаций прикладного профиля на основе теоретических и прикладных исследований (ПК-20).
Анализ содержания и специфики курса «Планирование теоретического и эмпирического исследования», его целей и задач как учебной дисциплины привёл нас к необходимости конкретизировать перечисленные выше компетенции. И в данном случае следует говорить о личностно-профессиональных компетенциях когнитивного и функционального характера.
Освоение профессиональных компетенций когнитивного характера предполагает продуктивное использование магистром психологии в профессиональной деятельности теорий и понятий, а также «скрытых знаний», приобретённых в опыте. В процессе освоения дисциплины студенты приобретают знания основ психологической теории и методологии психологического исследования; специфики основных этапов и процедуры психологического исследования; основных параметров оценки и способов достижения объективности, достоверности и валидности проводимого исследования.
Освоение профессиональных компетенций функционального характера предполагает умения, навыки, «ноу-хау», а также то, что человек должен уметь делать в профессиональной сфере. Магистр психологии должен уметь: определять проблему, обосновывать тему исследования, актуальность и новизну поставленной научной задачи, разрабатывать концептуальные модели, формулировать гипотезы и задачи исследования; определять состав и операционализировать основные изучаемые переменные; планировать и организовывать проведение эмпирических исследований, анализ и интерпретацию их результатов; обрабатывать, анализировать и систематизировать научно-психологическую информацию по теме исследования; владеть навыками: разработки рабочих планов и программ проведения научных исследований и методических разработок, подготовки отдельных заданий для исполнителей; подготовки научных отчётов, обзоров и публикаций по результатам выполненных исследований; планирования и организации и психологического сопровождения внедрения полученных разработок.
Важная роль в действующем стандарте отводится формированию социально-личностных компетенций студентов, как-то: компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера. При этом речь идёт о создании с этой целью социокультурной среды вуза как совокупности условий для разностороннего развития личности, для развития социально-воспитательного компонента учебного процесса, студенческого самоуправления, участия студентов в работе общественных организаций, научных студенческих обществ.
Освоение социально-личностных компетенций предполагает социально-поведенческие навыки человека в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и профессиональной.
Тогда необходимо говорить и о психологической культуре магистров психологии, в частности, об их профессиональной компетентности в целом как органичных частях в структуре их профессиональной деятельности. О сформированности целостного представления магистра психологии о личностных особенностях человека, профессиональной позиции психолога, навыках самообразования и профессионального общения с коллегами, способностей самостоятельной организации и проведения исследовательской работы. О сформированно-сти у студентов способности оценивать события и явления социальной жизни в соответствии с видением образованности современного человека, способности соотносить свои действия, методы и средства согласно принципам гуманизма и нравственности; убеждений
в индивидуально-личностной, деятельностной природе каждого человека, в необходимости творческого развития индивида и личности, нравственности и патриотизма.
Кроме того, в русле формирования социально-личностной компетенции магистра психологии необходимо говорить: о применении фундаментальных и прикладных научных знаний в практической профессиональной деятельности для обеспечения, поддержки, повышения качества своих взаимоотношений с миром социума, природы и самим собой, помощи в этом другим людям, индивидуальным и групповым субъектам социального действия; об овладении методами, методиками, «рефлексивными приёмами» практической психологии для расширения и оптимизации спектра наличного арсенала средств философского, культурологического, социологического, психологического, педагогического уровней изучения и экспериментального исследования феноменологии бытия и профессиональной деятельности человека в культуре, социуме, межличностных отношениях, на производстве, в общении с самим собой.
Мы определили соответствующее содержание курса, включающего четыре образовательных блока, которые обозначены нами как лекционно-практические модули (ЛПМ).
ЛПМ-1. Вводное лекционно-практическое занятие: методологическая (системная) структура теоретического и эмпирического исследования, формально-логическая схема психологического исследования. Особенности планирования конкретного психологического исследования, его этапы и программа. Общая схема научного исследования: процессуальные особенности, основные требования к организации исследования. Процедурно-методологическая схема конкретного психологического исследования.
ЛПМ-2. Особенности и требования к организации научного исследования. Формулировка темы научного исследования: критерии выбора, требования к формулировке, типичные ошибки. План-проспект и план-структура магистерской диссертации. Теоретическое исследование, его этапы и планирование. Особенности сбора первичной научной информации: структура этапа, анализ состояния проблемы, её ретроспективный анализ, анализ основного и базового понятий. Построение контент-матрицы на примере анализа понятия «Личность». Особенности теоретического моделирования на примере создания проекта развивающей образовательной системы.
ЛПМ-3. Эмпирическое исследование, его планирование и методы. Отражение программы эмпирического исследования в его формальной структуре. Этапы (программа) эмпирического исследования и особенности планирования его содержания. Эксперимент в психологии: противоречия и точки зрения. Эксперимент в общей системе методов психологического исследования, его роль и место в системе конкретного психологического исследования. Психологический эксперимент: сущность, виды, структура, содержание. Особенности планирования, организации, проведения различных видов эксперимента.
ЛПМ-4. Системная композиция научного исследования и подготовка его разделов (актуальность, проблема, объект, предмет, гипотеза, цель, задачи, эмпирическая база, методы исследования, положения новизны, теоретическая значимость, защищаемые положения, практическая значимость, апробация, выводы по главам, заключение). Системная композиция научного доклада. Особенности публичной защиты и презентации результатов. Подготовка научных публикаций (статьи в рецензируемых журналах). Подготовка тезисов выступлений на научных конференциях. Обсуждение и корректировка инструментальных схем исследования (итоговое занятие).
Каждый указанный лекционно-практический модуль в структурно-организационном плане включает два или три спаренных занятия, объединённых единой проблематикой. Поскольку реализация компетентностного подхода в высшем образовании (в том понимании, в котором он активно развивается сегодня в отечественной практике) направлена на широкое использование активных/интерактивных форм, то в образовательно-технологическом плане все занятия построены на основе интерактивного педагогического взаимодействия и включают совместное выполнение конкретных практических заданий по актуальным проблемам и вопросам планирования психологического исследования.
Учитывая это обстоятельство и тот факт, что в результате освоения курса каждый студент должен спланировать собственное конкретное психологическое исследование, и такое планирование осуществляется непрерывно и совместно с преподавателем (начиная с определения проблемы и формулировки предполагаемой темы и заканчивая разработанной процедурно-методологической схемой как стратегическим документом для учебно-исследовательской деятельности), мы не считаем дидактически обоснованным выделять лекцию, практическое занятие, семинар, круглый стол как самостоятельные организационные формы.
В данном случае продуктивным (в плане конечного результата) становится формат проведения занятия именно как лекционно-практического. Будучи интегративным он включает такие элементы активных/интерактивных форм, как обсуждение, дискуссия, беседа, деловая игра, индивидуальное практическое задание, в основе которых лежит механизм устной и письменной рефлексии учебного содержания.
При этом устная рефлексия студентами содержания дисциплины побуждается в специально организованном или стихийном обсуждении проблемы. Именно такая форма в условиях ограниченного времени, отведённого на фундаментальный теоретический блок в магистратуре, имеет также учебно-информационное значение. Она предлагает студентам в той или иной степени (в зависимости от индивидуальных потребностей и возможностей) осмыслить объективный и субъективный смысл важнейших категорий и понятий современной психологии в сжатые сроки. И этот смысл может рождаться в указанных выше формах: у кого-то в устных обсуждениях, в процессе высказываний, обмена мнениями, у другого во внутренних монологах и сомнениях, у третьего в процессе выполнения индивидуального письменного задания. Но прежде всего, по предложенному, хотя, возможно, и стихийно возникшему тезису. Учитывая приоритет первой позиции (целенаправленная педагогическая организация таких форм обучения), дидактической опорой для определения «верного» (в тематическом, теоретическом, прикладном плане) направления устной и письменной рефлексии могут служить специальные дидактические карты (опорные схемы), подготовленные, например, с позиций того или
ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
• процесс получения новых научных знаний об объекте ПАИ:
/-Л-3--N
ЧЕЛОВЕК РАЗВИВАЮЩИМСЯ
(прогрессивно-развивающаяся самореализующаяся личность)
ПРОЦЕССЫ саморазвития
МЕХАНИЗМЫ самосовершенствования
УСЛОВИЯ самообразования
ФАКТОРЫ самоорганизации
4-V-'
предмет ПАИ
Рис. 2. Дидактическая карта (опорная схема) «Психолого-акмеологическое исследование»
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
• процесс получения новых научных знаний об объекте ПАИ:
_А__
Г
ЧЕЛОВЕК/ЛИЧНОСТЬ В ГРУППЕ,
ЕГО/ЕЁ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ПРОЦЕССЫ поведения и деятельности
МЕХАНИЗМЫ развития личн°стн в группе УСЛОВИЯ развитие конкретной группы
ФАКТОРЫ
межличностного взаимодеиствия межгруппового взаимодействия и т.д.
"V"
предмет СПИ
Рис. 3. Дидактическая карта (опорная схема) «Социально-психологическое исследование»
иного направления психологической науки и практики (рис. 2, 3), а также частные дидактические схемы, выполненные на основе общей процедурно-методологической схемы исследования.
Механизм письменной рефлексии содержания дисциплины лежит в основе другого (интерактивного) элемента курса, о котором говорилось выше, — самостоятельной разработки в рамках планирования собственного теоретического и эмпирического исследования по теме магистерской диссертации её процедурно-методологической схемы (см. табл. 1) и фиксации в письменной форме его (исследования) соответствующих методологических характеристик. Тема письменной рефлексии (в нашем случае тема магистерского исследования) при общей своей свободе конструктивно дополняется за-данностью с учётом её актуальности, особенностей студента (имеющийся личный профессиональный опыт), соответствием специальности (психология управления, клиническая психология и т.д.), наличием теоретической и эмпирической базы, возможностью выполнения в РАНХиГС. Принципиальное значение данной формы в том, что она актуализирует и системно направляет деятельность студента по подготовке магистерской диссертации, позволяет ему задуматься (зачастую впервые) над темой собственного научного изыскания, предварительно сформулированной в совместной деятельности с преподавателем в рамках курса.
Очевидно, что освоение студентом тех или иных актуальных проблем и вопросов современной психологии, и в том числе в специально организованном процессе совместного планирования собственного исследования, в первое время обучения в магистратуре может быть затруднено в связи с недостаточным и даже низким уровнем базовой подготовки. Это реальность, к сожалению. Тем не менее, реализация рекомендуемой нами дидактической поддержки при соответствующем педагогическом сопровождении постепенно выводит студентов на иной (системный и рефлексивный, а не хаотичный и интуитивный) уровень планирования и организации собственного научного исследования, а в итоге, возможно, идеальном, приводит к развитию культуры устного выступления, умения слушать
и слышать других, оценивать собственные возможности, наконец, к определению себя как субъекта магистерской подготовки «здесь и сейчас», к актуальной и осмысленной потребности в ней как важнейшей детерминанте дальнейшего личностного и профессионального движения.
Отметим, что в информационно-методическом плане дисциплина обеспечена специально созданным для этого электронным дидактическим ресурсом «Планирование теоретического и эмпирического исследования. — [Электронный ресурс]. — URL: http:// eco-anthropology.ru/planirovanie-issledovaniya/ (дата обращения 09.11.14)», включающим необходимые основные и дополнительные учебные и методические материалы для студентов, электронные и информационные возможности. Систематическое обновление, обогащение и корректировка контента этого ресурса направлены к тому, чтобы создать максимальные возможности для самостоятельного освоения как отдельных образовательных модулей, так и курса в целом. Данный оригинальный продукт оптимизирует самостоятельную работу с традиционными и современными источниками информации, в том числе посредством известных систем поиска и гиперссылок. В информационном плане расширены его возможности благодаря обширной базе ссылок с непосредственным выходом на сайты необходимой тематики, на которых размещены учебные пособия, а также научные монографии, статьи и другие необходимые научные, информационные, популярные ресурсы.
ЛИТЕРАТУРА
[1]. Анцупов А.Я., Харитонов А.Н., Жмурин И.Е., Тимченко Г.Н. Анализ проблематики 1313 докторских диссертаций по психологии и акмеологии // Акмеология. — 2014. — № 1. — С. 165-181.
[2]. Асеев В.Г. О соотношении субъективного и объективного // Акмеология. — 2014. — № 1. — С. 16-24.
[3]. Асеев В.Г. Структурные особенности значимого пространства личности // Акмеология. — 2012. — № 1 (41). — С. 17-20.
[4]. Бехтер А.А. Развитие рефлексивности личности посредством акмеологического тренинга // Акмеология. — 2012. — № 3.
[5]. Бехтер А.А Рефлексия как механизм формирования социально-профессиональной идентичности психолога // Вестник Новосибирского государственного университета / Серия: Психология. —2012. — Т. 6. — № 2.
[6]. Бехтер А.А. Рефлексивное оценивание трудных жизненных ситуаций как основа выбора копинг-стратегий у будущих психологов // Акмеология. — 2012. — № 2.
[7]. Бодалев А.А., Деркач А.А., Климов Е.А. О задачах и направлениях современных акмеоло-гических исследований // Акмеология. — 2013. — № 3. — С. 85-90.
[8]. Деркач А.А. В помощь исследователю-акмеологу: о логике акмеологического исследования // Акмеология. — 2013. — № 4. — С. 11-24.
[9]. Деркач А.А. Модернизация образования как условие опережающего социально-экономического развития страны (окончание) // Акмеология. — 2012. — № 2 (42). — С. 12-23.
[10]. Деркач А.А. Роль организационной среды в становлении личности профессионала // Ак-меология. — 2011. — № 3 (39). — С. 8-19.
[11]. Деркач А.А. Психолого-акмеологические основания и средства оптимизации личностно-профессионального развития конкурентоспособного специалиста // Акмеология. — 2013. — № 3. — С. 14-21.
[12]. Зазыкин В.Г. Акмеология карьеры // Акмеология. — 2010. — № 3 (35). — С. 32-34.
[13]. КнязевА.М., ОдинцоваИ.В. Режиссура и менеджмент технологий активно-игрового обучения. — М.: Изд-во РАГС, 2008.
[14]. Мельничук А.С. Многомерный подход к анализу субъективных стратегий развития профессиональных компетенций // Акмеология. — 2012. — № 2 (42). — С. 23-31.
[15]. Москаленко О.В. Проблема планирования карьеры студентов в предметном поле акмеологии // Акмеология. — 2012. — № 4 (44). — С. 26-29.
[16]. Новосёлова Л.А. Активизация профессионального становления студентов: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Кемеров. гос. ун-т. — Кемерово, 2005.
[17]. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / Под общ. ред. А.А. Дерка-ча. — М.: Изд-во РАГС, 2005.
[18]. Селезнёва Е.В. Самореализация и особенности мотивации студенческой молодёжи // Ак-меология. — 2013. — № 3. — С. 28-34.
[19]. СтепноваЛ.А., МикитюкН.В. Акмеологическая система личностно-профессионального развития резерва управленческих кадров // Акмеология. — 2011. — № 3 (39). — С. 19-27.
[20]. Стеценко И.А. Педагогическая рефлексия: теория и технология развития: автореф. дис. ... докт. пед. наук: 13.00.01 / Рост. гос. ун-т. — Ростов-на-Дону, 2006.
[21]. Цымбаленко С.Б. Акмеологические основания развития подрастающего поколения в системе информационно-коммуникативных взаимодействий // Акмеология. — 2011. — № 4 (40). — С. 28-38.
DIDACTICS AND EXPERIENCE OF TEACHING THE COURSE «PLANNING OF THEORETICAL AND EMPIRICAL RESEARCH» AT THE DEPARTMENT OF ACMEOLOGY AND PSYCHOLOGY OF PROFESSIONAL ACTIVITY, THE RUSSIAN PRESIDENTIAL ACADEMY OF NATIONAL ECONOMY AND PUBLIC ADMINISTRATION (RANEPA)
Alexander V. Gagarin, Doctor of Education, Professor of the Acmeology and Professional Activity Psychology Department, Institute of Social Sciences, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, 84, Vernadskiy prospect, Moscow, 119606, Russia; e-mail: gagarin-av@ranepa.ru
ABSTRACT
The proposed article is defined a key mission of training course «Planning of theoretical and empirical research» for the preparation of the master of psychology through the systematization theoretical and applied preparation and professional activity experience, and also the real possibility for comprehension / rethinking further professional and personal way. In this context there are didactic and practical aspects to realize discipline (objective, competence, learning and content, structural and organizational, educational and technological, learning and informational, educational and reflexive, informational and methodical). Key words: theoretical and empirical study, psychological research, planning and organization, Master of Psychology, training, didactics and experiences for realizing.
REFERENCES
[1]. Ancupov A.Ja., Haritonov A.N., Zhmurin I.E., Timchenko G.N. Analiz problematiki 1313 dok-torskih dissertacij po psihologii i akmeologii // Akmeologija. — 2014. — № 1. — S. 165-181.
[2]. Aseev V.G. O sootnoshenii sub#ektivnogo i ob#ektivnogo // Akmeologija. — 2014. — № 1. — S. 16-24.
[3]. Aseev V.G. Strukturnye osobennosti znachimogo prostranstva lichnosti // Akmeologija. — 2012. — № 1(41). — S. 17-20.
[4]. Behter A.A Razvitie refleksivnosti lichnosti posredstvom akmeologicheskogo treninga // Akmeologija. — 2012. — № 3.
[5]. Behter A.A Refleksija kak mehanizm formirovanija social'noprofessional'noj identichnosti psihologa // Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta / Serija: Psihologija. — 2012. — T. 6. — № 2.
[6]. Behter A.A. Refleksivnoe ocenivanie trudnyh zhiznennyh situacij kak osnova vybora koping-strategij u budushhih psihologov //Akmeologija. — 2012. — № 2.
[7]. Bodalev A.A., Derkach A.A., Klimov E.A. O zadachah i napravlenijah sovremennyh akmeolog-icheskih issledovanij // Akmeologija. — 2013. — № 3. — S. 85-90.
[8]. Derkach A.A. V pomoshh' issledovatelju-akmeologu: o logike akmeologicheskogo issledovani-ja // Akmeologija. — 2013. — № 4. — S. 11-24.
[9]. Derkach A.A. Modernizacija obrazovanija kak uslovie operezhajushhego social'no-jekonomi-cheskogo razvitija strany (okonchanie) // Akmeologija. — 2012. — № 2 (42). — S. 12-23.
[10]. Derkach A.A. Rol' organizacionnoj sredy v stanovlenii lichnosti professionala // Akmeologija. — 2011. — № 3 (39). — S. 8-19.
[11]. Derkach A.A. Psihologo-akmeologicheskie osnovanija i sredstva optimizacii lichnostno-professional'nogo razvitija konkurentosposobnogo specialista // Akmeologija. — 2013. — № 3. — S. 14-21.
[12]. Zazykin V.G. Akmeologija kar'ery // Akmeologija. — 2010. — № 3 (35). — S. 32-34.
[13]. Knjazev A.M., Odincova I.V. Rezhissura i menedzhment tehnologij aktivno-igrovogo obu-chenija. — M.: Izd-vo RAGS, 2008.
[14]. Mel 'nichukA. S. Mnogomernyj podhod k analizu sub#ektivnyh strategij razvitija professional'nyh kompetencij // Akmeologija. — 2012. — № 2 (42). — S. 23-31.
[15]. Moskalenko O.V. Problema planirovanija kar'ery studentov v predmetnom pole akmeologii // Akmeologija. — 2012. — № 4 (44). — S. 26-29.
[16]. Novoselova L.A. Aktivizacija professional'nogo stanovlenija studentov: avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 / Kemerov. gos. un-t. — Kemerovo, 2005.
[17]. Pedagogika i psihologija vysshej shkoly: Uchebnoe posobie / Pod obshh. red. A.A. Derka-cha. — M.: Izd-vo RAGS, 2005.
[18]. Selezneva E.V. Samorealizacija i osobennosti motivacii studencheskoj molodezhi // Akmeologija. — 2013. — № 3. — S. 28-34.
[19]. Stepnova L.A., Mikitjuk N.V. Akmeologicheskaja sistema lichnostno-professional'nogo razvitija rezerva upravlencheskih kadrov // Akmeologija. — 2011. — № 3 (39). — S. 19-27.
[20]. Stecenko I.A. Pedagogicheskaja refleksija: teorija i tehnologija razvitija: avtoref. dis. ... dokt. ped. nauk: 13.00.01 / Rost. gos. un-t. — Rostov-na-Donu, 2006.
[21]. Cymbalenko S.В. Akmeologicheskie osnovanija razvitija podrastajushhego pokolenija v sisteme informacionno-kommunikativnyh vzaimodejstvij // Akmeologija. — 2011. — № 4 (40). — S. 28-38.